- Урок 15 §13. Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях. Пути выхода из конфликтных ситуаций
- Содержание урока
- Выбор жертвы преступником
- Урок 15 §13. Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях. Пути выхода из конфликтных ситуаций
- Содержание урока
- Конфликты
- Психологические основы самозащиты методическая разработка по обж (9 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Урок 15
§13. Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях. Пути выхода из конфликтных ситуаций
Содержание урока
Выбор жертвы преступником
Выбор жертвы преступником
Чем руководствуется уличный грабитель или насильник при выборе жертвы? Установлено, что преступнику требуется в среднем 7 секунд для оценки потенциального объекта нападения (его моральной и физической подготовки, темперамента и других качеств). Преступник отмечает всё: неуверенность взгляда, несмелость движений, вялую осанку, физические недостатки, психическую подавленность, утомление — всё, что сыграет ему на руку.
Выделяют две категории людей: так называемую группу риска и тех, кому практически не грозит опасность стать объектом нападения. Первых условно можно назвать «хлюпиками»: они плохо физически организованы, расслаблены. Вторые выглядят уверенно.
Какое поведение помогает избежать столкновения со злоумышленниками? Изучите приведённую ниже таблицу 1 и постарайтесь изменить своё поведение гак, чтобы не производить впечатления робкого и застенчивого человека.
Таблица 1
ПРИЗНАКИ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЖЕРТВЫ И УВЕРЕННОГО В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА
Следующая страница Самозащита
Источник
Урок 15
§13. Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях. Пути выхода из конфликтных ситуаций
Содержание урока
Конфликты
Конфликты
Многие конфликты и нападения происходят по вине самой жертвы, которая показывает всем своим видом, что она либо «созрела» (оказалась в неположенном месте и в неположенное время), либо податлива (слишком легкодоступна), либо беззащитна (пьяна, напугана, возбуждена, чересчур доверчива). Старайтесь не выделяться среди окружающих излишней экстравагантностью, яркой и необычной одеждой, дорогими вещами и украшениями. Всё это, как правило, привлекает внимание преступников.
Что же предпринять, если конфликт неизбежен? Если есть возможность мирного разрешения конфликта, стоит попробовать снять напряжение, достигнуть взаимоприемлемого решения или даже завладеть инициативой.
При этом следует:
• говорить твёрдым, спокойным тоном;
• внимательно слушать и стараться, чтобы происходил постоянный обмен фразами;
• как можно быстрее уяснить себе, что именно агрессору от вас нужно;
• предложить ему перейти в другое помещение, если что-то вызывает его раздражение;
• если возможно, вести переговоры сидя — это часто уменьшает напряжение;
• если ситуация позволяет, определить приемлемые рамки поведения, например сказать: «Мы продолжим разговор, но только сперва перестаньте кричать на меня и угрожать».
Не рекомендуется:
• кричать или говорить на повышенных тонах;
• уходить или поворачиваться к агрессору спиной, пока он разговаривает с вами;
• посягать на личное пространство агрессора;
• игнорировать агрессора, выказывать невнимание или пренебрежение к нему;
• обращаться с агрессором уничижительно или покровительственно;
• без необходимости спорить с ним или высказывать угрозы в его адрес;
• отдавать ему приказы типа «Замолчи!» или «Ну-ка сядь!»; жестикулировать — грозить пальцем, размахивать руками. Следующий немаловажный фактор безопасности — способность сорвать планы нападающих. Сделать это можно при помощи неожиданных, нешаблонных действий, вызвав замешательство злоумышленников.
Если жертва оказывает сопротивление — будь то слово, физическое действие или то и другое одновременно, — фактор неожиданности обращается против преступника точно так же, как он должен был изначально сработать против жертвы.
Не замирайте, а используйте тот же важный принцип — неожиданность. Приведём достаточно яркий пример неожиданных действий.
Это случилось в Италии. Неизвестный напал на показавшегося ему абсолютно безобидным тихого старичка, когда тот выходил с почты, получив там своё месячное пособие. Грабитель попытался выхватить у пенсионера кошелёк, но старичок, недолго думая, откусил ему палец. Обезумев от боли, грабитель бросился бежать, забыв о кошельке. В тот же день бандит лёг в клинику, не подозревая, что дотошный старичок, хоть и сохранил свои деньги, решил не оставлять нападение без последствий и заявил в полицию. В больничную палату вскоре прибыли карабинеры, предъявившие преступнику его палец.
Когда конфликт замять не удаётся, следует воспользоваться доступными и эффективными приёмами самозащиты, попробовать смутить нападающего. Например, вы роняете деньги, агрессор наклоняется, чтобы подобрать их, и это даёт вам необходимые мгновения для бегства. Если же убежать по какой-либо причине не представляется возможным, ударьте его в лицо ногой.
Можно притвориться, будто вы видите за спиной нападающего охранника или полицейского. Если злоумышленник оглянется, вы выиграете драгоценное время для толчка или удара, что поможет вам убежать.
Можно сделать вид, что приближается кто-нибудь из ваших друзей. Сопроводив жест призывом о помощи, обращённым к воображаемым людям, вы можете воспользоваться растерянностью агрессора.
Другой вариант отвлекающей техники: вы убеждаете нападающего в том, что вот-вот уступите его требованиям и отдадите, скажем, кошелёк, бумажник или телефон, а сами, воспользовавшись сто замешательством, нанесёте удар по лицу, в пах или живот.
Если нет пути к отступлению перед превосходящими силами противника, сыграйте роль человека, имеющего мощную поддержку: вот-вот подойдут надёжные защитники (отец, старший брат).
Например, войдя в подъезд, где разместилась пьяная компания, паренёк кричит, оглянувшись назад: «Папа, придержи Джека! Как бы он не порвал в подъезде парней!» — и быстро проходит мимо.
Если вас задерживают и дело идёт к конфликту, попробуйте сделать комплимент, отвлечь внимание нападающих на них самих. Держитесь при этом с достоинством, не унижайтесь.
Девушка, которой ничего хорошего не стоит ожидать от подвыпивших парней в тёмном переулке, обращается к ним с просьбой: «Ребята, я вижу, вы не из робких! Проводите меня вон до того дома. Я здесь живу».
Следующая страница Когда на вас нападает несколько человек
Источник
Психологические основы самозащиты
методическая разработка по обж (9 класс) по теме
Психологические основы самозащиты/ Хороший урок для 9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka1.doc | 93 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Психологические основы самозащиты» (45 минут)
— расширение кругозора учащихся;
— ознакомление обучающихся с языком жестов.
— культуру общения, взаимное уважение;
— такие качества характера, как инициативность, самостоятельность, настойчивость;
— образ грамотного и уверенного человека.
— интерес к изучаемому предмету;
— способность четко и быстро мыслить, кратко и ясно выражать свою мысль;
— умение самостоятельно пополнять свои знания.
— показать обучающимся опасные ситуации, которые могут произойти с ними;
— найти вместе с учениками возможный алгоритм действий в опасных ситуациях;
— объяснить, почему надо контролировать свои слова и жесты.
Тип урока: беседа.
Применяемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, личностно ориентированный подход.
Наглядные пособия: презентация, аудиозапись релаксирующей музыки.
УУД: 1) Регулятивные: целепологание, оценка и анализ своих действий.
2) Познавательные: общеучебные, логические.
3) Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Метопредметная связь: история, психология.
Карта учебного занятия:
Основные этапы организации учебной деятель-ности
Содержание педагогического взаимодействия
Подготовить обучающихся к началу урока
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.
Начало ведения диалога
Самоорганизация к учебному процессу
2. Формулиров-ка обучаю-щимися темы урока. Беседа по новой теме
Подготов-ка учащихся к работе на основном этапе
Организует устный коллективный анализ. Фиксирует выдвинутые учениками суждения.
(показ слайдов с цитатами)
Осознанно строят речевые высказыва-ния понятные для собесед-ника
Оценка значимости цитат
2.2. Усвоения новых знаний и способов действий
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала
Представляет основной материал в виде построения структурно- логической схемы
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу
Первич-ная проверка понимания изученного
Установить правильность и осознанность изучаемого материала. Провести коррекцию пробелов в осмыслении материала.
Организует учебное взаимодействие учеников. Корректирует пробелы в осмыслении материала
Участвуют в обсуждении содержания материала
2.4. Физкультур-ная минутка
Смена вида деятельности, обдумывание материала
Обеспечивает благотворную атмосферу для расслабления обучающихся
Закрепление новых знаний и способов действий
Обеспечить закрепление изученного материала.
Способствует закреплению новых знаний
Строят логически приемле-мые заключения
Обобщение и систематизац-ия
Обеспечение формирование целостной системы ведущих знаний обучающихся.
При помощи обучающихся обобщает материал. Строит блок-схему
Строят логически приемле-мые заключения
Обобщают и делают выводы учебного занятия
Информация о домашнем задании
Обеспечить понимание обучающими-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Объясняет домашнее задание: стандартный минимум и творческий этап
Вопросы на уточнение и понимание материала
Подведение итогов занятия
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся. Дать возможность обучающимся оценить свою работу на уроке.
Оценивает работу класса и отдельных учеников по итогам урока.
Оценивают свой результат работы и уровень усвоения материала
Участвуют в обсуждении
Сценарий учебного занятия:
Урок начинаеися со Слайда № 1. Обучающимся на слайде показывают только фотографию Демокрита.
Учитель: Ребята, это Демокрит, известный древнегреческий философ – материалист. Жил примерно в 460 году до нашей эры. Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения об понятии «атом». У него так же много высказываний. Одно из них:
На слайде появляется цитата Демокрита: «Мужествен не только тот, кто побеждает врагов, но и тот, кто господствует над своими страстями».
Учитель: Как Вы понимаете эту фразу?
(ученики говорят свои мысли, основные записываем на доске. Например: 1) Надо быть сдержанным. 2) Мужество заключается не только в силе. 3) Мужественные люди контролируют свои эмоции.).
Слайд № 2 . Обучающимся на слайде показывают только фотографию Корнелия Непота.
Учитель: Это Корнелий Непот, известный римский историк. Жил примерно между 99 и 24 годах до нашей эры. Его п ервым произведением была хроника в 3-х книгах, написанная примерно в 54 году до н. э., представлявшая собой синхронистические таблицы, сопоставлявшие важнейшие события в истории Греции и Рима. Так же он написал много трудов по истории. Непоту приписывается известное выражение: « Si vis pacem, para bellum ».
На слайде появляется цитата Корнелия Непота: «Хочешь мира,
готовься к войне».
Учитель: Как Вы считаете, что он хотел этим сказать?
(ученики говорят свои мысли, основные записываем на доске. Например:
1) Всегда надо быть готовым.
2) Чтобы не было войны, надо быть всегда сильным.).
Учитель: Молодцы. А теперь последняя цитата.
Слайд № 3. Обучающимся на слайде показывают только фотографию Фрэнсиса Бэкона.
Учитель: Это Фрэнсис Бэкон. Английский философ (1561 – 1626 г.). Родоначальник английского материализма. Лорд – канцлер при короле Якове I. Одно из его известных изречений: «Так же, как язык говорит уху, так и жест говорит глазу».
На слайде появляется цитата Фрэнсиса Бэкона: «Так же, как язык говорит уху, так и жест говорит глазу».
Учитель: А что бы могла значить эта цитата?
(ученики говорят свои мысли, основные записываем на доске. Например:
1) О человеке могут сказать жесты.
2) Язык жестов очень «красноречив», если это видеть.).
Учитель: С этим Вы справились. (показывает на основные записи на доске). Кто хочет попытаться сформулировать тему урока?
Ученик 1: Надо быть всегда готовым к опасным ситуациям, но быть сдержанным.
Ученик 2: Язык жестов в нашей жизни.
Учитель: Каждый из Вас прав. Тема нашего учебного занятия сегодня: «Психологические основы самозащиты».
Слайд № 4. На слайде появляется тема урока. (обучающиеся записывают дату и тему урока).
Учитель: Для того, чтобы лучше понять тему урока, разберем понятия находящиеся в ней. Что такое основы, я думаю, всем понятно, а вот что такое самозащита и как она может быть психологическая, немного не понятно.
Ученик: Самозащита – способы своей защиты от противника. Психологическая самозащита, наверно, способность защищать себя не кулаками, а словами, силой убеждения.
Учитель: Хорошо! А для чего нам всё это надо знать? Разве это сейчас актуально? Поднимем руки, кто считает, что эта тема не актуальна?(поднятых рук нет или очень мало). А теперь кто считает, что эта тема имеет большое значение в нашей жизни?(весь класс поднимает руки). Замечательно… Значит Вы всё ещё считаете, что это надо знать… Кто сможет мне это доказать?
Ученик 1: У нас очень часто происходят нападения на людей.
Ученик 2: Не все отличаются физической силой, поэтому надо знать, как дать отпор нападающему.
Ученик 3: Хочешь мира – готовься к войне. Лучше знать, как вести себя, чем ждать, что что-то произойдет, а ты и не знаешь, что делать.
Учитель: Полностью с Вами согласен. Можно ещё добавить немного статистики. В Томске, как и в России в целом, прослеживается увеличение преступлений совершенных несовершеннолетними и в отношение несовершеннолетних. Участились случаи нападений, грабежей, насилия как физического и психологического. Преступления совершаются не только в «тёмных переулках», но и в компании товарищей, друзей, а так же дома. О любых случаях насильственного характера (физического, морального) необходимо ставить в известность взрослых (родителей или учителей), в случае, если это происходит постоянно в семье, то сообщайте родственникам, классным руководителям, в полицию по телефону доверия или дежурной части.
Слайд № 5. Номера полиции.
Учитель: А можно среди окружающих выделить потенциального преступника, человека, которого стоит бояться или лучше обойти стороной? Как Вы считаете?
Ученик: Конечно можно.
Слайд № 6. Заголовок слайда «как выглядит потенциальный преступник». Слева на слайде появляется шуточная картинка потенциального преступника.
Учитель: Наверно, так?
(следует смех, обучающиеся понимают, что это шутка).
Учитель: А может быть этот возрастной мужчина? (добавляется картинка мужчины в возрасте. Ученики продолжают улыбаться, могут присутствовать реплики про возможность этого безобидного человека быть отнесенным в категорию преступников. Но тут появляется ещё одна фотография. Молодого человека, а под ней надпись «Чикотило А.». Обучающиеся удивлены. Смешки прекращаются.)
Учитель: Да, 2 и 3 фотография это один и тот же человек. Андре́й Рома́нович Чикати́ло. Маньяком было совершено более 65 убийств.
На этом примере мы видим, что внешность не определяющий фактор, но всё же… Каких людей нам необходимо обходить стороной? По каким признакам мы можем определить вероятного преступника? Пока идёт физкультминутка, предлагаю подумать над моими вопросами.
Слайд № 7. Физкультминутка.
Включается релаксирующая музыка, обучающие встают, закрывают глаза и медленными вращательными движениями разминают шею, потом плечи и спину. Открывают глаза и на цыпочках тянутся вверх. После этих упражнений садятся за парты, расправляют плечи и восстанавливают (по необходимости дыхание).
Ученик 1: По наличию татуировок на руках или теле. Иногда их можно заметить.
Ученик 2 : Люди, находящиеся в каком – либо виде опьянения.
Ученик 3: Группу лиц, ведущую себя агрессивно, лучше обходить.
Ученик 4: Смотреть на одежду. Она чаще грязная, старая, рваная у бомжей и малоимущих, а это значит, что они могут попробовать ограбить тебя.
Учитель: Полностью согласен. Теперь мы ходим спокойно по улицам, знаем, кого надо обходить. Но если так случилось, что к нам подошли с просьбой «дать закурить», «дать телефон позвонить» или даже просто вымогают деньги? Что тогда надо помнить?
Ученик: Не паниковать.
Учитель: Тогда ещё вопрос. Как проявляется в таких ситуациях паника и в чём она мешает?
Ученик: Голос дрожит, начинаешь заикаться.
Учитель: Действительно. Это действует не в Вашу пользу, так как человек, почувствовавший Вашу слабину, начинает действовать увереннее, агрессивнее. Такие действия имеют что-то общее с инстинктами хищника. Он видит перед собой не равного, а именно жертву. В таких случаях необходимо собрать всю волю в кулак и стараться отвечать уверенно, четко. Взгляд не должен быть «бегающим». Довольно часто, встретив неожиданный отпор, неприятель отступает в поисках более легкой «добычи». Мы немного коснулись языка жестов. Как мы можем использовать эти знания для себя при общении с тем же недругом?
Ученик: Если взгляд «бегающий», то он сам боится, значит можно смело идти в словесный «бой», а лучше ответить отказом и идти дальше.
Учитель: Хорошие наблюдения. Теперь немного об «отказе». Свои слова можно усиливать жестами.
Слайд № 8. Тело человека. После нажатия кнопкой мыши появляется линия, «линия контакта».
Учитель: У людей есть так называемая «линия контакта». Она проходит вертикально, как показано на слайде. Когда человек хочет прекратить общение, либо показать своё негативное отношение к какой-то информации, он пересекает её жестами. Так и в нашей ситуации мы можем «усилить» свои слова.
А какие жесты, относящиеся к нашей теме, знаете Вы? Какое у них значение?
Ученик 1: Сжатые кулаки – признак агрессии или бессилия.
Ученик 2: Скрещенные руки – защита от окружающих.
Ученик 3 : Руки в карманах – скрытность.
Учитель: Замечательно! Но необходимо помнить, что при всех Ваших познаниях надо оставаться людьми. Не надо становиться «хищниками», но и не быть «жертвой». Ваше отношение к человеку порой порождает такое же отношение и к Вам. Все мы ходим по одной земле и имеем одинаковые права на жизнь. При общении надо контролировать свои действия, слова, ведь случайно Вы можете обидеть, унизить или оскорбить собеседника.
Слайд № 9. Обобщение.
Учитель: И так, что мы сегодня узнали? (ученики рассказывают, что они запомнили из темы урока, а на слайде появляются обобщения).
Учитель: Надо ли быть уверенным человеком? Поможет ли это в жизни?
Ученик: Да, надо. В жизни это всегда пригодится.
Учитель: Тогда давайте составим «портрет» уверенного человека.
(Вместе с обучающимися строится портрет уверенного человека, возможно создание алгоритма его действий в каких – либо ситуациях).
Слайд № 10-11. Домашнее задание (на выбор).
Учитель: 1.Построить в тетради сравнительную таблицу, отражающую характеристики уверенного человека и потенциальной жертвы. Параметры сравнения: походка, взгляд, движения, речь, улыбка. Приветствуется инициатива обучающихся (предлагается найти ещё параметры сравнения, таблица дополняется). Это на оценку 3. Кто хочет получить более высокую оценку, выполните первое и задание № 2.
2.Составить Памятку «Правила поведения при встрече с агрессией», оформить творчески (с рисунками, картинками).
Источник