Электронный аукцион как способ закупки

Электронный аукцион как способ закупки

С 01.01.2022 ст. 59 утрачивает силу (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ).

Статья 59. Аукцион в электронной форме (электронный аукцион)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 59

1. Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

2. Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;

2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

3. Заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 настоящей статьи перечни.

4. Для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5 — 6. Утратили силу с 1 июля 2018 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ.

Источник

Электронный аукцион по 44‑ФЗ: с чего начать?

эксперт в сфере закупок, преподаватель в области госзакупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Рассказываем, как поставщику принять участие в электронном аукционе в рамках 44-ФЗ и на что обращать внимание заказчику при описании объекта закупки

Кто может быть участником электронного аукциона?

Участник закупки — любое юридическое лицо, за исключением офшорных компаний, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 3 44-ФЗ). Указанные лица могут беспрепятственно участвовать в закупках при соблюдении обязательных требований в соответствии с ч. 1. ст. 31 44-ФЗ, в том числе следующих:

  • соответствие требованиям, установленным в рамках законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (при наличие);
  • непроведение ликвидации участника закупки — юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки — юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
  • неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
  • отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
  • отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные
    ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ;
  • отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов и др.
Читайте также:  Способ применения дюфалак при запорах взрослым сироп

Соблюдение данных требований обязательно для всех, без исключения, заказчиков, так же как и правило об отсутствии в предусмотренном 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки (ч. 1.1 ст. 31 44-ФЗ), несмотря на то что данное требование является правом заказчика, а не обязанностью.

При проведении закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, которые осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, заказчики обязаны предъявлять дополнительные требования в соответствии с ПП РФ № 99 от 4 февраля 2015 г. (наличие финансовых ресурсов, опыта работы, трудовых ресурсов, оборудования — ч. 2. ст. 31 44-ФЗ). Иные требования заказчики предъявлять не вправе.

Таким образом, чтобы участвовать в закупках в рамках 44-ФЗ, достаточно зарегистрироваться в качестве ИП или самозанятого, чтобы поставлять товары, оказывать услуги, где не требуется наличие специальных разрешений — лицензий или не предъявляются дополнительные требования к участникам закупки.

В конце статьи вы найдете шпаргалку, в которой прописаны три самых эффективных инструмента для поиска закупок.

В конце статьи есть шпаргалка

Сроки проведения электронного аукциона, особенности описания объекта закупки

Извещение и документация о проведении ЭА размещаются заказчиком в единой информационной системе:

  • В случае если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 300 млн руб. либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд руб. заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении ЭА не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
  • В случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает указанные ценовые пороги, то такой срок составляет не менее 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Заказчики нередко некорректно составляют документацию о проведении ЭА, пренебрегают описанием объекта закупки в соответствии со ст. 33 44-ФЗ, устанавливают требования, которые ограничивают конкуренцию и неправомерны.

Заказчик не должен устанавливать требования в отношении конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара, наименования производителя, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена 44-ФЗ: к примеру, если при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг (ПП РФ № 2014 от 03.12.2020).Заказчики также не имеют права устанавливать в документации электронного аукциона при описании объекта закупки:

  • характеристики, указывающие на товар только одного производителя (например, технические условия).

А также составлять описание объекта закупки, в котором:

  • установлены требования к расходным материалам;
  • вычисление значений показателя производится по формулам;
  • установлены требования к материалам, из которых состоит данный товар;
  • установлены излишние требования к упаковке без обоснования такой необходимости.

Помимо прочего, не допускается введение участников закупки в заблуждение, к примеру, если в документации ЭА установлено требование об одновременном соответствии показателей товара как значениям, предусмотренным нормативным документами, так и требованиям, указанным в документации, при этом имеются расхождения между указанными источниками.

Читайте также:  Диплом вещно правовые способы защиты прав собственности

Во всех рассмотренных случаях поставщику необходимо подавать запрос на разъяснение положений документации об ЭА с указанием необходимости приведения документации в соответствии с 44-ФЗ, в противном случае нужно обращаться с жалобой в ФАС, в том числе и в тех случаях, когда срок на запрос разъяснений упущен. В настоящее время обжалование реализуется с помощью функционала ЕИС, что позволяет подать жалобу в ФАС буквально в два клика.

Основные этапы участия в ЭА

  1. Знакомство с документацией о проведении электронного аукциона

При подготовке к участию в ЭА очень важно ознакомиться с ключевыми моментами документации о его проведении, рассмотреть, насколько корректны:

  • техническое задание;
  • проект договора;
  • сроки исполнения обязательств;
  • порядок оплаты;
  • требования к участникам;
  • комплектность всех необходимых документов (наличие сметы, проекта и т.д.).

Очень важно на первоначальном этапе провести оценку экономической целесообразности участия в закупке: только поняв, что рентабельность участия в закупке вас устраивает, можно переходить ко второму этапу.

  1. Подача заявки на участие в аукционе

Заявка на участие в ЭА состоит из двух частей, при этом для правильного оформления требуемых документов в составе заявки необходимо внимательно ознакомиться с требованиями, установленными заказчиком, в том числе и в части описания объекта закупки.

Первая часть заявки

  1. При подготовке первой части заявки в случае, если предметом контракта является закупка товара или товар, поставляемый заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, участнику необходимо предоставить:
  • наименование страны происхождения товара;
  • конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации, и указание на товарный знак (при наличии), в соответствии с Инструкцией по подготовке первой части заявки, которая, как правило, является частью документации о проведении ЭА. Указанная информация предоставляется в первой части заявки в случае отсутствия в документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен иным товарным знаком, отличным от указанного в документации об электронном аукционе
  1. При подготовке первой части заявки в случае если предметом контракта является выполнение работ, оказание услуг, участнику необходимо предоставить согласие. При этом подготовка какого-либо документа не требуется, указанное согласие дается с применением программно-аппаратных средств ЭТП.

Важно: зачастую заказчики не прописывают в документации прямо, что информация о предоставлении конкретных характеристик не требуется, к примеру при выполнении клининговых услуг, уборке зданий, где применяются моющие средства, так как товар не поставляется заказчику. При этом указание конкретных показателей товара в составе заявки требуется лишь в том случае, если при выполнении работ, оказании услуг товар поставляется заказчику и принимается к бухгалтерскому учету.

  1. Отдельно остановимся на ситуации, когда в документацию о закупке включается проектная документация. В данном случае первая часть заявки должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ, предоставление конкретных характеристик не требуется.

Вторая часть заявки

При подготовке второй части заявки нужно учитывать, что эта часть должна содержать документы и сведения, указанные заказчиком в документации, в соответствии с п.1 ч. 5 ст. 66 44-ФЗ, в том числе:

  • соответствие единым требованиям (декларация о соответствии п. 3–9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ);
  • решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения;
  • документы, подтверждающие право на получение преимуществ в соответствии со ст. 28 и 29 Закона 44-ФЗ, или копии таких документов;
  • документы, подтверждающие страну происхождения в случае применения национального режима. В зависимости от предмета закупки может быть достаточно как декларации в свободной форме, так и указания реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции при закупке радиоэлектронной продукции;
  • декларацию о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (декларируется с применением программно-аппаратных средств ЭТП).
Читайте также:  Геримакс энерджи способ применения

Алгоритм действий тендерного специалиста при подаче заявки на участие в электронном аукционе подробно рассматривает эксперт Контур.Школы Павел Беккер.

Важно: вся информация должна быть достоверной, в противном случае заказчик имеет полное право отклонить заявку участника в случае выявления недостоверных сведений.

Проведение торгов

Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. В случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ проектной документации ЭА проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.

На данном этапе возможны технические неполадки как со стороны электронной площадки, так и со стороны участника. Застраховаться от них нельзя, но важно знать, как действовать в таких ситуациях:

  • Рекомендуем минимизировать возможные риски и иметь под рукой несколько компьютеров с независимыми источниками интернет-соединения, на случай если будет отключен интернет или компьютер внезапно откажет включаться.
  • В случае если участие в торгах невозможно по вине оператора ЭТП (процедура зависла или недоступна в указанное время), необходимо собрать доказательства (скриншоты), в том числе с помощью бесплатных программных средств, таких как Государственная информационная система (ГИС) «Независимый регистратор», и подать жалобу на оператора ЭТП в ФАС.

Чем более очевидными будут доказательства, тем проще убедить комиссию ФАС в том, что участник не подал ценовое предложение не по своей вине, а по вине площадки.

Технически участие в закупке не представляет сложности: ЭА проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона. При этом величина снижения цены контракта составляет шаг от 0,5% до 5% начальной цены контракта.

В течение тридцати минут после окончания ЭА оператор ЭТП размещает протокол проведения электронного аукциона, ранжируя по мере убывания с указанием идентификационных номеров все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками такого аукциона.

Заключение контракта

После подведения итогов и признания заявки на участие в электронном аукционе наилучшей по цене и соответствующей требованиям документации о проведении ЭА поставщику необходимо соблюсти два важных условия:

  • своевременно (до подписания контракта) предоставить обеспечение исполнения контракта любым удобным способом (денежные средства либо банковская гарантия) в соответствии с требованиями документации о проведении электронного аукциона;
  • подписать контракт в 5-дневный срок с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта (ч. 3 ст. 83.2 44-ФЗ).

В противном случае, при несоблюдении срока подписания контракта или непредоставлении ОИК, участник признается уклонившимся от заключения контракта и заказчик направляет информацию о данном участнике, а также причину уклонения от подписания в ФАС для последующего внесения информации о данном участники в реестр недобросовестных поставщиков. При этом обжалование включения в РНП крайне редко решается в пользу участника закупки.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Источник

Оцените статью
Разные способы