Электронное правительство это способ организации деятельности
Минэкономразвития России разработало законопроект, который вносит поправки в Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В нем на системной основе закрепляются принципы получения госуслуг: перевод в электронный вид, проактивность и экстерриториальность.
Одним из главных принципов является полный перевод всех процессов, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг, в электронный вид. Это касается не только способа подачи заявлений, но и всего технологического процесса внутри органа. В законопроекте содержатся нормы про приоритет записей в юридически значимых электронных реестрах (так называемая «реестровая» модель) над бумажными документами, исключительно электронное взаимодействие органов при предоставлении услуги, открытость в плане доступа к информации и др.
Для полноценного перевода услуг в электронный вид законопроектом предусматривается создание новых компонентов цифровой экосистемы предоставления государственных и муниципальных услуг: облачная платформа предоставления государственных и муниципальных услуг и реестр информационных взаимодействий. При этом в предоставлении услуг будет применяться индивидуальный подход. Соответствующая система будет автоматически настраивать вариант предоставления государственной услуги для каждого конкретного человека, в том числе готовить точный перечень документов на базе машиночитаемого регламента.
Еще один принцип предоставления государственных услуг, закрепленных законопроектом – это проактивность. Законопроектом создаются правовые условия, позволяющие начать предоставление услуги до фактического обращения заявителя. Так, например, в день 45-летия гражданину возможно будет предложить подписать заранее сформированный и заполненный проект запроса о замене паспорта. Также при получении услуг, которые с большой вероятностью повлекут обращение за другими услугами заявителю предложат сразу обратиться за такими услугами (например, при замене паспорта в связи с изменением фамилии можно одним комплектом поменять ещё и права, и заграничный паспорт).
Одной из важнейших новаций законопроекта является отказ от получения государственных услуг в присутственных местах органов власти и переход к их предоставлению через МФЦ и в электронной форме (перечень исключений из этого правила будет установлен Правительством). Кроме того, граждане смогут независимо от места их жительства получать все федеральные услуги в любом МФЦ страны.
Дополнительным нововведением станет возможность не заполнять самостоятельно заявление на получение услуги, это будут делать сотрудники МФЦ. К тому же, будет реализована возможность получения госуслуг через инфраструктуру негосударственных организаций. К примеру, гражданин обращается в банк за ссудой и там же получает все необходимые справки.
Меняется и роль самих многофункциональных центров: помимо единого фронт-офиса предоставления государственных услуг, они становятся гарантом защиты прав заявителей – «омбудсменом» по государственным услугам. При нарушении ведомствами порядка предоставления услуг (в случае нарушения сроков или порядка предоставления услуг и др.) МФЦ будет вправе обратиться с запросами в прокуратуру с обращением о нарушении прав заявителей.
Кроме того, в соответствии с законопроектом, МФЦ придадут статус «цифрового нотариуса» — МФЦ может отсканировать, подписать своей электронной подписью и поместить в цифровой профиль гражданина бумажный документ, нужный для получения услуги, после чего гражданину больше не придется предъявлять этот документ — при получении других его можно будет приложить из цифрового профиля гражданина. Аналогично и обратное – получив электронный документ по результатам предоставления государственной услуги заявитель может обратиться в МФЦ и получить бумажный экземпляр такого документа, заверенный печатью.
«Законопроект не просто совершенствует отдельные аспекты предоставления государственных услуг, а закладывает новую философию взаимодействия человека с государством в условиях цифровой среды», — подчеркнул заместитель министра Савва Шипов.
Источник
Использование цифровых технологий в государственном управлении
На сегодняшний день главной движущей силой применения на практике прорывных информационных технологий является государственное и муниципальное управление. Информационные технологии при этом дают возможность повышения качества предоставления государственных услуг и результативности и эффективности госуправления, а также более полно задействовать потенциал удаленных территорий.
Цифровые технологии в государственном управлении
Использование цифровых технологий в государственном управлении обеспечивает решение задач:
- коммуникационной — поиска и сбора информации, ее хранения и распространения, информирования граждан;
управленческой — информационного обеспечения принятия управленческих решений и их доведения до нижестоящих руководителей и подчиненных;
образовательной — обучения кадрового состава министерств и ведомств через вебинары, видео-лекции, образовательные порталы и контроля знаний служащих при помощи систем электронного тестирования;
административной — электронного документооборота и делопроизводства;
контрольной — расширения измеримых показателей работы, организации видеофиксации и онлайн параметрального контроля;
хранения — архивирования данных;
исследовательской — поиска новой информации и обработки релевантного опыта;
безопасности — защиты информации с ограниченным доступом и секретных данных, предотвращения и нейтрализации угрозы кибератак.
Внедрение цифровых технологий в государственное управление является нацелено на предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства («Умное правительство», smart government), применение сквозных платформенных решений в государственном управлении.
Наиболее востребованными в системе государственного управления являются такие технологии, как:
- большие данные (Big Data). В государстве данные могут использоваться в первую очередь для принятия решений, оценки позитивных и негативных последствий этих решений, определения ранее скрытых зависимостей. На основании анализа данных (аналитика также проводится с помощью нейронных сетей) ставятся гипотезы и формулируются решения, предоставляемые ответственным должностным лицам;
искусственный интеллект (ИИ), который делится на сильный и слабый. В области слабого искусственного интеллекта сейчас наиболее популярны технологии распознавания образов, распознавания и синтеза речи, распознавания паттернов промышленных и других данных, а также нейросети. Эта технология в госуправлении выступает инструментом работы с большими данными: нейронные сети и другие методы машинного обучения на основании данных, собранных за прошедший период, пытаются спрогнозировать ближайшее будущее. Сильный ИИ находится в стадии разработки;
системы распределенного реестра (блокчейн). Технология блокчейн в госуправлении позволяет существенно упростить управление доверенной информацией о физических лицах, организациях, активах и осуществляемой деятельности, повысить защиту систем государственных услуг и государственных баз данных от злоумышленников, повысить прозрачность бюджетного процесса и снизить коррупционный риск, облегчить и ускорить взаимодействие граждан с органами власти и межведомственное взаимодействие;
интернет вещей (Internet of Things, IoT) и цифровая прослеживаемость. Интернет вещей применяется для сбора данных об эксплуатации, для мониторинга исполнения работ, выявления нарушений, контроля условий в системах государственного управления, а также для встраивания финансовых операций в потребительские действия (которое осуществляется устройствами интернета вещей). Цифровая прослеживаемость — это практически реализуемые проекты, работающие на повышение доверия к товарам и транзакциям и производящие данные о них;
квантовые коммуникации (квантовые сети). На основании квантовых эффектов возможно построение и вычислительных систем, которые рассматриваются как перспективные схемы связи и информационной защиты. В «государственном» аспекте существует целый ряд применений квантовых технологий: создание надежной защиты для IoT, организация квантового интернета, развитие новой элементной базы (переход государственных дата-центров на оптическую связь).
Цифровые технологии в так называемом «новом государственном управлении» позволяют эффективно принимать решения, разрабатывать цифровые административные кодексы и машиночитаемые законы, выстраивать сообщества государственных IT-разработчиков.
Внедрение цифровых технологий в государственное управление
Процессы внедрения цифровых технологий в государственное и муниципальное управление требуют задействования специализированных команд цифровой трансформации, построенных на ролевой модели управления проектами — каждый участник такой команды имеет конкретную квалификацию, компетенции и зону ответственности.
Цифровая команда, как правило, имеет следующую структуру:
- CDTO(Chief Digital Transformation Officer) — руководитель по цифровой трансформации, проводник единой политики цифрового развития, который который обеспечивает управление реализацией проектов цифровой трансформации и координацию проектов национальной программы «Цифровая экономика» с другими органами власти, а также выбирает цели проекта, вырабатывает последовательность действий и согласовывает бюджет;
главный архитектор платформы, который отвечает за проведение практической автоматизации, обеспечивает целостность платформы, включая поддержку системы управления бизнес-процессами, единство бизнес-процессов и интеграцию процессов всех участников платформы на взаимовыгодной основе. Также он создает единый подход к построению системы управления данными, включая интеграцию с внешними источниками, разработку релевантных механизмов обмена данными и контроля целостности данных, интеграции и синхронизации данных внутри всех систем платформы и внешних систем;
CDO (Chief Data Officer) — руководитель по работе с данными, который отвечает за своевременное обеспечение подразделений необходимыми данными и аналитикой, их хранение и обработку. В его обязанности также входит управление архитектурой данных и поддержание необходимых IT-процессов. Основной функцией CDO в субъектах Федерации в первую очередь является интеграция данных, в рамках которой осуществляется интеграция с федеральными ГИС, консолидация внутренних данных, консолидация данных муниципальных образований, интеграция с коммерческими экосистемами;
CTO (Chief Transformation Officer) — руководитель по цифровому проектированию и процессам, который отвечает за внедрение процессного подхода и проектирование новых цифровых сервисов. В компетенции CTO входят процессное управление, изучение потребностей потенциальных пользователей информационных ресурсов и цифровых продуктов и сервисов, а также решение слабоструктурированных задач.
При этом специалисты цифровых команд должны обладать знаниями и компетенциями, необходимыми для процессного управления и управления изменениями при использовании цифровых технологий в госуправлении, в управлении регионом или в муниципальном управлении. Получить все необходимые знания можно в рамках курсов по программам MBA IT, которые проводит ЦРК БИ (ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКЕ) НИУ ВШЭ. Записаться на курсы можно здесь.
Источник
Электронное правительство это способ организации деятельности
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
«Отношения гражданина с государством, качество
предоставляемых услуг гражданам – крайне важно и для
взаимодействия между гражданами и государственными
органами, важно и для социальной сферы, важно и для
экономики. Мы должны превратить эту сферу деятельности в
современную, эффективную и сделать так, чтобы она была не
просто приятна людям, а чтобы она приносила пользу
государству. Имею в виду, что при внедрении подобных
механизмов у нас все процессы будут ускоряться».
Электронное правительство — это новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.
Электронное правительство позволит:
• проще и быстрее оказывать услуги населению и бизнесу;
• активнее включать граждан в процесс самообслуживания;
• повысить уровень технологической грамотности граждан;
• увеличить активность избирателей в процессах руководства и управления страной;
• снизить влияние географического местонахождения граждан.
Электронное правительство обеспечит:
• эффективное и менее затратное администрирование;
• кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством;
• совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед народом.
Одна из самых главных выгод, которую называют пользователи электронного правительства – это возможность оформить документы, не выходя из дома или офиса, выполнять любые, даже платежные операции, не отходя от компьютера, уменьшение бумажной волокиты и бюрократических препятствий.
От внедрения элементов электронного правительства ожидается повышение эффективности государственного управления, прозрачности государственных процедур и, возможно, это приведет к существенному снижению уровня коррупции в рядах госслужащих.
Предполагается, что граждане получат реальный, хоть и виртуальный, доступ к властям.
Услуги электронного правительства уже в действии. В органах власти и других общественных местах установлено около полусотни терминалов, с помощью которых можно ознакомиться с перечнем доступных государственных услуг.
Электронное правительство — это идеология, в которой государство большую часть своих функций, все свои основные услуги переводит в электронный вид. Общественная функция электронного правительства — это взаимодействие государства с бизнесом, государства с человеком и государства внутри государственных органов.
Поэтому основными моделями внутри электронного правительства являются четыре отношения:
• G2C -между государством и гражданами (Governmentto- Citizen),
• G2B -между государством и бизнесом (Government-to- Business),
• G2G -между различными ветвями государственной власти (Government-to-Government),
• G2E -между государством и государственными служащими (Government -to- Employees)
Источник