Электронно вычислительная техника способ размещения заказа

Особенности размещения заказа на приобретение персональных компьютеров

«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 10

Представить деятельность любой организации, в том числе и бюджетного учреждения, без использования компьютерной техники достаточно сложно. Отношения, связанные с размещением заказов, в частности на приобретение персональных компьютеров, регулируются Федеральным законом N 94-ФЗ . В статье будут рассмотрены некоторые особенности размещения заказов на приобретение компьютерной техники бюджетными учреждениями.

Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Определяем способ размещения заказа

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться:

  • путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
  • без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

По общему правилу решение о способе размещения заказа принимается заказчиком самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом N 94-ФЗ.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона (ч. 4 ст. 10 Федерального закона N 94-ФЗ).

Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, установлены Распоряжением Правительства РФ N 236-р . Необходимо отметить, что в случае, если товары, работы, услуги включены в указанный Перечень, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается. Причем согласно ч. 4.2 ст. 10 Федерального закона N 94-ФЗ размещение этих заказов должно осуществляться путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

Распоряжение Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона».

В Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, включен код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) 3000000 «Канцелярская, бухгалтерская и электронно-вычислительная техника». Таким образом, размещение заказа на приобретение компьютерной техники следует осуществлять путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

Утвержден Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17.

Напомним, что под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в Интернете. В свою очередь, под электронной площадкой понимается сайт в Интернете, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме (ст. 41.1 Федерального закона N 94-ФЗ).

Обратите внимание! Нарушение предусмотренных Федеральным законом N 94-ФЗ положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ принятие решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 50 000 руб.

Вместе с тем следует отметить, что, помимо обязанности использовать в качестве одного из способов проведения торгов исключительно аукцион, бюджетные учреждения вправе осуществлять размещение заказа на компьютерную технику без проведения торгов (в том числе путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (подрядчика)) при соблюдении ограничений на использование данных процедур, установленных Федеральным законом N 94-ФЗ.

Формируем извещение о проведении открытого аукциона

Бюджетное учреждение обязано разместить извещение о проведении открытого аукциона на официальном сайте не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. В извещении должны содержаться следующие сведения:

  1. форма торгов (открытый аукцион в электронной форме);
  2. адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
  3. наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактных телефонов бюджетного учреждения;
  4. предмет контракта с указанием количества поставляемого товара (например, ноутбуков);
  5. место поставки компьютерной техники;
  6. начальная (максимальная) цена контракта (цена лота). Напомним, что бюджетное учреждение обязано указывать в документации об аукционе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) (ст. 19.1 Федерального закона N 94-ФЗ). Данное обоснование должно содержать полученные информацию или расчеты и использованные источники информации о ценах на товары, работы, услуги, в том числе путем указания соответствующих сайтов в Интернете или иных источников. Источниками информации о ценах на товары, работы, услуги, являющиеся предметом заказа, могут быть:
  • данные государственной статистической отчетности;
  • официальный сайт, реестр контрактов;
  • информация о ценах производителей;
  • общедоступные результаты изучения рынка;
  • исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика (уполномоченного органа), в том числе по контракту или гражданско-правовому договору;
  • иные источники информации;
  1. дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме;
  2. дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме;
  3. дата проведения открытого аукциона в электронной форме. В случае если она приходится на нерабочий день, дата проведения открытого аукциона устанавливается как ближайший следующий за ним рабочий день.
Читайте также:  Способ быстро просыпаться утром

Необходимо отметить, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает 3 000 000 руб., разместить извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на официальном сайте необходимо не за 20, а не менее чем за 7 дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (ч. 2 ст. 41.5 Федерального закона N 94-ФЗ).

Внести изменение в извещение можно не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе, причем изменение предмета аукциона не допускается. В течение одного дня со дня принятия такого решения изменения должны быть размещены на официальном сайте. При этом срок подачи заявок на участие в открытом аукционе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных в извещение о проведении открытого аукциона изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе он составлял не менее чем 15 дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает 3 000 000 руб., — 7 дней.

Готовим техническую документацию

В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ бюджетное учреждение в документации об аукционе указывает требования к техническим характеристикам закупаемого товара (компьютеры, ноутбуки, серверы).

С целью оказания методической помощи в осуществлении государственных закупок персональных компьютеров ФАС России разработаны Рекомендации от 18.07.2011 (далее — Рекомендации). В них ФАС отмечает, что микропроцессоры как составная часть компьютеров, ноутбуков или серверов закупаются в составе перечисленного оборудования, которое приобретается бюджетными учреждениями посредством электронных аукционов, проводимых на официальных электронных площадках в Интернете. При закупке персональных компьютеров, ноутбуков и серверов чрезвычайно важна честная и открытая конкуренция, в том числе между разработчиками процессоров архитектуры «x86».

По мнению ФАС, увеличение числа предложений от участников аукционов производителей компьютеров на базе микропроцессоров разных разработчиков может привести к снижению цен и экономии бюджетных средств при проведении аукциона. Конкуренция помогает обеспечить наилучший выбор и цену для учреждения. На сэкономленные средства заказчики смогли бы увеличить количество поставляемого оборудования с целью обеспечения государственных служащих самыми современными технологиями.

Два наиболее активных разработчика на рынке микропроцессоров архитектуры «x86» — это компании Intel и AMD, в связи с чем при размещении заказа на закупку микропроцессора архитектуры «x86» бюджетным учреждениям следует указывать характеристики сопоставимых платформ на базе процессоров Intel и AMD, а также аналогичные платформы других разработчиков (если они существуют).

В соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ в случае, если размещение заказов осуществляется в форме электронного аукциона, документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки, которое должно сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения их взаимодействия с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым учреждением, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Поскольку эквивалентность товаров определяется согласно требованиям и показателям, устанавливаемым в соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ, помимо указания на товарные знаки, которое должно сопровождаться словами «или эквивалент», бюджетному учреждению необходимо установить в документации о проведении электронного аукциона параметры эквивалентности, на основании которых участник делает предложение по поставке эквивалентного товара, а учреждение определяет соответствие предлагаемого товара своим потребностям.

Напомним, что в силу ч. 3.1 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ и ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Федеральный закон N 135-ФЗ) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к ограничению количества участников размещения заказа и, как следствие, к ограничению или устранению конкуренции.

Вместе с тем ФАС выявлены случаи, когда при формировании технических требований к товару в документации о торгах в соответствии с нормами Федерального закона N 94-ФЗ (с указанием на товарный знак одного из производителей процессоров со словами «или эквивалент») устанавливаемые требования могут привести к ограничению участия в аукционе для компаний, предлагающих компьютеры с микропроцессорами других разработчиков микропроцессоров, что является нарушением указанных выше норм Федерального закона N 94-ФЗ. Причины данного нарушения заключаются в том, что:

  • участники аукциона с целью гарантированного участия в нем предлагают к поставке компьютеры на базе процессоров/чипсета торговой марки, указанной в технической спецификации;
  • в ряде случаев участникам аукциона сложно доказать эквивалентность технических характеристик продуктов, предлагаемых к поставке, указанным в технических требованиях характеристикам: не исключен риск того, что предложения участников аукциона будут отклонены из-за различий, существующих, по мнению заказчика, в технических характеристиках, и несоответствия им.
Читайте также:  Способ маршрутизации между vlan при котором используется коммутатор 3 го уровня

Рассмотрим примеры дискриминационных технических спецификаций, не соответствующих требованиям Федерального закона N 94-ФЗ.

1. Включение в техническую спецификацию указания на товарный знак определенного разработчика микропроцессоров и изложение специфических технических характеристик данного микропроцессора в сопровождении слов «или эквивалент». Пример спецификации: процессор Intel или эквивалент, количество ядер не менее 2, тактовая частота не менее 2,93 Гц, не менее 4 процессорных потоков, тепловыделение (TDP) не более 78 Вт, технология 32 nm, кэш-память первого уровня (L1) — 32 кБ для каждого ядра, кэш-память второго уровня (L2) — 256 кБ для каждого ядра, кэш-память третьего уровня (L3) — 4 МБ для всех ядер, встроенный графический контроллер.

В указанном примере слова «или эквивалент» означают, что участник аукциона вправе предложить микропроцессор Intel с аналогичными или более высокими техническими характеристиками. Микропроцессоры AMD, как правило, не полностью соответствуют техническим характеристикам микропроцессоров Intel, однако общий уровень производительности и стоимость сопоставимых предложений компании AMD обычно отвечают стандартам, установленным для указанной продукции Intel. Таким образом, данная техническая спецификация подразумевает поставку персональных компьютеров, работающих на базе микропроцессоров, разработчиком которых является одна компания (Intel). Микропроцессоры других разработчиков исключаются с помощью дискриминационных формулировок, описывающих параметры одного конкретного процессора.

Исключение микропроцессоров AMD из рассмотрения в качестве товара, подлежащего поставке, вследствие отсутствия аналогичных технических характеристик нарушает Федеральный закон N 135-ФЗ (запрещающий совершать в ходе торгов действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции). Заметим, что в случае установления ФАС действий (бездействия) должностных лиц, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, на указанных лиц может быть наложен административный штраф в размере от 15 000 до 30 000 руб. (ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ).

2. Включение в техническую спецификацию определенных технических требований для микропроцессоров без упоминания товарного знака в сопровождении слов «или эквивалент». Пример спецификации: двухъядерный процессор с разъемом Сокет 775 (Socket 775) или эквивалент.

Микропроцессоры с разъемом Socket 775 производит исключительно компания Intel. Для того чтобы считаться эквивалентом, процессоры AMD (либо любого другого разработчика) должны иметь такие же разъемы и типы чипсетов. Однако ни один процессор, разработанный AMD (либо любым другим разработчиком), не может отвечать данным требованиям, хотя и существуют процессоры AMD, которые обеспечивают аналогичные и даже лучшие функциональные качества, нежели изначально запрашиваемые в аукционной документации.

Таким образом, данная спецификация нарушает ч. 3 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ, поскольку технические требования не включают слова «или эквивалент», благоприятствуя одному из разработчиков микропроцессоров.

Учитывая приведенные примеры, бюджетному учреждению при составлении технической документации во избежание возможных негативных последствий следует воздержаться от осуществления следующих действий:

  • при составлении технических спецификаций аукционной документации включать в технические характеристики описание, характерное только для одного разработчика микропроцессоров и их компонентов, то есть описывать тип одного единственного микропроцессора с указанием на его товарный знак;
  • указывать конкретные технические характеристики (например, тактовая частота, кэш-память и т.д.), совокупности которых соответствует только один разработчик микропроцессоров и их компонентов, даже со словами «или эквивалент»;
  • при использовании слов «или эквивалент» не указывать параметры эквивалентности товара с целью определения соответствия предлагаемого к поставке товара потребностям заказчика.

Соблюдаем порядок проведения аукциона

В открытом аукционе в электронной форме могут участвовать только участники размещения заказа, признанные участниками открытого аукциона. Открытый аукцион в электронной форме проводится на электронной площадке в день, указанный в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме. Время начала проведения открытого аукциона устанавливается оператором электронной площадки.

Датой проведения открытого аукциона в электронной форме является рабочий день после истечения двух дней со дня окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Согласно ч. 4 ст. 41.10 Федерального закона N 94-ФЗ открытый аукцион в электронной форме проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении, на «шаг аукциона», который составляет от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Вместе с тем любой участник открытого аукциона может подать предложение о цене контракта независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения следующих требований:

  • участник открытого аукциона не вправе подавать предложение о цене контракта, равное предложению или большее, чем предложение о цене контракта, поданное им ранее, а также предложение о цене контракта, равное нулю;
  • участник открытого аукциона не вправе подавать предложение о цене контракта меньше, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах «шага аукциона»;
  • участник открытого аукциона не вправе подавать предложение о цене контракта ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, в случае, если такое предложение о цене контракта подано им же.
Читайте также:  Почему теле2 недоступен как способ оплаты

В целях проведения аукциона в электронной форме устанавливается время приема предложений участников о цене контракта, составляющее 10 минут от начала проведения открытого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене контракта, обновляется автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих проведение открытого аукциона, после снижения начальной (максимальной) цены контракта или текущего минимального предложения о цене контракта на аукционе.

Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, открытый аукцион автоматически, при помощи программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается. В течение 10 минут с момента завершения любой участник вправе подать предложение о цене контракта, которая не ниже, чем последнее предложение о минимальной цене контракта на аукционе независимо от «шага аукциона», с учетом указанных выше требований.

Победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену.

В случае если при проведении открытого аукциона в электронной форме цена контракта снижена до нуля, проводится открытый аукцион в электронной форме на право заключить контракт путем повышения цены контракта с учетом следующих особенностей:

  • открытый аукцион в электронной форме проводится до достижения цены контракта 100 000 000 руб.;
  • участник открытого аукциона в электронной форме не вправе подавать предложения о цене контракта выше максимальной суммы сделки для такого участника размещения заказа, указанной в содержащемся в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке, решении об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа;
  • в случае проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт до достижения цены контракта, превышающей соответствующее значение начальной (максимальной) цены контракта, обеспечение исполнения контракта предоставляется в размере, предусмотренном документацией об открытом аукционе в электронной форме, исходя из цены контракта, достигнутой на открытом аукционе в электронной форме.

Протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии и заказчиком в день окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе и размещается заказчиком на электронной площадке в течение дня, следующего за днем подписания.

Заметим, что несоблюдение порядка проведения аукциона в электронной форме является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 7.30 КоАП РФ.

Заключаем контракт

В соответствии с ч. 2 ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ бюджетное учреждение в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке протокола подведения итогов аукциона направляет оператору электронной площадки неподписанный проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, сведений о товаре, указанном в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект контракта, прилагаемый к документации об открытом аукционе в электронной форме.

В течение часа с момента получения проекта контракта оператор электронной площадки направляет его участнику открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт. В течение пяти дней со дня получения проекта контракта победитель аукциона направляет оператору проект, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечить исполнение контракта, или протокол разногласий.

В течение часа с момента получения подписанного проекта контракта, а также документа об обеспечении исполнения контракта, но не ранее чем через 10 дней со дня размещения на электронной площадке протокола подведения итогов аукциона оператор электронной площадки направляет их бюджетному учреждению.

Учреждение в течение трех дней со дня получения от оператора электронной площадки данных документов обязано направить ему контракт, подписанный электронной цифровой подписью учреждения. Оператор электронной площадки в течение часа с момента получения контракта обязан направить его участнику открытого аукциона, с которым заключается контракт. Начиная с указанного момента контракт считается заключенным.

Источник

Оцените статью
Разные способы