- Понятие мультимедиа.
- Технические средства мультимедиа.
- Аналоговый и цифровой звук.
- Компьютерные презентации. Виды презентаций.
- Понятие «компьютерная презентация».
- Виды презентаций по организации.
- Виды презентаций по сложности.
- Этапы создания презентации (кратко).
- Требования к оформлению презентаций
- «Правила создания презентаций» (кратко).
- Рекомендации по разработке презентаций (подробно)
- Стиль
- Использование цвета
- Анимационные эффекты
- Представление текстовой информации
- Расположение информации на слайде
- Шрифты
- Способы выделения информации
- Объем информации
Понятие мультимедиа.
Определение : Мультимедиа – это интерактивные системы, обеспечивающие работу со статическими изображениями, видеокадрами, анимацией, текстом и звуком.
Компьютерные системы мультимедиа применяются в образовании, искусстве, рекламе, науке, торговле и т.д.
Современные компьютерные обучающие программы, как правило, создаются в технологии мультимедиа. Также создаются электронные справочники, энциклопедии, художественные и музыкальные альбомы.
Технические средства мультимедиа.
Системы ввода/вывода звука.
Микрофон – используется для ввода звука в компьютер.
Аудиоадаптер (или звуковая карта) – преобразует электрические колебания, идущие, например, от микрофона, в числовую последовательность; преобразует оцифрованные звук в аналоговый электрический сигнал звуковой частоты, поступающий на устройства вывода.
Акустические системы (колонки), наушники – устройства вывода звука
Устройства для работы с видеокадрами:
Карты ввода/вывода видеоизображения (преобразователи ЦАП и АЦП).
Устройства для хранения мультимедийной информации:
CD (Compact Disk) – оптические компакт-диски.
DVD (Digit Video Disk).
Аналоговый и цифровой звук.
Когда мы с вами говорим, то звук идет непрерывно. В виде непрерывной формы, например, записывали грампластинки. Когда игла двигалась по звуковой дорожке, то ее колебания превращались в непрерывный электрический сигнал. Звуковая дорожка изначально была придумана в конце 19 века американским изобретателем Томасом Эдисоном, который изготовил фонограф. Принцип работы фонографа состоял в следующем. Звук (речь, музыка, пение) создают звуковые колебания, которые затем передавались на записывающую иглу фонографа. Игла, действуя на поверхность вращающегося воскового валика, оставляла на ней бороздку с изменяющейся глубиной – звуковую дорожку. При воспроизведении звука был обратный процесс: движение иглы по звуковой дорожке сопровождалось ее колебаниями с той же частотой. Эти колебания и превращались в звук.
Фонограф Эдисона – первое в истории устройство для записи звука. Все другие устройства (граммофоны, патефоны и т.д.) работали по такому же принципу.
В середине 20 века появился электрофон – электрический аналог патефона.
В 20 веке был изобретен магнитофон – устройство для записи звука на магнитную ленту. В качестве звуковой дорожки – линия с непрерывно изменяющейся намагниченностью.
Такая непрерывная форма записи звука называется аналоговой. Например, аналоговая форма звука встречается сегодня при разговоре по телефону, при слушании радио. Мы говорим, звук превращается в переменный электрический сигнал, который передается по проводам, а в принимающем телефоне эти сигналы снова превращаются в звук.
Основной принцип представления информации в компьютере – принцип дискретности: цепочки битов (последовательности нулей и единиц). То есть в виде цифр. Отсюда и название: цифровая форма, дискретная форма. Дискретно – прерывно.
Определение : Аналоговая форма – непрерывная форма записи звука.
Определение : Цифровая форма – дискретная форма в виде двоичного кода.
Определение : Процесс преобразования аналоговой формы в дискретную называется аналого-цифровым преобразованием (АЦП).
Определение : Процесс преобразования дискретной формы в аналоговую называется цифро-аналоговым преобразованием (ЦАП).
Устройства для работы со звуком:
Компьютерные презентации. Виды презентаций.
Понятие «компьютерная презентация».
Во время выступлений возникает необходимость демонстрации материала (например, фотографий, товара, научного отчета в виде графика или таблиц). Раньше для этих целей использовали чертежи на листах ватмана, а также различную проекционную технику (благодаря такой технике, можно было на экран спроецировать напечатанное на бумаге или на пленке). Сегодня есть возможность не распечатывать каждому такой материал, а создавать электронный вариант – презентацию.
Определение : Презентация – это последовательность слайдов (кадров). Каждый слайд может содержать текст, рисунки, анимацию, видео и звук.
Связь между кадрами может быть организована через гиперссылки. Например, «Содержание» является гиперссылками на текст. Если технология гипертекста применяется к нетекстовым элементам (к рисункам, к видео), то получаем систему, которая называется гипермедиа.
Виды презентаций по организации.
Интерактивные презентации – диалог между пользователем и компьютером . Например, обучающая презентация. Управляются событиями – перемещение курсора, нажатие той или иной кнопки мыши. Применяется при индивидуальной работе.
Презентация со сценарием – показ слайдов под управлением ведущего (докладчика). Докладчик определяет время показа каждого слайда, произносит текст, сопровождающий слайды.
Непрерывно выполняющаяся презентация. Например, на выставках.
Виды презентаций по сложности.
Этапы создания презентации (кратко).
Продумывание содержания сладов и сопровождающего текста.
Разработка презентации с помощью программного средства.
Требования к оформлению презентаций
Определение структуры презентации, организация гиперссылок.
Определение структуры и содержания каждого слайда (для текстовых слайдов соблюдение правила «не более 13 строк на одном слайде, не более 26 символов в одной строке»). Допускается существование подробных текстовых сладов справочного характера (для индивидуальной работы пользователя с презентацией). Переход к справке организуется по гиперссылке.
Выбор стиля презентации ( полей, фона, шрифтов заголовков и подзаголовков, основного текста, формата нумерованных и маркированных списков, межстрочных интервалов, цвета текста, способов анимации текста и иллюстраций, звуковых эффектов, режимов показа и пр. ).
Отбор иллюстраций ( рисунков, фото, видео, моделей и пр.) для презентации, способов их размещения в презентации и вызова (появление на сладе презентаций не должно перекрывать другие объекты, включая тексты).
Обоснованность использования дополнительных медиаобъектов (иллюстраций, анимации, видео и пр.) в презентации с точки зрения методической и психолого-педагогической целесообразности.
Допускается озвучивание презентации и ее демонстрация в автоматическом режиме.
Минимизация объема «памяти», требуемой для хранения презентации.
«Правила создания презентаций» (кратко).
следует помнить, что основное назначение презентации – поддержка наглядности!
изложить материал просто и понятно.
текст должен без труда читаться.
если по ходу показа презентации необходимо делать записи, то данный текст полезно разместить этот текст на отдельном слайде крупным легкочитаемым шрифтом.
не следует использовать близкое по цвету оформление для фона и текста – получаемое на экране изображение всегда получается менее ярким, чем на экране компьютера, и может случиться так, что текст будет неразличим.
не должно быть очень много текста.
иллюстрации по теме.
используемые картинки и фотографии должны быть хорошего качества, высокого разрешения.
красивое оформление, помогающее раскрыть тему.
анимация должна «помогать показу презентации, а не мешать» и своим наличием, и скоростью эффектов анимации.
Рекомендации по разработке презентаций (подробно)
Стиль
Выберете шаблон или разработайте авторский вариант оформления слайда.
Выбирайте наиболее подходящий к теме презентации рисунок (картинку) для фона или шаблон; если это не удается, то лучше остановиться на универсальном варианте шаблона (без каких-либо смысловых акцентов: например, абстрактная графика). Если фоном является рисунок, то он не должен быть очень ярким и контрастным.
Избегайте стилей, которые будут отвлекать от содержания презентации.
Соблюдайте в презентации единый стиль оформления.
При наличии в презентации нескольких частей целесообразно при сохранении шаблона назначить для каждой части отдельную цветовую гамму; с этой же целью можно использовать при сохранении цветовой гаммы, меняющийся от части к части и соответствующий ее содержанию логотип (логотип может быть небольшим и размещаться в одном и том же месте презентации, он может быть выполнен как традиционный графический объект или как подложка).
В ряде случаев, например, при смене внешне однотипных слайдов целесообразна анимация (лучше в первые 1-2 с.) Отдельных элементов оформления слайда, что является показателем того, что слайд обновлен.
Управляющие кнопки (цвет, форма, размер) должны быть отредактированы в соответствии со стилем презентации.
При наличии сложной гиперархитектуры презентации (2-4 уровня): целесообразно для каждого дополнительного уровня разработать частично измененный, но согласованный в со стилем основного уровня стиль представления информации.
Использование цвета
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один (реже два) для текста.
Для фона и текста используйте контрастные цвета.
Если текст на слайде достаточно объемный и является основным источником информации, то целесообразно разбить его смысловые части; полезно с этой целью уменьшить межстрочный интервал и увеличить абзацный; при нескольких абзацах можно перемежать оттенки (или насыщенность) цвета текста от абзаца к абзацу (например: синий с темно синим или синий с серым); с этой же целью можно перемежать цвет полосок фона для каждого последующего абзаца.
Назначите и выдерживайте на всех сладах в соответствии со стилем презентации цвет и шрифт заголовков (в ряде случаев подзаголовков), а также основного и вспомогательного текстов.
Обратите особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования), назначьте подходящие цвета.
Анимационные эффекты
Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
Анимационные эффекты можно использовать с целью:
акцентирования внимания на смене слайда,
выделения главного и существенного на слайде,
последовательного обращения к различным элементам слайда;
для отображения перемещения моделей физических объектов на слайде.
При перемещении объекты на слайде не должны перекрывать текст и другие объекты.
Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
При большой текстовой нагрузке слайда можно организовать его звуковое сопровождение (желательно, чтобы опция звукового сопровождения включалась по выбору пользователя).
Демонстрация слайда может выполняться при музыкальном сопровождении. Музыкальный жанр должен соответствовать содержанию слайда.
В презентациях лучше использовать музыкальные композиции, включающие медленные и спокойные мелодии. Музыка должна быть преимущественно тихой.
Устный текст может звучать на фоне музыкальной композиции.
Желательно, чтобы на протяжении всей презентации звучала одна музыка. Несколько музыкальных композиций используется только если это оправдано содержанием презентации.
Представление текстовой информации
Заголовки (подзаголовки) слайдов должны привлекать внимание аудитории.
Используйте короткие слова, фразы и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных во фразах и предложениях.
Текст – это опорный план для представления темы презентации.
Наилучший вариант размещения текста на слайде удовлетворяет принципу «не более 13 строк на одном слайде, не более 26 символов в одной строке».
Только один текст на слайде всегда воспринимается плохо. Следует использовать различные приемы оформления и подачи текста (например, анимация текста, цветовые анимированные подложки для абзацев текста).
не должна отвлекать от его содержания
раздражать шумовыми и графическими эффектами
должна быть единой по стилю для текстов определенно типа (например, заголовков, основного и вспомогательного текстов)
Если информацию можно представить на слайде графическим объектом с использованием сигнального слова или фразы, то следует воспользоваться этим: «лучше показать объект, чем о нем написать».
Целесообразно структурировать текстовую информацию:
абзацы, нумерованные и маркированные списки
Расположение информации на слайде
При размещении информации на слайде следует воспользоваться опцией «разметка слайда».
Полезно использовать макеты текстов и макеты содержимого.
Необходимо назначить и соблюдать поля на слайде (не менее 1 см)
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
Не следует перегружать слайд информацией. Лучше разместить информацию на нескольких последовательно идущих слайдах.
Если на слайде располагается картинка, то надпись должна располагаться под ней на некотором заранее назначенном для всех иллюстраций расстоянии.
При размещении информации должна учитываться ее смысловая структура и связи элементов. Структура и связи в информации могут отображаться с помощью различных графических и анимационных приемов.
К дополнительной информации организуются гиперпереходы (открытие при помощи гиперссылок). При этом могут подключаться другие документы: текстовые файлы, презентации, электронные таблицы, видео, звук, анимации, модели, тесты, тренажеры и прочие цифровые ресурсы. В этом случае во время показа презентации есть возможность открыть тот или иной документ только при необходимости.
Для гиперссылок могут использоваться специальные кнопки, которые требуют для размещения дополнительного пространства на поле слайда. Для экономии места и удобства в работе ссылка может быть организована с текста или с графического объекта.
Шрифты
Размеры: для заголовков – не менее 24, для основной информации – не менее 18. Оптимальный размер текста – не менее 28 пунктов (оптимально – 32).
Можно воспользоваться эффектами шрифта (преимущественно для заголовков).
Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Допускается смешение двух видов шрифтов.
Для выделения главных элементов информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание, цветовое выделение. Не следует злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Не следует злоупотреблять курсивом, он читается хуже обычного прямого шрифта.
Способы выделения информации
Рамки, границы, заливка, подчеркивание.
Разные цвета шрифтов, штриховки,
Указатели разных видов, выноски.
Рисунки, диаграммы, схемы.
Объем информации
Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений;
Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде
Источник