Экзамен способ проверки знаний

Экзамен способ проверки знаний

Психолого — педагогическое сопровождение ЕГЭ

Экзамен — способ проверки знаний или психологическое испытание

«Я ничего не помню, я не сдам этот экзамен. » Как часто слышат эти слова и родители, и учителя. Экзамен по мнению психологов, — стрессовая, экстремальная ситуация для многих людей. Как учащимся вести себя в подобных ситуациях?

Прежде всего не нервничать, логично организовать ответ, эффективно использовать память. Чтобы правильно подготовиться к стрессу, связанному с проверкой знаний, надо знать составляющие успеха:

  • умение владеть собой;
  • знание материала;
  • логика построения ответа;
  • общение с преподавателем или аудиторией.

Поговорим о первых двух составляющих успеха: умении владеть собой и знании учебного материала, т.к. последние две составляющие недостаточно востребованы в связи с введением ЕГЭ.

Умение владеть собой

При подготовке к экзамену учащиеся, увы, постоянно представляют себе всякие неудачи. Попробуйте убедить их в том, что обдумывание конкретных путей достижения цели куда более продуктивно, чем боязнь еще не случившегося провала. Здесь очень многого общего , с альпинизмом, когда новичкам советуют смотреть не вниз, в бездну, вызывающую страх, а вверх — на свою цель.

При подготовке к экзаменам может быть утерян эмоциональный и волевой контроль над собой.

Для уменьшения беспокойства учащихся используйте прием предвосхищения событий. При подготовке к экзамену познакомьте ребят с возможными помехами, описав ситуацию, с которой они могут столкнуться. Создайте (смоделируйте) ситуацию максимально приближенную к экзаменам на контрольных и самостоятельных работах, предвосхищая события. Таким образом, состояние, в котором окажутся ребята на экзамене, будет уже знакомым, начнется формирование навыка реагирования на стрессовую ситуацию. Вместе с учащимися проанализируйте причины их опасений. Попросите еще раз проиграть события мысленно и спросить себя, есть ли на самом деле причины для беспокойства. Если они есть, совместно продумайте последовательность шагов для выхода из создавшейся ситуации. На эту работу требуется достаточно много времени, но результат, уверенность в своих силах, стоят того.

Для развития у учащихся управлять своим состоянием научите мыслить их позитивно. Пусть они зримо представят ситуацию, лица, контекст и то, как они будут одеты. Используйте формулу самоубеждения: «Я готов к ответу на любые вопросы, к какой угодно реакции экзаменатора, так как заранее к этому подготовился. Я спокоен и полностью владею собой, с легкостью выполняю все задания. Переход мыслей в позитивное русло приведет к успеху.

Очень эффективный прием снятия психологического напряжения — расслабление. Это ключ к управлению собой. Основной психологический эффект расслабления заключается в уменьшении внутреннего беспокойства. Именно беспокойство — одна из главных причин плохой работы памяти и концентрации внимания при сдаче экзамена. Хорошее развитие функций памяти, позитивная психологическая установка позволяют лучше преодолеть беспокойство и делают возможной концентрацию внимания. Расслабление улучшает внимание, дает возможность оценить ситуацию и сосредоточиться.

На знание материала большое влияние оказывают память, внимание и мышление.

Внимание — необходимая предпосылка запоминания. Невозможно поддерживать достаточный уровень внимания, когда ум занят чем-то иным: отвлекающимися событиями, переживаниями, беспокойством и т. п. При контроле над вниманием спонтанное, случайное запоминание уступает место намеренному запоминанию с участием сознания. Это первый шаг на пути к хорошей фиксации материала в памяти. И именно от внимания зависит, обретут ли ваши ученики контроль над памятью. Нечего пенять на память, если вам не хватает внимания, а его не всегда удается сосредоточить.

Память. Чтобы хорошо ответить на экзамене детям приходится при подготовке к нему много запоминать. Что же мешает хорошо запоминать учебный материал? Плохо запоминается материал, если вы:

  • спешите;
  • обеспокоены или озабочены;
  • рассеяны;
  • поглощены другим делом;
  • устали или вас клонит ко сну;
  • уже знакомы с этим материалом (происходит узнавание, вам кажется, что вы знаете этот материал, и не пытаетесь даже запомнить его), а также если возникают отвлекающие факторы, вами владеют эмоции (гнев, радость, печаль и т. д.) или информация, которую надо запомнить, не имеет для вас значения.

Посоветуйте своим ученикам, перед тем как сесть заниматься, изменить ситуацию, сделать обстановку более рабочей: выключить телевизор, убрать бутерброды со стола.

При подготовке к экзамену не забывайте, что лучше запоминается то, что было предметом деятельности. Необходимо больше анализировать, сопоставлять, обобщать, тогда материал надолго запомнится.

Существуют разные методы запоминания (метод запоминания словесной информации, метод Вильяма Аткинсона, метод 6 вопросов, методы запоминания последовательности чисел и т. д.).

Важный шаг на пути припоминания — это преодоление чувства неуверенности. Первая неудачная попытка припомнить не должна огорчать вас, необходимо предпринять вторую, третью попытку. Полезно вызвать в памяти те мысли, которые были связаны с забытым материалом, и он сам собой всплывет.

Помните, экзамен — это не конец жизни, в ней еще будет много важного и интересного. Экзамен — это только маленькая точка на линии вашей жизни, не преувеличивайте ее значение.

Читайте также:  Устроить хаос любыми доступными способами

Рекомендации подготовила педагог-психолог РЦ Любашенко И.А. по материалам журнала «Народное образование», №4, 2003

Источник

Мир Психологии

Опубликовано пт, 25/04/2014 — 11:23 пользователем Шаповалова

В каждой семье, где есть школьник-выпускник, начинаются переживания. «Я ничего не помню, я не сдам этот экзамен!…» Эти слова достаточно часто слышат родители от своих детей. Экзамены, пожалуй, можно отнести к стрессовой ситуации, поскольку сдача экзаменов сопряжена с большим напряжением для организма школьников. Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка, обусловленная ограничением двигательной активности, нарушение режима сна и отдыха, эмоциональные переживания — все это приводит к перенапряжению нервной системы, влияет на общее состояние организма.

По этому, очевидно, что перед педагогами и родителями стоит проблема сохранения нервно-психического здоровья школьников, в которой следует выделить два направления:

  • создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовой ситуации;
  • повышение функциональных возможностей, т.е. стрессоустойчивости организма.

В большинстве случаев, семья в силах оказать ученику помощь в преодолении затруднительных ситуаций, связанных со сдачей экзаменов. В экзаменационную пору родителям, прежде всего, должно быть присуще умение владеть собой, быть ответст­венными, сильными, активными и в то же время тонкими и чуткими, понимать эмоциональное состоя­ние своего ребенка, помочь ему освободиться от негативных эмоций. Родители могут помочь выпу­скнику в развитии позитивного представления о себе путем внимательного отношения и поощрения его деятельности, создавая благоприятную атмосферу доброжелательности. Если Вас очень беспокоит эмоциональное состояние ребенка, необходимо обратиться к специалисту — психологу.

Для поддержания работоспособности в период выпускных экзаменов необходимы совсем простые вещи: соблюдение режима труда, сна и отдыха, также дозированные физические нагрузки. Известно, что головной мозг способен интенсивно работать в среднем 8-9 часов в день. Каждые 45-50 минут работы необходимо устраивать 10-15 минутный перерыв, во время которого полезно будет подвигаться. Продолжительность пребывания на свежем воздухе должна составлять около 2 часов в день, продолжительность сна не менее 8-8,5 часов. Хорошим способом восстановления работоспособности может служить даже небольшой по продолжительности дневной сон. Чтобы сон был крепким и полноценным, необходимо завершить занятия, особенно за компьютером, не менее чем за час до сна.

Питание в экзаменационную пору должно соответствовать нагрузке на организм. Интенсивная умственная деятельность сжигает массу калорий, примерно столько же, как и физическая. Принимать пищу нужно каждые 3-4 часа. Учитывая недостаточность витаминов и повышенную их потребность, имеет смысл включать в рацион питания витаминизированные продукты и витаминные препараты.

Ни для кого не является секретом, что успех в сдаче экзаменов зависит от того, насколько правильно организована подготовка. Любой материал запоминается и воспроизводится намного успешнее и эффективнее, если ребенок хорошо понимает, для чего он это делает. Использование различных методов запоминания, приемов рациональной работы с текстами учебников сокращают время, затраченное на работу информацией. С этими аспектами работы по подготовке к экзаменам учащиеся будут знакомиться в беседах и на классных часах.

Чтобы помочь детям как можно лучше подго­товиться к экзаменам, попробуйте выполнить не­сколько советов:

  • Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результа­те: выпускник может не справиться со своими эмоция­ми;
  • Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал;
  • Помогите детям распределить темы подготовки по дням (начать следует с наиболее сложных или плохо усвоенных);
  • Во время выполнения тренировочных тестов приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять;
  • Подбадривайте детей, повышайте их уверен­ность в себе;
  • Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок;
  • Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д., стимулируют работу головного мозга;
  • Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полно­ценный отдых, он должен отдохнуть и хорошо вы­спаться.

Во время тестирования обратите внимание своего ребенка на следующее:

  • сначала пробежать глазами весь тест, чтобы оце­нить тип заданий, которые в нем содержатся;
  • обязательно читать вопрос до конца для того, чтобы понять его смысл (многие учащиеся до­пускают излишнюю поспешность, — не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
  • если ребенок не знает ответа на какой-либо вопрос или не уверен в правильности своего ответа, лучше вопрос пропустить, чтобы потом к нему вернуться;
  • если в течение отведенного времени ваш ребенок не нашел на него ответ, есть смысл положиться на интуицию и указать наиболее вероятный ва­риант.

И помните: самое главное — это снизить напряже­ние и тревожность ребенка и обеспечить подходя­щие условия для занятий.

Источник

Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся

Метод (от греч. metodos — путь к чему-либо) означает способ достижения цели.

Читайте также:  Меры по предотвращению опасных ситуаций конструктивными способами

В дидактике под методами обучения понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся, и способы организации познавательной деятельности школьников.

Все разнообразие методов обучения (классификация методов по назначению М.А. Данилова, Б.П. Есипова) можно разделить на пять следующих групп:

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;

б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;

в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;

г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Этим обуславливаются различные виды проверки и оценки знаний.

Основными из них являются следующее:

а) текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;

б) четвертная проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой учебной четверти;

в) годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год;

г) выпускные и переводные экзамены.

При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или же рывками и т.д. Все это обусловливает необходимость применения всей совокупности методов проверки и оценки знаний. Какова же сущность и дидактические основы использования каждого из этих методов?

Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся.

Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности. Если по всем этим вопросам у учителя накапливается достаточное количество наблюдений, это позволяет ему более объективно подходить к проверке и оценке знаний учащихся, а также своевременно принимать необходимые меры для предупреждения неуспеваемости.

Устный опрос — индивидуальный, фронтальный, уплотненный.

Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого метода заключается в том, что учитель задает учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой.

При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. Но можно предлагать учащимся воспроизводить ту или иную изученную тему полностью с тем, чтобы они могли показать осмысленность, глубину и прочность усвоенных знаний, а также их внутреннюю логику. По многим предметам устный опрос (беседа) сочетается с выполнением учениками устных и письменных упражнений. Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3-4 учащихся. Поэтому на практике применяются различные модификации этого метода и, в частности, фронтальный и уплотненный опрос, а также «поурочный балл».

Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При фронтальном, его также называют беглым, опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, так как ответ на 1-2 мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала.

Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки, несколько «уплотняя», т.е. экономя время на проверку знаний, умений и навыков.

Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний. Суть ее в том, что учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение 10-12 мин. дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Это важная положительная сторона данного метода.

Читайте также:  Элементарные способы самозащиты обж 9 класс презентация

Известной модификацией устного опроса является также выставление отдельным учащимся, так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу. Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала, проявлять сообразительность при закреплении знаний, обнаруживая, таким образом, хорошее усвоение изучаемой темы. Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и произвольное внимание учащихся, а также делать более систематической проверку их знаний.

Контрольные работы.

Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся. При проведении контрольных работ необходимо соблюдать ряд дидактических требований.

Первое: контрольные работы целесообразно проводить тогда, когда учитель убедился, что пройденный материал хорошо осмыслен и усвоен учащимися. Если же последние не совсем хорошо усвоили изучаемую тему или раздел программы, то контрольную работу проводить не следует, а нужно продолжать дальнейшую учебную работу по их более основательному усвоению.

Второе: необходимо за одну-две недели предупредить учащихся о предстоящей контрольной работе и провести в связи с этим соответствующую подготовку. Одновременно с этим нужно давать учащимся задания, требующие проявления творческого мышления и сообразительности с тем, чтобы они учились искать правильные решения нестандартных задач и упражнений. Нередко полезно также проводить так называемые предупредительные проверочные работы, позволяющие определять степень подготовленности учащихся к предстоящей контрольной работе.

Третье: очень важно, чтобы содержание контрольной работы охватывало основные положения изученного материала и включало в себя такие вопросы, решение которых требовало бы от учащихся проявления сообразительности и творчества.

Четвертое: при проведении контрольных работ необходимо обеспечивать самостоятельное выполнение учащимися даваемых заданий, не допускать подсказок и списывания. В этом смысле хорошими приемами являются подбор для учащихся различных вариантов одного и того же задания, размещение учащихся за отдельными столами и т.д.

Пятое: контрольные работы, как правило, должны проводиться в первой половине недели и желательно на втором и третьем уроке. Перенесение контрольных работ на конец недели или на последние уроки нецелесообразно, так как в это время учащиеся испытывают повышенное утомление, что, несомненно, может отрицательно сказаться на выполнении контрольной работы. По этой же причине недопустимо проведение нескольких контрольных работ в один день.

Шестое: учитель обязан внимательно проверять и объективно оценивать контрольные работы, а также проводить анализ качества их выполнения, классифицировать допущенные учениками ошибки и осуществлять последующую работу по устранению пробелов в их знаниях. Контрольные письменные работы полезны тем, что дают возможность проверять и оценивать одновременно знания всех учащихся класса или группы, но они требуют много времени и поэтому не могут проводиться часто.

Проверка домашних работ учащихся.

Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Она позволяет учителю изучать отношение учащихся к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.

Проверка домашних работ в той или иной форме осуществляется на каждом уроке. Кроме того, учитель периодически берет тетради с домашними работами учащихся для специального просмотра и проверки. Что же касается слабоуспевающих, то учитель обязан регулярно проверять все их домашние работы.

Программированный контроль.

В системе проверки знаний учащихся применяется программированный контроль, который еще называют альтернативным методом (от фр. alternative — одна из двух возможностей), или методом выбора. Сущность этого метода состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика — выбрать правильный ответ. Несколько подобных вопросов и ответов может быть дано в классе одновременно всем учащимся на отдельных листах бумаги или с помощью компьютера, что позволяет в течение нескольких минут проверить их знания. В этом состоит положительная сторона метода программированного контроля. Однако этот метод имеет и свои недочеты. Главным из них является то, что с его помощью можно проверить лишь отдельные стороны усвоения изучаемого материала. Всей же полноты и объема знаний этот метод выявить не позволяет. Впрочем, свои плюсы и минусы имеет каждый из рассмотренных выше методов проверки и оценки знаний.

Отсюда следует вывод: в системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.

Источник

Оцените статью
Разные способы