- 1. Общение и его функции
- Экстралингвистические факторы, влияющие на успешность речевого общения
- Речевая ситуация
- Типы речевого общения
- Компоненты речевой ситуации
- Экстралингвистические и просодические средства
- Средства просодики и экстралингвистики
- Иные факторы успешной коммуникации
- Примеры употребления просодических и экстралингвистических средств в речи
- Что это — экстралингвистические факторы?
- Компоненты речевой ситуации как внелингвистические факторы
- Что относится к социальным факторам речевого общения?
1. Общение и его функции
Название | 1. Общение и его функции |
Дата | 04.03.2021 |
Размер | 81.48 Kb. |
Формат файла | |
Имя файла | bestreferat-296535.docx |
Тип | Реферат #181697 |
страница | 3 из 3 |
Подборка по базе: Практическое (семинарское) занятие № 6 Тема Семья типология, фун, Тугушева Н.Р-понятие и функции юридической науки.docx, конфл., общение с детьми.docx, Высшие психические функции.docx, Понятие и функции земли.docx, Методы оптимизации функции одной переменной.docx, Производная функции.ppt, Эссе Деловое общение и его специфика.docx, Педагогическое общение.pptx, Понятие, признаки, функции права..docx 7. Просодические и экстралингвистические средства Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, а также различного рода психофизических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вдоха и т.д. Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния. Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх – тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушённым голосом, с понижением интонации к концу фразы. Скорость речи также отражает чувства: быстрая речь – взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетённом состоянии, горе, высокомерии или усталости. Итак, нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему. Более того, хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение совершается в момент произнесения той или иной фразы, и наоборот, наблюдая за жестами в ходе речи, можно определить, каким голосом говорит человек. Поэтому не нужно забывать, что иногда жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Следовательно, необходимо контролировать данный процесс и синхронизировать его. Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу, возможен при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся. Такесические средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку – дистанции, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями:
Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно. Ориентация и угол общения – проксемические компоненты невербальной системы. Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнёра или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей. Если общение носит сопернический или оборонительный характер, то люди садятся напротив; при обычной дружеской беседе – занимают угловую позицию; при кооперативном поведении – занимают позицию делового взаимодействия с одной стороны стола; независимая позиция выражается в расположении по диагонали. Следует отметить, что невербальное поведение личности полифункционально, оно:
Оптико-кинетические средства организуют динамические психофизические действия. Жест – это движение, передающее психическое состояние говорящего или думающего про себя человека. Мимика – это динамическое выражение лица в конкретный момент общения. Пантомимика – это динамическое состояние позы в конкретный момент общения. Слияние словесного и оптико-кинетического действий образует процесс воздействия одного субъекта общения на другой и наоборот. Но это воздействие эффективно только в том случае, если в его ткань включаются механизмы взаимопонимания. Как только не именовали человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo habilis (человек умелый), и homo ludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans – человек общающийся. Русский мыслитель Пётр Чаадаев (1794 – 1856) остроумно заметил: «Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе». И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении. Подводя итог, нужно отметить, что общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнёрами и приводящая к возникновению психического контакта. Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, т. е. во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, и интересами, настроениями, чувствами. Научные исследования в области лингвистики показали, что существует прямая зависимость между социальным статусом, властью, престижем человека и его словарным запасом. Другими словами, чем выше социальное или профессиональное положение человека, тем лучше его способность общаться на уровне слов и фраз. Исследования в области невербалики выявили зависимость между красноречивостью человека и степенью жестикуляции, используемой человеком для передачи смысла своих сообщений. Это означает, что существует прямая зависимость между социальным положением человека, его престижем и количеством жестов и телодвижений, которыми он пользуется. Человек, находящийся на вершине социальной лестницы или профессиональной карьеры, может пользоваться богатством своего словарного запаса в процессе коммуникации, в тоже время как менее образованный или менее профессиональный человек будет чаще полагаться на жесты, а не на слова в процессе общения. Таким образом, из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что невербальные средства коммуникации не менее важны в процессе общения, чем вербальные и несут огромный объем информации. Т. к. психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40 информации передается с помощью вербальных. Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения. Чем менее образован человек, тем чаще он прибегает к плохо контролируемым жестам и речевым засорениям. Подделать язык жестов почти невозможно.
Источник Экстралингвистические факторы, влияющие на успешность речевого общенияРассматривая такой феномен, как речевая коммуникация, мы увидим, что на его успешность влияет множество пунктов. Одним из них будут экстралингвистические факторы. Определение этого понятия, что в него входит, мы, в числе всего прочего, разберем в статье. Начнем же с самого главного термина и его составляющих. Речевая ситуацияЧто такое речевая ситуация в иностранной и родной речи? Фактически это первая ступень общения между людьми. В современной реальности данные ситуации могут быть как естественными (два знакомых встретились на улице и разговорились), так и искусственными (школьникам предложили порассуждать на уроке по поводу социальных проблем региона). Разновидностей и тем речевого общения в нашем мире множество. Вместе они обогащают духовную жизнь человечества, нашу культуру. Речевая ситуация — конкретные обстоятельства, на фоне которых происходит человеческое общение. Она — исходный момент любого нашего речевого действия: в зависимости от нее выстраивается модель диалога, общения с аудиторией, поиск тем разговора, русло беседы и проч. Пример текста речевой ситуации:
Типы речевого общенияВ инакоязычной и родной речи можно выделить три основных типа речевой коммуникации:
Компоненты речевой ситуацииЧтобы лучше понимать основную тему нашего разговора, выделим основные компоненты речевого общения:
Экстралингвистические и просодические средстваТеперь перейдем от всего речевого общения ближе к основной теме разговора. В коммуникации используются просодические и экстралингвистические средства общения. Их роль очень многогранна:
Каждое из этих направлений имеет свой набор средств общения:
Средства просодики и экстралингвистикиДавайте рассмотрим как просодические, так и экстралингвистические факторы, стили. Интонация — все разнообразие языковых средств, связанных с голосом, не требующих концентрации внимания на содержании сказанного.
Высота голоса — от низкой до высокой. Течение речи (режим): ритмичное, циклическое, отрывистое, угловатое, округленное. Артикуляция — ясное и четкое либо невнятное, «зажеванное» произношение. Теперь перейдем к экстралингвистике. Кашель, одышка. Может проявляться как реакция на внешние раздражители, говорить о проблемах со здоровьем, так и быть продиктована желанием что-то «сказать» собеседнику этими звуками. Пауза. Причины ее могут быть различны: придание значения сказанному, задумчивость, средство выиграть время, отвлеченность на что-то постороннее. Нередко паузу допускают, заметив, что собеседник хочет что-то сказать. Исследователи считают, что значение пауз в разговоре иногда почти равно значению сказанного. Смех — средство разрядить обстановку, сделать беседу несколько эмоциональной. Поводов для него может быть несколько: было сказано что-то комичное, веселое, хочется высказать свое отношение к чему-либо собеседнику. Смех может быть как естественным, так и искусственным, натянутым. Нечленораздельные звуки. Многие в процессе разговора кряхтят, вздыхают, «экают», «мычат» и т .д. Эти звуки могут свидетельствовать как об отношении к предмету разговора, так и раскрывать внутреннее состояние человека. Но это еще не все. Иные факторы успешной коммуникацииПомимо экстралингвистики и просодики, имеют место и такестические средства общения: поцелуй, рукопожатие, похлопывание или иное прикосновение. Говоря об успешном выстраивании речевого общения, не надо обходить стороной и проксемику — расстояние между собеседниками. Оно может быть личным, интимным, близким, публичным, социальным. Важную роль играет и ориентация общения — угловая, независимая, конкурирующе-оборонительная позиция. А заключает успешность диалога образ собеседника — его манера одеваться, украшать себя, делать прическу и макияж. Примеры употребления просодических и экстралингвистических средств в речиДавайте посмотрим, насколько широко мы пользуемся средствами экстралингвистики и просодики в речи и как они могут нас охарактеризовать:
Однако не надо забывать, что к средствам общения относятся также жесты, мимика. Если человек говорит размеренно, четко, но при этом отчаянно жестикулирует, «бегает» глазами, кривит губы, то это выдает его волнение, неуверенность. Поэтому всегда стоит обращать внимание на то, чтобы речь и невербальные средства выражения были при беседе синхронны. Большое значение в речевом общении имеет и богатство лексикона, общего кругозора собеседника. Помимо экстралингвистических факторов, этот показатель заметно влияет на успешность речевой коммуникации. Что это — экстралингвистические факторы?Теперь еще несколько определений этого феномена. Экстралингвистические (социальные) факторы общения — это параметры социальной (внеязыковой) действительности, которые обуславливают как частые, так и глобальные изменения в речи. Также стилеобразующими, внелингвистическими, экстралингвистическими факторами общения называют массу явлений внеязыковой действительности, в которых и под влиянием которых речь приобретает массу своих стилевых характеристик, а также происходит организация и отбор языковых средств. Компоненты речевой ситуации как внелингвистические факторыОтметим, что экстралингвистическими факторами вполне можно назвать и компоненты речевой ситуации. «Экстра» = «сверх»: в смысле то, что не изучается непосредственно лингвистикой (наукой о языке). Давайте вспомним это компоненты:
Что относится к социальным факторам речевого общения?К экстралингвистическим факторам в глобальном плане относят:
Вот мы и рассмотрели экстралингвистические факторы и средства общения. Это все те внеязыковые особенности, которые, в зависимости от правильности применения, могут сделать коммуникацию как успешной, так и неудовлетворительной. Источник |