Эксплицитные способы выражения содержания
Языковедение и иностранные языки
Кулаева О.А.
доцент, кандидат филологических наук,
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Россия, г. Самара
ЭКСПЛИЦИТНОСТЬ И ИМПЛИЦИТНОСТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Экспликация (от лат. explicatio – разъяснение) – это всегда уточнение понятий и утверждений языка с помощью средств символической логики.
Эксплицитным, или явным, является то, что имеет свое собственное, полное непосредственное словесное выражение. Как писал К.А.Долинин: «значение или эксплицитное содержание высказывания (текста) – это содержание, которое непосредственно выражено совокупностью языковых знаков, из которых это высказывание составлено. Эксплицитное содержание – это то, что сказано «открытым текстом». [4, с. 6]
Содержание высказывания обычно разделяют на номинативное и коммуникативное. Номинативное содержание высказывания тяготеет к эксплицитности, а коммуникативное – к имплицитности. Номинативное содержание высказывания никогда не исчерпывается полностью тем, что сказано всеми словами, и всегда хоть что-то остается в подтексте, а коммуникативное содержание высказывания тоже имеет свои средства выражения и всегда так или иначе представлено в эксплицитном содержании высказывания. Из чего следует, что в эксплицитном и имплицитном содержании высказывания будут одни и те же уровни: номинативный и коммуникативный подтекст.
Эксплицитное номинативное содержание высказывания складывается из двух пластов: денотативного и десигнативного, а эксплицитное коммуникативное содержание представлено рядом аспектов, и, наконец, стиль – это именно те уровни, которые образуют непосредственную данность высказывания как речевого образования и являются психологически значимым для носителей языка. При восприятии эксплицитного высказывания у адресата в мозгу включаются не все ассоциации подряд, а лишь те, которые лежат в диапазоне интересов данного адресата. Чем больше коммуниканты включены в контекст данной культуры, тем менее эксплицируется данный участок пространства умозаключений. [3, с. 142] Как писал Е.Д. Поливанов [8, с. 296] «мы говорим только необходимыми намеками». Но, к примеру, тексты языка науки должны быть всегда эксплицитными, т.е. не допускать никакой неполноты, неточности, недоговоренности. [5, с. 27]
Импликация (от лат. implication – сплетение, от implico – тесно связываю) представляет собой логическую связку, которая соответствует грамматической конструкции «если…, то…». С помощью этой конструкции из двух простых высказываний образуется сложное высказывание. Импликативное высказывание представляет в языке логики условное высказывание обычного языка. Т.Е.Водоватова понимает под импликацией суждение, которое не выражено эксплицитно в данном высказывании, но которое детерминировано (дедуктивно) либо вероятностно (индуктивно) вытекает из ассертивной части высказывания на основе фоновых знаний.
Иногда узус закрепляется за высказыванием один из его импликативных смыслов, отметая остальные и тем самым придавая ему определенную степень конвенциональности, что, в свою очередь, придает высказыванию устойчивость. В таких случаях отпадает необходимость вероятностного угадывания импликации: …она становится вторичной ассерцией, а первичная ассерция обретает статус внутренней формы языковой единицы. [3, с. 43] К.А. Долинин писал, что импликация может основываться не только на постоянных связях между явлениями, но и на связях окказиональных, возникающих только в данной деятельностной ситуации. Также можно отнести любую лакуну текста к импликации. Текстовая импликация понимается как дополнительный подразумеваемый смысл, вытекающий из соотношения соположенных единиц текста. Или импликацию можно рассматривать как дополнительное смысловое или эмоциональное содержание, реализуемое за счет нелинейных связей между единицами текста.
Импликация, или импликативные отношения между суждениями, в структуре текста может быть эксплицитной или имплицитной. Импликация эксплицитна при эксплицитном, вербализованном, выражении частей импликативной модели – непосредственного или опосредованного умозаключения. Импликация имплицитна при отсутствии языковой реализации в тексте одной из частей умозаключения (антецедента или консеквента). [6]
Ту часть информации, которая прямо не выражена в языковых знаках, составляющих высказывание, но так или иначе извлекается из него, обычно представляют как имплицитное содержание или подтекст. Подтекст высказывания не может быть сознательно воспринят, если он не является актуальным для адресата. [4]
Имплицитным, или не явным, является то, что не имеет такого словесного выражения, но подразумевается под эксплицитным, выражается и постигается адресатом при помощи эксплицитного, а также контекста и других факторов. Эксплицитное и имплицитное – это две в некотором смысле противоположные формы выражения мысли. Как пишет В.Х. Багдасарян эксплицитными и имплицитными бывают только мысли, а не языковые единицы. Поэтому вопрос об эксплицитном и имплицитном выступает как существенный аспект вопроса о соотношении мышления и языка.
Имплицитное существует так же реально, как и эксплицитное, но существует не на поверхности, а в глубине языка, как нижний, скрытый слой содержания. Имплицитное есть опосредованная форма выражения мысли языком. Имплицитное выражается и постигается адресатом на основе эксплицитного и в этом смысле зависит от него. Так, В.И. Мороз сравнивает мыслительный акт с айсбергом, называя эксплицитное его «надводной» частью, а имплицитное – «подводной». (цит. по В.Х.Багдасарян)
Само высказывание может содержать лишь констатацию факта, но его дальнейшей целью является передача имплицитной выводной информации, а конечной целью – то или иное когнитивное воздействие на реципиента.
Целенаправленность высказывания принадлежит его имплицитному содержанию – подтексту. Так обычно бывает, когда высказывание «имеет силу» общения, угрозы, предупреждения, напоминания и т.п.
Действенность имплицитной информации основана на сложности ее извлечения, точнее, на том, что адресат уже затратил на ее получение дополнительные интеллектуальные усилия. А то, что дается человеку с трудом, представляет для него – чисто психологически – куда бóльшую ценность, чем «поданное на блюдечке». [2, с. 16]
Материал для имплицитного содержания высказывания получатель берет из собственного тезауруса.
Последовательное восприятие развернутого сообщения естественно предполагает знание левого контекста и, следовательно, воплощенной в нем деятельностной ситуации. Так создаются необходимые и в большинстве случаев достаточные условия для извлечения имплицитного содержания. [4]
Продуцент речи осознает коммуникативную недостаточность собственного высказывания и сам снимает возникающую энтропию, эксплицируя тот из скрытых во фразе импликативных смыслов, который он стремиться довести до сведения реципиента. В других случаях реципиент сам оказывается способен логически вывести (угадать) нужную импликацию. [3]
Итак, одним из наиболее таинственных свойств человеческого языка можно считать его имплицитность, т.е. свойство передавать явно не выраженную, скрытую информацию. [7, с. 5] Имплицитность в языке рассматривается как экономный способ отображения внелингвистического содержания, при котором в результате прочной ассоциативной связи элементов ситуации «название только одного из элементов является достаточным для того, чтобы представить всю ситуацию».
Литература
- Багдасарян В.Х. Проблема имплицитного. – Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1983. – 138с.
- Баранов А. Н. Что нас убеждает? (Речевое воздействие и общественное сознание). – М.:Знание, 1990. – 64с.
- Водоватова Т.Е. Семантика и прагматика языкового высказывания в свете инференциальной теории смысла. – Самара: Изд-во СГПУ, 2006. – 262с.
- Долинин К.А. Интерпретация текста: французский язык. – М.: КомКнига, 2005. – 304с.
- Левицкий Ю. А. Проблема типологии текстов. – Пермь: Изд-во Пермского университета, 1998. – 106с.
- 6.Лисоченко Л.В. Высказывания с имплицитной семантикой: (логический языковой и прагматический аспекты). – Ростов-н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1992. – 153с.
- Молчанова Г. Г. Семантика художественного текста (импликативные аспекты коммуникации) – Ташкент: Изд-во: «Фан», 1988 – 163с.
- Поливанов Е.Д. По поводу «звуковых жестов» японского языка // Статьи по общему языкознанию. М., 1968.
Источник
Имплицитный и эксплицитный: в чём разница между понятиями
Основное образование — химический факультет Ростовского госуниверситета. В .
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Термины «имплицитный» и «эксплицитный» скорее всего не относятся к числу слов, которые часто находятся у тебя на слуху и уже отвоевали себе место в твоей долговременной памяти. Понятиями этими чаще оперируют ученые мужи от наук всех мастей, но это вовсе не значит, что тебе стоит пройти мимо, даже не познакомившись с ними хотя бы поверхностно. Мудрствовать лукаво, да ходить кругами вокруг да около, мы с тобой не станем.
Разложим термины на понятные составляющие, да и извлечем из них все то, что может взять на вооружение умная, продвинутая, всесторонне развитая барышня. Помнишь пословицу: всякий человек дается нам в жизни для определенного опыта.
Вот и со сложными научными вещами все обстоит точно также: попалась информация на глаза, просмотри, пополни копилку знаний, вдруг где, да и выстрелит. Тем более статья обязательно поможет тебе понять, какой тип восприятия мира из этих двух умственных «товарищей» — твой родной, ну, а мы начинаем рассказывать.
Строгая теория с нотками пикантности
Ты будешь удивлена, но имплицитными и эксплицитными бывают не только логика, стиль мышления, но и память отдельно взятого индивидуума и целых сообществ «братьев по разуму». Тут самое время дать некоторые пояснения:
- имплицитный: от латинского словаimplicitum — «невыраженный», «подразумеваемый», «неразвернутый» и французского слова implicite – «скрытый». В контексте нашего с тобой расследования логика, мышление и память такого характера не отличаются явными яркими признаками. Все завуалировано, скрыто от посторонних глаз, потаенно и немного загадочно;
- эксплицитный: латинские корни explicitum – «явно выраженный», «развернутый», французская смысловая основа explicite – однозначно «явный». Мы сразу с тобой можем сделать вывод, что зерно термина для логики, мышления и памяти – их простота и понятность всем и каждому, «подводные камни» таинства отсутствуют.
Вспомни школьных преподавателей, которые смогли оставить след в душе и в сердце. Строгого математика или физика, объясняющего законы механики, электричества, тригонометрии с помощью изящно выстроенной логики. Доказательства теоремы, которые не вызывают сомнений, четкие цепочки производных и интегралов, немного скучно, но давно продуманно «до костей».
Все на этих уроках было эксплицитнои иногда утомительно камерно, если ты конечно не яростная поклонница точных наук. Фанаты стройных теорий не зря выбирают своей профессией математику и производные от нее науки, в них все базируется на логическом каркасе, последовательно извлекается одно из другого. Структура восприятия предмета и явлений здесь должна быть четкой.
С фантазийными идеями и головокружительными полетами мыслей, это, пожалуйста, милости просим, на урок литературы с замысловатыми сюжетами и характерными героями. Подойдет для загадок и скрытности география с ее местами, где не ступала нога человека. Порадует предположительным, скрытым биология, где не знаешь, как поведет себя в домашних условиях, найденный в лесу и самонадеянно привезенный в квартиру ежик и будут ли балованные панды размножаться в неволе.
Припомни немного взбалмошного учителя астрономии, вечно пытающегося рассказать о кольцах Сатурна и горячем нраве Венеры, температура на поверхности этой самой горячей планеты составляет 462 град. С. Все одни только домыслы, все в стадии подразумевания. Ну, кто там бывал?
Еще аристократичная, элегантная преподавательница французского языка, с вечным выговором «в нос», немного интимно и колдовски привлекательная со своими восторгами о Париже, Золя, Монмартре. Где столица Франции, а где в данный момент ты, все неразвернутое, не подтвержденное личным опытом, то есть пока совершенно имплицитно — скрыто от твоих глаз, невнятно, не потрогать руками.
Пикантность игры с понятиями «имплицитный» и «эксплицитный» заключается не только в том, что оба слова относятся к категории трудно выговариваемых вариантов. В приватный словарный запас складывать не очень-то и хочется, вздумается козырнуть в компании, можешь и не воспроизвести филигранно без подготовки.
Giphy
И все-таки иметь представление, что это, да как применять – нелишнее усилие, тем более уже без нас с тобой сложилось так, что разные науки растащили, да припрятали указанные термины в свои кладовые.
Без практики теория мертва
Вездесущие психологи, прекрасно знающие плюсы и минусы имплицитного и эксплицитного мышления, свое резюме по этому поводу высказали однозначное: оба вида обладают мощной силой и становятся полезным инструментом для своих хозяек. Твоя задача, узнав, к какому типу относится твоя скрытая, не всегда подвластная приказам мозговая деятельность, сделать ее послушной служанкой в решении жизненных задач, исполнении любых чаяний и желаний.
Признаки имплицитного мышления:
- стройная логика умозаключений – слабое звено и непопулярный инструмент;
- последовательность выводов хромает;
- заигрывание с образами, субъективизм в оценке картинок;
- развитая интуиция, так называемая чуйка;
- фрагментарное, яркое выхватывание основной сути в ущерб деталям;
- слепое поклонение иррациональному.
Основы эксплицитного мышления:
- скрупулезный контроль за мыслительными процессами;
- объективное восприятие действительности;
- умение работать в режиме многозадачности без ущерба для организма;
- молниеносное реагирование на новости, события, факты;
- умение детализировать данные и проникать в «сердце» нюансов;
- просчет всех вариаций, итогов, выводов на основе разных вероятностей исхода действий;
- приверженность догматизму.
Массивы памяти в обоих случаях создаются надежные, но механизмы сохранения сведений используются разные. Не обижена и логика, но в случае приоритета имплицитного способа познания мира – она покорная служанка, а в случае эксплицитного – госпожа.
Идеальный формат мышления – тесная дружба или хотя бы сотрудничество implicite (скрытого) и explicite (явного), но матушка природа распорядилась в этом деле по-своему. Рука о руку 2 типа мышления в голове человека, увы, не шествуют по жизни. Развивать второй тип для компании данному тебе от природы, зная его тонкости – можно, заставить стать преобладающим – не в твоих силах и даже не в компетентности опытного психолога.
Где еще ты можешь столкнуться с этим
Наблюдения за имплицитным и эксплицитным присутствием в повседневной жизни в течение многих лет позволило психологам сделать интересные выводы:
Фото автора cottonbro: Pexels
- эксплицинтам не место в мире искусств, от их творений веет холодом, сухостью, схематичным подходом, дидактичностью;
- нежный, чувствительный мир интуиции расцветает под благодатным душем доводов имплицинтов;
- если какая-то проблема требует мгновенного решения эксплицинты «буксуют» и впадают в ступор, а имплицинты тонут в океане фантазий;
- эксплицинты — суровые натуры, редко поддаются эмоциям, имплицинты романтичны и чувствительны, могут быть робки и сентиментальны;
- владельцы имплицитного типа мышления склонны к конформизму, подражанию, примерке чужих масок;
- люди с эксплицитным мышлением во всем объективны и слабо поддаются влияниям со стороны.
Забавным образом изучаемые нами с тобой понятия трактуют в литературном мире. Гениальные маэстро пера, по мнению именитых критиков, всегда соединяют эксплицитное и имплицитное воздействие слов на разум в одной и той же фразе. Говорят о чем-то явно (explicite), но при этом подразумевают большее, скрытое «между строк, (implicite). Чем больше поднаторел в таких вещах автор, тем талантливее его произведения, где читатели о многих вещах, спрятанных в контексте, должны догадаться сами.
Фото автора Caleb Oquendo: Pexels
Взяли на вооружение и широко используют термины «эксплицитный» и «имплицитный» в когнитивной психологии и инструментах НЛП. Применение понятий различно: осознанное и неосознанное изучение мира, сознательная и бессознательная деятельность психики, контролируемая и неконтролируемая мыслительная работа, активная и пассивная память.
Уводить тебя в дебри научных открытий и наблюдений, мы не намерены. Цель знакомства
с довольно сложными терминами была другой – расширить твой кругозор и заставить задуматься над некоторыми ранее непонятными свойствами собственной натуры. Теперь ты уж точно знаешь, «под чью дудку пляшешь», а мы умываем руки.
Источник