Общие требования, предъявляемые к организации опытов
Анаит Мкртчян
Общие требования, предъявляемые к организации опытов
Структура организации опыта
1. Началом подготовки детей к опытнической работе является предшествующая работа. В неё входит знакомство с объектами, телами неживой природы, их свойствами, качествами, значением для живых организмов.
2. Выбор объекта, оборудования, материалов для эксперимента.
3. Создание мотивации к участию детей в экспериментировании. Избрать такой приём, который позволит детям включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими являются словесные и действенные приёмы, которые помогут сконцентрировать внимание детей. Ласковый тон, интригующая интонация, загадка-описание, или загадка-действие о предмете наблюдения. – Дети, мне нужно у вас спросить что-то интересное. (Интригующая пауза). Мы каждый день видим воду. Пьём её, купаемся в воде. Видим воду в лужах, озёрах, реках. Но что мы знаем о ней? Откуда она берётся? (Выслушать ответы детей). Оказывается, мы не всё знаем! (Затем педагог ставит цель нового наблюдения, опыта).
4. Постановка цели, задач; что будут делать, чего добиваться. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача может выдвигаться педагогом совместно с детьми. Задача должна быть чётко сформулирована
5. Анализ состояния объекта. Определение проблемы.
6. Обсуждение вероятности прогноза.
7. Выработка групповых норм и правил поведения. Инструктаж по технике безопасности.
8. Организация опыта (эксперимента). В этой части организации опыта идёт процесс объяснения и показа хода опыта (эксперимента, процесс сенсорного обследования, последовательного рассматривания опытнического материала (воды, земли, песка, растений и их плодов, и семян и пр., самостоятельного получения сенсорной информации. Педагог показывает и обращает внимание на то, что все условия должны быть уравнены, и лишь одно из них, которое влияет на результат опыта, должно быть выделено. Он обучает детей оперировать простейшими формулировками, способам проведения опыта (эксперимента). Приёмы, которыми пользуется педагог в этот момент, должны быть яркими, необычными, чтобы само рассматривание не показалось скучным. Целесообразно использовать игрушки, сюрпризные моменты, неожиданные эффекты – всё это может вызвать сильное эмоциональное состояние, интерес к предстоящей работе и позволит детям активно включиться в поиск правильного ответа. Педагог выслушивает высказывания большинства детей. Подтверждает правильную информацию, хвалит тех, кто нашёл верные ответы, поощряет на дополнительные действия остальных воспитанников. Возможны короткие точные пояснения, игры с опытническим материалом, позволяющими закрепить обнаруженные свойства и качества предметов.
9. При длительно протекающем опыте (экспериментировании) желательно распределитьобязанности между детьми по службам: деятельностной (выполнение практической функции, аналитической (наблюдательная функция, диагностической (фиксация результатов опыта).
10. Слежение за результатами длительного протекания опыта. Обсуждение способов фиксации опытов по определённым отрезкам времени. Опыты следует фиксировать через рисунки, схемы, таблицы, диаграммы. Фиксация наблюдений развивает наблюдательность детей и делает их наблюдения полнее, точнее. Фиксация помогает детям сформулировать выводы, запомнить содержание и последовательность протекания опыта.
11. Завершение опыта (эксперимента). Обсуждение полученных результатов. Дети находят ответ на поставленный вопрос, устанавливают причину наблюдаемого явления. Постигают закономерности в жизни растений и осознанно понимают причины многих явлений (от чего идёт дождь, снег) и пр. Выводы, заключения. Подведение итогов, оценка деятельности детей.
12. Оформление диагностических материалов (схем, таблиц, диаграмм, графиков, рисунков).
13. Устройство выставки с наглядными материалами, сопровождающими опытническую деятельность.
14. Проведение досуга, праздника, типа «День эрудитов», «Знаем ли мы свою
кошку?», включающих в себя обобщение опыта по исследовательской, экспериментальной работе с дошкольниками и пр.
Длительно протекающий опыт необходимо фиксировать. Если задача решается в кратковременных наблюдениях, обсуждение результатов опыта проводится сразу. Анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы.
Проведение экспериментальной работы в соответствии с обозначенными требованиями возможно лишь при условии специальной подготовки к ним педагога. Эта подготовка включает определение следующих моментов: содержание опытов и организацию, с помощью которой его можно продемонстрировать. Время и места проведения опытов, количества детей, которые могут в нём участвовать одновременно. Методических приёмов, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в завершении опыта. Представленная структура организации опытнической деятельности поможет педагогу грамотно спланировать экспериментальную деятельность с детьми в режиме дня ДОУ, добиться общего положительного педагогического эффекта.
Далее при рассматривании детского экспериментирования, будет показана, как организованная совместная деятельность становится педагогическим методом, и как она насыщена отдельными приёмами, которые помогают решать поставленные задачи в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Даны конспекты занятий, досугов, праздников, включающие в себя нестандартные формы обучения. Представленные материалы являются обобщением экспериментальной деятельности с дошкольниками в ДОУ на протяжении 20-и лет автором настоящей книги.
Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников. Общие требования безопасности к игрушкам Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников. Общие требования безопасности к игрушкам. 1. Инструкция разработана на основе ГОСТ.
Консультация для воспитателей «Требования к организации уголков по речевому развитию в ДОУ» В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня речи зависит.
Консультация на тему «Педагогические и гигиенические требования к организации питания в ДОУ» КОНСУЛЬТАЦИЯ на тему: «Педагогические и гигиенические требования к организации питания в ДОУ» Подготовила и составила: воспитатель Шапошникова.
Консультация учителя-логопеда воспитателям ДОУ по теме: «Требования к организации речевого уголка в группе ДОУ» Консультация учителя-логопеда воспитателям ДОУ по теме: «Требования к организации речевого уголка в группе ДОУ» В современном дошкольном.
Общие методические основы организации детского конструирования С опорой на общую стратегию формирования творческого конструирования и результаты экспериментального изучения каждого из его видов были.
Артикуляционная гимнастика. Общие рекомендации к работе дома 1. Занимайтесь с ребёнком ежедневно по 10 — 15 минут. 2. Артикуляционная гимнастика — основа для постановки звуков, уделяйте ей особое внимание.
Общие требования к структуре и содержанию занятий по обучению дошкольников технике изготовления топиария В системе образования особое место занимает начальная ступень обучения, в которой закладывается фундамент будущих знаний. Переход к рыночным.
Картотека опытов и эксперементов Картотека опытов и эксперементов Вода Узнаем, какая вода. Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются.
Урок «Общие сведения о бытовых микроволновых печах, об их устройстве и о правилах эксплуатации» Открытый урок «Общие сведения о бытовых микроволновых печах, об их устройстве и о правилах эксплуатации» Подготовила: учитель технологии.
Закаливание. Общие условия закаливания детей Систематическое закаливание способствует формированию у детского организма умения безболезненно переносить изменения окружающей среды. Закаливание.
Источник
Классификация экспериментов
Эксперимент — это метод научного познания, при котором объект или явление исследуется в определенных, заранее оговоренный (или заданных) условиях, позволяющих наблюдать за ним и управлять его поведением.
Эксперименты классифицируются:
1) По способу формирования условий: естественные, искусственные;
2) По целям исследования: преобразующие, констатирующие, контролирующие, поисковые;
3) По организации проведения: лабораторные, натурные;
4) По характеру внешних воздействий на объект: вещественные, энергетические, информационные;
5) По характеру взаимодействия средства экспериментального исследования с объектом исследования: обычный, модельный;
6) По типу моделей исследуемых в эксперименте: материальный, мысленный;
7) По контролируемым величинам: пассивный, активный;
8) По числу варьируемых факторов: однофакторный, многофакторный.
Естественный эксперимент чаще применяется в социальных, педагогических, биологических (реже технических, физико-математических, медицинских) исследованиях. Его сущность состоит в изучении явления (объекта) на реальном образе (реальной ситуации) в естественных условиях его функционирования. Примером естественного эксперимента может служить изучение поведения животных в заповеднике.
Искусственный эксперимент характерен для технических, естественных (реже для гуманитарных) наук. Он заключается в создании искусственных условий и изучении реального объекта на его аналоге — модели, сохраняющей основные свойства этого объекта. Например, для изучения процесса истираемости деталей в машине создается установка, позволяющая обеспечить трение движущихся деталей из того же материала, что и в реально работающих машинах. В качестве условий эксперимента выбираются: скорость движения, тип смазки, температурный режим и т.д.
Преобразующий эксперимент включает активное изменение структуры и функций объекта исследования с целью формирования новых свойств, качеств объекта и связей между его компонентами.
Констатирующий эксперимент проводится с целью проверки предположений, связей, полученных в ходе теоретического исследования..
Контролирующий эксперимент проводится с целью изучения (контроля) влияния на объект внешних воздействий.
Поисковый эксперимент проводится чаще всего в случаях, когда теоретических знаний в области исследования недостаточно, либо они отсутствуют вообще. Поисковый эксперимент имеет целью проведение начальной фазы исследования, на базе которой будет впоследствии формироваться научная гипотеза и продолжены теоретические исследования. По результатам поискового эксперимента устанавливается значимость факторов, осуществляется отсеивание незначимых.
Примером поискового эксперимента может служить народная медицина: люди издавна изучали воздействие трав и других естественных средств вначале на животных, а затем на себе. Запоминая положительные эффекты и отвергая отрицательные (либо фиксируя их негативность), люди создали систему знаний о болезнях и лекарствах, которая до сих пор объясняется и осмысливается медицинской наукой.
Лабораторный эксперимент осуществляется в случаях, когда изучение объекта непосредственно в естественной среде его существования либо невозможно, либо затруднено по тем или иным соображениям (например, материальным). Он проводится на специально созданных установках, моделях, либо с использованием типовых, серийно выпускаемых приборов. Условия эксперимента заранее оговариваются с целью максимального приближения их к реальным условиям деятельности исследуемого объекта.
Натурный эксперимент проводится на реальном объекте в естественных условиях его существования в течение длительного времени.
Если лабораторный эксперимент дает предварительную информацию по исследуемому объекту (явлению, процессу), натурный эксперимент, за счет реальных условий, уточняет и расширяет ее, повышает (либо опровергает) достоверность заключений, полученных в лаборатории.
Вещественный эксперимент предполагает изучение влияния различных вещественных факторов на состояние объекта исследования. Например, влияние легирующих добавок на качество стали.
Энергетический эксперимент используется для изучения воздействия различных видов энергии (электромагнитной, механической, тепловой и т.д.) на объект исследования.
Информационный эксперимент используется для изучения воздействия определенной (различной по форме и содержанию) информации. Используется в психологии, социологии и т.д.
Обычный эксперимент предполагает непосредственное изучение объекта исследования.
Модельный эксперимент предполагает изучение модели объекта. Например, аэродинамические характеристики автомобиля в аэродинамической трубе. Модельный эксперимент по сравнению с обычным имеет больше возможностей. Его недостаток — перенос результатов эксперимента с модели на объект, что требует дополнительных затрат и теоретического обоснования правомочности такого переноса.
Большее распространение получило исследование математических моделей с использованием ЭВМ. Оно позволило:
— повысить точность исследования проблем, по которым другие виды экспериментов либо невозможны, либо весьма затруднены по ресурсным, временным или иным причинам;
— путем анализа множества возможных вариантов поведения изучаемого объекта получить целостное представление о его свойствах, характере изменений функционирования.
Материальный эксперимент предполагает изучение материального объекта.
Мысленный эксперимент представляет собой вид познавательной деятельности, в которой структура реального эксперимента воспроизводится в воображении. Человек в уме оперирует пространственными образами, мысленно ставит тот или иной объект в различные положения и мысленно подбирает такие «экспериментальные» ситуации, в которых, как и в обычном опыте, должны появиться более важные или почему-либо интересные особенности данного объекта.
Как правило, мысленный эксперимент проводится в рамках некоторой модели (теории) для проверки её непротиворечивости.
На примере рассмотрим правомочность предположения, что тяжелые тела падают быстрее легких. Пусть имеется два тела: тяжелое и легкое. Если считать, что тяжёлые тела падают быстрее лёгких, то тогда тяжелое тело должно падать с большей скоростью. Теперь представим, что тяжелое и легкое тела были соединены перемычкой и образовали новый, ещё более тяжёлый предмет. Он тяжелее, и следовательно должен падать быстрее, чем тяжелое тело. Но одновременно он должен падать медленнее, чем тяжелое тело, так как легкое тело должно тормозить движение тяжёлого. Обнаруживается противоречие, из которого можно сделать вывод о неправомочности данного предположения.
Ценность мысленного эксперимента, во-первых, состоит в том, что он позволяет исследовать ситуации, неосуществимые практически. Во-вторых, он позволяет в ряде случаев осуществлять познание и проверку истинности знаний, не прибегая к материальному экспериментированию.
Пассивный эксперимент предполагает контроль (изучение) поведения объекта по заранее обоснованным показателям без вмешательства исследователя в функционирование объекта. Примером пассивного эксперимента является ежедневный учет интенсивности автомобильного движения, пассажиропотоков на транспорте.
Активный эксперимент, наоборот, ориентирован на управление со стороны исследователя функционированием объекта исследования в нужном ему направлении.
Однофакторный эксперимент предполагает изучение объекта при поочередном варьирование одного фактора и стабилизации других.
Многнофакторный эксперимент предполагает изучение объекта при варьировании всеми переменными одновременно. Влияние каждого фактора оценивается по результатам всей совокупности опытов проеденных в ходе эксперимента.
Планирование эксперимента
План эксперимента должен содержать:
1) Цель и задачи эксперимента.
Цель определяет конечный результат эксперимента. Например, проверить адекватность математической модели. Задачи определяют частные цели, с помощью которых будет достигнута конечная цель;
2) Варьирующие факторы.
На основе анализа расчетных схем процесса выделяют основные и второстепенные факторы, влияющие на исследуемый процесс. Эксперимент сводится к нахождению зависимостей между основными факторами. При невозможности выявить основные и второстепенные факторы проводят поисковый опыт;
3) Обоснование объема эксперимента, количества опытов (рассмотрено в следующей главе);
4) Выбор шага изменения факторов, задание шага между будущими материальными точками;
5) Обоснование средств и методов измерений (должны базироваться на специальной науке — метрологии);
6) Методику проведения эксперимента.
Методика проведения эксперимента – это совокупность мыслительных и физических операций, размещенных в определенной последовательности, в соответствии с которой достигается цель исследования.
В ней излагаются: последовательность действий исследователя, правила осуществления каждого этапа, использование приборов и оборудования, порядок измерения фиксации результатов и методы их обработки
При разработке методик проведения эксперимента необходимо предусматривать:
— проведение предварительного, целенаправленного наблюдения над изучаемым объектом или явлением с целью выбора варьирующих факторов;
— устранение влияния случайных факторов;
— определение пределов измерений.
7) Обоснование методов обработки экспериментальных данных.
Источник