Эксперимент как способ познания мира

Занятие-эксперимент как метод познания окружающего мира

Анна Бутенко
Занятие-эксперимент как метод познания окружающего мира

Это всё – эксперименты –

Всё, всё, всё хотим узнать!

Нужно всё зарисовать

Как наш опыт получился,

Сколько времени он длился?

Как? Зачем? И почему?

То,что дети любознательны-известно всем. Во время разговоров, рассуждений мы пытаемся найти ответы на эти бесконечные детские вопросы «Что, Где, Когда и Почему?». Благодаря этому создаются благоприятные условия для познавательной активности.

Народная мудрость гласит- «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики. Поэтому использование экспериментов и опытов на занятия с дошкольниками являются важной частью образовательного процесса.

Чем разнообразнее и интереснее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Изучив научную литературу и опыт других образовательных учреждений по исследуемой теме, я решила более подробнее рассмотреть ее в теме своего самообразования и применить на практике.

Практика показала, что дети с огромным удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.

Главным достоинством применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том,что в процессе эксперимента дети:

1) Проявляют активный интерес к предметам и явлениям;

2)Задают вопросы: «Почему? Зачем? Как?»;

3) Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;

4) Проявляют интерес к познавательной литературе;

5) Учатся выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;

6) Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;

7) Применяют свои знания в жизни;

В нашей группе 28 человек и каждый ребенок-это маленький исследователь, который имеет достаточный уровень развития речи, интеллектуальных способностей, у него высокая познавательная активность, что является результатом ежедневной, систематической общеобразовательной работы.

Эксперименты я подбираю простые. Лишь некоторые из них требуют специального оборудования и материалов.Большинство таких материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и т. д

Чаще всего занятия групповые, которые позволяют всем детям принять участие в работе. Очень важно, что в процессе проведения экспериментов задействован каждый ребенок. Он сможет потрогать, смешать, отфильтровать, рассмотреть предметы и занести все полученные результаты в тетрадь экспериментов.

Особенно интересно детям на занятиях экспериментировать с предметами живой природы. Так, посадив семена цветов петуньи и календулы в стаканчики,дети наблюдали за их развитием: какое семя быстрее проросло, почему; влияли ли погодные условия на рост цветов.

Ранней весной, посадив лук в горшок с землей, дети ждали появления зеленых перьев, рассуждали о значении лука для здоровья человека, тем самым побуждали себя к дальнейшей экспериментально-познавательной работе.

Для эффективных занятий-экспериментов необходимо:

— Наличие в группе уголка экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы;

— Постоянная пополняемость уголка новыми предметами и материалами;

-Использование в работе дидактических игр «Времена года», «Чей малыш?», «Что растет в саду», «В мире животных», «Домино», «Положи в корзинку», «Овощи, фрукты»;

-Применение демонстрационных материалов, различных коллекции, глобуса, измерительных приборов.

Все эксперименты и опыты, которые мы проводим с детьми можно повторить и дома. Для этого родителям не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

За короткий период педагогической деятельности я пришла к выводу о том, что в процессе совместной экспериментальной деятельности у детей появляется огромный интерес к знаниям, которые они получают через этот вид познавательной деятельности и работа над этой темой продолжится.

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности» С. Л. Рубинштей

Конспект занятия-эксперимент «Фильтрование воды» для детей средней группы.

Цель занятия: познакомить детей с простейшим способом очистки воды.

-познакомить детей с фильтрами и способом очистки воды

Читайте также:  Способ отделить пленку от икры

-уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, колбами;

-закреплять умение работать с фильтрами: фильтровальная бумага, песок.

-стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

-воспитывать бережное отношение к воде.

-воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;

Оборудование: стаканчики, воронки, емкости с песком, фильтровальная бумага, прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (более узкие и более широкие, блюдце со снегом, кувшин-фильтр.

1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

3. Чтение сказки «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевского.

4. Наблюдение за водой на прогулке.

Ход занятия

Вос-ль: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в сказку. А вы любите сказки?

Вос-ль: Какие сказки вы знаете?

Дети: «Репка», «Колобок», «Красная Шапочка» и др.

Вос-ль: А чем сказочные события отличаются от реальных?

Дети: В сказках происходят волшебные события.

Вос-ль: Вспомните, какие это события?

Дети: Снегурочка растаяла, курочка снесла золотое яичко, Иванушка превратился в козленочка и др.

Вос-ль: А знаете ли вы, что в сказке не все ложь (неправда? В сказке спрятаны умные секреты, но надо уметь их находить. Сейчас мы эти секреты будем находить.

Мы с вами читали много интересных сказок, давайте вспомним сказку «Мороз Иванович», в сказке есть момент, где рассказывается про девочку Рукодельницу. (зачитывается отрывок из сказки)

Вос-ль: Как вы думаете, откуда она брала воду?

Дети: из колодца.

Воспитатель демонстрирует детям блюдце со снегом.

Вос-ль: Посмотрите, что происходит со снегом в тепле?

Дети: Он начинает таять.

Вос-ль: Правильно, кроме воды из колодца, ее могли получить с помощью таянья снега.

Вос-ль: Подойдите к столу, оденьте фартуки.Давайте вспомним с вами правила поведения при работе с водой:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду –не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук –друг: он нам помог.

И никто здесь не промок.

Вос-ль: Посмотрите, перед вами 2 сосуда с водой. Как вы думаете, в каком из сосудов водопроводная вода, а в каком талая? Почему вы так считаете?

Дети: водопроводная чистая, а талая мутноватая.

Вос-ль: Что делала Рукодельница с нечистой водой в сказке?

Дети: она ее очищала.

Вос-ль: как вы думаете это волшебство? Сейчас мы это проверим.

Капля раз, капля два,

Капля медленно сперва

Кап, кап, кап (медленные хлопки)

Капля, каплю догоняет (быстрые хлопки)

Стали капли поспевать…

Зонтик поскорей откроем – от дождя себя укроем.

(Имитационные движения «спрячемся от дождя»)

Вос-ль: я приготовила все,как в сказке: песок, бумага, уголь. Начинаем с вами «сказочный» эксперимент.

1) Свернем лист в виде воронки

2) Положим угольки, песок.

3) Нальем талой воды.

4) Наблюдаем, что происходит.

Дети: талая вода начинает очищаться, становится прозрачной.

Вос-ль: Правильно, ребята! Так это волшебство или правда?

Вос-ль: Не даром в народе говорят «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Вос-ль: Ребята, сейчас мы с вами провели эксперимент по очистке талой воды, но посмотрите, у меня есть сосуд с окрашенной водой (марганец). Как вы думает, можно ли такую воду очистить?

Вос-ль:Для очистки используют специальные приборы и фильтры, а есть ли фильтры у вас дома? Дома у многих из вас есть фильтры поменьше. Вот такие, например. (Показ кувшинного фильтра).

Внутри этого кувшина располагается уголь, который используется в качестве фильтрата. Вода попадает в этот кувшин, проходит через этот сосуд с фильтрами и вытекает очищенная. А вся грязь остается внутри этого сосуда. Когда он загрязняется, его меняют на новый, чистый. Давайте это проверим.

Проводим эксперимент с очисткой воды.

Вос-ль: Ребята, послушайте, что я еще вам расскажу про воду. Несмотря на то, что на Земле очень много воды, не всю ее можно использовать, не вся она пригодна для питья. Из 100 литров воды пресной только – 2 литра. После их очистки на человека остается только 1,5 стакана. Без воды человек может обойтись всего 2-3 дня, а после наступает обезвоживание организма. Без еды человек может жить 2-3 недели, а без воды – намного меньше, так что питьевой воды мало и достается она нелегко.

Читайте также:  Алкоголизм методы способы лечения

Мы с вами очистили воду от загрязнения, что с ней можно сделать?

Дети: Полить цветы!

Вос-ль: Правильно, данная вода может использоваться в качестве полива и для использования в хозяйственных нуждах. (Стирка вещей, уборка помещения и т. д)

Вос-ль: Какой вывод мы можем сделать сегодня?

Дети: Воду можно очистить с помощью песка или угля, а в больших объемах ее очищают специальными промышленными фильтрами.

Вос-ль: Чтобы мы не испытывали недостаток пресной воды нам нужно научиться экономить и беречь воду!

Фотоотчет об экскурсии на ипподром «Уроки добра и познания окружающего мира» Желание узнать что-то новое о тех, кто был самым первым и самым выносливым другом человека, возникло у нас давно. И как только представился.

Интеграция задач познания и художественно — эстетического развития через системно — деятельностный метод Интеграция задач познания и художественно – эстетического развития через системно – деятельностный метод в рамках освоения программы «Мир.

Интегрированное занятие об объектах окружающего мира во второй младшей группе путем включения их в проектную деятельность «Пчелка» Цели: — Формировать первичные представления об объектах окружающего мира посредством включения их в проектную деятельность — Воспитывать.

Лепка — способ познания мира и увлекательное занятие Сколько удовольствия доставляет смешивать муку с водой, мять податливую глину, наблюдать, как оживает кусочек пластилина и на глазах возникают.

Наблюдение — особая форма познания окружающего мира детьми дошкольного возраста Из опыта работы Существуют различные методы активизации познавательной деятельности у дошкольника. В соответствии с основными формами мышления.

Проект «Книга как средство познания мира» ]Проект взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников «Книга как средство познания мира» Автор: Болатова Асият.

Проект «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира» Тема: «Наша планета — Земля» Цель: Создать условия для ознакомления детей со свойствами почвы; обобщить знания о Земле, как планете. Ход:.

Урок окружающего мира «Апрель-водолей» МОУ «Новоилимская общеобразовательная средняя школа имени Н. И. Черных» Урок окружающего мира по теме «Апрель – водолей» (1 класс).

Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира Ребенок по своей природе – пытливый исследователь мира. Н. Н. Поддьяков. Для развития детей дошкольного возраста наряду с игровой деятельностью.

Занятие по познанию окружающего мира «Как аукнется, так и откликнется». Старшая группа Программное содержание. Дать детям понятие о том,что окружающий мир познаваем и все явления окружающей среды могут быть изучены. Расширять.

Источник

Эксперимент как средство познания окружающего мира

Екатерина Воскресенская
Эксперимент как средство познания окружающего мира

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 233»

План по самообразованию педагога

Воскресенской Екатерины Николаевны.

Тема: «Эксперимент, как средство познания окружающего мира»

Проблема педагога: «Эксперименты в подготовительной группе, как средство познания окружающего мира»

Цель: Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на познание окружающего мира детей, через экспериментальную деятельность.

Этапы реализации Задачи Сроки

Подготовительный Изучение методической литературы

по теме самообразования Сентябрь – октябрь 2017 года

Диагностический Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса Ноябрь – декабрь 2017 года

Практический Обобщение собственного опыта педагогической деятельности Сентябрь 2017 года – апрель 2018 года

Аналитический Анализ созданных педагогических условий для развития май 2018 года

Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей к экспериментальной деятельности детей.

Содержание деятельности Сроки

начало- окончание Форма предоставления результатов

1. Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования

Цель: Повысить свой профессиональный уровень; развитие любознательности и познавательной активности.

1. Найти перспективные планы работы с детьми по опытнической деятельности. Изучение литературы. Сентябрь-Октябрь Составлен перспективный план работы с детьми подготовительной группы.

Читайте также:  Разные способы бросить курить

Изучение методички Николаевой С. Н. – Юный эколог (6-7лет)

2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

Повысить свой профессиональный уровень; разрабатывать программно — методического обеспечения образовательного процесса.

1. Разработать перспективный план работы по опытнической деятельности. Сентябрь – Май

Составлен перспективный план работы с детьми подготовительной группы

2. Составить конспекты НОД по познанию окружающего мира, через опытническую деятельность В течение года

Разработан конспект по технологии деятельностного метода

3.Систематизировать практический материал по теме самообразования:

— составить конспект занятия

-создать картотеку опытов для детей подготовительной группы

-консультация для родителей

4. Родительское собрание на тему «Экология»

1 часть Значение экологии в нашем мире;

2 часть Развивающие игры по экологии с детьми;

3 часть Раздаточный материал : дети познают мир через опыты.

5. Подготовка папки-передвижки для родителей «Эксперименты в подготовительной группе, как средство познания окружающего мира»

Консультация для родителей по совместной опытнической деятельности.

3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Цель: Повысить свой профессиональный уровень; обобщение опыта.

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. Сентябрь-Май Составление конспекта занятия по экспериментальной деятельности, написание консультации для родителей, создание картотеки по экспериментальной деятельности.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы,от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.

География в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста — путь познания окружающего мира Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 муниципального образования – Милославский муниципальный район Рязанской.

Презентация из опыта кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ познания окружающего мира Информация о программе: модифицированная программа кружковой работы по формированию основ познания окружающего мира и развитию познавательной.

Консультация для педагогов «Метод проектов — как средство познания окружающего мира» Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость.

Кружковая работа с детьми младшего и среднего дошкольного возраста по формированию основ познания окружающего мира 2016–2017 г Цель работы — способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Сенсорное развитие ребенка-способ познания окружающего мира Практикум для родителей «Сенсорное развитие ребенка-способ познания окружающего мира».Цель: обогащение родительских представлений об умственном.

Занятие по познанию окружающего мира «Скоро в школу» СКОРО В ШКОЛУ Как помочь ребенку познавать окружающий мир? Дошкольников окружает огромный мир предметов-вещей и явлений, с которыми они.

Конспект урока познания мира во 2 классе «Наше питание» Тема урока Наше питание Сквозная тема В здоровом теле — здоровый дух Ссылка на подраздел программы 1.4. Здоровье и безопасность Цель 2.1.4.1.

Презентация «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие.

Экспериментирование как эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира В предыдущей публикации я рассказывала вам, дорогие читатели моего блога, о нашем открытом занятии по экспериментированию. Этому занятию.

Презентация «Экспериментирование — путь к познанию окружающего мира» Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира» «Детский мир чист, светел и прекрасен, полон удивления и волнения. Это наша.

Источник

Оцените статью
Разные способы