Основные принципы проведения переписей населения
Методы проведения переписей населения
Современные переписи населения проводятся одним из двух методов:
— методом опроса, когда переписной лист заполняется счетчиком (регистратором) в процессе личной беседы с переписываемым лицом;
— методом самоисчисления, когда люди сами заполняют бланк переписи и сдают его регистратору, который проверяет правильность его заполнения, уточняя пропущенные или неясные сведения. Время выдачи бланков, их заполнения и сбора может не совпадать.
Выбор метода проведения переписи зависит от:
— степени подготовленности населения (грамотности и культуры)
— стремлением к получению максимально точных сведений при минимальных затратах.
Иногда применяют оба метода с учетом их достоинств и недостатков: в сельской местности – опрос, в городах – самоисчисление.
Самоисчисление:
Достоинства — экономит материальные ресурсы и время проведения переписи. | Недостатки — связано с большим риском получить неточные и неполные сведения; — необходимость большего внимания к формулировкам вопросов для обеспечения однозначности их понимания всеми участниками переписи. |
Опрос:
Достоинства — большая точность сведений. | Недостатки — большие затраты ресурсов. |
Например, в России в переписях 1897 и 1920 гг. в городах применялось – самоисчисление, на селе – опрос.
Во всех остальных отечественных переписях населения применялся метод опроса.
В западноевропейских странах, США, Австралии, издавна применяется метод самоисчисления.
В развитых странах, где население привыкло к регулярному проведению переписей и заочному способу общения с властями, часто применяют такую разновидность метода самоисчисления, как почтовый опрос.
В этом случае переписные листы предварительно рассылаются по почте, а затем или собираются счетчиками, или также по почте отправляются респондентами в переписные участки в заранее оплаченных конвертах.
Способы получения сведений:
— экспедиционный (выезд переписчика на дом к опрашиваемому);
— явочный (опрашиваемые приходят на переписной пункт).
Разные авторы называют разное число принципов и различным образом их определяют, но в целом можно выделить следующие принципы проведения переписей населения:
Основные принципы проведения переписей: | Дополнительные принципы: | |
— всеобщность; — одномоментностъ; — поименность; | — самоопределение; — конфиденциальность; — наличие единой программы; | — регулярность (периодичность); — безотносительность целей переписи к каким-либо частным нуждам или интересам; |
— строгая централизация управления переписью; | — применение экспедиционного способа наблюдения. |
Всеобщность переписи означает, что сведения собираются ото всех и обо всех жителях данной страны или территории, а не только о какой-либо специфической их части.
Всеобщность – главное отличие современных переписей населения, от его учетов, проводившихся в прошлом. Ранее учеты населения проводились в основном в фискальных и военных целях. Государству было важно знать сколько людей они могут поставить «под ружье» и сколько податей собрать, соответствующие категории населения и учитывались.
Отсюда – неполнота информации о населении, отсутствие данных о значительной его части.
Считается, например, что в России во время ревизий первоначально учитывалось лишь мужское податное население, к которому относились только крестьяне и лица некоторых других сословий, обязанных платить подати. Начиная со второй и исключая шестую ревизии учитывалось и женское население.
В настоящее время проблема полноты данных о населении остается актуальной.
Объективная причина этого – подвижность населения. В результате возникает возможность недоучета или двойного счета. Разработаны специальные приемы переписи тех, кто не находится в момент переписи в месте постоянного (или какого-либо другого) проживания.
Субъективная причина связана с мнением некоторых людей о том, что кое-кого вообще не надо переписывать. Например, младенцев или стариков.
Многие граждане убеждены, что перепись будто бы проводится со специальной целью – установить число людей определенных категорий. Поэтому часто на вопрос регистратора о пропущенном младенце его родные отвечают: «Да ведь он еще маленький!», а о старике: «Он уже старый, работать не может. Зачем его переписывать?».
Безотносительность целей переписи к каким-либо частным нуждам или интересам государства – перепись проводится для получения сведений о численности и составе населения, а для решения частных задач используются уже обобщенные результаты переписи.
Данный принцип тесно связан с нивелированием субъективных причин проблемы неполноты данных.
Одномоментность проведения переписи означает, что все собранные в ее ходе данные относятся к одному определенному и заранее установленному моменту времени, который называется критическим моментом переписи, или моментом счета.
Любые изменения, произошедшие в период времени между критическим моментом и временем фактического опроса, не учитываются. Необходимость этого обусловлена непрерывностью изменения численности и состава населения.
Например, в 2000 г. только за один час в России:
— появлялись на свет 144 младенца, — 253 человека умирало, — заключалось 102 брака, | — совершался 71 развод, — 40 человек прибывало в Россию на жительство — 18 человек покидало нашу страну. |
Установление критического момента является также одним из способов избежать повторного счета.
Критический момент переписи подбирается так, чтобы минимизировать территориальную мобильность населения, т.е. чтобы вероятность застать переписываемых в месте постоянного (обычного) проживания была максимальной.
— выбирается месяц года, когда эта мобильность минимальна;
— затем учитывается наличие выходных и праздничных дней, школьных и студенческих каникул и т.п.;
— выбирается день, наиболее близкий к началу года, для обеспечения сопоставимости результатов переписи и ежегодных межпереписных расчетов численности населения;
— по времени суток обычно выбирается полночь: 0 часов 00 минут.
В итоге, в нашей стране перепись обычно назначалась на один из будних дней во второй декаде января.
Например, в 1959 и 1970 гг. перепись проводилась 15 января; в 1979 г. – 17 января; в 1989 г. – 12 января.
Непонятным исключением становится последняя перепись октября 2002 г.
Реально перепись проводится в течение нескольких дней (периода проведения переписи), обычно 7-10 дней, но вся информация собирается относительно критического момента. Родившиеся после критического момента не учитываются, а умершие – учитываются как живые.
Бывают и однодневные переписи, когда весь сбор информации проводится в течение одного дня. Однодневная перепись может считаться идеальным вариантом для обеспечения полноты информации по состоянию на критический момент. Но она более затратна и неудобна для населения.
Например, в Турции (традиционно), Парагвае (1950 г.), Ливии (1954 г.) жителям специальным распоряжением запрещается выходить из дома до тех пор, пока их не перепишут, в Ираке (1947 г.) – запрещается выходить до конца дня переписи.
Перепись 1965 г. в Турции потребовала в два раза больше счетчиков, чем перепись 1960 г. в США, население которых в семь раз больше турецкого.
Для устранения недостатков однодневной переписи можно использовать метод самоисчисления, т.е. раздавать переписные листы заранее и собирать их в день проведения переписи.
Так поступали во время Первой всеобщей переписи населения России (1897 г.) и во время Всесоюзной переписи 1937 года.
Поименность – означает сбор персональных и легко идентифицируемых сведений о каждом отдельном человеке. В этом отношении перепись населения противоположна социологическим опросам, которые, как правило, анонимны.
Поименность позволяет разнообразно комбинировать собранные сведения, формировать детальные группировки по различным признакам.
При обработке сведений поименность переписи и результаты представляются в статистических таблицах, в обобщенной форме.
В некоторых развивающихся странах иногда применяют процедуру сбора сведений о населении, известную еще со времен Древнего Рима. Люди сами должны являться в специальные офисы, где они заполняются переписные листы. При этом на тело человека иногда даже ставят специальный долго не смываемый штамп, свидетельствующий о том, что данный человек прошел перепись.
В России 2002 г. также предполагалось открыть специальные переписные офисы, в которых смогут пройти перепись те, кто не хотел бы, чтобы счетчики приходили к ним домой.
Самоопределение – принцип тесно связанный с поименностью – означает, что все сведения фиксируются исключительно со слов опрашиваемого и требовать документального подтверждения этих сведений запрещено.
Постановление Правительства РФ № 1064 от 22.09.1999 г. «О Всероссийской переписи населения 2002 года».
Федеральный закон от 25.01.2002 г. №8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения 2002 года»
Применение принципа самоопределения обусловлено:
— с одной стороны, стремлением повысить степень доверия к переписи со стороны населения,
— а с другой, – невозможностью объективного отнесения человека к той или иной категории по большинству фиксируемых признаков.
Например, возраст в большинстве стран может быть документально подтвержден, а национальность (этническая принадлежность) не подлежит никакому, так называемому «объективному» определению.
Всякие правила отнесения человека к тому или иному этносу, по существу, являются нарушением демократических принципов и свойственны тоталитарным режимам. В нашей стране по отношению к этнической принадлежности всегда действовал принцип самоопределения, хотя в паспортах и присутствовала 6 графа (национальность).
Некоторые авторы (Борисов В.А. Демография. С. 27.) дополняют принцип самоопределения принципом непосредственного получения сведений от населения, т.е. не из документов, а от людей. Но это излишне, так как принцип самоопределения шире и включает отсутствие документального подтверждения.
Конфиденциальность сведений – логическое дополнение принципов поименности и самоопределения – означает, что счетчикам и другим участникам переписи, имеющим доступ к ее первичным документам, запрещено сообщать кому бы то ни было получаемую персональную информацию об опрашиваемых.
Информация обрабатывается, используется и публикуется только в статистически обобщенном виде. В России нарушение этого принципа ведет к ответственности согласно законодательство РФ (статья 8 Закона о переписи населения).
В некоторых других странах (например, в США) и уголовную ответственность.
Извращенным отражением принципа конфиденциальности является засекречивание статистических данных о населении в СССР. До конца 1980-х гг. засекречивались даже данные о возрастном составе населения.
Данный принцип встречается под другим названием – анонимность, но оно видимо неудачно, поскольку по-сути противоречит поименности.
Наличие единой программы переписи означает, что и сбор первичных данных и их последующая обработка ведутся по единым для всех участников переписи правилам, по общему для всех плану.
Обо всех людях в стране собираются сведения об одних и тех же признаках. Данные обрабатываются по единой методологии и оформляется в однотипные (сопоставимые) статистические таблицы.
Разработка программы занимает по времени несколько месяцев или даже лет. Она включает в себя:
— создание переписного листа – специального бланка, содержащего набор признаков, которые будут фиксироваться в ходе переписи.
— параллельное формирование перечня разработочных таблиц, в которых будут обобщены и представлены итоги переписи.
Важнейшее требование – соблюдение преемственности при разработке программ последующих переписей.
Необходимость строгой централизации управления переписи вытекает из того, что перепись населения – это сложная и дорогостоящая операция, требующая координации усилий огромного числа участников для соблюдения единства программы переписи и получения обобщенного результата по стране в целом.
Все это требует наличия специальных государственных органов, ответственных за проведение переписи.
В настоящее время в России это Федеральная служба государственной статистики (Госкомстат РФ).
— В XIX веке – Статистический комитет Министерства внутренних дел Российской империи.
— В СССР – Центральное статистическое управление СССР (ЦСУ СССР)
— В России – Государственный комитет Российской Федерации по статистике;
— Российское статистическое агентство;
— опять Государственный комитет Российской Федерации по статистике;
— с 2004 – Федеральная служба государственной статистики
Например, в США переписи проводит Бюро цензов Министерства торговли.
Каждый из таких органов имеет разветвленную сеть региональных и местных подразделений, образующих строгую иерархическую вертикаль.
У нас они назывались Статистическими управлениями и бюро при местных администрациях. Сейчас – это, например, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тверской области.
Вся эта система работает в соответствии с законодательно закрепленными положениями, которые принимаются за несколько лет до проведения переписи и устанавливают:
· сроки ее проведения; · основные задачи переписи; · критический момент; | · поручения другим органам государственной власти в части оказания содействия проведению переписи населения. от 25.01.2002 г. №8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения 2002 года» |
В некоторых странах проведение переписей регламентируется конституцией.
Например, в США Конституция устанавливает обязанность президента и администрации каждые 10 лет проводить переписи населения. Это требование действует с 1790 г. и связано с тем, что на основе данных переписей населения устанавливается число избирателей по территориям и их представительство в Конгрессе США.
У нас в стране, регулярность проведения переписей законодательно закреплена в 2002 году.
Регулярность (периодичность) проведения переписей означает, что в идеале переписи должны проводиться через равные промежутки времени для обеспечения сопоставимости данных.
Согласно рекомендациям Статистической комиссии ООН, переписи должны проводиться раз в 5 или 10 лет в годы, оканчивающиеся соответственно на 5 или 0, или близкие к ним. Это необходимо для обеспечения сопоставимости данных по разным странам мира и для расчета численности населения земного шара.
Применение экспедиционного способа наблюдения – выезд переписчиков к местам проживания (пребывания) людей.
Данный принцип направлен на упрощение и удешевление соблюдения принципа всеобщности.
Например, чтобы удостоверится в соблюдении принципа всеобщности в случае открытия переписных пунктов необходимо соотнести поименно всех граждан, отсутствовавших дома на момент прихода переписчика со списками граждан в переписных пунктах, в том числе в других городах. Кроме того, такое соотнесение возможно лишь с использованием сведений о прописке, а это уже юридическое, а не наличное население.
Данный принцип может не соблюдаться в целях повышения доверия населения к государству и переписчикам, а также повышения удобства для населения.
Альтернативы экспедиционного способа наблюдения: опрос по почте и явочный способ.
Источник