Экскурсия как способ познания окружающего мира курсовая работа

Содержание
  1. Экскурсионный метод познания
  2. Экскурсия как метод познания мира. Экскурсионные ресурсы: словесный материал (рассказ), демонстрируемые объекты (показ), транспортные средства, рабочее время экскурсовода. В экскурсионном методе преобладает примат (первенствующее значение) показа.
  3. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
  4. Подобные документы
  5. Экскурсионный метод познания
  6. Экскурсия как метод познания мира. Экскурсионные ресурсы: словесный материал (рассказ), демонстрируемые объекты (показ), транспортные средства, рабочее время экскурсовода. В экскурсионном методе преобладает примат (первенствующее значение) показа.
  7. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
  8. КОМПЛЕКТОВАНИЕ «ПОРТФЕЛЯ ЭКСКУРСОВОДА»
  9. Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается так, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экскурсанты не могут увидеть: историческое здание, разрушенное от времени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной войны, и др. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой целью используются, например, фотографии деревни или пустыря, панорамы строительства предприятия, жилого массива. Может также возникнуть задача показать, что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демонстрируются проекты зданий, сооружений, памятников.
  10. В экскурсиях бывает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или событиям, связанным с ним (например, портреты членов семьи Вульф — друзей А. С. Пушкина — при проведении экскурсии по «Пушкинскому кольцу Верхневолжья»).
  11. Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод.
  12. И еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии — дать зрительное. представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей).
  13. В «портфель экскурсовода» включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т. д. Такие «портфели» создаются, как правило, по каждой теме. Они являются постоянным спутником экскурсовода и помогают сделать любое путешествие в прошлое и настоящее более увлекательным и полезным.
  14. Содержание «портфеля» диктуется темой экскурсии. Наглядные пособия «портфеля экскурсовода» должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание.
  15. Участники творческой группы, подготавливая новую экскурсию, отбирают из имеющихся в их распоряжении наглядных материалов наиболее выразительные, способные оказать помощь экскурсоводу в освещении темы. Методику демонстрации наглядных пособий проверяют на маршруте.
  16. Затем рекомендации по использованию материалов «портфеля» включают в методическую разработку. К каждому экспонату, включенному в «портфель», прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом. Иногда пояснения приклеиваются с обратной стороны экспоната. Такая аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе экспоната экскурсантам.
  17. Перечень наглядных материалов определенной темы, включенных в «портфель экскурсовода», должен уточняться на протяжении всей разработки новой экскурсионной темы.
  18. Большую помощь в подборе наглядных материалов для «портфеля» экскурсионным организациям оказывают музеи, выставки, архивы.
  19. ОТБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ
  20. В качестве объектов могут быть:
  21. — памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства.
  22. — здания и сооружения, мемориальные памятники, свя-занные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзо-леи, здания культурного назначения и другие постройки;
  23. — природные объекты — леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные дере-вья, реликтовые растения и др.;
  24. — экспозиции государственных и народных музеев, кар-тинных галерей, постоянных и временных выставок;
  25. — памятники археологии — городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, до-роги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;
  26. — памятники искусства — произведения изобразитель-ного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садо-во-парковое и др. искусство.
  27. Экскурсионные объекты классифицируются:
  28. — по содержанию — одно-плановые (произведение живо-писи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города);
  29. — по функциональному назначению — основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основ-ными объектами в ходе логических переходов в рассказе;
  30. — по степени сохранности — полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные.
  31. Перед экскурсионными работниками при создании экс-курсии стоит задача — отобрать из множества объектов са-мые интересные и по внешнему виду, и по той информа-ции, которую они с собой несут.
  32. Правильный отбор объектов обеспечит зрительную осно-ву восприятия экскурсионного материала и глубокое рас-крытие темы. В практике подготовки экскурсий выработана опреде-ленная методика оценки экскурсионных объектов. Приме-нение этой методики особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии, встречаясь на маршруте с не-сколькими объектами, сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы.
  33. Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:
  34. — Познавательная ценность — связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художе-ственные достоинства памятника, возможность их исполь-зования в эстетическом воспитании участников экскурсии.
  35. — Известность объекта, его популярность среди населения.
  36. — Необычность (экзотичность) объекта. Имеется в виду осо-бенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения. Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим собы-тием, которое произошло в данном здании, на месте уста-новки данного памятника, с легендой или историческим событием. Экзотичность может быть природного характера.
  37. Выразительность объекта, т. е. внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой — зданиями, сооружениями, природой. Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.
  38. — Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.
  39. Временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам и сезонам) — это когда посещение и ос-мотр объекта невозможны из-за плохой видимости или се-зонности.
  40. Экскурсия не должна быть перегружена большим количе-ством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее дли-тельность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжитель-ность городской экскурсии составляет 2-4 академических часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15- 20 экскурсионных объектов.
  41. В экскурсию могут входить объекты как одной группы (например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной груп-пы.
  42. Неправильно, например, когда вся обзорная экскурсия построена исключительно на показе скульптурных памятни-ков и монументов. Следует избегать однообразия построе-ния зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсан-тов будут неполными, если в маршрут наряду с памятника-ми и монументами не будет введен показ отдельных зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы.
  43. Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки использу-ются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.
  44. В карточку объектов вносятся следующие данные:
  45. 1) наименование объекта (первоначальное и современ-ное), а также название, под которым памятник известен у населения;
  46. 2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события;
  47. 3) местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, про-мышленное предприятие и т. д.);
  48. 4) описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемори-альной надписи);
  49. 5) источник сведений о памятнике (литература, где опи-сан памятник и события, связанные с ним, архивные дан-ные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);
  50. 6) сохранность памятника (состояние памятника и терри-тории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);
  51. 7) охрана памятника (на кого возложена);
  52. 8) в каких экскурсиях памятник используется;
  53. 9) дата составления карточки, фамилия и должность со-ставителя.
  54. К карточке прикрепляется фотография объекта, воспро-изводящая его нынешний и прежние виды.
  55. В карточке на архитектурные, природные, археологиче-ские объекты могут быть включены и другие сведения. На-пример, в карточку на памятник архитектуры (здание) включаются сведения о наличии скульптуры, изразцов, сте-нописи в декоративном убранстве памятника (снаружи, внутри), о типе и конструкции здания, техническом состоя-нии его (степени сохранности). Наличие карточек на все экскурсионные объекты, расположенные на территории данного края, ускоряет разработку новых экскурсионных тем, позволяет разнообразить использование памятников в экскурсиях на разные темы, делает их показ более актив-ным.
  56. Список литературы
  57. 1. «Туристический бизнес. Теория и практика.» М.П, Малька, В.В , Худо
  58. 2. «Туристический бизнес» И.И. Бутко, Е.А., изд-во «Феникс» 2007г.
  59. 3. «Экскурсоведение» — М.2002. Емельянов Б.В.
  60. 4. http://www.BankReferatov.ru
  61. 5. http://www.allbest.ru/referat
  62. Подобные документы
Читайте также:  Химический способ очистки выгребной ямы

Экскурсионный метод познания

Экскурсия как метод познания мира. Экскурсионные ресурсы: словесный материал (рассказ), демонстрируемые объекты (показ), транспортные средства, рабочее время экскурсовода. В экскурсионном методе преобладает примат (первенствующее значение) показа.

Рубрика Спорт и туризм
Предмет Экскурсоведение
Вид дипломная работа
Язык русский
Прислал(а) incognito
Дата добавления 17.11.2008
Размер файла 20,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Экскурсионный метод познания, сущность экскурсии. Традиционные методы проведения экскурсий. Сочетание показа и рассказа в экскурсии. Организация взаимодействия экскурсовода и экскурсантов. Виртуальная, театрализованная и костюмированная экскурсия.

курсовая работа [53,2 K], добавлен 19.11.2012

Толкование термина «экскурсия» в словарях и энциклопедиях. Понятие и сущность экскурсии. Условия, ступени и виды показа. Особенности показа на экскурсии. Показ как реализация принципа наглядности. Варианты взаимодействия человека и объекта вне экскурсии.

курсовая работа [33,6 K], добавлен 19.12.2010

Туризм — метод познания окружающей действительности, способ повышения культурного уровня и восстановления здоровья людей. История экскурсионного дела в России. Классификация экскурсионных ресурсов. Критерии оценки культурных и рекреационных комплексов.

курсовая работа [40,3 K], добавлен 21.01.2013

Развитие внутреннего туризма в России. Цели и задачи экскурсии, этапы ее создания. Экскурсия — интересный и необходимый обществу процесс познания окружающего мира. Технологии подготовки экскурсии. Схема маршрута экскурсии, составление контрольного текста.

реферат [37,7 K], добавлен 17.10.2010

Этапы, методы разработки и подготовки экскурсии. Требования технологической карты экскурсии и порядок ее составления. Культура речи экскурсовода. Методические приемы показа. Экскурсии военно-патриотической тематики. Организация музейных экскурсий.

шпаргалка [58,2 K], добавлен 19.12.2011

Изучение методики проведения экскурсий — действий экскурсовода по демонстрации объектов, организации их наблюдения экскурсантами, использования определенных методических приемов показа и рассказа. Описание экскурсии-лекции «О Черном море на теплоходе».

реферат [20,5 K], добавлен 23.03.2010

Экскурсионная методика, отбор и изучение экскурсионных объектов. Составление маршрута экскурсии, его объезд (обход) и подготовка контрольного теста. Методические приемы показа. Комплектование «портфеля экскурсовода». Прием и техника проведения экскурсии.

курсовая работа [76,6 K], добавлен 26.06.2011

Источник

Экскурсионный метод познания

Экскурсия как метод познания мира. Экскурсионные ресурсы: словесный материал (рассказ), демонстрируемые объекты (показ), транспортные средства, рабочее время экскурсовода. В экскурсионном методе преобладает примат (первенствующее значение) показа.

Рубрика Спорт и туризм
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 17.11.2008
Размер файла 20,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ 2

    • КОМПЛЕКТОВАНИЕ «ПОРТФЕЛЯ ЭКСКУРСОВОДА» 8
    • ОТБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ 10
  • Список литературы 14

В практике используется немало различных методов познания: индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический, методы абстрагирования, аналогии, моделирования, обобщения, эксперимента и др. Все эти методы в той или иной мере используются при проведении экскурсий.

Термин «метод» имеет несколько значений: 1) подход к действительности, явлениям природы и общества; 2) система приемов теоретического исследования, практического достижения поставленной цели, целенаправленного проведения определенной работы; 3) средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета, построения и обоснования системы знаний; 4) способ или образ практических действий.

Метод в логике определяется как совокупность внешних, по отношению к материалу, субъективных правил и способов исследования, изучения конкретных объектов и упорядочения полученного ряда мыслей.

Понятие «метод» более широкое, чем понятия «способ» и «прием». В простейшем виде каждый прием представляет собой как бы частицу метода.

В процессе педагогической и культурно-воспитательной деятельности метод является основой получения новых знаний и формирования нравственных качеств человека. Метод для деятельности не может быть избран произвольно. Главное требование к методу — он должен обеспечить достижение цели с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами ресурсов.

В экскурсиях в число таких ресурсов входит словесный материал (рассказ), демонстрируемые объекты (показ), транспортные средства, рабочее время экскурсовода.

По своему значению и сферам применения все методы, используемые в деятельности человека, могут быть разделены на четыре категории:

А. Диалектико-материалистический метод, который является основой любого познавательного процесса, независимо от сферы, где происходит исследование. Диалектика представляет собой метод объяснения происходящих в природе процессов развития, всеобщих связей природы, переходов от одной области исследования к другой.

Общие, формально-логические методы, которые служат основой для многих наук, — анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и абстрагирование, аналогии и др.

Общим методом является формальная логика — метод, используемый для отыскания новых результатов, перехода от известного к неизвестному. Общие методы, их элементы используются при проведении экскурсий.

На действии методов анализа и синтеза построен экскурсионный анализ.

— Не менее активно в экскурсионной методике используется метод аналогии. Применяя аналогию в показе и рассказе, экскурсовод обращает внимание группы на сходство и различие памятников, на единство времени разных действий и места, где расположены объекты. Аналогия в экскурсиях не сводится к демонстрациям’ внешне схожих объектов. Это могут быть разные по форме и строению объекты, но аналогичные по выполняемым функциям.

— Конкретно-исторический метод — восхождение от абстрактного к конкретному. Данный метод предполагает движение мысли к более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета в сознании человека. Данный метод позволяет образовать понятия, отражающие отдельные стороны и свойства объекта.

— Частные методы, которые находят применение в одной из наук или отрасли знаний, а также при использовании различных форм сообщения знаний. Именно к этой категории методов должен быть отнесен экскурсионный метод’. В узком смысле экскурсионный метод представляет собой совокупность методических приемов, которые применяют на экскурсиях. В широком смысле — это комплексный метод, он имеет ряд особенностей: выбор в наблюдаемых объектах самого важного и существенного; увязывание вновь изучаемого материала с ранее полученным экскурсантами опытом и знаниями и др.

Для экскурсионного метода характерен учет таких признаков экскурсии, как предметность, вещественная доказательность (наглядность). Экскурсионный метод построен на примате (преобладании, первенствующем значении) показа.

В большинстве экскурсий (кроме литературных) выдвинутые в рассказе экскурсовода положения аргументируются с помощью зрительных доказательств. Нередко рассказ является лишь комментарием к зрительной характеристике экскурсионных объектов.

зрительные слуховые и др.

Рис.1 Схема комментария к зрительной характеристике объектов

Экскурсионный метод направлен на изучение главного в теме. Он допускает, чтобы отдельные стороны выделялись и изучались более углубленно, целое расчленялось на отдельные части, но при условии сохранения тесной связи между ними. Основанием для того, чтобы назвать экскурсионный метод комплексным, является то, что в нем органически сочетаются методы обучения и методы воспитания.

Следует отметить, что ученые-экскурсионисты видели новизну и оригинальность этого метода не в совокупности методов, составляющих единый комплексный метод, а со всем в другом. Одни основной особенностью экскурсионного метода считали моторность (т. е. движение экскурсантов). Профессор И. М. Греве видел суть этого метода в формуле: «путешественность — душа экскурсионности». В начале 20-х годов крупный специалист экскурсионного дела Н. А. Гейнике отмечал, что среди методистов нет полного единства в определении: что такое экскурсионный метод (Гейнике Н.А. Культурно-исторические экскурсии. — М., 1923).

Профессор Б. Е. Райков в книге «Методика и техника экскурсий» писал: «Под экскурсией мы подразумеваем изучение объектов по месту их естественного нахождения (локальный принцип) и в связи с передвижением своего места в пространстве (моторный принцип). Вот эти два принципа, тесно между собой связанные, и составляют сущность экскурсионного метода». Он называл экскурсионный метод одним из видов активно-двигательного усвоения знаний. Значение экскурсионного метода подчеркивалось в ряде его трудов Лукина Т.А. Борис Евгеньевич Райков / Монография. — Л.: Наука, 1970. — С. 57). Логичнее принять другое определение: экскурсия — форма распространения знаний и воспитания, построенная на экскурсионном методе. Многолетняя экскурсионная практика позволяет сделать вывод, что экскурсионный метод является наглядным в отличие от методов словесных и практических. Характеризуя этот метод, как комплексный способ познания окружающей человека действительности, необходимо видеть связь понятия «конкретностность» с принципом наглядности. Экскурсионный показ в большинстве случаев следует понимать как сложный многосторонний процесс реализации принципа наглядности. Комплексный характер экскурсионного метода находит свое выражение также в том, что познание предметов и явлений окружающего мира проходит при участии всех органов чувств человека.

Ученый-экскурсовод В. И. Адо отмечал следующие преимущества экскурсионного метода: исследовательский элемент в работе учащихся; живое, конкретное и жизненное изучение прошлого; всестороннее восприятие объекта; повышенный интерес к работе и на основе этого более углубленное и прочное усвоение материала.

В большинстве работ по экскурсионному делу особенности экскурсионного метода рассматриваются применительно к учебно-воспитательной работе с учащимися. На самом же деле этот метод лежит в основе всей экскурсионной работы независимо от того, какой круг участников ею охвачен — дети или взрослые.

Таким образом, экскурсионный метод является основой экскурсионного процесса и представляет собой совокупность способов и приемов сообщения знаний. Основу совокупности составляют: наглядность; обязательное сочетание двух элементов — показа и рассказа; оптимальное взаимодействие трех компонентов — экскурсовода, экскурсионных объектов и экскурсантов; движение экскурсантов (моторность) по определенному маршруту с целью изучения объектов по месту их естественного расположения. Комплексный характер экскурсионного метода находит свое выражение в действии механизмов сообщения знаний экскурсоводом и усвоения этих знаний экскурсантами.

Практически вся экскурсионная теория всего лишь анализ действия экскурсионного метода. Цель экскурсионного метода — обучение (передача определенной системы знаний) и воспитание (формирование всесторонне развитой личности).

В отличие от учебного заведения воспитание на экскурсии проходит в ходе обучения, в процессе общения с экскурсионными объектами, во время рассказа экскурсовода и его действий при показе объектов. Содержание сообщаемых экскурсоводом знаний вырабатывает у обучаемых определенный подход к объяснению явлений природы, пониманию хода и логики развития общества, подводит к оценке исторических событий.

В.настоящее время экскурсионные учреждения в своей деятельности руководствуются следующими основными положениями:

а) в основе любой экскурсии лежит один экскурсионный метод сообщения знаний;

б) показ и рассказ — составные части экскурсии и основные элементы;

в) движение (моторность) — один из признаков экскурсии;

г) экскурсионная методика является частной методикой и состоит из двух частей — методики подготовки и методики проведения экскурсий;

д) методика проведения экскурсий представляет собой совокупность методических приемов показа экскурсионных объектов и рассказа о них и событиях, с ними связанных.

Выводы. Все экскурсии построены на использовании особого комплексного метода, в основе которого лежит сочетание традиционных педагогических методов обучения и воспитания. Разница в том, что используются они с большей степенью наглядности. При этом решающее значение имеет не только логическое единство методов обучения и воспитания, но и действие тех законов, которые являются их движущей силой.

Экскурсионный метод, являясь активным способом практических действий экскурсовода и экскурсантов, создает условия для их общения с объектами и для организованной и эффективной деятельности экскурсантов. Опыт экскурсионной работы убедительно свидетельствует о том, что лишь те экскурсии достигают поставленной цели, которые построены с учетом особенностей и требований экскурсионного метода.

КОМПЛЕКТОВАНИЕ «ПОРТФЕЛЯ ЭКСКУРСОВОДА»


Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается так, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экскурсанты не могут увидеть: историческое здание, разрушенное от времени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной войны, и др. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой целью используются, например, фотографии деревни или пустыря, панорамы строительства предприятия, жилого массива. Может также возникнуть задача показать, что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демонстрируются проекты зданий, сооружений, памятников.


В экскурсиях бывает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или событиям, связанным с ним (например, портреты членов семьи Вульф — друзей А. С. Пушкина — при проведении экскурсии по «Пушкинскому кольцу Верхневолжья»).


Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод.


И еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии — дать зрительное. представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей).


В «портфель экскурсовода» включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т. д. Такие «портфели» создаются, как правило, по каждой теме. Они являются постоянным спутником экскурсовода и помогают сделать любое путешествие в прошлое и настоящее более увлекательным и полезным.


Содержание «портфеля» диктуется темой экскурсии. Наглядные пособия «портфеля экскурсовода» должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание.


Участники творческой группы, подготавливая новую экскурсию, отбирают из имеющихся в их распоряжении наглядных материалов наиболее выразительные, способные оказать помощь экскурсоводу в освещении темы. Методику демонстрации наглядных пособий проверяют на маршруте.


Затем рекомендации по использованию материалов «портфеля» включают в методическую разработку. К каждому экспонату, включенному в «портфель», прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом. Иногда пояснения приклеиваются с обратной стороны экспоната. Такая аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе экспоната экскурсантам.


Перечень наглядных материалов определенной темы, включенных в «портфель экскурсовода», должен уточняться на протяжении всей разработки новой экскурсионной темы.


Большую помощь в подборе наглядных материалов для «портфеля» экскурсионным организациям оказывают музеи, выставки, архивы.


ОТБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ


В качестве объектов могут быть:


— памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства.


— здания и сооружения, мемориальные памятники, свя-занные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзо-леи, здания культурного назначения и другие постройки;


— природные объекты — леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные дере-вья, реликтовые растения и др.;


— экспозиции государственных и народных музеев, кар-тинных галерей, постоянных и временных выставок;


— памятники археологии — городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, до-роги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;


— памятники искусства — произведения изобразитель-ного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садо-во-парковое и др. искусство.


Экскурсионные объекты классифицируются:


— по содержанию — одно-плановые (произведение живо-писи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города);


— по функциональному назначению — основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основ-ными объектами в ходе логических переходов в рассказе;


— по степени сохранности — полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные.


Перед экскурсионными работниками при создании экс-курсии стоит задача — отобрать из множества объектов са-мые интересные и по внешнему виду, и по той информа-ции, которую они с собой несут.


Правильный отбор объектов обеспечит зрительную осно-ву восприятия экскурсионного материала и глубокое рас-крытие темы. В практике подготовки экскурсий выработана опреде-ленная методика оценки экскурсионных объектов. Приме-нение этой методики особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии, встречаясь на маршруте с не-сколькими объектами, сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы.


Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:


— Познавательная ценность — связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художе-ственные достоинства памятника, возможность их исполь-зования в эстетическом воспитании участников экскурсии.


— Известность объекта, его популярность среди населения.


— Необычность (экзотичность) объекта. Имеется в виду осо-бенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения. Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим собы-тием, которое произошло в данном здании, на месте уста-новки данного памятника, с легендой или историческим событием. Экзотичность может быть природного характера.


Выразительность объекта, т. е. внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой — зданиями, сооружениями, природой. Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.


— Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.


Временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам и сезонам) — это когда посещение и ос-мотр объекта невозможны из-за плохой видимости или се-зонности.


Экскурсия не должна быть перегружена большим количе-ством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее дли-тельность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжитель-ность городской экскурсии составляет 2-4 академических часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15- 20 экскурсионных объектов.


В экскурсию могут входить объекты как одной группы (например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной груп-пы.


Неправильно, например, когда вся обзорная экскурсия построена исключительно на показе скульптурных памятни-ков и монументов. Следует избегать однообразия построе-ния зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсан-тов будут неполными, если в маршрут наряду с памятника-ми и монументами не будет введен показ отдельных зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы.


Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки использу-ются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.


В карточку объектов вносятся следующие данные:


1) наименование объекта (первоначальное и современ-ное), а также название, под которым памятник известен у населения;


2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события;


3) местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, про-мышленное предприятие и т. д.);


4) описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемори-альной надписи);


5) источник сведений о памятнике (литература, где опи-сан памятник и события, связанные с ним, архивные дан-ные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);


6) сохранность памятника (состояние памятника и терри-тории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);


7) охрана памятника (на кого возложена);


8) в каких экскурсиях памятник используется;


9) дата составления карточки, фамилия и должность со-ставителя.


К карточке прикрепляется фотография объекта, воспро-изводящая его нынешний и прежние виды.


В карточке на архитектурные, природные, археологиче-ские объекты могут быть включены и другие сведения. На-пример, в карточку на памятник архитектуры (здание) включаются сведения о наличии скульптуры, изразцов, сте-нописи в декоративном убранстве памятника (снаружи, внутри), о типе и конструкции здания, техническом состоя-нии его (степени сохранности). Наличие карточек на все экскурсионные объекты, расположенные на территории данного края, ускоряет разработку новых экскурсионных тем, позволяет разнообразить использование памятников в экскурсиях на разные темы, делает их показ более актив-ным.


Список литературы


1. «Туристический бизнес. Теория и практика.» М.П, Малька, В.В , Худо


2. «Туристический бизнес» И.И. Бутко, Е.А., изд-во «Феникс» 2007г.


3. «Экскурсоведение» — М.2002. Емельянов Б.В.


4. http://www.BankReferatov.ru


5. http://www.allbest.ru/referat

Подобные документы

Экскурсионный метод познания, сущность экскурсии. Традиционные методы проведения экскурсий. Сочетание показа и рассказа в экскурсии. Организация взаимодействия экскурсовода и экскурсантов. Виртуальная, театрализованная и костюмированная экскурсия.

курсовая работа [53,2 K], добавлен 19.11.2012

Толкование термина «экскурсия» в словарях и энциклопедиях. Понятие и сущность экскурсии. Условия, ступени и виды показа. Особенности показа на экскурсии. Показ как реализация принципа наглядности. Варианты взаимодействия человека и объекта вне экскурсии.

курсовая работа [33,6 K], добавлен 19.12.2010

Туризм — метод познания окружающей действительности, способ повышения культурного уровня и восстановления здоровья людей. История экскурсионного дела в России. Классификация экскурсионных ресурсов. Критерии оценки культурных и рекреационных комплексов.

курсовая работа [40,3 K], добавлен 21.01.2013

Развитие внутреннего туризма в России. Цели и задачи экскурсии, этапы ее создания. Экскурсия — интересный и необходимый обществу процесс познания окружающего мира. Технологии подготовки экскурсии. Схема маршрута экскурсии, составление контрольного текста.

реферат [37,7 K], добавлен 17.10.2010

Этапы, методы разработки и подготовки экскурсии. Требования технологической карты экскурсии и порядок ее составления. Культура речи экскурсовода. Методические приемы показа. Экскурсии военно-патриотической тематики. Организация музейных экскурсий.

шпаргалка [58,2 K], добавлен 19.12.2011

Изучение методики проведения экскурсий — действий экскурсовода по демонстрации объектов, организации их наблюдения экскурсантами, использования определенных методических приемов показа и рассказа. Описание экскурсии-лекции «О Черном море на теплоходе».

реферат [20,5 K], добавлен 23.03.2010

Экскурсионная методика, отбор и изучение экскурсионных объектов. Составление маршрута экскурсии, его объезд (обход) и подготовка контрольного теста. Методические приемы показа. Комплектование «портфеля экскурсовода». Прием и техника проведения экскурсии.

курсовая работа [76,6 K], добавлен 26.06.2011

Источник

Оцените статью
Разные способы