Виртуальные экскурсии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся
Дата публикации: 07.04.2017 2017-04-07
Статья просмотрена: 1950 раз
Библиографическое описание:
Платунова, Е. В. Виртуальные экскурсии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся / Е. В. Платунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 645-647. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41549/ (дата обращения: 22.11.2021).
Особенностью содержания современного образования является формирование универсальных учебных действий в личностной, познавательной, регулятивной, коммуникативной сферах, что обеспечивает способность обучающегося к организации самостоятельной учебной деятельности. Согласно п. 16 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основная образовательная программа должна реализоваться через организацию урочной и внеурочной занятости в начальной школе. Внеурочная деятельность обучающихся организуется в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. Таким образом, благодаря разнообразию форм организации, внеурочная деятельность играет особую роль в формировании УУД обучающихся.
Одной из эффективных форм организации внеурочной деятельности является экскурсия. Образовательно-воспитательное значение экскурсий состоит в том, что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта воспитанников; помогают установлению связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью; способствуют решению задач эстетического воспитания, развитию чувства любви к родному краю [6]. Таким образом, экскурсия развивает эмоционально-чувственную сферу, способствует повышению образовательного и культурного уровня, воспитывает любознательность, внимательность, нравственно-эстетическое отношение к действительности, прививает навыки исследовательской и практической работы по сбору и систематизации материалов об изучаемом объекте.
Сегодня, в связи с активным внедрением во все сферы нашей жизни информационно-коммуникационных технологий, все большую популярность приобретают нетрадиционные формы экскурсий, а именно — виртуальные. «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова дает определение понятию «виртуальный» — это несуществующий, но возможный [3].Т. Ф. Ефремова в «Новом словаре русского языка» предлагает следующую трактовку данного термина: такой, который может или должен проявиться, возникнуть и т. п. при определенных условиях, возможный [2].Виртуальной экскурсию делает интерактивный способ ее просмотра: посетители данной экскурсии могут «попасть» в соответствующее место, самостоятельно выбирая последовательность и точки осмотра, а также различную дополнительную информацию (фотографии, тексты, звук или видео по теме экскурсии).Также к виртуальным можно отнести экскурсии по объектам, ныне не существующим (например, в ходе виртуальной экскурсии «Старинные улицы Вятки» обучающиеся знакомятся с тем, как выглядел наш город в начале-середине ХХ века). Виртуальные экскурсии — это эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого объекта. Таким образом, виртуальная экскурсия позволяет обучающимся побывать в новых местах, получить информацию об объекте экскурсии удаленно, в том числе и на уроке. В то же время виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ: создаваемая модель позволяет осуществлять перемещения по виртуальному объекту, вращение объекта, размещение интерактивных элементов, т. е. эффект присутствия ощущается здесь наиболее полно. Виртуальные экскурсии расширяют возможности внеурочной деятельности, ведь отличительной чертой данного вида экскурсий являются доступность, возможность осмотра объекта в любое удобное время.
Одной из интереснейших виртуальных экскурсий является экскурсия в Кремль (проект «Открытие Кремля») [1]. Экскурсия позволяет не только увидеть Московский Кремль с высоты птичьего полета, побывать на улицах и площадях Кремля, посетить залы Большого Кремлевского дворца, но и «посидеть» за рабочим столом Президента в его кабинете, побывать в Президентской библиотеке, а также других помещениях Сенатского дворца. В дополнение, экскурсант может познакомиться с часовым механизмом и музыкальным барабаном Курантов. Так говорят об этом проекте его авторы: «Сенатский дворец и Большой Кремлевский дворец предстанут перед Вами во всех мелочах — вплоть до надписей на корешках книг, стоящих в шкафах Президентской библиотеки, и едва заметных деталей древних росписей Грановитой палаты. Вы рассмотрите каждый камень, каждый предмет интерьера, каждый вензель на высоких потолках, каждый листок в кремлевских садах так, как если бы Вы находились в непосредственной близости к ним» [1]. Данная экскурсия является интерактивной в полной мере: можно самостоятельно определить последовательность и точки осмотра, приблизить объект, прослушать информацию об истории сооружения. Как видим, возможности данного интернет-ресурса позволяют не только проведение данной экскурсии педагогом, но и самостоятельное знакомство обучающихся с Кремлём. Материал экскурсии способствует развитию познавательного интереса обучающихся, способствует формированию у обучающихся основ гражданской идентичности, является основой для организации проектной или исследовательской деятельности школьников.
Возможности виртуальных экскурсий в формировании универсальных учебных действий обучающихся обобщим в виде таблицы (на примере виртуальной экскурсии в Кремль).
Виртуальные экскурсии как средство формирования познавательных УУД обучающихся
№п/п
Формируемое УУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Общеучебные универсальные действия
Источник
Роль экскурсий в формировании познавательных УУД на уроках окружающего мира.
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Приложение Экскурсии в музей.docx
Проект « Моё село».Экскурсия по селу.
Исторический уголок нашей школы.
Экскурсии в музеи
« Культура и образование»
Раздел «Страницы истории Рос c ии»
Экскурсия в краеведческий музей
«Жизнь древних славян»
|
«Великая война и Великая победа»
Обобщающий урок по разделу
«Страницы истории России»
Экскурсия в краеведческий музей.
Выбранный для просмотра документ Приложение экскурсии в природу.docx
Что растёт на клумбе?
Наблюдать за растениями , сравнивать и изучать и запоминать цветы.
Узнать и запомнить растения , растущие на клумбе.
Осенняя экскурсия в парк
Наблюдение за изменениями. Осенние листья.
Наблюдать за осенними изменениями . Запомнить разнообразные листья
Зимняя экскурсия в парк
Наблюдать за зимними явления в природе.
Научатся наблюдать за зимними природными явлениями.
Весенние изменения в живой природе.
Наблюдать за весенними изменениями в живой природе.
Научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы;
Экскурсия в осенний лес
Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе.
Научатся осознавать необходимость бережного отношения к природе.
Получат возможность научиться выполнять правила безопасного поведения в природе.
Экскурсия в зимний лес
Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе.
Научатся наблюдать за зимними природными явлениями.
Получат возможность научиться проводить исследования.
Экскурсия в весенний лес
Научатся замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них.
Научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы; оценивать воздействие пробуждения природы на человека
Экскурсия на луг
Наблюдения над летними явлениями в неживой и живой природе.
Научатся наблюдать за состоянием погоды, за летними явлениями природы; оценивать воздействие пробуждения природы на человека
Экскурсия на водоём
Наблюдать за жизнью водоёма
Научатся наблюдать за растительным и животным миром водоёма, оценивать воздействие природы и человека
Экскурсия в поле
Наблюдение за жизнью в поле.
Научатся наблюдать за жизнью в поле.
Получат возможность научиться проводить исследования.
Экскурсия в смешанный лес.
Наблюдать над классификацией растений.
Изучить растения смешенного леса.
Экскурсия на зимнее и весеннее поле.
Наблюдать за озимой рожью зимой и весной
Научатся наблюдать как зимует озимая пшеница.
Тематическое планирование экскурсий
Экскурсия в любо е время года познание природы и приобретение знаний прямым соприкосновением с природой. Здесь можно понаблюдать, сравнить, потрогать , узнать много интересного .Сделать первые открытия.
Выбранный для просмотра документ Приложение Экскурсии на сельхоз предприятие.docx
Выписка из тематического планирования по окружающему миру( экскурсии на сельхозпредприятие)
Виды деятельности учащихся
Жизнь города и села.
Что такое экономика?
Экономика и ее составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Экономика родного края. Деньги.
Научатся объяснять, что такое экономика, и называть её составные части.
Получат возможность научиться осознавать сопричастность членов семьи к областям экономики страны.
Экскурсия на сельскохозяйственное предприятие.
Совершают экскурсию в ОАО «Тепелево»
Связь с жизнью.
Изучение организации работы животноводческой фермы. Знакомство с профессиями
Знакомятся с разнообразием профессий, их роль в экономике и в жизни людей.
Узнают о профессии своих родных, что такое династия. Готовят индивидуальный проект.
Научатся определять названия профессий по характеру деятельности; узнают о профессии своих родителей и старших членов семьи.
Получат возможность задуматься о будущей профессии.
Экскурсия на животноводческую ферму
— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
—актуализировать знания о диких и домашних животных;
— классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;
—характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов;
—выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;
— исследовать какие продукты животноводства использует семья в течение дня;
—формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Домашние сельскохозяйственные животные. Содержание и разведение сельскохозяйственных животных.
Экскурсия на ферму.
Сбор материала для презентаций на Конкурс
« Разговор о правильном питании»-« Молоко и молочные продукты» и проекта «Экономика родного края»
Наблюдение за содержанием, уходом и разведением крупнорогатого скота.
Растениеводство в нашем крае.
Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий. Работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения. Практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зȅрна зерновых культур и сорта культурных растений. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Знать названия отраслей растениеводства нашего края.
Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями.
Выбранный для просмотра документ Роль экскурсий.docx
Роль экскурсий в формировании познавательных УУД у учащихся
Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».
В период совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы особенно актуальным является внедрение современных информационных технологий, для которых в педагогической литературе встречается определение «новые информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации учащемуся, средством осуществления которых является компьютер». Одной из форм организации учебного процесса с использованием ИКТ являются :
Понятие «экскурсия» (от лат. «excursio» — выбегаю) вкладывалось различное содержание.
С.В Алексеев в книге «Школьный экологический мониторинг» приводит следующее определение экологической, биологической экскурсии — это форма образовательного процесса, проводимая с познавательной целью при изучении природных объектов в их естественной среде или искусственно созданных условиях.
Экскурсия сопровождает нас всю жизнь, являясь прекрасным преподавателем и соблюдая незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Педагогический же потенциал образовательных экскурсий огромен:
1. Образовательные экскурсии дают подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня,
2. развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, являются одной из форм сочетания обучения с жизнью, с практикой, важным средством активизации учебного процесса.
3. В процессе коллективной экскурсионной деятельности формируются умения коллективно действовать, «вживаться» в окружающую среду как природную, так и социальную.
В формировании познавательных УУД экскурсионная работа носит системный характер, реализуется как в урочной, так и во внеурочной деятельности. ( Смотри приложения)
Вместе с тем, не всегда условия позволяют реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме.
И что делать, если человек всю жизнь мечтал посетить самый большой в мире аквариум в Барселоне, восхититься красотами Карпат или подводного мира Карибского моря, или своими глазами увидеть динозавров?
Выход из этого положения я и увидела в создании виртуальных экскурсий.
Виртуальные экскурсии – как самый эффективный и убедительный способ представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия.
Виртуальная экскурсия, по сути, это – мультимедийная фотопанорама, в которую можно поместить видео, графику, текст, ссылки.
Но в отличие от видео или обычной серии фотографий, виртуальные экскурсии обладают интерактивностью.
Так, в ходе путешествия можно приблизить или отдалить какой-либо объект, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть отдельные детали интерьера, обозреть панораму издалека, посмотреть вверх-вниз, приблизиться к выбранной точке или удалиться от нее, через активные зоны переместиться с одной панорамы на другую, например, погулять по отдельным помещениям и т.п. И все это можно делать в нужном темпе и в порядке, удобном конкретному зрителю.
Основным преимуществом виртуальных экскурсий является доступность – возможность осмотра объектов или услуг без больших материальных и временных затрат, возможность осмотра объектов или услуг в любое время, возможность многократного просмотра экскурсий и прилагаемой к ней информации, и наглядность – возможность, по принципу, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
Цели и задачи виртуальной экскурсии
Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.
— предоставить площадку для демонстрации опыта проведения виртуальных экскурсий в урочной и внеклассной деятельности, на занятиях
— дать педагогам возможность творчески подойти к созданию мультимедийного учебного продукта через использование различных программ.
Что необходимо учесть при подготовке методического сопровождения к цифровому ресурсу:
— идея экскурсии;
— цели и задачи экскурсии;
— содержание экскурсии;
— маршрут и оформление экскурсии;
— техническая составляющая разработки (навигация, интерактивность в т. ч.);
-результаты и методические рекомендации по использованию ресурса.
Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте. И практически, в полной мере вкусить все красоты нашей планеты!
Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями( особенно сейчас во время пандемии):
• Не покидая учебного кабинета или квартиры можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами города, области и даже страны.
• За один урок можно посетить несколько объектов: музеев, заповедников, природных сообществ.
• Помогает организовать деятельность по овладению научными знаниями.
• Помогает ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.
• Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность
• В ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.
• Разработка и проведение виртуальных экскурсий способствует закреплению знаний по современным компьютерным технологиям.
• Для людей с ограниченными возможностями здоровья это прекрасная возможность познания окружающего мира.
Такие экскурсии, конечно, достаточно интересны и эффективны. Но их можно осуществить только в компьютерном кабинете и при наличии подключения к сети Интернет. Если же этого нет, то тогда на помощь преподавателю могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим учителем или детьми под его руководством. Такие мультимедийные экскурсии тоже относятся к разряду виртуальных, но для их проведения Интернет не нужен.
Достаточно мультимедийного проектора и компьютера в кабинете.
Эти виртуальные экскурсии приобретают особую ценность, как продукт деятельности самих учащихся.
Мультимедийная виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде гипертекста.
Пользователь движется по этим переходам от фрагмента к фрагменту точно так же, как во время реальной экскурсии переходит от объекта к объекту и узнает о них нечто новое.
Если создание экскурсии поручено учащимся то работу можно организовать по методу проектов. Тогда это становится способом формирования универсальных компетенций (информационной, коммуникативной, решения проблем и др.).
По классификации проектов виртуальные экскурсии можно отнести к информационным проектам, которые требуют сбора информации, ознакомления с ней заинтересованных лиц. Анализ и обобщение фактов схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью.
Как и при разработке любого проекта в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий добиться успешного результата.
Маршрут виртуальной экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования, способствующий раскрытию темы.
Существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.
Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.
По тематическому принципу выстраиваются экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы по предмету или области знаний.
Многие обзорные экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.
Виртуальная экскурсия, создаваемая в программе PowerPoint , выстраивается по принципам, изложенным выше. В ходе создания экскурсии должен быть предусмотрен слайд — маршрутный лист, которому будет посвящено следующее задание (второй этап мастер-класса).
Перечислим наиболее важные «шаги» при создании виртуальной экскурсии:
• определение темы,
• постановка цели и задач экскурсии,
• составление маршрута экскурсии,
• изучение и отбор экскурсионных объектов,
• изучение литературных источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев,
• консультации у специалистов,
• написание контрольного текста экскурсии,
• комплектование «портфеля экскурсовода»,
• выбор методических приемов проведения экскурсии,
• показ экскурсии.
Для эффективной разработки экскурсионной темы обычно из заинтересованных учащихся создаю творческие группы по 5-7 человек. Целесообразно каждому члену творческой группы дать отдельное задание (подтему), с учетом его собственных интересов и возможностей. Далее весь материал объединяется и редактируется руководителем, которого выбирают члены группы. Главная же задача преподавателя – помочь сделать первые шаги.
Исходя из собственного опыта, могу сказать, что создание экскурсии – сложный процесс, который требует от составителя больших творческих усилий. Но результат того стоит!
Виртуальная экскурсия реализует принципы современной педагогической деятельности: принцип компетентностного подхода – получение высокого результата через деятельность , принцип познавательной деятельности – через самостоятельную, творческую деятельность до получения нового знания.
Практически общение во время виртуальной экскурсии представляет собой проявление коммуникативной компетентности в деятельности учителя-экскурсовода.
И правильно организованное общение является основой такого педагогического процесса, как экскурсия. Коммуникативный компонент — важная часть профессионального мастерства. Эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями учителя по теме, умением использовать методику преподнесения этих знаний аудитории, но и способностями в общении с детьми.
В целях повышения активности учащихся, учитель должен использовать интересные пояснения, вызов вопросов от учащихся. Заставить их размышлять, сопоставлять, подводить к оценкам и выводам – важные задачи виртуальной экскурсии.
В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах:
— как самостоятельная форма воспитания и обучения и как составная часть других форм обучения и воспитания;
— как форма работы с массовой аудиторией и одна из форм обучения;
— как форма организации культурного досуга, воспитательной работы;
— как эпизодическое (разовое) мероприятие, часть тематического цикла, а также как одна из ступеней познания;
— как мероприятие по одному из направлений воспитания — патриотического, экологического, эстетического, а также как часть процесса формирования всесторонне развитой личности;
Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, развивать умение подходить к явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств.
В то время как одни направляют экскурсию прежде всего на то, чтобы она давала знания, другие стремятся, чтобы она помогала учащимся развить способность и навыки видеть явления и процессы природы, события из разных областей жизни людей.
Однако это вовсе не означает, что реальные экскурсии должны кануть в лету – необходимо найти оптимальное сочетание реальности и виртуальности в экскурсиях, исходя из интересов обучающихся и задач обучения.
Источник