- ОГЭ 2020 Обществознание Вариант 8 (из 30) с ответами
- Основные понятия экономики
- Определение экономики
- Основные понятия экономики
- История экономики
- Типы экономики
- Традиционный тип экономики
- Командный тип экономики
- Рыночный тип экономики
- Смешанный тип экономики
- Уровни экономики
- Экономический рост
- Крупнейшие экономики мира в 2020 году по размеру ВВП
ОГЭ 2020 Обществознание Вариант 8 (из 30) с ответами
Выбранный для просмотра документ Вариант 8.docx
Для ответов на задания 1 и 12 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Ответами к заданиям 2-11, 13-20 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы укажите сначала в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответст вии с приведёнными в бланке образцами .
Какие из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?
Заработная плата; общественное движение; законодательная власть; банк; парламент.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Какие понятия характеризуют социальную сферу общества?
1) обмен и распределение
2) статус и роль
3) характер и темперамент
4) демократия и парламентаризм
Верны ли следующие суждения о развитии общества?
А. Наиболее быстрыми темпами общество развивается в современную эпоху.
Б. Общественные преобразования, осуществляемые « сверху » по инициативе правящего класса, называются реформами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Что является отличительной чертой науки?
1) опора на авторитеты
2) стремление к получению новых знаний
3) воздействие на эмоции людей
4) использование результатов наблюдений
Верны ли следующие суждения о роли искусства в жизни человека и общества?
А. Произведения искусства оказывают эстетическое воздействие на людей.
Б. Одной из функций искусства является познавательная функция.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Людмила Анатольевна получила SMS-сообщение: « По вашей карте совершена покупка и заблокирована определённая сумма, позвоните по номеру. (далее был указан номер сотового телефона) ».
В чём состоит опасность данной ситуации для сбережений Людмилы Анатольевны?
Как ей правильно поступить в данной ситуации?
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Государство в условиях рыночной экономики
1) обеспечивает правовую защиту частной собственности
2) устанавливает цены на товары первой необходимости
3) централизованно распределяет ресурсы
4) определяет размеры ставок и окладов рабочих на предприятиях
В государстве Z доходы бюджета составили 180 млрд денежных единиц, а расходы — 228 млрд. Эти данные непосредственно отражают
1) спад производства
2) бюджетный профицит
3) рост инфляции
4) бюджетный дефицит
Верны ли следующие суждения о предпринимательстве и предпринимательских способностях?
А. Предпринимательские способности являются одним из факторов производства.
Б. Главная цель частной фирмы — получение наибольшей прибыли.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Только семья осуществляет такую функцию
Верны ли следующие суждения о социальной роли?
А. Каждый человек обладает набором социальных ролей.
Б. Социальные роли определяют статус человека в группе и обществе в целом.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Учёные стран Z и Y провели социологические опросы о престиже профессий.
Полученные данные (в % от числа отвечавших, можно было дать несколько ответов) представлены на гистограмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Конституция определяет Россию как федеративное государство. Это означает, что
1) сложился республиканский строй
2) создана система независимых судов
3) отдельные территории имеют свои законодательные органы
4) народ является единственным источником власти
Верны ли следующие суждения о гражданстве?
А. Гражданство в России является единым и равным независимо от оснований его приобретения.
Б. Каждый человек, проживающий в нашей стране, является её гражданином.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Установите соответствие между конкретными способами увеличения производства и путями этого роста: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
__ освоение новых земель
__ внедрение новой техники
__ привлечение дополнительной рабочей силы
__ рациональная организация производства
__ расширение сети предприятий
Какая отрасль права закрепляет основы государственного строя?
1) административное право
2) конституционное право
3) гражданское право
4) уголовное право
Гражданин К. обратился в агентство по недвижимости с целью приобретения квартиры для своей семьи. Какая отрасль права регулирует этот вид отношений?
1) семейное право
2) административное право
3) гражданское право
4) налоговое право
Верны ли следующие суждения о правах человека в демократическом обществе?
А. В условиях демократии гарантируется соблюдение прав и свобод личности.
Б. Политические права и свободы распространяются на всех людей, проживающих в стране.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Девятиклассница Марина завершает основное общее образование, а её брат Артем учится во втором классе начальной школы. Сравните уровни образования, упомянутые в условии задания: начальное общее образование и основное общее образование.
Выберите и запишите в сначала порядковые номера черт сходства, а потом — порядковые номера черт различия.
1) Черты сходства
2) Черты различия
1. образование завершается государственной итоговой аттестацией
2 естественнонаучное знание представлено циклом самостоятельных предметов
3. получение образования этого уровня является обязательным
4. одним из результатов образования является формирование общеучебных умений
Заполните пропуск в таблице.
Экономика создаёт блага для удовлетворения разнообразных человеческих потребностей. Она, во-первых, обеспечивает людей материальными условиями существования (продуктами питания, одеждой, жильём и иными предметами потребления). Во-вторых, экономическая сфера жизни общества влияет на социальные, политические и даже духовные процессы.
Потребностью называется объективная нужда человека в чём-либо. Организуя свою экономическую деятельность, люди преследуют цель получения необходимых им благ и услуг. Для достижения этого необходимы различные факторы производства. Среди них — природные ресурсы, рабочая сила, средства производства, созданные человеком.
Блага, необходимые человеку, создаются в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики. В непроизводственной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образовательные, медицинские и т. д.). В материальном производстве изготавливаются вещественные блага (промышленность, сельское хозяйство и т. д.) и оказываются материальные услуги (торговые, коммунальные, транспортные и т. д.).
Использован материал с сайта
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Какую цель преследуют люди, организуя свою экономическую деятельность? Что такое потребность? Какие две сферы экономики выделяет автор?
Какие отношения между экономической сферой и процессами, протекающими в иных сферах жизни общества, выделяет автор? Приведите два примера названных автором отношений между экономикой и любыми двумя неэкономическими процессами; в каждом случае предположите, каков может быть результат.
Автор считает, что образовательные услуги являются частью экономической сферы. Используя текст и обществоведческие знания, приведите один аргумент (объяснение) в пользу данного суждения и один аргумент (объяснение) против него.
Источник
Основные понятия экономики
О чем эта статья:
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Определение экономики
Термин «экономика» разделяют на два значения:
- Экономика как хозяйство — система хозяйствования, которая обеспечивает общество материальными и духовными благами.
- Экономика как наука — наука, которая изучает способы удовлетворения постоянно растущих потребностей общества в условиях ограниченности ресурсов. Проще говоря, она изучает производство, распределение и потребление товаров и услуг.
Если кратко, то экономика — это система, которая охватывает производство, продажу, распределение товаров и услуг.
Основная проблема экономики — ограниченность доступных нам ресурсов.
Функции экономической теории:
- познавательная — обнаруживает новые принципы и методы в процессе развития науки;
- практическая — развивает действующие подходы ведения хозяйства, занимается поиском решения важных проблем;
- прогностическая — создает различные модели развития государства или отдельного экономического субъекта;
- мировоззренческая — в процессе изучения экономики человек узнает новые грани окружающего мира, закономерности процессов;
- методологическая — отражает способность науки создавать новые понятия и теории;
- идеологическая — формирует модель мировоззрения в процессе изучения науки;
- критическая — подвергает сомнению любые явления для создания новых теорий;
- теоретическая — наука постоянно развивается для поиска новых направлений.
Существует две модели экономики:
- макроэкономика изучает поведение общей экономики и рыночных систем;
- микроэкономика изучает поведение отдельных потребителей и предприятий.
Основные вопросы экономики:
- Что производить?
- Как производить?
- Для кого производить?
Основные понятия экономики
Производство — процесс изготовления материального блага, которое имеет определенную ценность в данных обстоятельствах. Может быть коммерческим и некоммерческим. Основная цель первого — получение прибыли. Некоммерческое производство занимается выпуском социально значимых продуктов. Как правило, такие предприятия находятся в собственности государства.
Распределение ресурсов — предоставление ограниченных ресурсов разным субъектам производственной деятельности. Если речь идет о распределении прибыли, то подразумевается передача готового товара или денежного эквивалента совладельцам предприятия.
Потребление — использование готовых товаров или услуг для удовлетворения нужд и потребностей человека. Процесс обмена товара включает в себя транспортировку, продажу, передачу товара потребителю, а также ряд услуг, которые сопровождают этот процесс (страхование, кредитование и т. д.).
Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержки и развития жизни человека и общества в целом. Удовлетворение потребностей — главный мотив для реализации экономической деятельности.
Блага — средства, с помощью которых можно удовлетворить потребности. Выделяют три категории благ:
- Экономические блага — это ограниченные средства, которые необходимы для удовлетворения потребностей людей. Для приобретения экономических благ нам приходится отказываться от других благ. Чтобы их создать, нужны определенные затраты.
- Свободные блага — блага, которые существуют в открытом неограниченном доступе. Например, солнечный свет, воздух, вода в реке.
- Общественные блага объединяют признаки двух предыдущих видов благ. Это свободные блага, на создание и поддержание которых государство тратит финансовые средства. Например, уличное освещение. Создание общественных благ — одна из экономических функций государства.
Капитал — средства производства, которые произвел человек. Капитал бывает двух видов:
- Физический капитал — оборудование, здания, инструменты, транспортные магистрали, то есть все то, что реально относится к процессу производства или транспортировки.
- Финансовый капитал — ценные бумаги или деньги, которые используются в рамках производственного процесса, то есть для обогащения.
История экономики
В первобытном обществе уровень экономического развития был низким, а именно на грани физического выживания. Сначала первобытные люди охотились и занимались собирательством, но в результате неолитической революции появилось земледелие и животноводство. Развитие общества привело к разделению труда и социальному неравенству, появились социальные классы и государство, а позже — рабовладение.
Постепенно развивался товарообмен, который появился в форме натурального обмена, а затем превратился в торговлю с помощью денег. В Древнем мире и Средневековье преобладало натуральное хозяйство.
В конце XV века началась эпоха Великих географических открытий, которая привела к формированию мировой экономики и эпохе первоначального накопления.
В последней четверти XVIII века началась промышленная революция, которая привела население к деятельности в сфере промышленности. Преобладающей экономической системой стал капитализм — так происходил процесс перехода от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному обществу.
В XX веке в некоторых странах образовалась административно-командная социалистическая экономика. В остальных странах развивался капитализм. Во второй половине XX века началась научно-техническая революция, в результате которой индустриальное общество стало превращаться в постиндустриальное.
Типы экономики
Тип экономической системы страны зависит от того, как в ней распределяются ресурсы. Таких видов экономики выделяют четыре.
Традиционный тип экономики
Самый древний вид экономики в мире — традиционная экономика, по которой многие страны действуют до сих пор. В основном это страны второго и третьего мира, в которых хорошо развито сельское хозяйство. При этом типе экономической системы в стране редко бывает активное сальдо, то есть страна тратит больше, чем получает. Зачастую у общества нет доступа к современным технологиям и медицине.
Командный тип экономики
Командную экономическую систему еще называют централизованной. Такая экономика была основанием для коммунистической философии. Централизованная власть контролирует значительную часть экономической системы, то есть большая часть решений по управлению принимается центральным правительством. Например, как было в СССР.
Рыночный тип экономики
Рыночную экономику еще называют свободной, так как при ней фирмы и домашние хозяйства действуют в собственных интересах. Этот тип экономики противоположен командной, когда прибыль получает центральное правительство.
В чистой рыночной экономике нет государственного вмешательство, правительство отделено от рынка. На деле это не всегда так: в мире не существует по-настоящему свободной рыночной экономики.
Смешанный тип экономики
Смешанная экономика — это комбинация разных типов экономических систем, а точнее — рыночной и командной экономики. Чаще всего рынок свободен от государственной собственности, кроме нескольких ключевых отраслей: транспортной, оборонной и железнодорожной.
Уровни экономики
Мы уже упоминали разделение на микро- и макроэкономику. Существует еще более детальная классификация:
- мегаэкономика — деятельность в мировом хозяйстве, то есть мировая экономика;
- макроэкономика — деятельность национальной экономики;
- мезоэкономика — деятельность в промежуточных системах или отраслях народного хозяйства, отраслях и регионах, например, в военно-промышленном комплексе;
- микроэкономика — деятельность отдельных экономических субъектов, например, фирм;
- наноэкономика — деятельность одного физического лица.
Экономический рост
Экономический рост — это увеличение объема выпуска товаров и услуг в определенной экономической системе.
Экономический рост — это долгосрочная тенденция. Краткосрочные колебания в рамках теории экономического роста не изучают, они относятся к теории деловых циклов.
В отличие от экономического развития, экономический рост — это количественный показатель. Под объемом выпуска товаров и услуг обычно понимают реальный ВВП.
Валовой внутренний продукт (ВВП) — это рыночная стоимость всех произведенных в стране товаров и услуг, которые предназначены для потребления, а не для производства других товаров или услуг. ВВП можно рассчитать как общий доход граждан, компаний и государства за определенный период.
Экономический рост тесно связан с ростом общего благосостояния: продолжительности жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности рабочего дня и других факторов.
Крупнейшие экономики мира в 2020 году по размеру ВВП
Место
Страна
ВВП (триллионы долларов США)
Источник