- Экономическое поведение: понятие, виды и сущность
- Сущность экономического поведения
- Экономическое поведение человека в узком смысле
- Факторы, влияющие на эк. поведение
- Структура эк. поведения
- Модели эк. поведения
- Рациональное эк. поведение
- Субъекты эк. поведения
- Функции эк. поведения
- Формирование эк. поведения
- Проблемы эк. поведения
- Заключение
- Пять принципов поведенческой экономики для принятия эффективных решений
- Как откладывать больше на старость
- Как более эффективно проводить совещания
- Как не тратить лишнее
- Как не ошибиться в инвестициях
- Как быть более здоровым
Экономическое поведение: понятие, виды и сущность
Экономика — это та сфера жизнедеятельности общества, которая так или иначе затрагивает абсолютно все население планеты. Любые действия, связанные с обменом, куплей или продажей, наймом рабочей силы, уже являются экономическими. Поэтому начало экономической истории принято считать началом истории человечества. Все мы участники экономических отношений.
Сущность экономического поведения
Вам будет интересно: Применение волнового принципа Эллиотта на бирже
При условии, что все мы являемся частью экономики и экономических отношений, можно предположить, что наши действия играют роль не только в нашей жизни, но и в жизни всего общества. Отдельные личности, предприятия и государства своими действиями всегда стремятся получить максимум выгоды при минимуме затрат. Так, получение какой-либо выгоды или прибыли за счет использования своих ресурсов и есть эк. поведение.
Если рассматривать отдельно взятую личность, то выбор способа накопления денежных средств, периодичность тех или иных покупок, способ заработка — все это экономическое поведение. Стоит отметить, что у каждого индивида оно разное и зависит от множества факторов.
Экономическое поведение человека в узком смысле
Вам будет интересно: Потребительский спрос — это. Определение понятия, сущность, формы и виды
Если не смотреть на поведение всех людей вместе, а остановить внимание на мотивах, целях и поведении отдельного субъекта, то можно заметить следующее: каждый человек стремится к личной выгоде. Кроме того, он старается выиграть максимум при минимальных затратах. Все мы хотим меньше работать, но больше зарабатывать, меньше платить, но больше получать.
Поэтому экономическое поведение человека в узком смысле можно рассматривать как способ заработка. В этом случае можно выделить следующие виды поведения: наемный труд, предпринимательство, инвестирование, талант. Наемный труд — это самый распространенный способ заработка. В данном случае выбор места работы будет зависеть от условий, заработной платы, привычек, образования, опыта и так далее. Следующий способ — предпринимательство. В данном случае экономическое поведение будет обусловлено наличием ресурсов и умением их использовать. Инвестиции — это метод заработка за счет исключительно вложения собственных средств. Талант, а точнее, его реализация — это также способ заработка и получения каких-либо выгод.
Факторы, влияющие на эк. поведение
Вам будет интересно: Финансовый пузырь: описание, особенности, интересные факты
Если абстрагироваться от экономики, то можно сказать, что все мы совершенно разные. У нас разное образование, характер, привычки и взгляды, семьи и национальности. Все это влияет на нашу жизнь. Так же и в экономическом поведении человека. Наши возможности, ресурсы и желания полностью определяют поведение в рамках экономики.
Первое, что влияет на эк. поведение, то есть мотивы экономического поведения — это поиск выгоды. Выбирая банк для вклада, человек отдаст предпочтение тому, который предлагает более выгодные условия или больший процент. Так же он поведет себя при выборе работы: среди предложений на рынке труда он выберет ту, где будет наибольшая оплата или комфортные условия.
Следующий фактор — привычки. Если человек из года в год привык покупать определенный набор продуктов, ходить в ограниченное количество магазинов и заведений, работать в конкретных условиях, то это формирует его экономическое поведение, и даже если предложить ему другие варианты, то он, скорее всего, проигнорирует их, исходя из привычек.
На поведение также могут влиять временные цели. Например, желание купить квартиру может остановить перед лишними покупками, которые обычно человек совершает, и подтолкнуть к накоплению или открытию вклада.
Также факторами, влияющими на поведение, могут стать: экономическая ситуация, национальность, традиции, семейное положение и так далее.
Структура эк. поведения
Многие исследователи, изучающие вопросы экономического поведения, сходятся в том, что в его структуре можно выделить следующие факторы: экономическое сознание и экономическую культуру, экономические эмоции, стереотипы, мышление.
Экономическое сознание заключается в осознании и использовании действующих экономических процессов, знании законодательства и применении возможностей.
Вам будет интересно: NPV: пример расчета, методика, формула
Экономические эмоции — это чувства, которые человек испытывает в связи с приобретением чего-либо, осознание необходимости действия или бездействия в сфере экономики. Эта часть структуры экономического поведения тесно связана с психологией и ощущениями. Стереотипы и мышление — это знания, опыт и умение применять их на практике для достижения экономических целей.
Модели эк. поведения
Далее рассмотрим модели экономического поведения. К их выделению существует множество подходов, которые берут за основу разные факторы. Например, можно отметить монетарное, инвестиционное и предпринимательское поведение или разделить модели по принципу рыночной организации. Также существуют модели, разработанные учеными и носящие их имена, например, модель Алчияна, модель инвестиционного поведения Кеинса, модель Сороса.
Все они носят достаточно абстрактный характер и описывают поведение людей с разными ресурсами в различных экономических ситуациях. За основу может быть взята мотивация, наличие частной собственности, таланты, образование и другие факторы, которые человек может использовать для получения выгоды.
Рациональное эк. поведение
Говоря о рациональном экономическом поведении в рамках экономики, обычно обращаются к теории человека экономического, которая была разработана в конце 19-го столетия. Согласно этой теории все люди, участвующие в хозяйственной деятельности, преследуют различные цели. При множестве целей человек имеет ограниченное количество ресурсов и направляет их в ту сферу потребностей, в которой их применение будет наиболее эффективным.
Например, при ограниченной сумме денег он имеет потребность в отдыхе и покупке автомобиля. Человек вынужден сравнивать желания, количество вложений и выгоду, после чего делать выбор в пользу чего-то одного.
С другой стороны, согласно мнению некоторых исследователей, рациональность поведения также определяет социальная обстановка. То, что может быть рациональным при одном общественном положении и окружении, совершенно нелогично при других обстоятельствах, в другой стране или в другое время. Таким образом, понятие рациональности поведения весьма субъективно и зависит от множества факторов.
Субъекты эк. поведения
Важно отметить, что субъектом экономического поведения в рамках экономической системы может выступать индивид. Это начальная единица, имеющая свои ресурсы в виде денег, таланта, недвижимости, навыков и умений, которая может использовать их для участия в экономике.
Следующим субъектом может выступать группа лиц. Например, люди, объединенные по профессиональному, возрастному, национальному, половому, финансовому признаку. Такие группы влияют на экономику страны и могут изучаться отдельно. Например, группа, объединенная по профессиональному признаку, может совершать определенные покупки, отдыхать или больше работать в зависимости от праздников, сезона и так далее. Это имеет влияние на другие экономические сферы, которые обслуживают эту группировку, например, поставляя сырье, материалы или оборудование, или, наоборот, обслуживаются у данной профессиональной группы. Таким образом, внутри экономики поведение различных групп зависит друг от друга.
Государство также является субъектом экономического поведения. Однако лишь в рамках мировой экономики. Экономическое поведение государства зависит от состояния экономики, наличия ресурсов, исторического развития.
Функции эк. поведения
Поведение человека в экономике как система выполняет ряд функций.
Первая функция экономического поведения — социализирующая. В процессе обмена, потребления, производства и так далее люди проходят процесс социализации. Они общаются, обмениваются информацией, опытом, обучаются.
Адаптационная. Именно экономическое поведение позволяет адаптировать производство и работников под изменения в экономической ситуации. Желание более эффективно использовать свои ресурсы заставляет людей адаптироваться.
Регулирующая функция заключается в том, что в поисках выгоды человек реагирует или не реагирует на предложения, изменения в экономике. Это приводит к обратной реакции. Таким образом рыночные отношения регулируют сами себя под воздействием поведения людей. Так, экономическое поведение отельного человека может влиять на экономику в целом и наоборот.
Формирование эк. поведения
Для рынка в целом и для тех, кто предоставляет услугу или товар, часто возникает необходимость искусственного формирования или изменения экономического поведения. Здесь речь идет, скорее, о покупательском поведении. На втором месте может стоять выбор работы или профессии.
Что касается покупок, то с помощью рекламы, маркетинговых уловок продавец или производитель может создать интерес у покупателя к тем товарам, которые раньше ему были не нужны. Для этого достаточно сформировать иллюзию необходимости или моду. Так, экономическое поведение человека может измениться и, вместо привычных покупок или сбережений, он начнет тратить ресурсы в новом направлении.
Подобным образом можно создать престиж или обесценить какую-либо профессию. При грамотной рекламе человек может пойти даже на низкооплачиваемую работу, мотивируя свой выбор перспективами, престижностью или иными факторами.
Так как экономическое поведение полностью зависит от психического и эмоционального состояния человека, на него можно воздействовать и изменять.
Проблемы эк. поведения
Поведение людей отличается друг от друга. В первую очередь это связано с личностными различиями. Кроме того, все мы имеем разные ресурсы и цели. Проблемы экономического поведения обычно связаны именно с данными особенностями.
Во-первых, разница между ресурсами и целями. В этом случае перед человеком постоянно стоит вопрос о наиболее эффективном использовании ресурсов. Вторая проблема — недостаток знаний об экономических процессах и явлениях. Еще одной проблемой экономического поведения может стать кризис, инфляция, дефицит и другие проблемы самой экономики. Традиции и стереотипы также могут препятствовать логичному и рациональному поведению в сфере экономики.
Заключение
Экономическое поведение — это сложная система действий отдельных субъектов экономической сферы. Они влияют на благосостояние этих субъектов или всей системы в целом. Поведение в экономике можно назвать социально-экономическим поведением, так как оно всегда обусловлено социальными и личностными особенностями. Однако именно это поведение является важной составляющей частью экономики.
Источник
Пять принципов поведенческой экономики для принятия эффективных решений
Поведенческая экономика — это область исследований, в рамках которой анализируются стратегии поведения и принятия решений у людей, включая влияние особых когнитивных, психологических, социальных и эмоциональных факторов. Обычно исследователи изучают образ действий потребителей с помощью различных методик из области как психологии, так и экономической теории.
Как откладывать больше на старость
В начале 2000-х годов в Великобритании и США только половина людей подписывались на доступные им сберегательные пенсионные планы [1] — несмотря на то, что условия были очень хорошими. Чтобы это сделать, нужно было заполнить бланк, и многие откладывали это «на потом».
Ричард Талер, лауреат Нобелевской премии по экономике, предложил ввести в США программу автоматической регистрации в пенсионной программе. Работник просто получал извещение о том, что некоторая часть его дохода будет откладываться — количество участников программы накоплений увеличилось, потому что большинство сохраняли подписку по инерции, и лишь немногое предпринимали какие-то шаги, чтобы от нее отказаться.
В ходе своего эксперимента исследователи Бриджит Мадриан и Деннис Шей подсчитали, доля участников плана возросла с 49 до 86% после введения автоматической подписки [2].
Что делать:
- Оставлять деньги на отдаленное будущее, когда их можно потратить сейчас, психологически трудно. Чтобы откладывать деньги регулярно, можно настроить автоматическое отчисление определенной части зарплаты на сберегательный счет или депозит. Так риск соблазниться на мгновенные траты ниже.
- Другое предложение Талера: автоматическое повышение доли сбережений при росте дохода — тоже можно применить в реальной жизни. Например, если вам повысили зарплату, постарайтесь сохранить свои траты на том же уровне: не покупайте больше кофе на вынос, одежды или чего-то еще. Лучше побыстрее погасить долг по кредитке или откладывать больше на «черный день».
Как более эффективно проводить совещания
Один из механизмов, по которым люди принимают поспешные выводы, Даниэль Канеман, основоположник поведенческой экономики и тоже Нобелевский лауреат, назвал эффектом ореола (или, на языке психологов, «преувеличенной эмоциональной когерентностью»). Это когнитивное искажение, при котором общее впечатление от чего-либо влияет на восприятие частных случаев.
Канеман приводит такой пример: если вам нравится какой-то человек и его имя всплывает в разговорах о благотворительности, то вы по умолчанию думаете, что он щедрый, хотя никаких свидетельств этому нет. Все дело в том, что на восприятие другого человека влияет сила первых впечатлений.
Одно из возможных последствий — люди, которые обмениваются ощущениями, потом будут делать одинаковые ошибки.
Что делать:
- Предлагайте всем перед началом встреч и совещаний записывать свои изначальные точки зрения. По мнению Канемана [3], это обеспечит разнообразие мнений и, в конечном счете, поможет принять более эффективные решения. А иначе больший вес получит мнение тех, кто говорит первым.
- Этот же принцип независимости источников можно применять и в повседневной жизни. Например, если вам рассказывают историю, затрагивающую двух людей, спросите второго человека, как он ее видит. Это нужно, чтобы вы могли составить собственное впечатление.
Как не тратить лишнее
Отношение людей к деньгам зависит от того, как они были получены. Талер назвал этот эффект «умственными счетами» (или «ментальной бухгалтерией») [4], в соответствии с которыми люди классифицируют и ведут учет своих расходов. Например, мы потратим деньги, выигранные в лотерею, так, как не потратили бы ежемесячную зарплату — на развлечения или спонтанные покупки.
Этот же эффект наблюдается во многих других повседневных решениях: например, деньги, которые люди тратят на походы в рестораны, воспринимаются иначе, чем потраченные в супермаркете. Хотя, с точки зрения поведенческих экономистов, это все — деньги на еду [5].
Что делать:
- Чтобы не поддаваться на сиюминутные соблазны, ведите план расходов и записывайте все, что тратите — такой совет дадут и многие финансовые консультанты.
- Не нужно спешно тратить премию или бонус: по Талеру, к ней нужно отнестись так же, как и к обычным деньгам, пропорционально разделив между обычными категориями расходов. Например, если вы обычно тратите на развлечения 10% своего бюджета, то потратьте на то, что вас порадует, одну десятую премии.
- Если вы склонны к импульсивным тратам, то премию лучше сразу отнести в банк (если у вас есть вклад), чтобы деньги случайно не оказались под рукой. Если нет, можно завести отдельный счет или карту для накоплений и не носить ее с собой.
Как не ошибиться в инвестициях
Если на фондовом рынке недавно произошел кризис, то инвесторы оценивают вероятность падения рынка выше, чем если бы кризиса давно не было.
К такому выводу пришла группа исследователей из США [6] (в их числе — еще один лауреат Нобелевской премии по экономике Роберт Шиллер), подтвердив, что инвесторы, в том числе профессиональные, тоже склонны к тому, что поведенческие экономисты называют эвристикой доступности. Это тоже когнитивное искажение, при котором вероятность какого-то события оценивается по легкости, с которой люди могут его вспомнить.
Что делать:
Эвристика доступности часто преследует нас. Например, если вам нужно купить смартфон, не торопитесь покупать гаджет от первого пришедшего на ум производителя. В этом может быть заслуга маркетологов, и не факт, что это лучший выбор.
Как быть более здоровым
Люди реагируют на стимулы, считают экономисты. Таким стимулом может быть социальная мотивация — нам важно, что о нас подумают другие.
В одном из экспериментов пациентов, которые недавно пережили сердечный приступ, разбили на две группы [7]. Одна из них получила таблетки в специальных «умных» контейнерах, которые позволяют вести учет принятых таблеток. Родные пациентов из этой группы получали уведомления о том, принимают ли они таблетки. Несмотря на то, что этот эксперимент провалился (если коротко, эти и другие меры не помогли наладить своевременный прием таблеток), социальная мотивация как стимул может работать в других сферах жизни.
Другой пример того, как поведенческая экономика может подталкивать к улучшению здоровья, приводит Талер [8]. В столовой одной из американских школ на уровне глаз детей выставляют морковь, а в другой — картошку фри. Также в одних школах десерты ставят в начале витрины, во вторых — в конце, а в третьих — на отдельной полке. В результате потребление большинства блюд варьировалось на 25%.
Что делать:
- Попробуйте убрать шоколад куда-нибудь подальше, а торт — на самую нижнюю полку в холодильнике. Тогда ваше потребление сладкого сократится.
- Если вы хотите приобрести полезную привычку или отказаться от вредной, добавьте в процесс социальную ответственность: например, напишите в соцсетях, что планируете бросить курить.
- Собираясь в магазин, сделайте четкий список покупок, чтобы не купить лишнего: иначе вы можете купить то, что просто попадется вам на глаза (проверено мерчендайзерами [9]).
Источник