- ЕГЭ. Экономика. Тема 2. Экономика как хозяйство
- Уровни экономики
- Основные вопросы экономики:
- Основная проблема экономики:
- Закон возвышения потребностей
- Сферы экономики
- Факторы производства: труд, земля, капитал, предпринимательские способности.
- Факторные доходы
- Производительные силы общества
- Экономика. Понятие экономики как науки и хозяйства.
- Понятие экономики.
- Функции экономики.
- Урок обществознания по теме «Экономика как наука и хозяйство»
ЕГЭ. Экономика. Тема 2. Экономика как хозяйство
Экономика как хозяйство – это сфера производительной деятельности, обеспечивающая жизнь общества, процесс создания материальных благ, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности, для удовлетворения разнообразных потребностей.
Роль экономики как хозяйства
- Обеспечивает людей материальными условиями существования
- Определяет ход всех процессов, происходящих в обществе.
Уровни экономики
- Микроэкономика (от греч. mikrós малый, маленький) — деятельность отдельных субъектов экономики (предприятия, фирм и т.д.)
- Мезоэкономика (от греч. mésos средний, промежуточный) — деятельность отдельных хозяйственных комплексов (например, агропромышленного комплекса)
- Макроэкономика(от греческого makros большой, длинный)– экономическая деятельность в отдельно взятой стране
- Супермакроэкономика ( от лат. super «вверху; поверх) – мировая экономии.
Основные вопросы экономики:
- Что производить?
- Как производить?
- Для кого производить?
Основная проблема экономики:
Поиск механизмов для решения основного противоречия экономики – между безграничными потребностями людей и ограниченными ресурсами, удовлетворение неограниченных, постоянно растущих потребностей человека за счёт ограниченных ресурсов.
Закон возвышения потребностей
Суть закона в том, что человеческие потребности растут в количественном, а ещё больше — в качественном отношении.
Сферы экономики
- Производственная (или материальная) – изготовление вещественных благ и материальных услуг.
— материально- техническое обеспечение
- Непроизводственная– создание духовных, культурных ценностей и оказание подобных услуг.
— бытовое обслуживание населения
Экономическая деятельность – это производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг
- Производство — создание благ и услуг.
- Распределение— распределение дохода или созданного продукта между участниками производственного процесса.
- Обмен — процесс, в результате которого получают другой продукт или деньги.
- Потребление — это процесс использования созданного продукта.
В результате экономической деятельности создаётся товар или услуга.
Товар – это продукт труда, предназначенный для продажи, обмена, удовлетворяет потребности людей.
Услуга – результат полезной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей.
Экономическая потребность – это нужда в чём-либо, необходимом для жизнедеятельности человека и общества.
Экономические блага – это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы.
Экономические ресурсы – это факторы производства, то есть все элементы в системе, источники, средства производства, необходимые для его осуществления.
Факторы производства: труд, земля, капитал, предпринимательские способности.
- Труд — человеческий фактор ,рабочая сила. Это люди, способные участвовать в производстве, имеющие для этого необходимые знания и навыки, совокупность их умственных и физических способностей.
Характеристика труда:
Интенсивность труда – то есть напряжённость, расходование рабочей энергии на единицу времени
Производительность труда – то есть результативность, которая определяется количеством и качеством произведённой продукции за единицу времени.
- Земля — все виды природных ресурсов, используемых в процессе производства.
- Капитал-это всё, что приносит владельцу доход:
денежный капитал, или финансовый
физический капитал, или реальный (здания, станки, оборудование и пр.)
Капитал бывает
Оборотный — расходуется за один производственный цикл, полностью входит во вновь созданный продукт, затраты на него возмещаются после реализации продукции ( сырьё, полуфабрикаты, зарплата работникам)
Основной: используется в течение ряда лет, затраты возвращаются постепенно, переносит свою стоимость на продукт по частям (станки¸ здания, оборудование)
- Предпринимательские способности— способности, которые необходимы для эффективной экономической деятельности: умение правильно, рационально комбинировать факторы производства, умение брать ответственность на себя, принимать решения и отвечать за них, рисковать, использовать инновации.
- Информация— в последние десятилетия информация играет большую роль в экономической деятельности, поэтому иногда её тоже называют фактором производства.
Факторные доходы
Факторные доходы — это доходы, получаемые от использования факторов производства.
Факторы производства | Доходы |
труд | заработная плата |
земля | рента (плата за использование земли) |
капитал | проценты |
предпринимательские способности | прибыль |
Производительные силы общества
Производительные силы общества — это всё, что задействовано в процессе производства, совокупность личностных и вещественных (материальных) факторов производства.
Производительные силы:
- Люди, человеческий фактор
- Средства производства (вещественный фактор)
- Технологии производства
- Организация процесс производства
Средства производства = предметы труда (из чего производят материальные блага) + средства труда ( чем, с помощью чего они производятся).
Выбор в экономике – выбор наилучшего варианта из альтернативных вариантов деятельности, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.
Таким образом, экономическая сфера общества — одна из важнейших в его структуре. Именно она во многом определяет уровень и характер развития общества.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник
Экономика. Понятие экономики как науки и хозяйства.
Понятие экономики.
Понятие экономики пришло к нам из Древней Греции и означает дословно правила хозяйства, то есть в те времена оно означало «искусство ведения домашнего хозяйства» Спустя две тысячи лет — это понятие приняло более широкое значение.
Во-первых, экономика – это хозяйство, то есть система хозяйствования и общественного производства. Основные задачи экономики как хозяйства:
- Производство (товаров и услуг).
- Распределение (товаров, услуг и доходов).
- Обмен (товаров и услуг на деньги или на другой продукт).
- Потребление (товаров, услуг, продуктов).
Ключевые элементы: производство, товары и услуги. Производство может быть материальным или нематериальным (образование, охрана здоровья и т.д.).
Товар – это продукт трудовой деятельности; основные признаки товара:
- предназначен для обмена и обладает стоимостью;
- удовлетворяет какие-либо потребности человека;
- способен быть обменян на другой товар (деньги).
Услуга – это продукт полезной деятельности человека или группы лиц, предназначенный для удовлетворения тех или иных потребностей. Услуга также может быть материальной (ремонт мобильного телефона) или нематериальной (консультация). Услугами заведует такая отрасль экономики, как сфера услуг.
Во-вторых, экономика – это наука, а точнее – совокупность наук, изучающих производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.
Главная задача экономической науки – ведение эффективного хозяйства и пути его достижения, оптимальное использование ресурсов. Попробую расшифровать. Вопросы экономики как науки следующие:
- что производить;
- как производить;
- кто будет это производить;
- для кого это будет производиться.
Функции экономики.
- Познавательная функция: сбор сведений, фактов, их изучение, анализ и систематизация знаний.
- Методологическая функция: разработка эффективных методов и инструментов хозяйствования.
- Критическая функция: выявление достижений и недостатков в экономической деятельности, и их анализ.
- Практическая функция (она же прагматическая или прикладная): применение разработанных методов на практике.
- Прогностическая функция: прогнозирование экономического развития нашего общества.
- Образовательная функция: предоставление знаний по экономической практике и теории, консультирование по вопросам экономики.
- Идеологическая функция: создание мировоззренческой системы, обеспечение моральной уверенности человека в будущем.
Источник
Урок обществознания по теме «Экономика как наука и хозяйство»
Зиннатуллина Элеонора Рауфовна, преподаватель истории и обществознания, Братский промышленный техникум
Урок обществознания по теме «Экономика как наука и хозяйство»
Разработка урока обществознания по теме «Экономика как наука и хозяйство» содержит план урока, рабочий лист, позволяющий организовать самостоятельную работу обучающихся на занятии. На этапе закрепления обучающимся предлагается выполнить творческое задание на анализ конкретных бизнес-ситуаций в малых группах. В ход его выполнения обучающиеся должны не только продемонстрировать умение применять теоретический материал, но и творческое мышление. Разработка предназначена для преподавателей обществознания и экономики техникумов, колледжей, школ.
Тема урока: Экономика как наука и хозяйство
Цели и задачи урока:
Образовательная : создать условия для усвоения знаний об экономике как науке и хозяйстве.
1. Определить черты экономики как науки и хозяйства
2. Выявить основные вопросы экономики.
3. Определить факторы производства.
Развивающая : создание условий для развития умения организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных преподавателем, (ОК 2), анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3), осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного решения поставленных задач (ОК 4), работать в команде, эффективно общаться с преподавателем, одногруппниками (ОК 6), развитие критического мышления (составление кластера).
Воспитательная: создать условия для развития интеллектуальных, познавательных и творческих способностей обучающихся, формирования толерантности, политической культуры.
Тип урока комбинированный.
Средства обучения: ПК, проектор, учебник, раздаточный материал.
Структурные элементы урока и ориентировочные приемы его проведения
1. Организационная часть.
2. Проверка выполнения домашнего задания – выборочная проверка конспектов.
3. Подготовка к основному этапу занятия.
Эвристическая беседа по теме «Что вы знаете об экономике?».
4. Сообщение нового материала
1. Экономика как наука и хозяйство (лекция, выполнение заданий по рабочему листу, эвристическая беседа).
Рабочий лист представлен в Приложении 1.
2. Основные вопросы экономики (лекция, выполнение заданий по рабочему листу).
3. Факторы производства (выполнение заданий по рабочему листу, составление кластера).
Выполнение творческого задания – анализ бизнес-ситуации в малых группах.
Ситуации представлены в Приложении 2, желателен групповой вариант работы (возможно в парах).
6. подведение итога урока.
А. выставление оценок.
Б. анализ и оценка успешности достижения цели.
7. Выдача домашнего задания — Задачи экономики;
Роль производства, распределения, обмена и потребления в экономике
Макроэкономика и микроэкономика;
Взаимодействие факторов производства;
Предпринимательские способности как один из факторов производства.
Литература: Литература: Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.Г. Важенин. — 5-е изд., испр. — М.: Академия, 2008. – С. 152–153; Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2009. – С. 6-15.
Раздел 6. Экономика
6.1. Экономика как наука и хозяйство
Изначально экономика (от греч. oikos – дом и nomos – закон) – наука о ведении домашнего хозяйства.
Авторы: Ксенофонт, Аристотель (384–322 гг. до н.э.).
В современном мире понятие «экономика» приобрело несколько более широкое значение.
Различают два основных значения термина «экономика»: экономика как наука и экономика как хозяйство.
Экономика как наука – системное отражение хозяйственной деятельности людей посредством экономических категорий, законов, представленное в форме определенных теорий.
Экономика как хозяйство – система общественного производства, народное хозяйство страны, области, района или отрасли.
3 вопроса экономики:
Для кого производить?
Главная проблема экономики: потребности человека безграничны, а доступные ресурсы ограничены (что такое потребности?)
В экономической жизни есть три главных участника:
Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов производства (т.е. ресурсов, с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских товаров (благ, которые непосредственно потребляются людьми).
Трудно переоценить роль, которую играют в экономической жизни общества фирмы и государство. И все же главный из действующих лиц экономики – человек, семья.
Дело в том, что именно ради удовлетворения нужд людей, их конкретных потребностей в благах и должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране.
Факторы производства (перенесите таблицу к себе в тетрадь
1. Природные ресурсы
Естественные блага, необходимые при создании товаров и услуг
Физические и интеллектуальные усилия, затрачиваемые людьми при создании товаров и услуг
Средства производства (оборудование, машины) и финансовые ресурсы, приносящие доход)
Процесс принятия решений, организация производства, контроль за деятельностью людей
Знания и сведения, накопленные человечеством
Проанализируйте следующие ситуации в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства:
1. Вы открываете небольшую фирму по производству записных книжек, тетрадей
2. Вы переехали в деревню и решили стать фермером
3. Вы решили на дому заниматься фрилансом – писать статьи и продавать их различным сайтам
Блага – продукты питания, одежда, мебель, автомобили – это предметы, удовлетворяющие ту или иную человеческую потребность.
Макроэкономика и микроэкономика
Макроэкономика – исследует закономерности и экономические взаимоотношения на уровне всей экономики или крупных отраслей.
Денежная система и инфляция.
Микроэкономика – исследует закономерности организаций и функционирование экономики на уровне между отдельными фирмами и потребителями.
1. О каком разделе экономики идет речь?
Общая прибыль организаторов 8-го Международного авиационно-космического салона МАКС-2009 превысила 30 млн. евро.
А.Н. Пупкин открыл закусочную.
В Санкт-Петербурге принято решение не взимать плату за пользование лифтами с жильцов первого этажа.
В 2013 году Китай стал мировым лидером по объемам внешней торговли. Торговый оборот страны превысил $4 трлн.
Средний размер трудовой пенсии россиян по старости составит 11,4 тыс. руб.
Общий доход семьи Павловых составил 25 тысяч руб., из них 5 тысяч руб. уходит на погашение кредита
2. Объясните выражение “Бесплатный сыр бывает только в мышеловке”.
Творческое задание по теме «Факторы производства»
Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.
Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.
Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.
Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.
Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.
Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.
Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.
Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, бизнесе, связанном с данным изображением. Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики и соотнесите с факторами производства.
Источник