Предмет, функции экономики
Экономика как отрасль знания.
Тема 1. Введение в экономику
1. Экономика как отрасль знания
2. Предмет экономики, функции экономики.
3. Экономические блага и их кругооборот, потребности, ресурсы и факторы производства.
4. Деньги и их функции
Слово «экономика» можно рассматривать с двух точек зрения: во-первых, как род занятий (в переводе с греч. означает «умение вести хозяйство»); во-вторых, как науку.
Все науки, известные человеку делятся на естественные, объектом изучения которых является природа, техника, технологии и т.д. (физика, математика, химия, различные технические дисциплины), и общественные, которые изучают человеческое общество (экономика, право, социология, демография, история, политология). Среди них особое место занимают экономические науки, изучающие процессы производства. Во-первых, производство обеспечивает воспроизводство самого человека, обеспечивая его продовольственными товарами, жильем, услугами. Во-вторых, оно дает человеку средства производства, что усиливает власть человека над природой. В-третьих, оно создает предпосылки для развития непроизводственной сферы, возможности занятия человека медициной, спортом, искусством.
Все экон. науки тесно взаимосвязаны друг с другом. Выделяют 3 блока экон. наук:
1) фундаментальные (экономическая теория, эконометрика, история народного хозяйства);
2) прикладные (ценообразование, планирование, маркетинг, менеджмент)
3) отраслевые (экономика отраслей);
3) обслуживающие и дополняющие (статистика, бухучет, ЭММ).
Особое место занимают фундаментальные науки: открытые учеными законы, закономерности, сделанные выводы используются в прикладных исследованиях, а затем в разработках и при обосновании экон. политики.
Экономическая теория как наука состоит из трех частей:
— микроэкономика – экономика отдельного хозяйствующего субъекта;
— макроэкономика – экономика региона, государства.
В настоящее время общепризнанного определения предмета ЭТ нет, хотя большинство экономистов признают, что ЭТ – общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах. Причем ограниченность ресурсов понимается не в физическом смысле (хотя это имеет место), а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полно.
Предметом ЭТ можно считать познание экон. законов и категорий. Всякий процесс познания представляет собой сбор, обработку и анализ полученной информации. Объемы такой информации имеют тенденцию к постоянному росту, поэтому возникает необходимость в определенной ее систематизации. Этого можно достигнуть с помощью обобщающих понятий – категорий, благодаря которым можно выявить общие характеристики того или иного явления. К экон. категориям относятся труд, земля, капитал, рабочая сила, деньги, рынок и т.д.
Изучение одной категории позволяет установить связь с другими категориями. Например, от изучения категории «товар» можно перейти к изучению категории «деньги», затем «рынок», «финансы».
Источник
Ростовский государственный строительный университет
Зав. кафедрой «Экономическая теория и предпринимательство»
/ Е.О. Миргородская
«15» марта 2012 г.
для направления 270800 «Строительство»
профили подготовки: «Проектирование зданий».
Тема 1. Введение в экономику
Экономика как отрасль знания
Предмет экономики, функции экономики.
Экономические блага и их кругооборот, потребности, ресурсы и факторы производства.
Деньги и их функции
Экономика как отрасль знания.
Слово «экономика» можно рассматривать с двух точек зрения: во-первых, как род занятий (в переводе с греч. означает «умение вести хозяйство»); во-вторых, как науку.
Все науки, известные человеку делятся на естественные, объектом изучения которых является природа, техника, технологии и т.д. (физика, математика, химия, различные технические дисциплины), и общественные, которые изучают человеческое общество (экономика, право, социология, демография, история, политология). Среди них особое место занимают экономические науки, изучающие процессы производства. Во-первых, производство обеспечивает воспроизводство самого человека, обеспечивая его продовольственными товарами, жильем, услугами. Во-вторых, оно дает человеку средства производства, что усиливает власть человека над природой. В-третьих, оно создает предпосылки для развития непроизводственной сферы, возможности занятия человека медициной, спортом, искусством.
Все экон. науки тесно взаимосвязаны друг с другом. Выделяют 3 блока экон. наук:
1) фундаментальные (экономическая теория, эконометрика, история народного хозяйства);
2) прикладные (ценообразование, планирование, маркетинг, менеджмент)
3) отраслевые (экономика отраслей);
3) обслуживающие и дополняющие (статистика, бухучет, ЭММ).
Особое место занимают фундаментальные науки: открытые учеными законы, закономерности, сделанные выводы используются в прикладных исследованиях, а затем в разработках и при обосновании экон. политики.
Экономическая теория как наука состоит из трех частей:
— микроэкономика – экономика отдельного хозяйствующего субъекта;
— макроэкономика – экономика региона, государства.
Предмет, функции экономики.
В настоящее время общепризнанного определения предмета ЭТ нет, хотя большинство экономистов признают, что ЭТ – общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах. Причем ограниченность ресурсов понимается не в физическом смысле (хотя это имеет место), а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полно.
Предметом ЭТ можно считать познание экон. законов и категорий. Всякий процесс познания представляет собой сбор, обработку и анализ полученной информации. Объемы такой информации имеют тенденцию к постоянному росту, поэтому возникает необходимость в определенной ее систематизации. Этого можно достигнуть с помощью обобщающих понятий – категорий, благодаря которым можно выявить общие характеристики того или иного явления. К экон. категориям относятся труд, земля, капитал, рабочая сила, деньги, рынок и т.д.
Изучение одной категории позволяет установить связь с другими категориями. Например, от изучения категории «товар» можно перейти к изучению категории «деньги», затем «рынок», «финансы».
Трактовка предмета экономической теории
Основные направления и школы экономической теории
Классическая политическая экономия
Национальное хозяйство в целом
Маржинализм или неоклассическая школа (микроэкономика)
Поведение субъектов экономики, путей и средств достижения ими своих целей
Механизмы функционирования нацио-нальной экономики как единого целого
Институты и институциональные изменения
Теория неоклассического синтеза (экономикс)
Национальное богатство, формы и стимулы человеческого поведения в мире ограниченных ресурсов
Современная экономическая теория
Хозяйственная деятельность людей в экономических системах при ограниченных ресурсах на различных уровнях
Изучение категорий углубляет и расширяет познание, что дает возможность открывать экон. законы. Экон. закон – это отражение причинно-следственной связи между экон. явлениями. В итоге появляется возможность сформировать требования экон. законов, а именно: какое экон. явление будучи причиной вызывает обязательно определенное последствие. Всякое нарушение или пренебрежение этой связи отрицательно влияет на человека, коллектив, общество в целом.
Экон. законы отличаются от законов природы. Во-первых, законы природы действовали всегда. Во-вторых, своей деятельностью человек может воздействовать на сферу экон. законов.
Экон. законы можно классифицировать:
1) законы, действующие во всех способах производства (закон экономии времени, закон возрастания потребностей);
2) законы, присущие рыночной экономике (законы стоимости, спроса и предложения, количества денег в обращении).
3) специфические законы (действуют только при определенных условиях или в отдельных сферах).
Познавая экон. законы, фундаментальные экон. науки дают возможность человеку принимать научно-обоснованные решения при определении экон. политики, размещении производительных сил, организации производства и т.д.
Специфика предмета предполагает специфику методологии и методов исследования. Методология – это общий подход к изучению экономических явлений, система методов исследования. Методология основывается на методах. Метод – совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей. Если предмет науки характеризуется тем, что исследуется, то метод – как исследуется. От правильного принятия методов зависит реальность и полнота полученных результатов.
Все методы исследования можно разделить на:
всеобщие (метафизический, диалектический);
общенаучные (нормативный, позитивный, метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, системный подход);
специфические методы (графические, статистические, математические, моделирование, сравнительный анализ, эксперимент).
Метафизический метод рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменности. Это необходимо когда анализируется какой-то элемент системы в отдельности или выясняется внутренняя структура хозяйственных связей.
Диалектический метод отражает противоречия в их неразрывном единстве. Это позволяет на практике избежать односторонних и ошибочных решений, объединять в единое целое различные по своей природе явления.
Позитивный метод предполагает формулирование знаний об экономике, категориях и законах развития экономической среды на основе описания и систематизации факторов, опыта, наблюдений и т.п.
Нормативный метод познания предполагает изучение практической деятельности человека, базирующийся на принципах максимальной эффективности. Основной принцип этого метода состоит в том, что он направлен на получение результатов, приносящих пользу всем субъектам хозяйственной деятельности.
Метод научной абстракции сводится к выделению наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечению от всего случайного, второстепенного. Посредством его исследователю удается сосредоточиться на более существенных характеристиках явления.
Анализ – разделение исследуемого предмета на составные элементы, каждый из которых подвергается исследованию. Синтез предполагает соединение разрозненных и проанализированных элементов в единое целое.
Индукция – это движение мысли от частного к общему, от отдельных фактов к общим выводам. Дедукция, напротив, представляет ход мысли от общего к частному.
Единство исторического и логического подходов необходимо при рассмотрении сложных экономических процессов в развитии. С одной стороны, при рассмотрении динамики экон. отношений необходимо учитывать историзм, а с другой, исследования должны вестись прежде всего логически., т.е. быть освобождены от исторических случайностей.
Суть системного подхода заключается в том, что исследуемый объект необходимо изучать всесторонне.
Специфика экономического эксперимента заключается в сложности его постановки, т.к. общественную жизнь нельзя изучать в лабораторных условиях. Экономический эксперимент тесно связан с проведением экономических реформ.
Выделяют 4 основные функции ЭТ:
— познавательная – с ее помощью происходит познание экон. законов и категорий;
— прогностическая (означает предвидение хода социально-экон. развития на обозримое будущее);
— практическая – состоит в том, чтобы научно обосновать экон. политику, выявить принципы и способы рационального хозяйствования;
— критическая – заключается в определении хода социально-экон. развития, выявлении ошибок и просчетов в прошлом и избежании их в будущем.
— методологическая (ЭТ вырабатывает собственные методы познания и использует их).
Перечисленные выше функции тесно взаимосвязаны и ими можно оперировать. Так, например, теоретическую и методологическую функции можно объединить, а прогностическую включить в состав практической.
Источник
Экономика
Экономика – совокупность наук о ведении хозяйства, вид социальной науки, изучающий взаимоотношение людей в процессе производства, потребления, распределения и обмена товаров или услуг. Предмет экономической теории – то, как человек и общество выбирают способ использования ограниченных ресурсов.
Помимо основного, существует еще несколько определений экономики, выдвинутых учеными в разные годы. Ее основателем как отдельной науки считается Адам Смит.
Экономику также называли политической экономией, однако начиная со второй половины XIX века она стала политически нейтральной, и слово «политика» было исключено из определения. В настоящее время считается, что экономика дает возможность предсказывать результат тех или иных политических решений, при этом не вмешиваясь в политику.
Исторически экономика прошла длинный путь. Ее основными направлениями были меркантилизм XV-XVIII веков, физиократия второй половины XVIII века, классическая политическая экономия конца XVIII века – 30-х годов XIX века, неоклассическая экономика, возникшая в 1890-х годах, кейнсианство и монетаризм XX века. Отдельным направлением в экономике – своеобразным ее ответвлением – является марксизм.
Предметом изучения экономики являются не ценности, а агенты экономической деятельности, такие как отдельные хозяйства и общество в целом. Именно поэтому экономика относится к социальным наукам.
По масштабам исследования она делится на микроэкономику, предметом которой являются организации и домохозяйства, и изучение функционирования экономики в едином целом.
Микроэкономика рассматривает отдельно взятых агентов и их выбор: что и для кого производить, потреблять, как взаимодействовать в процессе обмена и т. д. Она изучает эффективность производства, стоимость, спрос и предложение, специализацию хозяйствующих субъектов, неопределенность и теорию игр.
Основными макроэкономическими показателями являются безработица, инфляция, экономический рост, монетарная и денежная политика, цикличность деловой активности.
Помимо макро- и микроэкономики к экономическим наукам относятся следующие дисциплины: эконометрика, экономическая статистика, история экономических учений и экономическая история, менеджмент, маркетинг, отраслевая экономика, инженерная экономика, экономика предприятия и экономика труда, бухгалтерский, управленческий и финансовый учет и др.
Источник