- Основные понятия экономики
- Определение экономики
- Основные понятия экономики
- История экономики
- Типы экономики
- Традиционный тип экономики
- Командный тип экономики
- Рыночный тип экономики
- Смешанный тип экономики
- Уровни экономики
- Экономический рост
- Крупнейшие экономики мира в 2020 году по размеру ВВП
- Контрольный тест по экономике «Фундаментальные экономические концепции»
Основные понятия экономики
О чем эта статья:
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Определение экономики
Термин «экономика» разделяют на два значения:
- Экономика как хозяйство — система хозяйствования, которая обеспечивает общество материальными и духовными благами.
- Экономика как наука — наука, которая изучает способы удовлетворения постоянно растущих потребностей общества в условиях ограниченности ресурсов. Проще говоря, она изучает производство, распределение и потребление товаров и услуг.
Если кратко, то экономика — это система, которая охватывает производство, продажу, распределение товаров и услуг.
Основная проблема экономики — ограниченность доступных нам ресурсов.
Функции экономической теории:
- познавательная — обнаруживает новые принципы и методы в процессе развития науки;
- практическая — развивает действующие подходы ведения хозяйства, занимается поиском решения важных проблем;
- прогностическая — создает различные модели развития государства или отдельного экономического субъекта;
- мировоззренческая — в процессе изучения экономики человек узнает новые грани окружающего мира, закономерности процессов;
- методологическая — отражает способность науки создавать новые понятия и теории;
- идеологическая — формирует модель мировоззрения в процессе изучения науки;
- критическая — подвергает сомнению любые явления для создания новых теорий;
- теоретическая — наука постоянно развивается для поиска новых направлений.
Существует две модели экономики:
- макроэкономика изучает поведение общей экономики и рыночных систем;
- микроэкономика изучает поведение отдельных потребителей и предприятий.
Основные вопросы экономики:
- Что производить?
- Как производить?
- Для кого производить?
Основные понятия экономики
Производство — процесс изготовления материального блага, которое имеет определенную ценность в данных обстоятельствах. Может быть коммерческим и некоммерческим. Основная цель первого — получение прибыли. Некоммерческое производство занимается выпуском социально значимых продуктов. Как правило, такие предприятия находятся в собственности государства.
Распределение ресурсов — предоставление ограниченных ресурсов разным субъектам производственной деятельности. Если речь идет о распределении прибыли, то подразумевается передача готового товара или денежного эквивалента совладельцам предприятия.
Потребление — использование готовых товаров или услуг для удовлетворения нужд и потребностей человека. Процесс обмена товара включает в себя транспортировку, продажу, передачу товара потребителю, а также ряд услуг, которые сопровождают этот процесс (страхование, кредитование и т. д.).
Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержки и развития жизни человека и общества в целом. Удовлетворение потребностей — главный мотив для реализации экономической деятельности.
Блага — средства, с помощью которых можно удовлетворить потребности. Выделяют три категории благ:
- Экономические блага — это ограниченные средства, которые необходимы для удовлетворения потребностей людей. Для приобретения экономических благ нам приходится отказываться от других благ. Чтобы их создать, нужны определенные затраты.
- Свободные блага — блага, которые существуют в открытом неограниченном доступе. Например, солнечный свет, воздух, вода в реке.
- Общественные блага объединяют признаки двух предыдущих видов благ. Это свободные блага, на создание и поддержание которых государство тратит финансовые средства. Например, уличное освещение. Создание общественных благ — одна из экономических функций государства.
Капитал — средства производства, которые произвел человек. Капитал бывает двух видов:
- Физический капитал — оборудование, здания, инструменты, транспортные магистрали, то есть все то, что реально относится к процессу производства или транспортировки.
- Финансовый капитал — ценные бумаги или деньги, которые используются в рамках производственного процесса, то есть для обогащения.
История экономики
В первобытном обществе уровень экономического развития был низким, а именно на грани физического выживания. Сначала первобытные люди охотились и занимались собирательством, но в результате неолитической революции появилось земледелие и животноводство. Развитие общества привело к разделению труда и социальному неравенству, появились социальные классы и государство, а позже — рабовладение.
Постепенно развивался товарообмен, который появился в форме натурального обмена, а затем превратился в торговлю с помощью денег. В Древнем мире и Средневековье преобладало натуральное хозяйство.
В конце XV века началась эпоха Великих географических открытий, которая привела к формированию мировой экономики и эпохе первоначального накопления.
В последней четверти XVIII века началась промышленная революция, которая привела население к деятельности в сфере промышленности. Преобладающей экономической системой стал капитализм — так происходил процесс перехода от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному обществу.
В XX веке в некоторых странах образовалась административно-командная социалистическая экономика. В остальных странах развивался капитализм. Во второй половине XX века началась научно-техническая революция, в результате которой индустриальное общество стало превращаться в постиндустриальное.
Типы экономики
Тип экономической системы страны зависит от того, как в ней распределяются ресурсы. Таких видов экономики выделяют четыре.
Традиционный тип экономики
Самый древний вид экономики в мире — традиционная экономика, по которой многие страны действуют до сих пор. В основном это страны второго и третьего мира, в которых хорошо развито сельское хозяйство. При этом типе экономической системы в стране редко бывает активное сальдо, то есть страна тратит больше, чем получает. Зачастую у общества нет доступа к современным технологиям и медицине.
Командный тип экономики
Командную экономическую систему еще называют централизованной. Такая экономика была основанием для коммунистической философии. Централизованная власть контролирует значительную часть экономической системы, то есть большая часть решений по управлению принимается центральным правительством. Например, как было в СССР.
Рыночный тип экономики
Рыночную экономику еще называют свободной, так как при ней фирмы и домашние хозяйства действуют в собственных интересах. Этот тип экономики противоположен командной, когда прибыль получает центральное правительство.
В чистой рыночной экономике нет государственного вмешательство, правительство отделено от рынка. На деле это не всегда так: в мире не существует по-настоящему свободной рыночной экономики.
Смешанный тип экономики
Смешанная экономика — это комбинация разных типов экономических систем, а точнее — рыночной и командной экономики. Чаще всего рынок свободен от государственной собственности, кроме нескольких ключевых отраслей: транспортной, оборонной и железнодорожной.
Уровни экономики
Мы уже упоминали разделение на микро- и макроэкономику. Существует еще более детальная классификация:
- мегаэкономика — деятельность в мировом хозяйстве, то есть мировая экономика;
- макроэкономика — деятельность национальной экономики;
- мезоэкономика — деятельность в промежуточных системах или отраслях народного хозяйства, отраслях и регионах, например, в военно-промышленном комплексе;
- микроэкономика — деятельность отдельных экономических субъектов, например, фирм;
- наноэкономика — деятельность одного физического лица.
Экономический рост
Экономический рост — это увеличение объема выпуска товаров и услуг в определенной экономической системе.
Экономический рост — это долгосрочная тенденция. Краткосрочные колебания в рамках теории экономического роста не изучают, они относятся к теории деловых циклов.
В отличие от экономического развития, экономический рост — это количественный показатель. Под объемом выпуска товаров и услуг обычно понимают реальный ВВП.
Валовой внутренний продукт (ВВП) — это рыночная стоимость всех произведенных в стране товаров и услуг, которые предназначены для потребления, а не для производства других товаров или услуг. ВВП можно рассчитать как общий доход граждан, компаний и государства за определенный период.
Экономический рост тесно связан с ростом общего благосостояния: продолжительности жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности рабочего дня и других факторов.
Крупнейшие экономики мира в 2020 году по размеру ВВП
Место
Страна
ВВП (триллионы долларов США)
Источник
Контрольный тест по экономике «Фундаментальные экономические концепции»
Контрольный тест. Фундаментальные экономические концепции.
Задание А. Всего 21 балл (по 1 баллу).
1. Экономика как область знаний непосредственно изучает
1) способы регулирования социальных конфликтов
2) способы рационального использования ограниченных ресурсов
3) социальные последствия научно-технической революции
4) способы оптимального управления обществом
2.Терпящая убытки фирма привлекла талантливого кризис-менеджера, который за год смог вывести её из кризисного состояния. Какой фактор производства был использован фирмой в первую очередь?
1) информация 3) земля и природные ресурсы
2) капитал 4) предпринимательские способности
3. Верны ли следующие суждения о факторах производства?
А.Предпринимательские способности — фактор, позволяющий связать и лучшим образом использовать все другие факторы производства.
Б. Использование передовых технологий не влияет на требования к качеству трудовых ресурсов.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
4. В стране Z производятся различные товары и услуги. Какая дополнительная информация подтверждает наличие в стране Z командной экономики?
1) основные вопросы экономики решаются с опорой на опыт предков
2) в сельском хозяйстве преобладает растениеводство
3) города являются центрами экономической жизни
4) собственником земли и предприятий является государство
5. Гражданин К. основал компанию по развитию Интернет-сервисов, набрал программистов, формирует клиентскую базу. Какой фактор производства иллюстрирует данный пример?
1) технологию 2) капитал 3) предпринимательство 4) информацию
6. Что из перечисленного является общественным благом?
1) жилищное строительство для всех граждан 3) энергоснабжение страны
2) производство вакцины против гриппа 4) компьютеризация всех отраслей
7. Отличительной чертой традиционной экономической системы является
1) постоянное расширение объемов производства
2) монополизация и бюрократизация экономики
3) преобладание ручного труда
4) государственное руководство хозяйственной деятельностью
8. Трактор, приобретённый фермерским хозяйством для сельскохозяйственных работ, относится к такому фактору производства, как
1) земля 2) капитал 3) труд 4) предпринимательство
9. Фирма «Модница» занимается пошивом стильной женской одежды. Модели, разработанные фирмой, демонстрировались на неделе мод в Москве и были отмечены дипломами жюри. Что (кто) на примере фирмы соответствует такому фактору производства, как труд?
1) ткани, закупленные на аукционе 3) закройщики, швеи, модельеры
2) оборудование пошивочного цеха 4) арендованное фирмой здание
10.Отличительной чертой административно-командной экономической системы является
1) сочетание государственного предпринимательства с частным
2) централизованное, директивное экономическое планирование
3) решение ключевых экономических проблем в соответствии с обычаями
4) быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции
11. Отличительной чертой рыночной экономической системы является(ются)
1) преобладание инфляции открытого типа
2) непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра
3) наличие государственной собственности почти на все экономические ресурсы
4) незначительные темпы экономического роста
12.Одной из задач экономической науки является исследование
1) влияния окружающей среды на работоспособность человека
2) закономерностей взаимодействия социальных общностей
3) влияния инвестиционной политики на профессиональный состав безработных
4) факторов, способствующих социальной мобильности
13.Одной из задач экономической науки является разработка
1) бюджета страны на следующий год 3) путей преодоления социальной апатии в обществе
2) ресурсосберегающих технологий 4) методов использования модели «затраты — выпуск Ответ: 4 »
14. Командная экономика, в отличие от рыночной
1) порождает товарный дефицит
2) подвержена циклическим колебаниям
3) обеспечивает пропорции между производством и потреблением
4) создает условия для внедрения в производство технических достижений
15. Только в условиях рыночной экономики государство
1) вводит косвенные налоги 2) перераспределяет средства с помощью бюджета
3) регулирует спрос и предложение 4) обеспечивает законодательную защиту конкуренции
16.Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как науку?
1) открытие нового супермаркета 2) расчёт изменения спроса на мобильные телефоны
3) оказание населению медицинских услуг 4) расширение сети парикмахерских салонов
17. В стране А. гарантировано существование предприятий различных форм собственности. Успех этих предприятий напрямую зависит от спроса потребителей на выпускаемый товар. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны А.?
1) плановому 2) командному 3) рыночному 4) традиционному
18.Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует эконо-мику как хозяйство?
1) производство необходимых обществу благ и услуг
2) объяснение факторов, влияющих на снижение курса национальной валюты
3) исследование причин экономической стагнации
4) разработка перспективных моделей развития сферы услуг
19.Агрокомбинат выращивает в теплицах овощи и зелень. К капиталу фирмы относятся (-ится)
1) работники теплиц 3) земля под теплицами
2) оборудование теплиц 4) руководство агрокомбината
20.Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует эконо-мику как науку?
1) изучение моделей функционирования фондового рынка
2) оказание населению образовательных услуг
3) развитие сетей мобильной связи
4) производство крупной партии легковых автомобилей
21.Существуют различные значения понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику в значении «хозяйство»?
1) оказание населению медицинских услуг
2) анализ факторов формирования денежной массы
3) выявление закономерностей формирования спроса
4) исследование принципов сетевого маркетинга
Задание С5.(по 3 балла) всего 12 баллов.
22. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономические ресурсы»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономических ресурсах.
23. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономическая система»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию б экономической системе.
24. В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех положений.
25. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «собственность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее инфор-мацию о правах собственника, и одно предложение, содержащее информацию о формах соб-ственности.
Задание С6. (3 балла)
26. В любой экономической системе необходимо решать три главных вопроса экономики. Назовите эти вопросы и приведите три примера соответствующих решений этих вопросов в условиях рыночной экономики.
Задание С7. ( по 3 балла) всего 9 баллов.
27. «Это было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно которым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в 12 лет — пара ботинок, раз в 50 лет — по одному костюму», — писал Л. Эрхард. Правительство считало, что на основе подсчетов сырья «можно определять судьбу народа на многие годы вперед». О какой экономической системе пишет Эрхард? Аргументируйте свой вывод. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще одну черту, присущую этой системе.
28. Статья 5 Конституции СССР 1936 года гласила: «Социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений)». Назовите три формы собственности, которые закреплены действующим законодательством. С чем связаны произошедшие в законодательстве изменения?
29. Государство Z переживает экономический подъём. Промышленность в своём развитии опережает сельское хозяйство. Законом установлено господство государственной собственности. Какая экономическая система существует в государстве Z? По какому признаку Вы это установили? Назовите любые два иных признака этой экономической системы.
С9. Всего 5 баллов.
«Экономика – это искусство удовлетворить безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». ( Л.Питер, педагог и литератор)
Способность вывести бизнес из критической ситуации можно отнести только к предпри-
Гос-ая, командная, плановая, также социалистическая экономика — форма экономического устройства, при к-ой материальные ресурсы находятся в гос-ой собственности и распределяются правительством.
Клиентская база — это простая и удобная программа для работы с существующими клиен-тами и поиском новых заказчиков. Создавая её, гражданин А демонстрирует свои пред-принимательские способности
Общественные блага, обладают следующими признаками: 1. неисключение — практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага; 2.некон-курентность в потреблении — потребление блага одним чел-м не уменьшает возможностей потребления его др.; 3. Неделимость — благо нельзя разложить на отдельные единицы.
1. современная рыночная экономическая система 2. командно-административная экономическая система 4. командно-административная экономическая система Пояснение.
Правильный ответ указан под номером 3.
1. современная рыночная экономическая система
2. командно-административная экономическая система
4. командно-административная экономическая система
Труд — совокупность физических и умственных способностей, к-е используют люди при создании экономических благ. Земля — все виды природных ресурсов. Капитал – произ-веденные человеком средства производства. Предпринимательство — способность человека соединять факторы для организации производства с целью получения прибыли.
Следовательно трактор — капитал, т.к. он произведен человеком.
Закройщики, швеи, модельеры соответствуют такому фактору как труд. Все остальное иллюстрирует капитал.
1. смешанная экономическая система 3. традиционная экономическая система 4. совре-менная рыночная экономическая система
2.командно-административная 3.командно-административная 4. Традиционная
В командной экономике все блага принадлежат государству и распределяются им с помощью директив, то есть в соответствии с планом, поэтому частым явлением является именно товарный дефицит. Она не может быть подвержена циклическим колебаниям, так как подчиняется не рыночным процессам, а конкретно осуществляется по плану государства. Нет пропорций, так как гос-во само устанавливает количество производимых товаров. Не только командная эк-ка создает условия для внедрения в производство технических достижений.
Это одна из функций государства в рыночной экономике, решать проблемы, которые рынок не с состоянии решить.
Расчеты — это теория, то есть научный метод, все остальное — практика.
Для рыночной экономики характерно наличие различных форм собственности, а так же рыночных механизм распределения благ, свободная конкуренция. Для командной системы — государственная стоимость, плановое ведение хозяйство, распределение благ в соответствии с директивами. Для традиционной — общинная собственность, блага распределяются в соответствии с традициями и обычаями.
Экономика как хозяйство — это сфера деятельности, направленная на производство, распределение, обмен и потребления необходимых благ услуг.
Капитал — совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения при-были, богатства. В более узком смысле это источник дохода в виде средств производства. Средства производства — совокупность средств труда и предметов труда. Предмет труда — вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда. Средства труда — то, чем человек воздействует на предмет труда. Работники, земля под теплицами и руководители не являются средствами труда. К капиталу как фактору производства относятся; оборудование, здания, деньги, активы, акции, облигации, процент.
Экономика, как наука — совокупность наук о ведении народного хоз-ва, сложившиеся в самостоятельную отрасль общ-ных наук, также это совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования. Экон-ская действительность является объектом экон-ких наук, которые подразделяются на теоретические и прикладные. Теоретическую эк-ку также называют экономической теорией — наукой о том, как люди и общество выбирают способ использования ограниченных ресурсов.
Экономика — как хоз-во в широком смысле этого слова, т. е. совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле эконо-мику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.
1) «Экономические ресурсы производства — это те факторы, с помощью которых в про-цессе производства создаются товары и услуги»
2) — Большинство экономических ресурсов ограниченно. — Одним из важнейших экономических ресурсов является труд.
1) экономическая система – это организационные способы, механизмы и принципы рас-пределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.
2) Экон-ие сис-мы различаются способами регулирования деятельности производителей. − В любой экон-ой сис-ме решаются основные вопросы экономики: что, как и для кого производить.
-ограниченность пахотной земли; — исчерпаемость полезных ископаемых; — ограничен-ность трудовых ресурсов.
1) собственность — это экономические отношения между людьми по поводу принадлеж-ности, раздела, передела материальных и духовных ценностей, юридическое право опре-делённых лиц на такую принадлежность.
2) одно предложение, содержащее информацию о правах собственности:
Экономическое содержание собственности раскрывается через характеристики владения, пользования, распоряжения.
3) одно предложение, о формах собственности: Конституцией РФ и ГК РФ нормативно установлены три формы собственности: государственная (федеральная и субъектов феде-рации), муниципальная и частная собственность.
1. — что производить?- как производить?- для кого производить?
2. — фермер решил перераспределить свои посевные площади в пользу картофеля в связи с ростом цен на этот продукт
-владелец типографии закупил новое компьютеризированное полиграфическое обору-дование, требующее меньше рабочих и провел сокращение сотрудников
-руководство часового завода решило производить дорогие часы с хорошим механизмом, ориентируясь на богатых потребителей.
-командная (административная) экономика. — аргумент — осуществление централизован-ного планирования. — другие черты командной экономики: — государственное регулиро-вание цен на товары и услуги ,- преобладание государственной собственности.
1) формы собственности: -частная; -государственная; -муниципальная;
2) причина произошедших изменений — переход к рыночной экономике.
— это командно-адмистративная экономическая система. Доказательство: законом уста-новлено господство государственной собственности
Признаки:- централизованное ценообразование; — директивное управление экономикой;
— отсутствие рыночных механизмов управления экономикой; — плановое развитие.
Основной проблемой экономики ученые признают проблему распределения ограниченных ресурсов (или главных факторов производства, таких как земля, труд, капитал, предпринимательские способности , информация).
Термины: факторы производства, ограниченные ресурсы, потребности, экономика, производство, распределение, потребление, обмен.
Всего 50 баллов
«3» — 19 баллов задания А или 26-35 баллов АВС
Источник