Экономика как наука как способ хозяйствования

ЕГЭ. Экономика. Тема 1. Понятие экономики. Экономика как наука

Экономика. Это слово впервые употребил ещё до нашей эры древнегреческий мыслитель Ксенофонт (430-354 г. до н.э.). Так он назвал свою книгу о хозяйственной деятельности.

В переводе с греческого — это «искусство ведения домашнего хозяйства».

В активный оборот слово «экономика» вошло в 19 веке, благодаря экономистам У.Джевонсу и А.Маршаллу.

Сегодня слово употребляется в двух основных значениях: экономика как наука и как хозяйственная деятельность людей.

Экономика как наука

Экономика как наука изучает хозяйственную деятельность как в мировом и национальном масштабе (макроэкономика), так и деятельность отдельных хозяйственных субъектов (микроэкономика), использование разнообразных ресурсов для удовлетворения потребностей, отношения, которые возникают в процессе хозяйственной деятельности.

Как отдельная наука экономика выделилась в 18 веке с появлением книги А.Смита «Богатство народов» в 1776г.

Понятие «экономика»- это общее название социальных наук, занимающихся изучением производства, распределения, и потребления товаров и услуг.

Экономические науки

Отраслевые экономические науки

  • Экономика строительства
  • Экономика сельского хозяйства
  • Экономика промышленности и др.

Функциональные экономические науки

Информационно-аналитические

  • Статистика
  • Бухгалтерский учёт
  • Анализ и аудит и др.

Экономические науки на стыке с другими науками

  • Экономическая география
  • Экономическая история
  • Демография
  • Политэкономия и др.

Функции экономики как науки

  • Познавательная — познание процессов и явлений экономической жизни
  • Практическая – помогает развитию хозяйства, предлагая пути и методы решения тех или иных задач.
  • Прогностическая– позволяет прогнозировать дальнейшее развитие процессов в экономике, рационально использовать ресурсы.
  • Социальная— служит интересам всего общества, способствует повышению благосостояния людей.
  • Мировоззренческая— формирует взгляды людей на роль экономической деятельности в жизни государства, о месте каждого человека в процессе общественного производства.
  • Методологическая— открывая законы развития хозяйства, экономика даёт экономическим наукам методы изучения, то есть является своеобразным фундаментом, основой для изучения экономики.
  • Идеологическая– способствует формированию в обществе идеологии, направленной на выражение коренных интересов людей, что служит важным стимулирующим фактором для экономической деятельности.
  • Критическая— рассмотрение различных точек зрения, нахождение истины, доказательства несостоятельности или ценности суждений, мнений.

Методы экономики как науки

  • Научная абстракция – то есть создание обобщённых понятий.
  • Анализ и синтез — путём анализа хозяйственные процессы разделяются на отдельные и изучаются как единичные для получения обобщённых знаний.
  • Индукция и дедукция – переход от изучения единичных, частных явлений и фактов в экономике к обобщениям и наоборот.
  • Единство количественного и качественного анализа явлений и процессов
  • Анализ общественной практики— проведение научного эксперимента с искусственным воссозданием явления с целью его изучения и другие методы.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

2.1 Экономика и экономическая наука.

Содержание:

Три главных вопроса экономики:
– что производить?
– как производить?
– для кого производить?

Термин «экономика» многозначен. Приведем 2 значения.

↑ Экономика как наука

Экономика — наука, изучающая, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности

Функции экономики как науки:

1) Познавательная (теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, различные экономические процессы и их последствия).

2) Практическая (на основе знаний экономика дает рекомендации, предлагает алгоритмы действий).

3) Прогностическая (в экономике происходит формирование прогнозов социально-экономического развития общества).

Субъекты экономики:
– семьи;
– фирмы;
– государства.

Читайте также:  Как сделать майонез дома простой способ

В зависимости от объекта исследования экономику разделяют на микроэкономику, макроэкономику и мировую экономику (мегаэкономику) .

Экономическая наука — это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.

Задачи экономической науки:

  • поиск путей эффективного ведения хозяйства;
  • поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей.

Что изучает экономическая наука?
— экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг.

↑ Макроэкономика, микроэкономика, мировая экономика.

Макроэкономика – часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое. Макроэкономика изучает проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества.

Микроэкономика — это часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику. Она изучает взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг, предпринимателей и наёмных работников на рынке труда и т. д., а также функционирование отдельных рынков и отраслей. Она объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему направляются на строительство новых предприятий, развитие отраслей промышленности, как на деятельность отраслей и рынков влияет политика государства.

К объектам микроэкономики относятся:
– домашние хозяйства;
– фирмы;
– отрасли;
– рынки товаров и ресурсов.

Отличия:
Микроэкономика изу­ча­ет поведение от­дель­ных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, вла­дель­цев первичных про­из­вод­ствен­ных ресурсов. В цен­тре ее вни­ма­ния — цены и объ­е­мы производства и по­треб­ле­ния конкретных благ, со­сто­я­ние отдельных рынков, рас­пре­де­ле­ние ресурсов между аль­тер­на­тив­ны­ми целями.

Макроэкономика ис­сле­ду­ет функционирование эко­но­ми­че­ской системы в целом и круп­ных ее секторов. Объ­ек­том изучения ее яв­ля­ют­ся национальный доход и об­ще­ствен­ный продукт, ВВП, эко­но­ми­че­ский рост, общий уро­вень занятости, со­во­куп­ные потребительские рас­хо­ды и сбережения, общий уро­вень цен и инфляция, роль государства в экономике, изменение курса валют

Оба уровня экономического анализа (макро- и микроэкономики) связаны между собой.

Мировая (международная) экономика изучает законы развития мирового хозяйства.(международную торговлю товарами и услугами, движение капиталов, обмен и торговлю результатами научно-технической деятельности, международные валютные отношения и др.

↑ Экономика как хозяйство. Главная проблема экономики.

Экономика — хозяйственная система, которая обеспечивает удовлетворение потребностей людей и общества путём производства, обмена, распределения и потребления необходимых жизненных благ и услуг.

Главная проблема экономики — удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счёт ограниченных ресурсов.

Ресурсы – имеющиеся у общества возможности для создания благ и удовлетворения потребностей.

К экономическим ресурсам относятся:
природные ресурсы
человеческие ресурсы
капитал (деньги и средства производства)

Потребность — это необходимость в чём-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.

Ограниченность – недостаточность объема имеющихся ресурсов всех видов для производства того объема благ, который люди хотели бы получить.

– исчерпаемость природных ресурсов;
– труд людей ограничен их количеством, возможностью и способностью трудиться,
количеством рабочего времени;
– капитал ограничен возможностями его создания, характером и эффективностью при-
менения, выбытием по мере износа, использования.

Природные ресурсы ограничены тем, что многие полезные ископаемые исчерпаемым. Так, например, известно, что в недрах Земли есть не более 140 млрд. т нефти и к 2030г. будет исчерпано 80% этих запасов. Однако люди активно используют нефть как сырье для про- изводства топлива и химических материалов. Соответственно потребности людей в нефти растут, а ее количество уменьшается.

Человеческие ресурсы также ограничены. Труд людей ограничен их количеством, воз- можностью и способностью трудиться, количеством рабочего времени. На ограниченность человеческих ресурсов также влияют: демографическая ситуация в стране; политическая нестабильность; экономическая неразвитость региона.

Читайте также:  Способы как сделать наклейки своими руками

Средства производства в виде зданий, сооружений, машин, оборудования, материалов ограничены возможностями их создания, характером и эффективностью применения, выбытием по мере износа, использования.

Если же рассматривать денежные ресурсы как средство приобретения других видов ресурсов, то и они, будучи денежным эквивалентом натуральных ресурсов, также обладают ограниченностью.

Понятие «общественное воспроизводство»

Основные модели общественного воспроизводства:
– модель простого воспроизводства Ф. Кенэ;
– модель общественного воспроизводства К. Маркса.

Типы воспроизводства по характеру полученного дохода:
– простое;
– расширенное;
– суженное.

Типы воспроизводства по качественной характеристике факторов производства:
– интенсивное;
– экстенсивное;
– смешанное

Основные фазы общественного воспроизводства материальных благ:
– производство;
– распределение;
– обмен;
– потребление.

Производство, распределение, потребление, обмен. Товар и услуга.

Сферы экономической деятельности:
– производство;
– распределение;
– обмен;
– потребление.

1. Производство – процесс создания экономических благ и услуг.

Блага это всё, что ценится людьми как средство удовлетворения их потребностей.
Они делятся на:

  1. неэкономические (даровые блага) (например, солнечный свет, ветер) обычно носят природный характер, их не требуется производить, и их потребление одними людьми не приводит к их нехватке для других людей.
  2. экономические блага (товары, услуги, результаты работы и т. п.) доступны людям в меньшем объёме, чем это необходимо; их производство специально организовано, оно требует затрат различных ресурсов; в обществе действуют специальные механизмы распределенияэкономических благ.
  3. общественные блага

Услуга — результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определённых потребностей населения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сферой услуг.

Товар — продукт труда, произведённый для продажи на рынке.

Признаки товара:

  • предназначен для обмена;
  • обладает стоимостью — на него затрачены сырьё, труд и др. ресурсы;
  • полезность — способен удовлетворять потребность человека;
  • обладает способностью обмениваться на другой товар.

2.Распределение — определение доли каждого фактора, участвующего в производстве товара или услуги в произведённом продукте или доходе от его продажи.

3. Потребление — процесс использования результатов производства для удовлетворения определённых потребностей людей, общества. Оно является главным стимулом развития производства.

4. Обмен подразумевает обмен деятельностью, товарами и услугами.

↑ Основные этапы развития экономической науки

Древнейшими документами, которые фиксировали правила экономического поведения, были законы, впервые появившиеся в государствах Древнего Востока. А первыми учеными-экономистами принято считать выдающихся греческих философов – Ксенофонт,
Аристотель, Платон.
Экономические взгляды Древнего мира и Средневековья носили отрывочный характер и не составили единого учения. Первая школа экономической теории сложилась в эпоху Возрождения.

Первыми экономистами, которые разработали стройную концепцию богатства, были меркантилисты (от итал. «mercante» – «торговец»).

Меркантилизм – экономическая политика ряда европейских государств XV – XVIII вв., направленная на накопление богатств внутри страны путем активной внешней торговли. Меркантилисты полагали, что богатство нации – это золото, а источник богатства –
торговля.
Следующей школой и следующим направлением развития экономической теории было
учение физиократов.

Физиократы – школа французских экономистов второй половины XVIII века, которые
считали источником богатства нации сферу материального производства, основой которого является сельское хозяйство.
Идеи физиократов были развиты и углублены представителями классической школы политэкономии (Уильям Петти (1623—1687), Адам Смит (1723—1790), Карл Маркс (1818 —1883)).

У. Петти утверждал, что богатство нации образуют не только драгоценные металлы, но и земли страны, дома, корабли, товары. Петти – первый автор трудовой теории стоимости, согласно которой ценность товаров создается определенным количеством затраченного труда. У. Петти принадлежит крылатая фраза: «Природа – мать, а труд – отец всякого богатства».

Читайте также:  Выписать словосочетания определить способ связи

Шотландский экономист и философ Адам Смит впервые изложил экономическую теорию как целостную науку. Человека он считал существом экономическим и стремящемся ко все большему накоплению богатства. Стремление людей улучшить свое материальное положение способствует процветанию всего общества. Как говорит Смит, «дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что нужно тебе». Основой экономического учения А. Смита был принцип свободной конкуренции. Он полагал, что непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция. Только при свободном перемещении товаров, денег, капитала и людей ресурсы общества используются оптимально. Вмешательство государства в экономику должно быть минимальным.

Годичный труд каждого народа представляет собою первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты, потребляемые им в течение года и состоящие всегда или из непосредственных продуктов этого труда, или из того, что приобретается в обмен на эти продукты у других народов. В зависимости поэтому от большего или меньшего количества этих продуктов или того, что приобретается в обмен на них, сравнительно с числом тех, кто их потребляет, народ оказывается лучше или хуже снабженным всеми необходимыми предметами и удобствами, в каких он нуждается. Но это отношение у каждого народа определяется двумя различными условиями: во-первых, искусством, умением и сообразительностью, с какими в общем применяется его труд, и, во-вторых, отношением между числом тех, кто занят полезным трудом, и числом тех, кто им не занят. Каковы бы ни были почва, климат или размеры территории того или иного народа, обилие или скудость его годового снабжения всегда будет зависеть в таком случае от этих двух условий.

А. Смит. Исследование о причинах и природе богатства народов.

Мыслитель и общественный деятель К. Маркс стал основоположником теории «марксизма» . Согласно Марксу, труд является единственным источником богатства. Развивая идеи трудовой теории стоимости, Маркс полагал, что всякий продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость. Избавиться от эксплуатации рабочий класс может лишь в результате социалистической революции и ликвидации частной собственности.
Марксизм всесторонне исследовал капиталистическую систему хозяйствования, доказывал неизбежность ее гибели и становления новой экономической системы – социализма. Эта теория была воплощена в жизнь во многих странах, но, как показала практика, реальная экономическая действительность оказалась оторванной от теоретических представлений и идей марксизма.

Новое направление экономической теории – кейнсианство – было положено выдающимся ученым-экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом (1883—1946). Основное положение теории Кейнса – признание кризисов явлением, органически присущим рыночной экономике и ее неспособности к саморегулированию. Согласно его теории, имеет место не редкость ресурсов, а, наоборот, их переизбыток, о чем свидетельствует безработица. Кейнс разработал макроэкономическую модель, в которой установил зависимость между инвестициями, занятостью, потреблением и доходом. Важная роль в ней отводится государству. Экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.

С именем лауреата Нобелевской премии Милтона Фридмена связано одно из наиболее распространенных современных направлений экономики – монетаризм. Монетаристы, исходя из того, что существует определенная связь между показателями развития экономики и количеством денег в обращении, доказывают, что регулировать ход экономических процессов возможно, изменяя объем денежной массы. Поскольку обеспечение экономики деньгами – это прерогатива государства, то последнее, проводя соответствующую денежно- кредитную политику (увеличивая или сокращая массу денег в обращении), может воздействовать на экономическое развитие страны.

Источник

Оцените статью
Разные способы