Экономика как наука изучает способы рационального использования ограниченных ресурсов

Основные понятия экономики

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Определение экономики

Термин «экономика» разделяют на два значения:

  • Экономика как хозяйство — система хозяйствования, которая обеспечивает общество материальными и духовными благами.
  • Экономика как наука — наука, которая изучает способы удовлетворения постоянно растущих потребностей общества в условиях ограниченности ресурсов. Проще говоря, она изучает производство, распределение и потребление товаров и услуг.

Если кратко, то экономика — это система, которая охватывает производство, продажу, распределение товаров и услуг.

Основная проблема экономики — ограниченность доступных нам ресурсов.

Функции экономической теории:

  • познавательная — обнаруживает новые принципы и методы в процессе развития науки;
  • практическая — развивает действующие подходы ведения хозяйства, занимается поиском решения важных проблем;
  • прогностическая — создает различные модели развития государства или отдельного экономического субъекта;
  • мировоззренческая — в процессе изучения экономики человек узнает новые грани окружающего мира, закономерности процессов;
  • методологическая — отражает способность науки создавать новые понятия и теории;
  • идеологическая — формирует модель мировоззрения в процессе изучения науки;
  • критическая — подвергает сомнению любые явления для создания новых теорий;
  • теоретическая — наука постоянно развивается для поиска новых направлений.

Существует две модели экономики:

  • макроэкономика изучает поведение общей экономики и рыночных систем;
  • микроэкономика изучает поведение отдельных потребителей и предприятий.

Основные вопросы экономики:

  1. Что производить?
  2. Как производить?
  3. Для кого производить?

Основные понятия экономики

Производство — процесс изготовления материального блага, которое имеет определенную ценность в данных обстоятельствах. Может быть коммерческим и некоммерческим. Основная цель первого — получение прибыли. Некоммерческое производство занимается выпуском социально значимых продуктов. Как правило, такие предприятия находятся в собственности государства.

Распределение ресурсов — предоставление ограниченных ресурсов разным субъектам производственной деятельности. Если речь идет о распределении прибыли, то подразумевается передача готового товара или денежного эквивалента совладельцам предприятия.

Потребление — использование готовых товаров или услуг для удовлетворения нужд и потребностей человека. Процесс обмена товара включает в себя транспортировку, продажу, передачу товара потребителю, а также ряд услуг, которые сопровождают этот процесс (страхование, кредитование и т. д.).

Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержки и развития жизни человека и общества в целом. Удовлетворение потребностей — главный мотив для реализации экономической деятельности.

Блага — средства, с помощью которых можно удовлетворить потребности. Выделяют три категории благ:

  1. Экономические блага — это ограниченные средства, которые необходимы для удовлетворения потребностей людей. Для приобретения экономических благ нам приходится отказываться от других благ. Чтобы их создать, нужны определенные затраты.
  2. Свободные блага — блага, которые существуют в открытом неограниченном доступе. Например, солнечный свет, воздух, вода в реке.
  3. Общественные блага объединяют признаки двух предыдущих видов благ. Это свободные блага, на создание и поддержание которых государство тратит финансовые средства. Например, уличное освещение. Создание общественных благ — одна из экономических функций государства.

Капитал — средства производства, которые произвел человек. Капитал бывает двух видов:

  1. Физический капитал — оборудование, здания, инструменты, транспортные магистрали, то есть все то, что реально относится к процессу производства или транспортировки.
  2. Финансовый капитал — ценные бумаги или деньги, которые используются в рамках производственного процесса, то есть для обогащения.

История экономики

В первобытном обществе уровень экономического развития был низким, а именно на грани физического выживания. Сначала первобытные люди охотились и занимались собирательством, но в результате неолитической революции появилось земледелие и животноводство. Развитие общества привело к разделению труда и социальному неравенству, появились социальные классы и государство, а позже — рабовладение.

Постепенно развивался товарообмен, который появился в форме натурального обмена, а затем превратился в торговлю с помощью денег. В Древнем мире и Средневековье преобладало натуральное хозяйство.

В конце XV века началась эпоха Великих географических открытий, которая привела к формированию мировой экономики и эпохе первоначального накопления.

В последней четверти XVIII века началась промышленная революция, которая привела население к деятельности в сфере промышленности. Преобладающей экономической системой стал капитализм — так происходил процесс перехода от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному обществу.

В XX веке в некоторых странах образовалась административно-командная социалистическая экономика. В остальных странах развивался капитализм. Во второй половине XX века началась научно-техническая революция, в результате которой индустриальное общество стало превращаться в постиндустриальное.

Типы экономики

Тип экономической системы страны зависит от того, как в ней распределяются ресурсы. Таких видов экономики выделяют четыре.

Традиционный тип экономики

Самый древний вид экономики в мире — традиционная экономика, по которой многие страны действуют до сих пор. В основном это страны второго и третьего мира, в которых хорошо развито сельское хозяйство. При этом типе экономической системы в стране редко бывает активное сальдо, то есть страна тратит больше, чем получает. Зачастую у общества нет доступа к современным технологиям и медицине.

Командный тип экономики

Командную экономическую систему еще называют централизованной. Такая экономика была основанием для коммунистической философии. Централизованная власть контролирует значительную часть экономической системы, то есть большая часть решений по управлению принимается центральным правительством. Например, как было в СССР.

Рыночный тип экономики

Рыночную экономику еще называют свободной, так как при ней фирмы и домашние хозяйства действуют в собственных интересах. Этот тип экономики противоположен командной, когда прибыль получает центральное правительство.

В чистой рыночной экономике нет государственного вмешательство, правительство отделено от рынка. На деле это не всегда так: в мире не существует по-настоящему свободной рыночной экономики.

Смешанный тип экономики

Смешанная экономика — это комбинация разных типов экономических систем, а точнее — рыночной и командной экономики. Чаще всего рынок свободен от государственной собственности, кроме нескольких ключевых отраслей: транспортной, оборонной и железнодорожной.

Уровни экономики

Мы уже упоминали разделение на микро- и макроэкономику. Существует еще более детальная классификация:

  • мегаэкономика — деятельность в мировом хозяйстве, то есть мировая экономика;
  • макроэкономика — деятельность национальной экономики;
  • мезоэкономика — деятельность в промежуточных системах или отраслях народного хозяйства, отраслях и регионах, например, в военно-промышленном комплексе;
  • микроэкономика — деятельность отдельных экономических субъектов, например, фирм;
  • наноэкономика — деятельность одного физического лица.

Экономический рост

Экономический рост — это увеличение объема выпуска товаров и услуг в определенной экономической системе.

Экономический рост — это долгосрочная тенденция. Краткосрочные колебания в рамках теории экономического роста не изучают, они относятся к теории деловых циклов.

В отличие от экономического развития, экономический рост — это количественный показатель. Под объемом выпуска товаров и услуг обычно понимают реальный ВВП.

Валовой внутренний продукт (ВВП) — это рыночная стоимость всех произведенных в стране товаров и услуг, которые предназначены для потребления, а не для производства других товаров или услуг. ВВП можно рассчитать как общий доход граждан, компаний и государства за определенный период.

Экономический рост тесно связан с ростом общего благосостояния: продолжительности жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности рабочего дня и других факторов.

Крупнейшие экономики мира в 2020 году по размеру ВВП

Место

Страна

ВВП (триллионы долларов США)

Источник

Экономика как наука изучает способы рационального использования ограниченных ресурсов

Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Экономику как науку иллюстрирует изучение способов использования ограниченных ресурсов.

2) Экономику как науку иллюстрирует производство товаров пищевой промышленности.

3) Экономика выступает как наука в процессе внедрения новых технологий в сельское хозяйство.

4) Экономика как наука включает совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей.

5) Экономика как наука включает материальное и нематериальное производство.

1) Экономику как науку иллюстрирует изучение способов использования ограниченных ресурсов — да, верно.

2) Экономику как науку иллюстрирует производство товаров пищевой промышленности — нет, неверно, это хозяйство.

3) Экономика выступает как наука в процессе внедрения новых технологий в сельское хозяйство — нет, неверно, это хозяйство.

4) Экономика как наука включает совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей. — да, верно.

5) Экономика как наука включает материальное и нематериальное производство — нет, неверно, это хозяйство.

Выберите верные суждения об экономической науке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Экономическая наука обеспечивает удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах.

2) Экономическая наука изучает общие закономерности хозяйственной деятельности человека.

3) Экономическая наука исследует деятельность и взаимодействие государств, фирм и домохозяйств.

4) Экономика как наука включает макроэкономику, микроэкономику, мировую экономику.

5) К функциям экономической науки относится регулирование межгосударственного взаимодействия.

1) Экономическая наука обеспечивает удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах. Нет, неверно, экономика как хозяйственная система обеспечивает удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах.

2) Экономическая наука изучает общие закономерности хозяйственной деятельности человека. Да, верно, это один из предметов ее исследования.

3) Экономическая наука исследует деятельность и взаимодействие государств, фирм и домохозяйств. Да, верно, они рассматриваются как экономические субъекты.

4) Экономика как наука включает макроэкономику, микроэкономику, мировую экономику. Да, верно, это основные уровни экономики как науки.

5) К функциям экономической науки относится регулирование межгосударственного взаимодействия. Нет, неверно, экономическая наука не может регулировать политическую практику.

Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одним из предметов изучения макроэкономики являются проблемы взаимодействия потребителей и производителей в условиях рынка.

2) Микроэкономика изучает роль государства в регулировании экономики.

3) Экономика как наука изучает способы хозяйствования, отношения между хозяйствующими субъектами.

4) Ученые изучают как общие закономерности функционирования экономики, так и локальные проблемы ведения рыночного хозяйства.

5) Экономика рассматривается только как наука.

1) Одним из предметов изучения макроэкономики являются проблемы взаимодействия потребителей и производителей в условиях рынка — нет, неверно.

2) Микроэкономика изучает роль государства в регулировании экономики — нет, неверно, ее изучает макроэкономика.

3) Экономика как наука изучает способы хозяйствования, отношения между хозяйствующими субъектами — да, верно.

4) Ученые изучают как общие закономерности функционирования экономики, так и локальные проблемы ведения рыночного хозяйства — да, верно.

5) Экономика рассматривается только как наука. — нет, неверно, она еще рассматривается как хозяйственная система.

Выберите верные суждения о функциях экономики как науки и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Изучение хозяйственной деятельности семьи, фирмы как субъектов экономических отношений является предметом микроэкономики.

2) Построение графической модели прогноза темпов экономического роста на долгосрочную перспективу иллюстрирует познавательно-объяснительную функцию экономической науки.

3) Особенности протекания экономических процессов на национальном уровне изучает макроэкономика.

4) Структурная реформа промышленности, основанная на результатах исследований перспективных тенденций мирового экономического развития, иллюстрирует реализацию производственно-преобразующей функции экономики как науки.

5) Экономика — это наука, которая исследует, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в жизненных благах.

1) Изучение хозяйственной деятельности семьи, фирмы как субъектов экономических отношений является предметом микроэкономики — да, верно.

2) Построение графической модели прогноза темпов экономического роста на долгосрочную перспективу иллюстрирует познавательно-объяснительную функцию экономической науки — нет, неверно, это прогностическая функция.

3) Особенности протекания экономических процессов на национальном уровне изучает макроэкономика — да, верно.

4) Структурная реформа промышленности, основанная на результатах исследований перспективных тенденций мирового экономического развития, иллюстрирует реализацию производственно-преобразующей функции экономики как науки — нет, неверно.

5) Экономика — это наука, которая исследует, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в жизненных благах — да, верно.

Установите соответствие между примерами и смыслами понятия «экономика»: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) дискуссия специалистов о путях проведения экономической реформы

Б) покупка товара в магазине

В) разработка планов развития национальной экономики

Г) открытие сети химчисток

Д) выплата налогов фирмой

1) экономика как наука

2) экономика как хозяйство

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

ПРИМЕРЫ СМЫСЛЫ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИКА»
A Б В Г Д

А) дискуссия специалистов о путях проведения экономической реформы — экономика как наука.

Б) покупка товара в магазине — экономика как хозяйство.

В) разработка планов развития национальной экономики — экономика как наука.

Г) открытие сети химчисток — экономика как хозяйство.

Д) выплата налогов фирмой — экономика как хозяйство.

На экономическом форуме был представлен ряд докладов. Какие из докладов темы которых приводятся ниже, были посвящены экономике как науке? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Основы рационального питания дошкольников.

2) Прогнозирование изменения структуры рынка занятости в постиндустриальном обществе.

3) Деятельность финансовых институтов в условиях глобализации.

4) Принципы успешного рекламирования товаров для детей и подростков.

5) Технологии заготовления природного сырья в хозяйстве народов Крайнего Севера.

6) Прогнозирование колебания цен на энергоресурсы в условиях кризиса.

1) Основы рационального питания дошкольников — нет, неверно, это отражает структуру потребления, следовательно относится к экономике как хозяйству.

2) Прогнозирование изменения структуры рынка занятости в постиндустриальном обществе — да, верно, прогнозирование представляет собой функцию экономической науки.

3) Деятельность финансовых институтов в условиях глобализации — да, верно, отражена познавательно-объяснительная функция науки.

4) Принципы успешного рекламирования товаров для детей и подростков — нет, неверно, это относится к маркетингу, то есть практической экономической деятельности, экономике как хозяйству.

5) Технологии заготовления природного сырья в хозяйстве народов Крайнего Севера — нет, неверно, это отражает структуру производства, следовательно относится к экономике как хозяйству.

6) Прогнозирование колебания цен на энергоресурсы в условиях кризиса — да, верно, прогнозирование представляет собой функцию экономической науки.

Выберите верные суждения о функциях экономики как науки и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Экономика — это наука, которая исследует, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в жизненных благах

2) Познавательная функция экономической теории состоит в определении перспектив социально-экономического развития страны

3) Изучение хозяйственной деятельности семьи, фирмы как субъектов экономических отношений является предметом микроэкономики

4) Воспитательная функция проявляется в формировании определённого мировоззрения, взглядов по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества

5) Практическая функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство.

1) Экономика — это наука, которая исследует, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в жизненных благах. Да, верно, это ее определение.

2) Познавательная функция экономической теории состоит в определении перспектив социально-экономического развития страны. Нет, неверно, это прогностическая функция.

3) Изучение хозяйственной деятельности семьи, фирмы как субъектов экономических отношений является предметом микроэкономики. Да, верно.

4) Воспитательная функция проявляется в формировании определённого мировоззрения, взглядов по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества. Да, верно.

5) Практическая функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Нет, неверно, это познавательная функция.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Согласно современному пониманию, экономика — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей с помощью ________(А), которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей. Следует отметить, что такое понимание предмета экономики сложилось в ходе длительного исторического развития экономики как науки.

Как и всякая наука, экономика выполняет прежде всего ________(Б). Она теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, в чём суть, причины, последствия ________(B) (как банки делают деньги, каковы причины инфляции и т.п.). На основе анализа реальных фактов хозяйственной жизни экономика объясняет, что есть или что может быть, формулирует ________(Г) экономического поведения.

Экономика выполняет и ________(Д). На основе позитивных знаний экономика даёт рекомендации, предлагает рецепты действий. Эта функция экономики тесно связана с ________(Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1) ограниченные ресурсы

3) экономический кризис

4) экономические процессы

5) национальная экономика

6) духовная культура

7) познавательная функция

8) общественные блага

9) практическая функция

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е

Исходя из контекста, последовательность 174295 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.

Автор называет проблемы лесной промышленности в России. Укажите три из них. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «экономика» (как хозяйственная система).

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Одной из наиболее важных проблем лесопромышленного комплекса является недостаток кадров. Практически все лесопромышленные районы сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных рабочих. К примеру, лесопромышленный комплекс Архангельской области испытывает кадровый голод. ПТУ не имеют современной учебно-материальной базы, а именно идет подготовка кадров по старой системе, не учитывая нынешнюю экономику страны и научно-технический прогресс. Идет стремительное старение кадров. Молодежь не хочет идти в лес из-за низкой заработной платы (по сравнению с другими отраслями) и отсутствия соответствующей техники. Испытывает отрасль и недостаток кадров с рабочими специальностями. В Свердловской области всего в лесопромышленном комплексе работает 11,6 тысяч человек, это 87 процентов к уровню 2004 года. Лесопромышленным предприятиям области не хватает примерно 1500 человек, и при этом средний воз¬раст работающих — 46 лет!

Кроме того, цены на лес растут медленнее, чем на его добычу. Перед поставщиками древесных ресурсов стоит проблема разорения, так как выручка едва покрывает затраты лесозаготовителей. Если стоимость 1 кубометра леса в среднем 500— 620 рублей держится уже в течение семи лет, то затраты на заготовку с каждым годом стремительно растут. Растет стоимость дизельного топлива, а цены на лесо- добывающее оборудование возросли в несколько раз. Также вечно актуальный вопрос дорог. На данный момент для разрешения ситуации необходимо строить как минимум в 3—4 раза больше дорог «круглогодичного действия». А для содержания и ремонта автомобильных дорог у лесопромышленников вообще нет денег. Для того же, чтобы построить дорогу, по которой можно без вреда для проезжей части пропускать 25-тонные лесовозы, в каждый километр надо вложить 6—7 миллионов рублей. Другие страны значительно обгоняют Россию по количеству лесовозных дорог. Количество «лесных» дорог в Финляндии превышает российские в 12—13 раз!

Автор говорит о недостатке кадров в лесопромышленном комплексе. Назовите две причины существования этой проблемы.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Указаны две причины проблемы недостатков кадров в лесопромышленной зоне:

— ПТУ не имеют современной учебно-материальной базы;

— стремительное старение кадров, нежелание молодежи идти в лес из-за низкой зарплаты.

Автор предлагает для улучшения ситуации в лесной промышленности строить как минимум в 3—4 раза больше дорог «круглогодичного действия». Учитывая, что у лесопромышленников нет денег на их строительство и содержание, бремя расходов может взять на себя государство. Какие еще существуют направления бюджетных расходов у РФ? Укажите три направления и проиллюстрируйте примерами их финансирование. (Каждый пример должен быть развернутым).

Правильный ответ должен содержать указание трех направлений и иллюстрацию каждого из них примерами:

1) Образование. В России ежегодно выделяются бюджетные средства на строительство новых школ и дошкольных образовательных учреждений, ремонт старых зданий образовательных учреждений, закупку нового оборудования в классы.

2) Медицина. В России регулярно из региональных и федерального бюджета выделяются средства на финансирование квот по сложным и дорогостоящим операциям.

3) Национальная оборона. В России ежегодно выделяются средства федерального бюджета на модернизацию и развитие армии, разработку и закупку нового вооружения.

Автор говорит о неспособности лесозаготовительной отрасли самостоятельно решить существующие проблемы. Опираясь на знания курса, назовите три направления, по которым государство могло бы поддержать данную отрасль.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Приведены три направления, по которым государство могло бы поддержать лесозаготовительную отрасль, например:

— образовательное. Обновить существующую образовательную инфраструктуру в ПТУ, обучая в соответствии с современными требованиями;

— внешнеторговое; снизить экспортные пошлины и повысить импортные, что бы защитить от иностранных конкурентов;

— налоговое; снизить налоги на предприятия, занимающиеся лесозаготовкой.

Могут быть приведены другие направления.

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «экономика» (как хозяйственная система).

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Экономика — хозяйственная система, в рамках которой происходит производство, распределение, обмен и потребление экономических благ, необходимых обществу для удовлетворения своих нужд и потребностей.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Указаны три проблемы лесной промышленности в России:

— является недостаток кадров

— цены на лес растут медленнее, чем на его добычу

— нехватка лесовозных дорог.

2) Объяснено понятие, например:

— экономика — хозяйственная система, в рамках которой происходит производство, распределение, обмен и потребление экономических благ, необходимых обществу для удовлетворения своих нужд и потребностей.

Автор называет отрасли, перспективные для города. Укажите три из них. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «экономика» (как хозяйственная система).

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

На основании проведенного анализа социально-экономического развития города Серпухова и Серпуховского района в 2007 году рассмотрим тенденции развития рынка труда в отраслевом разрезе по следующим показателям: численность безработных граждан, уровень общей и регистрируемой безработицы; половозрастная и профессионально-квалификационная структура спроса и предложения рабочей силы, средняя продолжительность безработицы; причины увольнения работников из организаций; состав граждан, обращающихся в целях поиска подходящей работы и безработица граждан с учетом профилирования.

На рынке труда ценой рабочей силы является заработная плата. Высокий уровень заработной платы увеличивает предложение труда. С точки зрения работника, желающего продать свою рабочую силу, наиболее перспективными отраслями города и района являются: финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, государственное управление, производство электроэнергии, газа и воды, оптовая торговля, транспорт.

В течение 2007 года в Серпуховском регионе увеличился спрос на рабочую силу. Этому способствовала программа местной власти, направленная на развитие и поддержку малого бизнеса. В районе количество предприятий малого бизнеса с начала 2006 года увеличилось на 26 единиц и составило 364 предприятия. По видам деятельности на первом месте строительство: доля этих предприятий среди предприятий малого бизнеса составляет 15%. Вторую строчку в рейтинге наиболее «интересных» занятий занимает оптовая торговля, ею занимаются 11,2% предприятий. На третьем месте розничная торговля — 9,3%.

К сожалению, положительная тенденция развития экономики города Серпухова и Серпуховского района не означает отсутствия безработицы. К безработным относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу и предпринимающих попытку найти новую.

Автор называет тенденции развития рынка труда города Серпухова. На основании каких показателей делает она свои выводы? Укажите три из них.

Ответ должен содержать любые три из следующих показателей:

— численность безработных граждан;

— уровень общей и регистрируемой безработицы;

— половозрастная и профессионально-квалификационная структура спроса и предложения рабочей силы;

— средняя продолжительность безработицы;

— причины увольнения работников из организаций;

— состав граждан, обращающихся в целях поиска подходящей работы.

Какова, на ваш взгляд, позиция автора в оценке программы местной власти, направленной на развитие и поддержку малого бизнеса? По каким положениям текста вы это определили? (Укажите любые два положения-аргумента.) Опираясь на обществоведческие знания и свой социальный опыт, приведите два примера мер, как государство может стимулировать развитие и оказывать поддержку малому бизнесу.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Указана позиция автора:

— автор оценивает программу местной власти положительно.

2) Приведено два положения-аргумента:

— «Этому способствовала программа местной власти, направленная на развитие и поддержку малого бизнеса»;

— «В районе количество предприятий малого бизнеса с начала 2006 года увеличилось на 26 единиц и составило 364 предприятия».

3) Приведено два примера мер:

— организация на местном уровне курсов малого предпринимательства с выделением дотаций на открытие своего дела начинающим предпринимателям;

— введение налоговых льгот для малого бизнеса;

— снижение бюрократических барьеров для регистрации малого бизнеса и осуществления предпринимательской деятельности.

Могут быть приведены другие положения-

Автор называет причины, по которым жители города стали безработными. Опираясь на знания курса, назовите три типа безработицы, которые различают экономисты в зависимости от вызвавших ее причин, и назовите возможные меры государственной политики обеспечения занятости в отношении одного из типов безработицы.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Названы три типа безработицы:

2. Мера государственной политики, например:

— проведение структурной перестройки профессий, т.е. организация курсов переквалификации, позволяющие получить новую профессию (борьба со структурной безработицей)

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «экономика» (как хозяйственная система).

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Экономика — хозяйственная система, в рамках которой происходит производство, распределение, обмен и потребление экономических благ, необходимых обществу для удовлетворения своих нужд и потребностей.

Ответ должен содержать следующие элементы:

1) Могут быть названы следующие отрасли:

— операции с недвижимым имуществом;

— производство электроэнергии, газа и воды;

2) Объяснено понятие, например:

— экономика — хозяйственная система, в рамках которой происходит производство, распределение, обмен и потребление экономических благ, необходимых обществу для удовлетворения своих нужд и потребностей.

Какие три проблемы решаются рыночной экономикой? Каких трёх участников определения ассортимента производимых благ назвал автор?

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Каким же образом автоматический механизм цен реализует себя? Несложно дать описание конкурентной системы прибылей и убытков. Каждый товар и каждая услуга — всё имеет свою цену. В виде «ставок заработной платы» оценены различные виды труда человека. Разумеется, владелец-продавец хотел бы получить деньги за то, что он продаёт, и купить желаемое на вырученные средства.

Такие факторы производства, как труд, земля и затраты капитала, также, подобно потребительским товарам, подвластны этому механизму регулирования.

Это может вызвать при прочих равных условиях перемещение труда из одного сектора в другой.

Иначе говоря, речь идёт о системе равновесия цен и производства, последовательные приближения к которой осуществляются через разветвлённую систему проб и ошибок. Далее вы сможете убедиться, что одновременному разрешению трёх проблем экономики способствует противопоставление спроса и предложения, цен и издержек.

Что производить — производство того или иного товара обусловливается желаниями и голосами потребителей. И они голосуют за тот или иной товар не каждые два года на избирательных пунктах, a ежедневно, принимая решения о приобретении той или иной вещи. Разумеется, уплаченные покупателем деньги попадают в руки торговца, но в конечном итоге они создают фонд заработной платы, ренты и дивидендов, которые возвращаются к потребителю в форме еженедельного дохода. Так и замыкается этот круг.

Как производить — здесь в силу вступает конкуренция производителей. Причём более дорогостоящие способы вытесняются производственными, обладающими на данный момент более высокой эффективностью как по физическому объёму производимого товара‚ так и по его стоимостному выражению. Выстоять и получать максимально высокую прибыль B конкурентной борьбе могут только те производители, которые способны до минимума снизить издержки, применяя наиболее эффективные производственные методы.

Для кого — производство товаров обусловлено спросом и предложением на рынке производительных услуг: заработной платой, земельной рентой, процентом и прибылью, определяющими возрастание личного дохода индивидуума по сравнению c доходами его сограждан и общества в целом. Установленное в обществе первоначальное распределение собственности, приобретённые либо унаследованные права определяют характер конечного распределения дохода.

Обратите внимание на следующее: решения «какие товары производить» принимаются не только в результате большинства голосов потребителей. Любому спросу на товар должно соответствовать предложение его производства. И в принятии решения о производстве того или иного товара участвуют и голоса формирующих спрос потребителей, и издержки производства, и формируемое предложение со стороны производителей.

Какие фирмы, по мнению автора, могут быть успешными в конкурентной борьбе? Используя обществоведческие знания, укажите любые другие два конкурентных преимущества фирмы.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос:

— фирмы, которые способны до минимума снизить издержки, применяя наиболее эффективные производственные методы;

(Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)

2) другие два конкурентных преимущества фирмы, например:

Могут быть указаны другие конкурентные преимущества

Автор упоминает о возможности перемещения труда из одного сектора в другой под влиянием автоматического механизма цен. Объясните это влияние и проиллюстрируйте перемещение труда из одного сектора экономики в другой двумя примерами.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) объяснение, например:

— работники выбирают наиболее выгодные условия оплаты труда и карьерного роста, которые предлагают динамично развивающиеся отрасли, при этом в отраслях, где наблюдается стагнация или кризисные явления, роста зарплат не происходит и может происходить сокращение занятости;

(Может быть дано другое объяснение.)

— после закрытия градообразующего автозавода часть работников перешли на предприятия ЖКХ, часть — на предприятия автосервиса;

— ввиду перепроизводства специалистов с юридическим образованием многие из них трудоустраиваются на предприятия торговли и сферы общественного питания.

Могут быть приведены другие примеры

Какие функции рыночной конкуренции рассмотрел автор? (Укажите любые три функции.) Используя обществоведческие знания, укажите любые два негативных последствия рыночной конкуренции.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) функции конкуренции:

— обеспечение эффективного расходования ресурсов;

(Могут быть указаны другие функции конкуренции.)

2) негативные последствия конкуренции, например:

— потеря капитала неудачливыми предпринимателями;

— потеря работы сотрудниками обанкротившихся предприятий;

— недостойные методы ведения некоторыми предпринимателями конкурентной борьбы.

Могут быть указаны другие последствия

Какие фирмы, по мнению автора, могут быть успешными в конкурентной борьбе? Используя обществоведческие знания, укажите любые другие два конкурентных преимущества фирмы.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос:

— фирмы, которые способны до минимума снизить издержки, применяя наиболее эффективные производственные методы;

(Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)

2) другие два конкурентных преимущества фирмы, например:

Могут быть указаны другие конкурентные преимущества

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

— для кого производить;

— голоса формирующих спрос потребителей;

— формируемое предложение со стороны производителей.

Какие острые проблемы социально-экономического развития современного общества способна решить «зелёная» экономика? Какую эмоциональную причину, объясняющую необходимость формирования «зелёной» экономики в России, привели авторы?

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В условиях затянувшегося выхода из финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. и постепенного восстановления деловой активности. активизировались усилия по поиску новой модели экономического развития. В процессе этих поисков значительное внимание, особенно со стороны зарубежных специалистов, уделяется разработке обновлённой концепции экологически безопасного и социально справедливого экономического роста посредством поэтапного формирования на базе структурных реформ нового типа экономики, называемой специалистами «зелёной».

«Зелёный» рост и обновлённый вариант устойчивого развития трактуются международными экспертами в качестве нового двигателя экономики, способного решить ряд острых проблем современного социально-экономического развития. В их числе сохраняющаяся угроза деградации окружающей среды и истощения запасов основных природных ресурсов, увеличение частоты погодных аномалий и драматические климатические изменения.

В качестве отличающейся эмоциональностью причины обратим в связи с этим внимание на недопустимо низкие позиции страны в международных экологических рейтингах. Вслед за рейтингом Всемирного фонда дикой природы (WWF), оценивающего активность предприятий в области «зелёных» инноваций, согласно которому Россия замкнула список стран, в которых созданы наиболее комфортные условия для развития бизнеса с применением экологически чистых технологий, достоянием общественности стал ещё один рейтинг. Речь идёт об обновлённом рейтинге самых экологически чистых экономик мира (Environmental Performance Index), в котором Россия заняла 106-е место (из перечня в 132 стран).

Задача перехода к конкретным шагам формирования «зелёной» экономики, включая необходимые для этого структурные реформы и стимулирующие их инструменты, характеризуется для России особой остротой в условиях ухудшения мировой экономической конъюнктуры и угрозы развёртывания новой волны финансово-экономического кризиса.

Используя обществоведческие знания, объясните приведённые авторами характеристики экономического роста: «экологически безопасный» и «социально справедливый». Посредством чего, по мнению автора, будет реализован экологически безопасный и социально справедливый экономический рост?

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Ответ должен содержать объяснения по каждой характеристике:

— экологически безопасный — экономический рост, не связанный с дальнейшим загрязнением окружающей среды и исчерпанием ресурсов;

— социально справедливый — экономический рост, следствием которого является повышение уровня и качества жизни всех слоев населения, а не только высшего класса.

Могут быть даны другие объяснения по каждой характеристике.

2) Дан ответ на второй вопрос:

— посредством поэтапного формирования на базе структурных реформ нового типа экономики, называемой специалистами «зелёной».

Используя факты общественной жизни и обществоведческие знания, укажите любые три меры, которые могут способствовать переходу к «зелёной» экономике.

Могут быть указаны такие меры:

1) ужесточение природоохранных требований к деятельности предприятий, к стандартам автомобилей и топлива;

2) повышение ответственности за экологические правонарушения;

3) внедрение раздельного сбора и раздельной переработки мусора, использование экологически безопасной тары и упаковки.

Могут быть указаны другие меры.

В обществе существует мнение, что формирование в России «зелёной» экономики может повлиять на решение глобальных проблем современного общества в целом. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три объяснения, подтверждающие это мнение.

В правильном ответе могут быть приведены следующие объяснения:

1) сократится общая нагрузка на атмосферу, почвенные и минеральные ресурсы;

2) улучшится демографическая ситуация;

3) Россия сможет активнее участвовать в решении проблемы голода и обеспеченности пресной водой в беднейших странах мира.

Могут быть даны другие объяснения.

Используя обществоведческие знания, объясните приведённые авторами характеристики экономического роста: «экологически безопасный» и «социально справедливый». Посредством чего, по мнению автора, будет реализован экологически безопасный и социально справедливый экономический рост?

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Ответ должен содержать объяснения по каждой характеристике:

— экологически безопасный — экономический рост, не связанный с дальнейшим загрязнением окружающей среды и исчерпанием ресурсов;

— социально справедливый — экономический рост, следствием которого является повышение уровня и качества жизни всех слоев населения, а не только высшего класса.

Могут быть даны другие объяснения по каждой характеристике.

2) Дан ответ на второй вопрос:

— посредством поэтапного формирования на базе структурных реформ нового типа экономики, называемой специалистами «зелёной».

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

— сохраняющаяся угроза деградации окружающей среды и истощения запасов основных природных ресурсов, увеличение частоты погодных аномалий и драматические климатические изменения;

2) ответ на второй вопрос:

— недопустимо низкие позиции страны в международных экологических рейтингах.

Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

Какие два рода защищённости рассмотрены в тексте? Какой из этих видов представляет угрозу для рыночной экономики? Как автор объясняет сущность этой угрозы? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «рынок».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

B числе необходимых условий подлинной свободы помимо пресловутой «экономической свободы» часто и с большим основанием называют также экономическую защищённость. В определённом смысле это верно. Независимый ум или сильный характер редко встречаются у людей, не уверенных, что они смогут сами себя прокормить.

Подходя к этой проблеме, надо с самого начала различать два рода защищённости: ограниченную, которая достижима для всех и потому является не привилегией, а законным требованием каждого члена общества, и абсолютную защищённость, которая в свободном обществе не может быть предоставлена всем и не должна выступать в качестве привилегии, — за исключением некоторых специальных случаев, таких, например, как необходимые гарантии независимости судей, имеющие в их деятельности первостепенное значение. Таким образом, речь идёт, во-первых, о защищённости от тяжёлых физических лишений, о гарантированном минимуме для всех и, во-вторых, о защищённости, определяемой неким стандартом, уровнем жизни, о гарантированном относительном благополучии какого-то лица или категории лиц. Иными словами, есть всеобщий минимальный уровень дохода и есть уровень дохода, который считается «заслуженным» или «положенным» для определённого человека или группы. Защищённость первого рода может быть обеспечена всем, будучи естественным дополнением рыночной системы, в то время как защищённость второго рода‚ дающая гарантии лишь некоторым, может существовать только в условиях контроля над рынком или его полной ликвидации.

В обществе, которое достигло такого уровня благосостояния, как наше, ничто не мешает гарантировать всем защищённость первого рода, не ставя под угрозу свободу. Конечно, есть множество сложных вопросов, связанных c определением необходимого минимального уровня обеспеченности. Очень важен вопрос, должны ли те, кто находится на общественном иждивении, пользоваться теми же свободами, что и прочие члены общества. Невнимание к этим проблемам может повлечь за собой серьёзные политические затруднения. Но нет никакого сомнения, что определённый минимум в еде, жилье и одежде, достаточный для сохранения здоровья и работоспособности, может быть обеспечен каждому.

Планирование, опасное для свободы, — это планирование во имя защищённости второго рода. Его цель — застраховать отдельных индивидов или группы от того, что является нормой и случается сплошь и рядом в обществе, основанном на принципе конкуренции, — от уменьшения уровня их доходов. Такое уменьшение ничем морально не оправдано, чревато лишениями, но оно является неотъемлемой частью конкуренции…

Какие два условия подлинной свободы привёл автор? Укажите их.

В правильном ответе должны быть названы условия:

1) экономическая свобода;

2) экономическая защищённость.

Объясните, почему планирование во имя защищённости второго рода опасно для демократии? Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения.

Могут быть даны такие объяснения:

1) защищённость второго рода нарушает равноправие граждан, так как отдельные социальные группы получат привилегии;

2) эта ситуация нарушает экономические права граждан, за счёт которых планируется обеспечивать привилегированные группы;

3) эта ситуация может привести к политическому противостоянию и даже гражданской войне.

Могут быть даны другие объяснения

Автор ставит очень важный вопрос: должны ли те, кто находится на общественном иждивении, пользоваться теми же свободами, что и прочие члены общества? Приведите три аргумента, подтверждающие, что в демократическом обществе на поставленный вопрос может быть дан только положительный ответ.

Правильный ответ может содержать такие аргументы:

1) все граждане в демократическом обществе равноправны;

2) нахождение на иждивении общества может быть вынужденным состоянием граждан, в т. ч. нетрудоспособных, поэтому нельзя ограничивать их права;

3) нахождение на иждивении общества не освобождает граждан от исполнения своихгражданских обязанностей, а значит, они должны пользоваться всей полнотой прав.

Могут быть приведены другие аргументы

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «рынок».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Рынок — это совокупность отношений, складывающихся между потребителем и производителем экономических благ, по поводу купли-продажи товаров и услуг.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) два рода защищённости:

— ограниченная (защищённость от тяжёлых физических лишений, гарантированный минимум) и абсолютная (гарантия благополучия определённых социальных групп);

2) ответ на второй вопрос:

— абсолютная защищённость (второй вид);

3) объяснение автора:

— «Защищённость второго рода, дающая гарантии лишь некоторым, может существовать только в условиях контроля над рынком или его полной ликвидации».

4) дано объяснение понятия, например:

— рынок — это совокупность отношений, складывающихся между потребителем и производителем экономических благ, по поводу купли-продажи товаров и услуг.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Автор пишет: «В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом». Опираясь на знание курса, приведите по два примера знания, полученного путем эмпирических и теоретических исследований.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.

Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.

Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т.е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое другое. В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом

Как автор определяет сущность науки? Найдите и выпишите из текста любые три определения понятия наука.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Даны авторские определения, например:

— Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности;

— Наука — такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования;

— Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Как автор определяет предмет и метод науки? Приведите авторские характеристики предмета и метода. Опираясь на текст и знание курса, приведите классификацию наук в зависимости от предмета исследования. Приведите пример любой конкретной науки и изучаемого ею предмета. (Сначала назовите науку, а затем изучаемый ею предмет).

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Даны ответы на вопросы, допустим:

— Под предметом науки понимается объект исследования, «то, что исследуется»;

— Под методом науки понимаются приемы, способы исследования,«как осуществляется исследование».

2) Приведена классификация наук, например:

По своему предмету науки делятся на:

— естественно-технические (изучают законы природы, способы ее освоения и преобразования);

— общественные (изучают общество, общественные явления, собственно, человека).

3) Приведен пример, допустим:

— физика (изучает неживую природу);

— биология (изучает законы развития живой природы);

— политология (изучает властные отношения в обществе) и т.д.

Могут быть приведены иные примеры.

Автор пишет об интеграции научного знания, сближении между собою методов исследования в разных областях знания, подчеркивая, что «теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом». Только ли интеграция характерна для современной науки? Сформулируйте свою точку зрения и приведите два аргумента в ее обоснование.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Дан ответ и сформулирована точка зрения, допустим:

— для современной науки характерна не только интеграция;

— помимо интеграции, можно говорить и о дезинтеграции научного знания, выделения более частных научных дисциплин;

2) Приведен аргументы, например:

— в общественных науках выделяются все более и более узкие области исследования, например, наука, исследующая природу власти — кратология;

— в естественных науках с открытием новых элементов, частиц, развитием нанотехнологий также возникают новые области познания;

— с появлением у человечества новых приемов и способов познания новые научные дисциплины возникают как в исследовании микромира, так и в исследовании мегамира, Вселенной и т.д.

Могут быть приведены и иные верные формулировки ответа

Как автор определяет предмет и метод науки? Приведите авторские характеристики предмета и метода. Опираясь на текст и знание курса, приведите классификацию наук в зависимости от предмета исследования. Приведите пример любой конкретной науки и изучаемого ею предмета. (Сначала назовите науку, а затем изучаемый ею предмет).

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Даны ответы на вопросы, допустим:

— Под предметом науки понимается объект исследования, «то, что исследуется»;

— Под методом науки понимаются приемы, способы исследования,«как осуществляется исследование».

2) Приведена классификация наук, например:

По своему предмету науки делятся на:

— естественно-технические (изучают законы природы, способы ее освоения и преобразования);

— общественные (изучают общество, общественные явления, собственно, человека).

3) Приведен пример, допустим:

— физика (изучает неживую природу);

— биология (изучает законы развития живой природы);

— политология (изучает властные отношения в обществе) и т.д.

Могут быть приведены иные примеры.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Приведены примеры исследований, осуществленных эмпирическим путем, допустим:

— установление уровня прозрачности вод Байкала при помощи специального зонда;

— выяснение рейтинга популярного политика посредством социологического опроса и контент-анализа материалов СМИ.

2) Приведены примеры исследований, осуществленных теоретическим путем, допустим::

— выдвижение гипотезы происхождения названия «Русь» от славянского корня «руса», «рос»;

— обоснование прогнозов развития мировой экономики после преодоления финансового кризиса;

— выдвижение гипотезы происхождения Вселенной посредством «Большого взрыва» и т д.

Могут быть приведены и иные верные примеры.

Автор пишет, что классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три функции государства в рыночной экономике.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности индивиды (домохозяйства), фирмы и общество в целом. Современная экономическая теория исходит из рационального поведения хозяйствующих субъектов при выборе целей их экономической деятельности. В реальной действительности это означает стремление к максимизации результатов при данных затратах. Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех его потребностей, т. е. максимизация функции полезности. Максимизация полезности зависит не только от текущего потребления, но и от сбережений, осуществляемых в соответствии с динамикой цен. Экономической целью фирмы выступает максимизация прибыли или минимизация издержек производства. Для этого используются не только цены, но и реклама, дизайн, изменение товарно- материальных запасов и т. д.

Главными экономическими целями современного общества являются экономический рост, повышение эффективности производства, полная занятость и социально-экономическая стабильность.

Экономический рост. должен достигаться не за счёт деградации окружающей среды, а за счёт повышения эффективности использования старых ресурсов и вовлечения в производственный процесс новых.

Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Добровольный, без принуждения обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя. Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. Это означает, что существует свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведённую продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку. Поэтому экономическая свобода предполагает экономическую ответственность и опирается на неё.

Экономическая свобода — фундамент и составная часть свобод гражданского общества. Она выступает прежде всего как необходимое средство достижения политической свободы; в свою очередь, политическая свобода есть гарант экономической свободы. В свободном обществе индивид может отстаивать и активно пропагандировать любые, в том числе радикальные, изменения в социальной структуре, конечно, при условии, что его агитация не выливается в применение насильственных действий по отношению к другим гражданам. Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику.

Как в тексте раскрыта сущность рационального поведения хозяйствующих субъектов? Каковы, по мнению автора, главные экономические цели современного общества? (Назовите любые три цели.) Как автор понимает свободу предпринимательства?

1. Стремление к максимизации результатов при данных затратах;

2. Главные экономические цели современного общества:

— повышение эффективности производства;

— полная занятость и социально-экономическая стабильность.

3. Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. ИЛИ Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведённую продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку.

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «экономическая ответственность». Как автор описывает экономическую цель фирмы? Какие средства достижения этой цели названы в тексте? (Назовите любые три средства.)

1. Экономическая ответственность — способность субъекта отвечать за сделанный в процессе экономической деятельности выбор и его последствия.

2. Максимизация прибыли или минимизация издержек производства.

3. Цены, реклама, дизайн, изменение товарно-материальных запасов и т. д.

Какие два возможных источника (пути) экономического роста названы в тексте? Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из этих источников (путей). (Сначала указывайте источник (путь), затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.)

В правильном ответе должны быть названы два источника и приведены примеры, иллюстрирующие каждый из них:

1. Повышение эффективности использования старых ресурсов (ИЛИ интенсивный путь), например:

— в стране Z существует государственная система повышения квалификации, благодаря которой работники разных специальностей каждые пять лет повышают свою квалификацию, что позволяет обеспечивать экономический рост;

— переход на новые технологии на предприятии Y позволил более эффективно использовать имеющееся оборудование и обеспечить стабильный экономический рост в течение продолжительного периода.

2. Вовлечение в производственный процесс новых ресурсов (ИЛИ экстенсивный путь), например:

— для обеспечения экономического роста предприятия страны Z закупили дополнительную партию оборудования;

— на предприятии Z были созданы дополнительные рабочие места.

(Условие задания не требует, чтобы выпускник вместо цитаты привёл название (интенсивный или экстенсивный). Но если он это сделает корректно, то такой элемент ответа может быть засчитан.)

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «экономическая ответственность».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Экономическая ответственность — способность субъекта отвечать за сделанный в процессе экономической деятельности выбор и его последствия.

В правильном ответе могут быть названы и кратко пояснены следующие функции государства в рыночной экономике, допустим:

1. Создание правовой основы для принятия экономических решений (государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан);

2. Стабилизация экономики ( правительство и центральный банк используют бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства / сокращения инфляции / снижения безработицы / поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты);

3. Социально ориентированное распределение ресурсов (государство организует производство общественных товаров и услуг, которым не занимается частный сектор / создаёт условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т. д.);

4. Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии (государство гарантирует минимум заработной платы / пенсии по старости, инвалидности / пособие по безработице / различные виды помощи социально не защищённым категориям населения и т. д.).

Какие три «области экономики», в которых возникают затруднения, связанные с пониманием свободы, рассмотрел автор? Укажите их.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Нужда в государстве возникает из-за того, что абсолютной свободы не бывает. Как ни привлекательна анархическая философия, в мире несовершенных людей анархия неосуществима. Свобода одного человека может вступать в конфликт со свободой другого, и, когда это происходит, чью-то свободу приходится ограничить, чтобы сохранить свободу второго человека; как выразился однажды член Верховного суда, «моя свобода размахивать кулаками должна быть ограничена расстоянием до вашего подбородка»…

В области экономической большие затруднения связаны с конфликтом между свободой объединений и свободой конкуренции. Какой смысл следует вкладывать в понятие «свободное» применительно к предпринимательству? В США «свободу» в этом случае понимают так, что каждый свободен сделаться предпринимателем, а значит, уже существующие предприниматели несвободны избавляться от конкурентов, кроме как посредством продажи лучшего товара по той же цене или того же товара по более низкой цене. Напротив, континентальная традиция обычно толкует это понятие в том смысле, что предприниматели свободны поступать так, как им заблагорассудится, в том числе сговариваться о ценах, делить рынки и пользоваться прочими способами вытеснения потенциальных конкурентов. Видимо, самая сложная конкретная проблема в этой области касается объединений рабочих, где особенно остро встаёт вопрос о свободе объединений и свободе конкуренции.

Вот ещё более существенная область экономики, в которой ответить на этот вопрос и сложно, и весьма важно: определение прав собственности. Развившееся с течением веков и занесённое в наши законоуложения понятие собственности настолько сделалось частью нашего сознания, что мы о нём не задумываемся и не осознаём, до какой степени понятия о том, что же является собственностью и какие права обеспечивают владение ею, представляют собой сложные социальные конструкты, а не самоочевидные истины. Например, позволяет ли мне моё право на владение землёй и моя свобода распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению отказывать другому в праве летать над моей землёй в своём самолёте? Или верх берёт его право пользоваться своим самолетом? . Наличие строго конкретного и общепринятого определения собственности во многих случаях куда важнее, чем само содержание этого определения.

Ещё одна область экономики, создающая особенно сложные проблемы, — это денежная система. Ответственность государства за денежную систему признаётся давно. По-видимому, ни в одной другой области экономической деятельности государственные полномочия не пользуются таким широким признанием. Это привычное и сегодня уже почти автоматическое признание за государством такой ответственности делает вдвойне необходимым глубокое понимание оснований для этой ответственности, ибо оно увеличивает опасность расширения государственных полномочий за пределы деятельности, приемлемой в свободном обществе.

Чем, по мнению автора, характеризуется американская и континентальная традиции в понимании свободы предпринимательства? К каким экономическим последствиям ведёт каждая из этих традиций? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «предпринимательство».

В правильном ответе должны быть представлены следующие элементы:

1) Указана характеристика двух традиций и их экономические последствия:

— для американской традиции характерно понимание свободы предпринимательства как свободы каждому сделаться предпринимателем (свобода объединений). Как следствие — развитие честной конкуренции, стремление продать свой товар дешевле чем у конкурентов, или сделать его лучшим, эффективное использование ресурсов.

— для континентальный традиции характерно понимание свободы как возможность действовать любыми способами в конкуренции (свобода конкуренции). Результат − появление монополистических объединений, сговор предпринимателей. Неэффективное использование ресурсов.

2) Дано объяснение понятию, например:

— предпринимательство — деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке.

Автор пишет об ответственности государства за денежную систему. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите два возможных направления влияния государства на денежную систему. Проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером деятельности государства.

Два возможных направления влияния государства на денежную систему и иллюстрирующие их примеры:

1) Стимулирующая политика (стимулирующее влияние):

— например, в период экономического кризиса Центральный банк сократил учетную ставку процента, что привело к уменьшению кредита для предпринимателей и повысило их экономическую активность.

2) Сдерживающая политика:

— например, для снижения инфляции в период экономического бума Центральный банк повысил норму обязательных банковских резервов, что снизило активность банков, сократилась норма инфляции.

Автор пишет об опасности расширения государственных полномочий в экономической сфере. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента в поддержку этого тезиса.

1. Директивное решение большинства экономических вопросов приводит с снижению личной инициативы руководства и рабочих, их мотивации.

2. Результатом роста полномочий государства может быть национализация ряда предприятий и лишение прав собственности их владельцев.

3. В плановой экономической системе, когда полномочия государства в экономике особенно широки, многие предприятия используют ресурсы неэффективно, рентабельность производства падает.

4. Расширение полномочий государства может привести к росту коррупции.

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «предпринимательство».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Предпринимательство — деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке.

Три области экономики:

1) область конкуренции предпринимателей (конфликтом между свободой объединений и свободой конкуренции);

3) денежная система.

Чем, по мнению автора, характеризуется американская и континентальная традиции в понимании свободы предпринимательства? К каким экономическим последствиям ведёт каждая из этих традиций? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «предпринимательство».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Нужда в государстве возникает из-за того, что абсолютной свободы не бывает. Как ни привлекательна анархическая философия, в мире несовершенных людей анархия неосуществима. Свобода одного человека может вступать в конфликт со свободой другого, и, когда это происходит, чью-то свободу приходится ограничить, чтобы сохранить свободу второго человека; как выразился однажды член Верховного суда, «моя свобода размахивать кулаками должна быть ограничена расстоянием до вашего подбородка»…

В области экономической большие затруднения связаны с конфликтом между свободой объединений и свободой конкуренции. Какой смысл следует вкладывать в понятие «свободное» применительно к предпринимательству? В США «свободу» в этом случае понимают так, что каждый свободен сделаться предпринимателем, а значит, уже существующие предприниматели несвободны избавляться от конкурентов, кроме как посредством продажи лучшего товара по той же цене или того же товара по более низкой цене. Напротив, континентальная традиция обычно толкует это понятие в том смысле, что предприниматели свободны поступать так, как им заблагорассудится, в том числе сговариваться о ценах, делить рынки и пользоваться прочими способами вытеснения потенциальных конкурентов. Видимо, самая сложная конкретная проблема в этой области касается объединений рабочих, где особенно остро встаёт вопрос о свободе объединений и свободе конкуренции.

Вот ещё более существенная область экономики, в которой ответить на этот вопрос и сложно, и весьма важно: определение прав собственности. Развившееся с течением веков и занесённое в наши законоуложения понятие собственности настолько сделалось частью нашего сознания, что мы о нём не задумываемся и не осознаём, до какой степени понятия о том, что же является собственностью и какие права обеспечивают владение ею, представляют собой сложные социальные конструкты, а не самоочевидные истины. Например, позволяет ли мне моё право на владение землёй и моя свобода распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению отказывать другому в праве летать над моей землёй в своём самолёте? Или верх берёт его право пользоваться своим самолетом? . Наличие строго конкретного и общепринятого определения собственности во многих случаях куда важнее, чем само содержание этого определения.

Ещё одна область экономики, создающая особенно сложные проблемы, — это денежная система. Ответственность государства за денежную систему признаётся давно. По-видимому, ни в одной другой области экономической деятельности государственные полномочия не пользуются таким широким признанием. Это привычное и сегодня уже почти автоматическое признание за государством такой ответственности делает вдвойне необходимым глубокое понимание оснований для этой ответственности, ибо оно увеличивает опасность расширения государственных полномочий за пределы деятельности, приемлемой в свободном обществе.

Источник

Читайте также:  Способ украшения столовой посуды
Оцените статью
Разные способы