- Основные понятия экономики
- Определение экономики
- Основные понятия экономики
- История экономики
- Типы экономики
- Традиционный тип экономики
- Командный тип экономики
- Рыночный тип экономики
- Смешанный тип экономики
- Уровни экономики
- Экономический рост
- Крупнейшие экономики мира в 2020 году по размеру ВВП
- Тест «Экономика и экономическая наука»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Основные понятия экономики
О чем эта статья:
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Определение экономики
Термин «экономика» разделяют на два значения:
- Экономика как хозяйство — система хозяйствования, которая обеспечивает общество материальными и духовными благами.
- Экономика как наука — наука, которая изучает способы удовлетворения постоянно растущих потребностей общества в условиях ограниченности ресурсов. Проще говоря, она изучает производство, распределение и потребление товаров и услуг.
Если кратко, то экономика — это система, которая охватывает производство, продажу, распределение товаров и услуг.
Основная проблема экономики — ограниченность доступных нам ресурсов.
Функции экономической теории:
- познавательная — обнаруживает новые принципы и методы в процессе развития науки;
- практическая — развивает действующие подходы ведения хозяйства, занимается поиском решения важных проблем;
- прогностическая — создает различные модели развития государства или отдельного экономического субъекта;
- мировоззренческая — в процессе изучения экономики человек узнает новые грани окружающего мира, закономерности процессов;
- методологическая — отражает способность науки создавать новые понятия и теории;
- идеологическая — формирует модель мировоззрения в процессе изучения науки;
- критическая — подвергает сомнению любые явления для создания новых теорий;
- теоретическая — наука постоянно развивается для поиска новых направлений.
Существует две модели экономики:
- макроэкономика изучает поведение общей экономики и рыночных систем;
- микроэкономика изучает поведение отдельных потребителей и предприятий.
Основные вопросы экономики:
- Что производить?
- Как производить?
- Для кого производить?
Основные понятия экономики
Производство — процесс изготовления материального блага, которое имеет определенную ценность в данных обстоятельствах. Может быть коммерческим и некоммерческим. Основная цель первого — получение прибыли. Некоммерческое производство занимается выпуском социально значимых продуктов. Как правило, такие предприятия находятся в собственности государства.
Распределение ресурсов — предоставление ограниченных ресурсов разным субъектам производственной деятельности. Если речь идет о распределении прибыли, то подразумевается передача готового товара или денежного эквивалента совладельцам предприятия.
Потребление — использование готовых товаров или услуг для удовлетворения нужд и потребностей человека. Процесс обмена товара включает в себя транспортировку, продажу, передачу товара потребителю, а также ряд услуг, которые сопровождают этот процесс (страхование, кредитование и т. д.).
Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержки и развития жизни человека и общества в целом. Удовлетворение потребностей — главный мотив для реализации экономической деятельности.
Блага — средства, с помощью которых можно удовлетворить потребности. Выделяют три категории благ:
- Экономические блага — это ограниченные средства, которые необходимы для удовлетворения потребностей людей. Для приобретения экономических благ нам приходится отказываться от других благ. Чтобы их создать, нужны определенные затраты.
- Свободные блага — блага, которые существуют в открытом неограниченном доступе. Например, солнечный свет, воздух, вода в реке.
- Общественные блага объединяют признаки двух предыдущих видов благ. Это свободные блага, на создание и поддержание которых государство тратит финансовые средства. Например, уличное освещение. Создание общественных благ — одна из экономических функций государства.
Капитал — средства производства, которые произвел человек. Капитал бывает двух видов:
- Физический капитал — оборудование, здания, инструменты, транспортные магистрали, то есть все то, что реально относится к процессу производства или транспортировки.
- Финансовый капитал — ценные бумаги или деньги, которые используются в рамках производственного процесса, то есть для обогащения.
История экономики
В первобытном обществе уровень экономического развития был низким, а именно на грани физического выживания. Сначала первобытные люди охотились и занимались собирательством, но в результате неолитической революции появилось земледелие и животноводство. Развитие общества привело к разделению труда и социальному неравенству, появились социальные классы и государство, а позже — рабовладение.
Постепенно развивался товарообмен, который появился в форме натурального обмена, а затем превратился в торговлю с помощью денег. В Древнем мире и Средневековье преобладало натуральное хозяйство.
В конце XV века началась эпоха Великих географических открытий, которая привела к формированию мировой экономики и эпохе первоначального накопления.
В последней четверти XVIII века началась промышленная революция, которая привела население к деятельности в сфере промышленности. Преобладающей экономической системой стал капитализм — так происходил процесс перехода от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному обществу.
В XX веке в некоторых странах образовалась административно-командная социалистическая экономика. В остальных странах развивался капитализм. Во второй половине XX века началась научно-техническая революция, в результате которой индустриальное общество стало превращаться в постиндустриальное.
Типы экономики
Тип экономической системы страны зависит от того, как в ней распределяются ресурсы. Таких видов экономики выделяют четыре.
Традиционный тип экономики
Самый древний вид экономики в мире — традиционная экономика, по которой многие страны действуют до сих пор. В основном это страны второго и третьего мира, в которых хорошо развито сельское хозяйство. При этом типе экономической системы в стране редко бывает активное сальдо, то есть страна тратит больше, чем получает. Зачастую у общества нет доступа к современным технологиям и медицине.
Командный тип экономики
Командную экономическую систему еще называют централизованной. Такая экономика была основанием для коммунистической философии. Централизованная власть контролирует значительную часть экономической системы, то есть большая часть решений по управлению принимается центральным правительством. Например, как было в СССР.
Рыночный тип экономики
Рыночную экономику еще называют свободной, так как при ней фирмы и домашние хозяйства действуют в собственных интересах. Этот тип экономики противоположен командной, когда прибыль получает центральное правительство.
В чистой рыночной экономике нет государственного вмешательство, правительство отделено от рынка. На деле это не всегда так: в мире не существует по-настоящему свободной рыночной экономики.
Смешанный тип экономики
Смешанная экономика — это комбинация разных типов экономических систем, а точнее — рыночной и командной экономики. Чаще всего рынок свободен от государственной собственности, кроме нескольких ключевых отраслей: транспортной, оборонной и железнодорожной.
Уровни экономики
Мы уже упоминали разделение на микро- и макроэкономику. Существует еще более детальная классификация:
- мегаэкономика — деятельность в мировом хозяйстве, то есть мировая экономика;
- макроэкономика — деятельность национальной экономики;
- мезоэкономика — деятельность в промежуточных системах или отраслях народного хозяйства, отраслях и регионах, например, в военно-промышленном комплексе;
- микроэкономика — деятельность отдельных экономических субъектов, например, фирм;
- наноэкономика — деятельность одного физического лица.
Экономический рост
Экономический рост — это увеличение объема выпуска товаров и услуг в определенной экономической системе.
Экономический рост — это долгосрочная тенденция. Краткосрочные колебания в рамках теории экономического роста не изучают, они относятся к теории деловых циклов.
В отличие от экономического развития, экономический рост — это количественный показатель. Под объемом выпуска товаров и услуг обычно понимают реальный ВВП.
Валовой внутренний продукт (ВВП) — это рыночная стоимость всех произведенных в стране товаров и услуг, которые предназначены для потребления, а не для производства других товаров или услуг. ВВП можно рассчитать как общий доход граждан, компаний и государства за определенный период.
Экономический рост тесно связан с ростом общего благосостояния: продолжительности жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности рабочего дня и других факторов.
Крупнейшие экономики мира в 2020 году по размеру ВВП
Место
Страна
ВВП (триллионы долларов США)
Источник
Тест «Экономика и экономическая наука»
2_1.Экономика и экономическая наука вариант 1
1.Выберите все верные суждения. Экономика- это наук, которая изучает:
1) способы умелого использования редких ресурсов; 2) методы рационального хозяйствования;
3) система производственных отношений; 4) способы оптимального управления обществом;
5) социальные последствия НТР.
2. Взаимосвязанные и взаимодействующие хозяйства разных стран мира, функционирующие по согласованным правилам- это __________________
3. Выберите все правильные суждения. Одной из задач экономической науки является исследование
1) влияния окружающей среды на работоспособность человека
2) закономерностей взаимодействия социальных общностей
3) влияние инвестиционной политики на профессиональный состав безработных
4) факторов, способствующих социальной мобильности.
5) методов использования модели «затраты-выпуск»
4. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «макроэкономика».
Экономический цикл, инфляция, банковская система, государственный бюджет, банкротство .
5. Установите соответствия
Показатели развития уровни анализа
А) валовой внутренний продукт 1) макроэкономика
Б) чистая прибыль 2) микроэкономика
В) издержки производства
Г) уровень безработицы
Д) национальный доход
6. Экономика как система общественного производства
7. Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности ________________________
8 Неограниченные и доступные для всех нуждающихся средства, с помощью которых удовлетворяются потребности- это _____________
9. Назови все экономически ресурсы.
10. Непосредственно участвующие в производстве ресурсы- это ____
11.Совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит- это ___________
12. В современной экономической теории используют два уровня анализа. Назови их и дай определение каждому.
13. Выберите все правильные суждения. Предметом изучения экономики как науки является
1) обмен продуктами питания 2) оформление трудового договора
3) разработка принципов распределения ограниченных ресурсов
4) изобретение ресурсосберегающих технологий
5) расчёт изменения спроса на компьютеры
14. Фонд «Л.» занимается вопросами состояния и развития экономики в целом, экономического здоровья страны и мира. По каким признакам можно установить, что речь идёт о макроэкономике? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Имеет дело с проблемой экономических кризисов.
2) Исследует влияние цены на отдельные элементы хозяйства.
3) Рассматривает действие трёх субъектов экономической жизни: фирмы, домашнего хозяйства и государства.
4) Изучает вопросы повышения занятости населения.
5) Анализирует процессы производства и потребления отдельных товаров на отдельных рынках.
6) Изучает экономику региона.
15. Основная проблема экономики- ___
Ресурсы Название ресурса
А) земля, ее недра, леса, воздух 1) трудовые
Б) все трудоспособное население страны 2) информационные
В) данные необходимые для управления производством 3) природные
Г) фонды особого товара, выполняющего роль всеобщего 4) финансовые
эквивалента при обмене товаров.
17. Функции экономической теории
Части эконом-й науки
Б) взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров, услуг
В) экономический рост
Г) роль государства в экономике
Д) экономические отношения между потребителями
19. Учёный Г. является экспертом в области причинно-следственных и функциональных связей, которые влияют на принятие экономических решений как отдельными людьми, так и фирмами. По каким признакам можно установить, что речь идёт о микроэкономике?
1) имеет дело с проблемой преодоления инфляции
2) рассматривает действие двух субъектов экономической жизни: фирмы и домашнего хозяйства
3) исследует вопросы объёма произведённого продукта и совокупного дохода
4) изучает изменение спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках
5) анализирует проблемы безработицы 6) стремится к динамике
20. Установите соответствие между примерами и смыслами понятия «экономика», которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ СМЫСЛЫ ПОНЯТИЯ « ЭКОНОМИКА»
A) дискуссия специалистов о путях проведе- 1) как наука
ния экономической реформы 2) как хозяйство
Б) покупка товара в магазине
B) разработка планов развития национальной экономики
Г) открытие сети химчисток
Д) уплата налогов фирмой
21. План. Экономика как наука.
2_1 .Экономика и экономическая наука
9. природные – трудовые
-материальные –финансовые –информационные
10. факторы производства (производственные ресурсы)
12. 1) макроэкономика – наука о хозяйстве в целом
2.микроэкономика- о потребителях, фирмах и отдельных отраслях.
15 Основная проблема экономики- удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей за счет ограниченных ресурсов.
11. План. Экономика как наука.
1) понятие экономика как науки.
2) основные задачи эк. Науки
3) Предмет исследования и особенности эконом. Науки
В) практическая (прагматическая)
5. уровни анализа в эконом. Теории
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 807 человек из 76 регионов
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 1004 человека из 80 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-319791
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью
Время чтения: 2 минуты
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник