Экономика это наука изучающая способы использования имеющихся ограниченных ресурсов

Экономика как наука

Рассматривать этот предмет можно с двух позиций – как хозяйство и как науку.

В качестве науки экономика исследует производственный процесс, перераспределение и использование обществом услуг и товаров, иными словами – производственно-хозяйственные взаимоотношения. Ресурсы общества ограничены.И именно экономика изучает, каким способом люди с их неуклонно увеличивающимися потребностями удовлетворяют их в сложившихся условиях.

Объект науки экономики – экономическая действительность: многообразная, изменчивая, противоречивая. Она наглядно демонстрирует классовое деление общества. В ней бывает нелегко разграничить чистые и дополнительные издержки обращения, поскольку они плотно взаимосвязаны.

Предметы изучения – это:

  • экономическое поведение производителя;
  • факторы и закономерности экономического роста.

Науку экономику можно разделить на два крупных пласта:

  • теоретический пласт;
  • прикладной пласт.

Экономическая теория – это наука, изучающая, как общество выбирает способ использования ограниченных ресурсов.

Прикладная экономика изучает, как можно применить законы и предложения, предложенные экономической теорией, для работы конкретных компонентов экономических систем.

Помимо этого, экономика – целый комплекс узкоспециализированных дисциплин. Среди них:

  • макро- и микроэкономика;
  • бухучет;
  • маркетинг;
  • менеджмент;
  • международная торговля и ряд других.

Получить диплом бакалавра по направлению «Экономика» можно в Институте международных экономически связей (ИМЭС).

Краткая история и значение термина

В IV столетии до нашей эры древнегреческий историк и прозаик Ксенофонт создал произведение «Домострой». Цицерон перевел его название на латынь как Oeconomicus.

Соответственно, слово «экономика» имеет греческое происхождение. Оно состоит из двух слов: oikos, то есть дом и все домашнее хозяйство, и nomos – знание, правило. Становится понятно, что экономика в изначальном смысле этого слова поясняет, как вести домашнее хозяйство.

В XVIII столетии экономику стали считать самостоятельной наукой. Этому способствовала публикация книги Адама Смита «Богатство народов» в 1776 году.

Как заметил Йозеф Шумпетер (австрийский и американский политолог, социолог и экономист), до Адама Смита структура экономических явлений была понятна людям, но лишь на уровне интуиции.

Ключевые вопросы экономики

Экономика задается тремя главными вопросами.

Науку интересует, какие товары и услуги актуальны на текущий период времени в конкретной экономической системе.

  1. Каким образом производить?

Каковы технологии и оптимальная комбинация ресурсов для реализации выбранных товаров и услуг.

Кто станет потребителем выбранных услуг и товаров. Кто будет их оплачивать. Как определить валовый доход общества от производства этих товаров и оказания услуг.

Главные проблемы экономики

Ключевая экономическая проблема – в условиях ограниченных ресурсов удовлетворить неограниченные человеческие потребности.

Понятие потребности подразумевает необходимость чего-либо для полноценной жизнедеятельности как отдельной личности, так и всего общества.

Потребности не постоянны: они периодически появляются и изменяются. На них влияют:

  • внутренние личностные мотивы;
  • внешние воздействия.

Когда потребности удовлетворены, появляется мотив для ведения экономической деятельности.

Термин «благо» в экономике

Понятие блага в экономической науке означает средства, благодаря которым потребности удовлетворяются.

Блага принято подразделять на три масштабные категории.

Сюда входят средства, без которых не удовлетворить человеческие потребности, и которые предоставлены обществу в ограниченном объеме. Такие блага люди, как правило, приобретают за деньги, отказываясь ради них от прочих благ. В частности, это товары, продающиеся в магазинах.

Такие блага всегда доступны, потреблять их можно в неограниченном количестве, при этом не отказываясь от прочих благ. В качестве примера приведем свет солнца, которым каждый может наслаждаться столько, сколько захочет.

Это понятие сочетает в себе качества описанных выше благ. Доступ к ним свободен, однако для создания и поддержания в надлежащем состоянии таких благ государство тратит деньги – это его экономическая функция. К общественным благам относится, например, освещение на улицах.

Задачи экономики

Перед экономикой стоят две важные задачи.

  1. Найти наиболее эффективные пути ведения хозяйства.
  2. Выявить наилучшие механизмы использования ресурсов при неограниченных человеческих потребностях в условиях их ограниченности.

Функции экономики

Экономика как наука выполняет перечисленные ниже фундаментальные функции.

  • Познавательная: изучает причины и факторы всевозможных экономических явлений, позволяя аналитикам выявлять закономерности развития технического прогресса.
  • Методологическая: эта опция предлагает методы решения задач и достижения поставленных целей. Экономические явления оцениваются, чтобы выявить их пользу или вред. Эта функция помогает осознать путь дальнейшего развития экономики.
  • Фактическая, иначе – прагматическая, рекомендательная. Функция помогает принимать значимые решения в разных аспектах деятельности и регулировать актуальную экономическую ситуацию.
  • Прогностическая: эта опция позволяет выявить перспективы социально-экономического развития посредством аналитики полученных сведений о текущих экономических процессах.

Выделяют также и второстепенные функции экономики как науки. К ним относятся:

  • образовательная: формирует мышление и культуру;
  • теоретическая: устанавливает нормы;
  • критическая: оценивает систему с точки зрения ее сильных и слабых сторон, изучает суждения по поводу актуальной экономической обстановки;
  • идейная: прорабатывает систему человеческого мировоззрения.

Источник

Билеты на экзамен экономика. Экономика как наука, изучающая способы наиболее эффективного использования имеющихся ограниченных ресурсов Экономическая теория

Название Экономика как наука, изучающая способы наиболее эффективного использования имеющихся ограниченных ресурсов Экономическая теория
Анкор Билеты на экзамен экономика
Дата 16.10.2019
Размер 0.5 Mb.
Формат файла
Имя файла Ekonomika 2.docx
Тип Документы
#90498
страница 1 из 3
Читайте также:  Где добывают уголь только подземным способом
Подборка по базе: 21-22 1-1 Экономикалық теория негіздері Шильманова А.М. Б21-1, М, Практическое задание Деевой Елизаветы Вячеславовны по Экономика , Практическая работа. Экономика организации.И.В. Рямова.docx, formalnye_i_neformalnye_instituty ЭКОНОМИКА.doc, Абитаев Арнур МАШ 20-1 Экономика СРСП.docx, УМКД Региональная экономика.docx, Курсовая экономика — Бибиков — ФПИУ-2с.docx, Методы оценки своего функционального состояния и способы его рег, Методы и способы адаптации предприятия к условиям внешней среды., МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА.docx

Экономика— как наука, изучающая способы наиболее эффективного использования имеющихся ограниченных ресурсов

Экономическая теория-наука, изучающая связи и отношения между людьми в процессе производства и принципы выбора путей использования ограниченных ресурсов в меняющихся условиях рынка

Микроэкономика-раздел экономической теории, рассматривающий мотивацию поведения отдельного субъекта в рыночной экономике

Макроэкономика -раздел экономической теории, изучающий национальное хозяйство как единое целое

Хозяйственная деятельность и ее стадии

Хозяйственная деятельность представляет собой целесообразную деятельность, т.е. усилия людей в процессе хозяйствования, основанные на известном расчете и направленные на удовлетворение их потребностей.

Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. В производственном процессе взаимодействуют факторы производства или ресурсы – труд, земля, капитал, предпринимательство. В самом общем виде ресурсы определяются как блага производственного назначения, необходимые для создания конечных товаров и услуг

Распределение — процесс определения доли (количества, пропорции), в которой каждый хозяйствующий субъект принимает участие в произведенном продукте.

Обмен — процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей, опосредующая общественный обмен веществ.

Потребление— использование произведенного продукта с целью получения полезности
Производство — это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека.

Факторы производства — условия, используемые для производства товаров и услуг

Земля, которая в широком смысле означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы.
Капитал — это материальные и финансовые ресурсы в системе факторов производства
Труд— та часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства

Воспроизводство -непрерывно повторяющийся процесс производства

Эффективность –максимум результата обеспечивается минимумом затрат

Собственность и ее виды:
Собственность
–отношение между людьми по поводу пользования ,распоряжения , владения и присвоения различных благ.

1) Индивидуальная собственность

физическое лицо владеет для потребления.

2) Частная собственность

владение с целью хозяйственного использования.

3) Государственная собственность

Закреплено за фондами или ведомствами

4) Совместная собственность

Государственная частная собственность

5) Коллективная собственность

Собственность объединения субъектов

6) Общая собственность

Благо для всех граждан страны
Экономический рост-увеличение объемов общественного производства при максимальном приближении структуры и качества производимой продукции к структуре общественных потребностей.

Экономические циклы— подъемы и спады уровней экономической (деловой) активности в течение нескольких лет. Это промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономической конъюнктуры.

Товар — продукт труда, предназначенный для продажи

Услуги— виды деятельности, работ, в процессе восполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности.

Стоимость – категория трудовой теории стоимости ,определяется количеством абстрактного труда, затраченного на производство данного товара

Деньги— всеобщий эквивалент

Функции денег. Использование денег в хозяйстве заключается в выполнении ими пяти взаимосвязанных функций.

Как мера стоимостиденьги измеряют ценность всех благ.

Как средство обращенияденьги выступают мимолетным посредником в сделках купли-продажи, что дает возможность использовать бумажные деньги.

Как средство платежа выражают отношения между должником и кредитором

Как средство накопленияпредставляют собой запас финансовых ресурсов для будущих расходов, формируют сбережения домохозяйств и инвестиции предпринимателей.

Выполнение роли мировых денегсостоит в том, что деньги функционируют в качестве средства обращения и средства платежа в международном экономическом обмене.

Закон стоимости— закон товарного производства, предполагающий эквивалентность обмена. Он гласит, что все товары должны производиться и обмениваться в соответствии с общественно необходимыми затратами труда

Рынок— целостная система экономических отношений и связей между продавцами и покупателями, производителями и потребителями, основанная на взаимодействии спроса и предложения в меняющихся условиях

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.

Себестоимость — это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию

Прибыль -величина превышения дохода над издержками

Доход— часть произведенного продукта, полученная учвстником производства в зависимости от меры его участия в нем

Источник

2.1 Экономика и экономическая наука.

Содержание:

Три главных вопроса экономики:
– что производить?
– как производить?
– для кого производить?

Термин «экономика» многозначен. Приведем 2 значения.

↑ Экономика как наука

Экономика — наука, изучающая, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности

Функции экономики как науки:

1) Познавательная (теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, различные экономические процессы и их последствия).

2) Практическая (на основе знаний экономика дает рекомендации, предлагает алгоритмы действий).

3) Прогностическая (в экономике происходит формирование прогнозов социально-экономического развития общества).

Субъекты экономики:
– семьи;
– фирмы;
– государства.

В зависимости от объекта исследования экономику разделяют на микроэкономику, макроэкономику и мировую экономику (мегаэкономику) .

Экономическая наука — это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.

Задачи экономической науки:

  • поиск путей эффективного ведения хозяйства;
  • поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей.

Что изучает экономическая наука?
— экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг.

↑ Макроэкономика, микроэкономика, мировая экономика.

Макроэкономика – часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое. Макроэкономика изучает проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества.

Микроэкономика — это часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику. Она изучает взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг, предпринимателей и наёмных работников на рынке труда и т. д., а также функционирование отдельных рынков и отраслей. Она объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему направляются на строительство новых предприятий, развитие отраслей промышленности, как на деятельность отраслей и рынков влияет политика государства.

К объектам микроэкономики относятся:
– домашние хозяйства;
– фирмы;
– отрасли;
– рынки товаров и ресурсов.

Отличия:
Микроэкономика изу­ча­ет поведение от­дель­ных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, вла­дель­цев первичных про­из­вод­ствен­ных ресурсов. В цен­тре ее вни­ма­ния — цены и объ­е­мы производства и по­треб­ле­ния конкретных благ, со­сто­я­ние отдельных рынков, рас­пре­де­ле­ние ресурсов между аль­тер­на­тив­ны­ми целями.

Макроэкономика ис­сле­ду­ет функционирование эко­но­ми­че­ской системы в целом и круп­ных ее секторов. Объ­ек­том изучения ее яв­ля­ют­ся национальный доход и об­ще­ствен­ный продукт, ВВП, эко­но­ми­че­ский рост, общий уро­вень занятости, со­во­куп­ные потребительские рас­хо­ды и сбережения, общий уро­вень цен и инфляция, роль государства в экономике, изменение курса валют

Оба уровня экономического анализа (макро- и микроэкономики) связаны между собой.

Мировая (международная) экономика изучает законы развития мирового хозяйства.(международную торговлю товарами и услугами, движение капиталов, обмен и торговлю результатами научно-технической деятельности, международные валютные отношения и др.

↑ Экономика как хозяйство. Главная проблема экономики.

Экономика — хозяйственная система, которая обеспечивает удовлетворение потребностей людей и общества путём производства, обмена, распределения и потребления необходимых жизненных благ и услуг.

Главная проблема экономики — удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счёт ограниченных ресурсов.

Ресурсы – имеющиеся у общества возможности для создания благ и удовлетворения потребностей.

К экономическим ресурсам относятся:
природные ресурсы
человеческие ресурсы
капитал (деньги и средства производства)

Потребность — это необходимость в чём-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.

Ограниченность – недостаточность объема имеющихся ресурсов всех видов для производства того объема благ, который люди хотели бы получить.

– исчерпаемость природных ресурсов;
– труд людей ограничен их количеством, возможностью и способностью трудиться,
количеством рабочего времени;
– капитал ограничен возможностями его создания, характером и эффективностью при-
менения, выбытием по мере износа, использования.

Природные ресурсы ограничены тем, что многие полезные ископаемые исчерпаемым. Так, например, известно, что в недрах Земли есть не более 140 млрд. т нефти и к 2030г. будет исчерпано 80% этих запасов. Однако люди активно используют нефть как сырье для про- изводства топлива и химических материалов. Соответственно потребности людей в нефти растут, а ее количество уменьшается.

Человеческие ресурсы также ограничены. Труд людей ограничен их количеством, воз- можностью и способностью трудиться, количеством рабочего времени. На ограниченность человеческих ресурсов также влияют: демографическая ситуация в стране; политическая нестабильность; экономическая неразвитость региона.

Средства производства в виде зданий, сооружений, машин, оборудования, материалов ограничены возможностями их создания, характером и эффективностью применения, выбытием по мере износа, использования.

Если же рассматривать денежные ресурсы как средство приобретения других видов ресурсов, то и они, будучи денежным эквивалентом натуральных ресурсов, также обладают ограниченностью.

Понятие «общественное воспроизводство»

Основные модели общественного воспроизводства:
– модель простого воспроизводства Ф. Кенэ;
– модель общественного воспроизводства К. Маркса.

Типы воспроизводства по характеру полученного дохода:
– простое;
– расширенное;
– суженное.

Типы воспроизводства по качественной характеристике факторов производства:
– интенсивное;
– экстенсивное;
– смешанное

Основные фазы общественного воспроизводства материальных благ:
– производство;
– распределение;
– обмен;
– потребление.

Производство, распределение, потребление, обмен. Товар и услуга.

Сферы экономической деятельности:
– производство;
– распределение;
– обмен;
– потребление.

1. Производство – процесс создания экономических благ и услуг.

Блага это всё, что ценится людьми как средство удовлетворения их потребностей.
Они делятся на:

  1. неэкономические (даровые блага) (например, солнечный свет, ветер) обычно носят природный характер, их не требуется производить, и их потребление одними людьми не приводит к их нехватке для других людей.
  2. экономические блага (товары, услуги, результаты работы и т. п.) доступны людям в меньшем объёме, чем это необходимо; их производство специально организовано, оно требует затрат различных ресурсов; в обществе действуют специальные механизмы распределенияэкономических благ.
  3. общественные блага

Услуга — результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определённых потребностей населения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сферой услуг.

Товар — продукт труда, произведённый для продажи на рынке.

Признаки товара:

  • предназначен для обмена;
  • обладает стоимостью — на него затрачены сырьё, труд и др. ресурсы;
  • полезность — способен удовлетворять потребность человека;
  • обладает способностью обмениваться на другой товар.

2.Распределение — определение доли каждого фактора, участвующего в производстве товара или услуги в произведённом продукте или доходе от его продажи.

3. Потребление — процесс использования результатов производства для удовлетворения определённых потребностей людей, общества. Оно является главным стимулом развития производства.

4. Обмен подразумевает обмен деятельностью, товарами и услугами.

↑ Основные этапы развития экономической науки

Древнейшими документами, которые фиксировали правила экономического поведения, были законы, впервые появившиеся в государствах Древнего Востока. А первыми учеными-экономистами принято считать выдающихся греческих философов – Ксенофонт,
Аристотель, Платон.
Экономические взгляды Древнего мира и Средневековья носили отрывочный характер и не составили единого учения. Первая школа экономической теории сложилась в эпоху Возрождения.

Первыми экономистами, которые разработали стройную концепцию богатства, были меркантилисты (от итал. «mercante» – «торговец»).

Меркантилизм – экономическая политика ряда европейских государств XV – XVIII вв., направленная на накопление богатств внутри страны путем активной внешней торговли. Меркантилисты полагали, что богатство нации – это золото, а источник богатства –
торговля.
Следующей школой и следующим направлением развития экономической теории было
учение физиократов.

Физиократы – школа французских экономистов второй половины XVIII века, которые
считали источником богатства нации сферу материального производства, основой которого является сельское хозяйство.
Идеи физиократов были развиты и углублены представителями классической школы политэкономии (Уильям Петти (1623—1687), Адам Смит (1723—1790), Карл Маркс (1818 —1883)).

У. Петти утверждал, что богатство нации образуют не только драгоценные металлы, но и земли страны, дома, корабли, товары. Петти – первый автор трудовой теории стоимости, согласно которой ценность товаров создается определенным количеством затраченного труда. У. Петти принадлежит крылатая фраза: «Природа – мать, а труд – отец всякого богатства».

Шотландский экономист и философ Адам Смит впервые изложил экономическую теорию как целостную науку. Человека он считал существом экономическим и стремящемся ко все большему накоплению богатства. Стремление людей улучшить свое материальное положение способствует процветанию всего общества. Как говорит Смит, «дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что нужно тебе». Основой экономического учения А. Смита был принцип свободной конкуренции. Он полагал, что непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция. Только при свободном перемещении товаров, денег, капитала и людей ресурсы общества используются оптимально. Вмешательство государства в экономику должно быть минимальным.

Годичный труд каждого народа представляет собою первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты, потребляемые им в течение года и состоящие всегда или из непосредственных продуктов этого труда, или из того, что приобретается в обмен на эти продукты у других народов. В зависимости поэтому от большего или меньшего количества этих продуктов или того, что приобретается в обмен на них, сравнительно с числом тех, кто их потребляет, народ оказывается лучше или хуже снабженным всеми необходимыми предметами и удобствами, в каких он нуждается. Но это отношение у каждого народа определяется двумя различными условиями: во-первых, искусством, умением и сообразительностью, с какими в общем применяется его труд, и, во-вторых, отношением между числом тех, кто занят полезным трудом, и числом тех, кто им не занят. Каковы бы ни были почва, климат или размеры территории того или иного народа, обилие или скудость его годового снабжения всегда будет зависеть в таком случае от этих двух условий.

А. Смит. Исследование о причинах и природе богатства народов.

Мыслитель и общественный деятель К. Маркс стал основоположником теории «марксизма» . Согласно Марксу, труд является единственным источником богатства. Развивая идеи трудовой теории стоимости, Маркс полагал, что всякий продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость. Избавиться от эксплуатации рабочий класс может лишь в результате социалистической революции и ликвидации частной собственности.
Марксизм всесторонне исследовал капиталистическую систему хозяйствования, доказывал неизбежность ее гибели и становления новой экономической системы – социализма. Эта теория была воплощена в жизнь во многих странах, но, как показала практика, реальная экономическая действительность оказалась оторванной от теоретических представлений и идей марксизма.

Новое направление экономической теории – кейнсианство – было положено выдающимся ученым-экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом (1883—1946). Основное положение теории Кейнса – признание кризисов явлением, органически присущим рыночной экономике и ее неспособности к саморегулированию. Согласно его теории, имеет место не редкость ресурсов, а, наоборот, их переизбыток, о чем свидетельствует безработица. Кейнс разработал макроэкономическую модель, в которой установил зависимость между инвестициями, занятостью, потреблением и доходом. Важная роль в ней отводится государству. Экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.

С именем лауреата Нобелевской премии Милтона Фридмена связано одно из наиболее распространенных современных направлений экономики – монетаризм. Монетаристы, исходя из того, что существует определенная связь между показателями развития экономики и количеством денег в обращении, доказывают, что регулировать ход экономических процессов возможно, изменяя объем денежной массы. Поскольку обеспечение экономики деньгами – это прерогатива государства, то последнее, проводя соответствующую денежно- кредитную политику (увеличивая или сокращая массу денег в обращении), может воздействовать на экономическое развитие страны.

Источник

Читайте также:  Основные способы преобразования графиков функций 11 класс видеоурок
Оцените статью
Разные способы