Экономический анализ способ сравнения

Метод сравнения в экономическом анализе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность метода сравнения

Сравнение представляет собой научный метод познания, в процессе которого исследуемое неизвестное явление (предмет) сопоставляется с уже известным явлением, которое изучалось ранее. Сравнение проводится с целью определения схожих признаков или различий между явлениями (предметами).

Посредством сравнения в экономическом анализе осуществляют:

  1. Нахождение общего и специфического в экономических процессах (явлениях),
  2. Исследование изменений объектов,
  3. Наблюдение тенденций и закономерностей развития.

Цели сравнения в экономическом анализе

В экономическом анализе при сравнении происходит решение многих задач. Метод сравнения при этом может использоваться в качестве основного или вспомогательного способа.

Существует несколько ситуаций использования сравнения, при этом для каждой из них характерны свои цели:

  • Сравнение фактического и планового показателя (например, при оценке достижения плана), которое позволяет выявить степень соответствия показателей за определенный период времени (год, месяц, квартал).
  • Сравнение нормативных и фактических показателей дает возможность контролировать затраты, что способствует внедрению технологий, сберегающих ресурсы. Также метод применяется при сопоставлении фактических результатов с результатами прошлых периодов с целью определения тенденций развития какого-либо процесса.
  • Сопоставление фактического результата и лучшего результата (например, образцы труда, передовой опыт, новые достижения науки и техники) осуществляется как в масштабе компании, так и за ее пределами. В компании может происходить сравнение средних уровней показателей, достигнутых работниками в целом, с показателями передового участка, бригады и др. Данное сопоставление дает возможность выявления передового опыта и новых перспектив производства.
  • Сопоставление средних показателей с показателями анализируемого (например, по области, району, зоне) с целью оценки достигнутого результата и выявления неиспользованного резерва.
  • Сравнение динамических и параллельных рядов с целью исследования взаимосвязанных показателей (например, связь между динамикой изменения объема производства, фондоотдачи и основных производственных фондов). Этим способом сопоставляются различные управленческие решения, и выбирается самое оптимальное.
  • Сравнение результата от какого-либо действия (мероприятия) до и после момента использования определенного фактора.
Читайте также:  Популярный способ поиска информации

Готовые работы на аналогичную тему

Виды сравнительного анализа

Существует несколько видов сравнительного анализа, применяемых в экономическом анализе:

  • Горизонтальный сравнительный анализ, применяемый при определении абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемого показателя от базового уровня.
  • Вертикальный сравнительный анализ, исследующий структуру экономических явлений и процессов посредством определения удельного веса элементов (частей) в общем целом, отношения частей целого друг с другом, включая воздействие факторов на уровень результативного показателя (сравнение их величины до и после изменения соответствующих факторов).
  • Трендовый сравнительный анализ, используемый при исследовании относительных темпов роста и прироста определенных показателей за несколько лет к уровню базисного периода (года) в процессе исследования рядов динамики.
  • Одномерный сравнительный анализ, сопоставляющий один или несколько показателей одного объекта, а также нескольких объектов одним показателем.
  • Многомерный сравнительный анализ, проводимый как сравнение результатов деятельности нескольких компаний (отделов) в соответствии с широким спектром показателей.

Источник

Метод сравнения в экономическом анализе

Сравнение — это научный метод по­знания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопос­тавляются с уже известными, изучае­мыми ранее, с целью определение общих черт либо различий между ними. С помощью сравнения определяется об­щее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения иссле­дуемых объектов, тенденции и законо­мерности их развития.

В экономическом анализе сравнения используют для решения всех его задач как основной или вспомогательный способ. Пе­речислим наиболее типичные ситуации, когда используется срав­нение, и цели, которые при этом достигаются (типы сравнений):

1.Сопоставление плановых и фактических показателей для оценки степени выполнения плана. Такое сравнение позволяет оп­ределить степень выполнения плана за месяц, квартал или год.

2.Сопоставление фактических показателей с нормативными позволяет провести контроль за затратами и способствует внедре­нию ресурсосберегающих технологийСравнение фактических показателей с показателями про­шлых лет для определения тенденций развития экономических процессов.

3.Сравнение с лучшими результатами, т.е. с лучшими образцами труда, передовым опытом, новыми достиже­ниями науки и техники может проводиться как в рамках исследуемого предприятия, так и за его пределами. Вну­три предприятия проводится сравнение среднего уровня показателей, достигнутого коллективом в целом, с показателями передовых участков, бригад, рабочих. Это позволяет выявить передовой опыт и новые возможности производства.

4.Сравнение показателей анализируемого хозяйства со средними показателями по району, зоне, области для оценки достигнутых результатов и определения неиспользованных резервов.

5. Сопоставление параллельных и динамических рядов для изу­чения взаимосвязей исследуемых показателей. Например, анали­зируя одновременно динамику изменения объема производства валовой продукции, основных производственных фондов и фондо­отдачи, можно обосновать взаимосвязь между этими показателями. Сопоставление различных вариантов управленческих реше­ний с целью выбора наиболее оптимального из них.

6.Сопоставление результатов деятельности до и после изме­нения какого-либо фактора применяется при расчете влияния фак­торов и подсчете резервов.

В экономическом анализе различают также следующие виды сравни­тельного анализа: горизонтальный, вертикальный, трендовый, а также одномерный и многомерный.

1. Горизонтальный сравнительный анализ используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактичес­кого уровня исследуемых показателей от базового

2. С помощью вертикального сравнительного анализа изу­чается структура экономических явлений и процессов путем расче­та удельного веса частей в общем целом, соотношения частей целого между собой, а также влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их величины до и после изменения соответствующего фактора.

3. Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

4. При одномерном сравнительном анализе сопоставления де­лаются по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.

5. С помощью многомерного сравнительного анализа про­водится сопоставление результатов деятельности нескольких пре­дприятий (подразделений) по широкому спектру показателей.

Источник

Метод сравнения

Характеристика

Суть метода сравнения состоит в сопоставлении данных. Это означает, что в аналитик может взять несколько значений одного показателя или несколько значений абсолютных и относительных показателей и сравнить их между собой. Этот метод может применяться во всех случаях финансового анализа: как в процессе формирования комплексной оценки финансового состояния и эффективности компании, так и при исследовании некоторого аспекта деятельности компании.

Связанные материалы

Метод сравнения данных в анализе используется, например, при изучении динамики и структуры процесса или явления, при определении рыночного положения компании, при выявлении направления развития предприятия и т.д.

Примеры использования метода сравнения:

  • сопоставление значения некоторого показателя за период во времени (сравнение с базовым значением, со значение за предыдущий период и т.д.). Например, если в 2020 году компания продала 10 тыс. единиц продукции (табл.1), а в 2018 году – 2 тыс. единиц, то можно говорить о росте объема сбыта за исследуемый период;

Таблица 1. Пример сравнения показателя сбыта

Сравнение с базовым периодом

Сравнение с предыдущим периодом

  • сравнение значения показателя с конкурентами. Например, если компания продала 10 тыс. единиц продукции, а главный конкурент только 5 тыс. единиц, то можно сделать вывод о высоком уровне конкурентоспособности и рыночной силе исследуемой компании;
  • сравнение показателя со среднеотраслевыми значениями. Например, если средняя рентабельность собственного капитала в отрасли составляла 10%, а в исследуемой компании – 18%, то можно сделать вывод о росте благосостояния акционеров, высокой инвестиционной привлекательности и эффективной деятельности в интересах собственников;
  • сравнение показателя с некоторой основой для определения доли. Например, если сумма финансовых инвестиций составила 600 млн. руб., а общая сумма активов 1000 млн. руб., то использование метода сравнения в этом случае позволит прийти к выводу, что финансовая деятельность играет для исследуемой компании ключевую роль и формирует около 60% всех активов;
  • сравнение с нормативными или эталонными значениями. Например, если нормативным показателем финансовой автономии для предприятий данной группы было значение 60%, а значение коэффициента для исследуемой компании является 20%, то можно говорить о высоком уровне финансового риска и возможном банкротстве в случае ограничения доступа к рынку кредитных ресурсов.

В целом, можно сравнивать любые значения одного и того же показателя или различные показатели между собой в том случае, если это позволяет сформировать дополнительные выводы о исследуемом объекте.

Сравнение с конкурентами и альтернативами

Условия деятельности в каждой отрасли или сегменте рынка являются особенными и формируются под влиянием большого количества мезофакторов. Как результат, в различных ситуациях предел максимальной эффективности будет различаться. Нельзя сказать, что управление предприятием, которое действует на уменьшающемся рынке, будет менее эффективным, если его показатель рентабельности ниже идентичного показателя предприятия, которое действует на растущем рынке. Поэтому очевидно, что для того, чтобы сформировать однозначный вывод о качестве финансовой деятельности в компании, необходимо сравнить ключевые показатели рентабельности, ликвидности, финансовой устойчивости и деловой активности со значениями конкурентов.

Сравнивать следует с предприятиями, которые действуют в максимально близких условиях. Оптимальным вариантом является сравнение с прямыми конкурентами, которые борются за тех же клиентов, предлагают идентичные товары и услуги. Для этих участников рынка доступны те же возможности, поэтому сравнение финансовых коэффициентов позволяет понять компетентность менеджмента каждого отдельного конкурента.

Трудностью в решении этой задачи может оказаться отсутствие данных конкурентов. В таком случае можно сравнить показатели со средними в отрасли. Следует учитывать также размер предприятия, ведь, например, малые компании имеют значительно больше возможностей адаптироваться к новым условиям, являются более гибкими в этом плане.

В случае отсутствия этих данных можно сравнить финансовые показатели компании со средними значениями в экономике, хотя полученный результат не будет иметь такой же ценности и не позволит сформировать точные выводы об эффективности финансовой работы в компании.

Ресурсами для получения необходимой информации могут быть:

1. Официальные сайты компаний

2. Сайты, на которых публикуется бухгалтерская отчетность, например, для потенциальных инвесторов

3. Данные Федеральной службы государственной статистики (онлайн и оффлайн)

4. Данные различных отраслевых объединений, ассоциаций, организаций

Особенным показателем является показатель рентабельности собственного капитала. Его значение говорит об эффективности использования средств собственников и позволяет получить ответ на вопрос «Стоит ли вкладывать средства в компанию?». Если собственники могли бы получить больше прибыли в случае вложения средств в альтернативные инструменты, например, на депозитный вклад в коммерческом банке, то вложение средств в предприятие было ошибкой. Поэтому в случае использования показателя рентабельности собственного капитала стоит сравнить его со ставками на депозитные вклады, средней доходностью на фондовом рынке, доходностью с сопоставимыми по рискам фондами инвестирования и с любыми другими финансовыми инструментами, в которые собственники могли вложить средства.

Таким образом, учет финансовых показателей конкурентов позволит улучшить качество финансового анализа предприятия, позволит сформулировать более точные выводы о текущем положении и эффективности работы в течение периода исследования.

Список использованных источников

Thomas R. Robinson, International financial statement analysis / Wiley, 2008, 188 pp.

Когденко В.Г., Экономический анализ / Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 399 с.

Бузырев В.В., Нужина И.П. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности строительного предприятия / Учебник. — М.: КноРус, 2020. — 332 с.

Источник

Экономический анализ способ сравнения

Сравнение — аналитический метод исследования, в процессе которого изучаемое экономическое явление (объекты) сопоставляется с аналитическим, изучаемым ранее с целью определения общих черт или различий между ними по количественным и качественным показателям.

Виды сравнительного анализа:

  1. Горизонтальный сравнительный анализ. Используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого периода и т.п.).
  2. Вертикальный сравнительный анализ. С его помощью изучаются структура экономических явлений и процессов путем расчленения удельного веса частей в общем целом (например, удельный вес собственного капиталов в общей его сумме, структура себестоимости продукции), соотношение частей целого между собой (например, собственного и заемного капиталов, основного и оборотного, производства и реализации товарной продукции), а также влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их величины до и после изменения соответствующего фактора.
  3. Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.
  4. Одномерный сравнительный анализ — сопоставления делаются по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.
  5. Многомерный сравнительный анализ — с его помощью проводится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий по широкому спектру показателей.

Следует отметить, что сравнение является наиболее распространенным приемом экономического анализа для выявления степени использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Сравнение проводится по многим направлениям. Основные из них следующие:

  1. Сравнение (сопоставление) фактических показателей с плановыми при оценке степени выполнения плана; такое сравнение позволяет выявлять отклонения от плановых заданий.
  2. Сопоставление фактических показателей с нормативными. Это позволяет проводить контроль над затратами, способствует внедрению эффективных и ресурсосберегающих технологий.
  3. Сравнение фактических показателей с их величиной в предшествующие периоды; использование этого приема позволяет выявлять изменение показателей в динамике и устанавливать определенные тенденции в развитии предприятия и т.д.

Влияние условий сравнительного анализа — необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. При этом должны быть учтены следующие требования:

  • единство объемных стоимостных, качественных, структурных факторов;
  • единство промежутков или моментов времени;
  • сопоставимость исходных условий производства (технических, природных, региональных);
  • единство методики исчисления показателей.

Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть достигнута, если вместо абсолютных взять средние или относительные (удельные) (затраты на гривну товарной продукции, рентабельность основных средств, фондоотдача).

В ряде случаев для обеспечения сопоставимости показателей используются поправочные коэффициенты.

Сравниваемые показатели должны быть однородными по составу затрат, количеству учитываемых объектов и др.

Метод группировки . Связан с выделением в составе изучаемой совокупности объектов явлений групп или подгрупп по тем или иным характерным признакам, которые помогают систематизации материалов анализа, служат для раскрытия содержания результатов и влияния на них отдельных показателей. Например, на предприятиях составляют группировки рабочих по уровню выполнения норм, по уровню и росту выработки и заработной платы, по профессиям и разрядам работ, группировки продукции по категориям качества и т. д.

Группировки являются основой обработки и анализа массовых данных и используются для выявления структуры и структурных изменений, а также для изучения взаимосвязи между показателями. В зависимости от задач используются следующие виды группировок:

  1. Типологические. Например, формирование групп населения по роду деятельности, группы предприятий по форме собственности.
  2. Структурные группировки позволяют изучить внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей (состав рабочих по профессиям, стажу работы, предприятий по снижению себестоимости продукции).
  3. Аналитические (причинно-следственные) группировки. Используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями.

По сложности построения различают два типа группировок: простые и комбинированные.

  • а) простые — изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку;
  • б) комбинированные группировки — деление изучаемой совокупности по одному признаку, а затем внутри каждой группы — по другому.

Источник

Оцените статью
Разные способы