- Почему в России не могут наладить переработку мусора и как это исправить
- Что происходит с мусорной реформой сегодня и почему она не работает
- Как выгода от вывоза отходов тормозит раздельный сбор
- Как встать на путь раздельного сбора: возможные решения
- Эко-сумка стимулов: как вовлечь регионы в раздельный сбор отходов
- Позиция государства
- Парадокс «мусорной проблемы»
- Европейская модель раздельного сбора отходов
- Нужно ли ждать России 25 лет?
- Первые шаги
Почему в России не могут наладить переработку мусора и как это исправить
Что происходит с мусорной реформой сегодня и почему она не работает
До 1 января 2019 года в России были тысячи несанкционированных свалок. За вывоз мусора отвечали управляющие компании, которые связывались с транспортными операторами и просто выгружали мешки на полигоны. Затем вступил в действие закон о вывозе мусора. Цель реформы — ликвидировать незаконные свалки и развить прозрачную систему переработки ТКО (твердых коммунальных отходов, или обычного бытового мусора). За весь цикл обращения с отходами стали отвечать региональные операторы.
Итоги первых двух лет после внедрения мусорной реформы таковы: по словам эколога Артема Алексеева, в начале 2021 года 90% отходов по-прежнему отправлялись на свалку, а «вторую жизнь» находили всего 5–10% ТКО.
Причин такого медленного решения проблем с отходами несколько:
- Региональные операторы считают все отходы населения своей вотчиной. Но упаковка товаров находится под ответственностью производителей. Чтобы собирать ее, последние ставят, например, накопители для пластиковых бутылок и организуют точки приема картонных коробок. При этом региональным операторам тоже выгодно перерабатывать это сырье, и в итоге возникает конфликт интересов.
- Информационной поддержки недостаточно. Многие производители даже не знают, что могут снизить свои расходы, если будут делать товары с меньшим количеством упаковки, иначе им придется заплатить за ее утилизацию.
- От полигонов пытаются избавиться «насильственно» с помощью сжигания отходов, но это только вредит природе.
Анна Гаркуша, руководитель направления по работе с органами власти движения «РазДельный Сбор»:
«Чтобы решить мусорную проблему, активность должны проявлять не только государство, но и граждане. Экоактивистам стоит научиться разбираться в региональной политике по обращению с отходами, чтобы со знанием дела влиять на решения органов власти в своем городе.
На федеральном уровне находятся «космонавты»: они со своей высоты не видят, что происходит внизу, в регионах. И меняют ситуацию только тогда, когда производители, переработчики, промышленность проявляют настойчивость и транслируют запрос на корректировку законодательства. Если мы хотим добиться изменений, мы тоже должны на них транслировать такой запрос. Для этого нам надо разбираться в территориальных схемах, региональных программах, цифрах и документах — и двигать эту тему через постоянную коммуникацию с местной властью. Создавать огласку, совать свой нос — даже если по нему щелкают — и высказываться в СМИ. Если постоянно демонстрировать своему губернатору активность и компетентность, он будет знать, что при неэкологичных изменениях жители не промолчат и возмутятся.
Губернаторы должны прислушиваться к мнению населения. А если они действуют во вред экологии региона, то имеет смысл ставить под сомнение соответствие чиновника своему месту. Все это требует больших усилий, но подкованность в вопросах региональной политики поможет экоактивистам это совершить».
Как выгода от вывоза отходов тормозит раздельный сбор
Тяжело выполнить цели мусорной реформы, когда отходы дешевле и выгоднее сжигать или вывозить на полигоны, чем перерабатывать. В среднем за утилизацию мусора по тарифу платят ₽500–600 за кубометр. Захоронение на полигонах — это просто и быстро, а мусоросжигание, при котором в атмосферу выделяются вредные вещества, активно лоббируется, говорит специалист по экопросвещению Анастасия Евдокимова.
Выгода от утилизации мусора для частных лиц — не единственная причина, почему в России не могут наладить раздельный сбор. Есть и другая проблема: организовать полный цикл переработки сейчас кажется невозможным, поскольку многие виды отходов просто не перерабатываются в России — для этого нет инфраструктуры. Всего 3% мусора в стране перерабатывается по правилам. Чтобы создать условия для грамотного раздельного сбора, необходимо выстроить всю цепочку — от осознанного подхода обычных граждан к потреблению до вложений государства и крупных компаний.
Проблема отчасти не может разрешиться из-за того, что лишь 15% россиян имеют возможность собирать бытовые отходы раздельно. Об этом эксперты рассказали на Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2021) во время сессии «Генеральная уборка планеты. Экономика замкнутого цикла». При этом даже те граждане, которые могут разделять мусор, часто считают это занятие бессмысленным — согласно опросу агентства Magram Market Research, более половины респондентов не верят, что могут что-то изменить своей сортировкой.
Анастасия Евдокимова, специалист по экопросвещению:
«Осведомленность среди граждан о сортировке мусора довольно низкая. Но даже если люди в России хотят сортировать отходы, часто у них в регионах нет для этого условий. Я, живя в Москве, вынуждена копить пластик на балконе и вывозить его раз в месяц в экоцентр. Что говорить о жителях небольших городов, где нет вообще никакой сортировки?
Если бы деньги вкладывались в мусороперерабатывающие заводы по всей стране и экопросвещение населения, люди охотнее стали бы сортировать и верить, что их мусор не уедет на полигон, а станет вторсырьем».
Как встать на путь раздельного сбора: возможные решения
Мотивировать граждан сортировать мусор. Этот способ поможет оптимизировать процесс переработки и снизить нагрузку на операторов. Для этого нужно изменить правила предоставления коммунальных услуг касаемо ТКО. Сейчас по закону все граждане платят фиксированную сумму за вывоз отходов — ₽150–300 в месяц. У россиян нет мотивации сортировать мусор, поскольку им все равно придется платить одинаковую сумму — неважно, производили ли они отходы в этом месяце, разделили ли ТКО по разным контейнерам или выбросили все в одном мешке.
В европейских странах граждан мотивируют при помощи строгих законов — это дисциплинирует возможных нарушителей. Например, в Германии действуют строгие правила по обращению с отходами: если выбросить мусор в неположенном месте, придется заплатить от €30 до €75. За старый холодильник или плиту у бака расценки повышаются до €160–500. Причем если нарушителя не удастся найти, расходы УК поделит между всеми жильцами в подъезде. Благодаря такой дисциплине почти половина отходов в Германии перерабатывается.
Разделить понятия «твердые коммунальные отходы» и «отходы от использования товаров». Субъекты расширенной ответственности производителя (РОП) ответственны за то, чтобы организовывать раздельный сбор и перерабатывать упаковку от товаров, которые они продают. Региональные операторы конкурируют с ними: они утверждают, что все отходы населения — ТКО. В итоге большая часть отходов производства, которые востребованы у переработчиков, до них не доходит.
Объясним на примере. Допустим, есть «Эко-Линия» — условный региональный оператор крупного города. Компания отвечает за то, чтобы все твердые коммунальные отходы, которые выбрасывает население, вывозили и утилизировали. Иногда среди отходов попадаются картонные коробки бренда обуви «Ромашка». «Эко-Линия» забирает коробки себе — ведь по Федеральному классификационному каталогу отходов коробка относится к «отходам бумаги и картона без пропитки и покрытия незагрязненным».
В итоге «Эко-Линия» и «Ромашка» начинают спорить, чья эта коробка, и не могут найти однозначного решения, кто должен ее утилизировать. Это замедляет процесс переработки.
Поддержать заводы по переработке отходов и экоцентры гарантиями от государства. Сегодня зарабатывать на раздельном сборе практически невозможно: приходится арендовать склад, обеспечивать логистику и платить налоги. Контракты регоператоров касаются в первую очередь вывоза отходов в целом, а не внедрения сортировки. Из-за этого грамотная переработка мусора остается не общероссийским вектором развития, а чередой гражданских инициатив.
Анна Гаркуша:
«Сегодня региональные операторы не пускают на контейнерную площадку другие компании для раздельного сбора. Чтобы это исправить, нужно разделить потоки отходов и передать субъектам РОП заботу о сборе и утилизации отходов производства. Тогда вместо конфликта мы создадим синергию между игроками.
Государству же надо будет поддержать работу региональных операторов по созданию отрасли сбора и переработки органических отходов, а производителей — стимулировать выбирать перерабатываемую упаковку. Гражданам и экоактивистам стоит объединяться и учиться коммуницировать с местной властью, чтобы контролировать эти процессы».
Источник
Эко-сумка стимулов: как вовлечь регионы в раздельный сбор отходов
Об экспертах:
- Любовь Меланевская, исполнительный директор ассоциации «РусПЭК»;
- Павел Рудась, исполнительный директор ассоциации «РусПРО».
«Более 70% из тех, у кого есть доступ к раздельном сбору, активно им пользуются» — такой вывод следует из опроса Левады-центра. Совсем другие данные приводит исследовательское агентство Magram Market Research: 74% не разделяют отходы, потому что «все равно вывезут на полигон».
Позиция государства
Органы власти принимают довольно противоречивые меры. Так, с 1 января 2020 года Москва и Московская область законодательно закрепили раздельный сбор — более 20 миллионов человек получили баки для РСО во дворах. При этом Роспотребнадзор уже в мае 2020 года рекомендовал остановить раздельный сбор для того, чтобы предотвратить распространение коронавируса. Одновременно с этим Госдума и Общественная палата предложили заварить в многоквартирных домах мусоропроводы и тем самым стимулировать население сортировать отходы. Складывается впечатление, что государство пока не может определиться, что же делать: запретить раздельный сбор или все же заставить граждан сортировать отходы.
Этой ситуацией неопределенности пользуются лоббисты мусоросжигания. Зачем усложнять жизнь, сортируя отходы в разные баки, организовывать разнопотоковую логистику, строить сортировочные линии, если можно все просто сжечь в печи? Быстрое решение мусорной проблемы.
Правда, для этого придется построить мусоросжигательный завод. К технологической и экологической безопасности таких заводов есть много вопросов, и кто очистит воздух от выбросов — вопрос тоже пока открытый.
Парадокс «мусорной проблемы»
В России ежегодно образуется 65-70 млн т твердых коммунальных отходов, утилизируется — 3,5 млн т. При этом существующие предприятия по переработке отходов — а их около 1,5 тыс. — имеют общую мощность 37 млн т. Получается, что эти мощности загружены менее, чем на 10%. Уже сейчас можно перерабатывать 57% всех бытовых отходов, достаточно загрузить все уже имеющиеся мощности. Однако фактическая утилизация — 5%. Остальные 95% уезжают на полигоны.
Причина этого парадокса — отсутствие раздельного сбора отходов по всей стране. Первичное накопление и сбор — самое слабое звено («бутылочное горлышко») в существующей системе управления отходами. Отсутствие раздельного сбора делает утилизацию очень дорогой: загрязненные остатками пищи ценные фракции (картон, стекло, пластик, металл) приходится отправлять на промывку, просушку, тратиться на дополнительную логистику, — далеко не все компании по управлению отходами готовы идти на такие издержки. Проще вывезти всю массу на полигон — что и происходит в большинстве случаев. Поэтому без внедрения раздельного сбора отходов в федеральном масштабе «мусорную проблему» не решить.
Европейская модель раздельного сбора отходов
Опыт Евросоюза является образцом при организации раздельного сбора — буквально в каждом дворе установлены контейнеры для РСО. Доля населения, сортирующего отходы в домохозяйствах — больше 90%. Как следствие, европейский показатель утилизации отходов упаковки составляет более 65%. Секрет успеха европейской модели основан на умном внедрении инструмента расширенной ответственности производителя (РОП) — бизнес обязан обеспечить переработку определенной доли отходов, которые образуются от выпущенных на рынок товаров и упаковки. Для этого бизнес создает специальные организации (ассоциации), которые финансируют установку контейнеров для РСО и контролируют, чтобы раздельный сбор осуществлялся, а отсортированные отходы доходили до конечного звена — переработчика.
В этой модели в выигрыше остаются все стороны. Бизнес заинтересован в РСО, так как выполнение РОП становится проще — отсортированную упаковку не нужно многократно очищать от загрязнений перед отправкой на переработку. Более того, для бизнеса РСО — источник вторичного сырья, которое европейские компании обязаны использовать при производстве некоторых видов упаковки (в том числе пластиковой). Муниципалитеты заинтересованы в РСО, так как он снижает общее количество отходов, идущих на полигон. А значит, меньше и плата за вывоз, так как отсортированные отходы упаковки ассоциации вывозят самостоятельно — ведь бизнес в этом заинтересован. Раздельный сбор выгоден и населению — граждане, сортирующие отходы, платят за вывоз отсортированных ТКО в разы меньше.
Наиболее яркий пример — Германия, где раздельный сбор оформлен в четыре потока: первые два контейнера — для упаковки (синий и желтый), еще два — для пищевых отходов (коричневый) и «прочего»: для загрязненной бумаги, окурков от сигарет и подобного (черный контейнер).
Стоимость вывоза синего и желтого бака составляет в среднем €12 в год, а коричневого и черного — €135 в год. Сортировка отходов стала настолько важной частью быта немцев, что раздельному сбору посвящают обучающие материалы в курсах адаптации иммигрантов. В результате, в Германии охват муниципалитетов раздельным сбором достигает практически 100%, а показатель утилизации отходов упаковки — 70%. Однако Европа шла по этому пути с начала 1990-х годов — более 25 лет.
Нужно ли ждать России 25 лет?
Нет. Нам доступен лучший опыт Европы, а проблема переполненных полигонов просто не дает возможности ждать так долго. Для реального перелома в этом направлении необходимы три базовых составляющих государственного регулирования:
- Позитивные стимулы для населения. Если тариф на вывоз ТКО станет заметно ниже, благодаря тому, что отсортированные отходы снизят объем ТКО и будут вывозиться для жителей бесплатно, даже скептики станут экологически ответственнее и начнут сортировать отходы. Потому что это дешевле.
- Раздельный сбор отходов должен на законодательном уровне стать обязательным для регионов и региональных операторов. В текущих условиях регоператоры не имеют мотивации внедрять РСО — их контракты касаются в первую очередь вывоза отходов как таковых, РСО внедряют единицы.
- У вторичного сырья должен появиться рынок — вторресурсы важно сделать востребованными. Экономические стимулы для производителей, использующих упаковку из вторсырья, и облегчение налогового бремени на операции с ним — зарекомендовавший себя инструментарий. Пока же в России на законодательном уровне даже не определен термин «вторичные материальные ресурсы». И в этом отношении мы в начале пути.
Первые шаги
Недавно правительство утвердило «дорожную карту» по развитию раздельного сбора отходов (РСО). Как минимум позитивные стимулы для населения и бизнеса, а также предпосылки для качественного изменения регулирования нашли отражение в этом документе. Но «дорожная карта» — это все-таки планы и взгляд в будущее, которые еще предстоит воплотить в жизнь.
Важно перестать гадать на результатах социологических опросов — готово население к раздельному сбору отходов или нет — и на практике заняться созданием позитивных экономических стимулов для внедрения раздельного сбора в федеральном масштабе. Именно стимулов, а не штрафов и принуждений. Если бизнес получит предсказуемые правила по самостоятельной реализации расширенной ответственности производителя, а «зеленый образ жизни» позволит гражданам экономить, раздельный сбор станет в России не менее популярным, чем в странах ЕС.
Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Источник