Экономические способы проведения валютной политики государства

Валютная политика и ее формы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Валютная политика – это часть экономической политики государства, которая представляет собой совокупность правовых, организационных и других мер в сфере денежного обращения и валютных отношений.

Теоретические основы валютной политики государства

Неотъемлемой частью общей макроэкономической политики современного государства является валютная политика. Она используется как инструмент стимулирования к ведению внешнеэкономической деятельности, налаживанию и укреплению на мировых рынках хозяйственных связей.

Способом выражения валютной политики государства является валютное регулирование. Оно представляет собой осуществляемую государством регламентацию внутренних и международных валютных отношений, имеющих место в экономической действительности. Считается, что в результате валютного регулирования должны быть повышена эффективность валютных отношений и усовершенствована действующая валютная система. При этом обязательным считается учёт принципов мировой валютной системы и обеспечения валютной стабилизации.

Предназначение валютной политики состоит в предотвращении и в устранении негативных последствий колебаний валютных курсов, которые свойственны современным рыночным отношениям. Неконтролируемые и произвольные изменения спроса на национальную валюту и ее предложения способны пагубным образом сказаться на социально-экономическом развитии страны (в частности, на движении инвестиционных потоков, на благополучии домохозяйств).

Проведение валютной политики по большей части определяется степенью экономической взаимозависимости национальных хозяйств и теми ролями, которые они играют в мировом хозяйстве. Поэтому помимо валютных реформ одними из главных методов реализации валютной политики являются межгосударственные переговоры и соглашения.

Перед валютной политикой обычно ставится несколько целей. Их содержание является основанием для обособленного выделения текущей и долговременной (структурной) валютной политики.

  • Текущая валютная политика государства, в первую очередь, ориентирована на оперативное регулирование валютного рынка, валютных операций, валютного курса. Благодаря этому в краткосрочной перспективе обеспечивается нормальное функционирование национальных и международных валютных механизмов.
  • Долгосрочная (структурная) валютная политика рассчитана на достаточно продолжительный период времени. Поэтому она предполагает последовательное осуществление мер по внесению корректив в функционирование систем международных платежных средств, использования золота и резервных валют, международных расчетов, а также режимов валютных курсов и паритетов.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика основных форм валютной политики государства

Валютная политика государства может проводиться в различных формах. Наиболее распространенными сейчас являются следующие формы валютной политики:

  • дисконтная валютная политика;
  • девизная валютная политика;
  • валютная интервенция;
  • регулирование режимов валютного курса и конвертируемости валют;
  • девальвация и ревальвация.

Дисконтная валютная политика предполагает использование учетной ставки процента (ставки рефинансирования). Ее изменение центральным банком страны способно скорректировать в необходимом направлении валютный курс, отрегулировать движение инвестиций в национальной экономике, сбалансировать платежные обязательств.

Правительства, которые избрали дисконтную валютную политику, воплощают в жизни комплекс таких мер экономического и правового характера, которые, воздействуя как на внутреннюю экономику, так и на сферу международных экономических отношений, изменяют состояние денежного спроса, динамику и уровень цен и «миграции» инвестиций.

Главными инструментами девизной валютной политики считаются купле-продажа иностранной валюты и применение валютных ограничений. Причем эта форма валютной политики может использоваться одновременно с другой формой – валютными интервенциями. Благодаря данной политики оказывается комплексное воздействие на соотношение спроса и предложения на валютном рынке.

Валютная интервенция означает деятельность центрального банка на валютном рынке. Если он преследует цель по повышению курса национальной валюты, то ему необходимо продать иностранную валюту в обмен на национальную. В случае потребности в снижении курса национальной валюты центральный банк должен провести скупку дополнительного объема иностранной валюты.

Как правило, для того, чтобы покрыть расходы, возникающие по результатам иностранных интервенций, требуется использование официальных золотовалютных резервов или получение по межбанковским соглашениям взаимных кредитов центральных банков. Также распространена практика по созданию специальных стабилизационных фондов.

В отличие от других инструментов воздействия на валютный курс валютные интервенции требуют больше затрат. Причем они не всегда могут оказаться оправданными: результат обычно получается временным, и впоследствии рыночные факторы курсообразования все равно берут вверх.

Регулирование режимов валютного курса и конвертируемости валют является традиционным элементом валютной политики государства. Начиная с 1978 г. эти вопросы самостоятельно решаются странами с учетом мнения ведущих международных экономических организаций (прежде всего, Международного валютного фонда).

Если в сравнении с рыночным курс национальной валюты по отношению к иностранным завышен или занижен, то финансовые органы государственной власти могут принять решение о девальвации или ревальвации национальной валюты. Девальвация означает снижение курса, а ревальвация – его повышение. В настоящее время этими понятиями также называют стихийно происходящее, длительное по времени и значительное снижение/повышение курса национальной валюты (т.е. вне рамок валютной политики).

Источник

Тема 5. Валютная политика

Оглавление

Цели и задачи.

При проведении валютных операций субъекты действуют не только с учетом экономической целесообразности, но и в определенных организационных, экономических и правовых рамках. Иными словами в условиях мировой экономики осуществляется и государственное и рыночное регулирование международных валютных отношений. Регулирование государством валютных отношений называют валютной политикой.

Целью данной темы является изучение валютной политики, как одной из форм международных валютно-кредитных отношений.

Задачи:

  • Понимание двух сторон валютной политики. С одной стороны – валютная политика направлена на достижение экономических целей страны, а с другой стороны — валютная политика должна проводится в рамках международных валютных правил.
  • Изучение основных форм валютной политики (дисконтная, девизная, диверсификация, валютные ограничения, режим валютных курсов, девальвация и ревальвация). Особое внимание уделено валютным ограничениям, как наиболее распространенной и эффективной в долгосрочном периоде форме валютной политики.

5.1. Понятие валютной политики.

Валютная политика.

На валютном рынке формируется спрос и предложение валют, их курсовое соотношение. Действие экономических законов обеспечивает эквивалентность обмена валют, соответствие мировых финансовых потоков потребностям мирового хозяйства.

Однако государство издавна вмешивалась в валютные отношения. Значительные резкие колебания валютных курсов и валютные кризисы отрицательно влияют на национальную и мировую экономику.

Рыночное и государственное регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития. Второе направлено на преодоление последствий рыночного регулирования валютных отношений. Соотношение между этими двумя частями постоянно меняется. В условиях кризисных потрясений, послевоенной разрухи преобладает государственное регулирование, порой весьма жесткое. При улучшении валютно-экономического положения – поощряется рыночная конкуренция. Но государство всегда сохраняет валютный контроль в целях регламентации и надзора за валютными отношениями. Поэтому говорят о валютной политики государства — придание определенной направленности развитию валютно-финансовой системы на основе поставленных государством целей.

Валютная политика – это система мер в области валютных отношений, осуществляемая государством в соответствии с выработанными политическими и экономическими ориентирами.

Она направлена на обеспечение достижения главных целей экономической политики в целом: устойчивого экономического роста, сдерживания уровня безработицы и инфляции, поддержание равновесия платежного баланса.

Для достижения поставленных целей на разных исторических этапах на первый план выдвигаются конкретные задачи валютной политики: преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации, переход к конвертируемости валюты, либерализация валютных операций и др.

Цели и задачи валютной политики формулируются в ежегодно декларируемых «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики», содержащих оценку достигнутых и прогнозируемых параметров валютного рынка.

В широком смысле валютная политика включает (1) валютное регулирование и контроль, (2) международное валютно-финансовое сотрудничество, в том числе, членство в международных организациях, взаимодействие между центральными банками. Конкретные направления и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением страны, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил не мировой арене.

Юридически валютная политика оформляется (1) валютным законодательством – совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами, (2) валютными соглашениями (двусторонними и многосторонними) между отдельными государствам или группами государств.

Валютное законодательство.

Регламентация валютных операций путем введения валютных ограничений и их совершение всегда происходит на основе валютного законодательства, разрабатываемого правоустанавливающими органами. Валютное законодательство – это система правовых норм (валютное право), определяющая принципы валютных ограничений, закрепляющая на правовом уровне порядок осуществления валютных операций и полномочия органов и агентов валютного регулирования.

Исходя из валютного законодательства, строится система управления валютным рынком, включающая прогнозирование его изменений, последовательное проведение учета, контроля и регулирования.

Мировая арбитражная практика показывает, что если валютный договор противоречит правилам государства о валютном контроле, то договор не признается в международных судах как юридически действительный и не имеет принудительной силы. Например, договор, по которому итальянский покупатель приобрел у российского продавца металл, и исполнение которого не разрешили итальянские власти, не квалифицируется как «валютный договор», он не обязателен для покупателя.

Однако валютный договор может быть замаскирован невинной коммерческой сделкой. Так, например, покупатель в стране с валютным контролем может склонить продавца к указанию в счете-фактуре более высокой, нежели действительная, цены товара и попросить его о переводе превышения на счет покупателя в третьей стране. В части превышения цены по сравнению с действительной ценой такая сделка является валютным договором. В случае неисполнение валютный договор (часть договора о превышении реальной цены) не будет признаваться в международных судах как юридически действительный, и не будет иметь принудительной силы, поскольку в нем идет речь о переводе из страны покупателя валюты в нарушения действующего валютного законодательства.

К основным понятиям валютного законодательства Российской Федерации, кроме рассмотренных ранее, относятся определения экспорта, импорта, товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.

Экспорт – вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе.

Импорт – ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе.

Факт экспорта и импорта фиксируется:

  • для товара – в момент пересечения товаром таможенной границы;
  • для услуг и интеллектуальной собственности – в момент предоставления услуг и прав.

Товар – любое движимое имущество (включая все виды энергии) и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности. Транспортные средства, используемые при договоре о международной перевозке, товаром не являются.

Услуги – предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.

Интеллектуальная собственность (исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности) – исключительные права на литературные, художественные и научные произведения, программы для электронно-вычислительных машин и базы данных; смежные права; на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, а также фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и другие результаты интеллектуальной деятельности, охрана которых предусмотрена законом.

Читайте также:  Метод бухгалтерского учета это совокупность способов познания бухгалтерского учета

С точки зрения валютного права субъектами (участниками) валютного рынка могут быть резиденты и нерезиденты.

В Российской Федерации к резидентам относятся: а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства; б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов – юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации; д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях; е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

К нерезидентам относятся: а) физические лица, не являющиеся резидентами; б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях; д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации; е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие, обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; ж) иные лица, не указанные в составе резидентов.

Вопросы ответственности за нарушение валютного законодательства РФ регулируются правовыми нормами:

  • финансового права (законы «О валютном регулировании и валютном контроле», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности» и др.),
  • таможенного права,
  • административного права,
  • уголовного права.

Финансовое право. Ответственность за совершение кредитными организациями правонарушения влечет за собой применение санкций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». К ним относятся: а) штрафы; б) ограничение проведения отдельных операций на срок до 6 месяцев; в) осуществление мероприятий по финансовому оздоровлению; г) замена руководителей; д) реорганизация; е) изменение обязательных нормативов на срок до 6 месяцев; ж) запрет на осуществление остальных банковских операций, предусмотренных лицензией, а также на открытие филиалов на срок до 1 года; з) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев; и) отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

Таможенное право. При выявлении признаков таможенных правил, виновные должностные лица подлежат привлечению к ответственности в виде штрафов в соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 285, 288).

Административное право. Резиденты за нарушение валютного законодательства несут ответственность в соответствии со статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Он предусматривает наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции, а также до ста минимальных размеров оплаты труда – на должностных лиц, до пятисот минимальных размеров оплаты труда – на юридических лиц.

Уголовное право. Согласно Уголовному кодексу РФ уголовно наказуемыми валютными операциями являются: а) легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных незаконным путем (ст. 174); б) незаконное получение кредита (ст. 176); в) злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177); г) злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185); д) изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186); е) изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187); ж) незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191); з) нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192); и) невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193).

Структурная и текущая валютная политика.

Различают текущую и долговременную валютную политику.

Долговременная (структурная) валютная политика – это система мер, предполагающая поддержание сложившегося состояния или модификацию валютной системы, валютного рынка в целом, например, проведение валютных реформ.

Текущая валютная политика — это система мер регулирования отдельных параметров валютного рынка (валютного курса, валютных операций и др.).

5.2. Формы валютной политики.

Применяются следующие основные формы валютной политики:

  • дисконтная (учетная),
  • девизная (валютная интервенция),
  • диверсификация валютных резервов,
  • валютные ограничения,
  • установление режима валютных курсов и паритетов,
  • двойной валютный рынок,
  • девальвация и ревальвация.

Конкретные направления и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением страны, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил не мировой арене.

Дисконтная валютная политика (учетная) – изменение учетной ставки Центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на движение краткосрочных капиталов и динамику внутренних кредитов (денежной массы, цен, совокупного спроса).

Повышение учетной ставки будет стимулировать приток капиталов из стран, где более низкая процентная ставка и сдерживать отлив национальных капиталов, что способствует улучшению состояния платежного баланса и повышению валютного курса.

Понижая учетную ставку, центральный банк рассчитывает на отлив национальных и иностранных капиталов в целях уменьшения активного сальдо платежного баланса и снижения курса своей валюты.

Дисконтная политика характеризуется кратковременностью и сравнительно низкой эффективностью. Это объясняется тремя причинами. (1) Противоречивость ее внутренних и внешних целей. Если процентные ставки снижаются в целях оживления конъюнктуры, то это вызывает отток капиталов, отрицательно влияя на платежный баланс. Повышение учетной ставки в целях улучшения платежного баланса и повышения курса отрицательно влияет на экономику, понижая конъюнктуру рынка. (2) Результативность дисконтной политики зависит от притока в страну иностранного капитала, но в условиях нестабильности процентные ставки не всегда определяют движение капиталов. (3) Валютное регулирование и контроль ослабляет свободное перемещение капиталов и, следовательно, воздействие учетной политики.

Девизная валютная политика (валютные интервенции) – воздействие на курс национальной валюты путем купли продажи иностранной валюты (девизов).

Девизная политика осуществляется в форме валютной интервенции, т.е. вмешательства центрального банка в операции на валютном рынке. В целях повышения курса национальной валюты, центральный банк продает иностранную валюту, а в целях понижения курса национальной валюты центральный банк покупает иностранную валюту.

Девизная политика осуществляется с целью: а) удержания курса на заданном уровне (в диапазоне); б) сглаживание резких колебаний; в) задание требуемой динамики курса; г) пополнение валютных резервов.

Валютные интервенции осуществляются за счет официальных золотовалютных резервов или краткосрочных взаимных кредитов центральных банков.

Девизную политику характеризуют относительно крупные масштабы и сравнительно краткий период применения.

Диверсификация валютных резервов – регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты, проведение валютной интервенции и защиту от валютных потерь.

Режим валютных курсов и паритетов – установление порядка определения официальных валютных курсов и пределов их колебаний.

Двойной валютный рынок – деление валютного рынка на две части: по коммерческим операциям применяется официальный валютный кур; по финансовым (движение капиталов, кредитов и др.) – рыночный.

Девальвация и ревальвация. Девальвация – снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам (международным денежным единицам, золоту). Ревальвация – повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам (международным денежным единицам, золоту.

Понятия девальвации/ревальвации с течением времени претерпели изменения:

  • При золотом стандарте говорили о девальвации/ревальвации при уменьшении/увеличении золотого содержания денежной единицы.
  • Затем, во времена фиксированных валютных курсов, под девальвацией/ревальвацией понимали изменение не только золотого содержания, но и курса национальных валют к иностранным валютам.
  • В современном понимании в условиях плавающих валютных курсов термины девальвация/ревальвация означают относительно длительное и значительное снижение рыночного курса валют.

Проценты девальвации (Д) и ревальвации (Р) «валюты А» относительно «валюты В» могут быть рассчитаны следующим образом

ДА/В — девальвация валюты А относительно валюты В.

Кс А/В – старый курс валюты А относительно валюты В

Кн А/В – новый курс валюты А относительно валюты В

РВ/А — ревальвация валюты В относительно валюты А.

Кн В/А – новый курс валюты В относительно валюты А

Кс В/А – старый курс валюты А относительно валюты В

Рассмотрим пример использования девальвации как метода воздействия на международные операции страны.

Предположим, курс рубля к доллару США снизился с 25,0000 руб./долл. до 30,0000 руб./долл.

Старый курс рубля относительно доллара (Кс RUR / USD ) составил 1 руб / 25 руб/долл = 0,0400 долл. Новый курс (Кн RUR / USD ) = 1 руб / 30 руб/долл = 0,0333 долл. Рубль подешевел на 0,0067 доллара. В данном примере девальвация рубля относительно доллара составила:

Новый курс 1 доллара относительно рубля (Кн USD / RUR ) 30,0000 руб. Старый курс (КсUSD / RUR ) 25,0000 руб. То есть доллар подорожал на 5,0000 руб. Размер вынужденной ревальвации доллара относительно рубля равен:

Российские должники выигрывают, если им за долги расплачиваться подешевевшими рублями, но проигрывают, если долг выражен в долларах.

Российские кредиторы выигрывают, если их кредиты выражены в подорожавших долларах, но проигрывают, если кредиты в подешевевших рублях.

Если российский экспортный контракт в долларах – от девальвации рублей в выигрыше российские экспортеры. При обмене долларовой выручки получается «девальвационная премия» в размере 16,67% (30 руб. за доллар, вместо 25 руб.).

Влияние девальвации рублей.

Если российский экспортный контракт в рублях, то от девальвации рублей в выигрыше иностранные импортеры. При импорте из России они экономят за счет покупки дешевых рублей. При контракте 1 млн. рублей экономия составит:1 000 000 * 0,0067 долл = 6700 долл/

Если российский импортный контракт в рублях, то иностранные продавцы проигрывают, так как приобретение долларов США за российские рубли им обходится дороже.. При контракте 1 млн. рублей проигрыш составит:1 000 000 * 0,0067 долл = 6700 долл.

Девальвация влечет за собой рост цен и снижение жизненного уровня. Но способствует улучшению состояния платежного баланса за счет активизации экспорта.

Влияние ревальвации долларов.

Если российский экспортный контракт в долларах, то российские экспортеры выигрывают, так как они более дорого продадут доллары. При контракте 500 000 долл выигрыш составит: 500 000 * 5 руб. = 2 500 000 руб.

Если российский импортный контракт в долларах, то российские импортеры проигрывают, так как им дороже обходится покупка валюты. На сумме 500 000 долл. потеря составит: 500 000 * 5 руб. = 2 500 000 руб.

Читайте также:  Сколько солить сало сухим способом по времени для копчения

Ревальвация — повышение уровня жизни за счет появления более дешевых импортных товаров. Ревальвация приносит поток иностранных инвестиций и снижение темпов инфляции за счет притока дешевых товаров. Но возможно уменьшение объема производства и увеличение безработицы в отраслях, которые не выдерживают конкуренции с дешевыми иностранными товарами.

Основные оценочные характеристики валютной политики.

Валютную политику характеризуют а) открытость; б) прозрачность и в) нейтральности экономики.

Открытость экономики определяется отношением объема экспорта и импорта к ВВП (национальному доходу).

Более подробно характеризует экономическую политику не простая, а так называемая институциональную открытость. Согласно этому (институциональному) подходу, экономика считается более открытой, если резиденты сталкиваются с меньшим числом ограничений (в том числе и валютных) при выходе на внешний рынок. Также как и нерезиденты при выходе на национальный рынок. Количественно степень институциональной открытости может быть измерена следующим отношением (чем выше IO, тем ниже степень открытости):

где: IO – степень институциональной открытости;

S – внешнеторговые (экспортные и импортные) субсидии;

Q – внешнеторговые (экспортные и импортные) пошлины;

F – валютные ограничения;

L – лицензии (квоты);

Экономика считается прозрачной, если она регулируется при помощи устоявшихся, не допускающих двоякого толкования, широко известных правил законодательства (в том числе и валютного), но не указаниями органов валютного контроля. Оценка может быть получена путем отнесения числа законов и подзаконных актов к числу инструктивных писем, телеграмм, разъяснений, с которыми работают агенты валютного контроля.

где: Р – степень прозрачности;

NL1 – число законов и подзаконных актов;

NL2 – число инструктивных писем, телеграмм, разъяснений.

Нейтральность экономики — отношение объема ограничений по экспорту товара (работ, услуг) и импорту капитала, с одной стороны, к импорту товара (работ, услуг) и экспорту капитала, – с другой. Индекс нейтральности в этом случае:

где: N – индекс нейтральности;

Fe, Fm – экспортные и импортные валютные ограничения;

d – разница между реальным и официальным валютными обменными курсами.

5.3. Валютные ограничения (Регулирование и контроль валютных операций).

Общим средством осуществления валютной политики является введение валютных ограничений.

Текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

В соответствии со статьей VIII Соглашения МВФ (Устава МВФ), подписанного 22 июля 1944 г. в Бреттон-Вудсе на Валютно-финансовой конференции Объединенных Наций, страна-участник принимает на себя обязательство избегать ограничений по текущим платежам. Таким образом, смысл и значение деления состоит в следующем:

  • текущие валютные операции не подлежат валютному контролю и валютному регулированию;
  • на валютные операции, связанные с движением капитала, распространяются положения о валютном контроле и валютном регулировании.

Отметим, определения понятия «валютный контроль» и «валютное регулирование» не содержат ни Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», ни международные документы, в том числе и нормы Договора о МВФ.

В материалах Исполнительной дирекции МВФ говорится: «При решении вопроса о том, являются ли принимаемые меры ограничениями платежей и переводов., следует, прежде всего, определить, влекут ли они за собой сохранение прямых государственных ограничений свободному распоряжению и использованию иностранной валюты как таковой». 1

Валютные ограничения – это характеристики условий и пределов осуществления валютных операций. Они включают ограничения общей возможности распоряжаться валютой или ее конкретным использованием.

Классификация валютных ограничений представлена на Рисунке.

Валютные ограничения устанавливаются главным образом на «входящий» или «уходящий» из страны капитал. Они могут прилагаться к текущим или финансовым операциям платежного баланса, операциям резидентов и нерезидентов. Ограничения могут вводиться в форме полного запрещения на проведения операции (например, запрещение покупки/продажи национальных товаров, услуг за иностранную валюту) или ограничений по количеству и времени проведения операций. Некоторые операции могут строго регламентироваться, например, проводиться только при оформлении определенных документов, или предъявлении справки из налоговых органов.

Валютные ограничения вводятся в следующих формах: регламентация, ограничение или запрещение.

Регламентация – это установление порядка проведения операций «без ограничения», но при соблюдении определенных условий. К таким условиям относят паспортов сделки для пересечения таможенной границы, отчетность о валютных операциях, установление количественных и временных ограничений на переводы, покупку и продажу иностранной валюты (в том числе норматива и сроков обязательной продажи), устанавливается дифференциация валютных счетов.

Ограничение – это установление разрешительного порядка проведения операций. В этом случае для проведения операции необходимо получить разрешение (на конкретную операцию) или лицензию (на сумму или срок). Например, на приобретения иностранной валюты, ее перевод, открытие счета за границей, взаимозачет требований при проведении многоэтапных схем и т.п.

Запрещение – полный запрет на проведение определенных операций. Например, расчеты на иностранную валюту, покупка/продажа валюты минуя банки, а в некоторых странах полное запрещение проведения валютных операций участниками рынка, кроме уполномоченных государством учреждений.

Рис. 1. Классификация валютных ограничений.

Инструменты валютного регулирования применяются по трем основным направлениям:

  • регулирование операций с иностранной валютой физических лиц (порядок покупки/продажи, ввоза/вывоза, перевода, пересылки физическими лицами иностранной валюты и именных платежных документов и средств в иностранной валюте)
  • регулирование внешнеэкономических операций предприятий и организаций. С этой целью осуществляется: а) лицензирование внешнеэкономической деятельности; б) дифференциация валютных счетов в) устанавливается порядок покупки/продажи внутренних и внешних ценных бумаг — резидентами за иностранную валюту и нерезидентами за национальную валюту); г) ограничения или специальные порядки расчетов между фирмами за товары, работы (услуги), например запрещение предоплаты по внешнеэкономическим сделкам, д) запрещение (ограничение суммы) погашения кредитов иностранной валютой.
  • регулирование валютных операций банков и валютных бирж. Лицензируется банковская и биржевая деятельность, вводятся лимиты открытой валютной позиции;

Условиями осуществления валютного контроля являются: а) наличие валютных ограничений на валютном рынке; б) законодательная регламентация учета и отчетности по валютным операциям.

Валютный контроль – это определение степени соответствия (несоответствия) реального процесса ведения валютных операций законодательно установленным валютным ограничениям. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

В научной литературе экономическая категория «валютный контроль» употребляется в широком и узком смысле.

Валютный контроль в узком смысле соответствует понятиям control of foreign exchange (currency) transaction, или валютный надзор – это непрерывное наблюдение, проверка регламентов проведения валютных операций в целях приведения их в соответствие с разработанными нормами и предъявляемыми требованиями.

Валютный контроль в широком смысле соответствует понятиям foreign exchange (currency) control – это введение государством валютных ограничений, обусловленных целями и планами валютной политики, и осуществляемый на основе действующего законодательства.

Для осуществления валютного контроля в РФ, в соответствии с новым Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10.12.2003г. № 173-ФЗ), а также в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям резиденты оформляют в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки содержит сведения, о резиденте, контрагенте-нерезиденте и виде совершаемой операции.

Методы валютного контроля подразделяются на прямые и косвенные. Косвенные методы представляют собой контроль за уровнем цен, объемами и направлением валютных платежей. Прямые методы состоят в контроле за обоснованностью проведения валютных операций.

Полная либерализация валютной политики направлена на отмену валютного контроля, поскольку, утверждают либеральные фундамента листы, «вся идея “централизованного контроля” это сплошное недоразумение». 2

Участники внешнеэкономической деятельности стремятся уклониться от соблюдения валютных ограничений посредством:

  • манипулирования ценами в счетах фактурах (занижение реальных экспортных или завышение импортных цен с переводом превышения на счета за границей),
  • продажи товара в страны, на чьи валюты не распространяется валютные ограничения,
  • взаимозачеты экспортной выручки,
  • взятки (ценные подарки, услуги).

Теории валютных ограничений.

Среди экономистов и финансистов нет единой позиции о необходимости государственного валютного контроля и валютного регулирования.

Аргументы противников отталкиваются от принципа, доказанного Дж. Винером и др., согласно которому никакая система, в том числе и экономическая не может достичь всех целей одновременно. В частности, под действием любого государственного регулирования экономика описывает лишь зигзаги, а достижение идеальной точки может быть только кратковременным и случайным событием.

Современное экономическое обоснование валютного регулирования вытекает из выводов монетаристов, сделанных в середине XX в., о том, что мероприятиям по государственному регулированию экономических проблем противодействуют меры по стимулированию экономического роста. То есть, чем ниже степень регулирования рынка (и соответственно, чем выше степень либерализации), тем выше темпы экономического роста. Поскольку беспрепятственная работа рынка – наилучший вариант для обеспечения долгосрочного и эффективного распределения ресурсов в экономике («невидимая рука» А. Смита), постольку отсутствие мер валютного регулирования – необходимое условие быстрого экономического роста.

Таким образом, во-первых, валютное регулирование не дает возможность фиксировать реальные сигналы рынка и своевременно делать необходимую корректировку экономической политики в целом. Другими словами, меры валютного контроля вызывают или увеличивают задержку в осуществлении насущных мер в других областях экономической политики. Это может привести, например, к недооценке масштабов кризиса и ограничению масштаба мер по выходу из кризиса.

Во-вторых, меры валютного регулирования – несправедливы и приводят к созданию неравных условий для разных компаний и секторов экономики. Надзором невозможно охватить всю экономику. Малый и большой бизнес, экспортеры и импортеры товаров, услуг, страховщики, фондовый рынок, резиденты и нерезиденты находятся в разных условиях.

В-третьих, меры валютного регулирования низкоэффективные. В настоящее время мобильного международного капитала и сложных финансовых институтов и рынков любые меры контроля эффективны, в лучшем случае в течение короткого периода и со временем их начинают все чаще обходить. Доказательством этого служат циклы очевидного занижения валютного курса, которые сменяются его очевидным завышением, а также многочисленные сложные схемы экспортно-импортных операций в обход валютного контроля, основанные на векселях, бартере и взаимозачете.

В-четвертых, валютный контроль вызывает значительные затраты на предприятиях и у государства. Это влечет уменьшение объемов торговли с зарубежными странами, и как следствие – может вызвать ответные действия других стран.

Сторонники введения валютных ограничений соглашаются с Дж.М. Кейнсом, его последователями и утверждают, чем хуже экономическое положение страны, тем сильнее идет из нее отток капитала, углубляющий экономический кризис. Происходит «лавинообразное» бегство, которое приводит к разрушительным последствиям экономических и политических кризисов. Снятие валютных ограничений возможно только при устойчивом росте ВВП и достаточной степени диверсификации экспортных поступлений. То есть, отсутствие валютного регулирования – это не необходимость, а следствие успешного завершения переходного или кризисного этапа в национальной экономике.

По мнению сторонников Дж.М. Кейнса, валютное регулирование – инструмент создания предпосылок интеграции национальной экономики в международные хозяйственные системы. Благодаря нему уменьшается желание играть на курсе валют, сокращаются границы краткосрочных колебаний валютного курса, национальная валюта стабилизируется.

Читайте также:  Подземный закрытый способ добычи полезных ископаемых

Вследствие ограничительных мер валютной политики происходит защита доходов населения и товарной массы внутри страны. Значительно уменьшается вероятность устойчивого завышения реального валютного курса и понижения покупательной способности национальной валюты. При ориентации национального рынка на иностранную валюту искусственно завышен спрос на нее, и ее цена возрастет.

Возможны также серьезные последствия значительного притока капитала. Одно из них – легализация (отмывание) «грязных» денег влечет за собой криминализацию экономики. Другое последствие – угроза ликвидация национальной промышленности путем скупки предприятий иностранцами. Валютные ограничения и контроль за входящим капиталом позволяют уменьшить вероятность такого развития экономики.

Несомненен психологический эффект мер валютного регулирования. Они позволяют поддерживать общественное мнение о серьезности экономической ситуации и намерений государства.

Таким образом, в мерах валютного регулирования есть положительные и отрицательные стороны. Они действуют с большей или меньшей эффективностью, но регулирование движения капиталов и валютный контроль необходимы для каждой страны. Если даже государство и спокойно за стабильность своей экономики, то валютный контроль все равно необходим, как препятствие тому, чтобы страна не стала прибежищем криминального капитала.

5.4. Валютная политика отдельных стран.

Валютная политика государств с развитой рыночной экономикой обычно сводится к проблемам валютного курса, официальных интервенций и управления золотовалютными резервами. В ряде стран, например в Великобритании, Валютная политика отдельно не выделяется и рассматривается в контексте денежно-кредитной политики.

Главная направленность валютной политики развивающихся стран состоит в стремлении ослабить валютно-экономическую зависимость от более развитых стран. Это проявляется: 1) во внедрении некоторых валют в международные расчеты (например, кувейтский динар служит валютой займов стран-членов ОПЕК), 2) возникновение региональных счетных валютных единиц (исламский динар, Центральноамериканское песо и др.), 3) создание валютно-финансовых организаций (банки, фонды) для обслуживания своих потребностей.

Среди основных методов валютной политики развивающихся стран можно выделить:

  • регулирование валютного курса путем использования режима фиксированного курса или множественности курсов;
  • введение валютных ограничений не только по финансовым, но и по текущим операциям платежного баланса;
  • заключение межгосударственных клиринговых соглашений;

Особое место в валютной политики развивающихся государств занимает их участие в валютных группировках, возглавляемых развитыми государствами. При этом проявляются препятствия: а) в виде нежелания стран-участниц предавать свои суверенные права наднациональным валютным органам, и б) ограниченные возможности координации валютной политики в силу разрыва в уровнях экономического развития стран.

В России в XVIII в. значительно возрос вес иностранного капитала. Для прекращения вывоза капитала за границу, в 1724 г. был издан указ, впервые вводивший в России валютные ограничения. По этому указу иностранный купец мог покинуть Россию, только заплатив десятую часть своего капитала.

В начале XX в. Государственный банк принял меры к ограничению спекулятивных операций с иностранной валютой. Были установлены правила: а) свободную продажу валюты допускать по предъявлении фактур, удостоверяющих, что требования на валюту вытекают из потребностей импорта; б) при отсутствии фактур продажу валюты ограничивать суммою 50 000 германских марок в одни руки; в) взимать определенный процент при продажах Госбанком валюты.

В марте 1918 г. в советской России было принято Постановление Наркомфина о порядке вывоза денег и ценностей за границу. Вывоз денег разрешен в сумме не более 500 руб. и драгоценных вещей весом не более 16 золотников на одно лицо.

В период военного коммунизма хранение инвалюты было запрещено, и ее могли конфисковать. Экспортеры обязаны были держать валюту за границей на счетах торгпредств; те в свою очередь должны были держать принадлежавшую им валюту на текущих счетах у заграничных корреспондентов Наркомфина.

В начальный период НЭПа в СССР (1922–1926 гг.) валютные ограничения стали значительно слабее, что было закреплено в Законе СССР «О валютных операциях» (февраль 1923). Частные лица получили право свободно покупать и продавать иностранную валюту на бирже или в помещении банков, без специального разрешения переводить за границу своим родственникам или знакомым до 100 золотых руб. в месяц по официальному курсу и брать с собой при поездках за границу инвалюту на 200 руб. Обязательная продажа инвалюты предприятиями не предусматривалась. Если они хотели ее продать, то должны были в первую очередь предложить инвалюту Госбанку, и только при его отказе – продать на бирже.

В 1926 г. в СССР были введены новые правила регулирования валютных операций. Советские учреждения и предприятия были обязаны всю валютную выручку сдавать в Госбанк. Расходование инвалюты осуществлялось только в соответствии с утвержденным месячным валютным планом.

Процесс перехода российского государства к рыночным отношениям в экономике обусловил необходимость интеграции страны в мировое экономическое хозяйство и, следовательно, послужил катализатором резкого усиления и развития внешнеторговых связей. Начиная с 1986 г., практически все субъекты хозяйственной деятельности получили право прямого выхода на внешние рынки и распоряжения иностранной валютой. Число участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) постоянно возрастало с развитием совместного предпринимательства при участии иностранного капитала. Активно возникали разнообразные формы ведения ВЭД. Параллельно проводилась широкомасштабная банковская реформа, в ходе которой появилось большое количество независимых от государства коммерческих банков, получивших право открытия и ведения валютных счетов клиентов, проведения международных расчетов, совершения операций покупки-продажи иностранных валют. Банки самостоятельно начали проводить аукционные торги иностранной валютой.

При этом практически отсутствовала (за исключением ряда отдельных постановлений Совета Министров СССР и ведомственных инструкций, актов, внутренних инструкций бывших государственных банков) законодательная и нормативная база, регламентирующая правила работы с иностранной валютой, и в первую очередь, определения органа государственного управления, отвечающего за создание регулирующего механизма.

Все это послужило основанием принятия в 1991 г. Закона СССР «О валютном регулировании и валютном контроле» (с 1992 г. Закон РФ). Основным органом валютного регулирования был определен Государственный банк, что соответствовало практике большинства стран мира и введен институт агентов валютного контроля. Также были установлены основные принципы проведения операций с иностранной валютой (текущие – без ограничений, связанные с движением капитала – в особом порядке). Аукционная (биржевая) торговля иностранной валютой стала лицензироваться. Начиная с 1991 г. получили лицензии на организацию биржевых операций с иностранной валютой восемь валютных бирж. 3

За период с 1991 по настоящее время меры валютного регулирования были направлены, в первую очередь на ограничения «бегства» капитала из России.

Согласно совместному Заявлению Правительства РФ и Центрального банка РФ, с 1 июня 1996 г. Российская Федерация приняла на себя обязательства по статье 8 Устава МВФ. Решение о присоединении России к этой статье, делает российский рубль международно конвертируемым по всем текущим операциям. А значит, в дальнейшем меры государственного валютного регулирования будут относиться только к операциям, связанным с движением капитала.

С принятием Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», начался новый этап валютного регулирования и валютного контроля в России. Законом установлено, что к основным мерам, направленным на противодействие отмыванию «грязных» денег, относятся: а) внутренний контроль в организации осуществляющей операции с денежными средствами (банки, организации, осуществляющие перевод денег (почтовой, телеграфной и т.п. связи); участники рынка ценных бумаг; страховые компании; лизинговые компании; ломбарды); б) обязательный внешний контроль со стороны Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России); в) запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах.

Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу координирует действия в сфере противодействия легализации «грязных» денег.

Институциональные изменения в российской экономике, произошедшие за 1990-е гг., курс правительства на дальнейшую либерализацию привели к необходимости принятия нового законодательного акта, Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Федеральным законом РФ от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» сформулированы цели и принципы валютной политики.

Цели состоят в обеспечении факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества, в частности: а) реализации единой государственной валютной политики; б) устойчивости валюты РФ; в) стабильности внутреннего валютного рынка.

Основными принципами валютной политики в Российской Федерации являются:

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  3. единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
  4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Выводы.

Рыночное и государственное регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития. Второе направлено на преодоление последствий рыночного регулирования валютных отношений. Но государство всегда сохраняет валютный контроль в целях регламентации и надзора за валютными отношениями. Поэтому говорят о валютной политики государства — придание определенной направленности развитию валютно-финансовой системы на основе поставленных государством целей.

Валютная политика оформляется (1) валютным законодательством – совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами, (2) валютными соглашениями (двусторонними и многосторонними) между отдельными государствам или группами государств.

Различают текущую и долговременную валютную политику. Долговременная (структурная) валютная политика – это система мер, предполагающая поддержание сложившегося состояния или модификацию валютной системы, валютного рынка в целом. Текущая валютная политика — это система мер регулирования отдельных параметров валютного рынка.

Применяются следующие основные формы валютной политики: дисконтная (учетная), девизная (валютная интервенция), диверсификация валютных резервов, валютные ограничения, установление режима валютных курсов и паритетов, двойной валютный рынок, девальвация и ревальвация. Конкретные направления и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением страны, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил не мировой арене.

В современном понимании в условиях плавающих валютных курсов термины девальвация/ревальвация означают относительно длительное и значительное снижение рыночного курса валют.

В соответствии со статьей VIII Соглашения МВФ (Устава МВФ), подписанного 22 июля 1944 г. в Бреттон-Вудсе на Валютно-финансовой конференции Объединенных Наций, страна-участник принимает на себя обязательство избегать ограничений по текущим платежам.

В мерах валютного регулирования есть положительные и отрицательные стороны. Они действуют с большей или меньшей эффективностью, но регулирование движения капиталов и валютный контроль необходимы для каждой страны. Если даже государство и спокойно за стабильность своей экономики, то валютный контроль все равно необходим, как препятствие тому, чтобы страна не стала прибежищем криминального капитала.

Цели валютного регулирования и валютного контроля РФ состоят в обеспечении факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества, в частности: а) реализации единой государственной валютной политики; б) устойчивости валюты РФ; в) стабильности внутреннего валютного рынка.

Источник

Оцените статью
Разные способы