Экономическая система как способ решения основных экономических проблем

Учебные материалы

Для того, чтобы осуществлять рациональный выбор в мире ограниченных ресурсов хозяйственные субъекты должны обладать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить.

Экономическая теория рассматривает два различных способа координации такого выбора: стихийный (спонтанный) и иерархический (упорядоченный). Первый их них предполагает, что информация, необходимая потребителям и производителям, передается путем ценовых сигналов, указывая производителям, куда выгоднее вложить капитал, и потребителям, где рациональнее совершать покупки.

К таким системам относится рынок – стихийный экономический порядок. Второй из них – иерархия – основан на власти. Он предполагает наличие соответствующих законодательных актов, устанавливающих строгое подчинение нижестоящих звеньев вышестоящим в процессе управления.

Проблемы экономической организации общества в каждом обществе решаются специальными методами, в традиционных обществах такое решение достигается на основе опыта, традиций, обычаев, религиозных воззрений и представлений. В таких системах регулирование процессов производства, потребления и распределения благ, как правило, затруднено или ограничено.

Изменения, как правило имеют место лишь в исключительных случаях и происходят довольно редко. В целом такие системы в силу соблюдения традиций и обычаев трудно реагируют на изменение внешних и внутренних условий. В таких странах наследственность и касты определяют экономическую роль индивида. Как правило, в них имеет место четко выраженный экономический застой (стагнация), а технический прогресс и инновации практически отсутствуют, религиозные и культурные ценности являются первичными по сравнению с экономической деятельностью.

Решение триады основных экономических проблем в рыночной экономике рассмотрим на примере чистого капитализма, то есть так называемого рынка чистой (свободной) конкуренции. Этот тип рынка характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею в такой системе, когда каждый из участников стремится увеличить свой доход, не думая об интересах общества в целом.

Рыночная система представляет собой механизм, с помощью которого эти индивидуальные решения согласуются между собой и даже координируются. Производство товаров и услуг, с одной стороны, и предложение ресурсов, с другой стороны, означает, что существует множество продавцов и покупателей товаров и услуг, а также ресурсов, то есть всегда имеется свобода выбора. В результате все основные проблемы в такой системе решаются самостоятельно, то есть без участия государства.

Роль правительственного (централизованного) планирования вовсе отсутствует. Так как рыночная система является саморегулирующейся, вмешательство государства может оказаться вредным и опасным. Поэтому, в основном, правительство занимается защитой прав частной собственности и правовой защитой участников рынка. В капиталистическом хозяйстве проблемы «Что», «Как» и «Для кого» – решаются главным образом с помощью системы рынков и цен через механизм прибылей и убытков.

Административно-командная экономика является фактически диаметрально противоположной рыночной. Эту систему характеризует общественная собственность на средства производства и коллективное принятие всех экономических решений путем механизма централизованного планирования.

Все крупные хозяйственные решения связанные с использованием и объемами ресурсов, структурой и выпуском продукции, а также с ее расширением и использованием, находит свое отражение в так называемом едином хозяйственном плане, а точнее — в системе взаимосвязанных народнохозяйственных планах.

В этой системе промышленных предприятий, являясь собственниками государства, осуществляют свою деятельность на основе централизованных планов. В таких планах конкретизировалось количество ресурсов, выделяемых сверху каждому предприятию, количество требуемых рабочих с указанием перечня их профессий и специальностей, а также объемы, качество и цены выпускаемой продукции, осуществлялось прикреплением поставщиков к потребителям.

Кроме того, в национальном масштабе экономики в целом, утверждалось соотношение между производимым объемом средств производства и объемом предметов потребления. В соответствии с этими контрольными цифрами определялись темпы экономического роста страны.

Централизованное планирование в командной экономике обеспечивалось с помощью административно-командной системы управления, являющейся гигантской иерархической системой, в которой каждое нижестоящее звено подчиняется вышестоящему лицу. Решения, принимаемые вышестоящим звеном, являются законом для нижестоящего (рис. 3.2.).

На практике действие механизма централизованного планирования оказалось громоздким, слабоманевренным и недостаточно эффективным, что привело к многократным корректировкам планов предприятий, нарушению пропорционального развития отраслей, отсутствию свободы для производителей, снижению эффективности общественного производства.

Страны со смешанной экономикой: (США, Великобритания, Швеция, Япония, Южная Корея и т.д.) имеют отдельные черты, свойственные как рыночной, так и командной экономике. Например, США ближе к чистому капитализму, но правительство играет активную роль в экономике, способствуя ее стабильности и росту; а на государственных предприятиях производятся те товары и услуги, которые не поставляются рыночной системой.

Кроме того, в США, а особенно в Швеции, государство активно влияет на перераспределение национального дохода, используя систему трансферных выплат населению и увеличивая доходы малоимущих.

В Великобритании в экономике имеют место и крупнейшие корпорации, и мелкий, и средний бизнес, и государственные предприятия и профсоюзы. Профсоюзы вносят существенные возмущения в работу рыночного механизма.

Частная собственность и опора на рыночную систему, так же, как и общественная собственность и централизованное планирование существуют не всегда одновременно друг с другом. Например, в нацисткой Германии была командная экономика и частная собственность на средства производства, но она была поставлена под жесткий контроль.

В противоположность этому югославский социализм имел общественную (коллективную) собственность на ресурсы, и одновременно опирался на свободные рынки.

90% хозяйственной деятельности сосредоточено на частных фирмах, но правительство играет очень активную роль в поддержании стабильности и уровня дохода. Япония отличается высоким развитым планированием и координацией экономической деятельности как государственного, так и частного секторов экономики.

Рациональное решение триады основных экономических проблем предполагает максимально возможный рост производства при полной занятости населения и полном использовании остальных факторов производства.

Источник

16. Экономическая система как способ решения основных экономических проблем. Типы экономических систем: принципы организации и функционирования.

Экономическая система — это часть общественной системы, сфера человеческой деятельности, в которой осуществляется производство, обмен, распределение и потребление продуктов, услуг и факторов производства.

Типы экономических систем.Экономическая система- это способ организации общ-ва для решения стоящих перед ним экономических вопросов.

Выделяют следующие типы экономических систем:

Традиционная, основана на натуральном хозяйстве. В ней производство, обмен и распределение основаны на обычаях и традициях. Продукты производятся для собственного потребления, разделение труда осуществляется по полу и возрасту, низкий уровень производительной силы. Обмен осуществляется в натуральной форме. Имеется два фактора производства: земля и человек. Используются неэкономические методы принуждения. Удовлетворение потребностей на уровне выживания.

Плановая (командная), в основе лежит плановое хозяйство. Существует общественная собственность на средства производства. Для системы характерно централизованное планирование, строгая иерархия управления, оплата производится по труду, а не по результатам труда. Используются некоторые элемента рыночной экономики (деньги, цена, прибыль).

Экономика чистого капитализма. Для этой системы характерна частная собственность на ресурсы, использование системы рынка и цен в организации коммерческой деятельности, существует спрос и предложение.

Смешанная экономика характеризуется сочетанием элементов чистого капитализма и командной экономики. Товары и услуги производятся как государством, так и частными компаниями. Государство активно участвует в перераспределении доходов, реализации социальных программ, определении законодательных норм экономической жизни, регулирование денежно-кредитной системы.

Источник

Основные экономические проблемы и модели экономических систем как пути разрешения экономических проблем

Понятие и факторы экономической эффективности. Традиционная, командная, рыночная, смешанная и переходная модели экономики. Экономические системы: формационный и цивилизационный подходы. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.12.2013
Размер файла 47,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ

Читайте также:  Как решать рациональным способом пример

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

«Основные экономические проблемы и модели экономических систем как пути разрешения экономических проблем»

1. Общая характеристика хозяйственной деятельности

2. Основные экономические проблемы

2.1 Экономическая эффективность

2.2 Экономическая система общества. Традиционная, командная, рыночная, смешанная и переходная модели экономики

3. Экономические системы: формационный и цивилизационный подходы

4. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики

Проблема эффективности — основная проблема экономической теории, которая исследует пути наилучшего использования или применения ограниченных экономических ресурсов с целью наибольшего или максимального удовлетворения безграничных потребностей общества (цель производства). Таким образом, экономическая наука — это наука об эффективном использовании ресурсов.

Экономическая эффективность характеризует связь между количеством единиц ограниченных ресурсов, которые применяются в процессе производства и полученным в результате этого процесса количеством какого — либо продукта, т.е. охватывает проблему «затраты — выпуск».

Для того, чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресурсов, хозяйственный субъект должен располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить.

ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ — это принятие решения о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

КАК ПРОИЗВОДИТЬ — это принятие решения о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ — это проблема, решающая кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими потребитель.

В рыночной системе есть определенный порядок: все нежизнеспособное, не пользующееся спросом, малоэффективное отбрасывается. И тот, кто не сумел оценить рыночную конъектуру, обречен на разорение.

Вопросы: «Что? Как? Для кого производить?» не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены. При неограниченных возможностях и полном удовлетворении человеческих потребностей не имело бы большого значения перепроизводство какого-либо товара. Но высокий уровень производства всегда влечет за собой высокий уровень потребления. Каждый из нас знает, что предметы, окружающие нас в быту, далеко выходят за границы минимально необходимых для поддержания жизни. Потребности растут быстрее наших возможностей.

Рассмотренная классификация способов разрешения триединой задачи: «Что? Как? Для кого производить?» в известной мере условна. В действительности командно-административные методы могут сочетаться с использованием системы цен, с элементами рыночной экономики, а также учитывать сложившиеся в данном обществе традиции и обычаи. Не всемогущ и рынок. Он не может решить всех человеческих проблем, а иногда дает и неприемлемые решения.

Следует сразу оговориться, что в данном чистом виде рыночная экономика не существует. Современные экономические системы представляют собой смешанные образования. Рынок тесно взаимодействует с государством. В разных странах сложились свои модели смешанной экономики.

1. Общая характеристика хозяйственной деятельности

Все многообразие определений предмета экономической теории можно свести к единому началу: в центре ее изучения лежит хозяйственная деятельность людей, которая развивается по общим законам взаимодействия человека с природой. Это очень сложный и запутанный комплекс разнообразных явлений и процессов. В индустриально развитых странах ныне выделяется около 500 крупных отраслей и блоков хозяйства, где вырабатываются десятки миллионов товаров и услуг для удовлетворения производственных и личных потребностей людей. Каждый из экономических блоков в свою очередь имеет сложную структуру. При этом хозяйственную деятельность осуществляют не просто члены общества, а экономические агенты в лице работников, владельцев имущества, банкиров, домохозяйств и т.д. На всех этапах хозяйственной деятельности между группами людей, предприятий, собственниками, внутри фирм, между городом и деревней, между гражданами, всеми ими с одной стороны, и государством с другой стороны развиваются экономические отношения. Вне этих отношений, при нарушенных хозяйственных связях не будет выработан продукт для удовлетворения имеющихся потребностей.

Потребность — это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом. Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека и вторичные (кино, театр, спорт и т.д.). Чаще их рассматривают как материальные и духовные потребности. К материальным потребностям относятся и многие виды услуг. С позиций конечного использования экономические блага подразделяются на личные и производственные.

Необходимость в хозяйственной деятельности и вызывается имеющимися потребностями. Однако фирма или иной предприниматель совсем не озабочены стремлением удовлетворить ту или иную общественную потребность. Пчела собирает нектар не для того, чтобы опылять цветы, но извлечь мед она не может, не опылив цветок. Так и с предприятием: его цель — выгода, но прибыль оно может получить только служа интересам общества.

В общем плане в хозяйственной деятельности выделяются четыре стадии: ПРОИЗВОДСТВО — РАСПРЕДЕЛЕНИЕ — ОБМЕН — ПОТРЕБЛЕНИЕ, а весь процесс деятельности протекает в противоречивой форме. Ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Основное свойство ресурсов заключается в их редкости или ограниченности. Потребности же общества безграничны и полностью не могут быть удовлетворены.

Надо иметь в виду, что каждая стадия в создании и продвижении готового продукта к потреблению представляет собой подсистему в общей системе экономических отношений. В подсистеме действуют свои специфические законы, которые выражают устойчивые причинно-следственные связи в данном хозяйственном процессе, в данном его звене. Доли крупного собственника материальных условий производства и хорошо работающего человека всегда будут выше по сравнению с нерадивым или неумелым работником, а также владельцем меньшего капитала.

Первая проблема — «Что производить?», определяется голосованием посредством денег покупателя. О спросе на товар «Н» свидетельствует вполне приличная цена. Другого побудительного мотива к его производству не нужно. Покупатель проголосовал ценой за товар.

Вторая проблема — «Как производить?», определяется конкуренцией между товаропроизводителями. Чтобы «выжить» и иметь прибыль, надо снижать издержки или поддерживать их на минимальном уровне. Для этого надо постоянно находить более эффективные методы ведения хозяйства. Не последнее место в этом соперничестве занимает и качество производимой продукции или услуги. Как видим, в рыночном механизме выгода личная оборачивается в выгоду для всего общества. По истечении более двухсот лет подтверждается вывод А. Смита: «. ни один индивид. не будет думать об общественных интересах. Он будет стремиться лишь к своей личной выгоде, и в этом случае, как и во многих других, им будет руководить невидимая рука, которая приводит его к цели, не имеющей ничего общего с его намерениями».

Третья проблема — «Для кого производить? «, разрешается соотношением спроса и предложения. Рынком управляет потребитель, уровень техники и организации производства. Потребитель своим спросом указывает, куда направить ресурсы. Производитель устанавливает свои цены на товары и услуги на основе издержек производства, а также перемещает свои капиталы из одних отраслей в другие в зависимости от получаемого дохода.

Любое общество независимо от формы собственности, на которой базируется производство, решает три основные экономические проблемы:

1) Что производить? Какой объем товаров, и услуг и в каком объеме наиболее полно удовлетворит материальные потребности общества? В рыночной экономике производиться будут те товары, производство которых может принести прибыль, а те товары, производство которых влечет за собой избытки, выпускаться не будут.

2) Как производить? Как должны распределяться ресурсы между отдельными отраслями? Как должно быть организовано производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и как применять технологию производства и ресурсы? Эффективность — важнейшая категория экономической науки.

Проблема эффективности — основная проблема, которая исследует пути наилучшего использования или применения редких ресурсов с тем, чтобы достичь наибольшего или максимально возможного удовлетворения безграничных потребностей общества (цель производства). Таким образом, экономическая наука — это наука об эффективности, эффективном использовании или применении редких ресурсов.

Экономическая эффективность — это достижение наибольших результатов при наименьших затратах, либо снижение совокупных затрат на единицу продукции или выполненной работы. Общая тенденция такова, что эффективность производства растет: повышается качество продукции, увеличивается производительность труда, снижаются затраты материалов и средств труда. Но в определенных ситуациях динамика тех или иных слагаемых эффективности может быть различна. Следует выделить следующие факторы повышения эффективности общественного производства:

1) Ускорение НТП;

2) Коренное изменение производственных отношений;

3) Радикальная экономическая реформа;

4) Более полное использование преимуществ международного разделения труда

Читайте также:  Способы доведения оперативной информации

3) Для кого производить? Каким образом распределяется продукция экономики между индивидуальными потребителями? Любой продукт распределяется между потребителями на основе их способности и желания приобрести тот или иной продукт.

2.2 Экономическая система общества. Традиционная, командная, рыночная, смешанная и переходная модели экономики

Для того, чтобы определить экономическую систему как экономическую категорию, целесообразно, прежде всего, рассмотреть сущность понятия системы, применимой к любой системе.

Система — объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов и явлений. Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе в результате взаимодействия всех субъектов экономической деятельности на базе действующих в ней имущественных отношений и организационных форм, представляет собой экономическую систему общества. Экономическая система общества как сложная самоорганизующаяся система способна ставить перед собой определенные цели или добиваться их достижения путем изменения структуры. Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества. Различают традиционную, командную, рыночную, смешанную и переходную модели экономики.

1.Традиционная система. Этот тип экономической системы базируется на обычаях, традициях, национальных особенностях. Характерными чертами являются:

1) Отсталая технология;

2) Широкое распространение ручного труда;

3) Практическая невозможность технического прогресса;

4) Многоукладность экономики;

5) Подчинение экономической деятельности традициям (сегодня полагалось делать так же и то же, что и раньше);

6) Соединение экономической власти с политической, причем сильное влияние государства на общественное развитие;

7) Значительное влияние иностранного капитала. Многоукладность экономики означает наличие различных форм хозяйствования. Речь идет о существовании натурально — общественных форм, основанном на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. К традиционной системе можно отнести страны Латинской Америки, Азии, Африки и др.

2.Административнокомандная система. Командная модель функционировала в нашей стране и в ряде других стран. Ее определяющая черта — решение о том, что, как и для кого производить, принимаются соответствующими государственными органами. В основе системы заложена плановая форма хозяйствования, рынок не выполняет функцию регулятора экономики; отсутствуют свободные экономические связи между отдельными хозяйствами; собственность на средства производства преимущественно государственная; поведение экономических субъектов подчинено достижению общественной цели (примат общественных интересов над личными); государство регулирует экономическую деятельность преимущественно административными методами и осуществляет управление предприятиями из единого центра (высшего эшелона государственной власти), тем самым лишая хозяйственных субъектов возможности оперативного управления производством.

3. Рыночная система. Существует две рыночных системы:1) Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализмсмешанная экономика). Система рыночной экономики свободной конкуренции сложилась в 18 веке и к началу 20 века прекратила свое существование, хотя отдельные элементы присутствуют и в современных экономических системах. Оптимальными чертами системы являлись: преобладание индивидуальной частной собственности; мотивация поведения каждого из субъектов его личными интересами; множество продавцов и покупателей продукта (отсюда и свободная конкуренция); отсутствие контроля за ценой (отсутствие власти отдельного экономического субъекта); ограниченное вмешательство государства в экономику.

Современная смешанная экономика характеризуется наличием двух типов отношений: стихийно-рыночных и сознательно регулируемых, согласованных. Причем сознательно-регулируемые отношения выступают как на микроуровне (внутрифирменное планирование), так и на макроуровне (государственное регулирование). Такую экономику называют смешанной экономикой. Смешанная экономика характеризуется таким хозяйственным механизмом, в котором сосуществуют, взаимодействуют и влияют друг на друга конкурентно-рыночные регуляторы и государственное централизованное регулирование экономики. Эпоха смешанной экономики была открыта в 30 — х гг. в США программой “Нового курса” тогдашнего президента страны Ф. Рузвельта.

Смешенная экономика направлена на обеспечение стабильности социально — экономических отношений, устойчивости экономики к конъюнктурным колебаниям, на поддержание эффективности ее в целом и ее составляющих. Она призвана ликвидировать недостатки “чистого социализма” и “неконтролируемого капитализма”: неэффективность централизованного управления, отсутствие частного предпринимательства как средства ускорения прогресса, ограничение политической свободы, а также безработица, неравенство в доходах, неоправданная конкуренция в некоторых отраслях экономики и др. Рассмотрим самую общую классификацию типов моделей смешенной экономики.

Американская модель построена на системе всемирного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом, для этой модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Такая модель получила название “функциональная социализация”, означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и других элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) — на государство.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Еще одна особенность японской модели связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии. Япония: системный характер государственного вмешательства на всех экономических уровнях, долговременная стратегия экономической политики.).

4. Переходная модель экономики. Современная отечественная экономика находится в процессе постепенного перехода к рыночным отношениям. Этот переход происходит не от традиционной экономики, а от плановой. В этом состоит главная трудность перехода, т. к. экономика должна очиститься от командно-бюрократических методов регулирования, чтобы вернуться на путь эффективного развития. Она должна преодолеть недостатки централизованного планового хозяйства и развивать рыночные отношения. Развитие рыночного механизма должно осуществляться в формах, свойственных его современному состоянию. Главным направлением в этом процессе является преобразование системы социально-экономических отношений. Особую роль в переходной экономике должно выполнять государство.

3. Экономические системы: формационный и цивилизационный подходы

экономический эффективность рыночный государственный

Принципы формирования всех имеющихся классификаций экономических систем можно свести к двум основным методологическим позициям или подходам.

Первый — формационный подход, в основе которого лежит понимание приоритета сферы материального производства, его определяющего влияния на все стороны жизни.

Из этой посылки исходят как прямолинейные материалисты (например, сторонники концепции смены способов производства), так и последовательные институциалисты (например, сторонники индустриального общества).

Второй — цивилизационный подход, в основе которого лежит приоритет всей совокупности природного и культурного наследия и, прежде всего, развитие самого человека.

Согласно этому подходу, на развитие общества воздействуют многие (и не только материального свойства) факторы, которые в определенной последовательности приобретают приоритетное значение. При такой трактовке принципов формирования экономических систем формационный подход надо воспринимать как частный случай цивилизационного подхода, который можно применять для толкования содержания довольно короткого отрезка человеческой истории (для истории Европы это всего где-то две-три тысячи лет, а для всей мировой истории — с учетом истории Древнего Египта — не более пяти тысяч лет).

Логику цивилизационного подхода можно представить следующим образом.

Выделяются три группы факторов, воздействующих на формирование, развитие и смену экономических систем.

Первая группа — природно-климатические факторы как естественный базис общества (земля, вода, климат, географическое положение и т.п.).

Вторая группа — производственно-экономические факторы как материальный базис общества, созданный человеком, и формы его организации (средства производства, технологии, организация производства и труда, формы собственности и т.п.).

Третья группа — социально-культурные (или социокультурные) факторы как духовный базис общества (знания, информация, культура, опыт, традиции и т.п.). Эти три группы факторов одновременно и всегда воздействуют на формирование любой экономической системы, но в ходе исторического процесса происходит смена их приоритетов. Последовательность приоритетов факторов, влияющих на формирование и функционирование экономических систем, будет следующей: доиндустриальное (дорыночное, традиционное) общество имеет в основе приоритет природно-климатических факторов; индустриальное (рыночное) общество базируется на приоритете производственно-экономических факторов; постиндустриальное (пострыночное) общество, контуры которого еще только прорисовываются, видимо, должно базироваться на приоритете социально-культурных факторов, т.е. на приоритете человека.

4. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики

Рыночная экономика, или капитализм свободного предпринимательства (laissez-faire capitalism), характеризуется частной собственностью на ресурсы и использование системы рынков и цен для координации и управления экономической деятельностью. В такой рыночной системе поведение каждого участника мотивируется его личными интересами; каждая экономическая единица стремится максимизировать свою удовлетворенность или прибыль на основе индивидуального принятия решений в отношении потребления или производства. Рыночная система предоставляет возможность частного владения капиталом, общение с помощью цен и координации экономической деятельности с помощью рынков — мест, где встречаются покупатели и продавцы. Товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, потому что существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. Результатом их взаимоотношений становится соревнование между многими небольшими и независимыми продавцами и покупателями каждого продукта или услуги. Таким образом, экономическая власть оказывается широко рассредоточенной.

Читайте также:  Способ неопределенных коэффициентов дифференциальные уравнения

Защитники чистого капитализма утверждают, что такая экономическая система благоприятствует эффективному использованию ресурсов, стабильному производству и занятости, быстрому экономическому росту. Вот почему здесь крайне мала или вовсе отсутствует необходимость в правительственном планировании, контроле и вмешательстве в экономический процесс. В самом деле, само французское выражение laissez-faire (взятое за основу термина) в приблизительном переводе означает «пусть идет, как идет» (“let it be”), т.е. пусть правительство не вмешивается в экономику, поскольку такое вмешательство подрывает эффективность рыночной системы. Роль правительства поэтому ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры функционирования свободных рынков.

Особый интерес в современных российских условиях представляет категория переходная экономика. Говоря в общем виде, переходная экономика — понятие многоплановое.

С одной стороны, переходная экономика — процесс перехода от одного способа производства к другому: например, от рабства к феодализму, от феодализма к капитализму, от господства частной собственности к господству общественной собственности (и наоборот).

С другой стороны, переходная экономика — процесс глобального перехода от одной экономической системы к другой, более развитой: от доиндустриального общества к индустриальному, от индустриального общества к постиндустриальному.

Есть вполне реальная опасность, что Россия, увлекшись тактическими, по существу, рыночными преобразованиями, опоздает сесть в стратегический поезд, устремленный в постиндустриальное общество, в котором впереди будут те, у кого самая развитая наука и самая совершенная система образования, а остальным останется лишь копировать достижения ведущих стран, т.е. оставаться на задворках исторического процесса или перебраться поближе к ним.

Наконец, о категории смешанная экономика. Ее часто применяют именно в связи с рассуждениями о постиндустриальном обществе.

Прежде всего, факты истории таковы, что любое известное нам общество было смешанным. Так, в обществах, в которых господствовали отношения рабовладения и феодализма, всегда были вкрапления и мелких самостоятельных крестьян, и мелких ремесленников (цеховые объединения в средневековой Европе и т.п.). В Советском Союзе при общем стратегическом курсе на ликвидацию частнособственнических отношений все годы существовали и частная торговля (так называемый колхозный рынок), и индивидуальные крестьянские хозяйства (хотя и в весьма ограниченном числе), а также кооперативное производство и торговля (например, система потребительской кооперации).

С другой стороны, теория смены и сосуществования технологических способов производства, утверждает, что общество, экономика всегда были многоукладными. Именно динамика технологических укладов объясняет неизбежность наличия смешанной экономики в любом обществе, в любую историческую эпоху.

Однако когда говорят о современной смешанной экономике, то речь идет об общих чертах общества будущего, которое еще только кристаллизуется и, возможно, станет господствовать в каком-то недалеком или относительно далеком будущем (если, конечно, человечество доберется до него, а не погубит себя в какой-нибудь глобальной катастрофе).

При таком понимании категории современная смешанная экономика, она, по-видимому, должна сочетать три главных принципа, подхода:

Разнообразие форм собственности, т.е. в каждой сфере экономики должна соответствовать наиболее эффективная для нее форма собственности — эффективная именно для нее и в данное время;

сочетание рыночных отношений и общественного (государственного) регулирования экономики;

приоритет человеческого фактора и социальной политики.

Таким, в общих чертах, видится будущее общество смешанной экономики. Но его достижения, среди прочего, зависит от того, признаем ли мы эти принципы, понимаем ли их или нет.

Всякие крайние концепции обозначают путь в тупик, застой или развал экономики. Таковы, к примеру, лозунговые программы перехода только к рынку, ограничения экономической роли государства, косвенными методами управления и т.п. Подобные концепции столь же тупиковые, как и советские попытки всеобщего огосударствления. И тот, и другой подходы обречены на провал именно в силу примитивности и догматичности.

Реально существующие экономические системы в основном занимают некое промежуточное положение между двумя крайностями — рыночной и командной экономикой. Экономика Соединенных Штатов явно ближе к чистому капитализму, но все же имеет некоторые существенные отличия. Правительство играет активную роль в экономике США, способствуя ее стабильности и росту, обеспечивая выпуск некоторых товаров и услуг, которые рыночная система производит в недостаточном количестве либо не производит вовсе, воздействуя на распределение доходов и т.д. В отличие от чистого капитализма, с характерной для него рассредоточенностью экономической власти среди множества мелких единиц, американский капитализм породил могущественные экономические институты в форме крупных корпораций и профсоюзов. Способность этих мощных блоков манипулировать рыночной системой и искажать ее нормальную работу в своих интересах создает дополнительные основания для правительственного вмешательства в экономику.

Однако частная собственность и опора на рыночные механизмы не всегда сопутствуют друг другу, как, впрочем, и государственная собственность, и централизованное планирование. Примером тому может служить национал-социализм в Германии, который называют авторитарным капитализмом, поскольку экономика там была поставлена под жесткий контроль и ею так же жестко управляли, хотя собственность продолжала оставаться частной. В противоположность этому экономическую систему современного Китая можно охарактеризовать как рыночный социализм. Этой системе свойственна государственная собственность на большинство природных ресурсов и капитал при одновременной опоре на свободный рынок как механизм организации и координации различных направлений экономической деятельности. Экономика Швеции также представляет собой гибридную систему. Несмотря на то, что свыше 90% хозяйственной деятельности там сосредоточено в частных фирмах, правительство энергично участвует в обеспечении экономической стабильности и перераспределении доходов. Аналогичным образом японская экономика также отличается весьма развитым планированием и координацией деятельности государственного и частного секторов.

Следует подчеркнуть главное: не существует однозначного или общепризнанного решения проблемы экономики. Разные общества с различным культурным и историческим прошлым, разными обычаями и традициями, противоположными идеологическими устоями (не говоря уже о ресурсах, различающихся между собой и количественно, и качественно) используют разные институциональные структуры для решения реальной проблемы относительно нехватки ресурсов. Наиболее подходящий и продуктивны для такой экономической системы способ действий может оказаться непригодным для другой системы.

1.Е.Ф. Борисов « Экономическая теория» 2003г

2.Гукасьян Г.М. Экономическая теория. — СПб.: Питер, 2006.

3.Сажина М.А. Чибриков Г.М. Экономическая теория. Первое издание. 2004г

4.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. — М.: Норма, 2005.

5.Микроэкономический подход: практический подход. Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юдановой. КНОРУС, 2008

6.Мэнкью Н. Грегори. Принципы экономики. Санкт-Петербург. «ПИТЕР».2002.

7.Основы экономической теории часть. 2000 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Подходы к классификации экономических систем. Рыночная экономика свободной конкуренции, административно-командная, переходная (транзитивная) и традиционная экономики, их отличительные черты. Американская, шведская и японская модели экономических систем.

презентация [591,2 K], добавлен 13.11.2017

Классификация экономических систем. Уровневый характер экономических отношений. Производительные силы и производственные отношения, хозяйственный механизм. Роль государственного регулирования рыночной экономики. Формационный и цивилизационный подходы.

курсовая работа [33,8 K], добавлен 17.09.2009

Экономическая система как совокупность отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Экономические системы, решение основных проблем экономики. Рыночная, командная экономическая, смешанная, традиционная системы.

контрольная работа [25,8 K], добавлен 17.11.2009

Понятие экономической системы, ее типы и модели. Ее основные виды: административно-командная, рыночная и смешанная. Понятие переходной экономической системы и её типы. Особенности, основные черты, проблемы и перспективы Украинской экономической модели.

курсовая работа [47,2 K], добавлен 10.02.2009

Типы экономических систем. Традиционная система. Административно-командная система. Рыночная система. Свобода экономической инициативы. Смешанная экономическая система. Основные модели развитых стран: шведская, американская, японская, германская.

контрольная работа [41,8 K], добавлен 28.07.2008

Источник

Оцените статью
Разные способы