Экология. Шпаргалка
Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Экология». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена.
Оглавление
- 1. Экология как наука. Предмет и задачи экологии
- 2. История развития экологии
- 3. место экологии в системе естественных наук
- 4. Экологическое образование, воспитание и культура
- 5. Экологическое мировоззрение
- 6. Основные виды антропогенных воздействий на биосферу
- 7. Экологический кризис
- 8. Участие России в международном экологическом сотрудничестве
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экология. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Экология как наука. Предмет и задачи экологии
Экология — наука о взаимоотношениях и взаимодействии между различными живыми существами и окружающей их средой, об обмене веществ и потоках энергии, которые делают возможной жизнь на Земле, и о приспособлениях организмов к изменяющимся условиям существования (В. Лархер, 1978 г.). Термин «экология» (от гр. слов oicos — «дом, убежище», logos — «наука») был впервые предложен биологом-дарвинистом Э. Геккелем в 1866 г.
Предмет экологии — изучение совокупности или структуры связей между организмами и природной средой. Главным объектом изучения экологии являются экологические системы (природные комплексы живых организмов и среда их обитания). Кроме них, данная наука занимается изучением организменного, популяционно-видового и биосферного уровней.
Основная часть экологии как биологической науки — общая экология (или биоэкология), изучающая общие закономерности взаимоотношений живых организмов и среды.
Выделяют следующие основные разделы экологии:
1) аутэкология, или экология особей, занимающаяся исследованием индивидуальных связей отдельного организма (вида, особи) с его природной средой;
2) демэкология, или популяционная экология, изучающая динамику и структуру популяций отдельных видов;
3) синэкология, или экология сообществ, которая изучает взаимодействие популяций, сообществ и экосистем с окружающей средой.
В зависимости от временного фактора в экологии выделяют историческую и эволюционную экологию. Кроме этого, различают экологию микроорганизмов, экологию растений и экологию животных. Экологическими проблемами планеты занимается глобальная экология; объект ее изучения — биосфера.
Задачи теоретической экологии (В. И. Коровкин, 2003 г.):
1) разработка общей теории устойчивости экологических систем;
2) изучение экологических механизмов адаптации к среде;
3) исследование регуляции численности популяций;
4) изучение биологического разнообразия и механизмов его поддержания;
5) исследование продукционных процессов;
6) исследование процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания ее устойчивости;
7) моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов.
Задачи прикладной экологии:
1) прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде под влиянием деятельности человека;
2) улучшение качества окружающей природной среды;
3) сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;
4) оптимизация инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных и иных решений для обеспечения наиболее экологически неблагополучных районах.
Источник
Тест по обществознанию Воздействие человека на природу 7 класс
Тест по обществознанию Воздействие человека на природу для учащихся 7 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 9 заданий.
1 вариант
1. Взаимоотношения человека, животных, растений и микроорганизмов между собой и с окружающей средой изучает наука
1) экономика
2) эстетика
3) этика
4) экология
2. Укажите наиболее полное определение.
Присваивающим хозяйством называется
1) хозяйство древнего человека, основанное на охоте
2) хозяйство, в котором человек получает блага от природы, а не создаёт их сам
3) хозяйство, в котором преобладают собирательство и рыболовство
4) система жизнеобеспечения в древности
3. К присваивающему хозяйству не относится
1) охота
2) бортничество
3) собирательство
4) земледелие
4. К производящему хозяйству относится
1) сбор грибов
2) рыболовство
3) уход за мелким рогатым скотом
4) сбор плодов
5. Живую оболочку Земли называют
1) атмосфера
2) биосфера
3) литосфера
4) гидросфера
6. Найдите слово (словосочетание), которое является лишним среди перечисленного, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) завод
2) электростанция
3) автомобиль
4) лес
5) трактор
7. Установите соответствие между примерами и составными частями окружающей среды: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
А) извержение вулкана
Б) происхождение человека
В) изобретение компьютера
Г) создание произведения искусства
Д) производящее хозяйство
Составные части окружающей среды
1) первая природа
2) вторая природа
8. Выберите правильные высказывания.
1) Экология как наука изучает природные ресурсы и способы их добычи.
2) Естественное загрязнение окружающей среды связано с деятельностью человека.
3) Пример техногенной аварии — катастрофа на Чернобыльской АЭС в 1986 г.
4) К неисчерпаемым природным богатствам относятся космические ресурсы.
9. Заполните пропуск в таблице.
«Первая природа» | Природа как таковая, естественная среда обитания человека |
«Вторая природа» | Результат ….. человека |
2 вариант
1. Экология — это наука, которая изучает
1) возможности использования природных ресурсов
2) взаимоотношения человека, животных, растений и микроорганизмов между собой и с окружающей средой
3) возникновение и развитие жизни на планете Земля
4) состояние биосферы и его влияние на людей
2. Укажите наиболее полное определение.
Присваивающим хозяйством называется
1) хозяйство древнего человека, для которого характерно собирательство
2) экономика первобытного общества
3) хозяйство, в котором преобладают охота и рыболовство
4) хозяйство, в котором человек получает блага от природы, а не создаёт их сам
3. К производящему хозяйству не относится
1) земледелие
2) скотоводство
3) собирательство
4) ремесло
4. К присваивающему хозяйству относится
1) разведение скота
2) посадка ячменя и пшеницы
3) изготовление орудий труда из бронзы
4) сбор мёда диких пчёл
5. Биосфера — это
1) живая оболочка планеты Земля
2) растения и животные
3) «вторая природа»
4) часть общества
6. Найдите слово, которое является лишним среди перечисленного, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) река
2) лес
3) вулкан
4) парк
5) айсберг
7. Установите соответствие между примерами и составными частями окружающей среды: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
А) картина И.Е. Репина «Не ждали»
Б) лёд на реке
В) поэма А.С. Пушкина «Медный всадник»
Г) джунгли
Д) метрополитен
Составные части окружающей среды
1) первая природа
2) вторая природа
8. Выберите правильные высказывания.
1) Экология как наука возникла во времена Античности.
2) К естественному загрязнению окружающей среды относится сжигание топлива человеком.
3) Почва растительный и животный мир — это исчерпаемые природные ресурсы.
4) Бытовые и промышленные отходы отрицательно воздействуют на состояние биосферы.
9. Заполните пропуск в схеме.
Ответы на тест по обществознанию Воздействие человека на природу
1 вариант
1-4
2-2
3-4
4-3
5-2
6-4
7-11222
8-34
9-Деятельности
2 вариант
1-2
2-4
3-3
4-4
5-1
6-4
7-21212
8-34
9. Человека (общества)
Источник
Тест с ответами: “Человек и его воздействие на природу”
1. Экология как наука изучает природные ресурсы и способы их добычи. Верно ли данное высказывание:
а) нет +
б) да
в) отчасти
2. Естественное загрязнение окружающей среды связано с деятельностью человека. Верно ли данное высказывание:
а) да
б) нет +
в) отчасти
3. Назовите одну из основных экологических проблем:
а) превращение обезьяны в человека
б) усиление воздействия человека на природу +
в) появление новых видов животных
4. Что из представленного ниже, относится к экологическим проблемам:
а) снижение уровня жизни населения
б) снижение рождаемости
в) загрязнение атмосферы +
5. Закон РФ «Об охране окружающей среды» был принят в этом году:
а) 2004
б) 2001 +
в) 1994
6. К чему приводит использование человеком в своей деятельности химикатов:
а) улучшению состояния атмосферы
б) увеличению разнообразия флоры и фауны
в) загрязнению почвы и Мирового океана +
7. Примером техногенной аварии, является катастрофа на Чернобыльской АЭС, произошедшая в этом году:
а) 1986 +
б) 1988
в) 1984
8. К неиспользованным природным богатствам относятся такие ресурсы:
а) земные
б) космические +
в) водные
9. Вследствие чего происходит загрязнение окружающей среды:
а) естественных причин +
б) высадки деревьев
в) создания национальных парков
10. Экология появилась в древние времена. Правильно ли выражение:
а) нет +
б) да
в) отчасти
11. Экология – наука времен античности. Правильно ли выражение:
а) да
б) отчасти
в) нет +
12. К загрязнению окружающей среды относится сжигание топлива человеком. Правильно ли выражение:
а) нет
б) да +
в) отчасти
13. Почва растительный и животный мир относятся к исчерпаемым природные ресурсы, так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти
14. Что из представленного ниже, является причиной кислотных дождей и смога:
а) деятельность Гидрометцентра
б) загрязнение атмосферы +
в) исчезновение отдельных видов животных организмов
15. Какая проблема встала перед человечеством в 20 веке, в результате активного промышленного развития:
а) сокращения количества ядерного оружия
б) расширения мировой торговли
в) ограниченности ресурсов +
16. Из предложенных вариантов выберите неверное утверждение:
а) под природой понимают биосферу планеты Земля
б) природа — это всё, что возникло вместе с человеком +
в) природа — это естественная среда обитания человека
17. Человек начала оказывать влияние на окружающую среду с момента:
а) развитие прямохождение
б) создание первых орудий труда +
в) строительство фабрик и заводов
18. Экология является:
а) наукой +
б) явлением
в) процессом
19. Что из представленного ниже относится к позитивному влиянию человека на природу:
а) уничтожение насекомых-вредителей
б) распахивание земель
в) создание заповедников +
20. Что из представленного ниже относится к позитивному влиянию человека на природу:
а) создание национальных парков +
б) распахивание земель
в) выпас скота на лугах
21. Взаимоотношения человека, животных, растений и микроорганизмов между собой и с окружающей средой изучает
а) философия
б) ботаника
в) экология +
22. Взаимоотношения животных, растений и микроорганизмов между собой и с окружающей средой изучает экология. Верно ли выражение:
а) да
б) нет +
в) отчасти
23. Что из представленного ниже, оказывает негативное влияние на экологию:
а) посадка деревьев
б) охота +
в) цветоводство
24. Укажите, что следует отнести к «первой» природе:
а) извержение вулкана +
б) строительство завода
в) строительство фабрики
25. Не несет угрозу природе данная деятельность человека:
а) загрязнение рук мусором
б) создание национальных парков +
в) вырубка лесов
26. Что нужно делать на производстве, для снижения вреда окружающей среде:
а) использовать синтетическое сырье
б) использовать дешевое природное сырье
в) внедрять мощные системы очистки +
27. К каким последствиям может привести негативное воздействие человека на природу:
а) ухудшению состава воздуха
б) загрязнению рек
в) глобальной экологической катастрофе +
28. К каким последствиям приводит сокращение лесов на планете:
а) улучшению состояния биосферы
б) улучшению пейзажа
в) увеличению загрязнения атмосферы +
29. Что является одной из экологических проблем крупных городов:
а) накапливание бытовых и промышленных отходов +
б) усиление естественного загрязнения атмосферы
в) исчезновение редких видов животных
30. Укажите, что следует отнести ко «второй» природе:
а) деревья
б) грибы
в) дома +
Источник
Тест с ответами: “Воздействие человека на природу”
1. С этого момента, человек начала оказывать влияние на окружающую среду
а) развитие прямохождение
б) создание первых орудий труда +
в) строительство фабрик и заводов
2. Экология:
а) наука +
б) явление
в) процесс
3. К позитивному влиянию человека на природу относится:
а) уничтожение насекомых-вредителей
б) распахивание земель
в) создание заповедников +
4. К позитивному влиянию человека на природу относится:
а) создание национальных парков +
б) распахивание земель
в) выпас скота на лугах
5. Экология изучает:
Взаимоотношения человека, животных, растений и микроорганизмов между собой и с окружающей средой, так ли это:
а) отчасти
б) нет
в) да +
6. Экология изучает:
Взаимоотношения животных, растений и микроорганизмов между собой и с окружающей средой, так ли это:
а) да
б) нет +
в) отчасти
7. Что оказывает негативное влияние на экологию:
а) посадка деревьев
б) охота +
в) цветоводство
8. К «первой» природе следует отнести:
а) извержение вулкана +
б) строительство завода
в) строительство фабрики
9. Какая деятельность человека не несет угрозу природе:
а) загрязнение рук мусором
б) создание национальных парков +
в) вырубка лесов
10. На производстве, для снижения вреда окружающей среде, нужно:
а) использовать синтетическое сырье
б) использовать дешевое природное сырье
в) внедрять мощные системы очистки +
11. Негативное воздействие человека на природу может привести к:
а) ухудшению состава воздуха
б) загрязнению рек
в) глобальной экологической катастрофе +
12. Сокращение лесов на планете приводит к:
а) улучшению состояния биосферы
б) улучшению пейзажа
в) увеличению загрязнения атмосферы +
13. Одной из экологических проблем крупных городов является:
а) накапливание бытовых и промышленных отходов +
б) усиление естественного загрязнения атмосферы
в) исчезновение редких видов животных
14. Ко «второй» природе следует отнести:
а) деревья
б) грибы
в) дома +
15. Экология как наука изучает природные ресурсы и способы их добычи, так ли это:
а) нет +
б) да
в) отчасти
16. Естественное загрязнение окружающей среды связано с деятельностью человека, так ли это:
а) да
б) нет +
в) отчасти
17. Причина экологических проблем:
а) превращение обезьяны в человека
б) усиление воздействия человека на природу +
в) появление новых видов животных
18. К экологическим проблемам относится:
а) снижение уровня жизни населения
б) снижение рождаемости
в) загрязнение атмосферы +
19. В каком году был принят закон России «Об охране окружающей среды»:
а) 2004
б) 2001 +
в) 1994
20. Использование человеком в своей деятельности химикатов приводит к:
а) улучшению состояния атмосферы
б) увеличению разнообразия флоры и фауны
в) загрязнению почвы и Мирового океана +
21. Пример техногенной аварии — катастрофа на Чернобыльской АЭС в этом году:
а) 1986 +
б) 1988
в) 1984
22. К неиспользованным природным богатствам относятся космические ресурсы, так ли это:
а) нет
б) да +
в) отчасти
23. Загрязнение окружающей среды происходит:
а) вследствие естественных причин +
б) вследствие высадки деревьев
в) вследствие создания национальных парков
24. Экология появилась в древние времена, так ли это:
а) нет +
б) да
в) отчасти
25. Экология – наука времен античности, так ли это:
а) да
б) отчасти
в) нет +
26. К загрязнению окружающей среды относится сжигание топлива человеком, так ли это:
а) нет
б) да +
в) отчасти
27. Почва растительный и животный мир — это исчерпаемые природные ресурсы, так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти
28. Что является причиной кислотных дождей и смога:
а) деятельность Гидрометцентра
б) загрязнение атмосферы +
в) исчезновение отдельных видов животных организмов
29. В результате активного промышленного развития перед человечеством в 20 веке остро встала проблема:
а) сокращения количества ядерного оружия
б) расширения мировой торговли
в) ограниченности ресурсов +
30. Необходимо указать неверное утверждение:
а) под природой понимают биосферу планеты Земля
б) природа — это всё, что возникло вместе с человеком +
в) природа — это естественная среда обитания человека
Источник