Экологичный способ выражения агрессии

Агрессия под запретом: как выражать злость экологично

Мы все иногда злимся на близких. Воспитание и традиции не позволяют открыто говорить о гневе, и тогда негативные эмоции проявляются в виде вспышек сарказма и пассивной агрессии, разрушая близость. Эксперт по семейным отношениям Ассаэль Романелли помогает увидеть все стороны проблемы и найти конструктивное решение.

Семейный психотерапевт Ассаэль Романелли предлагает исследовать тему агрессии в отношениях и причины, по которым мы избегаем выражения гнева, ненависти, мстительности и других «запрещенных» чувств по отношению к любимым людям. Автор подчеркивает, что не одобряет, не призывает и не считает нормальной любую форму насилия или абьюза.

Хороший, плохой, злой

«Я всего-навсего хочу быть с ней ближе, но жена относится ко мне с агрессией и пренебрежением», — пишет в блоге семейный мужчина. Он настаивает, что нуждается в настоящей близости, представляя себя несчастной жертвой, а партнершу — агрессором.

На их примере Романелли показывает довольно частую в его терапевтическом опыте ситуацию: один из супругов не признает в себе «плохих» эмоций и отрицает собственную роль в «танце отношений». Входя в образ жертвы, человек крайне редко замечает и учитывает свою собственную агрессию.

Но если смотреть на ситуацию глазами семейного терапевта, можно увидеть, что у этого «страдальческого самопожертвования» есть цель: показаться более мягким, гуманным и великодушным, чем «нравственно низкий» партнер. Человек ускользает от ответственности за свое участие в конфликте, подчеркивая вину другого.

«Несчастная жертва» не понимает, какую высокую цену платит за это. Роль пассивного, обессиленного, не управляющего ситуацией человека подрывает самоуважение, поскольку вся агрессия присвоена партнеру, а «страдальцу» остается жалость к себе, самоуничижение, невысказанный гнев, беспомощность и депрессия.

Почему мы отрицаем естественную агрессию?

Романелли поддерживает идею о том, что противоположность любви — не ненависть, а апатия. «Нас учили, что антипод любви — это ненависть, и что ненавидеть людей — плохо. И если мы кого-то ненавидим, то это автоматически означает, что мы его не любим. На самом деле, если мы не испытываем к человеку любовь, он нам скорее всего просто безразличен».

Ненависть и любовь всегда вместе, как в известной поговорке: «На войне и в любви все средства хороши». Ведь любовь — это действительно та еще битва.

Большинство из нас выросли в семьях, где ненависть была неприемлема и полагалось быть милыми, приятными, вежливыми, альтруистичными и сострадательными, особенно девочкам. По отношению к любимым людям было недопустимо проявлять злость и недовольство.

Известный психоаналитик Дональд Винникот в 1949 году писал, что периоды ненависти матери к ее ребенку неизбежны, и это нормально. Фрейд назвал проявление агрессии в социально приемлемых формах сублимацией.

Дэвид Шнарч, один из первых семейных психотерапевтов, изобрел термин «Нормальный супружеский садизм». Он писал: «У всех у нас есть неприятная сторона… Что-то плохое, злое. С этим соприкасаются все, но некоторые чаще других. Все мы мучаем любимых, делая вид, что не понимаем этого. Возможно, именно в браке такое происходит наиболее часто и безнаказанно».

Источник

Экологичное выражение агрессии?

Этот текст родился в процессе обсуждений с участниками тренинга по исследованию созависимых состояний. В течение месяца мы последовательно двигались по пути исследования себя в отношениях. Мы начинали с тренинга опознавания чувств и узнавания таких защитных мезанизмов, как слияние и проекция, исследовали отличия слияния от близости, учились лучше ощущать и обозначать свои границы, а также рассматривали те механизмы, которые этому мешают. Разбирались, в чем разница между предположением и реальностью, потребностью и мечтой. Учились отказывать и/или отказываться.

Читайте также:  Народные способы от онемения пальцев рук

Неоднократно возникала следующая тема. Когда человек (наконец!) обнаруживает себя среди чужих смыслов и потребностей, он становится более чувствителен к тому, что ему не подходит. Поскольку, он начинает более ясно различать, где его желание, а где не его. По сути дела, распаковывая все эти автоматизированные механизмы предательства собственных потребностей, мы запускаем процесс, обратный тому обесчувствливанию, которое сопровождало человека многие годы, пока он учился подстраиваться под тех кому было так удобно.

Неудивительно, что после таких открытий перед многими встает один и тот же вопрос: а что собственно, делать дальше? С человеком совершают некие вещи, которые ему не годятся, а он только сейчас понял, что они ему не годятся. Мириться с этим он больше не хочет. К тому же, практически все участники тренинга отмечают наличие опыта, когда подавление дискомфорта все равно ведет к разрушению отношений: люди либо отдаляются друг от друга, либо происходит взрыв, и отношения рвутся по этой причине.

Многие задают один и тот же вопрос: «Как экологично выражать агрессию?». Отвечу ровно так же, как отвечаю студентам-психологам и будущим психотерапевтам на этот вопрос: в выражении агрессии КАК ТАКОВОЙ нет ни малейшего смысла. Более того: вообще, в выражении чувств как таковых НЕТ НИ МАЛЕЙШЕГО СМЫСЛА. Удивлены? Сейчас объясню, что я имею в виду.

Космос нашего внутреннего мира — вещь сугубо личная. Да, мы знаем некоторые законы, по которым этот космос живет. В строго научном смысле эти законы недоказуемы, но клиническая практика предоставляет некоторые эмпирические доказательства из серии «скорее всего, будет так, но» и после «но» идут описания возможных исключений. Да, опираясь на эти законы. Мы можем прогнозировать поведение других людей, и ожидать с большей вероятностью тех или иных реакций от того или иного человека. Но, опять же, возможны исключения. И самое главное из этих исключений — мы сами. Даже себя мы можем предсказывать далеко не на 100%, что уж говорить о других? Одно и то же событие в одном случае вызывает у нас одну, а в другом — совершенно иную реакцию. Да, мы можем объяснить, почему, но от этого не легче. Мы можем лишь накапливать опыт и пытаться его описывать. При должном трудолюбии и честности может статься, что примерно в середине жизни мы сможем, наконец, с собой познакомиться:)

Учитывая сказанное выше, делиться с партнером чувствами с целью управлять таким образом его поведением — идея не очень хорошая. Сам по себе тезис «Сейчас я расскажу тебе, что я чувствую, а ты послушай» — есть некий оборванный разговор. Если рассказ о том, что я чувствую, занимает полчаса, а после этого рассказа отсутствует просьба, вопрос, утверждение или любой иной месседж, мы имеем дело с манипулированием: «Сейчас я расскажу тебе, что я чувствую, а ТЫ САМ ДОГАДАЙСЯ, ЧТО ТЕБЕ НУЖНО СДЕЛАТЬ». Партнер в ответ обычно чувствует подспудную злость (манипулирование всегда вызывает подспудно тяжелые чувства), после чего все его «догадки» о том, что он должен сделать окрашиваются виной и выглядят несколько неестественно. Доброй волей и диалогом двух самодостаточных людей тут и не пахнет.

По моему убеждению, выражение чувств если и имеет смысл, то в двух случаях:

1. Вам обоим от этого приятно. Вы получаете удовольствие от процесса. «Ты такая красивая! Я всегда хочу тебя, когда вижу…» — «Я тоже без ума от тебя».

2. Вы сообщаете о негативных чувствах, ЧТОБЫ обозначить свою границу.

И во втором пункте мы вплотную подходим к материям, активно дискутируемым участниками нашего тренинга. Зачем выражать агрессию? Как ее выражать? Полагаю, после моего теоретического отступления, ответы на эти два вопроса возникают сами собой.

1. Зачем выражать агрессию?

Чтобы уведомить партнера, что он делает что-то нежелательное и неприемлемое. Заметьте, уведомить, сообщить, проинформировать — совсем не то, что выгрузить в партнера весь объем злости, накопившейся у вас с рождения к таким широкоплечим рыжыим мужчинам, как он. (Если мы упомянем здесь весьма неоднозначного Берта Хеллингера, то вспомним, что агрессия, стыд, вина — могут быть и вовсе родовыми чувствами) Зачем все это вашему партнеру? Просто потому, что он подвернулся вам под руку именно сегодня? Согласитесь, это не очень справедливо. А главное — совсем непрактично.

Читайте также:  Levrana aqua сыворотка для лица способ применения

2. Как выражать агрессию (экологично)?

Я думаю, принимая в расчет вышесказанное, неэкологично у вас уже не получится. И все же, несколько советов.

А) Не преследуйте цель ОТРЕАГИРОВАНИЯ агрессии с партнером. Как правило, ему достается больше, чем он заслужил. Лучше сделайте это со своим психологом, у него есть супервизор, пусть потом разбираются.

В) Обозначьте конкретно, чем вы недовольны. Объясните, ПОЧЕМУ, если требуется. Говорите о СВОИХ чувствах.

С) Старайтесь держаться в рамках Я-сообщения. Говорите «Я расстроен, что…», «Я очень обижена, когда», «Я была задета тем, что…». Воздерживайтесь от Ты-сообщений: «Ты меня унижаешь», «Ты подлый», «Ты козел…».

И самый главный пункт:

D) Сформулируйте, чего вы хотите от партнера и будьте готовы к поддержанию диалога. Скажите «Я прошу тебя быть со мной побережнее», «Пожалуйста, не говори то-то и то-то», «Я бы хотела уехать на неделю, постарайся меня понять», «Не уезжай без меня потому, что».

Учтите главное: если этот последний пункт отсутствует в вашей с партнером коммуникации, все остальные тоже не имели никакого смысла. Выражение чувств (как и вообще любое высказывание) играет коммуникативную роль. Если вы выражаете свои чувства партнеру ПРОСТО, ЧТОБЫ ВЫРАЗИТЬ, это значит, что вы предпочитаете использовать другого человека, как сточный канал. Ничего удивительного, если он будет делать с вами то же самое.

Источник

«Хочешь об меня позлиться?», или правила экологичной драки

Вячеслав Хотченков

11 ноября • 16:38

Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Почему взрослым и детям вредно подавлять негативные эмоции? Как правильно выплескивать злость? Можно ли экологично «организовать» драку в семье и школе? Об этом рассказывает основатель проекта #СлаваДетям, популяризатор семейных походов Вячеслав Хотченков.

Все эмоции нужно проживать


Вячеслав Хотченков

В нашей культуре есть негласный запрет на негативные эмоции: дети с младенчества усваивают мысль, что злиться — это плохо и некрасиво. Поэтому в случае конфликта взрослые разводят детей в сторону и предлагают как можно скорее помириться. Но эта устоявшаяся практика тормозит развитие эмоционального интеллекта ребенка. Он не успевает осознать свое чувство злости, не понимает, что с ним делать дальше. А значит, не понимает, что чувствуют в таких ситуациях другие люди и как им помочь.

Последствия эмоциональной незрелости и подавления негативных чувств наглядно показывает мультфильм «Головоломка». Поведением главной героини, 11-летней девочки Райли, управляют пять базовых эмоций:

Вместе с семьей она переезжает из уютного городка в большой мегаполис, где девочку ожидает ряд трудностей. Новая школа, новый дом, недостаток внимания родителей, неудачи в хоккее наваливаются на Райли, как снежный ком. Радость делает все, чтобы девочка не грустила, и вместе с другими эмоциями подавляет Печаль, что приводит к конфликту личности и побегу Райли из дома. И только когда Радость мирится с Печалью и осознает, что невозможно управлять сложной жизнью человека в одиночку, уже почти разрушенную личность Райли удается спасти — она возвращается домой и мирится с родителями. Печаль помогла девочке пережить переезд, и благодаря совместной работе всех эмоций личность Райли становится целостной.

Нельзя убежать от гнева или прятаться от своего страха — эмоции следует проживать. Иначе они накапливаются внутри нас, вызывая тревожность, напряжение, стресс или проблемы с нервной системой.

Но если горе или страх получится пережить в тихом бездействии, злость требует активного вымещения. Табуирование агрессии, нежелание работать с ней, приводит к опасным последствиям. Так, школьные драки перемещаются во двор, где вдали от взрослых дети могут действительно навредить друг другу. Именно поэтому задача взрослых — научить детей вымещать злость экологично.

Как правильно злиться


Выячеслав и его воспитанники в походе

Как и любая эмоция, злость не бывает бесконечной. При правильной работе она постепенно сходит на нет, уступая место другим положительным переживаниям. Есть три простых совета, как взрослым и детям проживать злость экологично для себя и окружающих.

Читайте также:  Способы изготовления материалов для одежды

1. Говорить о чувствах вслух

У меня две дочери, и когда они меня сильно злят, я предупреждаю: «Я сейчас злюсь».

Во-первых, таким образом я сам осознаю происходящее и беру под контроль свои эмоции. Злость — реактивное чувство, которое молниеносно перерастает в агрессию, не оставляя времени на размышления.

Во-вторых, так я даю понять окружающим, что я чувствую.

В-третьих, после первой фразы мне будет проще сформулировать причину своей злости и озвучить все, что я в сердцах хочу сделать. Например: «Я злюсь на тебя, потому что мы договорились, что ты придешь вовремя. Ты опоздала, и теперь я злой. Я сейчас так разгневан, что готов разбить этот стакан».

2. Выработать правила по работе с агрессией

После оглашения всего, что вы испытываете, следует обсудить, какие способы выражения злости для вас приемлемы.

В моей семье можно бить посуду, комкать и выбрасывать бумажные листы или кричать, если другой участник конфликта на это согласен. А можно драться на тямбарах — японских тренировочных мечах из пластика и резины. Ими нельзя нанести вред противнику, однако можно выразить свою злость и высвободить всю негативную энергию.

Я точно сильнее, чем моя девятилетняя дочь, но по договоренности могу ее бить. Она в любой момент имеет право сказать «Стоп», и я прекращу. Этот договор работает и в обратную сторону: если мои дети раздражены, я спрашиваю: «Хочешь об меня позлиться?». Когда ребенок осознает свою эмоцию и отвечает положительно, я разрешаю себя укусить или даже побить.

3. Принять и признать свое право и право других людей на любые эмоции

Человек остается живым, пока он умеет не только веселиться, но и печалиться, плакать, обижаться, испытывать гнев и разочарование. Так устроена наша многогранная психика. Злиться — это нормально.

Поэтому, если ученики плохо ведут себя на уроке, попробуйте им сказать: «Я сейчас злюсь, потому что вы мешаете мне вести занятие. Я переживаю, что вы не сдадите экзамены, и это злит меня так сильно, что я готов(а) сломать карандаш». Вместе с учениками распечатайте лист гнева, который каждый может порвать, скомкать и выбросить, когда эмоции берут верх.

Принципы экологичной драки


Бой на тямбарах

Я считаю, что драка — это нормально, и в своих походах разрешаю участникам бороться друг с другом. Чтобы поединок был экологичным, есть несколько правил, которые в подобных случаях пригодятся и учителям.

    Признать конфликт.
    Если я вижу, что в походе у детей назревает конфликт, я подхожу и спокойно констатирую факт драки: «Я вижу, что вы деретесь». Потом задаю всего три вопроса: «За что бьетесь?», «Какие правила драки?» и «Как понять, что драка закончилась?».

Как правило, после первого вопроса 90 процентов сцепившихся ребят успокаиваются и перестают драться. Очень редко участники отвечают на все три. Если драка все-таки неизбежна, я увожу противников из поля зрения других людей. Дети нередко дерутся не ради чести и достоинства, а из-за страха показаться слабыми в глазах своей компании.

  • Договориться о правилах.
    Задача взрослого — создать безопасную среду. Поэтому мы вместе договариваемся о правилах боя и способах его прервать — например, словом «Стоп». Бой становится экологичным, когда у каждого участника есть право его остановить. Можно выбрать и другие варианты — например, до первой крови или первого падения.
  • Найти экологичный способ боя.
    В походах для драк мы тоже используем тямбару. Этого достаточно, чтобы помочь детям успокоиться и договориться друг с другом. А мне — предотвратить конфликты заранее, так как провокация и настоящая драка — это большая разница.

    В школе можно, например, организовать бой подушками или другими безопасными предметами в физкультурном зале.

    Источник

  • Оцените статью
    Разные способы