И.Ф. Галаева, З.Н. Гуляко, Л.П. Кравец, Л.П. Первухина, Э.Д. Соколкин. География павлодарской области: Экспериментальный учебник для 8—9 классов средней школы. — Издание 2-е, дополненное. — Павлодар. 2001.
Экибастузский каменноугольный бассейн
Топливная промышленность
Это — главный источник энергии области. На тепловых электростанциях используется твердое топливо — уголь. В 1954 г. положено начало мощной угольной промышленности в Экибастузе.
Общие запасы каменного угля по геологическим оценкам — 12,8 млрд т. Большая часть добываемого угля используется в промышленности, в качестве топлива на тепловых электростанциях и в котельных, часть угля используется как технологическое сырье. Значительная часть его экспортируется на Урал, в Западную Сибирь и вывозится в другие области Казахстана.
В Павлодарской области имеется восемь месторождений угля. Наиболее крупные из них — в Экибастузском и Майкубенском бассейнах. Запасы угля сосредоточены на небольшой территории, залегают недалеко от поверхности, что позволяет вести добычу угля наиболее производительным и дешевым открытым способом. Чем крупнее разрез, тем меньше затраты на его разработку.
Экибастузский угольный бассейн — один из самых крупных в Казахстане. Он был открыт во второй половине XIX в. В 1899 г. Воскресенское горно-промышленное акционерное общество начало добычу угля, в том же году построили дорогу протяженностью 116 км к реке Иртыш для вывозки угля. Уголь добывали шахтным способом, он был низкого качества и высокой себестоимости, поэтому не пользовался спросом. В 1903 г. добыча угля прекратилась, шахты были затоплены. Работы возобновили в 1913 г. англичане, которые, изрешетив месторождение «крысиными норами», выбирали уголь только высокого качества. В 1916 г. было добыто 64 тыс. т угля. В 1925 г. угольные копи были национализированы и законсервированы; только в 1948 г. началось строительство первого угольного разреза.
Компактность залегания, огромная мощность пластов (более 100 м) и близость их к поверхности создают благоприятные условия для разработки месторождения самым экономичным способом.
Каменный уголь Экибастуза слабоспекающийся, многозольный (зольность от 21 до 41%), с большим содержанием серы, обладает средней теплотворной способностью (4 000—4 500 ккал.).
Угольные разрезы представляют собой амфитеатры, в уступах которых работают роторные экскаваторы. На территории Экибастузского бассейна несколько разрезов, самый крупный из них – «Богатырь».
Это крупнейший разрез не только в Казахстане, но и в мире. Его проектная мощность 50 млн т угля в год.
Разрез «Восточный» — самый технически оснащенный.
Мощные роторы обеспечивают 90% добычи угля. Экскаватор ЭРШРД-5000 достигает высоты двадцатиэтажного дома, имеет фантастическую производительность — добывает и загружает в вагоны по 5 тыс. т в час.
Большие перспективы имеет Майкубенский угольный бассейн. Его освоение началось в 1982 г. Общие запасы угля 1,9 млрд т. Уголь Майкубенского бассейна малозольный (15—17%), малосернистый, высокой теплотворности (7 000—7 500 ккал.), хорошо поддается обогащению.
Большая мощность пластов, поверхностное залегание обусловливают низкую себестоимость угля. В последние годы проявляется большой интерес к этому бассейну, потому что уголь можно использовать не только как топливо, но и как сырье для металлургии и химической промышленности. Уголь Майкубенского бассейна повсеместно используется в области, республике и экспортируется за рубеж. В 1977 г. было принято Постановление правительства СССР о строительстве высоковольтной линии электропередачи Экибастуз—Центр. Это открывало новые горизонты развития хозяйства Экибастуза и области.
Угольная промышленность области в перспективе получит дальнейшее развитие. Намечено строительство новых разрезов, добыча может быть доведена до 100 млн т в год. В 1994 г. с целью дальнейшего развития угольной промышленности создана Казахстано-Российская транснациональная компания, в состав которой вошли АО «Экибастузкомир», энергетические, машиностроительные и другие предприятия Павлодарской, Челябинской, Свердловской и Омской областей.
За 40 лет в Экибастузе вынуто около 2 млрд м 3 породы, добыто 1,5 млрд т угля. Железнодорожный состав, способный увезти такое количество, опоясал бы нашу планету по экватору 10 раз.
В результате добычи угля образуются огромные карьеры, возникает много проблем по охране природы. Экибастуз ежегодно сваливает в отвалы 90 млн м3 горной породы, ими заняты обширные земельные площади, кроме того, курящиеся терриконы загрязняют окружающую среду.
Черная металлургия
Черная металлургия — основной производитель конструкционных материалов. Отрасль представлена в области ферросплавным заводом в Аксу (АЗФ). Завод производит ферросиликохром (Fe, Si, Cr), ферросиликомарганец (Fe, Si, Mn), феррохром (Fe, Cr) и ферросилиций (Fe, Si) — продукцию высокого качества, пользующуюся спросом на мировом рынке. В 1986 г. Международная торговая палата в Люксембурге отметила качество сплава ферросилиция специальным дипломом, в 1988 г. выдала сертификат качества. Ферросплавный завод в Аксу — крупнейший в мире, он пущен в эксплуатацию в 1968 г. и производит около 800 тыс. т продукции в год.
Основных цехов на заводе четыре, вспомогательные цехи — электрический, теплосиловой, железнодорожный, водоснабжения, по ремонту металлургического оборудования и транспортный цех. Есть научно-исследовательская база и экспериментальный участок.
Производство ферросплавов — энергоемкое. Электроэнергия поступает с ГРЭС Аксу. Кварцит поступает с Урала и из Сибири; хромовая руда — из Актюбинской области; кокс — с Алтая, из Новокузнецка, Караганды, Магнитогорска; стружка металлическая — с заводов Казахстана; электродная масса — из Челябинска; марганцевый агломерат — из Караганды; уголь — из Караганды, Кузбасса, Майкубена; сталь круглая — из Караганды; известняк — из Павлодарской области; глина огнеупорная — из Белогорья, с Сухановского месторождения; железорудные окатыши — с Лисаковского комбината.
Готовую продукцию завод поставляет в Темиртау, на металлургические заводы и комбинаты стран СНГ (в Россию, Украину, Белоруссию, Грузию, Азербайджан, Узбекистан) и в страны дальнего зарубежья (Люксембург, Японию, Германию, Финляндию, Австрию, Швецию, Венгрию, Болгарию, Румынию).
Принят ряд мер по охране окружающей среды: установлены рукавные фильтры, котельная работает на ферросплавном газе.
Источник
Экибастузский угольный бассейн
Экибастузский угольный бассейн — расположен в Павлодарской области Республики Казахстан. Крупнейшее угольное месторождение Казахстана [1] . Близ бассейна проходят железнодорожная магистраль Павлодар — Астана, канал Иртыш-Караганда и автострада Павлодар — Караганда. Приурочен к замкнутой котловине площадью 155 км² при длине 24 км и максимальной ширине 8,5 км. Общие геологические запасы углей около 10 млрд т. Центр добычи — город Экибастуз [2] .
Содержание
История
Открытие месторождения
В 1886 году геолог-самоучка и рудознатец Косум Пшембаев (кстати, его именем назван городской музей) открыл месторождение угля. В заявке, поданной хозяину, Пшембаев написал, что пометил он место двумя глыбами соли, которые притащил с соседнего озера. Отсюда и пошло название: «Еки бас туз» — «Две головы соли» [3] .
В 1893 году для выяснения благонадежности месторождения в Экибастуз отправляется небольшая поисково-разведочная партия. Однако эта разведка из-за неопытности изыскателей не дала положительных результатов. Весной 1895 года павлодарский купец Деров вместе с Косымом Пшембаевым приступают к новым работам. Разведочный шурф глубиной 6,4 метра закладывается в 2,5 километра от западной части соленого озера Экибастуз. Пробы угля из этого шурфа показала наличие здесь весьма мощного крутопадающего пласта с хорошей качественной характеристикой. В 1895 году Деров на Экибастузском месторождении закладывает три разведочных шахты (Владимирская, Мариновская, Ольговская).
В 1896 году начальник Западно-Сибирской горной партии А. А. Краснопольский направляет в Экибастуз своего помощника — главного инженера А. К. Мейстера, который в течение четырех месяцев производит детальную разведку месторождения. Анализ результатов этой разведки оправдал надежность экибастузского угля. Весной 1896 года Деров вводит в строй небольшой угольный разрез. После Мейстера в 1897—1988 годах более детальным исследованием Экибастузского угольного месторождения занимается известный французский горный инженер Жорж де Кателен и Киевский коммерческий банк в лице русского инженера А. Э. Страуса.
В своей книге «Очерки исследований рудных владений А. И. Дерова в Южной Сибири», изданной на французском языке в Париже в 1897 году, Кателен писал:
«Угольное богатство Экибастузского бассейна громадное, мы даже не думаем, чтобы в Европе существовало другое подобное накопление минерального топлива».
Своим исследованием Кателен подчеркнул особенность подземного клада Экибастуза — концентрацию на сравнительно ограниченной площади крупных запасов каменного угля. Тем самым впервые обратил внимание русских горнопромышленников на уникальность Экибастуза и его благоприятные перспективы. В 1898 году на западной стороне озера Экибастуз возникает небольшой населенный пункт под названием Экибастуз. [4]
Развитие угольного бассейна
После Октябрьской революции, в мае 1918 года, В. И. Ленин подписал декрет о национализации предприятий Риддера и Экибастуза. Была начата работа по составлению плана ГОЭРЛО. В одном из разделов плана В. И. Ленин писал
Из других месторождений наибольшее значение имеют Экибастузские копи близ Павлодара
В те годы Экибастуз был самым крупным в Казахстане угольным предприятием. Президиум ВСНХ 16 марта 1922 года выделил специальные средства на восстановительные работы. Но поднять и развить производство в Экибастузе в те годы стране было не по силам.
В 1925 году Экибастузские копи законсервировали, заводы демонтировали, рельсы, оборудование и подвижной состав продали.
Строительство экибастузских разреров началось в 1948 году. В 1954 году— введен в эксплуатацию разрез № 1 мощностью 3 млн тонн угля в год. А в 1959 году начал работать разрез № 2 мощностью 3 млн тонн угля в год. К этому времени была введена в эксплуатацию Экибастузская ТЭЦ мощностью 18 мегаватт, которая до 1966 года обеспечивала электроэнергией разрезы и город.
В то же время сооружались объекты разреза № 3, ввод которого был осуществлен в 1963 году. Строили его на более прогрессивных проектных решениях: вывозка вскрышных пород и угля предусматривалась электротягой, внедрена электрическая централизация в управлении стрелочными переводами, более мощные экскаваторы применены на вскрыше, отвале и добыче угля (ЭКГ-4, ЭКГ-4,6, частично ЭКГ-8). Таким образом, в течение 15 лет было построено 3 разреза общей мощностью 9 млн тонн угля в год.
Реконструировались разрезы № 1 и № 2.Произведена замена паровозов на электровозы, построены тяговые подстанции, питающие ЛЭП и контактные сети на железнодорожных путях. Горное оборудование заменено на более производительное (вместо экскаваторов ЭС-3 стали работать ЭКГ-4, ЭКГ-4,6). На всех железнодорожных станциях и постах внедрена электрическая централизация в управлении стрелочными переводами. Увеличены были мощности ремонтных мастерских. В результате проведенной реконструкции суммарная мощность 3-х разрезов возросла в 1966 году до 14 млн тонн угля в год [5] .
В 1964 году началось строительство самого мощного в стране и в мире разреза «Богатырь».При этом были приняты принципиально новые, самые передовые технические решения. В 1979 году были начаты первоочередные работы по строительству разреза «Восточный» проектной мощностью 30 млн тонн угля в год. В проекте были предусмотрены новейшие технические достижения на тот момент. Впервые на открытых работах применена новая технология угледобычи. Транспортировку угля до погрузочного пункта на поверхности предполагалось осуществлять конвейерами, погрузку угля в вагоны МПС производить не в разрезе, а на станции, находящейся на поверхности, осуществлять усреднение угля по теплотворной способности, что значительно снижало колебание зольности отгружаемого угля, а это имеет большое значение для электростанций, работающих на экибастузских углях.
Характеристика бассейна
Характеристика угля
высокозольный(более 40%), с относительно высоким содержанием примесей.
Тип угля Экибастузский 1СС Общая влага в рабочем состоянии топлива, Wр 6,5 % Влага гигроскопическая, Wг 4% Зольность в сухом состоянии топлива, Ad 36,9 % Сера общая в сухом состоянии топлива, Sd 0,7 % Летучие вещества в сухом беззольном состоянии топлива, Vdaf 25 % Низшая теплота сгорания в рабочем состоянии топлива, Qр 17,38 МДж/кг Коэффициент размолоспособности топлива методом ВТИ, Gr 1,29 Сера колчеданная в сухом беззольном состоянии топлива, Sdafp 0,3 % Сера органическая в сухом беззольном состоянии топлива, Sdafo 0,4% Углерод в сухом беззольном состоянии топлива, Cdaf 44,8 % Водород в сухом беззольном состоянии топлива, Hdaf 3 % Азот в сухом беззольном состоянии топлива, Ndaf 0,8 % Кислород (по разности) в сухом беззольном состоянии топлива, Odafd 7,3%
Источник
Экибастузский угольный бассейн: история открытия и современность
Киргизские степи – огромная территория, простирающаяся от Урала до самого предгорья Тянь-Шаня. Но это не просто обширная область, а природные богатства, разные виды металлов и полиметаллических руд и каменноугольные бассейны.
Месторождение угля в Казахстане
Одним из крупнейших месторождений угля в Казахстане является Экибастузский угольный бассейн. Находится он в Павлодарской области, около железнодорожной ветки Павлодар-Астана.
Общие запасы оценивают в 10 миллиардов тонн. Замкнутый котлован занимает площадь в 155 кв. км., с общей длиной в 24 километра и шириной в 8,5 км.
Как был найден уголь?
Еще в 1886 году рудознатец Косум Пшембаев (самоучка-геолог) подал заявку своему хозяину, в которой указал месторасположение месторождения. При этом пометил границы двумя глыбами соли, которые принес из соседнего озера. Отсюда и пошло современное название Экибастузского угольного бассейна – «Еки баз туз», то есть «Две головы соли».
В 1893 году, чтобы проверить информацию, в эти места была направлена разведывательная группа. Однако ничего не было найдено и скорее всего, что это произошло из-за неопытности исследователей.
В 1895 году Косум и его купец Деров начали новые поиски. Им удалось заложить разведочный шурф недалеко от западной части озера Экибастуз на глубину в 6,4 метра. Они получили прекрасные результаты, подтверждающие, что здесь находится мощный пласт угля. И в тот же год купец заложил три разведочных шахты.
Богатства Экибастузского угольного бассейна привлекли внимание и других людей. В 1896 году начальник горной партии направил в эти места своего помощника, который определил, что действительно месторождение является надежным. В этом же году Деров уже ввел в эксплуатацию небольшой угольный разрез.
В 1898 году с западной стороны озера начинается формироваться небольшое поселение, которое затем разрослось до размеров города.
Современные исследования
На сегодняшний день недра Экибастузского угольного бассейна полностью изведаны. Исследования проводились на протяжении 8 лет, с 1940 по 1948 года.
Значение для промышленности имеют только три верхних слоя, состоящие из целого угольного комплекса:
1 слой – 25 метров;
2 слой – до 43 метров;
3 пласт до 108 метров.
Качество угля
В Экибастузском угольном бассейне уголь определяют как высокозольный, марки 1СС, то есть слабоспекающийся. Несмотря на то, что такой уголь достаточно сложно разжечь, у него длительное время горения, с высокой степенью теплоотдачи. Зольность на уровне 40%, изменяющаяся в зависимости от пласта и с большим содержанием примесей.
По всей территории месторождения уголь может добываться открытым способом.
Основное предназначение – использование в качестве топлива для электрических станций.
Общая химическая характеристика (в сухом беззольном состоянии):