Его шляпа способ связи

Виды связей в словосочетаниях

О чем эта статья:

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Источник

Подготовка к ГИА . Типы словосочетаний В2
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Помощь ученикам при выполнении задания В2. Алгоритм замены одного словосочетания на другое.

Скачать:

Вложение Размер
podgotovka_k_gia._tipy_slovosochetaniy._v_2.docx 28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм работы над заданием ГИА В2.

Задание : Замени словосочетание «деревянный столик»(согласование) на синонимичное со связью управление .

  1. Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому.

Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову.

Определи тип связи.

Н: столик (какой?) деревянный – это согласование

  1. Задай от главного слова вопрос того типы словосочетания, который требуется в задании для замены синонимичным. Если это управление, то вопрос косвенного падежа:
  1. Подбери однокоренное слово к зависимому так, чтобы оно отвечало на новый заданный вопрос:

деревянный столик из дерева

Дерево и деревянный – однокоренные слова.

Проверь тип связи. Это управление.

Ответ: столик из дерева.

  1. Замени управление« в доме родителей» на синонимичное согласование.

родительском в доме родителей

Обратите внимание на запись ответа: « в родительском доме »

  1. Замени согласование « мамино возвращение» на синонимичное управление.

мамино возвращение мамы

Ответ: « возвращение мамы»

для замены согласования на управление требуется Р.п. (кого? чего?) иногда с предлогом,

для замены управления на согласования – какой? чей?,

для замены примыкания на управление – В.п. с предлогом, Т.п. с предлогом,

Ученики должны выучить типы словосочетаний, уметь их отличать ( особенно по вопросам ). Для этого есть таблица:

Какой частью речи является зависимое слово

Вопрос к зависимому слову

Главное слово диктует зависимому род, число и падеж, поэтому зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.

чей? чья? чьё? чьи?

( и их формы при склонении)

Существительное (часто с предлогом).

Главное слово диктует зависимому только падеж. Зависимое слово «застывает» в определенном падеже (часто с предлогом).

Управление Вопросы косвенных падежей

Местоимение в функции существительного

Главное слово не способно диктовать зависимому свою форму, потому что зависимое не изменяется

Как? Где? Куда? Откуда? Сколько?

что делать? что сделать? что делая?

Неопределенная форма глагола.

Что сделать? (вопрос инфинитива)

Для сдачи ГИА в 9 классе этого материала достаточно, но учитель должен помнить , что типы словосочетаний значительно шире.

Эта таблица М.Ю.Федосюк пригодится уже для 11 класса на ЕГЭ при выполнении В12:

Типы синтаксических отношений

Виды синтаксической связи

Белый снег, красивый дом

Снег ослепительной белизны, дом необыкновенной красоты

— отношение к предмету

Кофе с молоком, территория завода

Кофе по-восточному, территория медресе

— принадлежность живому существу

Костюм сына, комната Саши

Костюм конферансье, комната портье

— отношение к знаниям адресата

— порядок следования при счете

— признак- уточненное наименование

Пить воду, вызов врача

Пить кофе, вызов такси

Приход мамы, прыжок акробата

Приход кюре, прыжок кенгуру

Идти на окраину, отказаться из-за болезни

Идти далеко, отказаться поневоле

Два человека, часть доклада

Два атташе, часть интервью

Как вы обратили внимание, к примыканию относятся и несклоняемые формы прилагательных и существительных ( это заимствованные слова). Но остается вопрос : как быть с несклоняемыми существительными русского происхождения ( артист-кенгуру, лётчик-камикадзе). Необходимо научить учеников быть осторожными с несклоняемыми словами.

Ещё вы должны обратить внимание на три притяжательных местоимения : её, его, их, которые в свою очередь хотя и отвечают на вопрос согласования чья?, чей?, чьи?, но вместе с главным словом ( в словосочетаниях типа: её шляпа, его машина, их дом) будут являться примыканием. Почему? Ответ таков же, как и на предыдущий вопрос о несклоняемых существительных. Для согласования и управления важна грамматическая связь между словами, которая выражается в окончании, когда при изменении главного слова изменяется и зависимое. Этого не происходит в рассмотренных примерах, поэтому мы и отнесем их к примыканию.

На мой взгляд, важной является следующая информация:

Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках.

Главное слово при согласовании — существительное или любая часть речи в функции существительного (т.е. в предметном значении): В саду слышны птичьи трели (сущ.). Уважаемые провожающие, освободите вагоны (прич.).

Зависимое слово при согласовании может быть выражено

1) прилагательным в любой форме (кроме простой сравнительной и построенной на его базе составной превосходной степеней сравнения), которое согласуется с главным словом в роде, числе, падеже: интересную книгу, краткое прилагательное в позиции определения — в роде и числе: Зол на друга, я перестал ему писать;

2) местоименным прилагательным (кроме его, ее, их), согласование то же: мою книгу;

3) порядковым числительным и числительным один, согласование то же: пятую / одну книгу;

4) причастием; согласование то же: прочитанную книгу;

5) существительным — согласованным приложением, которое согласуется с главным словом в падеже и числе (если согласуемое существительное изменяется по числам): мамой-учителем;

6) количественными числительными в косвенных падежах; согласование в падеже, а для слова оба и в роде: обеих девочек, обоих мальчиков.

Управление — подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом или без него.

Главное слово при управлении выражается

1) глаголом в любой форме: читать / читал / читающий / читая книгу;

2) существительным: чтение книги;

3) прилагательным: довольный успехом;

4) количественным числительным в именительном (винительном) падеже: три стула, пять стульев.

Зависимое слово при управлении — существительное, местоименное существительное или любая часть речи в функции существительного: посмотреть на друга / на него / на сидящего.

Примыкание — вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или форма изменяемого зависимого слова, не обладающая способностью согласования (инфинитив глагола, деепричастная форма, простая сравнительная степень прилагательного или наречия). Связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу.

Главное слово при примыкании :

1) глагол: бежать быстро,

2) прилагательное: очень быстрый,

3) наречие: очень быстро,

4) существительное: яйцо всмятку, брюки клеш, дети постарше.

Зависимое слово при примыкании выражается

1) наречием, в том числе в форме степеней сравнения: идти пешком, пиши быстрее,

2) деепричастием: говорил заикаясь,

3) инфинитивом: просил написать,

4) сравнительной степенью прилагательного: дети постарше,

5) неизменяемым (аналитическим) прилагательным: цвет хаки,

6) местоименным прилагательным его, ее, их: его дом / книга / окно,

7) существительным— несогласованным приложением: в газете «Известия».

Дополнительно можно обратиться к сайту http://videotutor-rusyaz.ru/

Удачи на ГИА и ЕГЭ!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР

Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим вы.

Типы словосочетаний

Таблица краткая, поясняет виды СС.

Типы словосочетаний 8 класс

Проверочная работа составлена в форме теста.

урок русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» (с использованием ЭОР)

Подготовка учащихся к выполнению заданий ГИА по новой форме для 9-х классов по русскому языку.

Урок русского языка по теме «Типы словосочетаний» ( с использованием ЭОР и ИКТ)

Конспект открытого урока русского языка в 8 А классе по теме «Типы словосочетаний» ( с использованием ЭОР и ИКТ).

Словосочетания . Типы словосочетаний (8 класс)

Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.

Источник

Читайте также:  Как выучить кбк способы быстро
Оцените статью
Разные способы