Его грядущее способ связи

Тест с ответами: “Словосочетания и их виды”

1. Укажите словосочетание с типом связи согласование:
а) впервые услышал
б) под раскидистой черёмухой +
в) мокрые от дождя

2. Укажите словосочетание с типом связи управление:
а) склонила ветви +
б) с лёгким отливом
в) осторожно перелистывает

3. Укажите словосочетание с типом связи согласование:
а) выпустит на волю
б) уже пробилась
в) ливневые дожди +

4. Укажите словосочетание с типом связи примыкание:
а) обещал проверить +
б) времена года
в) не узнаешь тайны

5. Укажите словосочетание с типом связи управление:
а) в прошлом году
б) моя семья
в) богат цветами +

6. Укажите словосочетание с типом связи согласование:
а) возвращается домой
б) плывущие облака +
в) окружала опушку

7. Укажите словосочетание с типом связи примыкание:
а) два рубля
б) напитавшись водицы
в) проходит пешком +

8. Укажите словосочетание с типом связи управление:
а) рождение листвы +
б) долго спать
в) заметные издалека

9. Укажите словосочетание с типом связи согласование:
а) энергично ловил
б) потянет к земле
в) вредным насекомым +

10. Укажите словосочетание с типом связи примыкание:
а) в конце апреля
б) однажды выскочил +
в) не обратил внимания

11. Какой способ связи слов представлен в словосочетании К ТВОЕМУ ДОМУ:
а) согласование +
б) управление
в) примыкание

12. Какой способ связи слов представлен в словосочетании УВИДЕЛ ЕГО:
а) примыкание
б) управление +
в) согласование

13. Какой способ связи слов представлен в словосочетании ДОЖДЬ И ВЕТЕР:
а) не является словосочетанием +
б) примыкание
в) управление

14. Какой способ связи слов представлен в словосочетании ПОВЕРНУЛ НАПРАВО:
а) согласование
б) управление
в) примыкание +

15. Какой способ связи слов представлен в словосочетании ОЖИДАЯ ГОСТЕЙ:
а) управление +
б) примыкание
в) не является словосочетанием

16. Какой способ связи слов представлен в словосочетании ДОМ СТРОИТСЯ:
а) согласование
б) не является словосочетанием +
в) управление

17. Какой способ связи слов представлен в словосочетании ПО – ОСЕННЕМУ СКУЧНО:
а) согласование
б) управление
в) примыкание +

18. Какой способ связи слов представлен в словосочетании РОМАН О ПРИКЛЮЧЕНИЯХ:
а) примыкание
б) управление +
в) согласование

19. Какой способ связи слов представлен в словосочетании НА ОПУСТЕВШЕЙ ЗЕМЛЕ:
а) не является словосочетанием
б) примыкание
в) согласование +

20. Какой способ связи слов представлен в словосочетании МЕЧТА УЕХАТЬ:
а) согласование
б) примыкание +
в) управление

21. Словосочетание, которое указывает на действие и его признак:
а) произносить отчетливо +
б) увлекаться стихами
в) древняя книга

22. Словосочетание, которое указывает на предмет и его признак:
а) отчаянно смелый
б) древняя книга +
в) увлекаться стихами

23. Словосочетание, которое указывает на признак признака:
а) любовь к книге
б) увлекаться стихами
в) отчаянно смелый +

24. Словосочетание, которое указывает на действие и предмет:
а) голубое небо
б) увлекаться стихами +
в) произносить отчетливо

25. Словосочетание, которое связано способом согласования:
а) исполнять кюй
б) пиала из фарфора
в) наши обычаи +

26. Словосочетание – это:
а) сочетание подлежащего и сказуемого
б) сочетание двух самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу +
в) сочетание частицы с глаголом

27. Как называется способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное:
а) согласованием +
б) примыканием
в) сочинением

28. По способу согласования слова связаны в словосочетании:
а) его грядущее
б) ошибками отцов
в) на наше поколенье +

29. Два словосочетания, слова в которых связаны по способу согласования, можно вычленить из предложения:
а) Я помню чудное мгновенье…
б) Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. +
в) Сижу за решёткой в темнице сырой.

Читайте также:  Нарушение осанки причины способы профилактики нарушений

30. Два словосочетания, слова в которых связаны по способу согласования, можно вычленить из предложения:
а) Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы. +
б) Оковы тяжкие падут, темницы рухнут…
в) Горит восток зарею новой.

Источник

Способы подчинительной связи. Примыкание

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (447 кБ)

Цели урока:

  • актуализировать знания о способах связи слов в словосочетании;
  • формировать умение устанавливать связи слов в предложении и словосочетании;
  • учить выделять словосочетания из предложения;
  • учить определять способ подчинительной связи в словосочетании;

воспитательная: воспитывать умение внимательно слушать одноклассников, уважать чужое мнение;

  • развивать логическое мышление;
  • развивать языковое чутьё;
  • развивать умение работать в группе;
  • развивать умение систематизировать изученный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.

II. Тема урока, постановка целей.

(Слайд 2)

III. Задание на повторение (Синтаксическая разминка).

Выпишите из предложенных слов только словосочетания:

  • 1) подо мной, 2) красивую тетрадь, 3) вышли из дома, 4) дом высок, 5) две подруги,
  • 6) четырёх мальчиков, 7) улыбающийся нам, 8) радуясь встрече, 9) чесать языком,
  • 10) восьми карандашей, 11) будем танцевать, 12) желание спеть, 13) то дерево
  • 14) второй дом, 15) каждый из нас, 16) мини юбка, 17) видеть это, 18) петь громко,
  • 19) весело и быстро;

– Выступление учащихся, обсуждение затруднений.

В этом задании ученики часто отмечают сочетания дом высок, чесать языком, будем танцевать как словосочетания.

Не являются словосочетаниями:

  1. сочетание самостоятельного слова со служебным:в течение лета, пусть расскажет и др.;
  2. сочетания слов в составе фразеологизмов:обетованная земля, точить лясы, не покладая рук;
  3. подлежащее и сказуемое:мальчик умён, начался дождь;
  4. составные словоформы:менее красивый, будешь знать;
  5. однородные члены:снег и ветер; ни сегодня, ни завтра.

– После прочтения и обсуждения ученики выясняют, что не являются словосочетаниями слова под номерами 1, 4, 9, 11, 19. Остальные словосочетания записываются в тетрадь.

– Прочитайте следующий материал, внесите, если необходимо, изменения в свои записи.

Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова к зависимому задаётся вопрос.

– Вспомните и расскажите, какие есть способы подчинительной связи в словосочетании, как определить этот способ.

Ученики называют три способа: согласование, управление, примыкание, рассказывают, что в словосочетании нужно определить главное и зависимое слово, затем выяснить, какой частью речи выражено зависимое слово, и уже по этому зависимому слову определить способ подчинительной связи.

В словосочетании слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением, примыканием.

Согласование – такая связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного ( причастие, местоимение, порядковое числительное): весёлая песня, поющие птицы, моё послание, пятый день и др.

При согласовании с изменением формы главного слова (имени существительного) изменяются и все формы зависимого: весёлую песню, весёлой песне, весёлых песен.

Управление – такая связь, при которой зависимое слово – имя существительное и все слова с признаками существительного ( местоимение, числительное): рассказал (кому?) другу (дат. п.), рассказал (кому?) всем (дат. п.), четверо (из кого?) из десяти (род. п.), четверо(из кого?) из вас (род. п.), выпеченный ( кем?) мамой (твор. п.), выпеченный(из чего?) из теста (род. п.).

При управлении главное слово (глагол, причастие, деепричастие, прилагательное, числительное) требует от зависимого постановки в определённом падеже с предлогом или без предлога. При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого не изменятся: напишу письмо, написал письмо, напишем письмо.

В сочетании слов типа три дерева (с неодушевлённым существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.

В сочетаниях типа три дочери ( с одушевлённым существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах – согласование. ( 1. С. 5)

Читайте также:  Демократия как способ осуществления власти предполагает

Примыкание – такая связь, при которой зависимое слово – неизменяемое знаменательное слово ( наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное): быстро говорить, говорил улыбаясь, очень легко, цвета беж.

При примыкании зависимое слово связано с главным ( глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное) только по смыслу и интонационно.

IV. Закрепление.

– Работа с учебником

Упражнение 57, стр. 30

(Спишите предложения. Выделите в них словосочетания с подчинительной связью примыкания).

  • Сперва мы перекликались с ним весьма усердно; потом он стал реже отвечать на наши возгласы.

Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.

Большинство иностранцев считают, что русские мало улыбаются (примыкание)

Человек мнителен, тревожен и замкнут, болезненно реагирует на малейшие неудачи (примыкание).

Оттуда открывается изумительный вид на Волгу, красота неописуемая (управление).

В этом случае “плоды учения ”еще более очевидны (согласование).

Эти чувства в нас не убиты – они подавлены (управление).

Но и те и другие были снисходительны к ошибкам своего кандидата (согласование).

V. Тест.

Способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу, называется
A) сочинением.
B) управлением.
C) примыканием.
D) согласованием.
E) связью между компонентами грамматической основы.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) его грядущее.
B) печально гляжу.
C) ошибками отцов.
D) на наше поколенье.
E) гляжу на поколенье.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) летят на юг.
B) летят далеко.
C) перелетают на юг.
D) перелётные птицы.
E) улетевшие на зиму.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) идти в школу.
B) войти в класс.
C) хорошо учиться.
D) строгий учитель.
E) серьёзный ученик.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) записать дату.
B) чистая тетрадь.
C) записать красиво.
D) записать в тетрадь.
E) ученическая тетрадь.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) белеющая вдали.
B) решённая задача.
C) сдавший экзамен.
D) старик сапожник.
E) идущий по следам.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) горят в огне.
B) белая береза.
C) обходя лениво.
D) в золотом огне.
E) под моим окном.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) звучал долго.
B) развеял мечты.
C) чистой красоты.
D) чудное мгновенье.
E) мимолетное виденье.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) волею моей.
B) жги, обходя.
C) обходя моря.
D) в пустыне мрачной.
E) шестикрылый Серафим.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) задержать дыхание.
B) задержаться надолго.
C) задержав преступника.
D) задержанный гражданин.
E) задержаться в командировке.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) зван на форели.
B) будущей недели.
C) по моему расчету.
D) с разодранным локтем.
E) прискорбно поминают.

По способу примыкания слова связаны в словосочетании
A) громкий шепот.
B) говорить шепотом.
C) шепчущий человек.
D) прошептать на ушко.
E) назойливый шепоток.

Ключ к тесту

Взаимопроверка

VI. Оценки за урок.

VII. Домашнее задание.

Упражнение 80, стр.38 (Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите способ связи).

Источник

Тест по русскому языку «Словосочетание» (10 класс)

Тематический тест по русскому языку предназначен для проверки усвоения данной темы. В тесте 24 вопроса и 5 вариантов ответа, один из которых является правильным.

Просмотр содержимого документа
«Тест по русскому языку «Словосочетание» (10 класс)»

Тест по русскому языку «Словосочетание» (10 класс)

Словосочетание указывает на действие и его признак:
A) Произносить отчетливо.
B) Древняя книга.
C) Любовь к книге.
D) Увлекаться стихами.
E) Отчаянно смелый.

Словосочетание указывает на предмет и его признак:
A) Произносить отчетливо.
B) Древняя книга.
C) Любовь к книге.
D) Увлекаться стихами.
E) Отчаянно смелый.

Словосочетание указывает на признак признака:
A) Произносить отчетливо.
B) Древняя книга.
C) Любовь к книге.
D) Увлекаться стихами.
E) Отчаянно смелый.

Читайте также:  Небесный крюк способ эвакуации

Словосочетание указывает на действие и предмет:
A) Произносить отчетливо.
B) Древняя книга.
C) Голубое небо.
D) Увлекаться стихами.
E) Отчаянно смелый.

Главное слово выражено именем существительным в словосочетании:
A) Поездка в горы.
B) Стремиться к добру.
C) Приехать летом.
D) Очень увлекательный.
E) Неутомимо трудиться.

Главное слово выражено глаголом в словосочетании:
A) Наказ отца.
B) По-зимнему холодно.
C) Упорно трудиться.
D) Вековые сосны.
E) Желание учиться.

Главное слово выражено наречием в словосочетании:
A) Наказ отца.
B) По-зимнему холодно.
C) Упорно трудиться.
D) Вековые сосны.
E) Очень увлекательный.

Главное слово выражено прилагательным в словосочетании:
A) Наказ отца.
B) По-зимнему холодно.
C) Упорно трудиться.
D) Вековые сосны.
E) Очень увлекательный.

Словосочетание связано способом согласования:
A) Наши обычаи.
B) Исполнять кюй.
C) Пиала из фарфора.
D) Говорить по-казахски.
E) Необыкновенно яркий.

Словосочетание связано способом согласования:
A) Семейный очаг.
B) Исполнять кюй.
C) Пиала из фарфора.
D) Говорить по-казахски.
E) Необыкновенно яркий.

Словосочетание связано способом согласования:
A) Строящийся дом.
B) Исполнять кюй.
C) Пиала из фарфора
D) Говорить по-казахски.
E) Необыкновенно яркий.

Словосочетание связано способом согласования:
A) Второй игрок.
B) Исполнять кюй.
C) Пиала из фарфора.
D) Говорить по-казахски.
E) Необыкновенно яркий.

Словосочетание – это
A) сочетание частицы с глаголом.
B) сочетание подлежащего и сказуемого.
C) сочетание предлога с именем существительным.
D) сочетание двух самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.
E) слова, с помощью которых говорящий выражает своё отношение к высказыванию.

Способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное, называется
A) сочинением.
B) управлением.
C) примыканием.
D) согласованием.
E) связью между компонентами грамматической основы.

По способу согласования слова связаны в словосочетании
A) его грядущее.
B) печально гляжу.
C) ошибками отцов.
D) на наше поколенье.
E) гляжу на поколенье.

По способу согласования слова связаны в словосочетании
A) идущий вслед.
B) белеющая вдали.
C) сдавший экзамен.
D) сапожник-старик.
E) решённая учеником.

По способу согласования слова связаны в словосочетании
A) горят в огне.
B) белая береза.
C) обходя лениво.
D) стоит в тишине.
E) принакрылась снегом.

По способу согласования слова связаны в словосочетании
A) звучал долго.
B) развеял мечты.
C) чудное мгновенье.
D) явилась как виденье.
E) явилась передо мной.

По способу согласования слова связаны в словосочетании
A) рассек мечом.
B) воззвал ко мне.
C) приник к устам.
D) в пустыне мрачной.
E) явился на перепутье.

По способу согласования слова связаны в словосочетании
A) скорбный труд.
B) стремленье дум.
C) храните терпенье.
D) разбудит бодрость.
E) дойдут сквозь затворы.

По способу согласования слова связаны в словосочетании
A) зван на форели.
B) черкни на листе.
C) будущей недели.
D) читай с чувством.
E) достань-ка календарь.

Два словосочетания, слова в которых связаны по способу согласования, можно вычленить из предложения
A) Там некогда гулял и я…
B) Я помню чудное мгновенье…
C) Сижу за решёткой в темнице сырой.
D) И шестикрылый серафим на перепутье мне явился.
E) Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье.

Два словосочетания, слова в которых связаны по способу согласования, можно вычленить из предложения
A) Горит восток зарею новой.
B) Оковы тяжкие падут, темницы рухнут…
C) Дым багровый кругами всходит к небесам…
D) Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы.
E) Любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем…

Два словосочетания, слова в которых связаны по способу согласования, можно вычленить из предложения
A) Ребенка пленного он вез.
B) Дубовый листок оторвался от ветки родимой.
C) Я никому не мог сказать священных слов отец и мать.
D) Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ!
E) Однажды русский генерал из гор к Тифлису подъезжал.

Источник

Оцените статью
Разные способы