- Как эффективно повышать квалификацию коллектива?
- Обучение педагогов, повышение их квалификации часто сопряжено с различными проблемами. Одна из основных: педагог уехал на обучение, а кто работать будет? И школам приходиться искать выходы из ситуации. Опыт успешного решения такой проблемы, в виде проекта «Внутрифирменное обучение», вместе со своим педколлективом представил директор ижевской школы «Гармония» Ахтам Чугалаев.
- «Обучающаяся организация»
- Результаты реализации проекта
- Научи ученого: как эффективно повысить квалификацию сотрудников
- Правильные люди
- Точный метод
- Подход к новичкам
- Что делать с топами?
Как эффективно повышать квалификацию коллектива?
Обучение педагогов, повышение их квалификации часто сопряжено с различными проблемами. Одна из основных: педагог уехал на обучение, а кто работать будет? И школам приходиться искать выходы из ситуации. Опыт успешного решения такой проблемы, в виде проекта «Внутрифирменное обучение», вместе со своим педколлективом представил директор ижевской школы «Гармония» Ахтам Чугалаев.
«Обучающаяся организация»
В конце 70-х годов Т. Питерс и Р. Уотерман одними из первых сформулировали тезис о том, что лучшие компании — обучающиеся.
Ориентируясь на точку зрения зарубежных исследователей, «обучающейся» можно назвать организацию, которая создает условия для непрерывного обучения и развития всех работников и, находясь в процессе постоянного самосовершенствования, изменяет, таким образом, окружающий ее мир.
В 2008 году компания «МакКинзи» представила исследование качества образования в разных странах мира, лучших систем школьного образования, в котором были изучены факторы, оказывающее существенное влияние на уровень качества.
Действительно, ключевым вопросом для администрации школы всегда остается рост квалификации педагогов, развитие их способностей.
Тогда возникает еще один вопрос: «как эффективно повышать квалификацию коллектива?»
Рассмотрим, как происходит повышение квалификации традиционным способом: от учителя требуется пройти курсы повышения квалификации один раз в три года в период между аттестацией.
Из-за этого возникают определенные проблемы:
1. Курсы повышения квалификации проводятся по плану учреждений повышения квалификации (УПК), с отрывом учителя от учебного процесса на длительный срок (неделя и больше). В связи с этим нерационально расходуются средства фонда заработной платы: нужно сохранить среднюю зарплату учителю, который обучается на курсах, и оплатить работу заменяющего учителя: происходит «двойная оплата».
2. Невозможно организовать полноценную замену уроков из-за массового «ухода» учителей одного предмета на курсы.
3. Многие курсы проводятся на платной основе.
4. Из-за предметной направленности традиционных курсов нет единства в понимании методических и инновационных процессов конкретной школы. Учитель выбирает тот или иной курс случайным образом (подошло время аттестации, коллеги пригласили на курсы, просто понравилось название и т.п.). В некоторых школах, как в нашей, ситуация усложняется и тем, что коллектив работает в разных корпусах, которые входят в состав образовательного комплекса.
Школа «Гармония» — это более 2000 обучающихся, более 300 сотрудников, которые работают в 7 корпусах, включая детский сад.
В таких условиях сложно скоординировать работу всех предметных лабораторий, определять индивидуальные программы роста каждого педагога.
Чтобы устранить эти проблемы, и найти эффективный подход к организации системы повышения квалификации и научно-методической работы в нашем образовательном комплексе, мы внедрили проект «Внутрифирменное обучение» (корпоративное обучение всех работников). И должен признать, весьма успешно.
Суть проекта : организация курсов повышения квалификации
в самой школе в каникулярное и внеурочное время; определение тематики курсов с учетом уровня развития коллектива, инновационных и методических процессов; определение перспективы развития профессионального мастерства каждого учителя, и тем самым создание непрерывной модели повышения квалификации в школе.
Проект позволяет сформировать коллектив высококлассных учителей, способных на современном уровне решать задачи обучения и воспитания.
К основным направлениям реализации проекта относится разработка и реализация модели внутрифирменного обучения.
Это инновационная модель, т.к. высок уровень интеграции и размыты границы между подразделениями. Курс обучения может перестраиваться в процессе обучения, он чувствителен к сбоям; происходит тесная взаимосвязь изучения актуальных тем, современных тенденций развития научно-теоретического и практического знания с реальной практикой ОУ.
Эта система характеризуется своеобразием путей и форм организации внутрифирменного обучения кадров в условиях школьной практики.
Система внутрифирменной подготовки может быть эффективной только в том случае, если будет проанализировано существующее положение, оценена перспектива и сформирован образ желаемого будущего, спрогнозированы изменения.
Эта модель требует внутренней интеграции организации и будет эффективна при условии интеграции наук. Это дает возможность педагогу говорить на межпредметном и метапредметном уровнях.
Особенностью этой модели является то, что у участников должна быть сформирована установка на изменение, овладение новыми способами решения проблем как в процессе индивидуальной деятельности, так и при освоении эффективных приемов групповой работы.
И в этом случае целью обучения является не столько передача определенной суммы знаний, сколько формирование ориентации на изменение индивидуального и группового поведения.
Формы «Внутрифирменного обучения», которые мы применяли у себя в организации:
• курсы повышения квалификации;
• мастер-классы, тренинги, практикумы известных педагогов России, победителей профессиональных конкурсов;
• коммуникативные практикумы, деловые игры, сетевые практикумы, вебинары;
• стажировки в школах различных городов РФ;
• образовательные экскурсии в лучшие школы РФ, образовательный туризм, в том числе и зарубежный;
• творческие мастерские, лаборатории учителей школы, специализирующиеся на конкретной методике, технологии, активно их использующие и прошедшие соответствующую подготовку учителя (ЮНЕСКО, Intel, Google и т.д.).
Ценный ресурс для непрерывного повышения квалификации — это сами педагоги. Каждый учитель — центр инновации, он может поделиться определенными образовательными технологиями, которые практикует каждый день, в чем он уже дошел до совершенства.
Это происходит в формате мастер-классов, Мастерских инноваций, открытых уроков. Помимо этого, учителя школы «Гармония» постоянно и активно принимают участие в конкурсах профессионального мастерства, грантах и проходят стажировки и обучение в мировых и российских организациях, университетах (BritishCouncil, Microsoft, Google, МГУ, КФУ и других), после чего становятся тьюторами и наставниками, проводят обучение всего коллектива учителей.
Динамичные изменения, происходящие в образовании, требования профессионального стандарта педагога, а также запросы и потребности участников образовательного процесса создают основания для разработки индивидуального маршрута профессиональной подготовки учителей.
Содержательную сторону индивидуального образовательного маршрута составляет решение тех профессиональных проблем, которые актуальны не только для конкретного педагога, но и для педагогического коллектива образовательного комплекса.
Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога реализуется в течение учебного года и предусматривает:
- самообследование и диагностику профессионального мастерства;
- проектирование на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута по принципу устранения индивидуальных и общих «пробелов» и запросов;
- реализацию маршрута;
- оценку и самооценку эффективности индивидуального образовательного маршрута.
Финансирование проекта «Внутрифирменное обучение» осуществляется за счет аккумуляции различных источников:
- средств, направлявшихся ранее на «двойную оплату» (теперь учителя получают из этих средств материальную помощь на повышение квалификации);
- средств грантовых программ;
- средств целевых федеральных программ повышения квалификации (школа активно участвует в работе стажировочных площадок городов РФ);
- за счет использования инфраструктуры школы (собственный загородный лагерь, собственный комфортабельный автобус, развитая информационная сеть, школьный портал, сайт и т.д.).
Вот только некоторые примеры внутрифирменного повышения квалификации:
- курсы повышения квалификации по теме «Современные образовательные технологии» — Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования;
- мастер -класс «Урок как художественное произведение»;
- стажировка в гимназии №19 г. Казань;
- мастер- класс «Использование сингапурских технологий», знакомство с опытом работы гимназии;
- участие в Летней школе филологов МГУ;
- семинар-погружение по развитию творческих способностей учащихся;
- образовательный туризм: Финляндия, Венгрия, Германия;
- Курсы повышения квалификации «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного характера управления в образовании» Челябинский институт переподготовки
и повышения квалификации работников образования; - стажировка в школе №104 города Челябинска «Современный образовательный менеджмент. Государственно-общественный характер управления образованием»;
- мастер-класс абсолютного победителя конкурса «Учитель года -2012» Александра Демахина и т.д.
Результаты реализации проекта
Данный проект реализуется с 2010 года, общее количество часов повышения квалификации для педагогов составило
в среднем — 200 часов в год на одного учителя (и это без ущерба для учебного процесса).
При традиционной системе повышения квалификации этот показатель был равен 14,4 часам, тем самым, результат внедрения внутрифирменного обучения позволил почти в 14 раз увеличить эффективность работы в этом направлении.
Кроме того, учителя школы становятся финалистами и победителями различных всероссийских конкурсов профессионального мастерства.
Проект «Внутрифирменное обучение» получил свое развитие и в других направлениях: повышают свою квалификацию и профессиональное мастерство не только учителя школы, но и другие не менее важные работники: повара, водители, технические служащие, медицинские работники.
Источник
Научи ученого: как эффективно повысить квалификацию сотрудников
Лучший способ обойти конкурентов — постоянные улучшения. Причем ключевую роль в модернизации компании играет развитие персонала. При грамотной работе с кадрами растет и качество продукта компании, и финансовые показатели бизнеса. Что важно учитывать, отправляя свою команду на курсы повышения квалификации?
Незаинтересованные в обучении сотрудники, бесполезные знания, которые не применимы в ходе исполнения ежедневных обязанностей, и краткосрочный эффект от обучения — вот основные проблемы в процессе повышения квалификации кадров.
Правильные люди
Первый этап успешного повышения квалификации коллектива — выбор правильных сотрудников для переподготовки и оттачивания навыков. Помимо того, что сами курсы могут оказаться некачественными (от этого никто не застрахован), так еще и у самого работника банально может не быть желания обучаться. Один из самых неприятных случаев, когда работник тратит на повышение квалификации личное время, — тогда он просто не успевает отдохнуть. Подобные ситуации вызывают негативный отклик персонала и финансовые потери. Чтобы их избежать, следует подходить к повышению квалификации комплексно.
Ошибка руководителя, который выбирает кандидатов на обучающие курсы, может сделает напрасными все прочие усилия. А вот правильно мотивированный работник не только поднимет личный уровень знаний, но и поможет в становлении своих коллег. Помимо условного лидера, улучшайте навыки и тех сотрудников, которые медленно выполняют ключевые операции.
В небольшом коллективе таких выделить несложно, а вот для крупной компании есть своя методика отбора. Подготовьте набор ключевых показателей, которые определят кандидатов на повышение квалификации. Например, для того же отдела продаж это соотношение количества сделок и общего времени, которое потрачено на переговоры, либо коэффициент успешно проведенных презентаций. Также подойдет количество результативных командировок и среднее количество звонков в час.
Чтобы оценить результативность и получить необходимые данные, рекомендую использовать системы управления проектами, тайм-трекинг и успешные практики других компаний. Выбирать их можно с помощью специальных программ и проверенных практик ведущих компаний.
Интересная практика подбора лучших сотрудников у американского Amazon. На корпоративном сайте компания завела виртуальную коробку, куда любой желающий может направить предложение, как усовершенствовать работу интернет-гиганта. С помощью такого функционала Amazon выявляет наиболее инициативных сотрудников. Они не бездействуют при виде проблем, и им не наплевать на будущее компании. Чтобы они могли приобщиться к воплощению своих предложений в реальность, компания поощряет их обучение. Кстати, когда-то от программиста Чарльза Варда поступило предложение о бесплатной доставке, которая могла бы стать фишкой Amazon. В результате доставка трансформировалась в крайне популярный премиальный набор услуг.
Другой пример онлайн-магазина — Zappos, в котором ежемесячно выбирают лучшего сотрудника. Голосует сам коллектив: у каждого есть по $50, которые необходимо отдать тому, кто, по их мнению, в этом месяце работал лучше всех. Победитель получает денежное вознаграждение и возможность пользоваться крытой парковкой.
Точный метод
Далее определитесь с методами повышения квалификации. Условно делим методы на внутренние и внешние. Первые — это те мероприятия, что проводятся внутри компании, ко вторым относятся образовательные программы. Преимущества внутрикорпоративного обучения заключаются в меньших расходах, укреплении корпоративной культуры, возможности корректировать и оптимизировать процесс. Внешние же, как правило, расширяют кругозор сотрудника, дают более глубокие и структурированные знания и возможность перенять сторонний опыт.
Тренеры и наставники. Можно и комбинировать методы. Например, привлекать тренера-профессионала, который обучит в соответствии с особенностями работы компании, наладит связь между отделами и поможет в формировании корпоративной культуры. Другой метод — создание системы наставник-ученик(и). Наставником может стать любой опытный работник, который уже прошел курсы или обладает достаточным арсеналом знаний. Он может взять одного или нескольких учеников, проводить лекционные занятия и помогать им в работе. Важно при этом ограничить количество часов на обучение.
Обмен опытом между отделами. Это хороший прием для лучшего понимания устройства работы в компании, когда один подчиненный на время переходит в другой отдел. Например, дизайнер сайта может на время попасть к верстальщикам. Верстка — это следующее функциональное звено при внедрении дизайна на сайт, и усиление связи между этими отделами ускорит разработку и упростит общение в дальнейшем.
Обучение в рамках дискуссии. Самый нетривиальный метод носит характер эксперимента, поэтому его результаты невозможно предугадать. Однако он однозначно полезен, так как помогает понять логику мышления разных людей. Организовать такое обучение просто: собираются сотрудники и обсуждают тему дискуссии.
Инструктаж. Обязательное обучение, которое следует проводить для каждого новичка. Один-два дня инструктажа помогут подчиненному освоиться и быстро войти в темп работы.
Внешние методы повышения квалификации отличаются более оригинальным подходом к обучению.
Хакатоны, конференции, семинары, лекции. Любое публичное мероприятие, которое посвящено развитию области знаний, — отличный вариант повысить уровень квалификации подчиненных. Там работник заведет полезные знакомства среди профессионалов, откроет для себя новые технологии и неординарные способы использования старых, по-другому взглянет на решение рутинных задач. Кроме того, это обычно не бьет по карману.
Саморазвитие. Иногда самостоятельное обучение — оптимальный метод оттачивания навыков отдельных сотрудников. Например, оно круто работает для программистов, которым требуется технология, на освоение которой уйдет много времени. Можно выделить определенное количество дней или часов на самообучение, а после проверить результат.
Тренинги. В определенных случаях приглашать тренера в компанию затратно и не эффективно. Поэтому проще отправить сотрудника на мероприятие, где профессионал поделится своим опытом. Чем больше сфера работы отрегулирована какими-либо нормативами, тем лучше на квалификацию специалиста повлияет тренинг. Они помогут, к примеру, бухгалтерам, экономистам, банковским сотрудникам.
Профессиональные курсы. Это один из самых популярных и эффективных способов быстро улучшить знания подчиненных. Кроме того, эффект от таких курсов практически сразу положительно скажется на скорости и качестве работы. Однако если вы решились обучать множество сотрудников с помощью таких программ, то создайте резерв средств под образовательные издержки.
Подход к новичкам
Нерегулярный или несистемный подход к образованию сотрудников погоды не сделает. Мы предлагаем объединять внешние и внутренние методы оттачивания навыков команды для лучшего результата. При этом отталкивайтесь от сферы деятельности сотрудника и уровня его профессионализма.
Для неопытных и новичков начинайте с инструктажа по принципам работы компании. Регулярно отправляйте специалиста на конференции и тренинги. При положительном эффекте отправляйте сотрудника на специальные курсы на несколько недель. А вот если работник не проявляет интереса, приставьте к нему наставника, который лучше проанализирует проблемы.
Например, начинающего дизайнера интернет-магазина лучше всего отправить на наименее затратные мероприятия. Здесь подойдет обучение в рамках дискуссии, обмен между отделами и инструктаж при приеме на работу. По внешним методам — это конференции, тренинги, предоставление возможностей для самостоятельного обучения.
Предположим, начинающий дизайнер проявил недюжинный талант и рвение в учебе и работе. Следует поблагодарить его и потратиться на более качественное обучение. Например, приставить к нему профессионала из вашей компании или отправить на крутые курсы в несколько недель. Достойный сотрудник оценит подобное внимание и приложит максимум усилий для улучшения навыков.
Что делать с топами?
С профессионалами высокого уровня сложнее. Для лучших сотрудников используйте неординарные подходы: предлагайте стать наставником, провести серию лекций, дайте возможность посещать передовые мировые конференции и стимулируйте обучение в рамках дискуссий. Для специалистов среднего звена практикуйте обмен между отделами для улучшения координации между ними и привлекайте сторонних тренеров для повышения уровня знаний сотрудников.
К примеру, программисты топ-уровня часто находятся в состоянии перманентного самообразования. Это помогает оставаться «в теме» последних технологий и поддерживать свою стоимость на рынке труда. Как раз для них требуются неординарные методы повышения квалификации. Предложите им стать учителем одного из начинающих программистов. В таком случае пользу получают обе стороны. Более «зеленый» работник получает опытного наставника, который помогает качественнее решать задачи и быстро находить решение типичных проблем. Опытный сотрудник получает возможность посмотреть незашоренным взглядом на методологию решения задач и почерпнуть креативные подходы к написанию кода.
Также для такого специалиста полезны конференции программистов международного уровня. Эти мероприятия помогают определить современные тенденции в технологическом прогрессе. Внедрение передовых технологий повлияет на развитие всей организации.
Источник