Эффективный способ повторение материала

Как правильно повторять пройденное

Изучение любого иностранного языка предполагает периодическое повторение уже пройденного материала. Если этого не делать, то слова и правила (даже те, которые, казалось бы, вы хорошо закрепили и сейчас прекрасно помните) просто уйдут на задворки памяти или вовсе забудутся. Повторение считается одним из базовых процессов в обучении языку, но, к сожалению, студенты и даже преподаватели часто не уделяют этой работе должного внимания. В данной статье мы поговорим о том, как правильно повторять слова и грамматические конструкции на иностранном языке, а также расскажем о некоторых наиболее эффективных методиках.

Общие правила повторения пройденного материала

Повторение – крайне важный процесс при изучении любого языка: английского, немецкого, китайского, французского, испанского и пр. Оно не даст забыть то, что вы уже прошли, позволит обобщить полученные знания и научиться их систематизировать. Повторять пройденное необходимо на протяжении всего обучения. И для того чтобы повторение давало положительный результат, необходимо соблюдать ряд правил:

  1. Повторяйте изученный материал циклично
    Вы можете повторять пройденное в конце каждой лексической или грамматической темы, после каждого урока, в начале или конце недели и т.д. Главное – заниматься этим постоянно, соблюдая определенную последовательность. Некоторые методики мы опишем подробнее чуть ниже.

Используйте разные упражнения и их виды
При повторении лексического или грамматического материала старайтесь не использовать те упражнения, которые вы уже когда-то выполняли. Разнообразьте занятия новыми заданиями и используйте при их выполнении уже знакомую лексику и грамматику. Это поможет, с одной стороны, закрепить пройденное, а с другой – развить новые навыки и компетенции.

Учитывайте личные психологические особенности
В данном случае речь идет конкретно о вашей способности запоминать. Как известно, у кого-то лучше развита зрительная память, у других – слуховая и т.д. Существуют различные методики для запоминания, и целесообразно выбрать ту, которая подходит лично вам – с учетом ваших индивидуальных способностей и особенностей памяти.

  • Старайтесь не допускать ошибок при повторении
    Контроль (со стороны преподавателя или самоконтроль) играет важную роль при повторении. Всегда есть вероятность того, что вы можете заучить материал с ошибками. А как известно, переучить что-либо всегда сложнее, чем выучить.
  • Некоторые эффективные методики повторения

    Для успешного изучения иностранного языка необходимо не только придерживаться правил по повторению, но и опираться на определенную методику, предполагающую строгую последовательность и периодичность. На сегодняшний день таких методик разработано достаточно много, приведем несколько наиболее популярных.

    Метод интервальных повторений Пимслера

    Этот метод разработан лингвистом Полом Пимслером в 1967 году и основан на особой технике, которая предполагает повторение изученного материала через определенные интервалы, что и предопределило его название. Ученый заметил, что иностранные слова могут забываться практически сразу после их запоминания или же через некоторые промежутки времени (5 секунд, 25 секунд, 2 минуты и т.д.). Соответственно, запоминаемое необходимо повторить до того, как оно «сотрется» из памяти, то есть до окончания указанного интервала.

    Метод особенно удобен для изучения иностранных слов (фраз) и предполагает 11 повторений – выучить и повторить:

    1. 5 секунд,
    2. 25 секунд,
    3. 2 минуты,
    4. 10 минут,
    5. 1 час,
    6. 5 часов,
    7. 1 день,
    8. 5 дней,
    9. 25 дней,
    10. 4 месяца,
    11. 2 года.

    Чтобы не путаться с очередностью, можно, например, записывать даты следующего повторения прямо на карточке или в словаре. Если вы используете карточки, их можно складывать в специальные файлы или коробки с отмеченными датами.

    Методику интервальных повторений использует ряд приложений, таких как Mnemosyne, Tinycards, Flashcards+, Quizlet, Anki, Supermemo. Они дают возможность создавать словарные карточки, тренировать изучаемые слова, настраивать интервалы для повторения, а также контролировать «успеваемость».

    Метод интервальных повторений Эббингауза

    Еще один метод интервальных повторений – метод немецкого психолога Германа Эббингауза. По своей сути данная методика схожа с методом Пимслера, но отличается количеством и продолжительностью интервалов.

    Герман Эббингауз (1850-1909) – психолог-экспериментатор, автор труда «О памяти», первым открыл «кривую забывания», которая и легла в основу метода интервальных повторений. И хотя данную методику часто называют методом Эббингауза, на самом деле точно неизвестно, кто ее автор. Возможно, Герман Эббингауз только создал кривую забывания, а развил его исследования и создал саму методику польский исследователь Петр Возняк.

    Согласно этой методике, интервалов должно быть семь:

    1. повторение сразу после прочтения;
    2. через 30 минут;
    3. через три часа;
    4. через 24 часа;
    5. через 30 часов;
    6. через две недели;
    7. через два месяца.

    Подробнее о методиках интервального повторения вы можете прочитать в нашей статье

    Метод Лейтнера

    Метод Лейтнера связан с изучением иностранных слов с помощью карточек. Для этого метода понадобятся карточки с уже написанными словами и их значением на обратной стороне, а также несколько коробок. Вы сами решаете, сколько коробок вам нужно, однако специалисты советуют использовать три: для сложных слов, для слов, в которых вы можете допустить ошибку, и для слов, которые вы хорошо знаете.

    Читайте также:  Насколько вы знаете способ вызова окна свойств настроек рабочего стола запишите их

    Слова, которые вы находите трудными для запоминания и которые вы разместите в первую коробку, необходимо повторять каждый день, из второй коробки – через день, а из третьей – раз в неделю. При этом по мере изучения карточки необходимо перекладывать из одной коробки в другую: из первой во вторую или из второй в третью. Если вы делаете ошибку при повторении слов из второй или третьей коробки, их нужно переложить обратно – в первую или вторую соответственно.

    Метод активного повторения

    Эту методику можно использовать для заучивания не только слов, но и грамматических правил и конструкций. Использование метода активного повторения предполагает, что материал уже выучен и повторяется для того, чтобы остаться в памяти на долгое время. А под повторением понимается не считывание информации с имеющегося источника, а многократное «припоминание» полученных сведений. Оно проходит в несколько этапов:

    1. Контрольное припоминание. На этом этапе необходимо считать информацию, а потом воспроизвести ее в памяти и сравнить с первоисточником. Например, вы читаете правило и рассказываете его себе же или читаете текст с новыми словами и пересказываете.
    2. При выявлении неточностей, ошибок или пробелов необходимо повторить только ту часть информации, которую вы не запомнили или запомнили плохо. Повторять необходимо до того, пока вы не сможете на 100% верно воспроизвести информацию, которую хотите запомнить.
    3. После этого запоминаемое необходимо повторять, соблюдая следующую последовательность:
      • через час;
      • через 3-4 часа;
      • на следующий день.

    Для того чтобы эффективно повторять пройденный материал, используйте любой метод, который подходит лично вам. Главное – постоянство и желание достигать поставленных целей.

    Источник

    Урок 4. Повторение

    Память человека, в отличие от памяти компьютера, имеет свойство модифицироваться со временем. Другими словами, память – это динамический процесс. То, как долго мы хотим хранить определенную информацию у себя в памяти, связано с повторным воспроизведением этой информации в нашем сознании.

    В данном уроке будут даны специальные методики улучшения запоминания информации путем повторения изученного.

    Оглавление:

    Повторение пройденного

    Знаменитая интернациональная пословица гласит: «Повторение – мать учения» (Repetitio est mater studiorum). Повторение – это одно из главных условий запоминания и усвоения материала. Повторение воздействует именно на долгосрочную память, помогая усвоить информацию на длительный срок. Правильное повторение изученного материала улучшает его сохранение и облегчает его последующее воспроизведение.

    Как должен происходить процесс повторения? Все зависит от типа запоминаемой информации. Ведь повторять можно всё что угодно: слова и буквы, числа и цифры, учебный или развлекательный материал, иностранные языки. Если вы учите такую информацию, как цифры или стихи, то повторять нужно дословно и последовательно. Но если вы запоминаете содержание учебника или художественной книги, то важно понимать, что каждый раз вы будете воспроизводить изучаемый материал по-разному.

    Для того чтобы выучить материал, нужно использовать специальные техники и приемы повторения, способствующие повышению эффективности запоминания информации. Среди таких приемов можно выделить активное повторение и пересказ.

    Активное повторение. Чтобы максимально надолго закрепить в своей памяти какую-либо информацию, необходимо сделать процесс повторения активным, осознанным, другими словами, повторение должно сопровождаться осмыслением изученного материала. Для того чтобы активизировать этот процесс, ставьте перед собой дополнительные цели и задачи: ответить на вопросы (которые не просто так часто размещают в конце глав учебников), найти или придумать примеры из жизни, соответствующие запоминаемым фактам и т.п. Следует отметить, что при активном повторении в работу включается внимание и ассоциативная память, в результате, процесс запоминания становится качественнее и эффективнее.

    Пересказ является самым распространенным способом повторения в тех случаях, когда информация запоминается не дословно. Пересказ также является элементом активного повторения. Во время пересказа у нас активизируется речевое мышление. Речевое воспроизведение помогает нам не только хорошо запомнить информацию, но и отложить у себя в голове способ ее воспроизведения.

    Читайте также:  10 способов убит жену

    Если же вам нужно запомнить большой объем информации, и при этом воспроизвести ее точно (наизусть), последовательное повторение всего материала будет неэффективным. Для того чтобы добиться хороших результатов, вам нужно:

    • Во-первых, разбить весь материал на несколько меньших частей и запомнить получившуюся структуру, например при помощи метода Римской комнаты из предыдущего урока.
    • Во-вторых, нужно учить и, главное, повторять каждую часть отдельно. Между повторениями различных частей можно делать небольшие паузы. И если вам удалось выучить все части, только тогда следует прибегнуть к непрерывному повторению всего материала в нужной последовательности.

    И наконец, чтобы повторение стало максимально эффективным, старайтесь воспроизводить весь выученный материал по памяти. Прибегать к помощи первоисточника лучше только в самых крайних случаях, когда процесс повторения тормозится какой-то одной неважной деталью. И даже в этом случае попробуйте отметить на листе бумаги то, что вы забыли, и вернуться к этому после, попытавшись вспомнить еще раз самостоятельно. Такой процесс активизирует вашу память и ассоциативные связи вашего разума.

    Виды и методы повторения

    Кроме самого процесса повторения, особое значение имеет частота и интенсивность этого процесса. За всю историю изучения запоминания путем повторений накопилось множество методик, которые можно разделить на те, что связаны с многократным повторением и те, которые предлагают распределенное во времени повторение.

    Многократное повторение

    На силе многократных повторений строится религиозное образование. Так, в индуизме многократные повторения мантры способствуют не только запоминанию информации, но и ее осмыслению и принятию на подсознательном уровне. Например, считается, что слушание, повторение или пение мантры «Харе Кришна» возвышает сознание практикующего на духовный уровень. Согласно кришнаитскому богословию, повторение мантры «Харе Кришна» позволяет достичь высшего совершенства жизни — чистой любви к Кришне.

    Кроме того, закон большого количества повторений составляют основу традиционного восточного образования. Например, традиционная китайская система образования сводилась к заучиванию наизусть огромного количества иероглифов, хорошему знанию классических сочинений, умению свободно оперировать цитатами из изречений мудрецов. Такой объем информации можно запомнить только путем многократных и постоянных повторений.

    Распределенное во времени повторение

    Многие исследования (первые из которых были проведены еще в конце XIX века) показывают, что распределенное определенным образом во времени повторение оказывается эффективнее многократного воспроизведения. Этот вид повторения позволяет экономить силы и время, способствуя прочному усвоению информации.

    Среди выявленных эффектов использования распределенного во времени повторения можно назвать следующие:

    • Временные регрессы. Установлено, что заучивание материала протекает неравномерно. Вслед за хорошим запоминанием может наступить регресс, другими словами, провал в памяти. Но такой провал часто имеет временный характер, и память снова воссоздает забытую информацию.
    • Скачки памяти. Запоминание информации происходит скачками, и каждое новое повторение может иметь различный результат, как более, так и менее эффективный по сравнению с предыдущим.
    • Быстрый старт. Когда вы изучаете материал легкий для запоминания, то первые повторения дают больший результат, чем последующие. Каждое новое повторение приводит к незначительному увеличению объема запомненного материала.
    • Быстрый финиш. При запоминании сложного материала процесс протекает сначала медленно, а потом быстро. Эффект от первых повторений часто бывает недостаточным, а объем запоминаемого материала увеличивается лишь при многократных воспроизведениях.
    • Реминисценция – это эффект, который заключается в том, что через некоторое время после изучения материала вспоминаются некоторые дополнительные детали, которым вы сразу не уделили свое внимание. Таким образом, программа запоминания с отсроченным воспроизведением может быть продуктивнее, чем несколько повторений сразу же после запоминания. Это происходит потому, что в промежутках между запоминанием и воспроизведением осуществляется дополнительное неосознаваемое закрепление информации в нашей голове.

    Эти эффекты запоминания были выведены путем многочисленных опытов и наблюдений. Изучения проблемы повторений запоминаемой информации привело к появлению методик, позволяющих довольно точно определить, когда повторения оказываются наиболее эффективными. Одна из самых популярных подобных методик описана в концепции Германа Эббингауза, о которой написано ниже.

    Программа повторения по методике Эббингауза

    Как уже было сказано, информация запоминается и забывается человеком неравномерно. Большая часть выученного материала обычно теряется уже в течение первого часа при отсутствии повторений. Поэтому первое повторение необходимо делать сразу после запоминания. Однако существуют наблюдения, которые показывают, как ведет себя наша память и на более длительном временном промежутке.

    Читайте также:  Таблица проблема причины последствия способы решения

    Общепринятым исследованием о процессе человеческого забывания считается работа Германа Эббингауза, написанная им в конце XIX века. Путем многочисленных экспериментов ученый открыл так называемую «кривую забывания», которая показывает, как долго живет в голове человека единожды выученная информация.

    Примечание

    Впервые открыл кривую забывания еще в XIX веке Герман Эббингауз (1850-1909) немецкий психолог-экспериментатор. Он занимался изучением закономерностей запоминания, которые описал в своем основном труде «О памяти».

    Кривая забывания или кривая Эббингауза была получена вследствие экспериментального изучения памяти немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 году. Эббингауз был увлечен идеей изучения «чистой» памяти — запоминания, на которое не влияют процессы мышления. Для этого им был предложен метод заучивания бессмысленных слогов, состоящих из двух согласных и гласной между ними, не вызывающих никаких смысловых ассоциаций (например бов, гис, лоч и т. п.).

    В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц.

    Выводы, которые можно сделать на основании данной кривой, состоят в том, что для эффективного запоминания необходимо повторение заученного материала в определенном режиме.

    Когда повторять информацию?

    Особенность памяти человека такова, что созданные взаимосвязи и ассоциативные ряды разрушаются примерно через час после изучения при условии, что они не были закреплены повторением. Поэтому, как уже было отмечено, первое повторение должно идти сразу после изучения материала.

    Что касается остальных повторений, то существуют 2 популярных режима рационального повторения изученного материала, по мнению современных специалистов.

    1. Если есть два дня на то, чтобы запомнить прочитанное, то лучше повторять материал следующим образом:

    • первое повторение — сразу по окончании чтения;
    • второе повторение — через 20 минут после первого повторения;
    • третье повторение — через 8 часов после второго;
    • четвёртое повторение — через 24 часа после третьего.

    2. Если ваше время ничем не ограничено, и вы хотите запомнить информацию на очень долгое время, то оптимальными считаются следующие этапы повторения информации:

    • первое повторение — сразу по окончании чтения;
    • второе повторение — через 20-30 минут после первого повторения;
    • третье повторение — через 1 день после второго;
    • четвёртое повторение — через 2-3 недели после третьего;
    • пятое повторение — через 2-3 месяца после четвёртого повторения.

    Конечно же, временные рамки зависят, и от запомненной информации. Если вы запоминали текстовую или речевую информацию, то второе повторение нужно сделать через 15 минут после первого, третье – через 8 часов (в день запоминания), четвертое – на следующий день, через 24 часа. Если же вы запоминали точную информацию, то второе повторение нужно сделать через 1 час, третье – через 3 часа, следующие повторения следует делать через 8 часов и в течение следующего дня с перерывами в 3-4 часа.

    Также стоит отметить, что вам не следует пугаться большого числа повторений, которые вам предлагается сделать. Повторять по памяти часто оказывается намного проще и интереснее, чем просто повторное чтение изучаемого материала. Тем более, мысленно повторять информацию можно в любом удобном месте и в любое удобное для вас время: за приемом пищи, во время поездки в общественном транспорте или за рулем автомобиля. При мысленных повторениях вы можете учить информацию в буквальном смысле целый день с минимальными перерывами.

    Итак, четвертое правило запоминания:

    Чтобы надолго запомнить материал, повторите его несколько раз в описанном выше режиме.

    Проверьте свои знания

    Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

    Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы