Эффективный способ обучения пациента

Медицинские интернет-конференции

Языки

Педагогические условия для эффективного обучения пациентов

Казиханова М.А., Семянко С.И.

Педагогические условия для эффективного обучения пациентов

Казиханова М.А., Семянко С.И.

Научный руководитель: к.п.н., доцент Таньчева И.В.

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации

Одной из основных целей врача является не только лечение, но и обучение пациентов, членов их семей по вопросам, касающимся их здоровья. Однако для достижения наилучшего результата обучение должно быть не только качественным, но и эффективным.

Обучение в медицинской деятельности — двусторонний процесс целенаправленной деятельности врача и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и формирование навыков, способствующих скорейшему физическому и духовному выздоровлению пациента.

Для достижения наибольшего эффекта в обучении пациента врач должен соблюдать ряд педагогических условий, облегчающих учебный процесс.

1. Немаловажную роль в процессе получения необходимых знаний и навыков играет окружающая обстановка. Она должна быть максимально комфортна для пациента и располагать к обучению (тишина, время, свежий воздух, температура в помещении, мебель, музыка по мере необходимости, достаточное освещение, эстетический вид помещения).

2. Для достижения наилучшего результата врачу необходимо оценить уровень знаний обучаемого, его способность к обучению, так как каждый пациент нуждается в знаниях, необходимых для понимания и освоения определенной информации: обучение конкретным навыкам самоухода или ухода, подготовка к тому или иному исследованию, приёму лекарственных средств или рациональному питанию и т.п.

3. Для эффективного обучения важен профессионализм врача как педагога: социальная ответственность, доброжелательность, эмоциональная устойчивость, познавательная активность, способность к сотрудничеству, достижение компромиссов и др.

Таким образом, педагогические условия отражают совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды с учетом индивидуальных особенностей личности пациента.

Источник

Медицинские интернет-конференции

Языки

Педагогические аспекты обучения пациента

Шаипов И.Р., Агальцов А.А.

Педагогические аспекты обучения пациента

Шаипов И.Р., Агальцов А.А.

Научный руководитель: канд.пед.наук., доцент Таньчева И.В.

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации

На сегодняшний день особо актуальным становится обучение каждого пациента. Важна осведомленность личности обо всех аспектах собственного заболевания. Обучение направлено на сохранение здоровья пациента, поддержание определенного уровня здоровья и уровня качества его жизни.

Первоначально собирается информация о каждом пациенте посредством его обследования, осуществляется оценка исходного уровня знаний пациента о его заболевании. Для успешного осуществления педагогического процесса необходимо последовательное планирование обучения в работе с пациентом. Также необходимо сформировать у него мотивацию к выздоровлению: пациент должен быть заинтересован в получении необходимых знаний, в развитии способностей и умений, направленных на улучшение качества его жизни.

В процессе обучения необходимо помнить, что пациенту надо излагать только необходимую и доступную информацию, чтобы не потерять его внимание и сделать процесс обучения более продуктивным. Используются вербальные и невербальные средства общения. В зависимости от готовности пациента к обучению: от состояния здоровья, от уровня его интеллекта, от возраста — реализуется его индивидуально-образовательный маршрут, в котором учитываются индивидуальные особенности, ценности, потребности, интересы личности. В зависимости от его отношения к жизни и социального положения медицинский работник осуществляет индивидуальную работу с каждой личностью.

Педагогические принципы обучения строятся на доступном изложении материала, активном участии пациента в освоении и повторении изученного, а также на создании открытой и доверительной атмосферы, в которой пациент не будет ощущать дискомфорт от общения с врачом.

Так пациент обучается, как ему жить с тем или иным заболеванием и как избежать возможных осложнений в процессе выполнения рекомендаций лечащего врача. Также у него развивается самоконтроль, он овладевает навыками, позволяющими поддерживать здоровье.

Источник

Конспект лекции по МДК 04.01. «Теория и практика сестринского дела» на тему «Обучение в сестринском деле»

Тема: ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

Понятие обучение в сестринском деле. Цель сестринской педагогики.

Задачи обучения в сестринском деле.

Сферы обучения: познавательная, эмоциональная, психомоторная.

Факторы, способствующие эффективному обучению.

Способы обучения: индивидуальные, коллективные.

Этапы учебного процесса.

Оценка эффективности обучения.

Медицинская сестра для пациента не только специалист, но и педагог- воспитатель, владеющий и соблюдающий принципы медицинской этики, деонтологии, биоэтики, отличающийся культурой общения и высоким творческим потенциалом.

Обучение в СД — это целенаправленная деятельность медицинской сестры и пациента/ родственников для получения знаний и формирования навыков у пациента.

Обучение – это часть лечебного процесса.

Цель сестринской педагогики обеспечить достойную жизнь пациента в новых для него условиях, в связи с заболеванием, чтобы жить в гармонии с окружающей средой.

Процесс обучения пациента/родственников зависит от профессионализма м/с, ее опыта, знаний и умений.

Задачи обучения в СД:

— удовлетворять нарушенные потребности пациента;

Читайте также:  Установка барьерного ограждения механизированным способом

— адаптировать пациента к болезни и способствовать повышению его качества жизни;

— пропагандировать здоровый образ жизни или корректировать существующий.

— познавательная — умение пациента анализировать факты, абстрактно мыслить, используя полученные из окружающей среды знания и впечатления, анализируя информацию, отличая главное от второстепенного.

— эмоциональная — характеризует настроение. Человек, получив информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов, активно слушает и реагирует на новую информацию как вербально, так и невербально.

— психомоторная — изменение настроения, чувств, двигательной активности пациента, в зависимости от общего самочувствия, нервно-психических и соматических заболеваний.

— познавательная — стремление к получению знаний и приобретению умений и навыков (навык — высшее проявление умения, способность выполнять действия самостоятельно).

— развивающая — способность применять знания и умения на практике.

— воспитательная — целенаправленное развитие личности.

Метод — это способ достижения желаемого результата/цели при взаимодействии м/с и пациента.

словесный информация излагается устно (лекция, беседа, рассказ);

наглядный (слайд презентации таблицы, видео фильмы, предметы ухода за больными, фантомы);

практический — отработка манипуляций (выполнить инъекцию, измерить АД).

Выбор метода обучения зависит от следующих условий:

— от состояния пациента/родственников

— времени, которым располагает м/с;

— наличия средств обучения.

это действия, направленные на достижение желаемого результата в обучении.

— анализ — обобщение, коррекция.

— желание и готовность пациента/родственников;

— способность к обучению (возраст, физическое состояние, уровень развития, состояние здоровья);

— окружающая обстановка (время, тишина, температура, освещение, мебель).

Обучение может протекать в формальной обстановке в ЛПО или дома у пациента при патронаже или неформальной, когда м/с, в свободное от работы время, беседует с людьми на волнующие их темы, например о гепатитах ВИЧ инфекции.

Информацию для пациента следует давать небольшим объемом, доступно, от простого к сложному для поэтапного овладения знаниями, умениями и последующим формированием навыков. Важно вызвать у пациента желание обучаться — познавательный интерес (мотив).

Мотивы к обучению пациента могут быть внутренними , которые побуждают пациента к учению, к потребности, к активности, к стремлению повысить ранее полученный уровень знаний, умений и навыков. И внешними ожидание выздоровления. У каждого пациента мотив индивидуальный, он зависит от содержания и разнообразия форм обучения.

Этапы обучения пациента:

I . Оценка исходного уровня знаний и умений, готовности пациента к обучению;

II . определение проблем пациента;

III . Формулировка целей обучения, составление индивидуального плана обучения;

IV . Реализация плана обучения;

V . оценка качества и эффективности обучения, при необходимости его коррекция.

Обучение проводить во время процедуры, чтобы пациент/родственник мог наблюдать за процессом, принимать в нем участие, задавать вопросы, поощрять пациента/родственников на всех этапах обучения.

Личностные качества медсестры в педагогической деятельности

Общительность, тактичность, профессионализм, наблюдательность, доброта, отзывчивость, настойчивость, терпимость, ответственность, чувство юмора.

Источник

Лекции по ПМ.04

Лекция из раздела «Теория сестринского дела»

Скачать:

Вложение Размер
no6_obuchenie_v_sd.docx 493.78 КБ

Предварительный просмотр:

№6. ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

  • сферы обучения пациентов;
  • условия эффективности обучения;
  • способы оценки исходного уровня знаний;
  • методы планирования и реализации плана обучения;
  • методы оценки результатов обучения.

Медицинские сестры должны владеть навыками сбора информации, уметь анализировать полученные данные, планировать свои действия и осуществлять их, учитывать индивидуальные особенности пациента, оценивать полученные данные, знать компоненты педагогических технологий и владеть элементами педагогического мастерства.

Потребность современного общества в качественной сестринской помощи подводит к необходимости обучения медицинских сестер знаниям педагогики для осуществления сестринской деятельности в вопросах охраны здоровья людей

Обучение – важная функция сестринского дела

Проводимая в Российской Федерации реформа сестринского дела в корне меняет роль среднего медицинского персонала в отечественном здравоохранении. Эта особая роль в настоящее время заключается в использовании современных сестринских технологий, профилактике и формировании медицинской активности населения по таким важным направлениям, как здоровый образ жизни, профилактика заболеваний, отравлений, несчастных случаев, половое воспитание, планирование семьи и другим. Педагогические знания дают медицинским сестрам представления о методах проведения профилактической работы с населением, способах и приемах популяризации здорового образа жизни, а также профессионально проводить сестринскую работу в лечебных учреждениях, в семьях, школах и т.д. Обучение в сестринском деле или сестринская педагогика включает в себя преподавательскую деятельность медицинских сестер и организацию обучения больных и их родственников. Данная сестринская технология в настоящее время реализуется через работу «школ» сестринского обучения больных и их родственников в духе лучших традиций сестер милосердия. «Школы» обычно возглавляют медицинские сестры с повышенным уровнем образования.

В качестве примера можно привести организацию так называемых «Диабет – школ», целью которых является не только пополнение медицинских знаний больного сахарным диабетом, но и прогрессивное изменение представлений больного о своем заболевании и его лечении, изменение образа жизни и истинное умение управлять течением сахарного диабета. С больными проводят занятия по обучению технике выполнения инъекций, расчета дозировки инсулина, дают информацию о заболевании, профилактике осложнений, принципах диеты.

Основными задачами «школ» являются:

  1. Развитие сестринского дела в лечебно-профилактических учреждениях.
  2. Внедрение современных сестринских технологий в практическое здравоохранение.
  3. Внедрение элементов медицинского просвещения населения.
  4. Представление медицинской, психологической и социальной помощи больным и их семьям.
  5. Изменение стиля общения медицинской сестры и пациента.
  6. Повышение престижа медицинской сестры.
  7. Повышение роли пациента в решении проблем со здоровьем.
  8. Повышение активности населения по формированию здорового образа жизни.

Новые технологии, современные подходы к лечению дали возможность людям, страдающим различными, иногда тяжелыми заболеваниями, жить долго и вести активный образ жизни. Изменилась роль пациента в преодолении своего недуга, больной стал непосредственным участником лечебного процесса, требующим от медсестры овладения новыми навыками. Особое значение приобретает терапевтическое обучение, которое становится важной частью ежедневной работы медсестры. По определению Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ), терапевтическое обучение больных – это комплекс важных действий, призванных помочь больному управлять своим лечением, предотвращать или отсрочить развитие возможных осложнений. Такие действия дают дополнительный терапевтический эффект наряду с фармакологическими, физиотерапевтическими и другими лечебными мероприятиями. Терапевтическое обучение приводит к улучшению качества и продолжительности жизни пациентов с хроническими заболеваниями, повышает качество ухода, снижает расходы на лечение в лечебном учреждении и личные расходы пациентов.

Терапевтическое обучение больных – это системный, ориентированный на пациента учебный процесс, который должен учитывать ряд факторов:

  • способность пациента справляться с заболеванием, контролировать ситуацию;
  • представления пациента о здоровье, его социально-культурный уровень;
  • потребности пациента, независимо от того, нарушены они или нет.

Терапевтическое обучение является частью ежедневной жизни пациента, его психологического окружения, затрагивает семью, родственников и друзей пациента. Качественное терапевтическое обучение должно включать в себя предоставление пациенту необходимой информации и обязательную психологическую поддержку самого пациента, его семьи и родственников.

Терапевтическое обучение – непрерывный и длительный процесс, учитывающий образ жизни пациента и его личностные особенности. Медицинская сестра наиболее тесно и продолжительно общается с пациентами. Это общение многогранно и разнообразно.

Согласно «Этическому кодексу медицинской сестры России», пациент имеет право на информацию, которую медицинская сестра представляет ему в процессе обучения.

Обучение в сестринском деле – это целенаправленная деятельность медицинской сестры и пациента, обеспечивающая процесс передачи и усвоения знаний и формирование навыков у пациента.

Функции медицинской сестры как преподавателя состоят в следующем:

  1. Выявление потребности в обучении у пациента или его близких.
  2. Мотивация обучения.
  3. Передача знаний пациенту.
  4. Выработка умений у пациента.
  5. Формирование устойчивых навыков у пациента.

Кроме вышеперечисленного, медицинская сестра в процессе обучения должна:

  • соотносить свое профессиональное поведение и заболевание пациента;
  • учитывать индивидуальные особенности пациента и его семьи;
  • проявлять сочувствие к пациенту;
  • осознавать потребности пациента;
  • учитывать эмоциональное состояние пациента, его представления о заболевании и лечении;
  • обучать пациента навыкам управления лечебным процессом;
  • помогать пациентам управлять своим образом жизни;
  • оценивать процесс обучения и осуществлять необходимую информацию.

Медицинская сестра обучает пациентов и членов их семей конкретным навыкам само- и взаимоухода, уходу за ребенком, приему лекарств, подготовке к исследованиям, рациональному питанию, адекватной физической нагрузке.

Медицинская сестра должна стать полноправным членом команды специалистов, объединенной общей целью и ориентированной на нужды пациентов, каждый член которой вносит свой вклад, в зависимости от индивидуальной компетенции, в лечебный процесс. Обучение пациентов должно проводиться специально подготовленным медицинским персоналом с использованием эффективных учебных программ по долговременному ведению хронических больных. Учебные программы должны обеспечивать медицинских сестер стандартами, позволяющими планировать, внедрять и оценивать качество обучения пациентов.

Таким образом, обучение является важной функцией сестринского дела, помогающей пациентам адаптироваться к своему состоянию, сохранить максимально возможный комфортный уровень жизни.

Медицинская сестра, занимающаяся обучением пациента и его родственников, должна отвечать довольно высоким требованиям. Во-первых, ей должны быть присущи лучшие общечеловеческие качества:

  • отзывчивость, сердечность
  • способность понять проблемы пациента и сопереживать ему
  • доброта
  • терпимость.

Во-вторых, она должна иметь соответствующий уровень интеллектуального и культурного развития , то есть обладать:

  • грамотной речью
  • внутренней и внешней культурой
  • чувством юмора
  • профессиональными знаниями и умениями
  • широким кругозором

В-третьих, от медицинской сестры требуется высокая внутренняя дисциплина, умение работать над собой , что проявляется в:

  • умении контролировать свои эмоции
  • настроить себя на задушевность, конфиденциальность
  • самостоятельности в действиях
  • настойчивостью
  • самообладанием
  • активностью
  • трудолюбием
  • ответственностью.

В-четвертых, от медицинской сестры требуется проявление педагогических способностей:

  • умение выбрать оптимальный метод воздействия на пациента
  • мотивировать обучение, используя жизненные ценности
  • умение организовать учебный процесс
  • обладать педагогическим тактом.

Другими словами, медицинская сестра должна иметь:

  • организаторские способности – уметь организовать обучающий процесс, быть лидером, выделять цели, задачи
  • быть коммуникабельной – уметь налаживать взаимоотношения с пациентом и его близкими, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности
  • быть конструктивной – уметь проектировать развитие обучающего процесса (как преподнести тот или иной материал, в каком объеме и т.д.)
  • обладать экспрессивностью – уметь выражать свои мысли, чувства, взгляды или скрывать их.

Требования к медсестре в процессе обучения

Таким образом, внешнее поведение и внешний вид медицинской сестры должен внушать пациенту уверенность в том, что она все знает и умеет, готова эффективно передать свои знания и умения ему.

Задачи и сферы обучения в сестринском деле

Обучение – неотъемлемая часть сестринской деятельности.

Задачами обучения являются:

  • пропаганда здорового образа жизни, позволяющего сохранить и укрепить здоровье
  • подготовка пациента к максимальной адаптации в болезни.

Обучение в сестринском деле – это двухсторонний процесс целенаправленной деятельности медицинской сестры и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и формирование навыков у пациента для удовлетворения основных жизненноважных потребностей.

Обучение, как правило, происходит в трех сферах:

  1. познавательной
  2. эмоциональной
  3. психомоторной

Познавательная сфера: человек получает информацию, узнает, понимает новые факты; эту информацию он анализирует, отделяет важную, значимую для него от второстепенной. Например, человек узнает о сущности заболевания, его причинах, факторах риска, течении и возможных исходах, о принципах организации здорового образа жизни, рациональном питании, диете, способах закаливания, профилактических мероприятиях.

Эмоциональная сфера (или чувственная) – получив информацию, человек реагирует на это чувствами (эмоциями), переживаниями, мыслями, мнениями. Он оценивает полученные знания и изменяет свое поведение. Например, человек активно слушает и реагирует на новую информацию (удивляется, тревожится, задумывается) и меняет свое поведение: начинает соблюдать диету, рационально питаться, занимается физкультурой, одеваться по сезону, соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.

Психомоторная сфера – человек, используя умственную и мышечную деятельность, обучается новым видам движений, уверенно выполняет необходимые действия, приобретает стойкие навыки, например: чистит зубы, завязывает шнурки, передвигается с помощью костылей, вводит себе инсулин, подсчитывает пульс и т.д.

Сестринское обучение требует от медицинской сестры специальных знаний и профессионализма. Она должна владеть методами и приемами обучения.

Методами обучения являются:

  1. Словесный – информация излагается в устной форме: рассказ, беседа, лекция, изложения и объяснения.
  2. Наглядный (иллюстративный) – используются медицинские атласы, картинки, видеофильмы, предметы ухода, инструментарий и т.д.
  3. Практический – проводится отработка практических манипуляций: измерение артериального давления, смена повязки, введение инсулина, применение карманного ингалятора.

Обучение может проводиться с использованием разнообразных видов учебных занятий. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Лекция – пациентам даются готовые знания, например, о симптомах заболевания, о способах предохранения от беременности.
  2. Проблемная лекция – сообщение пациенту информации, которая заставляет его задуматься и сделать выводы.
  3. Беседа – обучение проводится в форме вопрос-ответ.
  4. Ролевые игры – пациент обучается практическим навыкам, умению вести себя в конкретной ситуации (оказание само- и взаимопомощи).

Важным компонентом обучения являются средства обучения – это то, с помощью чего ведется преподавание. К ним относятся:

1.Учебно-наглядные пособия: они дополняют и иллюстрируют объяснение и изучение.

Наглядными пособиями могут служить:

  • натуральные препараты (легкие курильщика, печень алкоголика), лекарственные препараты,
  • изобразительные средства: рисунки, плакаты, фотографии
  • знаковые средства: таблицы, диаграммы, плакаты, схемы, муляжи.

  1. Вербальные средства включают в себя:

4. Технические средства обучения:

Таким образом, знания и использование разнообразных методов, форм и способов обучения позволяют медицинской сестре выбрать оптимальный способ обучения пациента.

Обучение пациента может проводится двумя способами: формальным и неформальным.

1. Формальное обучение пациента проводится в лечебно-профилактическом учреждении или в домашней обстановке. Медицинская сестра целенаправленно обучает пациента, прививает навыки повседневных действий (введение инсулина, измерение артериального давления) или закрепляет навыки, полученные у других специалистов: инструктора ЛФК, массажиста, диетолога.

2. Неформальное обучение проводится, когда медицинская сестра, выполняя свои обязанности, мимоходом беседует с пациентом о волнующих его проблемах: как правильно питаться, к чему приведет частое употребление алкоголя, какие побочные действия может дать лекарство и т.д.

Используя формальное и неформальное обучение, медицинская сестра может значительно увеличить объем знаний и умений пациента и его родственников. Кроме того, обучение может быть индивидуальным и коллективным. Поэтому медицинская сестра, прежде всего, должна определиться, как проводить обучение: индивидуально, малой группой (2-3 человека) или группой.

Групповое обучение больных имеет ряд ощутимых преимуществ. Обучение в группе создает определенную атмосферу, помогает воспринять информацию в нужном свете, уменьшает чувство одиночества. Пациенты получают возможность обменяться опытом, получить поддержку, что способствует положительному восприятию процесса лечения.

Для более активного вовлечения пациентов в учебный процесс, целесообразно применять активные методы обучения : анализ конкретных ситуаций, решение задач, дискуссии, разыгрывание ролей, деловые игры, которые активизируют мышление, повышают мотивацию к обучению. Деловая игра ставит участников в реальные жизненные ситуации, формирует умения и навыки решения конкретных проблем.

При групповом обучении возможно передать знания и умения за определенное время сразу большему числу обучаемых, но групповое обучение не всегда эффективно и напрямую зависит от количества обучаемых: чем больше группа, тем ниже эффективность. Лучше всего обучение проводить индивидуально или малой группой (из 2-3 человек).

Каждый раз, встречаясь с пациентом, необходимо помогать ему решать возникающие проблемы, отвечать на вопросы, давать своевременные и грамотные советы, оказывать ему практическую помощь.

Всю информацию данной главы можно представить в таблице.

Источник

Читайте также:  Смазка оборудования назначение виды смазки способы смазки
Оцените статью
Разные способы