Способы защиты земляного полотна от обледенения и промерзания
Способы защиты земляного полотна от обледенения и промерзания
Введение. Наледи – сложное природное явление, довольно широко распространенное в Восточной части России. Зимой почти сразу после первых морозов многочисленные ручьи и ключи, текущие по склонам долин и распадков и имеющие, как правило, северную экспозицию, начинают замерзать и образовывать наледи – сначала малозаметные и почти не беспокоящие строителей, но постепенно растущие, приобретающие внушительные размеры и имеющие значительные объемы откладываемого льда. Наледи серьезно затрудняют работы, оказывая различные воздействия на строящиеся или эксплуатируемые объекты, особенно железнодорожные пути, притрассовые автомобильные дороги, водопропускные трубы и малые мосты. Факторы наледеобразования, независимо от степени их проявления и характера их воздействия, можно разделить на природные (естественные) и искусственные (сопутствующие), вызываемые полезной деятельностью человека. В настоящее время существует огромное количество различных средств противоналедной борьбы. По характеру все ее средства делятся на пассивные, ослабляющие наледное воздействие, но не оказывающие влияния на факторы наледеобразования, и активные – ликвидирующие наледеобразовательные процессы или устраняющие воздействие наледей на сооружения. К пассивным противоналедным устройствам относятся постоянные и временные дощатые и шпальные заборы, сезонные мерзлотные пояса, снеговые валы, отепление постоянно действующих водотоков, подогрев наледных вод, механизированное и ручное рыхление и скалывание льда, а также пропуск наледных вод через железнодорожный путь по освобождаемым от балласта шпальным ящикам или по ледовым канавам под пролетными строениями мостов и в водопропускных трубах. Несмотря на значительные затраты, пассивные способы борьбы с наледями обычно не дают желаемого результата, не обеспечивая также безопасности движение по железным дорогам. Защитные противоналедные мероприятия Защитные средства противоналедной борьбы различаются на сезонные и постоянные. К сезонным защитным мероприятиям относятся: устройство сезонных обходов на притрассовых автодорогах и зимниках; устройство настилов на наледях, покрывающих проезжую часть притрассовых автомобильных дорог; засыпка наледных мест на временных автодорогах щебнем и скальным грунтом; отвод наледных вод но канавам во льду и пропуск их через шпальные ящики железнодорожного пути и проезжую часть притрассовых автодорог; выколка и удаление наледного льда из отверстий водопропускных сооружений и кюветов вручную и механизированным способом с использованием бульдозеров и рыхлителей; резка наледного льда механическими пилами и баровыми механизмами; взрывание наледного льда, а также его таяние. |
К постоянным защитным мероприятиям относятся:
• поднятие отметки бровки земляного полотна на высоту, исключающую наледное воздействие даже в самые суровые зимы (рис.1);
• уширение выемок на наледных участках с целью размещения в них заграждающих протнвоналедных устройств временного и постоянного типа (рис. 2);
• перенос отдельных участков дорог с устройством постоянных обходов;
• строительство дополнительных водопропускных труб;
• замена водопропускных труб и малых мостов на свайно-эстакадные мосты;
• замена отдельных водопропускных труб па фильтрующие прорези;
• замена водопропускных труб и малых мостов на специальные противоналедные водопропускные сооружения с необходимыми отверстиями для свободного пропуска наледей;
• установка на проезжей части дорог водоотводящих бордюрных камней и водопоглощающих устройств.
Постоянные защитные мероприятия, несмотря на довольно значительные капитальные затраты, могут полностью ликвидировать наледное воздействие на дорожные сооружения или свести его к допустимому минимуму, проявляющемуся только в отдельные, наиболее суровые зимы. Иногда подобный эффект может быть обеспечен превращением выемки в насыпь (рис. 3).
Водоотводящие бордюрные камни и водопоглощающие устройства позволяют в некоторых случаях успешно осуществлять противоналедную борьбу.
Водоотводящие бордюрные камни представляют собой своеобразные сборные лотки из железобетона, имеющие водоприемные отверстия, которые могут не только поглощать, но и отводить наледную воду.
Некоторые модификации таких устройств имеют откидные крышки и нагревательные элементы, являясь одновременно средствами снегоборьбы. Наиболее целесообразно применять эти устройства в населенных пунктах или на горных дорогах, имеющих требуемые уклоны.
Водопоглощающие устройства предназначены в основном для защиты от наледей, возникающих при таянии снега (стоковых), на больших площадях, имеющих асфальтобетонное или бетонное покрытие. Их выполняют в виде блоков из фильтрующего Морозостойкого бетона либо пластбетона (рис. 4). При необходимости они могут иметь вверху сменный блок-фильтр, под которым помещается нагревательный элемент, обеспечивающий успешное функционирование этого устройства в самых суровых климатических условиях.
Специальные противоналедно-водопропускные сооружения
К специальным водопропускным сооружениям, предназначенным одновременно для безналедного пропуска постоянно и периодически действующих водотоков, относятся специальные свайно-тоннельные водопропускные сооружения, противоналедные мосты-трубы, эстакадные засыпные мосты с лотковыми пролетными строениями, эстакадные мосты с подземными водовмещающими и водопропускными каналами.
Свайно-тоннельные водопропускные сооружения представляют собой конструкцию, расположенную в нижней части насыпи земляного полотна в виде тоннельной полости или щели необходимой толщины, образованной рядами свай с плитами-насадками и заборными стенками-плитами, служащей для беспрепятственного пропуска водотока с постоянно действующей наледью.
Применение этих сооружений в качестве противоналедного средства основано на минимальном нарушении местных инженерно-геологических, гидрологических и гидрогеологических условий, являющихся обычно мощными факторами наледеобразования.
Источник
naledi (Способы защиты земляного полотна от обледенения и промерзания), страница 3
Описание файла
Документ из архива «Способы защиты земляного полотна от обледенения и промерзания», который расположен в категории «рефераты». Всё это находится в предмете «транспорт» из раздела «Студенческие работы», которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «рефераты, доклады и презентации», в предмете «транспорт» в общих файлах.
Онлайн просмотр документа «naledi»
Текст 3 страницы из документа «naledi»
Засоление наледного льда, основанное на понижении точки замерзания воды в зависимости от количества .растворенных в ней солей, довольно широко применяют .на многих автомобильных дорогах для борьбы с гололедными образованиями.
Кроме хлористых солей натрия и кальция, исходя из опыта ГДР можно рекомендовать хлористый магний, понижающий точку замерзания водного раствора почти до — 40°
Таяние льда электронагревательными элементами и греющими кабелями от передвижных электростанций оказывается экономически выгодным по сравнению с ручным скалыванием и удалением наледного льда, несмотря на относительно высокую стоимость электроэнергии.
Для обслуживания одного, а иногда и нескольких перегонов с наледными участками достаточно одной передвижной электростанции, установленной на вездеходе или автомобиле высокой проходимости, обслуживаемой водителем-мотористом, который периодически (4—5 раз в сутки) совершает челночные рейсы. У наледного объекта водитель-моторист подключает ранее уложенные нагревательные элементы или греющие кабели к распределительному щиту передвижной электростанции, вызывая таяние наледного льда или подогрев наледных вод.
На наледный участок можно также доставлять небольшие переносные электростанции, работа которых в течение нескольких суток может полностью ликвидировать наледную опасность, так как подогретые наледные воды вызывают протаивание наледного льда с образованием внутри него довольно значительных каналов и полостей, по которым наледные воды могут циркулировать, не замерзая, довольно продолжительное время.
Таяние льда сжиганием жидкого или твердого топлива, несмотря на его кажущуюся малую эффективность, применяют на многих отечественных и зарубежных дорогах главным образом благодаря его простоте, дешевизне и довольно ощутимым результатам при правильном использовании для борьбы с русловыми, грунтовыми и смешанными наледями.
Наиболее простым вариантом этого способа является сжигание дров в порожних металлических бочках от топлива со срезанными верхними днищами, тепло от которых передается льду, образуя его интенсивное таяние и ускоряя подогрев наледных вод.
Рис. 18. Таяние наледного льда с применением льдотающего агрегата: 1 — льдотающий агрегат; 2 — поверхность наледи; 3 — канава для отвода воды
ногда вместо дров в качестве топлива используют соляровое масло, сжигаемое через форсунки или капельницы, питаемые от бачков, устанавливаемых на некоторой высоте над бочками, которые сначала быстро погружаются в оттаиваемый наледный лед, а затем стабилизируются в нем.
Таяние льда с применением агрегатов (рис. 18) является эффективным противоналедным средством. Такие агрегаты представляют собой устройства, аналогичные применяемым на строительстве гражданских зданий для сушки стен («огнеметам»). Они работают на соляровом топливе, но имеют систему жаровых труб, по которым горячие газы отводятся от топки, вызывая таяние наледного льда и подогрев наледных вод.
Этот способ борьбы с наледями по сравнению с таянием льда сжиганием дров в металлических бочках более эффективен и экономичен, поэтому может рекомендоваться к широкому использованию на эксплуатируемых дорогах.
К постоянным устройствам для таяния льда и подогрева наледных вод относятся обогрев проезжей части дорог, днищ водотоков, лотков труб, мостовых русел электрическими нагревательными элементами, встроенными в конструкции дорожных сооружений, а также за счет геотермальной энергии, с помощью горячей воды, пара или горячего воздуха, подогрев русловых вод поплавками и рамочными электронагревательными элементами.
Обогрев проезжей части автомобильных дорог, лотков водопропускных труб и мостовых русел электрическими нагревателями, как показывает опыт его применения, может быть очень эффективным противоналедным средством, однако его можно применять при наличии источников электроэнергии.
Обогрев дорожных сооружений и устройств горячей водой и паром рекомендуется при возможности получения этих теплоносителей (в виде отходов производства с промышленных предприятий). Наиболее реальна организация такой противопаледной борьбы на заводских территориях, подъездных путях .и дорогах, особенно в населенных пунктах.
Этот способ борьбы с наледями исключительно надежен и прост, позволяет успешно осуществлять борьбу с наледями даже на больших водотоках с минимальными затратами на эксплуатацию устройств.
Рис. 19. Подогрев русловых вод рамочными электронагревательными элементами
1 — рамочные электронагревательные элементы: 2 — верхний максимальный уровень наледи до установки электронагревателей; 3 — понижающий трансформатор и ячейки автоматики; 4 — датчик температуры; 5 — клеммные . коробки
одогрев русловых вод поплавковыми и рамочными электронагревателями (рис. 19) аналогичен описанным выше способам противоналедной борьбы с применением электронагревательных элементов, за исключением того, что они не встроены в конструкции сооружений, а устанавливаются перед ними на постоянно действующих водотоках. Поплавковые водонагреватели в основном предназначаются для борьбы с наледями, образующимися в канавах, кюветах и лотках вблизи земляного полотна и искусственных сооружений.
Заграждающие противоналедные мероприятия и устройства.
Заграждающие противоналедныо средства бывают постоянными и сезонными. К сезонным средствам относятся сезонные русловые и грунтовые мерзлотные пояса, снеговые и снежно-ледовые валы, щитовые, дощатые и шпальные заборы, заграждения из промороженной мешковины.
Рнс. 20. Сезонные русловые мерзлотные пояса:
1 — мерзлотный пояс; 2 — вал из снега, льда или грунта; 3 — ось дороги
езонные русловые и грунтовые мерзлотные пояса (рис. 20 и 21) представляют собой участки местности у ограждаемых сооружений, с которых удаляют растительный покров, лес и кустарник, а в начале зимнего периода и снег, который также периодически очищают зимой. Их применение основано на создании водонепроницаемых экранов на пути русловых и грунтовых водных потоков за счет ускоренного промерзания русел рек и грунтов деятельного слоя с последующим образованием наледей в удалении от ограждаемых дорожных сооружений.
Снеговые и снежно-ледовые валы (рис. 22) служат для борьбы с грунтовыми и смешанными (руслово-грунтовыми) наледями. Как правило, эффективность их мала, так как наледные воды могут легко фильтровать через эти валы, хотя их с
Рис. 21. Сезонные грунтовые мерзлотные пояса:
1 — очертание деятельного слоя после устройства пояса; 2 — граница деятельного слоя
до устройства пояса; 3 — выходы надмерзлотных вод после устройства поясов; 4 — мерзлотный пояс: 5 — наледь после устройства пояса; 6 — нагорная канава; 7 — наледь до устройства пояса; 8 — вечная мерзлота; 9 — уровень надмерзлотных вод
Рис. 22. Снеговые (снежно-ледовые) валы, совмещенные с мерзлотными поясами:
1 — уровень вечной мерзлоты; 2 — уровень воды; 3 — граница промерзания в первую половину зимнего периода; 4 — слой снега; 5 — выходы наледных вод; 6 — наледь: 7 —
тараются сделать водонепроницаемыми, обливая водой. Кроме того, устройство их также требует применения ручного труда.
Рис. 23. Щитовые заборы:
1— нисходящий источник; 2 — наледь; 3 — противоналедный забор
итовые заборы (рис. 23) в отличие от снеговых валов устанавливать легче, так как они состоят из готовых секций. Однако для создания водонепроницаемости стыков между секциями щитового забора их приходится уплотнять мокрым снегом и заливать водой, что является трудоемкой и нежелательной операцией. Дощатые и шпальные заборы (рис. 24) но сравнению с щитовыми требуют больших трудовых затрат на установку, но более эффективны, так как почти не имеют водопроницаемых стыков, если изготовлены из шпунтованных досок.
Заграждения из промороженной мешковины могут рекомендоваться в качестве временного противоаварийного мероприятия. Этот метод борьбы с наледями аналогичен предыдущим, но отличается легкостью устройства (рулонные полотнища прикрепляют к заранее установленным стойкам и, увлажняя, промораживают).
К постоянным заграждающим противоналедным устройствам относятся: русловые мерзлотные пояса с применением замораживающих установок автоматического типа, грунтовые мерзлотные пояса в виде поперечных широких канав с валами или с применением замораживающих установок автоматического типа, земляные валы со шлюзами, фильтрующие дамбы из крупноглыбного грунта, водонепроницаемые экраны, постоянные дощатые заборы, ряжевые стенки с каменным заполнением, железобетонные плитные заборы.
Рис. 24. Дощатый (шпальный) забор
Рис. 25. Русловой мерзлотный пояс с применением замораживающей установки автоматического типа для образования ледяных дамб:
I — трубы подняты; II трубы опущены; 1 — обсадные трубы; 2 — эстакадный мостик; 3 — замораживающие трубы Гапссоа
условые мерзлотные пояса с применением замораживающих установок автоматического типа (рис. 25) отличаются от обычных русловых мерзлотных поясов применением автоматических замораживающих установок в виде труб, заполненных керосином, которые в летнее время поднимают на специальную раму или эстакаду в виде легкого мостика. В зимнее время их опускают и русло реки и сразу же включают в работу, намораживай в течение лишь нескольких суток устойчивую ледяную дамбу.
Грунтовые мерзлотные пояса в виде поперечных широких канав с валами представляют собой резерв, из которого при благоприятных грунтовых условиях отсыпают земляной вал.
Земляные валы со шлюзами-щитами наиболее эффективны на наледных участках со смешанными руслово-грунтовыми наледными водами.
Главное отличие их от предыдущих конструкций — применение в средней части земляного вала, обычно находящейся в области тальвега лога с постоянно действующим ручьем, шлюза в виде подъемного или закладного щита, опускаемого в начале зимнего сезона и поднимаемого с началом таяния наледного льда весной. Применением такого противоналедного сооружения удается на ряде наледных участков накопить большое наледное поле и не допустить выхода наледи к защищаемому сооружению. Иногда эффективно борются с наледями, устраивая на водотоке несколько валов со шлюзами-щитами.
Фильтрующие дамбы из крупноглыбового скального грунта предназначены для борьбы со смешанными наледями на косогорных участках, а также на незначительных по расходу постоянно действующих водотоках. Такие противоналедные сооружения не требуют приведения их в рабочее состояние, так как являются самонастраивающимися на летний и зимний режимы работы.
Для ускоренного охлаждения тела фильтрующих дамб в начале зимнего периода применяют вентиляционные короба, закладываемые в каменную кладку при устройстве дамб, по которым циркулирует холодный воздух, вызывая замерзание фильтрующих наледных вод.
Водонепроницаемые экраны служат для борьбы с грунтовыми наледями и выполняются из деревянного шпунта или мятой глины. Как правило, они самостоятельно не применяются, а только дополняют другое противоналедное сооружение (земляной вал или мерзлотный пояс).
Постоянные дощатые заборы в основном применяют для борьбы со смешанными руслово-грунтовыми наледями или русловыми наледями на постоянно действующих водотоках с небольшими расходами (типа рассеянно-ключевых вод на косогорных участках). Практика показала, что эффективность таких устройств недостаточна, так как перед наступлением зимнего сезона их требуется приводить в рабочее состяние — закрывать щитами русло водоотводных канав, а также тщательно конопатить все щели и стыки.
Ряжевые стенки с каменным заполнением являются развитием описанных выше противоналедных устройств в виде фильтрующих дамб, но в отличие от них менее подвержены деформациям пучения, а также требуют меньше камня для устройства. Применять их наиболее целесообразно для борьбы со смешанными, а также русловыми наледями. В последнем случае рекомендуется дополнительно использовать подъемные или закладные шлюзы-щиты в средней части, совпадающие с тальвегом лога, а также водонепроницаемые экраны и автоматические замораживающие установки.
Источник