Эффективным способом снижения утомления детей является

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Профилактика переутомления у детей — RSS

Профилактика переутомления у детей

Профилактика переутомления у детей

Дети и подростки развиваются в процессе организованной, разнообразной по форме и продолжительности деятельности, самой трудной из которых является умственная деятельность, связанная с обучением в образовательном учреждении. Дозируемая с учетом сил и возможностей детского организма, умственная деятельность стимулирует развитие нервной системы, речи, анализаторов, усиливает энергетические процессы в организме, способствует нормальному росту и развитию. Однако активность ребенка не беспредельна: при интенсивной или длительной умственной деятельности у детей развивается утомление. Помимо этого дети утомляются при длительной неподвижности или ограничении двигательной активности.

О начале утомления ребенка свидетельствуют следующие внешние признаки: двигательное беспокойство, частые смены позы иотвлечения, рассеянность внимания, кривляние, крик, плач и т.п.

Утомление не представляет опасности для организма детей, так как вызванные им изменения функционального состояния организма исчезают после сна и достаточного отдыха детей. Однако, если нагрузка чрезмерная, а отдых недостаточный, восстановление нормальных функций не наступает и у ребенка может развиться переутомление. При этом происходят более глубокие и стойкие изменения в организме. Переутомление проявляется в изменении поведения, снижении успеваемости, расстройстве сна, потере аппетита, головных болях, вегетативных расстройствах, снижении сопротивляемости организма ребенка. Переутомление может стать виновником многих патологических состояний, возникающих у детей и подростков.

Профилактика переутомления у детей включает в себя ряд мероприятий, основанных на гигиеническом нормировании деятельности: обеспечение оптимального состояния организма ребенка в процессе обучения и воспитания, умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей, деятельность должна выполнять развивающую, тренирующую роль, обеспечивать благоприятное развитие растущего организма.

Что необходимо знать родителям и педагогам для сохранения здоровья ребенка и обеспечения максимально возможной работоспособности детей в процессе обучения:

Ø Не перегружайте ребенка чрезмерным количеством занятий, поскольку его резервы ограничены. Не нужно заставлять ребенка учить большие объемы, лучше перенесите акцент на развитие внимательности, сообразительности, логики, способности обобщать и делать выводы.

Ø Если ребенок занимается спортом, то очень важно подобрать оптимальный режим тренировок, которые обеспечат гармоничное развитие, а не истощение с последующим переутомлением.

Ø Установите для ребенка режим дня и требуйте его неукоснительного соблюдения. Не разрешайте школьникам ложится спать позднее 22 часов и делать уроки «на ночь глядя».

Ø Осуществляйте контроль за времяпрепровождением ребёнка за компьютером, регулируйте время просмотра телепередач.

Ø Обеспечьте ребенку двигательную активность, вместе занимайтесь спортом, ходите в походы или хотя бы просто гуляйте. Школьник должен вести подвижный образ жизни в сочетании с физическими упражнениями.

Ø Не забывайте о правильном питании. Для нормальной работы головного мозга необходимо, чтобы питание было полноценным и разнообразным. Особенно полезны «для головы» молоко, творог, кефир, сыр, мясо, рыба, яйца, зелень, бобовые, грибы, орехи, семечки, бананы и морепродукты.

Ø Укрепляйте иммунитет. Посоветуйтесь с врачом и составьте для ребенка программу закаливания и спортивных занятий. Не забывайте также о приеме поливитаминных комплексов в осенний и весенний период.

Ø Будьте для ребенка примером! Откажитесь сами от вредных привычек и не допускайте их у детей. Полный запрет на курение и употребление алкоголя позволит школьнику сохранить здоровье на много лет.

Отдел надзора по гигиене детей и подростков

Источник

Рекомендации для родителей и педагогов «Способы снятия утомления у детей»

Марина Скородумова
Рекомендации для родителей и педагогов «Способы снятия утомления у детей»

Читайте также:  Экономичный способ литья дал возможность егэ

Способы снятия утомления у детей

При выполнении различных упражнений и заданий, требующих от ребёнка усидчивости, внимания и интеллектуального напряжения на занятиях (в детском саду, в школе, дома, дети часто утомляются. В зависимости от нервной системы, физических возможностей и прочих факторов дети ещё плохо владеют приёмами самоорганизации, волевыми усилиями, произвольностью деятельности.

Сначала волевое усилие ребёнок сохраняет под влиянием требования взрослых, а затем делает попытки заставить себя выполнить неинтересную, но нужную работу. Но, поскольку у дошкольников произвольное внимание только начинает развиваться и их нервная система быстро истощается, не следует применять жёсткость и требовать того, что непосильно ребёнку. Неадекватные требования к возможностям внимания ребёнка могут привести к психическим нарушениям, вплоть до аффективных реакций или отказа от деятельности, нежелания заниматься и подчиняться взрослым, расстройству сна, энурезу, повышенной возбудимости или торможению, снижению познавательной активности. Кроме создания благоприятных условий для функционирования внимания и учёта возрастных особенностей ребёнка можно применять специальные упражнения, снимающие утомление после длительного напряжения внимания.

Утомление проявляется в увеличении количества ошибок, снижении качества и количества выполняемой работы, повышенной отвлекаемости, зевоте, потягиваниях, двигательном беспокойстве, капризах и недовольстве, в мимике и жестах, в отказе от деятельности. В таких случаях необходимо прекратить занятие и переключить его на деятельность, противоположную по характеру, или организовать свободный отдых, занятие любимым делом или пассивное наблюдение за каким-то внешним раздражителем (просмотр фильма, смотреть в окно или за движущимися объектами). Хорошей формой отдыха являются физические движения в форме игры или лёгкой физкультминутки в сопровождении музыки или ритмических стихов.

Для более быстрого восстановления сил и снятия напряжения существует ряд приёмов, направленных на зрительную и двигательную сферу, которые особенно утомляются при работе внимания.

Упражнения для отдыха глаз:

1. Плавно переводите взгляд вправо – прямо – влево – прямо. Повторите 5 – 6 раз.

2. Плавно переводите взгляд вверх – вниз. Повторите 5 – 6 раз.

3.Вращайте взгляд по кругу: влево – вверх – вправо – вниз, теперь наоборот, вправо – вверх – влево – вниз. Повторите 4 – 5 раз.

4. Посмотрите на кончик носа, а затем в пространство далеко вперёд. Повторите 6 – 10 раз.

5. Потрите ладони, а затем приложите их к закрытым глазам так, чтобы полностью загородить их от света. Сосчитайте до десяти и откройте глаза, затем раздвиньте ладони.

Для маленьких детей: при выполнении упражнения надо попросить следить их за движением вашей руки, в которой вы держите игрушку. Упражнения четвёртое и пятое можно обыграть с шариком, который садится на носик, а потом улетает, или прятаться от солнечного зайчика.

Регулярно выполняемые упражнения для глаз очищают и улучшают состояние сетчатки глаза путём увеличения циркуляции крови и повышения тонуса глазных мышц.

Для восстановления способности глаза к цветоразличению используют цветовое панно, окрашенное в дополнительные цвета к основным, преобладающим в игровой комнате. Это возбуждает клетки сетчатки, которые были в пассивном состоянии, а работающие до этого клетки восстанавливают свою работоспособность.

Упражнения для снятия напряжения после фиксированной позы

Упражнения можно выполнять стоя или сидя на стуле.

1.Птичка сидит на веточке и осматривается кругом: поворачивает головку вправо.

2. Птичка хочет полетать,проверяет свои крылышки: отводит оба плеча назад, возвращает их на место; отводит одно плечико, затем другое; вращает плечиками назад вверх, возвращается на место.

3. Птичка проверяет, как у неёскладываются крылышки: заводит руки за спину, согнув их в локтях и сжав в кулачки, заводит кулачки как можно выше вверх, спинка прогибается назад.

Читайте также:  Как собрать кубик рубик легкий способ для чайников

4.Птичка проверяет каждое крылышко: заводит одну руку за спину через плечо, сгибает, а другую руку заводит за спину снизу и пытается сцепить пальцы рук за спиной; меняем руки.

5.Птичка расправляет крылышки: разводит руки в стороны, так, чтобы лопатки сзади соединились, ручки прямые-прямые, замахали крылышками, поднимаем их над головой и опускаем несколько раз; спокойно сложили крылышки, руки на колени или опустили вдоль туловища.

Такие упражнения позволяют снять напряжение с работающих мышц за счёт включения в работу мышц-антагонистов. Физические упражнения в пять раз быстрее восстанавливают работоспособность органов, чем пассивный отдых, так как в процессе активных упражнений усиливаются кровообращение и питание мышечных клеток.

Консультация для педагогов «Природа детского страха и способы их коррекции» Природа детских страхов. Страх — психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или.

Консультация для родителей «Завязать и застегнуть». Способы развития мелкой моторики детей Консультация для родителей: «Завязать и застегнуть»Дорогие родители! Завязывание и развязывание шнурков, застегивание и расстегивание.

Методические рекомендации для педагогов и родителей по изготовлению настольной игры «Мини-футбол» своими руками Уважаемые коллеги и родители! Представляю вам настольную игру для старшего дошкольного возраста. Многие родители порой не знают, чем.

Методические рекомендации для родителей и педагогов «Как воспитать ответственность у ребенка» Методические рекомендации для родителей и педагогов «Как воспитать ответственность у ребенка» Автор-разработчик: педагог -психолог.

Стихотворные упражнения для развития у детей причинного мышления и речи. Рекомендации для педагогов и родителей Стихотворные упражнения для развития у детей причинного мышления и речи Л. С. Выготский писал о том, что слово всегда характеризует предмет.

Рекомендации для педагогов «Способы поддержки детской инициативы в младшем дошкольном возрасте» В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги и родители) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые.

Рекомендации для родителей и педагогов «Развитие познавательной сферы психики ребенка» Рекомендации психолога для педагогов и родителей Развитие познавательной сферы психики ребенка Внимание 1. В каждое занятие включайте упражнения,.

Рекомендации для воспитателей «Релаксационные упражнения для снятия мышечного напряжения» Умение расслабиться-это замечательный способ снять напряжение и возбуждение,сконцентрировать внимание. Расслабиться возможно при помощи несложных.

Презентация «Семинар для педагогов ДОУ «Приемы релаксации, снятия напряжения в течение дня» Медитация под шум прибоя Закройте глаза. И все свое внимание направьте на дыхание. Дышите животом, ощущайте как он поднимается на вдохе.

Способы снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. Что проявляется у дошкольников в эмоциональной неустойчивости,.

Источник

Профилактика переутомления школьников

Переутомление — временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки.

  • поведенческое переутомление — снижение производительности деятельности, уменьшение скорости и точности работы;
  • физиологическое — затруднение выработки условных связей, повышение инерционности в динамике нервных процессов;
  • психологическое — снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере.

Признаки утомления при умственной деятельности

Признаки Незначительная усталость Значительная усталость Острая усталость
Внимание Редкие отвлечения Внимание рассеянное, частые отвлечения Внимание рассеянное, реакции на новые раздражители (новые словесные указания) отсутствуют
Движения Потягивание ног и выпрямление туловища. Движения точные Частая смена позы, повороты головы в разные стороны, поддерживание головы руками. Движения неуверенные, медленные Стремление положить голову на стол, выпрямиться, откинувшись на спинку стула. Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка).
Интерес Живой интерес Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия.

Причинами усталости у школьников могут быть: недосыпание, чувство голода, неполное восстановление сил после перенесенной болезни, первые симптомы болезни и т.д. Различают субъективные критерии выяснения усталости (в чувство утомления, которое определяется путем опроса учащихся в течение учебного процесса) и объективные (эффективность учебного процесса, состояние функциональных систем организма школьников (опорно-двигательной, кровеносной, дыхательной, сенсорной, высшей нервной деятельности и т.д.), которые определяют с помощью специальных методов исследования).

Профилактика переутомления

  • Ночной сон для учащихся в 1–4 классе должен составлять 10–10,5 часа. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов. Младшие школьники не должны ложиться спать позднее 22 часов и делать уроки «на ночь».
  • Условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

  • От усталости помогает чередование умственных и физических нагрузок. Просидев час за учебниками, школьник нуждается в прогулке на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.
  • Не забывайте о правильном питании. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов. Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание.

    Для нормальной работы головного мозга необходимо, чтобы питание было полноценным и разнообразным. Особенно полезны «для головы» молоко, творог, кефир, сыр, мясо, рыба, яйца, зелень, бобовые, грибы, орехи, семечки, бананы и морепродукты.

  • Первоклассник не должен работать за компьютером и смотреть телевизор больше одного часа в сутки. Если ребенок учится в старших классах и вынужден работать за компьютером часами — убедите его делать перерывы и выполнять гимнастику для глаз и спины.
  • Не стоит предъявлять ребенку завышенных требований. Сколько бы он ни занимался, если ваша «программа» его не заинтересует, усвоить ее школьнику будет сложно. Не корите его за отсутствие феноменальных успехов, ведь психоэмоциональная нагрузка от этого только возрастет. Предложите ребенку на выбор несколько путей самореализации: спорт, творчество, хобби.
  • Посоветуйтесь с врачом и составьте для ребенка программу закаливания и спортивных занятий. Не забывайте также о приеме поливитаминных комплексов в осенний и весенний период.
  • Умственному переутомлению способствуют и проблемы с осанкой. Мышечный каркас школьника еще не окреп, а от долгого сидения за столом ребенок сутулится — в мышцах возникает напряжение, которое провоцирует головную боль.
  • Ребенок должен регулярно посещать офтальмолога, ведь причиной умственного переутомления могут быть и проблемы со зрением. Из-за того, что школьник недостаточно четко видит окружающие предметы, он постоянно находится в напряжении и сильнее устает.
  • Пример родителей лучше любых советов научит школьника следить за своей физической и умственной формой. Старайтесь сами вести здоровый образ жизни и правильно питаться.
  • Источник

    Читайте также:  Способы проявления авторской позиции
    Оцените статью
    Разные способы