- Приемы активизации памяти участников уголовного процесса
- Методы активизации памяти:
- Приемы активизации памяти:
- Гипнорепродуктивный опрос (ГРО)
- Нейролингвистическое программирование (НЛП)
- 18.2. Психологические приемы активизации памяти потерпевших и свидетелей
- 18.2. Психологические приемы активизации памяти потерпевших и свидетелей
Приемы активизации памяти участников уголовного процесса
При расследовании преступлений нередко встречаются ситуации, когда человек в прошлом воспринимал информацию большой значимости, но при обычном допросе или выполнении других следственных действий не может ее воспроизвести вследствие естественного забывания или по причине амнезий (потери памяти) стрессового или травматического характера.
Методы активизации памяти:
-
- методы активизации ассоциативных связей в сфере представлений;
- опрос на месте происшествия, имеющий целью активизацию припоминания в связи с повторным восприятием обстановки, в которой имело место данное событие;
- психотехника нейролингвистического программирования;
- гипнорепродукционный опрос.
Зная закономерности запоминания, воспроизведения и забывания, особенности различных видов памяти, прокурор, следователь, судья, адвокат могут активизировать память участников процесса в целях установления истины по делу.
Приемы активизации памяти:
-
- создание объективных условий, исключающих воздействие на свидетеля посторонних раздражителей, вызывающих отрицательно окрашенные эмоции, снимающих состояние эмоциональной напряженности;
- обращение к образной памяти, использование наглядности, умелое сочетание узнавания с собственно воспроизведением; характерным примером такого приема является допрос свидетеля на месте происшествия, предъявление ему во время допроса необходимых фотографий, схем, оживляющих его образную память;
- использование вида памяти, который у допрашиваемого развит лучше либо который является у него доминирующим в конкретной ситуации, например эмоциональной памяти при восприятии убийства, двигательной памяти при установлении временных параметров исследуемого события и т.д.;
- установление опорных (ключевых) мест в запечатленном событии и смысловых (семантических) связей между ними, выявление между разрозненными фактами ассоциаций по смежности во времени и в пространстве, по сходству, по контрасту;
- оказание помощи свидетелю и другим лицам в воспроизведении события в прямом или обратном хронологическом порядке; при допросе свидетеля следует спросить о фактах, имевших место накануне интересующего события, а также о том, что произошло потом, либо, наоборот, начав допрос с конца интересующих событий;
- проведение в необходимых случаях повторных допросов в расчете на возможную реминисценцию (более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным).
Гипнорепродуктивный опрос (ГРО)
Метод гипнорепродукции (гипнорепродукционный опрос) основан на одном из важнейших свойств центральной нервной системы закреплять временную последовательность протекающих в ней процессов и сохранять способность к их воспроизведению в дальнейшем.
Положительное отношение к перспективам использования гипнорепродукционного опроса в целях более полного восстановления обстоятельств совершенного преступления и активизации памяти в тех случаях, когда имеет место затрудненное припоминание ими пережитых событий, определяется особыми свойствами данного метода психологического воздействия. Свойства гипноза при необходимости формировать гипермнезию — повышенную способность к припоминанию прошлого — были обнаружены в связи с его использованием в качестве лечебного средства и проявлялись выраженной активизацией функций припоминания, в том числе при развитии потери памяти различного происхождения (травматического, стрессового, фармакологического).
В отечественной и зарубежной психофизиологии уже давно отработана методика гипнорепродукционного опроса, доказана ее безопасность для физического и психического здоровья.
При проведении гипнорепродукции с потерпевшим всегда следует учитывать его негативное эмоциональное состояние, возникшее в результате преступления и его последствий. Психическое состояние потерпевшего (особенно при совершении над ним насильственных действий) следует отнести к экстремальным психическим состояниям (стресс, аффект, фрустрация), вызывающим существенные сдвиги в его отражательно-регуляционной сфере.
Нейролингвистическое программирование (НЛП)
В основе НЛП лежит синтез самых разных областей знаний: теории систем и хаоса фронтальной геометрии, психолингвистики, нейрофизиологии, кибернетики, научной психологии, техник индийских магов и африканских колдунов.
По мнению ряда авторов, НЛП представляет собой ясную эффективную модель человеческого внутреннего опыта и коммуникации. Используя принципы НЛП, можно описать любую человеческую активность детальным образом, что позволяет производить легко и быстро глубокие и устойчивые изменения этой активности.
В понятие НЛП входят три основных элемента. Часть «нейро» указывает на связь с неврологией — то, как нервная система поддерживает связь между нашим разумом и телом, «лингвистическое» — относится к языку, к тому, как мы воздействуем друг на друга и на самих себя с помощью языка. «Программирование» указывает на те повторяющиеся последовательности наших мыслей и действий, с помощью которых мы достигаем своих целей и получаем те последствия, к которым приводит наше поведение.
Посредством НЛП производятся строго конкретные целенаправленные операции в сфере сознания и подсознания с первичными образами (энграмма, «чувственный след») как форма отражения объективной реальности.
Практикой НЛП установлено, что, для того чтобы изменить или устранить у человека ту или иную приобретенную реакцию, необходимо модифицировать тот образ, который ее вызывает. На этом принципе основываются все техники этого метода.
Источник
18.2. Психологические приемы активизации памяти потерпевших и свидетелей
Разрабатывая тактику допроса потерпевших и свидетелей, следует учитывать обстоятельства каждого дела. Так, в тех случаях, когда свидетель или потерпевший испытывают такие эмоциональные состояния, как стресс, фрустрация, аффект, гнев, допрос сразу же после происшествия может не привести к желаемым результатам, так как указанные состояния затрудняют работу памяти.
Память — процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания, включающую в себя запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание.
Запоминание — это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление и сохранение в сознании новой информации.
Непроизвольное запоминание сопровождается интересом к объекту при отсутствии цели на запоминание. Для этого процесса характерны следующие закономерности:
1) закон эмоций (например, лучше запомнится информация, если свидетель находился в хорошем расположении духа);
2) закон края — лучше запоминается начало и конец информации, данный закон необходимо учитывать при разведывательном опросе, когда сотрудник основную информацию спрашивает в середине своего разговора, начиная и заканчивая его другой темой;
3) закон Зейгарника — лучше запоминаются незавершенные действия (чтобы побудить свидетеля, не желающего давать показания, к разговору, желательно увлечь его, например, возможностью получения информации об интересующем его объекте и на этом закончить разговор);
4) закон деятельности — лучше запоминается информация, связанная с деятельностью (например, следователь говорит свидетелю «вы же водитель, внимательно следите за дорогой, вы не могли не обратить внимание на пешехода, который переходил дорогу в неположенном месте»);
5) закон интеллектуальной активности (если человек привык систематически тренировать свою память, например, разгадыванием кроссвордов, ему не составит труда, сосредоточившись, вспомнить какую-либо деталь происшествия).
Сохранение — удержание в памяти полученной информации в течение относительно длительного периода времени.
Факторы, влияющие на точность свидетельских показаний:
1. Внешние факторы: расстояние от места преступления, освещенность, состояние погоды; обстоятельства, отвлекающие внимание наблюдателя.
2. Эмоциональные факторы: страх, стресс, злость.
3. Физические факторы: ношение корректирующих зрение очков, слабый слух.
4. Дополнительные факторы: пристрастность или предубежденность -желание видеть то, что хочется.
5. Алкогольное опьянение в момент восприятия факта, явления. Находящийся в таком состоянии человек чувствует мнимое повышение тонуса, в то время как притупляются все ощущения: зрение, слух, обоняние и т.д., снижается точность и координация движений, замедляется быстрота реакции и ориентация. У человека ухудшается способность правильно оценивать время и пространство, последовательность событий.
Воспроизведение — процесс памяти, в результате которого актуализируется ранее усвоенная информация.
Психологические особенности памяти, которые должен учитывать следователь:
• женщины склонны к переоценке продолжительности событий;
• у мужчин доминирует критичность мышления;
• несовершеннолетние лучше запоминают предметы и наглядные ситуации;
• к непреднамеренно ложным показаниям более склонны люди с эмоциональным типом восприятия и памяти, плохой памятью на лица, легко возбудимые;
• у лиц, злоупотребляющих алкоголем, возможны амнезия (нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях мозга), контаминация (ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении слогов, относящихся к разным словам, в одно слово), конфабуляция (полный или частичный вымысел).
Узнавание — это воспроизведение объекта при повторном его восприятии с опорой на запечатленный образ данного объекта. Примером узнавания является опознание лиц, предметов свидетелями.
Одна из основных задач допроса — выявить объективную чувственную первооснову по субъективным свидетельским описаниям. Для этого необходимы активное взаимодействие следователя с допрашиваемым лицом, оказание ему мнемической помощи (система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций).
Мнемические приемы активизации памяти участников следствия, используемые следователем:
• предоставление возможности свободного рассказа, повторение рассказа с различных стадий повествования (с середины, с конца событий, изложение отдельных эпизодов);
• выезд на место происшествия;
• создание спокойной обстановки допроса;
• допрос о фактах, сопутствующих преступлению (ассоциации по смежности, сходству, контрасту, причинно-следственные ассоциации);
• предъявление вещественных и оглашение письменных доказательств, находящихся в прямой или косвенной связи с забытым фактом;
• ознакомление допрашиваемого с показаниями других лиц;
• применение на допросе планов, схем, рисунков, фотоснимков, моделей, макетов.
При допросе свидетелей, потерпевших с дефектами психики необходимо иметь в виду то, что объем и содержание сведений, которые сообщают они в своих показаниях, обусловлены психическим недостатками и особенностями характера их проявлений в момент восприятия. В связи с этим целесообразно:
■ при установлении определенных пространственных факторов, а также факторов скорости, траектории движения объектов провести допрос на месте происшествия, что приведет к «оживлению» ассоциаций допрашиваемого потерпевшего;
■ при возникновении сомнений в оценке временных интервалов, ставить контрольные вопросы, направленные на выяснение или уточнение обстоятельств, отдельных его деталей, которые могут подтвердить или опровергнуть объективность показаний по существу предмета допроса;
■ следует постепенно воспроизводить в памяти целое по частям либо производить повторные допросы, побуждая допрашиваемого к активной мыслительной работе и мобилизации волевых усилий, чем можно добиться припоминания забытого (например, у лица, страдающего эпилепсией, истерической психопатией).
В США и ряде других стран используется опрос в гипнотическом состоянии. Несмотря на тот факт, что учеными нашей страны проведены исследования и доказана эффективность гипноза (возможность актуализации информации, хранящейся в латентных энграммах, которую опрашиваемый в обычном состоянии не может произвольно воспроизвести), законодательно не закреплено его применение в следственной практике. В УПК РФ нет упоминания о применении гипноза при расследовании преступлений, поэтому гипнорепродукция может использоваться для оперативно-розыскных мероприятий. В связи с этим целесообразно говорить о «розыскном» гипнозе, правовой базой которого служит ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Гипноз представляет собой измененное состояние сознания человека. Для этого состояния характерно явление частичной сенсорной депривации, и доминирующим внешним сигналом, осознаваемым субъектом, является слово оператора-гипнолога (раппорт). Словесное воздействие гипнолога вызывает яркие представления, и он посредством слова может управлять воспроизведением прошлого опыта личности. Раппорт активизирует только нужные функциональные связи, которые в бодрствующем состоянии не могут быть вызваны в силу влияния на сознание множества более сильных раздражителей.
Забывание — процесс памяти, обратный запоминанию и сохранению. На забывание действуют следующие факторы:
— редкое использование той или иной известной информации;
— ослабление интереса к ней;
— перенапряжение нервно-психической деятельности;
Источник
18.2. Психологические приемы активизации памяти потерпевших и свидетелей
Разрабатывая тактику допроса потерпевших и свидетелей, следует учитывать обстоятельства каждого дела. Так, в тех случаях, когда свидетель или потерпевший испытывают такие эмоциональные состояния, как стресс, фрустрация, аффект, гнев, допрос сразу же после происшествия может не привести к желаемым результатам, так как указанные состояния затрудняют работу памяти.
Память — процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания, включающую в себя запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание.
Запоминание — это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление и сохранение в сознании новой информации.
Непроизвольное запоминание сопровождается интересом к объекту при отсутствии цели на запоминание. Для этого процесса характерны следующие закономерности:
1) закон эмоций (например, лучше запомнится информация, если свидетель находился в хорошем расположении духа);
2) закон края — лучше запоминается начало и конец информации, данный закон необходимо учитывать при разведывательном опросе, когда сотрудник основную информацию спрашивает в середине своего разговора, начиная и заканчивая его другой темой;
3) закон Зейгарника — лучше запоминаются незавершенные действия (чтобы побудить свидетеля, не желающего давать показания, к разговору, желательно увлечь его, например, возможностью получения информации об интересующем его объекте и на этом закончить разговор);
4) закон деятельности — лучше запоминается информация, связанная с деятельностью (например, следователь говорит свидетелю «вы же водитель, внимательно следите за дорогой, вы не могли не обратить внимание на пешехода, который переходил дорогу в неположенном месте»);
5) закон интеллектуальной активности (если человек привык систематически тренировать свою память, например, разгадыванием кроссвордов, ему не составит труда, сосредоточившись, вспомнить какую-либо деталь происшествия).
Сохранение — удержание в памяти полученной информации в течение относительно длительного периода времени.
Факторы, влияющие на точность свидетельских показаний:
1. Внешние факторы: расстояние от места преступления, освещенность, состояние погоды; обстоятельства, отвлекающие внимание наблюдателя.
2. Эмоциональные факторы: страх, стресс, злость.
3. Физические факторы: ношение корректирующих зрение очков, слабый слух.
4. Дополнительные факторы: пристрастность или предубежденность -желание видеть то, что хочется.
5. Алкогольное опьянение в момент восприятия факта, явления. Находящийся в таком состоянии человек чувствует мнимое повышение тонуса, в то время как притупляются все ощущения: зрение, слух, обоняние и т.д., снижается точность и координация движений, замедляется быстрота реакции и ориентация. У человека ухудшается способность правильно оценивать время и пространство, последовательность событий.
Воспроизведение — процесс памяти, в результате которого актуализируется ранее усвоенная информация.
Психологические особенности памяти, которые должен учитывать следователь:
• женщины склонны к переоценке продолжительности событий;
• у мужчин доминирует критичность мышления;
• несовершеннолетние лучше запоминают предметы и наглядные ситуации;
• к непреднамеренно ложным показаниям более склонны люди с эмоциональным типом восприятия и памяти, плохой памятью на лица, легко возбудимые;
• у лиц, злоупотребляющих алкоголем, возможны амнезия (нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях мозга), контаминация (ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении слогов, относящихся к разным словам, в одно слово), конфабуляция (полный или частичный вымысел).
Узнавание — это воспроизведение объекта при повторном его восприятии с опорой на запечатленный образ данного объекта. Примером узнавания является опознание лиц, предметов свидетелями.
Одна из основных задач допроса — выявить объективную чувственную первооснову по субъективным свидетельским описаниям. Для этого необходимы активное взаимодействие следователя с допрашиваемым лицом, оказание ему мнемической помощи (система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций).
Мнемические приемы активизации памяти участников следствия, используемые следователем:
• предоставление возможности свободного рассказа, повторение рассказа с различных стадий повествования (с середины, с конца событий, изложение отдельных эпизодов);
• выезд на место происшествия;
• создание спокойной обстановки допроса;
• допрос о фактах, сопутствующих преступлению (ассоциации по смежности, сходству, контрасту, причинно-следственные ассоциации);
• предъявление вещественных и оглашение письменных доказательств, находящихся в прямой или косвенной связи с забытым фактом;
• ознакомление допрашиваемого с показаниями других лиц;
• применение на допросе планов, схем, рисунков, фотоснимков, моделей, макетов.
При допросе свидетелей, потерпевших с дефектами психики необходимо иметь в виду то, что объем и содержание сведений, которые сообщают они в своих показаниях, обусловлены психическим недостатками и особенностями характера их проявлений в момент восприятия. В связи с этим целесообразно:
■ при установлении определенных пространственных факторов, а также факторов скорости, траектории движения объектов провести допрос на месте происшествия, что приведет к «оживлению» ассоциаций допрашиваемого потерпевшего;
■ при возникновении сомнений в оценке временных интервалов, ставить контрольные вопросы, направленные на выяснение или уточнение обстоятельств, отдельных его деталей, которые могут подтвердить или опровергнуть объективность показаний по существу предмета допроса;
■ следует постепенно воспроизводить в памяти целое по частям либо производить повторные допросы, побуждая допрашиваемого к активной мыслительной работе и мобилизации волевых усилий, чем можно добиться припоминания забытого (например, у лица, страдающего эпилепсией, истерической психопатией).
В США и ряде других стран используется опрос в гипнотическом состоянии. Несмотря на тот факт, что учеными нашей страны проведены исследования и доказана эффективность гипноза (возможность актуализации информации, хранящейся в латентных энграммах, которую опрашиваемый в обычном состоянии не может произвольно воспроизвести), законодательно не закреплено его применение в следственной практике.
Гипноз представляет собой измененное состояние сознания человека. Для этого состояния характерно явление частичной сенсорной депривации, и доминирующим внешним сигналом, осознаваемым субъектом, является слово оператора-гипнолога (раппорт). Словесное воздействие гипнолога вызывает яркие представления, и он посредством слова может управлять воспроизведением прошлого опыта личности. Раппорт активизирует только нужные функциональные связи, которые в бодрствующем состоянии не могут быть вызваны в силу влияния на сознание множества более сильных раздражителей.
Забывание — процесс памяти, обратный запоминанию и сохранению. На забывание действуют следующие факторы:
— редкое использование той или иной известной информации;
— ослабление интереса к ней;
— перенапряжение нервно-психической деятельности;
Источник