Эффективное ведение домашнего хозяйства: методичка для неумех
Наиболее распространённым видом деятельности для обычного человека является ведение домашнего хозяйства. Под термином «домашнее хозяйство» понимается семья, её жильё, окружающие её предметы обеспечения ежедневного существования в комфорте и безопасности. Активную жизнь взрослого человека можно представить в виде двух составляющих – общественная и личная. Если первая часть связана с работой на общество, то вторая часть жизни человека призвана обеспечить ему возможность восстановиться после общественно-полезных трудозатрат, воспитывать детей, обеспечивать себя и семью едой, одеждой, духовными ценностями, развлечениями. Комплекс обязанностей и действий человека в окружении его личных бытовых материальных ценностей и есть «домашнее хозяйство».
Домашнее хозяйство одновременно является и набором материальных объектов, и комплексом действий, направленных на обеспечение жизни человека и его семьи. Эти действия очень разнообразны и по своей конкретной цели, и по способу выполнения, и по трудозатратам, и по требуемой для их выполнения квалификации, и по регулярности и частоте выполнения. Сюда входят: закупка еды, одежды, предметов быта, приготовление пищи, уборка квартиры, стирка, ремонтные работы и многое другое. Сюда же следует отнести и такую специфическую деятельность, как воспитание детей и помощь престарелым членам семьи.
Как любой серьёзный процесс, домохозяйство требует чёткого планирования, контроля за ресурсами, распределения обязанностей, ответственности за свой участок работы. И хорошо, когда у этого процесса есть толковый и авторитетный руководитель. Говоря современным языком, он называется «менеджер». В дискуссионных ситуациях он должен принимать решение и следить за его выполнением. «Домохозяин» ─ это не единоличный владелец всего семейного добра, а наиболее авторитетный член семьи, распределяющий поручения и непосредственно участвующий в выполнении всех работ. Чаще всего эту роль в семье играет женщина. Некоторые дамы даже разрабатывают системы ведения домашнего хозяйства. По этим системам они пишут серьёзные методические пособия по организации семейного быта и делятся своими достижениями с широкой общественностью в интернете.
При том, что домашнее хозяйство может быть и единичным, и групповым, данная статья посвящена проблемам единичного, т.е. такому, которое принадлежит одной семье.
Виды домашних работ
Условно общую сферу домохозяйственной деятельности можно разбить на две полусферы. В производственную входят все работы по содержанию в порядке своего жилья, одежды, обуви, мебели, предметов быта и домашней техники. Если семья занимается предпринимательской деятельностью, то и продукт этой деятельности тоже относится к производственной полусфере.
В непроизводственной полусфере учитываются все обязанности по воспитанию детей, их образованию, приобщению к культуре и физкультуре, контроль за их здоровьем. Большинство из этих действий относится ко всем членам семьи. А ещё часто приходится ухаживать за стариками.
Эффективное ведение домашнего хозяйства требует чёткой ранжировки важности предстоящих дел и назначение очерёдности их выполнения.
Финансово-экономические проблемы
Для обычной семьи со средними зарплатами работающих её членов вопросы экономии чрезвычайно актуальны. Как правило, за эти вопросы отвечает женщина.
Имеются проверенные жизнью правила:
- Надо грамотно оценивать свои доходы и расходы и не допускать превышения расходов над доходами.
- Ни в коем случае не брать кредитов. Отдавать их значительно трудней, чем брать.
- Уметь сдерживать себя, чтобы не покупать первую понравившуюся вещь. Потом окажется, что без неё спокойно можно было прожить.
- Уж если решено покупать, то вещь должна быть очень необходимой и качественной.
- Каждую покупку надо тщательно продумывать и заранее собирать о ней информацию. Всё есть в интернете. Можно поспрашивать друзей и знакомых.
Хорошо можно сэкономить на энергоресурсах. Светодиодные лампы, хотя сами по себе стоят дороже, потребляют электричества в 7-8 раз меньше, чем обычные с той же яркостью. Если не лить зря воду, то при установленном водосчётчике счёт на оплату будет в два раза меньше. Принятие душа в течение 15 минут втрое дешевле, чем принятие ванны. При желании можно уменьшить подачу воды в сливном бачке унитаза. Если на кране насадку с сеточкой заменить на наконечник-аэратор, то расход воды уменьшится примерно вдвое, а потребитель этого не заметит. Неисправную вещь не нужно сразу выбрасывать, надо попытаться её починить. Полезно знать, что оставленный в розетке зарядник для телефона тоже потребляет электроэнергию. За год набегает приличная сумма.
ФОТО: YouTube.com Аэратор на кран вместо обычной насадки
Обустройство быта
В каждом хозяйстве имеется множество не очень крупных по размерам, но очень нужных для дела инструментов и приспособлений: всевозможные щётки, тряпочки, тапочки для гостей, пузырьки с бытовой химией и т. п. Чтобы они не валялись где попало, и всегда можно было бы быстро найти нужную вещь, следует сделать специализированные органайзеры. Органайзеры группируют однородные по назначению вещи. Иногда их можно крепить на обратной стороне какой-нибудь двери. Идеальный вариант, когда в квартире можно организовать маленькую кладовку.
ФОТО: YouTube.com В маленькой тесной квартирке имеет смысл обзавестись складной мебелью, например парой складных стульев, складным столом (в разложенном виде пригодится для приёма гостей).
Регулярные хлопоты
В процессе ведения домашнего хозяйства есть хлопоты ежедневные и разовые. Правда, эти разовые могут повторяться и через день, и раз в неделю, и раз в месяц…
Приготовление еды
Процесс приготовления еды – это почти ежедневное мероприятие. Оно отнимает много сил и времени. Но при правильном планировании можно сэкономить силы и потратить меньше времени. Просто надо к этому процессу применить принципы НОТ – научной организации труда.
В обычной семье вполне возможно спланировать меню на неделю. В основном под это меню в выходные надо произвести закупки продуктов и заполнить ими холодильник. Сейчас, в отсутствие дефицита, комплектная (или комплексная) закупка нужных продуктов не является проблемой. Зная, что будет готовиться завтра, можно с вечера произвести необходимую подготовку продуктов: что-то разморозить, что-то почистить и нарезать, что-то помыть и засыпать в кастрюлю. А назавтра, придя с работы, сразу подготовленные продукты пустить в конечную стадию приготовления – жарку или разогрев. Для ускорения процедуры готовки ужина вечером рабочего дня, можно заранее приготовить полуфабрикаты – пельмени, пирожки с мясом или с капустой, фарш для котлет. Тогда только разогреть – и на стол.
А в выходные придётся на готовку потратить больше времени – что-то следует приготовить впрок на неделю. Обычно в семье готовкой занимается женщина. Хотя есть и мужчины, которые любят готовить, особенно экзотические блюда. Конечно, если в семье есть неработающая женщина, то основная нагрузка ложится на неё.
Во многом процесс приготовления еды облегчает и ускоряет наличие на кухне малой механизации – электромясорубки, миксеры, кофемолки. Сам процесс варки существенно убыстряется при использовании кастрюли-мультиварки.
Чистота и порядок
Все любят, когда в доме чистота и порядок, но мало кто любит убирать. Самый эффективный способ поддерживать чистоту – это не мусорить. Но убирать всё-таки приходится. Сейчас в этом деле существует много помощников.
Разнообразна армия пылесосов. Напольные на колёсиках, ручные беспроводные, пылесосы роботы. Большие напольные пылесосы эффективны в большой квартире, где много мягкой мебели и ковров, особенно если пылесос моющий. Ручные беспроводные удобно использовать в маленьких комнатах, где много мебели. А пылесосы-роботы сами выполняют всю работу по очистке помещения, но всё-таки ножки стульев им мешают, а углы не всегда доступны.
Предметы, которыми пользуются в ванной – мочалки, щётки, занавески – следует время от времени промывать растворами соды и уксуса, а потом прополаскивать водой. Саму ванну отмывать перекисью водорода. Унитаз отмывается смесью горчичного порошка, лимонной кислоты и кукурузного крахмала.
Существует интересная щётка для мытья посуды. На рабочем конце ─ сменная губка, а в рукоятку встроен баллончик для моющего средства. Дезинфекция губки производится за десять секунд в СВЧ-печке.
ФОТО: YouTube.com Губка для мытья посуды с ёмкостью для моющего средства
У маленьких детей должно быть место, куда после игры они должны относить свои игрушки.
Чтобы всё успевать, надо правильно ранжировать важность работ. Если так получилось, что в один день надо сделать несколько дел, то в первую очередь надо браться за самое трудоёмкое, а дела полегче выполнить можно и потом. Но и всё время откладывать «на потом» тоже не следует, иначе эта обязанность будет висеть и портить настроение.
ФОТО: YouTube.com Фрагмент плана намеченных работ по дому
Стирка
Ушло в историю время, когда основным оборудованием для стирки было корыто и стиральная доска. Сейчас существует множество стиральных машин, которые предлагают всевозможные режимы стирки. Просто надо внимательно изучить инструкцию по эксплуатации и при стирке выбирать наиболее подходящий режим. Если после стирмашины развешивать постельное бельё на сушилку, а рубашки и блузки ─ на вешалки, то можно сэкономить значительное время на глажке. А чтобы процесс глажки ускорить, следует на гладильную доску расстелить лист фольги. Вещь будет гладиться сразу с двух сторон.
Распределение обязанностей
В современном обществе женщина так же, как и мужчина, занимается общественно-важными делами и приносит домой зарплату. И несправедливо взваливать на неё всю домашнюю работу. В семье обязанности должны быть распределены равномерно. Если женщина вкусней всех в семье готовит, то эту обязанность она и сама не уступит никому другому. А с пылесосом по квартире может походить мужчина или кто-нибудь из детей постарше. И стирмашину загрузить и выгрузить может любой член семьи.
ФОТО: mtdata.ru Мужчина в домашнем хозяйстве
Но справедливость требует равномерного распределения всех домашних обязанностей.
ФОТО: i.pinimg.com Мужчина на уборке квартиры
Вот если женщина не ходит каждый день на службу, то тогда она сама на себя возьмёт значительную долю домашних хлопот. И среди множества женщин нельзя найти двух похожих в своём отношении к этой деятельности. У каждой женщины имеются свои критерии «правильно – неправильно», свои методы решения одинаковых проблем, свой опыт, полученный от мам и бабушек. Поэтому двух одинаковых квартир не бывает.
Заключение
Домашние работы одновременно и утомляют однообразием, и доставляют удовольствие результатом. От них никуда не денешься, поэтому необходимо совершенствовать технологию их выполнения, обзаводиться полезными приспособлениями, тщательно планировать свои действия.
Источник
Теории ведения домашнего хозяйства на практике в многодетной семье
Говорят, из трех вариантов — порядок в доме, спокойные родители и счастливые дети — возможны только два. Но ведь хочется всего и сразу. И даже когда дом большой и не особо удобный, а детей четверо с маленькой разницей в возрасте, я все равно не теряю надежду на уют и счастье.
Я совсем не перфекционист. В принципе, я лентяйка. Когда-то где-то я прочитала потрясающую вещь: лень — двигатель прогресса. Не будь лени, человек с удовольствием бы ходил пешком, мылся и стирал руками в холодном ручье, охотился с каменным топором на сурков и бизонов. Но нет! В стремлении улучшить и упростить свою жизнь он придумал много прогрессивных аппаратов, от колеса до посудомойки, и теорий — от домостроя до коммунизма. Что касается домохозяек, тут всего этого добра хоть отбавляй. Лайфхаки, советы, целые учения. Но все ли они применимы к реальной жизни? У меня большой опыт, я пробовала многие из них.
Две самых популярных сейчас теории ведения домашнего хозяйства — это Флайледи и КонМари. Думаю, большинство знает о них, но в двух словах я расскажу о каждой.
Флайледи 🐝 — «летающие домохозяйки», американская система организации дома. В ней четко расписан график домашних дел, хозяйству посвящается не весь день, а небольшие 15-минутки борьбы за порядок в конкретных помещениях. Таким образом, на наведение порядка тратится не весь бесконечно долгий день, а обозримое время. И усилия предлагается прилагать не ко всему дому сразу, а также к ограниченным помещениям и углам. Это тоже морально проще.
КонМари — японская система. Как всё японское, она построена на духовном и созерцательном. В доме должны оставаться только те вещи, которые вдохновляют и радуют. От остального следует тотально избавиться. И тогда не придется тратить жизнь на бесконечную уборку и перестановку.
Я пыталась применить на практике обе теории, и у меня это не совсем получилось. Точнее, я поняла, что для реальной жизни многодетной российской семьи обе системы требуют модификации. Наверное, следовать любой системе без учета индивидуальных особенностей глупо. Поэтому рассказывать о том, что и как я подстроила под себя, я пока не буду. Расскажу о том, что и почему точно не получалось.
Строго придерживаться системы Флайледи у меня не выходило, когда мы семьей, на то время с 3 детьми, жили в квартире. В стандартной трешке, довольно просторной по сравнению с тем, как живут многие. Тем не менее, минимум 30 коробок с обувью, зимняя одежда, которую я постоянно сортировала по размерам и перекладывала, игрушки, книги, бумаги — ничего не помещалось. В июне выпадал снег, приходилось доставать зимнее снова. В прихожей с нашим переменчивым климатом постоянно висели и теплые, и легкие вещи, рядами могли стоять и меховые сапоги, и босоножки. Мне банально не хватало мест для хранения. А что говорить об игрушках, обрезках бумаги и детях с конструкторами, валяющихся на полу по всей квартире! Относительный порядок был только в родительской спальне. Поэтому ежедневные «задания Келли» (сегодня мы наводим порядок под кухонной мойкой) и рутина (три пятнадцатиминутки по местам особых завалов) ситуацию не исправляли. Особым завалом была вся поверхность пола, а главной головной болью явно не шкаф под кухонной мойкой, а то, куда всё складывать. Я пыталась тотально расхламляться: игрушки, одежда, посуда, но лимит свободного пространства все равно был исчерпан.
Когда мы переехали в довольно большой частный дом с участком, эта проблема решилась. Минимально организованные места для хранения дали смысл жить по Флайледи. Я теперь могла уделять внимание отдельным помещениям дома, так как в остальных было где свободно пройти и куда сложить вещи. Просто визуально порядка стало больше, хотя вещей не меньше. Они равномерно распределились по дому, а не скопились в тесных комнатах. Плюс гардеробная, где хранится несезонная одежда и одежда на вырост, плюс сарай с велосипедами, плюс собственная песочница во дворе — там песок и уличные игрушки, а не в прихожей квартиры. И комнатными цветами можно заниматься на улице. И коврики вытряхивать. Флайледи придумывались в Америке, где большинство проживает в своих домах. Соответственно, по моему мнению, применение этой системы в тесноте российских квартир в полной мере невозможно, когда на одного члена семьи приходится менее 10 квадратных метров с учетом мест для хранения.
Для квартир больше подходит японский метод КонМари. На японских островах людей проживает столько же, сколько и на территории России. Поэтому там особо не разгуляешься, лишний площади нет. Однако и у этой системы есть минусы, если ее применять к организации хозяйства многодетной семьи. Была бы я одинокой девушкой и сама себе на уме, я с легкостью бы избавилась от всех, даже практичных, вещей, которые не радуют.
Но я не одна, у меня есть дети, и они испытывают странную привязанность к игрушкам, побрякушкам, старой одежде и поделкам. А еще у меня есть муж, который зарабатывает деньги и совсем не радуется моим попыткам тотального расхламления. Ведь потом мне понадобится новая кастрюля или пальто, так как старое я выкинула, а семейный бюджет не резиновый. Приходится держать себя в руках и смиряться с тем, что других членов семьи могут вдохновлять домашние растянутые треники и набор ластиков из Пятерочки.
В попытках рационализировать домашнее хозяйство я предпочитаю не стройную систему целиком, а набор различных лайфхаков.
Так, например, мне очень нравится задание из Флайледи «Буги-вуги 27». Надо, неожиданно и не особо задумываясь, пробежаться по дому с мусорным мешком и собрать туда 27 вещей, которые надо выкинуть. Туда частенько падает то, что долгое время выкинуть рука не поднималось. Также на практике оказалось очень удобным заниматься одной зоной дома в неделю. Мыть окна удобней не все сразу, а по очереди. За месяц выходит управиться и не убиться.
У Флайледи принято составлять меню на неделю вперед и закупать под него продукты. Я не особо люблю долгосрочное планирование, и с детьми обычно быстро привыкаешь, что планы идут прахом из-за массы внешних обстоятельств. Тем не менее, я стала готовить еду на нашу большую семью один раз на весь день — утром. Это удобно. Чаще всего утро у меня менее загруженное, а силы совершать подвиги еще есть. Сварить суп сразу после завтрака, начистить овощи, замариновать мясо на ужин, а потом просто сунуть все в духовку или мультиварку за пару часов до вечерней трапезы. Это сильно экономит мое время.
У КонМари очень удобный способ хранения одежды — вертикально в ящиках комода. Так реально занимает меньше места и видно всё, что можно носить. Ничего не остается забытым в нижней части стопки. При этом от вешалок в шкафу я не избавилась. Мне нравится открывать дверцы шкафа и видеть отглаженные платья и рубашки. Затрудняюсь сказать, из какой системы я почерпнула идею хранить одежду на вырост в прозрачных ящиках на каждый возраст в отдельности. Это просто находка. Нет риска забыть отложенное на вырост. Такое частенько случалось, когда я хранила одежду в картонных коробках. Как ни перебираешь их пару раз в год, все равно что-нибудь забудется.
Ну, и мое любимое расхламление. Я больше не испытываю чувства вины перед вещами, когда их выкидываю. Я стала очень избирательно подходить к тому, например, какую одежду я оставляю от старших детей младшим. Только ту, которая проявила себя, как очень удобная и незаменимая, которая уникальна и которая в очень хорошем состоянии — все три признака сразу. Поэтому я оставляю очень мало. Лучше куплю новое. Остальное я сдаю на переработку или адресно нуждающимся. Это позволяется мне понимать, что они не будут бесполезно гнить в кучах мусора на свалке, а обретут новую жизнь или новых хозяев. Так избавлять свой дом от лишнего стало гораздо проще.
Беспорядок закрепощает. Наверное, каждому человеку хочется чувствовать себя дома свободно и уютно. Но при этом и быть рабом каких-то теорий тоже глупо. Из них надо брать лучшее на ваш взгляд, то, что вас не напрягает, что действительно делает вашу жить проще и понятней. И без того в ней слишком много неудобных правил.
15.10.18,
Евгения Харинова,
мама четырех детей
Источник