Эффективные способы руководства детской группой

Семинар практикум «Способы, методы и приемы организации группы детей»
учебно-методический материал на тему

Скачать:

Вложение Размер
seminar-praktikum_sposoby_metody_i_priyomy_organizacii_gruppy_detey.pptx 133.25 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Семинар практикум «Способы, методы и приемы организации группы детей» Сабанина Юлия Сергеевна 16 ноября 2012 г.

Цель: повышение психолого — педагогической компетентности педагогов Задачи: смотивировать педагогов к повышению своих профессиональных качеств, к обогащению и накоплению опыта в организации детской деятельности помочь педагогам освоить методы и приемы организации группы детей на разнообразные виды деятельности, а также режимные моменты способствовать успешности педагогической деятельности (апробация и систематизация методов и приемов в организации детей разных возрастных групп)

фронтальный (со всеми детьми) подгрупповой парами индивидуальный игровая форма Способы организации детей

Механизмы, позволяющие организовать детей Правила поведения, как средство для организации детей Состязательность, соревновательность Поддержка интереса детей к видам деятельности Мотивация ребенка в результату деятельности — хорошее подспорье для педагога Поощрение за результат конкретной деятельности Добрые традиции группы всегда помогут настроить ребенка на необходимую форму поведения Доверие, передача функций организации через поручения Богатая предметно- развивающая среда , созданная в соответствии с возрастом

Средства образования и воспитания: различные виды детской деятельности (организованная образовательная, игровая, художественно- продуктивная, коммуникативная, музыкально- игровая, театрально- игровая, конструктивная, трудовая и т. д.) совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры (наглядные пособия, литературные, средства массовой информации и др.).

Методы и приемы Под методами следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога с детьми с целью решения образовательно ‑ воспитательных задач. Метод включает в себя ряд приемов Приемы определяют своеобразие методов работы педагога, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности Используя приемы можно обойти сложности организации образовательно — воспитательного процесса. Методические приемы и методы тесно связаны со средствами воспитания

Методы мотивационно-организационные (стимулирующие) Словесные Наглядные Игровые Практические Рассказ Создание проблемной ситуации Проговаривание шуток, прибауток, начала докучных сказок Прием «модуляция голоса» Реклама деятельности (Ребята, сегодня нас ждёт…) Эмоциональное восклицание Наблюдение за демонстрацией яркого предмета, новой игрушки и др. Наблюдение за действиями персонажа (сказочного персонажа, игрушки би-ба-бо ) Наблюдение «яркого пятна» (платок, флажок, шарик) Реклама продукта предстоящей деятельности ( И вы , ребята, обязательно так сможете….) Дидактическая игра (что бывает оранжевое, и др.) Воображаемые ситуации в развернутом виде внезапное появление игрушки или сказочного персонажа, объектов Игры с движениями («паровозик», «гусеница») Неожиданный звуковой сигнал ( хлопок,колокольчик , звучание музыкального инструмента, свисток) и др. Поручения Помощь герою, Помощь воспитателю, «забывчивый воспитатель», «ошибающийся педагог»

Методы организационно-практической деятельности (стимулирования деятельности и поведения) Словесные Наглядные Игровые Практические Педагогическая оценка, поощрение, Авансирование возможностей (эмоциональная установка на успешность ребенка) Вопросы Указания, Объяснения Пояснения Общение шепотом. Наблюдения (рассматривание предмета, картины, игрушки): приемы: показ способ действий Значки- схемы (помощь в сохранении дисциплины) Призы- поощрения Игры-путешествия Игры-инсценировки Игры- драматизации Дидактические игры (настольно-печатные, словесные) Упражнения (подражательные, конструктивные, творческие) Показ работы ребенка всей группе Соревнование «Раскрыть тайну»: приемы: загадки, загадочные слова, фокусы, эксперименты, опыты, исследовательские задачи Общение жестами

Методы воспитания общественного поведения личности: педагогическое требование метод воспитывающей ситуации (эффект коллектива, например, «выйди из круга») нейтрализация мешающей части группы — «отделение», «вынесение», «вытеснение» Н-р . Мальчики бузотеры одеваются последними на прогулку, отдельно от остальных детей, одевание вне группы

Педагогическое требование 1.Требования помогают -наводить порядок и дисциплину, -вносят дух организованности в деятельность и поведение детей 2.Организуя воспитательный процесс, педагог стремится к тому, чтобы его требование стало требованием самого коллектива 3.Предъявление требований определяется установленными в группе правилами поведения, умениями и навыками, установленными правилами внутреннего распорядка и другими факторами

Методы разрешения конфликтов Переключение внимания Без виноватых (переформировать каприз ребенка, сделать его приемлемым: «не хочешь не делай, только…») Метод « Я-сообщение »: мне не нравится, я воднуюсь , когда дети бегают по группе, потому, что… «Свалить вину на крокодила» (плохо вел себя не ребенок, а некий отрицательный персонаж) Метод активного слушания (выслушивание конфликтующих сторон)

Авансированное доверие – подход к воспитаннику с оптимистической гипотезой, верой в его силы и возможности. Великодушное прощение — совершившему недостойный поступок как бы прощают его действия по причине недостаточности развития и неспособности осознать содеянное. Опора на положительное в человеке — сосредоточение воспитателя на позитивном в воспитаннике и в окружающем мире Подкрепление положительное – действие, вызывающее у воспитанника удовлетворение происшедшим (похвала, восторг, положительная эмоция, дружеский жест, материальное вознаграждение…) Ситуация успеха – сознательно создаётся для проявления воспитанником лучших качеств, достижения успеха, сопровождается признанием достоинств и достижений. » Я» – сообщение — приём педагогической оценки, применяемый в тот момент, когда не требуется открыто высказаться об отношении или поведении воспитанника, но необходимо тонко скорректировать его действия («Я всегда волнуюсь, когда…») «Ты» – сообщение — приём скрытой педагогической оценки, заключающийся в объяснении либо предположении причин поступка воспитанника («Ты, конечно,…», «У тебя, скорее всего…») Контакт глаз — элемент педагогической техники, средство невербального общения (можно выразить всё, что угодно) Тонкий намёк — косвенное воздействие Особые Приёмы организации детей

Методы и приёмы психотерапевтического воздействия на воспитанников: внушение, вытеснение, игнорирование, подавление, подбадривание, ласковое обращение по имени эмоциональный отклик на деятельность ребенка релаксация рефлексия…

Практическая часть: Деление педагогов на подгруппы (педагоги детей младшего возраста, среднего возраста, старшего и подготовительной группы) Подготовка к выполнению задания в подгруппе Проигрывание методов и приемов с коллегами

Младший возраст Средний возраст Старшая группа Подготовительная к школе Проиграть с коллегами рекомендованные на семинаре методы и приемы организации детей в ситуации: Утро. Время завтрака. Дети разбрелись по группе, кто играет, кто строит… Саша и Миша затеяли беготню вокруг столов, Света плачет, забившись в угол… На прогулке: дети разбрелись по участку, Коля с Петей сражаются за руль», девочки играют в «дом», остальные активно двигаются, все дети увлечены. Организовать детей на совместные виды деятельности В группе, вторая половина дня: дети заняты по своим интересам, дети сами по себе, воспитатель сам по себе. Организовать детей на совместный коллективно- бытовой труд В группе, вторая половина дня: организовать со всей группой сюжетно- ролевую игру по запланированной теме

Общение невербальными способами: Покажите жестами, телодвижением, мимикой Мне нужна помощь Прекратите шуметь Поспешите Внимание Успокойтесь Я иду на помощь У тебя всё получится Одобрение деятельности Огорчение деятельностью ,поступком, ответом

Компоненты успеха ЗНАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ МАСТЕРСТВО УМЕНИЕ

Источник

Особенности руководства детским любительским коллективом

Анастасия Морозова
Особенности руководства детским любительским коллективом

Детство – это особый период в развитии ребёнка, когда формируются общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. Эти способности закладываются в ребенке в процессе коммуникации со сверстниками, с родителями и с педагогами, то есть участниками образовательного процесса. По мере взросления каждый ребёнок может выбирать себе деятельность, которая будет ему по душе и заниматься этим с увлечением, в последствии организовывая микрогруппы.

Если рассмотреть понятие коллектив с точки зрения А. С. Макаренко, который писал, что «коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище». Детский коллектив – это в первую очередь группа воспитанников со своим «Я» и со своим «Хочу», так как каждый индивидуален и непосредственен, поэтому стиль и методы руководства детскими группами и коллективами должны отличаться от приемов руководства коллективами взрослых людей, так как в качестве основной задачи в управлении детскими группами и коллективами ставится задача обучения и воспитания у детей умений и навыков группового взаимодействия. Не мало важную роль играет знания детской психологии, так как руководство коллективом, возрастной ценз которого 12-14 лет будет отличаться от руководства коллективом 5-7 лет.

Каким же должен быть руководитель детского любительского коллектива? В первую очередь,согласно Федеральному государственному образовательному стандарту педагог должен:

• Знать специфику образования и особенности организации образовательной работы с детьми того или иного возраста.

• Знать общие закономерности развития ребенка; особенности становления и развития детских деятельностей в том или игом возрасте.

Уметь организовывать ведущие в том или ином возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, исследовательскую и так далее, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность воспитанников.

• Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка.

• Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития.

• Владеть ИКТ – компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми.

Специфика детского коллектива состоит в том, что коллективные взаимоотношения между детьми носят неустойчивый характер.К примеру: у детей дошкольного возраста стремление к совместной деятельности с другими детьми складывается постепенно. Если в младшем школьном возрасте ребёнок чаще предпочитает индивидуальные игры, то в среднем дошкольном возрасте (на пятом году жизни) преобладающей является игра «рядом» или «механическое взаимодействие». И только в старшем дошкольном возрасте преобладающим мотивом для объединения в игре становится мотив интереса к партнёру по игре или личным качествам другого ребёнка. По мнению многих исследователей, коллективное взаимодействие формируется в игре, а не только в совместной деятельности. Коллективныевзаимодействия представляют собой комплекс различных взаимоотношений: межличностных, деловых, ролевых.

Две самые важные роли, которые встречаются практически во всех организованных группах детского типа, – это роли руководителя и исполнителей. Их выполнению в первую очередь необходимо обучить детей.

Ребенку прежде всего нужно показать, как собрать детей, распределить между ними обязанности, добиться того, чтобы каждый из них хорошо понял и принял свою роль. Следующий этап обучения преследует цель усвоения функций по координации, контролю совместной деятельности, подведению ее итогов. Сначала взрослому нужно научить ребенка подчиняться ему, а затем – своим товарищам, причем необходимо следить за тем, чтобы от внешнего контроля за своей деятельностью ребенок постепенно переходил к

внутреннему самоконтролю, от добросовестного выполнения обязанностей в присутствии других людей к добросовестному их исполнению наедине с самим собой. Не менее важно своевременно научить детей подчиняться другим и быть хорошими исполнителями своих обязанностей внутри социальной группы. Особую педагогическую задачу составляет воспитание у ребенка способности оставаться и в коллективе свободной, независимой личностью, не обезличиваться и не утверждать свое личное «Я» за счет свободы и подавления личностей в других людях, нарушая их интересы. Практическое решение данной проблемы иногда осложнено тем, что не каждый взрослый человек в состоянии вести себя так как положено, готов стать примером и образцом для подражания со стороны детей.

На примере театральной студии при образовательном учреждении «Калинка» мы рассмотрим управление детским коллективом. Театральную студию посещают дети в возрасте 5-7 лет, то есть старший и подготовительный возраст. Психологические особенностив этом возрасте таковы: если в 4-5 лет дети беспрекословно шли за лидером, то к 6-7 годам у детей формируется потребность в лидерстве и проявляется в постоянном доказательстве «своей ниши» в коллективе. Яркий пример этому — каждая девочка хочет быть принцессой, а не белочкой, а так как девочек в коллективе много, то возникает конфликтные ситуации, что не благоприятно влияет на психологический климат в детском коллективе. В этом случае педагогу-организатору нужно вызвать доверие со стороны участников коллектива, и каждая девочка выскажет почему именно она должна быть принцессой. В процессе разговора педагог должен так умело объяснить детям кто лучше всего справится с той или иной ролью, чтобы дети поверили ему и считали свою роль очень значимой в предстоящем спектакле. В этом ему помогут знания из области психологии, а также собственное обаяние и авторитет.

Другая ситуация состоит в том, что некоторые дети не могут переступить через свою замкнутость. В этом случае педагогу обязательно нужно разговаривать с ребенком и постараться ненавязчиво выяснить в чем причина. Также в снятии застенчивости и формированию чувства значимости в коллективе способствуют другие творческие проявления ребенка. Например, он может раскрашивать или рисовать афиши, участвовать в подборе костюмов, изготавливать несложные театральные атрибуты. Тем самым он непосредственно принимает участие в создании спектакля, а со временем, смотря на других своих сверстников, играющих в постановке, ребенок сам захочет быть героем любимых сказок.

Детский коллектив, как и любой другой непрерывно меняется, так как меняются его воспитанники, а процесс развития коллектива носит сугубо педагогический характер. Именно от педагога-организатора зависит существование того или иного детского коллектива, именно он выбирает средства педагогического воздействия. Детям нужно создать такие условия, при которых они чувствовали бы себя свободными и проявляли инициативу, но в то же время могли слушать и слышать своего педагога.

Формы работы с педагогическим коллективом Методическая работа с педагогическими кадрами в дошкольном учреждении – важнейшая составляющая успешного функционирования и развития ДОО.

Групповые тренинги с педагогическим коллективом «Оценка качества внутришкольного менеджмента» Тема: «Оценка качества внутришкольного менеджмента» Цель: уяснить показатели качества работы школьной администрации; понять и научить применять.

Конспект руководства образовательной деятельностью по речевому развитию Конспект руководства образовательной деятельностью по речевому развитию в подготовительной к школе группе Вид деятельности: этические.

Консультация «Новые формы работы с коллективом родителей и воспитателя» Актуальность проблемы: Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется и система дошкольного.

Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми Руководство совместными сюжетно-ролевыми играми детей проходит несколько этапов. Главная задача — обеспечить детей яркими и разнообразными.

План руководства деятельностью помощника воспитателя на неделю День недели Время Вид деятельности Понедельник 7.30-9.00 Влажная уборка групповой комнаты Смена индивидуальных средств гигиены детей (полотенец).

План руководства деятельностью помощника воспитателя на неделю Деятельность помощника воспитателя Понедельник 1. 7.00 -8.00 Приход на работу. Проветривание спальни. 2. 8.00- 9.00 Осуществляет первую.

Планирование консультативной работы учителя-логопеда с педагогическим коллективом Сроки выполнения Неделя Форма проведения Содержание работы Сентябрь 1 Педагогическое совещание «Ознакомление с Годовым планом работы логопедического.

Приёмы и методы руководства дидактическими играми Приёмы и методы руководства дидактическими играми. Если в игре чётко определены дидактические задачи, игровые правила и действия, то игра.

Особенности обучения грамоте, развитие графомоторных навыков у детей с детским церебральным параличом Иванищева Светлана Владимировна учитель-дефектолог МДОУ детский сад комбинированного вида № 79 г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровский край.

Источник

Читайте также:  Способы как быстро накопить деньги
Оцените статью
Разные способы