- Пути повышения конкурентоспособности предприятия
- Необходимость оценки конкурентоспособности предприятия
- Основные пути повышения конкурентоспособности предприятия
- Управление конкурентоспособностью предприятия
- Система обеспечения конкурентоспособности предприятия
- 10 шагов для повышения конкурентоспособности АПК
Пути повышения конкурентоспособности предприятия
Управление и повышение уровня конкурентоспособности предприятия
В настоящее время проблема повышения конкурентоспособности предприятий становится все острее и актуальнее, поскольку в рыночных условиях просто невозможно достичь успеха, если не планировать эффективное развитие и не повышать его конкурентоспособность, причем повышение должно осуществляться на всех уровнях: продукция, предприятие, регион, отрасль, страна и т.д.
Конкурентоспособность предприятия – это конкурентное преимущество предприятия по сравнению с основными конкурентами, другими словами предприятиями, осуществляющими деятельность в той же отрасли, как внутри страны, так и за ее пределами.
Необходимость оценки конкурентоспособности предприятия
Кроме того было отмечено, что проведение оценки конкурентоспособности необходимо для:
– разработки мероприятий, направленных на ее повышение;
– определения контрагентов для осуществления совместной деятельности;
– разработки программ выхода предприятия на новые для него рынки сбыта;
– осуществления инвестиционной деятельности.
Основные пути повышения конкурентоспособности предприятия
На сегодняшний день выделяют следующие основные пути повышения конкурентоспособности предприятия:
– постоянное использование новых идей и разработок;
– осуществление поиска более усовершенствованных форм и модификаций товаров;
– выпуск товаров, соответствующих требованиям государственных и мировых стандартов;
– поиск выхода и осуществление сбыта на рынках, где к товарам предъявляются более высокие требования к качеству и сервису;
– применение в технологии производства товаров сырья и материалов только высокого качества;
– систематическое повышение квалификации персонала, а также его переподготовка;
– повышение материальной заинтересованности сотрудников, улучшение условий труда сотрудников;
– проведение маркетинговых исследований рынка для установления запросов и потребностей покупателей;
– осуществление анализа конкурентной среды;
– выявление сильных и слабых сторон у предприятий-конкурентов;
– поддержание контактов с научно-исследовательскими организациями;
– инвестирование научных разработок, направленных на повышение качества продукции;
– применение в маркетинговой деятельности только эффективных средств рекламы и рекламных мероприятий;
– регистрация своего товарного знака и использование фирменных марочных изделий.
– повышение объемов продаж товаров;
Рассмотрим некоторые из них:
Рост объема продаж – это одно из эффективных направлений повышения конкурентоспособности, однако необходимо учитывать, что само по себе увеличение объемов продаж желаемого результата не принесет, поскольку будут не учтены расходы предприятия и прибыль. В данном случае наиболее важно определить такой объем продаж, при котором будет обеспечиваться безубыточная деятельность предприятия.
Улучшение качественных характеристик товаров – данное направление может ускорить процесс НТП, освоить новые рынки, увеличить экспорт, процветание. При этом повышение качества товаров поднимет имидж предприятия у покупателей, станет залогом выхода на внешний рынок, а также будет являться основой для получения максимальной прибыли.
Уменьшение расходов – данное направление является традиционным и наиболее исследованным из всех методов повышения конкурентных преимуществ. В данном случае в наиболее лучшем положении будет то предприятие, которое после проведения соответствующего спектра мер, сможет снизить уровень своих расходов больше, чем предприятия-конкуренты. Однако в настоящих экономических условиях удержать данный эффект довольно сложно, поскольку реализация данного направления требует четкой, скоординированной работы сотрудников по совершенствованию технологий производства, логистики и НИОКР, менеджмента персонала и организационной культуры.
Предприятия, которые выбрали путь увеличения конкурентных затрат, постоянно их анализируют на всех стадиях проектирования, выпуска и реализации продукта, при этом здесь важнейшую роль играют маркетологи, которые осуществляют анализ рынка, проводят функционально-стоимостной анализ, отслеживают новейшие технологии, а также расходы предприятий-конкурентов.
Бенчмаркинг – это постоянный, непрерывный поиск и исследование опыта конкурентов, сравнение желаемых результатов и изменений бизнеса с разработанной эталонной моделью. На базе полученных данных обеспечивают поддержку системы постоянных улучшений результативности деятельности предприятия.
Управление конкурентоспособностью предприятия
Управление конкурентоспособностью представляет с собой управление процессом формирования, поддержания конкурентных преимуществ и преодоление конкурентных слабостей.
Принятие решений, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия может происходить в совершенно различных условиях. Это может быть разная степень ответственности лица, которое принимает данные решения, его влиянием на ресурсы, а также полномочиями на корректировку целей предприятия.
Так или иначе, процесс управления конкурентоспособностью предприятия основывается на следующих принципах:
1. Проведение анализа хозяйственного механизма функционирования предприятия в целом для выяснения узких мест в его деятельности.
2. Проведение анализа и оценки целей предприятия, возможностей их сохранения, необходимости их корректировки.
3. В рамках рассматриваемых вариантов целей предприятия производится причинно-следственный анализ возможностей разрешения проблем предприятия при установленных ограничениях на имеющиеся ресурсы.
4. На основе выбранной для предприятия цели формируются задачи для различных направлений хозяйственной деятельности.
5. Подразделения управления предприятия и производственные подразделения разрабатывают комплекс мероприятий для решения поставленных для них задач, определяют возможности наиболее эффективного использования оборудования, производственного персонала, выделенных ресурсов.
6. С учетом поставленных руководством предприятия целей, задач служб и подразделений предприятия разрабатывается план предприятия на рассматриваемый период или проводится корректировка разработанного плана, организуется выполнение утвержденного плана.
7. Организуется систематический контроль за ходом выполнения плана, определение возникающих отклонений от плановых показателей, оценка причин и возможностей устранения этих отклонений [30].
На базе указанных принципов можно сформировать основные требования, которые предъявляются в системе управления конкурентоспособностью предприятия:
– достоверность и полнота информации об управлении предприятием;
– своевременность и оперативность принятия управленческих решений;
– анализ эффективности различных видов деятельности предприятия;
Управленческое решение – это результат аналитической деятельности (прогноз, обоснование результатов и выбора альтернатив), основной его целью является формирование стратегии развития предприятия для достижения высокого уровня конкурентоспособности.
Схема обоснования управленческих решений по повышению конкурентоспособности предприятия представлена на рисунке.
Система обеспечения конкурентоспособности предприятия
Система обеспечения конкурентоспособности предприятия представлена на рисунке.
Формирование и функционирование системы обеспечения конкурентоспособности различных объектов предполагает:
1) установление целевой ориентации системы и рамок ее функционирования;
2) определение конкретных целей, объектов, критериев функционирования системы;
3) разработку совокупности базовых показателей ее функционирования;
4) формирование состава задач системы;
5) установление регламентов принятия управленческих решений при изменении показателей деятельности системы;
6) определение порядка развития и совершенствование системы.
В фокусе основных интересов любого предприятия, предоставляющего на внешний рынок, как продукцию, так и услуги, лежит исследование концепции продукта и всех сопутствующих параметров его продвижения и реализации. Данный вывод подтверждает практика бизнеса зарубежных компаний, осуществляющих деятельность на российском рынке.
В качестве удачного примера использования стратегии повышения конкурентоспособности, связанной с выводом на внешний рынок своего продукта, можно привести деятельность компании «Туи» (TUI – Touristic Union International), имеющей статус лидера мировой туриндустрии.
Компания искала оптимальный вариант вхождения на рынок России и в 2009 г. начала применять европейские технологии. Реализуемая компанией стратегия вывода продукта на рынок позволила выявить особенности и специфику запросов различных групп российских потребителей и разработать эксклюзивный ассортимент предложений для каждой из этих групп по наиболее привлекательным ценам.
Стратегия повышения конкурентоспособности может быть осуществлена и по отдельным функциональным компонентам, когда компании, уже имеющей в своем арсенале конкурентоспособную концепцию продукта, требуется найти способы эффектно ее преподнести потребителям.
Так, начиная с 2009 года, британский холдинг «Арима» (Arima Holding Corporation), владеющий брендом «Скарлет» (Scarlett), под которым производится бытовая техника, приступил к реализации стратегии повышения конкурентоспособности с целью разработки и построения коммуникационной политики бренда на российском рынке с четким противопоставлением политике конкурентов за счет принципиальных особенностей подачи продукта.
В ходе проведенного анализа рынка и оценки положения бренда «Скарлет» на нем была выявлена приоритетная целевая группа потребителей для коммуникации – современные хозяйственные и практичные женщины, ценящие семейный уют и уделяющие много времени домашним заботам.
Также можно привести пример американского оператора ресторанов быстрого питания «Вендис» (Wendy’s Group), обладающего третьей в мире по размеру сетью закусочных. В период кризиса 2008-2009 гг. глобальные операторы фастфуда начали стремительно осваивать быстрорастущий российский рынок на фоне замедления продаж на внутреннем рынке.
Но пока компания «МакДоналдс» (McDonald’s) остается крупнейшим оператором фастфуда в России с долей около 70 % на ресторанном рынке, а второе место принадлежит американской сети «Кей-Эф-Си» (KFC).
Именно комплексная оценка внешней среды, в частности конкурентного окружения, послужила отправной точкой в формировании распределительной политики компании «Вендис», направленной на обретение конкурентных преимуществ на российском рынке.
В итоге было принято решение открыть всего 10 закусочных «Вендис» в Москве и Санкт-Петербурге.
При этом наибольшие ресурсы были вложены в развитие сети в регионах, что позволило открыть около 160 закусочных в городах с населением до 500 тыс. чел., где нет прямых конкурентов.
Закусочные «Вендис» и в последующем предполагается размещать на трассах, заправочных станциях и железнодорожных вокзалах.
Компания «Вендис» прогнозирует увеличение продаж, как минимум, на 20% именно за счет экспансии в регионы России, что соответствует стратегии развития рынка.
Таким образом, повышение конкурентоспособности предприятия достигается путем ориентации предприятия на потребительскую сферу, повышение качества выпускаемой продукции, постоянная ориентация на появление новых технологий и видов сырья, эффективную реализацию товаров и услуг.
Благодаря этому увеличивается показатель конкурентоспособности предприятия, его умение максимально использовать свой трудовой, научно-технический, производственный и финансовый потенциал.
В конечном результате необходимо нацелить предприятия, во-первых, на постоянное внедрение в производство новых, более совершенных изделий; во-вторых, на неуклонное сокращение всех видов затрат на производство продукции; в-третьих, на повышение качественных и потребительских характеристик при снижении цен на выпускаемые изделия, что и должно в итоге создать условия для победы в конкурентной борьбе.
Источник
10 шагов для повышения конкурентоспособности АПК
Говоря о трансформации селекционной отрасли, Алексей Иванов, директор Института права и развития ВШЭ-Сколково, Международного центра конкурентного права и политики БРИКС и научный руководитель Центра техтрансфера НИУ ВШЭ, отметил, что переход АПК на рыночные рельсы произошел неравномерно. В отличие от других областей сельского хозяйства, таких как собственно сельхозпроизводство, где, хотя и болезненно, переход к рынку завершился, в селекционной сфере, составляющей первичное звено в АПК, этого в полной мере не произошло. «Мы полагаем, что государственный сектор нужно сфокусировать преимущественно на фундаментальной науке и так называемой предварительной селекции (пребридинге). Это позволит сконцентрировать ограниченные государственные ресурсы на конкретные прорывные направления, а прикладную селекционную работу нужно приблизить к рынку, в чем ключевая роль принадлежит частным селекционным компаниями», — сказал Иванов. Рыночные механизмы и здоровая конкуренция могут повысить адаптивность российской селекции, а значит, улучшить обратную связь между спросом на рынке и селекционной работой, что благотворно скажется на обеспечении как продовольственной безопасности страны, так и на повышении влияния нашего АПК на глобальных рынках.
Один из важных аспектов трансформации отрасли — это повышение ее адаптивности к новым глобальным вызовам, в частности, климатическим изменениям и растущему в мире запросу на регенеративные технологии. Сегодня в Европейском союзе и ряде других юрисдикций идет речь о так называемых углеродных налогах, которые могут существенно снизить конкурентоспособность российского АПК, имеющего серьезный углеродный след. Трудно переоценить роль селекционной работы в решении этой проблемы, поскольку именно селекция определяет характер всей производственной цепочки в агросфере в целом. Ученый также подчеркнул, что российский АПК уже сегодня довольно сильно интегрирован в глобальные рынки — как на уровне экспорта сельхозпродуктов, так и в части импорта средств производства — семян, агрохимии и технологических решений. «Участие в глобальных цепочках создания стоимости — это нормально, этого не надо бояться. Но необходимо правильно выстраивать интеграцию в глобальные рынки, находить точки нашей возможной конкурентоспособности, на которых и концентрировать усилия», — заявил Иванов.
Профессор Лоран Генцбиттель, руководитель агролаборатории Сколтеха и профессор Национального политеха Франции в Тулузе, комментируя проделанную работу, напомнил, что селекция — один из важных факторов глобальной конкурентоспособности АПК и является эффективным средством повышения урожайности, на нее приходится порядка 50% прироста. Вместе с тем селекция характеризуется одним из самых высоких уровней капиталоемкости в части научных исследований среди базовых отраслей — в частности, этот уровень выше, чем, допустим, в фармацевтике или химии. В то же время селекция отличается и довольно короткими сроками окупаемости — например, в компании Syngenta затраты на селекцию амортизируются в течение 5-7 лет, что делает эту сферу привлекательной для инвестиций. «Переход прикладной селекции в частные руки поможет своевременно принимать бизнес-решения. Если это не сделать сейчас, то можно утратить и имеющиеся заделы и преимущества. Через 10 лет может быть слишком поздно: конкуренты не ждут», — отметил профессор Генцбиттель.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что частной селекции в России предстоит большой путь, но другого выбора, по сути, нет. «Мы видим развитие селекции во взаимодействии с бизнесом как безальтернативный путь — других вариантов у нас нет», — заявил Вугар Багиров, директор Департамента координации деятельности организаций в сфере сельскохозяйственных наук Министерства науки и высшего образования РФ. «Сегодня должны быть более тесные связи науки с реальным сектором экономики», — констатировал Багиров.
Игорь Лобач, президент Национальной ассоциации производителей семян кукурузы и подсолнечника, высоко оценил представленный доклад: «За последние 10 лет книга «Селекция 2.0″ — это наиболее глубокая, многогранная работа по освещению рынка селекции Российской Федерации. Нас удовлетворяют предложенные десять шагов, над многими из них мы тоже работаем последние годы».
Особое место в дискуссии заняла тема поиска нового места России на глобальном продовольственном рынке. Численность населения в мире за последние десятилетия увеличилась в два раза, а объем торговли продовольствием вырос уже в шесть раз. Это означает, что многие страны становятся все менее самодостаточными с точки зрения обеспечения продовольствием, и тут важно, кто из игроков сможет предложить стабильные поставки для покрытия дефицита — речь идет о конкуренции за стратегическое положение гаранта продовольственной безопасности в мире. «Наша задача сейчас — это сделать полученное лидерство на мировом рынке зерна устойчивым, а для этого очень важно, чтобы селекционная отрасль поспевала за потребностями сельхозпроизводителей и отвечала на запросы потребителей», — заявил председатель правления Союза экспортеров зерна России Эдуард Зернин.
Источник