Эффективные способы обучения взрослых

Теория эффективного обучения взрослых, или 10 принципов андрагогики

Краткая история андрагогики

Термин «андрагогика» не нов. Он был впервые введен в научный оборот в 1833 г. немецким историком А. Каппом. Практически одновременно с немецким коллегой Э. Л. Трондайк доказал, что вне зависимости от уровня подготовки человека его способность к учебе в возрасте 22–45 лет находится на некотором мало изменяющемся устойчивом уровне.

Во второй половине XX века ученые обратились к исследованиям Трондайка в связи с возросшей потребностью переобучения большого количества взрослых людей. Сильно выросло качество жизни, и как следствие, снизилась рождаемость и усилился процесс старения населения европейских государств. Большое влияние на андрагогику в это время оказала гуманистическая философия, в частности, её положения заняли важное место в исследованиях К. Роджерса, который написал пять постулатов гуманистической модели обучения (взрослых). Вот они:

  1. Мы не можем обучать другого человека. Мы можем только помочь ему учиться.
  2. Человек успешно обучается, лишь когда осознает изучаемое, как непосредственно связанное с улучшением и поддержанием своего Я.
  3. Опыт, ассимилированный обучающимся, может привести к искажению в организации личности и имеет тенденцию к искажению посредством символизации.
  4. Структура личности становится более ригидной в условиях угрозы.
  5. Учебная ситуация должна сводить к минимуму угрозы и облегчать восприятие изучаемого.

Наконец, в 1970 году М. Ш. Ноулс в своей книге «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики» сформулировал новые положения теории обучения взрослых, воспроизводимые наукой по сей день:

  • ведущая роль в обучении принадлежит обучающемуся взрослому;
  • стремясь к самореализации, обучающийся преследует определенные цели, достижение которых и есть результат обучения;
  • жизненный опыт и профессиональные умения обучающегося должны быть задействованы в образовательном процессе;
  • взрослый должен уметь применять полученные знания на практике;
  • обучение — процесс совместной деятельности педагога и обучающегося.

Обучение, согласно современной андрагогике, должно быть построено таким образом, чтобы минимизировать роль преподавателя, который хоть и управляет этим процессом, но реже использует дидактические приемы и методики. Андрагог модерирует учебный процесс, обращаясь в первую очередь к заявленным индивидуальным целям каждого обучающегося.

Исследования Ноулса фиксируют различия в обучении студентов и групп взрослых. Например, учебный процесс в андрагогике получил отличную от педагогической оригинальную модель. Изменилось и содержание обучения. Лекционные часы сокращаются, а предпочтительной формой учебы становятся практические занятия, семинары, дискуссии, работа с кейсами, деловые игры. В содержательном поле андрагогику характеризует высокий приоритет комплексных (междисциплинарных) занятий над теоретическими.

Источник

3 теории обучения взрослых, которые должен знать каждый педагогический дизайнер

Картина Caravan художника Cinta Vidal

Любой педдизайнер хочет, чтобы его курсы делали жизнь учащихся лучше. Мы стремимся вдохновлять, менять установки и заряжать на высокие результаты. Короче говоря, мы хотим, чтобы наши курсы всегда попадали в яблочко.

А вот и задачка: наши учащиеся — взрослые люди. У них есть багаж знаний и представлений о том, что для них работает, а что — нет. Они очень заняты, живут в сумасшедшем ритме и терпеть не могут терять время. При помощи обучения они хотят достигать поставленных целей.

Поэтому самое важное при создании любого электронного курса — учитывать особенности обучения взрослых людей.

Что такое теория обучения взрослых?

Такая вещь как «теория обучения взрослых» — предмет частых разговоров в сфере корпоративного обучения. А вы знаете, что это такое?

Разрушим миф: не существует ЕДИНОЙ теории обучения взрослых. Есть несколько распространенных теорий, каждая из которых по-своему раскрывает тему.

Среди теорий обучения взрослых можно назвать: андрагогику, нейронауку, эмпирическое (или экспериментальное) обучение, самостоятельное обучение и трансформационное обучение. У всех теорий одна цель: они помогают создавать эффективные процессы корпоративного обучения для взрослых.

Зачем педагогическому дизайнеру знать теории обучения взрослых?

Теории обучения взрослых — не просто набор терминов, концепций и идей о том, как учатся взрослые люди. Эти теории помогают грамотно выстраивать курсы на всех этапах — от создания концепции и до реализации, — чтобы обучение получилось максимально эффективным.

Читайте также:  Приорикс вакцина способ введения

Вот четыре причины, по которым разработчики и педдизайнеры просто ОБЯЗАНЫ знать теории обучения взрослых:

  • Чтобы создавать курсы, которые отвечают потребностям учащихся.
  • Чтобы подбирать стратегии обучения с учетом реального контекста обучения.
  • Чтобы использовать технологии, которые максимально соответствуют стратегиям обучения.
  • Чтобы применять стратегии, которые учитывают современные особенности обучения: цифровые технологии и мобильность учащихся.

Теория 1. Андрагогика: упор на опыт

В основе теории андрагогики лежат особенности взрослых учащихся, а также идея о том, что взрослые полагаются в процессе обучения на свой накопленный опыт.

Сама теория была разработана Малкольмом Ноулзом в 1970-х годах. Согласно Ноулзу, есть шесть ключевых отличий взрослых учащихся от детей:

  1. Потребность в знаниях. Взрослым нужно знать, “зачем” они должны учиться.
  2. Мотивация. Взрослыми движут внутренние мотивы. Они учатся, когда хотят учиться. Вы дадите взрослому мощную внутреннюю мотивацию, если убедительно ответите на вопрос «зачем мне это нужно?».
  3. Желание. У взрослых желание и готовность учиться появляются, когда они осознают значимость знаний. Им важно понимать, как обучение поможет им изменить жизнь к лучшему.
  4. Фундамент или опыт. У взрослых за плечами богатый опыт, который определяет их обучение. Они анализируют, объясняют, объединяют и создают новые идеи или «подкручивают» старые через фильтр собственного опыта. Мы, педагогические дизайнеры, должны использовать этот опыт, чтобы помочь им установить связи, понять актуальность знаний и обрести вдохновение.
  5. Самостоятельность. Взрослые самостоятельны и хотят нести ответственность за собственное обучение. Они независимы и любят, когда все под контролем.
  6. Отношение к учебе. Взрослые лучше всего учатся, делая что-либо. Для них актуально проблемно-ориентированное обучение, которое они смогут применить в работе. В рамках такого обучения тренируется их способность к решению проблем и, как результат, появляется уверенность, что они могут справляться с любыми задачами при помощи новых знаний.

Теория 2: Трансформационное обучение: выявляем точку зрения и создаем озарения

У всех бывают озарения. Этакие вспышки вдохновения, которые позволяют взглянуть на реальность под другим углом. Крупицы мудрости, которые меняют наши жизненные установки. Глубокие осознания, которые пробивают устоявшиеся убеждения и условности.

Все это трансформационные процессы, которые выводят наше сознание на новый уровень. Мы должны стараться создавать такие моменты в обучении: они позволяют встряхнуть ум, вызвать сильные эмоции и оставить незабываемые впечатления. Часто такие моменты способны радикально изменить образ мыслей, точку зрения, отношение к вопросу и шаблоны поведения — то есть запустить те самые «трансформации».

Теория трансформационного обучения объясняет, как взрослые учатся через такие озарения. Теория основана на мнении, что обучение происходит, когда новые знания накладываются на старый опыт или старые представления рассматриваются в новом свете.

В теории трансформационного обучения выделяют три стадии:

  • Выявление дилеммы или кризиса. Речь идет о моменте, когда мы осознаем, что все это время придерживались ложного мнения или не знали чего-то важного. Обычно это толкает нас на поиски новой информации или пересмотр системы мышления. Осознать, что мы чего-то не знали или в чем-то ошибались — это всегда кризис, который выводит нас из зоны комфорта. Указывайте учащимся на то, чего они не знают — это подогреет их любопытство пройти ваш курс.
  • Определение личной выгоды. На обучение нас вдохновляет личная выгода — ответ на вечный вопрос: “А какой мой интерес в этом деле?” С самого начала курса важно создать и поддерживать правильный контекст — личный, профессиональный или социальный — который будет подогревать интерес учащихся и держать их “на крючке”. Чтобы мотивировать взрослых, дайте им возможность представить будущие плоды своих трудов.
  • Критическое мышление. Ваши учащиеся — разумные, рациональные люди, у них своя голова на плечах. Поэтому нужно создавать моменты рефлексии, чтобы они могли пересмотреть свои убеждения и взгляды. Дайте людям возможность разобраться со своими чувствами и осознать, над чем нужно работать — тогда они с гораздо большим желанием будут впитывать знания.

Теория 3. Эмпирическое обучение: реальный опыт рождает понимание

Китайский философ Конфуций говорил: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».

Никакие книги не дадут таких ясных, глубоких знаний, которые человек получает, когда делает что-то сам. Эмпирическая теория обучения утверждает, что суть обучения взрослых — в осмыслении практического опыта.

Взрослые лучше всего учатся, делая что-либо, а не просто запоминают цифры и определения из книг.

Читайте также:  Способы выведения блох у кошек

Дэвид А. Колб выделяет четыре стадии цикла эмпирического обучения:

  1. Практический опыт. Взрослые лучше всего учатся за пределами привычной классной комнаты. В результате практического обучения человек обретает мощный опыт, который он не забудет. В качестве примера можно назвать кинестетическое обучение (обучение через симуляции, которые требуют физических действий), а также обучение, которое вызывает сильный эмоциональный отклик (реалистичные сценарии, которые выявляют причинно-следственные связи).
  2. Рефлексивное наблюдение. Взрослым нужно постоянно прокручивать и осмысливать собственный опыт — это позволяет нам извлекать уроки и обретать знания. Поэтому после практического обучения людям нужно дать время для рефлексии, чтобы они могли понаблюдать за процессом со стороны, проанализировать процессы и процедуры. Для этого можно использовать демонстрации, разборы кейсов и упражнения с четким сценарием.
  3. Абстрактная концептуализация. Секрет успеха эмпирического обучения в том, что учащийся начинает на основании своих рассуждений выводить абстрактные концепции, обобщать идеи и осознавать их связь с реальностью. Разрабатывайте упражнения, которые позволят учащимся попрактиковаться в критическом мышлении, чтобы они научились формулировать концепции и процедуры.
  4. Активное экспериментирование. Ролевые игры, стажировки и другие практические задания позволяют учащимся применять свои знания и действительно «учиться через действие». В результате экспериментирования рождается опыт и цикл эмпирического обучения возобновляется.

Что такое эмпирическое знание — ответы на общие вопросы

Источник

Андрагогика: почему взрослых нужно обучать иначе, чем детей

Как особенности восприятия зрелых людей влияют на процесс обучения и какие барьеры мешают им достигать результатов.

Кто изобрёл андрагогику

Андрагогика — это наука обучения взрослых людей. Хотя этот термин, в противоположность педагогике, немецкий учитель Александр Капп ввёл ещё в 1833 году, сам подход сформировался гораздо позже. Его создателем считается американский педагог Малкольм Ноулз. Свои идеи о том, как помогать зрелым людям учиться, Ноулз описал в книге «Взрослый ученик» (The Adult Learner). Её первое издание увидело свет в 1973 году, затем книга неоднократно переиздавалась.

Во «Взрослом ученике» Ноулз привёл обзор существующих теорий обучения и преподавания и рассказал об исследователях, подготовивших почву для появления андрагогики. Среди них педагог упомянул, например, американского теоретика образования Эдуарда Линдемана, автора книги «Значение образования взрослых» (The Meaning of Adult Education).

Журналист. Пишет и переводит статьи о самобытной культуре и образовании.

Чем андрагогика отличается от педагогики

Ноулз выделил несколько факторов, которые следует учитывать при преподавании. И затем, описав основные характеристики, присущие ученикам-детям, Ноулз противопоставил им черты обучающихся взрослых.

Необходимость знаний

Ученики-дети, по мнению Ноулза, рассматривают знания всего лишь как инструменты, помогающие справляться с учебными заданиями и получать высокие оценки. Они не догадываются, как будут применять эти знания в реальной жизни.

Взрослый же ученик не будет браться за изучение чего-либо, пока не поймёт, зачем ему это нужно.

Поэтому первая задача, которая стоит перед педагогом, работающим со взрослыми людьми, — объяснить им ценность обучения. Например, показать, как учёба повысит их продуктивность на работе или качество жизни. Ещё лучше — создать экспериментальные условия, в которых ученики сами ощутят нехватку знаний, которыми может поделиться преподаватель.

Представление ученика о самом себе

Поскольку традиционный педагог, согласно Ноулзу, воспринимает детей как зависимых от него, то и сами ученики со временем начинают осознавать свою подчинённость учителю. Однако чем старше дети, тем большую самостоятельность они проявляют.

Взрослый человек уже вполне осознаёт ответственность за собственные решения и свою жизнь.

Такое самосознание порождает в зрелых людях потребность в том, чтобы и другие уважали их самостоятельность. Тем не менее, когда зрелый человек сталкивается с необходимостью снова чему-нибудь учиться, нередко он вспоминает свой опыт детской зависимости и, по словам Ноулза, «складывает руки, садится поудобнее и говорит: „Учите меня“».

Однако это ошибочное предположение, что от него, как и в детстве, требуется послушание, вскоре вступает в конфликт с нынешним самосознанием зрелого ученика. Чтобы преодолеть этот дискомфорт, человек в конце концов просто бросает обучение. Поэтому Ноулз советует: преподаватель, который желает просвещать взрослых, должен первым делом помочь им преодолеть представление об ученике как о зависимом субъекте. Вместо этого стоит предложить модель ученика, который сам выбирает направление своего обучения.

Предыдущий опыт ученика

Традиционный педагог не считает личный опыт учеников отправной точкой для обучения. Опыт, который имеет для него значение, — его собственный или опыт автора учебника. Поэтому основой работы становятся, например, лекции и чтение литературы, выбранной самим преподавателем, а не учениками.

В андрагогике на опыт учеников смотрят иначе.

Читайте также:  Определения способы получения кислот

Уже только потому, что взрослый человек прожил более долгую жизнь, чем школьник, его опыт гораздо более разнообразен. Причём он ещё и различается от человека к человеку. Поэтому обучение должно помогать взрослым проявлять свою индивидуальность.

Здесь будут полезны групповые обсуждения, разбор кейсов, решение проблем — то есть активности, в которых взрослый ученик может выразить свою точку зрения. Взаимное обучение тоже работает.

Впрочем, у большого опыта есть и тёмная сторона. К зрелому возрасту человек накапливает немало нездоровых ментальных привычек и предрассудков. Преподаватель должен постараться обратить на это внимание учеников и помочь им открыться новым идеям. В этом пригодятся такие практики:

  • Прояснение ценностей. Человек ранжирует различные ценности (здоровье, семья, свобода, познание и так далее) с 1-го по 10-е место согласно своим приоритетам. Далее он отвечает себе на вопросы, живёт ли он в соответствии с этими ценностями; если нет, то почему; как может изменить ситуацию к лучшему.
  • Тренировка восприимчивости. Это психологическая техника, направленная на развитие положительной групповой динамики и взаимного доверия. Она заключается в групповом обсуждении различных тем в безопасной атмосфере, в которой участники могут свободно выражать себя и общаться с другими, а затем анализировать свои реакции.

Готовность учиться

Этот пункт похож на первый. Дети, считает Ноулз, готовы систематически изучать только то, что, по словам преподавателя, поможет им справиться с контрольными заданиями и получить лучшие оценки.

Взрослые же готовы изучать то, что поможет им более успешно справляться с проблемами и задачами, возникающими в реальной жизни.

Кроме того, чтобы повысить готовность взрослых учиться, следует предлагать им образовательные задачи, соответствующие их текущим способностям и уровню развития. В англоязычной психологии и педагогике их называют Developmental tasks (развивающие задачи). По мнению Ноулза, для взрослого ученика одной из таких задач может стать развитие диалектического мышления, то есть осознание сложности и противоречивости окружающего мира.

Фокус обучения

При традиционном подходе обучение сфокусировано на изучении отдельных предметов, например геометрии или русской литературы XX века. Дети при этом воспринимают учёбу как приобретение знаний, относящихся к предмету.

В андрагогике же обучение сфокусировано на решении задач, которые помогут ученикам справляться с проблемами в реальной жизни. Новые знания и навыки при таком подходе лучше усваиваются, когда они представлены в контексте настоящих жизненных ситуаций.

Чтобы подчеркнуть значимость контекста, Ноулз приводит такой пример. На протяжении многих лет в США боролись с неграмотностью взрослых, проводя курсы чтения, письма и арифметики. Однако ученикам не хватало мотивации и многие из них не проходили обучение до конца.

Когда исследователи стали искать причины неудач, они поняли, что неграмотных людей учили читать и писать слова, очень далёкие от их реального словарного запаса. А математические задачи даже отдалённо не помогали справляться с трудностями, с которыми взрослые ученики сталкивались в магазине или банке. Когда создатели курсов приблизили задания к быту обучающихся, результаты учеников улучшились.

Мотивация

Мотивация учеников-детей — внешняя. Это оценки, одобрение или неодобрение учителя, давление родителей.

Конечно, и взрослых нередко мотивируют стимулы извне, будь то повышение по службе или прибавка к зарплате. Но внутренние факторы, по мнению Ноулза, стимулируют зрелых людей всё-таки сильнее.

Например, выше хорошей зарплаты взрослый человек может поставить удовлетворение от работы и самоуважение.

Ноулз ссылается на исследование, проведённое канадским педагогом Алленом Тафом ещё в 1970-х, которое показало: обычно взрослые люди изначально мотивированы учиться и саморазвиваться. Однако нередко им мешают такие препятствия, как недостаток возможностей и ресурсов, нехватка времени, а также учебные программы, которые противоречат принципам обучения взрослых и приводят к негативному самовосприятию взрослых в роли учеников. Так что, похоже, взрослые изначально полны мотивации, а задача учителя — убирать барьеры, которые встают у них на пути.

Как работа Ноулза повлияла на современную андрагогику

Ноулз стал основоположником нового направления в науке об образовании. До конца жизни он развивал свою теорию, неоднократно дополнял «Взрослого ученика» и выпускал новые работы.

Идеи американского педагога стали прочной базой для трудов и других учёных. Например, Джек Мезиров разработал критическую теорию обучения взрослых, а Феликс Адам и Джордж Эйкер изучили его физиологические и психологические факторы. Джон Хеншке предложил тест, который помогает преподавателям, обучающим зрелых людей, улучшить свою практику. Но и работы самого Ноулза не утрачивают актуальности: его книги продолжают переиздавать для новых поколений андрагогов и вообще всех, кто интересуется образованием взрослых.

Источник

Оцените статью
Разные способы