- Способы эффективного общения «учитель-ученик»
- Эффективные способы общения с классом
- Как понять, что у ребёнка проблемы с общением
- Почему возникают проблемы с общением
- Причина 1. Застенчивость
- Причина 2: Отношение в семье
- Причина 3. Отсутствие навыков общения
- Причина 4. Неудачный опыт
- Причина 5. Неумение постоять за себя
- Причина 6. Отсутствие круга общения
- Причина 7. Интроверсия
- 3 способа говорить с учениками так, чтобы они вас слышали
- 1. Теория поколений
- 2. Осознанность
- Упражнение «Снежный шар»:
- 3. Открытость
- Вот стратегия успеха Школы высоких технологий:
Способы эффективного общения «учитель-ученик»
Цель: повышение эффективности общения педагога с учащимися.
Задачи:
1. Актуализировать проблемы, возникающие при общении с учащимися;
2. Выделить наиболее эффективные способы коммуникации в конфликтных ситуациях.
3. Формировать и воспитывать потребность у учителей в непрерывном самообразовании и саморазвитии своих педагогических способностей.
Актуальность: в процессе общения учителя и учащихся встречаются различные ситуации, в том числе и конфликтные. Эффективность разрешения проблемной ситуации связана с уровнем психолого-педагогических знаний учителя. Основой отношений педагога с учащимся является знание эффективных способов общения.
Практика показывает, что большинство затруднений, которые возникают порой между педагогами и учащимся, происходят на первой стадии взаимодействия, то есть при сообщении педагогом какой-либо информации. Так как на этой стадии педагог стремится придать поведению учащихся определенную направленность. Причин этих затруднений две: Первая состоит в том, что отсутствует взаимопонимание, а вторая — отсутствие согласия учащегося с позиций педагога.
Поэтому рекомендуем педагогам использовать некоторые психологические приемы достижения расположения учащихся. Эмоциональный контакт с учащимися очень важен. Если ученик доверяет вашей компетентности, доброжелательности, порядочности, значит, он легко воспримет вашу позицию.
К их числу способов такого воздействия относятся:
1. Прием “имя собственное”. При взаимодействии с тем или иным учащимся не забывайте обращаться к нему по имени, так как звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного, причем это необходимо делать не от случая к случаю, а постоянно, располагая к себе учащихся “заранее”, а не тогда, когда крайне необходимо уговорить учащегося выполнить то или иное задание.
2. Прием “зеркало отношений”. Лицо — это “зеркало отношений”, и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия. Это, однако, не значит, что педагог должен постоянно носить на своем лице улыбку.
3. Прием “золотые слова” — слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. Самый эффективный комплимент — комплимент на фоне антикомплимента себе.
4. Прием “терпеливый слушатель” — всегда при общении с учащимся педагог должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.
5. Прием “личная жизнь”. При общении с учащимися интересуйтесь их внеучебными, их личными заботами и интересами и используйте эти знания в интересах воспитания и обучения.
6. В напряженной ситуации, когда мы испытываем сильные эмоции и они нам не нравятся, самый простой способ решить эту проблему — осознать их и озвучить их партнеру по общению. Этот способ называется «Я-высказыванием». И это лучший из придуманных воспитательных приемов. Например, использование в речи «Я –высказываний» делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. («Я очень беспокоюсь за твою успеваемость, когда ты не посещаешь занятия»), а не нацелено, как «Ты-высказывание», на то, чтобы обвинить другого человека («Ты опять пропускаешь занятия!»). Если мы используем «Ты – высказывания», то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование «Я – высказываний» позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить.
7. Преподаватели понимают, что повышение голоса на учеников может разрушить отношения между ними. Однако, как же обойтись без этого, когда некий «шут” срывает урок и настраивает на эту волну других? Крик – не лучший помощьник для разрешения конфликта. В подобных ситуациях есть много других методов, например: вступить в мирный спор на интересную ученикам тему, используя улыбку, а затем плавно и медленно переходить к обучению. Ученик почувствует уважение к себе, и вы на некоторое время овладеете его вниманием.
8. Мимика — один из специфических знаков, которым владеют наши чувства для своего выражения. Всегда найдутся в школе подростки с повышенной возбудимостью, которые очень легко вступают в конфликт и никак не могут остановиться. Чтобы неуравновешенные и склонные к конфликтам учащиеся проявляли себя более благоприятным образом, с ними следует обращаться корректно, со спокойной благожелательностью, с выражением миролюбивой, но убедительной силы. Длительное пребывание в таком режиме общения помогает приобретению благоприятного опыта, то есть правильных форм поведения.
Темп речи должен быть неторопливый, движения собранные, ненавязчивые. Порой бывает лучше промолчать, но молчание должно быть обидным для партнера.
Если действительно с вашей стороны был допущен какой-то промах, который дал повод для упрека и замечания в ваш адрес, то его следует признать, что в свою очередь обескураживает агрессора.
Ничего так не передает ощущение силы личности, как невозмутимое, спокойное дружелюбие. Истеричность же педагогов, возмущенные выкрики, угрозы — все это принижает педагога в восприятии учащихся, делает их неприятными, но никак не сильными (так же как заискивание и задабривание: из них учащиеся извлекают выгоду: но за это напрочь отказывают в уважении).
Правильное поведение можно вызвать только правильным поведением. Все способы поведенческих реакций и формы поведения учащихся обусловлены и заимствованы из поведения взрослых, в том числе и педагогов.
Источник
Эффективные способы общения с классом
Практикующий социальный психолог. Работает со школьниками с 2007 года.
Как понять, что у ребёнка проблемы с общением
Может казаться, что у школьника всё хорошо: нормальные оценки, учителя не жалуются на поведение, одноклассники не обижают. И в то же время ребёнок несчастлив. Возможно, дело в том, что у него не получается завести себе друзей. Вот несколько признаков, по которым это легко понять:
- ребёнок неохотно ходит в школу и возвращается из оттуда грустным;
- в разговорах не упоминает одноклассников;
- отказывается звонить или писать ребятам, если нужно узнать домашнее задание;
- никто не приглашает ребёнка в гости, и сам он никого не зовёт.
Почему возникают проблемы с общением
Старшее поколение часто винит в этом гаджеты. На самом деле дети чаще всего используют смартфоны и планшеты как раз для общения: обсуждают видео в ТикТоке, делятся контентом, дискутируют в соцсетях.
И всё же бывают случаи, когда ребёнок предпочитает виртуальное общение потому, что в реальности ему трудно найти друзей. Происходить это может по разным причинам.
Причина 1. Застенчивость
Излишняя робость и нерешительность не позволяют ребёнку подойти и заговорить с другими детьми, поучаствовать в игре или ответить у доски.
Решение: Чтобы свободно сходиться с людьми, нужно преодолеть стеснительность. Для этого у ребёнка не должно быть проблем с самооценкой. Избежать их можно, если относиться к ребёнку внимательно, давать больше самостоятельности, регулярно замечать его успехи, а критиковать только по делу и конструктивно.
Поощряйте стремление ребёнка к общению, хвалите за смелость. И никогда не осуждайте его личные качества, только сам поступок. Одну и ту же информацию можно подать по-разному. Сравните: «Ты не сказал «спасибо», какой невоспитанный, мне за тебя стыдно!» или «А почему ты “спасибо” не сказал? Застеснялся? Не надо стесняться, а то можно подумать, будто ты плохо воспитан. Но это ведь не так, правда?». Второй вариант не навредит самооценке ребёнка.
Причина 2: Отношение в семье
«Молчи, когда взрослые разговаривают!» — ребёнок, который постоянно слышит такое, никогда не научиться общаться.
Решение: Разговаривайте с ребёнком на разные темы, интересуйтесь его мнением, просите рассказать об увиденном на прогулке или в кино. Ребёнку, с которым много общаются дома, будет проще разговаривать со сверстниками. А если его участие в каком-то разговоре нежелательно, объясните это мягко: «Мы обязательно всё обсудим с тобой после, но сейчас нам нужно поговорить отдельно».
Если вы поддерживаете добрые отношения с окружающими, приглашаете в гости друзей, заботливы и внимательны к близким — у вашего ребёнка сложатся правильные представления о том, как общаться с другими людьми. Прекрасные примеры дружбы можно найти в литературе и кино. Обсуждайте отношения героев и их поступки — правильно ли они поступают в тот или иной момент, и что бы сделал ребёнок на их месте.
Причина 3. Отсутствие навыков общения
Другие дети сторонятся ребёнка, который не умеет вести себя в обществе: дерётся, отбирает вещи, кричит и не слушает других.
Решение: Такое поведение — повод задуматься, не копирует ли он кто-то из близких или из телевизора. В любом случае необходимо научить ребёнка общаться со сверстниками. Расскажите о правилах, которые надо соблюдать, чтобы другие дети хотели дружить с ним:
- не обижай других;
- ничего не бери без разрешения и не выпрашивай;
- если хочешь присоединиться к игре — попросись, но если отказали — не навязывайся;
- делись тем, что тебе нравится;
- если тебе доверили секрет — храни его;
- не ставь себя выше других;
- учитывай чужие интересы;
- если друг попал в беду — помоги чем можешь;
- если друг затеял плохое — останови его;
- если сам поступил плохо — признайся и больше так не делай;
- принимай помощь и советы от других ребят.
Эмпатия поможет ребёнку понять, что чувствуют другие, а эмоциональный интеллект позволит разобраться в собственных чувствах. Помогите ребёнку развить эти качества — они незаменимы для цивилизованного общения.
Причина 4. Неудачный опыт
Ребёнок попытался завязать новые знакомства, но столкнулся с грубостью или сам по неосторожности повёл себя нехорошо. Теперь он обижен, зол и отказывается общаться с другими детьми.
Решение: Подобные проблемы ребёнок должен научиться решать сам, но на первых порах ему понадобится помощь. Подробно обсудите произошедшее. Пусть он поймёт, что обида и гнев не помогут исправить положение. Объясните, кто, где и почему был неправ, и как избежать повторения ситуации.
Позволять ребёнку учиться на своих ошибках — не значит оставлять наедине с проблемой.
Причина 5. Неумение постоять за себя
Часто детей воспитывают с мыслью, что нужно быть послушным и добрым со всеми. Бывают ситуации, когда это может обернуться против ребёнка. Например, он не может противостоять агрессии других детей и ведётся на их подначки. В результате ребёнок разочаровывается в общении и предпочитает одиночество.
Решение: Ребёнок должен быть готов к тому, что не все дети будут относиться к нему хорошо. Оградить сына или дочь от всех неприятностей не получится, но можно научить правильно на них реагировать.
Научите ребёнка говорить «нет» в ситуациях, когда нарушают его границы или предлагают поучаствовать в сомнительных делах. Объясните, что на обзывательства лучше реагировать с юмором — это часто обескураживает обидчиков. И никогда не лезть в драку первым, но защищаться, если другого выхода нет.
Причина 6. Отсутствие круга общения
Никто из одноклассников не разделяет интересов ребёнка, или ему самому неинтересно общаться с ними.
Решение: Помогите ребёнку найти друзей в другом месте. Посещайте центры детского развития, театральные студии, секции и кружки — ребёнок лучше сойдётся с детьми, которые любят то же, что и он.
Держите дома игры, в которые можно играть компанией и приглашайте в гости детей, знакомьтесь с их родителями.
Главное — подбирайте круг общения ненавязчиво. Если ребёнку не хочется общаться с каким-нибудь мальчиком или девочкой — он имеет на это право.
Причина 7. Интроверсия
У ребёнка интровертивный тип личности: в шумных компаниях ему тревожно и некомфортно.
Решение: Интроверсия — это не проблема. Людям с таким характером приятно быть наедине с собой, они привыкли полагаться на себя и не нуждаются в постоянном общении. Если ваш ребёнок интроверт, не стоит заставлять его общаться с другими детьми — таким образом вы можете травмировать его психику.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Источник
3 способа говорить с учениками так, чтобы они вас слышали
Современных детей не напугаешь работой дворником, они часто говорят об осознанности и открытости. Пока не все учителя могут понять, как общаться с новым поколением. Наш блогер Анна-Розалия Гусева рассказывает о трендах педагогики и о том, как учитель может наладить общение и взаимопонимание с учениками и их родителями.
Современный образовательный процесс порождает множество страхов и неврозов у всех его участников. Тенденция к сепарации родителей и детей от школы набирает обороты. За несколько «тёмных» десятилетий образования непосредственный его потребитель потерял доверие к школе как к храму просвещения и к учителю как к источнику мудрости жизненной и научной. Связь между школой и учеником рвётся, родительский скептицизм растёт, а учитель недоумевает, в чём проблема, ведь буквально каких-то десять лет назад он делал всё то же самое и это отлично работало.
Очевидно, что учить детей (равно как и воспитывать) в 2020 году так же, как и детей 2000-х неактуально, неразумно и даже пагубно, в первую очередь для детей, а следовательно, для нации. Основная проблема системы образования заключается в незнании ученика, чем он живёт, что ему интересно, как он воспринимает информацию и как он будет жить через десять лет.
Отсюда вытекает уже сформулированная родителями проблема — неактуальность школьного образования для настоящего и будущего как отдельно взятого ребёнка, так и целого поколения. Если десять лет назад речь шла только о способе подачи информации (внедрялись всевозможные ИКТ), то теперь ни способ, ни сама информация не являются для ребёнка интеллектуальной и даже развлекательной ценностью.
Предлагаю три принципа, уже доказавших свою эффективность, но пока не используемых в качестве основы для построения актуальной системы образования. Некоторые из них могут показаться лишь «модной историей», но позволим себе думать, что только кардинально новый подход к себе и к другим помогут учителям, родителям и детям понять друг друга.
1. Теория поколений
Это учение было разработано в конце XX века американскими социологами Н. Хоувом и В. Штраусом. Поколение рассматривается не столько через призму возраста, сколько глубинных ценностей и внутренней мотивации. Кроме социальных, экономических, исторических ценностей, у каждого человека есть индивидуальные ценности. Так как на группу людей одного поколения влияют одни и те же социально-культурные факторы, они воспитываются в одинаковой среде, схожими методами, проживают схожие этапы развития, находятся в общем информационном поле, можно классифицировать их в поколения, вычленив типичные черты каждого. Не будем останавливаться на всех, но отметим, что учителя, родители и ученики являются представителями разных поколений, что создаёт зачастую конфликтную ситуацию.
«Русичка на разогреве у математички»: почему собрания в школе бесполезны
Сейчас в школах учатся представители поколения Z или так называемые «цифровые люди», которые буквально живут в двух мирах. Телефон для них является не столько средством связи, сколько возможностью переместиться в виртуальную реальность, где их ждёт общение с незнакомцами, много неизученного и интересного. Учитель, да и родитель, абсолютно зря борются с телефонами. Куда лучше было бы проводить быстрый контроль в конце урока в формате онлайн голосования, тестирования. Суть в том, чтобы научить использовать телефон в качестве источника знания, а для этого нужно научиться так воспринимать гаджет самим.
Представители поколения Z воспринимают мир клипово, глянцевыми картинками, примечательно, что картинка может меняться ежедневно. Рекомендую учителям хотя бы изредка заходить в YouTube и просматривать популярные ролики, музыкальные клипы и не упустить возможность продемонстрировать, что вы «в теме». Этим же фактором объясняется и необходимость подачи информации кратко и наглядно, когда буквально в одной картинке объясняется мироустройство. В помощь нам инфографика.
Статус для «цифровых людей» абсолютно неважен, и именно поэтому страшилка «станешь дворником, если не прочитаешь» уже не работает
Если дворник работает два часа в день на свежем воздухе с наушниками в ушах, при этом зарабатывает сносные деньги, то почему бы и нет. Мотивировать новое поколение уже невозможно ни отметками, ни оценками взрослого, только степенью удовольствия, получаемого в процессе обучения и неограниченным количеством одобрения и доверия.
Единственно эффективной формой коммуникации с «цифровым человеком» является партнерство, искреннее и прямое. Любая форма назидания, давления или научения моментально оттолкнёт ученика, поэтому главная задача взрослого — позволить ребёнку быть.
2. Осознанность
Тут начинается самое сложное. Научить, как вычислять логарифмы или определять широту и долготу географической точки мы умеем, но не всегда (редко) у нас получается понять потребность ребёнка, его заложенную внутреннюю мотивацию. Современная педагогика предлагает множество ключей к мотивации, но большинство из них несут поверхностный, прикладной характер. Я же убеждена, что работать надо с осознанностью, в первую очередь своей, взрослой, а потом уже с детской.
В США с недавних пор ввели на обязательной основе уроки осознанности, где учителя-проводники учат детей замедляться и осознавать, что с ними происходит и как их тело и разум на происходящее реагирует. На русский язык переведена книга Руби Уэнкс «Быть собой». Автор заявляет, что «осознанность — это способность обращать внимание, замечать свои мысли и чувства, не выворачиваясь при этом наизнанку». Когда вы находитесь в режиме наблюдателя и лишь следите за своими мыслями, они теряют свою власть над вами и перестают причинять боль, так как вы начинаете осознавать, что вы — это не ваши мысли.
Если вы злитесь, обижаетесь на ученика, просто остановитесь и поймите, что вы злитесь и обижаетесь
Позвольте себе быть людьми, совершать ошибки, быть неидеальными, при этом оставаться добрыми и сочувствующими. Удивительно непрактичный совет учителю, правда же? Но если задуматься, то большинство профессиональных неврозов и точек непонимания и конфликтов с родителями и учениками происходит из-за отсутствия осознанности. Я сейчас злюсь, я разрешаю себе злиться. Я человек. Я имею право на эмоции.
Эффективное воспитание — это не ограничение взрослого в эмоциях (даже самых агрессивных), а умение признать эту эмоцию и совладать с нею, грубо говоря, объяснить себе самому, откуда, из какой части тела, это эмоция происходит. Чаще всего (99 из 100) вы поймёте, что подросток тут не при чём. Ниже одно из упражнений, которое Руби Уэкс рекомендует для детей и подростков, но оно прекрасно подходит и для взрослых.
Упражнение «Снежный шар»:
Подарите ребёнку (себе) снежный шар. Если шар потрясти, внутри него поднимется снежная буря из блёсток. Если держать шар неподвижно, «метель» постепенно успокоится, блёстки осядут. Предложите ребёнку потрясти шар и понаблюдать за тем, как блестки успокаиваются. Скажите ему, что снежный шар можно считать отражением его чувств, когда он встревожен или сердится.
Чем сильнее ребёнок злится, тем активнее он может трясти шар, чтобы внутри разыгралась настоящая буря. Когда ребёнок держит шар неподвижно, он должен сосредоточить всё своё внимание на том, что происходит внутри шара. Когда «снежная буря» внутри шара успокоится, спросите ребёнка, может ли он представить, что снегопад внутри шара — это то, как он себя чувствует.
Покажите свой интерес, но не давите на ребёнка. Подумайте над следующими вопросами: что чувствовал ребёнок, когда тряс шар, что чувствовал ребёнок, когда наблюдал за «снегом» внутри шара, чувствует ли ребёнок, что его эмоции тоже улеглись, как «снег» внутри шара, или нет.
3. Открытость
Мы плавно подошли к принципу, который будет актуален для поколения Z в настоящем и ближайшем будущем. Книга Дэвида Прайса «Открыто. Как мы будем жить, работать и учиться» — это трезвый взгляд на будущее образования, экономики и жизни в целом. Автор верит, что свобода — это фундамент для эффективной социальной коммуникации будущего.
Каждый (даже ребёнок) имеет право на свободу, прозрачность и доверие. Учителю лишь нужно научиться делегировать обязанности ученику, при этом развивая его в абсолютно разных областях. Например, разрешить ученику самому поставить себе дедлайн, сформулировать принципы оценки работы и установить наказание за его невыполнение в срок. Это и есть комфортное партнерство, где каждый несёт ответственность в рамках своего естественного права на свободу.
5 простых правил, как общаться с учителями в чатах
Учителям пора научиться доверять ученику, при этом позволяя ему ошибиться. Сама вовлечённость в процесс генерации и контроля обучения ценна для современного школьника. Поэтому важно организовать такое обучающее пространство, где абсолютно все сферы будут согласованы с учеником. Только тогда мы сможем говорить о разделении ответственности.
Открытыми в первую очередь должны стать отношения учителей между собой. От парадигмы «я эффективен в своём предмете» следует перейти к формату «мы — команда». Именно так работает одна из самых эффективных школ Америки, которую Билл Гейтс называет любимой — Школа высоких технологий. «Наши команды будут пересекаться друг с другом каждый день, и составы команд будут меняться. Так что по пятницам у нас проходят общешкольные встречи, по средам они проверяют работу учеников. У нас есть разные способы организации общего времени, которые позволяют людям чувствовать, что с ними работают профессионально, и вести себя соответственно».
Вот стратегия успеха Школы высоких технологий:
1. Настаивая на том, чтобы их учителя и кураторы делились опытом, школы «деприватизировали» обучение и преподавание.
2. Вовлекая в процесс общество, экспертов, родителей и спонсоров, они придали работе своих учеников актуальность.
3. Приобщив учеников к идее совместной работы, они стимулировали их взаимное обучение, лежащее в основе открытости.
4. Подчеркивая связи со взрослыми и с реальным миром, они обеспечивают готовность учеников выйти в мир за стенами школы, поскольку они и так не отгорожены от этого мира.
5. Доверяя своим преподавателям и ученикам, возлагая на них ответственность пропорционально предоставленной свободе, они создали культуру обучения, которая вознаграждает решение трудных задач, избегает ненужного раболепия и поэтому постоянно находится в движении.
Серьёзным шагом к открытости является переход бумажного журнала в электронный формат. Учителя вовлекают родителей в процесс обучения, ведь они так же нуждаются в едином информационном поле с детьми, как и учителя, как и сами дети. Так, во многих школах уже обычной практикой являются открытые уроки, когда родители являются зрителями, а лучше участниками урока или занятия.
Силу неформального подхода к образовательному процессу сложно переоценить. Ученики чувствуют себя свободнее, не ощущают давления и излишних ожиданий со стороны взрослого. Реализуется их естественное право быть собой, быть исключительно индивидуальными, проявлять творческий подход к процессу обучения и осознавать ответственность за собственный результат. «Фактор вовлеченности» — короткий, эффективный и органичный для современности путь к успеху.
Подводя итоги, выражаю глубокую надежду, что у читателя появится хоть один повод остановиться и задуматься.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock (AmySachar)
Источник