Эффективные методы обучения на уроках истории и обществознания
Аурика Анчукова
Эффективные методы обучения на уроках истории и обществознания
Эффективные методы обучения на уроках истории и обществознания
Обучение историинаправлено на решение комплексной задачи: обучения, воспитания и развития учащихся. Реализация этой задачи успешно достигается за счет содержания курса истории и широкого спектра методов и форм работы с материалом как под руководством педагога, так и в самостоятельном изучении обучающимися.
В педагогике различают пять групп общих методов обучения истории: I) монологический (метод монологического изложения, 2) показательный (методы наглядности, 3) диалогический (метод диалогического изложения, 4) эвристический (метод эвристической беседы, 5) исследовательский (метод исследовательских заданий, 6) программированный (метод программных заданий). Среди методов обучения педагогом можно выделить следующие, перекликающиеся с методами обучения истории учащихся: I) информационно-сообщающий, 2) объяснительно-иллюстративный, З) стимулирующий, 4) побуждающий, 5) инструктивный. Методыучения самих детей могут быть представлены следующим перечнем: а) исполнительский, б) репродуктивный, в) частично-поисковый, г) творчески-поисковый, д) практический. Выбор метода обучения,форм его реализации зависит от: а) теоретического замысла, б) дидактической цели, в) уровня обученности учащихся, г) уровня подготовки учителя.
Приемы обучения истории могут быть различны: схемы, алгоритмы, рисунки в презентации, на доске, инфографика, проведение параллелей с другими учебными предметами, объяснение, описание, построение таблиц, чертежей, Мем-якорей и т. д.
В соответствии со спецификой содержания курса истории работу по усвоению исторических терминов и понятий, ключевых моментов, слов и событий целесообразным и эффективным станет использование следующих методов:
1. Создание и ведение словаря.
В конце тетради учащиеся записывают термины и их определение, при этом подчеркивая главное и второстепенное в определении. Возможно создание словаря по определенной теме, используя сквозной подход.
2. «Кластер» или «Кейс» – групповая форма изучения терминов. Историческая цепочка или параллель, может проводиться с целью вспомнить все термины по заданной теме.
3. Тестовые приемы или викторины по темам, бланковая тестовая система, аналогичная формату ЕГЭ или ОГЭ, где использование заданий с пропущенными в тексте понятиями направлено на формирование понимания и умение связно излагать изученный материал.
4. Группа активных форм стимулирует учебную самостоятельную деятельность ученика, помогает усвоению понятий, развивает логическое мышление,актуализирует предмет: составление кроссвордов, ребусов, историческое домино, фестиваль знаний, историческое лото.
Отдельно стоит упомянуть и игровые формы обучения, стимулирующие активность обучающихся: исторический театр, игра «Адвокат события», игры «Назови лишнее». «Найди пару», «аналоги «Своей игры» и «Что? Где? Когда?»
Полезно и эффективно создание юмористических рисунков по терминам или персоналиям, событиям. Здесь важно научить отображать основные признаки понятия, события, качественный и информативные черты. Сюда же можно отнести и составление схем, алгоритмов, дерева признаков.
Интересны формы групповой работы, которые приучают учеников к аргументации мнения, умению дискутировать, работать с печатной и визуальной информацией. Одним из методов, реализующих такие задачи можно назвать метод «6 кейсов», когда класс делится на шесть групп для работы с текстом изучаемого параграфа. Каждая группа берет один кейс и соответственно своему направлению проводит анализ текста.
1 кейс – эмоциональное восприятие текста и события, непосредственная читательская реакция.
2 кейс – структурирование и пересказ фактов, описаний, статистики.
3 кейс –критическая аргументация: оценка негативного влияния события или персоны.
4 кейс – аргументация положительной деятельности человека.
5 — аналитико-поисковый: подведение итогов события или явления, осмысление глобальных последствий.
6 — оценка конкретных влияний, итогов, последствий.
Для изучения и особенно для закрепления исторического материала очень полезны дискутивные методы работы: дискуссионная среда, «За и против», «составление схем, взаимообучение, защита проекта или отдельного информационного материала, ведение блоков информации группами учащихся и пр.
Не менее интересен и полезен прием составления кластера. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто выражать мнение, аргументировать и анализировать аргументы оппонента, систематизировать имеющиеся знания и получаемые в процессе составления кластера. Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисуют стрелки, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы в классе и дома.
Рисуночное письмо – пиктограмма, используется как методическое средство опосредованного запоминания. Общий вид пиктограммы – совокупность графических образов, используемых с целью эффективного запоминания и последующего воспроизведения событий, дат, понятий. Можно использовать при объяснении нового материала и при проверке домашнего задания.
Чрезвычайно удобной для организации урока с различными целями и в различных формах становится составление инфографики. Инфографика позволяет не толье ко систематизировать материал, но и распределить его по степени значимости, по категориям, иметь наглядный вид параграфа на одной страницы, стимулирует запоминание, ассоциативное мышление, учит детей работать с данными статистики, датами, производить сравнение, анализ по нескольким параметрам одновременно.
Таким образом, спектр форм и приемов работы с материалов на уроках истории чрезвычайно широк, причем наибольший эффект наблюдается у не чисто научных и академических форм и приемов работы с информацией, а игровых, направленных на запоминание, анализ и структурирование материала, что в основном и является затруднением для школьников при работе с историческим материалом: часто объемным, текстовым, имеющим много параллельных смысловых и событийных отсылок, множество цифровых и фактологических данных.
Применение информационных технологий на уроках классической гитары в условиях дистанционного обучения Узнав о введении карантина в школе, первое, что я придумал — это провести дистанционный конкурс для детей: «Лучшая работа в условиях карантина».
Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий.
Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики и экономики Орлова Т. М. учитель математики и экономики МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики.
Консультация для родителей «Эффективные игры для развития внимания» Уважаемые родители, предлагаю Вашему вниманию две игры для развития внимания, которые можно изготовить из подручных средств. Внимание является.
Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.
Технологическая карта урока обществознания в 11 классе Технологическая карта урока обществознания 11 класс. Учитель: Гавриленко Любовь Петровна Тема урока: Налоги Цель урока: Раскрытие сущности.
Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.
Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.
Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Один психолог сказала на своей встрече однажды.
Источник
Как сделать урок истории в школе интересным?
Никто не будет спорить, что знание дат, имен и терминологии крайне важно. Но для чего? На этот вопрос могут ответить не все школьники, а вот любой студент исторического факультета ответит: «чтобы ориентироваться в ткани истории, искать причинно-следственные связи, вникать в суть процессов». Возможно, конечно, не так высокопарно. Тем не менее, в высшей школе преподавание истории не сводится к работе с датами и сухому запоминанию фактов. Умения рассуждать, анализировать, искать, сверять данные, группировать их выходят на первый план.
Но как же сделать преподавание истории в школе интересным? Используя лучшие методы преподавания и проявляя творческий подход. И для этого, предугадывая возражения вечно загруженных педагогов, не потребуется много времени.
1. Актуализируйте тему, связав её с настоящим
На любом уровне преподавания любого периода всегда можно постараться показать учащимся связь прошлого и настоящего. Почему их, детей XXI века, должно заботить, что происходило в России в XVII столетии? Один из лучших способов укрепить эту связь — установить контакт с настоящим. Ученики гораздо больше заботятся о предмете, если понимают, насколько он важен для их текущей жизни.
- Например, если вы преподаете историю Великой русской революции, начните урок с упражнения, в котором учащиеся напишут абзац о своем понимании последствий этого события. История, конечно, не знает сослагательного наклонения, но заданная как «Что было бы с Россией, если бы Революции 1917 года не было?» тема привлечет повышенное внимание.
- Вы можете начать урок, посвященный реформам Александра II, продемонстрировав, как определенные писатели XIX столетия формировали в умах общественности необходимость преобразований. После задайте вопрос: могут ли современные писатели и блогеры повлиять на реформы в государстве? Сравните уровень творчества, условия, рамки.
- Также хороший способ сделать историю доступной – это вовлечь учеников в т.н. региональную историю. Например, если вы живете с Сергиевом Посаде, ваш рассказ о Смутном времени явно не обойдется без осады Троице-Сергиевой лавры.
2. Сосредоточьтесь на обучении навыкам
3. Избегайте заданий, которые проверяют исключительно навыки запоминания
Выучил — сдал — забыл. Дата, которая в сознании ученика не связана с событием, а через него — с чередой других событий и явлений, это ненужная дата. Лучше создавайте задания, показывающие, что именно ученики могут сделать с тем, что знают.
Презентации, онлайн-выставки, исторический клуб в социальной сети, проект по устной истории (интервьюирование ветеранов, например) — все это даст учащимся возможность глубже погрузиться в историю, дискурсы и концепции, которые раскроют для них не только факты, но и образ мыслей людей прошлого.
- Например, если вы собираетесь рассказать в рамках истории искусств о художниках-передвижниках, нет особого смысла создавать текст с вариантами ответов: «кто написал «Грачи прилетели?»», «кого можно назвать мастером «пейзажа настроения»». Лучше попросить каждого ученика внести вклад в онлайн-выставку. Назначьте каждому школьнику художника и попросите выбрать наиболее значимые картины, сопроводить все это биографической справкой и объяснением, почему работы этого творца были исторически значимыми. Естественно, по выставке необходимо будет «прогуляться», чтобы найти параллели с творчеством «других» художников, иначе в голове останется информация только по своему вопросу.
- Если вы рассказываете об истории Европы XX века, вместо того, чтобы обсуждать термины «социализм», «коммунизм», «национализм» абстрактно, разделите класс на группы и назначьте каждой страну. Ребята будут работать вместе, чтобы создать презентацию, в которой будет показана специфика и влияние этих течений на историю. Только так школьники смогут получить реальное и глубокое понимание того, что означает «национализм» или «социализм», как эти системы влияли на политическое, культурное и экономическое устройство стран. Здесь же можно добавить актуализацию из первого совета.
Источник