- Статья «Эффективные методы обучения, используемые в работе учителем начальной школы»
- Краткий обзор методов педагогики: что использовать современному учителю?
- Что такое педагогический метод? Чем он отличается от приема?
- По каким признакам классифицируют педагогические методы?
- Какие активные методы обучения стоит использовать учителю?
- Какие интерактивные методы обучения использовать учителю?
- Методы проблемного обучения
- Как усилить педагогические методы инновациями?
- Что нужно учитывать при выборе методов обучения?
- Где научиться выбору и использованию современных методов обучения?
Статья «Эффективные методы обучения, используемые в работе учителем начальной школы»
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
учитель начальных классов
МОУ «Красненская СОШ имени М.И. Светличной»
Урок — первая искорка, зажигающая факел любознательности.
В. А. Сухомлинский
Проблема современной школы – потеря многими обучающимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:
перегрузка однообразным учебным материалом;
несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
ограниченные возможности для творческого самоуправления.
Сегодня представление о том, что школа должна дать знания, умения, навыки, служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить творческие пути реализации. Из пассивного слушателя обучающийся должен превратится в самостоятельную, критически мыслящую личность.
Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования.
Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность. Поэтому стараюсь свои уроки разнообразить интересным материалом.
Без хорошо продуманных методов обучения невозможно организовать усвоение программного материала. Перед собой ставлю цель, не только доступно всё рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, прививать ему навыки практических действий. Этому способствуют активные методы и формы обучения.
В своей работе использую такие формы и методы организации учебной деятельности, которые активизируют деятельность ребёнка в процессе овладения учебным материалом. В зависимости от места применения они подразделяются на:
— методы начала урока;
— методы выяснения целей, ожиданий, опасений;
— методы презентации учебного материала;
— методы организации самостоятельной работы;
— методы подведения итогов.
Рассмотрим, как можно организовать деятельность обучающихся на разных этапах урока:
1. Нетрадиционное начало урока – эмоциональный настрой (эпиграф, видеофрагмент, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.
— Например, в начале урока русского языка читаю стихи:
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
В стране русского языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
Она приходит с лаской._
И со своею сказкой.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
С приходом весны изменилось ли у вас настроение?
Каким настроение стало? (хорошим, задорным, веселым, бодрым)
Как назовем эти слова? (синонимы).
Такие методы, как «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями» помогают динамично начать любой урок. Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между классом в течение нескольких минут.
2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.
Типы проблемных ситуаций, которые использую на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
Я использую такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Корзина идей», которые позволяют учителю лучше понять класс и каждого. Обучающимся раздаю заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагаю попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизирую сформулированные цели, пожелания, опасения и подвожу итоги.
3. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – игры и игровые моменты. Этот метод раскрывает индивидуальность ребёнка, помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий. На уроках обучения грамоте использую игры, совершенствующие слуховое восприятие: «Хлопки», «Твердый – мягкий», «Идем на День рождения». Для уроков математики — игры на отработку состава числа «Домики», «Собери елочку». Игры-драматизации формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Знакомство с приемом драматизации начинаю с инсценировки сказок.
4. Нетрадиционные виды уроков: экскурсии, уроки-сказки, уроки-исследования.
Урок — экскурсия, использую в предметной области «Окружающий мир». Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализую не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия её предметов и явлений.
Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение её гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.
Эти уроки использую при обобщении и систематизации знаний, обучающихся в предметной области «Литературное чтение». Как и в любой сказке, на моём уроке присутствуют положительные герои и отрицательные. В качестве завязки, я использую проблемный вопрос, необычную ситуацию, загадку, появление героя сказки в необычном костюме. На этапе кульминации, т.е. развития сюжета, где идёт борьба добра и зла, я ввожу необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчиваю урок – сказку развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием. Урок завершаю всеобщей радостью, удовлетворением.
5. На своих уроках использую такой метод, как презентация учебного материала — использование информационных технологий, электронных тренажёров.
«Презентация» — переводится с английского как «представление». Мультимедийные презентации — это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов — это основа любой современной презентации.
6. Организации релаксации и подведения итогов.
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы — «физминутки» позволяют сделать это, не выходя из класса.
Завершая урок, применяю такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».
«Мудрый совет» — Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые: еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.
«Итоговый круг» — Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).
Таким образом, включение в урок методов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
У каждой методики есть свои плюсы и минусы.
Активные методы обучения помогают:
— развивать мотивацию к обучению,
— учить самостоятельно добывать знания,
— развивать интерес к предмету,
— позволять активизировать процесс развития у обучающихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Активные методы обучения имеют недостатки: дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому, не могут совладать со своими эмоциями, следовательно, на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.
Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у обучающихся культуру дискуссии и сотрудничества.
Учитель является творцом своих уроков. Новый стандарт предоставляет почву для новых идей.
Список использованной литературы и источников
1. Бушуева М. В. Активные методы обучения // Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет» [Электронный ресурс] URL .: http://www.moi-universitet.ru (08.08.2016)
2. Пидкасистый П. И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 375 с.
3. Шегаева А. В. Методы и приёмы работы в современной школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — 106 с.
Источник
Краткий обзор методов педагогики: что использовать современному учителю?
В педагогике накоплен уже не один десяток методов обучения – от традиционных бесед и лекций до инновационных кейс-технологий и деловых игр. Давайте разберемся, какие из них помогут современному педагогу сделать свою работу комфортной и продуктивной, и где пройти обучение, чтобы правильно выбирать и применять методы.
Что такое педагогический метод? Чем он отличается от приема?
► В педагогике методом обучения называют комплекс способов и путей достижения образовательных целей, задач. Педагогический прием – это отдельная сторона или составная часть метода. При этом один и тот же прием может входить в состав разных методов. Например, прием записи правил и определений используется и при объяснении материала учителем, и при самостоятельной работе учеников с литературой. Некоторые способы деятельности в педагогике, например, беседа, объяснение, могут выступать в разных ситуациях и как метод, и как прием.
По каким признакам классифицируют педагогические методы?
Методы обучения классифицируют по разным критериям, например:
- По типу восприятия информации учащимися: активные, интерактивные и пассивные.
- По способу передачи информации: словесные (работа с литературой, лекции, беседы с учителем, практические (эксперименты, наблюдения).
- По дидактической цели: направленные на приобретение, применение, закрепление, проверку знаний, навыков и умений, на творческую деятельность.
- По типу познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские.
- По типу сотрудничества преподавателя и учеников: монологические, диалогические, индивидуальные, групповые.
Какие активные методы обучения стоит использовать учителю?
Активные методы предполагают вовлеченность детей в учебную деятельность на протяжении всего урока. Их плюсы — высокий уровень самостоятельности и мотивации учеников, активизация мышления, памяти. Чаще всего на уроках в современной школе используются:
- презентации – дети представляют слайды по заданной теме;
- кейс-технологии – ученики ищут решение реальной или смоделированной ситуации;
- проблемные лекции, в которых выводы и правила формируют ученики, а не учитель;
- дидактические игры: викторины, КВН, игры-путешествия и т. д.;
- баскет-ситуации (имитации ситуаций): например, ученик проводит экскурсию по музею в качестве гида.
Какие интерактивные методы обучения использовать учителю?
Интерактивные методы обучения вытесняют устаревшие пассивные, при которых учитель играл главную роль, а ученики лишь воспринимали информацию. Интерактивная модель предполагает постоянное взаимодействие педагога и учащихся, общение детей друг с другом. Учитель здесь — не руководитель, а помощник. Он не указывает, что делать, а создает условия, в которых дети могут проявлять инициативу.
Интерактивные методы учат самостоятельности, толерантности, способности формировать и отстаивать свою точку зрения. Чтобы решить эти задачи, используйте в обучении мозговые штурмы, деловые игры, круглые столы, интерактивные уроки с использованием ИКТ, видео- и аудиоматериалов. Предлагайте детям индивидуально и в группах работать над краткосрочными и долгосрочными проектами.
Методы проблемного обучения
► Одна из главных задач современного образования – научить детей самих находить информацию, получать ответы на вопросы, а не заучивать готовый материал. Для этого как нельзя лучше подходят методы проблемного обучения, то есть подача материала через создание проблемных ситуаций. Решая их, дети получают знания, навыки, опыт.
В современной школе чаще всего используются следующие методы проблемного обучения:
- Сообщающее изложение с элементами проблемности – постановка опытов для достижения определенных целей (например, демонстрации физического явления или химической реакции).
- Познавательное проблемное изложение – лекции с постановкой риторических вопросов.
- Диалогическое проблемное изложение – совместная работа учителя и детей над решением проблемы. Этот метод предусматривает подачу уже известного ученикам материала в новой форме, например, решение задачи другим способом.
- Эвристический или частично-поисковый метод – постановка проблемной ситуации с поэтапным решением. На каждом этапе могут ставиться дополнительные вопросы и задачи.
- Исследовательский метод – решение проблемных ситуаций детьми под руководством педагога.
Как усилить педагогические методы инновациями?
Одной из таких инноваций может стать разработка RP-уровней педагогического взаимодействия (цель — развитие культуры самостоятельной работы):
- R – репродуктивный уровень: педагог рассказывает детям о том, что знает сам, объясняет материал, показывает, как решать задачи и пр.
- Р – продуктивный уровень: ученики применяют полученные знания для поиска новых решений и для работы с нестандартными задачами, рассматривают изученный материал с разных точек зрения.
В реальном процессе обучения это выглядит так. Сначала ведется работа на репродуктивном уровне: изучение, закрепление, систематизация, обобщение нового материала и его применение на практике. А затем обучение переходит на продуктивный уровень – каждый ученик создает продукт мыслетворчества (например, эссе, проект), в котором осмысливает и применяет полученные знания, навыки и умения с учетом своего жизненного опыта, взглядов и т. д.
Что нужно учитывать при выборе методов обучения?
Методы педагогики подбираются под каждую новую работу, цель, задачу с учетом:
- Содержания и степени сложности материала.
- Типа, целей и задач занятия.
- Особенностей класса: возраста детей, сплоченности, уровня подготовки и т. д.
- Индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Способности метода помочь детям в накоплении социального опыта. Например, взаимная проверка работ способствует быстрой организации взаимодействия между учениками. Метод работы над проектами в малых группах учит детей прислушиваться к мнению друг друга, отстаивать свою точку зрения и принимать чужую.
В большинстве случаев оптимально сочетание нескольких методов: традиционных и инновационных, активных и интерактивных. Это позволяет сделать уроки разнообразными и интересными, дать детям возможность проявлять самостоятельность и творческие способности, не отступая от стандартов образования.
Где научиться выбору и использованию современных методов обучения?
Вне зависимости от того, получили вы уже педагогические образование или нет, работаете в школе или только планируете в нее устроиться, вам будут полезны профессиональная переподготовка и повышение квалификации для учителей. Уходить в длительный отпуск нет необходимости — можно поступить на дистанционные* курсы в АНО «НИИДПО» и учиться в удобное для вас время.
► У программ нашего института максимальная практическая направленность. Вы узнаете назначение, плюсы и минусы, варианты использования разных методов, способов и приемов обучения, научитесь применять методы на практике, а не просто получите теоретическую базу в области педагогики. Знания вы сможете сразу использовать в работе с классом, а если возникнут вопросы и сложности — обсудить их с коллегами, которые проходят обучение вместе с вами, и с экспертами-практиками.
Источник