Пример теста по политологии для проверки знаний
1. Первые политические учения содержали идеи:
- а) политической свободы;
- б) естественных прав человека и гражданина;
- в) воспитания хорошего человека;
- г) демократии;
- д) революции.
2. Наука политология возникла:
- а) во Франции;
- б) в России;
- г) в странах Древнего Востока;
- д) в США;
- е) в Древней Греции.
3. Основоположником науки о политике является:
- а) Т. Джефферсон;
- б) Конфуций;
- в) Аристотель;
- г) Н. Макиавелли;
- д) К. Маркс.
4. Наука о политике возникла:
- а) из-за желания политиков оправдать завоевательные войны;
- б) для обоснования рабства;
- в) в целях защиты законных прав человека и определения полномочий политической власти;
- г) из-за стремления людей к достижению всеобщего равенства;
- д) по воле правителей, стремящихся оправдать свою власть.
5. К наиболее важным понятиям политологии относятся:
- а) диктатура;
- б) война;
- в) классовая борьба;
- г) политическая власть;
- д) добро и зло.
6. В современном научном понимании политика – это:
- а) искусство ведения переговоров;
- б) война;
- в) область социальных отношений по поводу власти в обществе;
- г) учение о наилучшем и единственно правильном правлении;
- д) умение преследовать свой личный интерес с помощью власти.
7. Политическая власть – это:
- а) организованное насилие одного класса для подавления другого;
- б) главная причина социальной несправедливости, подавления и угнетения личности;
- в) единственно возможный способ сплочения общества для решения важных социальных проблем;
- г) моральный авторитет;
- д) реальное превосходство в обладании основными материальными и идеологическими ресурсами; повелительное выражение интересов субъекта собственности.
8. Субъект власти – это:
- а) государство;
- б) правящая партия;
- в) президент;
- г) собственники;
- д) чиновники.
9. Впервые в мире гражданское общество и политическая демократия возникли:
- а) в США;
- б) в Германии;
- в) на Древнем Востоке;
- г) в России;
- д) в странах античного мира (Греция, Рим).
10. Развитое (зрелое) гражданское общество защищает идеи:
- а) социальной революции;
- б) полного и всеобщего равенства людей;
- в) необходимости полного подчинения личных интересов общественным;
- г) суверенности (самостоятельности) личности в законных пределах;
- д) неограниченных прав государства.
Источник
Структура и формы государства. Выборы: понятие и признаки
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 10:05, контрольная работа
Описание работы
Российская политология находится в процессе своего становления. Наиболее важные задачи этого этапа: дальнейшее усвоение богатого мирового опыта исследований мира политики; выявление национальной специфики российской политики и обоснование наиболее эффективных методов и методологии ее исследования; актуальной для российской политологии остается проблема детализации политологического знания.
Файлы: 1 файл
Экзамен. работа.doc
Важнейшее значение выборов как фактора развития и утверждения демократии связано с основополагающими правами и свободами личности, общечеловеческими ценностями. Это уважение правящим режимом свободы слова, собраний и объединений, равноправия граждан и других политических прав, они утверждают в обществе атмосферу осуждения насилия, уважения достоинства личности, мнения большинства народа, что способствует развитию демократического сознания граждан, повышению их политической активности, стремление к демократическим переменам.
Значение выборов как инструмента перехода общества к демократии и важнейшего условия его дееспособности и эффективности, реализация рассмотренных выше основных принципов свободных выборов непосредственно зависит от организации избирательного процесса. Этот процесс осуществляется по определенным правовым нормам, правилам, содержащимся в Конституции и избирательном законе.
1) сознание членов политических партий;
2) установки господствующей политической идеологии;
3) взгляды представителей политической элиты;
4) отражение и осознание людьми своего политического бытия.
- Какое из следующих рассуждений является правильным:
1) возникновение государства есть результат умышленных действий эксплуататоров;
2) государство возникло случайно, его могло бы и не быть в истории;
3) государство появилось в истории закономерно и будет существовать всегда;
4) государство придумано людьми, чтобы положить конец войне “всех против всех”;
5) государство есть продукт общества на известной ступени развития. Оно было изобретено, чтобы классы с противоречивыми экономическими интересами не уничтожили друг друга и чтобы взаимодействие интересов держалось в цивилизованных пределах.
- Выделите страны с унитарной формой государственного устройства:
2) Российская Федерация;
- Общественно-политическая организация, выражающая и реализующая интересы определенных социальных групп, классов:
1) познавательная, рационализаторская, нормативно-ценностная, прогностическая;
2) историческая, социологическая, философская, экономическая;
3) психическая, системная, институциональная, субстанциональная;
4) теоретическая, эмпирическая, прогностическая.
- Политическая идеология, объявляющая высшими ценностями справедливость и социальное равенство:
- Какие политические партии по классификации характеризуются как социальные:
- К наиболее важным понятиям политологии относятся:
3) классовая борьба;
4) политическая власть;
- Объединение людей на основе общности вероучения и культа:
1) конституционные нормы взаимодействия различных политических учреждений, ветвей власти;
2) отношения между государствами;
3) отношения между политическими деятелями (симпатия, антипатия);
4) взаимодействие политических партий;
5) процесс, включающий в себя деятельность многих причастных к политике людей и групп, взаимодействие интересов и политической воли различных деятелей и объединений.
- Какие три базовых элемента включает государство:
2) публичная власть;
3) методы осуществления власти;
4) политические партии;
5) средства массовой информации;
7) правящая элита;
1) организованное насилие одного класса для подавления другого;
2) главная причина социальной несправедливости, подавления и угнетения личности;
3) единственно возможный способ сплочения общества для решения важных социальных проблем;
4) моральный авторитет;
5) реальное превосходство в обладании основными материальными и идеологическими ресурсами; повелительное выражение интересов субъекта собственности.
1) государственное устройство;
2) систему политических партий, участвующих в формировании власти;
3) совокупность политических отношений, посредством которых регулируется общественная жизнь;
4) совокупность государственных и негосударственных организаций и учреждений;
5) соотношение государства и гражданского общества.
- Какие политические партии по классификации характеризуются как организационные:
1) личные интересы должны быть полностью подчинены общественным;
2) народ не может ошибаться;
3) народ решает все свои проблемы без какой-либо иностранной помощи;
4) верховная политическая власть принадлежит государству, существующему и действующему по воле народа;
5) народ представляет собой единую социальную массу, не разделенную на классы.
- Современное демократическое общество признает наивысшей социальной ценностью:
2) систему политических партий;
3) справедливое распределение материальных благ;
4) свободу слова;
5) суверенную (свободную и самостоятельную) личность.
- Гражданское общество отличается от других типов общества:
1) более высоким уровнем развития производительных сил;
2) разделением общества на антагонистические классы;
3) правовой защищенностью граждан;
4) более высоким уровнем цивилизованности;
5) самостоятельностью и независимостью от государства;
6) сословно-корпоративным строем;
7) высоким уровнем правосознания граждан;
8) высокой степенью индивидуальной свободы и самостоятельности личности.
1) форму правления;
2) форму государственного устройства;
3) конституционный строй;
4) господствующую политическую идеологию;
5) определенный политический климат, существующий в данном обществе в данный период времени;
6) способ функционирования политической власти.
- Что понимается под “политическим режимом” как функциональной стороной политической системы:
1) государственный строй;
2) форма правления;
3) способ правления;
4) форма государственного устройства;
5) правовой режим.
1) республиканская форма правления;
2) власть революционного вооруженного народа;
4) конституционный порядок;
5) политический режим гражданского общества.
- Какой из названных ниже признаков точнее всего характеризует сущность авторитарного режима:
1) авторитетная, уважаемая народом власть;
2) сплоченность общества вокруг политической власти;
3) сила и эффективность органов политической власти;
4) диктатура главы государства, правительства над всеми другими элементами политической системы;
5) отсутствие гражданского общества.
- Любое государство целью своей политики провозглашает всеобщее благо. Что подразумевается под всеобщим благом в современном демократическом гражданском обществе:
1) система распределения материальных благ поровну между гражданами;
2) общественная собственность на средства производства;
3) единство и согласие по всем политическим вопросам;
4) неограниченная свобода для каждого члена общества;
5) создание социальных условий, позволяющих человеку наиболее полно реализовать себя как личность в законных пределах.
Источник
Московский государственный университет печати
Социальная политика
Учебник для бакалавров
Под ред. проф. Е.И. Холостовой, проф. Г.И. Климантовой Социальная политика | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Печатный оригинал | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Об электронном издании | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Оглавление | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Социальная сплоченность является одной из базовых доктрин развития современного общества. Она предполагает активное участие населения в решении актуальных проблем его жизнедеятельности, в преодолении социальной изоляции и социальной дезинтеграции (бедности, бездомности, сиротства и т.д.). Государства — члены Совета Европы рассматривают социальную сплоченность в качестве приоритетной в организации социальной, культурной, политической жизни, а ее достижения как неприемлемое условие защиты прав и человеческого достоинства Содержание категории «социальная сплоченность» подробно изложено в одноименной концепции, разработанной в 1990-е гг. в рамках Совета Европы и включенной в политическую стратегию Совета Европы на Втором саммите глав государств и правительств в 1997 г. в качестве основных рекомендаций для организации социальной политики данной коалиции государств. По мнению авторов концепции, «социальная сплоченность» отражает наличие общих ценностей и сильных социальных связей в обществе, а также согласие членов сообщества выполнять свои совместные обязанности. В таком значении понятие социальной сплоченности близко идее социальной солидарности, когда люди и их группы, понимая природу публичного блага и будучи готовы действовать ради него, объединяются ради общего дела, идентифицируя себя в качестве ответственных членов сообщества. Сплоченность (или социальная солидарность) основывалась (должна основываться) на разных критериях. Так, в простых обществах (первобытнообщинных) она базировалась на отношениях родства, прямых взаимоотношениях и общих ценностях Если говорить о возможности социальной сплоченности общества, то с появлением классовой дифференциации она может быть реализована только на здоровой социально-политической, социально-экономической и социально-управленческой основе в их единстве. Это касается как конкретных обществ (в том числе современного российского общества), так и человеческого общества в целом. Социальная сплоченность человеческого общества в целом — это объективная необходимость его развития, проявляющаяся, в частности, в процессе конвергенции общественно-экономических систем, обоснованная П.А. Сорокиным. С этой точки зрения не только теоретический, но и сугубо практический интерес представляет возможное направление дальнейшего развития современного российского общества (в том числе по пути укрепления или ослабления социальной сплоченности). Ныне существующее состояние сфер общественной жизни (в политике, экономике, социальной сфере и т.д.) свидетельствуют о трех возможных тенденциях: 1) возвращение к социалистическим порядкам (вероятно, в измененных формах), чему будут препятствовать не только внутренние, но и внешние силы. Вместе с тем мировой кризис, «полевение» латиноамериканского континента (и не только) могут облегчить такое возвращение; 2) отказ от социалистического пути развития (в обозримом времени) и построение (точнее, воссоздание) капитализма в других условиях и формах и на новой основе; 3) развитие, связанное с нестабильностью, неустойчивостью, сочетающее элементы (в разных порциях) различных типов общественно-политических систем. Думается, что первый путь является предпочтительным, во всяком случае, для большинства населения страны. Этот путь также важен для многих других народов и стран, находящихся в достаточной сложной общественно-экономической ситуации. Кроме того, процесс конвергенции не исключен не только для российского, но и для других цивилизованных обществ. Не говоря уже об обществах, где такой процесс уже имеет место (северно-европейские и другие страны). Именно в этих странах и наблюдается значительная степень социальной сплоченности в отличие от многих других сообществ Социальная сплоченность имеет важнейшее значение для современного общества, в центре внимания которого находятся права человека и которое сталкивается с быстрыми и радикальными переменами, потрясающими те основы, на которых традиционно строились социальные связи. Она выступает инструментом обеспечения свободы, равенства и общественной солидарности. Социальная политика различных государств в национальном и общемировом измерении в целом в последние годы переживает процесс трансформации, обусловленный значительными экономическими, политическими, социальными, демографическими изменениями окружающей действительности. С одной стороны, меняется сама система социального обеспечения, что связано с изменениями в демографической картине стран (например, рост числа пожилых людей), повышением уровня миграции, непостоянством доходов, возрастанием участия женщин на рынке труда и т.д. С другой — у населения формируются новые запросы к системе социальной защиты. Одним из ответов на этот вызов общественных перемен является формирование и укрепление в массовом сознании и в политике многих стран принципа социальной сплоченности. Социальная сплоченность — это не только фактор законодательства и поведенческих стандартов. Это степень, в которой социальные отношения, нормы и ценности разделяются в сфере доверия , интегративных норм и ценностей. Фактически это идея солидарности и ценностей в обществе. Понятие социальной сплоченности нормативно утверждается , широко используется в государственной практике и обсуждается в основном в Европейском Сообществе в дополнение к процессам государственной интеграции и межкультурной ассимиляции , идущим в данном регионе мира. Основные проблемы, порождающие изменения в сфере массовой идентичности и социальной сплоченности, обусловлены следующими факторами: — глобализация требует наличия социальной политики, защищающей людей и одновременно способствующей гибкости рынка груда; — демографические изменения в Европе влекут за собой изменения в структуре населения по возрасту, полу и поколениям, нарушая сложившееся равновесие и создавая серьезные проблемы для государственной политики; — рост миграции и многообразия культур приводит к тому, что люди, живущие в одном и том же сообществе или обществе, имеют все меньше общего и, следовательно, менее склонны придерживаться общей культуры, системы норм и ценностей . Это выдвигает двойную задачу: необходимо осуществлять интеграцию мигрантов в обществах европейских стран и при этом продолжать поиск комплекса общих ценностей, верность и приверженность которым могут исповедовать все сегменты общества; — политические изменения , в том числе интеграционные процессы в разных частях света, создают проблему усиления оторванности политической системы от жизни людей; — социально-экономические перемены , обусловливающие возникновение и усиление очагов нового неравенства; — мировоззренческие проблемы в отношении парадигм социального развития. В частности, все более напряженными становятся противоречия, связанные с вопросами целеполагания государственной деятельности: экономическая эффективность или социальная сплоченность. Современное общество вынуждено ежедневно встречаться в своей деятельности с угрозами социальной сплоченности, которые обусловлены следующими причинами: — изменение в структуре занятости и в отношении жизнеспособности систем социальной обеспеченности (что в первую очередь связано с нарастанием численности и доли пожилых людей в обществе, с возрастанием средней продолжительности их жизни и необходимости во все большем объеме дорогостоящих услуг по уходу в старости): — отсутствие безопасности в повседневной жизни людей (связано с возрастанием факторов риска, обусловленных усложнением техногенной инфраструктуры общества, межличностных коммуникаций, террористических угроз): — переход от традиционной самобытности к развитию мультикультурного общества (многолетняя открытость, развитие трудовой миграции, высокий уровень жизни европейских стран привели к тому, что в каждой их них сформировались многочисленные инокультурные и иноязычные диаспоры, доля которых составляет от 5 до 20% населения; причем степень интеграции указанных диаспор различна. Задача заключается в формировании новых индикаторов межнациональной идентичности, нахождении общих ценностей, разделяемых всеми этносами, населяющими Европу; — неравный доступ к новым интернациональным коммуникационным технологиям. Подобно ряду других феноменов социальной культуры, социальная сплоченность — это идеал, а не цель, которую можно одномоментно достигнуть. Ни одно общество не является полностью и постоянно сплоченным. Сплоченность нужно постоянно поддерживать, совершенствовать и адаптировать в соответствии с изменяющимися условиями жизнедеятельности. В документах Европейского Сообщества приведено определение: «Социальная сплоченность — это способность общества обеспечить благополучие всех своих членов, минимизируя дисгармонии в развитии и избегая маргинализации людей». На основе консенсуса выделены основные направлении для достижения социальной сплоченности: — создание прочной основы для стабильной и консолидированной демократии; — снижение рисков социального раскола общества, одним из инструментов которого служит снижение чрезмерной и неоправданной имущественной дифференциации в обществе; — многообразие культур и систем норм и ценностей, причем признается равноправие этих культур и наличие у каждой богатого ценностного тезауруса; — усиление мер социальной политики, причем не только в отношении помощи неимущим, но также в отношении стимулирования занятости, обеспечения доступа к образованию и переобучению; — повышение гражданской общественной ответственности, и том числе ответственности индивидов, групп, общин и институтов. Все данные виды деятельности находят свое итоговое воплощение в направлении, которое выражает собой основной принцип демократического общества: равновесие между экономическим ростом и социальной справедливостью . В этой работе на первом месте стоит обеспечение прав и потребностей лиц и групп в обществе, попавших в уязвимое положение. К ним в первую очередь относятся: — дети, как они определены в Конвенции о правах ребенка ООН и в Европейской конвенции об осуществлении прав детей; — молодые люди, являющиеся важнейшей частью концепции социальной сплоченности, которая учитывает благосостояние будущих поколений в перспективе устойчивого развития; — семьи, находящиеся в трудном положении, особенно семьи несовершеннолетних детей с одним родителем; — мигранты и этнические меньшинства, интеграция которых в общество является важнейшим условием социальной сплоченности; — инвалиды, особые потребности которых должны быть полностью интегрированы в усилия по обеспечению всеобщего благосостояния; — пожилые люди, в особенности, если они живут в изоляции или не имеют поддержки со стороны семьи. Анализируя данное понятие, можно сделать вывод, что развитие социальной сплоченности основывается на следующих принципах: — равенство прав для всех, без какой-либо дискриминации; — доступ к социальным услугам высокого качества, открытый для всех; — особое внимание к потребностям уязвимых членов общества; — отказ от дискриминации лиц, имеющих особые потребности; — поддержание справедливой и последовательной политики в области налогообложения и рационального использования бюджетных средств; — участие потребителей услуг и других пользователей в принятии решений. Что может угрожать развитию социальной сплоченности? 1. Изменения в структуре занятости и в отношении жизнеспособности систем социальной обеспеченности. 2. Отсутствие законности в своей повседневной жизни. 3. Переход от традиционной самобытности к развитию мультиобщества. 4. Неравный доступ к новым интернациональным коммуникационным технологиям. Решение проблемы переориентации политики в сторону социальной сплоченности требует принятия мер по некоторым группам проблем. Переформулирование политики в области труда и занятости: — стимулирование гибкости трудовых ресурсов; — стимулирование активности и содействие в переходные периоды жизни и деятельности людей; — установление баланса между правами и обязанностями в сфере занятости. Модернизация политики социальной защиты: — учет нарастающего демографического дисбаланса и семейных изменений; — оптимизация страхования по безработице и содействие повышению активности и интеграции; — переориентация страхования по старости на правильный путь (расширение индивидуального страхования в связи с необходимостью долговременного ухода в старости); — учет прочих изменений, рисков и проблем. Разработка политики в области здравоохранения: — переориентация внимания на цели политики в области здравоохранения; — обеспечение долгосрочного ухода в старости и по случаю болезни; — внимание к вопросам демократии и управления в области здравоохранения. Разработка политики в области образования и переподготовки: — содействие добросовестному и справедливому обеспечению доступа к образованию; — содействие образованию и переподготовке на протяжении всей жизни; — содействие образованию в целях повышения качества жизни и повышения уровня развития общества; — управление образованием в контексте многокультурности и миграции. Разработка жилищной политики и политики охраны окружающей среды: — восприятие жилищной политики как фактора, способствующего социальной сплоченности; — более эффективное использование территориальной или местной политики как средства достижения социальной сплоченности. Содействие формированию активного и интегрированного общества: — содействие вовлечению людей в демократические процессы; — расширение социального диалога и налаживание гражданского диалога; — управление многообразием и интеграция мигрантов; Выделим основные направления для достижения социальной сплоченности: — создание прочной основы для стабильной и консолидированной демократии; — усиление мер социальной политики; — снижение рисков социального раскола общества; — повышение гражданской общественной ответственности; — многообразие культур и систем норм и ценностей; — равновесие между экономическим ростом и социальной справедливостью. Весь комплекс гражданских, политических, социальных и экономических прав защищен двумя главными документами в области прав человека: Европейской конвенцией о защите прав человека и Пересмотренной Европейской социальной хартией. Европейский суд по правам человека и органы Европейской социальной хартии обязаны следить за тем, чтобы договаривающиеся Стороны в полной мере соблюдали эти права. Основой стратегии в сфере социальной сплоченности являются права, провозглашенные в пересмотренной Европейской хартии. Какие же права относятся к правам человека? Организация Объединенных Наций дает следующее определение прав человека: «В общих чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо. Права человека и основные свободы дают нам возможность полного развития и использования наших человеческих качеств, нашего интеллекта, наших талантов и совести и удовлетворять наши духовные и иные запросы. Они основаны на растущей потребности человечества в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность каждом человеческой личности пользовались бы уважением и защитой» «Отказ в предоставлении человеку прав и основных свобод является не только отдельной и личной трагедией, но и создает условия для социальных и политических беспорядков, сеет семена насилия и конфликтов в самом обществе и между обществами и государствами. Как указывается в первом положении Всеобщей декларации прав человека, человеческое достоинство является основой свободы, справедливости и всеобщего мира» Права человека являются универсальными, и ими могут пользоваться все люди без какой-либо дискриминации. Уважение индивидуальных прав должно поощряться на постоянной основе независимо от существующих условий или политической системы. Права какого-либо лица или группы лиц могут быть ограничены только в том случае, если их осуществление ограничивает такие же или сопоставимые права других лиц. Представляется важным отметить получившую широкое распространение идею трех поколений прав человека, из которых первое поколение, включающее «права, сформулированные в отрицательной форме», представляет собой гражданские и политические права, провозглашенные в ст. 2-21 Всеобщей декларации прав человека. Эти права призваны обеспечить человеку защиту от любого ограничения его свободы. Второе поколение включает в себя так называемые «права, сформулированные в положительной форме» (экономические, социальные и культурные), которые закреплены в ст. 22-27 Декларации и направлены на обеспечение социальной справедливости, свободы от нужды и участие в социальной, экономической и культурной жизни. Третье поколение включает в себя «коллективные» права, вскользь упоминаемые в ст. 28 Декларации, которая гласит, что «каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены». Провозглашение права на удовлетворение материальных и нематериальных потребностей и равноправное участие в производстве и распределении ресурсов, чему предшествовала длительная борьба против угнетения, является логическим результатом роста социально-политического сознания и экономического развития прежде всего, но не во всех случаях, в промышленно развитых странах. Тот факт, что основная масса людей в развивающихся странах живет в нищете и подвергается эксплуатации, обусловливает коллективное восприятие права на социальное и экономическое развитие, которое должно осуществляться не на уровне отдельного человека, а на национальном и региональном уровнях на основе системы международной солидарности, главной целью которой является развитие. В сегодняшнем мире, где все с каждым днем становится все более взаимосвязанным, все большее признание получает взаимозависимость трех поколений прав человека. Хотя существуют различные международные договоры по правам человека, считается, что они образуют единое целое. В этой связи следует добавить, что наряду с правами человека существуют и обязанности человека, которые он должен выполнять. Возможно, в скором времени появится хартия обязанностей человека, которая дополнит принцип неделимости всех прав человека. Рассмотрим основные права человека. Право на жизнь. Осознание ценности человеческой жизни является основой основ всей работы в области прав человека. Ценность жизни человека и других живых существ — это источник всех других идеалов и ценностей. Это предполагает, что никто не может быть лишен жизни, а также то, что право на жизнь является неотъемлемым и абсолютным правом каждого человека. Поэтому социальные работники должны по возможности не только противодействовать нарушениям прав человека, но и активно поддерживать всю деятельность в области обеспечения и улучшения жизни. Только так можно наполнить реальным содержанием существование человека. Все элементы и формы жизни, будь то жизнь человека или других живых существ, тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Нарушение любого из звеньев затрагивает социальную ткань или нить жизни и таким образом наносит ущерб всему человечеству. Ценность жизни означает, что страдания и смерть — это не личная трагедия какого-то одного человека; они затрагивают всех других людей так же, как радость, счастье и сама жизнь. Физическое здоровье является важным аспектом ценности и качества жизни. Ухудшение состояния окружающей среды, кризис в области водных ресурсов, включая их загрязнение, отсутствие или сворачивание программ в области здравоохранения, представляют собой некоторые из тех серьезных факторов, которые создают опасность для жизни. Свобода. Принцип, в соответствии с которым «все люди рождаются свободными», провозглашен в первых двух статьях Всеобщей декларации прав человека. Основные свободы: право на свободу; свобода от рабства и подневольного состояния, свобода от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания; свобода от произвольного ареста, задержания или изгнания; свобода от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь и от произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, а также свобода передвижения и выбора места жительства, — провозглашаются в следующих 19 статьях. Тот факт, что все люди рождаются свободными и имеют право на свободу, предполагает, что каждый человек имеет свободу выбора образа его или ее жизни. Однако эта свобода зачастую ограничивается материальными и другими факторами. Кроме того, эта свобода ограничена принципом уважения права других лиц на свободу. Тем не менее, наряду с жизнью, свобода рассматривается в качестве одной из самых важных человеческих ценностей, которая тесно связана с достоинством человека и непреходящей ценностью жизни человека. Стремление к свободе побудило многих людей на борьбу с целью обретения территориальной и географической независимости. Стремление к духовной и интеллектуальной свободе побудило многих на героические поступки. Что касается отдельных людей, то свобода или способность управлять своими чувствами может способствовать душевному миру и гармонии. Социальные работники зачастую находятся на переднем крае борьбы за свободу. В тех районах мира, где отсутствует свобода, они подвергаются преследованиям за то, что следуют своим принципам. Равенство и недискриминация. Основной принцип равенства всех людей провозглашен и в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека. Однако он не находит должного применения в повседневной жизни, не говоря уже о различных аспектах человеческих отношений. Он лежит в основе имеющего первостепенное значение принципа справедливости, что тем самым требует серьезного анализа справедливого и несправедливого равенства и неравенства на основе биологических факторов, духовных, социальных и культурных потребностей и с учетом вклада каждого в благосостояние других. В случае принятия принципа равенства дискриминация в отношении какого-либо лица или группы лиц становится невозможной. Недискриминация основывается на двух составляющих одно целое принципах: равенство и уважение достоинства. Она также предполагает целостность личности человека, в то время как дискриминация определяет человека только по одному из конкретных признаков, будь то пол, раса, цвет кожи, религия и т.д. Дискриминация может превратить человека в безропотного и послушного исполнителя, поскольку при дискриминации человек уже не воспринимается с учетом уникального разнообразия и в то же время целостности его или ее личности. Можно сказать, что дискриминация представляет собой лишение всех людей их фундаментальных и универсально признанных прав в интересах узкой группы или групп лиц. Дискриминация имеет различные формы. Перечень причин дискриминации, содержащийся во всех соответствующих международных договорах: «. без какого бы то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального и социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения», — не является / исчерпывающим. Постоянно появляются новые поводы для дискриминации, что вызвано происходящими в мире изменениями (например, тенденциями в области сексуальной ориентации, распространением вируса ВИЧ/СПИДа), признанием новых свобод, возникновением новых проблем, технологическими и другими тенденциями, которые приводят к изменению образа жизни и существовавших традиций. Принцип противодействия дискриминации по таким причинам означает, что социальные работники должны в своей деятельности постоянно контролировать себя на предмет своих убеждений и принципов. Справедливость. Необходимо учитывать различные аспекты справедливости: правовые, судебные, социальные, экономические и другие аспекты, которые являются основой общества, построенного на принципе уважения достоинства его членов и обеспечения безопасности и неприкосновенности личности. В международных договорах Организации Объединенных Наций содержатся важные принципы и обязательства с целью недопущения произвольного лишения свободы и вмешательства в личную жизнь и обеспечения защиты в соответствии с законом. В случаях нарушения закона лица имеют право на быстрое и справедливое судебное разбирательство их дел беспристрастным судебным органом. В случае их признания виновными они имеют право на гуманное обращение, цель которого состоит в исправлении и социальном перевоспитании. Во всех этих документах подчеркивается важность независимости органов судебной власти. Однако поиски справедливости имеют более широкие последствия, некоторые из которых весьма трудно кодифицировать. Социальная справедливость означает удовлетворение насущных потребностей человека и справедливое распределение материальных ресурсов. Деятельность в этой области направлена на обеспечение общего доступа к таким важным услугам, как здравоохранение и образование, создание равных возможностей на начальном этапе, защиту лиц или групп лиц, находящихся в неблагоприятном положении, и обеспечение сбалансированности в таких областях, как вознаграждение, потребление и извлечение прибыли. Социальные реформаторы, в том числе и социальные работники, которые стремятся обеспечить справедливость, считают, что справедливость и социальная справедливость являются основным средством защиты от угнетения во всех формах его проявления и основой для более справедливого развития человечества. Солидарность. Солидарность является еще одной важной ценностью, которая означает не только понимание боли и страданий людей и умение поставить себя на их место, но и участие в борьбе этих людей за их дело. Можно быть солидарным с отдельными лицами, а также с семьями, группами, общинами, населением и даже целыми расовыми или этническими группами. Работники социальной сферы должны солидаризироваться с жертвами насилия, пыток, изгнания или ущемления свобод в любой точке мира. Солидарность имеет большое значение при стихийных бедствиях, а также во многих трагических ситуациях, обусловленных нуждой, несправедливым распределением ресурсов, пренебрежением и социальной несправедливостью. Нищета, голод, недоедание, бездомность и отсутствие средств существования являются, возможно, одними из самых серьезных нарушений прав человека, которые еще не получили достаточного признания. Проявление солидарности чрезвычайно необходимо в этих якобы не столь драматичных условиях, в которых люди испытывают огромные, хотя и неприметные на первый взгляд страдания. В заключение следует отметить, что оказание социальными работниками и многими другими людьми активной помощи уязвимым слоям населения и жертвам нарушений прав человека может изменить их положение благодаря повышению активности этих слоев и их выводу из изоляции. Социальная ответственность. Социальная ответственность — это деятельность, осуществляемая в интересах уязвимых слоев населения и жертв нарушения прав человека: оказание им поддержки, защита их интересов, предоставление им помощи. Таким образом, можно сказать, что социальная ответственность — это практическая сторона солидарности. Согласно большинству религиозных учений и философских концепций, добрые намерения и добрые слова должны сопровождаться добрыми делами. Большинство религий внушают своим последователям, что тот, кто находится в «привилегированном положении», имеет определенные обязательства перед теми, кто находится в неблагоприятном положении. Понятие «привилегированное» не означает богатство, а является относительным и подразумевает более благоприятное положение одного человека по сравнению с другими. Выражение «социальная ответственность» также несет дополнительную смысловую нагрузку и означает «попечительство», в соответствии с которым все, чем мы владеем, дано нам для его использования с целью улучшения положения других. Концепция «попечительства» предполагает, что человек не только должен делиться своим богатством, но и использовать свои таланты и способности во имя прогресса человечества. Эволюция, обеспечение мира и отказ от насилия. Вышеизложенные ценности и принципы являются не только основой концепции прав человека, но и факторами, определяющими качество отношений между людьми. Еще одной важной ценностью, безусловно, является мир, причем не только в форме отсутствия организованного конфликта. Необходимо принимать все меры для сохранения и обеспечения мира, при этом основная цель состоит в достижении гармонии с самим собой, другими и окружающей средой. Конфликты в отношениях между людьми неизбежны, однако способы их урегулирования могут быть мирными или насильственными, конструктивными или разрушительными. Революционный подход «разрушить все до основания и построить заново» привлекал людей на протяжении многих веков, при этом его реализация на практике неизбежно приводила к неслыханным страданиям людей. Эволюционный подход является более медленным и зачастую сразу не дает результатов, но, в конечном счете, он позволяет найти более надежное и соответственно более эффективное решение. Именно этот подход часто используется социальными работниками для урегулирования конфликтов между отдельными людьми и группами. Этот подход не исключает конфронтации и противостояния при поиске свободы, справедливости и социальной справедливости, но он исключает насилие. Весь ход истории показывает, что насилие и кровопролитие дают лишь временное решение проблем и создают почву для новых революций с целью свержения вступивших на престол новых властителей — вчерашних угнетенных. Ненависть порождает ненависть, месть порождает месть. Непрерывное же противодействие или ненасильственные методы давления могут, напротив, дать более прочные результаты. И хотя сегодня мир еще не готов отказаться от использования оружия, и, без сомнения, существуют веские основания для революций, следует признать, что посредничество и примирение являются эффективными средствами для преодоления на первый взгляд непримиримых различий, при условии, что они будут применяться последовательно, на основе уважения, понимания и знания. Мирное развитие по-прежнему остается целью для людей, которые стремятся к свободе, справедливости, социальной справедливости и созданию мира, в котором бы конфликты могли разрешаться ненасильственными способами. В XXI столетии необходимость уважения других видов и поиска гармонии с природой начинает проникать в сознание людей. Деградация окружающей среды является слишком очевидной, чтобы ее можно было игнорировать. Существующий в мире экономический порядок, несовершенные модели развития, различия в запасах ресурсов, радиоактивное, промышленное и другие виды загрязнения, а также тенденции в области потребления в промышленно развитых и развивающихся странах являются причинами плачевного состояния, в котором находится наша Земля. Алчность, отсутствие информации и необходимость выживания, потребительское отношение и крайняя нищета создают угрозу для природы и уязвимых слоев населения. Комплексные программы с целью предотвращения деградации окружающей среды и, возможно, ее восстановления должны быть дополнены комплексными, формальными и неформальными, программами экологического воспитания, а также кампаниями с целью охраны окружающей среды. Таким образом, провозглашенные во Всеобщей Декларации права человека охватывают все стороны человеческой жизни и являются основными человеческими ценностями. В соответствии с международными актами права человека являются универсальными и ими могут пользоваться все люди без какой-либо дискриминации. Уважение индивидуальных прав должно поощряться на постоянной основе, независимо от существующих условий или политической системы. Права какого-либо лица или группы лиц могут быть ограничены только в том случае, когда их осуществление ограничивает такие же или сопоставимые права других лиц. В международном праве получили четкое определение принципы уважения прав человека, их международные нормы и стандарты. Так, общие принципы права — это принципы международного права, которые выражают общепризнанные нормы поведения субъектов международного права. В Статуте Международного Суда ООН (ст. 38) используется понятие «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями». Следует обратить внимание на тип и характер документов, в которых сформулированы принципы прав человека, принимаемых ООН, ЮНЕСКО, МОТ, международными конгрессами, конференциями и другими форумами. Дело в том, что принимаемые документы имеют различный правовой статус. Декларации, принципы, руководящие положения, стандартные правила и рекомендации не имеют обязательной юридической силы. Вместе с тем эти документы обладают неоспоримым морально-политическим воздействием и служат практическим руководством для государств при осуществлении ими своей политики. Ценность этих документов заключается в их признании и принятии значительным числом государств, и, даже не имея обязательной силы, они могут рассматриваться как документы, декларирующие общепринятые принципы в рамках международного сообщества. Международные акты, к числу которых относятся конвенции, пакты, протоколы, обладают обязательной силой для тех государств, которые ратифицировали их или присоединились к ним. Договоры, принятые в рамках Организации Объединенных Наций, открыты для подписания и ратификации всеми государствами, в то время как условием для принятия договоров, утвержденных в рамках региональных организаций, является членство в соответствующей организации, например Совете Европы. Социальная сплоченность касается возможности общества обеспечить благосостояние всех своих членов, свести к минимуму неравенство и избежать поляризации общества. Благосостояние людей подразумевает не только равенство и отсутствие дискриминации в доступе к правам человека, но также: — достоинство людей и признание их способностей, вклада в общество, при уважении многообразия культуры, мнений и религиозных верований; — свободу личного развития для каждого на протяжении всей его жизни; — возможность активного участия каждого мужчины и каждой женщины как полноправного гражданина. Совет Европы стремится разработать такой подход к социальной сплоченности, который основан на правах. Эти права являются самой прочной основой социальной политики. Именно благодаря наличию прав члены общества находятся в равных условиях. Основываясь на правах человека, деятельность государства в области социальной политики уже не сводится к благотворительности или к социальной помощи, предназначенной для тех членов общества, которые находятся в наименее благоприятном положении; речь идет о гарантиях права для всех. Какой бы сильной ни была юридическая защита прав, никогда не бывает простым гарантировать, чтобы все члены общества, в частности те, которые живут в условиях бедности, реально могли бы пользоваться своими правами. Как ни парадоксально, но именно те, кто нуждается в защите своих прав, меньше всего могут ими воспользоваться. Именно поэтому юридическая защита прав должна сопровождаться решительными мерами социальной политики, призванными обеспечить, чтобы каждый имел доступ к своим правам на практике. Равенство между женщинами и мужчинами является одним из основополагающих обязательств Совета Европы, и оно тесно связано со стратегией социальной сплоченности. Требуется постоянно следить за тем, каким образом меры в сфере социальной политики сказываются на гендерном аспекте между полами, и обеспечивать комплексный подход к равенству между женщинами и мужчинами в любой деятельности, связанной с социальной сплоченностью. Обозначим основные принципы доступа равных прав: — равенство прав для всех, без какой-либо дискриминации; — отказ от дискриминации лиц, имеющих особые потребности; — открытый доступ к услугам высокого качества; — поддержание справедливой и последовательной политики в области налогообложения; — особое внимание к потребностям уязвимых членов общества; — участие пользователей в принятии решений. Государственная политика есть не что иное, как воплощение правовых норм, зафиксированных в Конституции РФ. Именно правовые нормы предопределяют вектор государственной политики в различных сферах жизнедеятельности общества, а право есть механизм воплощения общественных отношений в определенную форму, обязательную для исполнения всеми членами общества. Оно является тем универсальным механизмом, посредством которого осуществляется выработка новых норм и правил поведения, происходит их адаптация к уже существующим нормам и правилам, и одновременно определяется механизм нейтрализации неблагоприятных последствий нарушения этих норм. Из вышеизложенного следует, что процесс реализации государственной политики во всех областях неразрывно связан с механизмом правового регулирования. Таким образом, если предположить, что нормы права обладают теми свойствами, которыми должны обладать нормы правового и социального государства, и применяются надлежащим образом, то один из самых важных элементов социальной сплоченности — механизм нейтрализации конфликтов внутри группы с целью сохранения ее целостности — это право в его позитивном значении. Однако на практике ситуация развивается в несколько ином направлении. Провозглашение Российской Федерации правовым и социальным государством является в настоящий момент скорее стимулом для реального отождествления России с истинным смыслом этих понятий. В обществе в целом необходимо провести масштабную информационную кампанию по информированию граждан о правовых основах деятельности государства и органов власти, а также об их (граждан) правах и способах их реализации. Именно консолидация общества вокруг идеи правовой государственности, незыблемости правовых норм, защиты права как социального института с целью возрождения государства и может стать основой социальной сплоченности обществ. Способность общества обеспечить всеобщее благосостояние должна рассматриваться как ответственность для всех компонентов общества. На протяжении XX в. считалось, что ответственность за всеобщее благосостояние лежит на государстве («государство всеобщего благосостояния» — «Welfare State») — помимо той важнейшей роли, которую могли играть семья и традиционные связи, — в то время как ответственность за экономическое развитие лежит на деловых кругах. Экономические проблемы, появившиеся в последние десятилетия, и глобализация экономики показали, что подобная модель уже недостаточна и что всеобщее благосостояние должно стать целью, разделяемой всеми членами общества. Такой новый подход не означает, что государство должно отказаться от своих обязательств, а подразумевает поиск более разнообразных форм деятельности с привлечением новых партнеров. 1. Уточнение и подтверждение важнейшей роли государства и других публичных органов. В эпоху, когда широко обсуждается сама роль государства, необходимо уточнить и подтвердить важнейшую ответственность правительств в области социальной политики. Во-первых, государство выступает как гарант прав человека и демократии через участие. Во-вторых, государство восстанавливает достаточный уровень равенства в распределении богатств через такие механизмы, как перераспределение налоговых сборов и социальное обеспечение. Системы социального обеспечения являются одним из самых сильных выражений социальной солидарности на государственном уровне. Создание или поддержание хорошо развитой системы социального обеспечения, основанной на солидарности, рассматривается как одно из основных средств развития социальной сплоченности. Стратегия социальной сплоченности должна, таким образом, иметь в качестве первоочередной цели укрепление долгосрочных систем социального обеспечения, особенно сейчас, когда возникают многочисленные вопросы в отношении развития и финансирования таких систем в будущем. В-третьих, роль государства заключается в том, чтобы защищать уязвимые группы, которым угрожает социальное отторжение. Системы социальной защиты не ограничиваются, следовательно, социальным обеспечением, которое создано для того, чтобы защищать всех членов общества от рисков повседневной жизни, но подразумевают также оказание социальных услуг для всех и социальной помощи тем лицам, которые находятся в крайне трудном положении. И хотя такая ответственность государства по-прежнему имеет важнейшее значение, подход к выполнению этих обязанностей меняется. Во многих странах намечается тенденция по приближению социальных услуг к пользователям, путем передачи ответственности за это местным и региональным органам власти. Кроме того, правительства все больше убеждены в том, что легче всего обеспечить доступ к социальным правам через работу в партнерстве с гражданским обществом, для того чтобы выполнить совместные задачи в сфере социальной сплоченности. Давняя традиция диалога с социальными партнерами должна быть сохранена и адаптирована к развитию ситуации. Более новым явлением является усиление партнерства между правительствами и неправительственными организациями (НПО) в сфере социальных проблем. Выявляя новые социальные потребности и находя на них ответ, НПО могут зачастую играть ценную дополнительную роль наряду с официальными органами, обеспечивая доступ к социальным правам для наиболее уязвимых членов общества. Эти изменения концепций и методов управления делами общества подразумевают отказ от идеи «вездесущего государства» и принятие новых концепций партнерства или управления общественными делами в форме контракта между гражданами и государством. Однако при этом необходимо определить этические принципы, для того чтобы следить за тем, чтобы такое партнерство действительно содействовало социальной сплоченности. 2. Интеграция социального измерения в экономической сфере. Экономический рост содействует социальной сплоченности. Однако экономическое развитие должно рассматриваться, прежде всего, как средство достижения «развития человека» («human development»). Исходя из этого, международное сообщество приняло на себя обязательства искоренить бедность и обеспечить устойчивое развитие. Однако после Саммита в Йоханнесбурге международное сообщество все более сознает, что устойчивое экономическое развитие зависит также от устойчивого социального развития и окружающей среды. Именно поэтому экономическая политика и социальная политика должны быть связаны более тесно, чем это было до сих пор. Важнейшее значение для создания стабильных условий, необходимых для роста, играет здоровая макроэкономическая политика. Однако такая политика не может руководствоваться исключительно рыночными механизмами, иначе возникает риск ущерба в связи с негативными социальными последствиями. Рыночная экономика порождает, как и любая другая экономическая система, неравенство финансовых средств и финансового положения, и в настоящее время во многих европейских странах такое неравенство возрастает. Население будет терпеть такие различия до тех пор, пока и оно будет чувствовать, что может рассчитывать на равенство возможностей для улучшения своей судьбы. Однако если такие различия становятся слишком явными, и особенно если те, кто находятся в трудном положении, считают, что они не могут надеяться на лучшее, что они попали в ловушку бедности и социального отторжения, если они потеряли интерес к обществу, которое ничего не может им предложить, то тогда социально-экономические различия могут серьезно подорвать социальную сплоченность. В условиях экономики, которая становится все более глобальной, все страны — и особенно те, которые находятся на этапе макроэкономической стабилизации, — могут испытывать давление, которое заставляет их снизить уровень социальной защиты. И хотя такое давление может быть экономически оправданным, не следует забывать, что расходы на социальные цели, создающие фундамент для стабильного и прочного общества, являются оправданным капиталовложением в будущую экономическую жизнеспособность, а не только непомерной нагрузкой для экономики. Социальная сплоченность также содействует экономическому развитию. Стабильное общество обеспечивает благоприятные условия для экономической деятельности. Рыночная экономика нуждается в людях, у которых есть средства на расходы; бедность не может дать прочной основы для экономического развития. Иными словами, то, что хорошо для социальной сплоченности, также хорошо и для бизнеса. Право на труд является важнейшим из прав человека и ключевым элементом гражданственности. Доступ к всеобщей занятости и развитие достойных рабочих мест — важные факторы в борьбе с бедностью и отторжением. Следует отметить, что системы социальной защиты, помимо своей классической роли компенсации доходов, ныне пытаются оказать помощь как можно большему количеству людей, в том чтобы перейти из состояния пассивной социальной зависимости к активному участию в экономических процессах. В экономике, которая основана на знаниях, вложение в развитие человеческих ресурсов является одним из ключевых факторов вложений в будущий экономический рост. Однако распространение краткосрочных и негарантированных трудовых рабочих мест не будет содействовать социальной сплоченности, если это приводит к социальному отторжению. В настоящее время ключевым вопросом постиндустриальных обществ все больше становится социальная ответственность участников экономической деятельности. Отмечается интерес к вопросу социальной ответственности бизнеса и разрабатывается ряд средств, для того чтобы реализовать такую ответственность на практике. Важно развивать методы и инструменты оценки воздействия экономической деятельности на социальную сплоченность, а также юридические и финансовые инструменты признания и поощрения социального вклада (специальная маркировка, налоговые льготы и т.д.). Мы присутствуем также при растущем стремлении со стороны граждан содействовать новым формам экономической деятельности, которые вписываются в цели социальной сплоченности через имеющиеся в их распоряжении средства, в частности через потребление и при использовании своих накоплений. С учетом вышесказанного проблема состоит в том, чтобы изыскать средства контроля над тем, чтобы рыночная экономика содействовала социальной сплоченности и не отторгала тех, кто представляет для нее меньше интереса как потребители. Это жизненно важный вопрос в тот период, когда все больше ключевых областей, в том числе в некоторых случаях и основные услуги — которые раньше были публичными, а теперь приватизированными — регулируются законами рынка. 3. Разработка новых этических принципов социальной ответственности. Общество является сплоченным тогда, когда его члены принимают на себя взаимную ответственность. Ценности существующего в Европе общества не всегда соответствуют такому подходу. Так, уделение исключительного внимания правам граждан не может быть достаточным основанием для того, чтобы построить социальную сплоченность. Права граждан лучше защищены в тех обществах, где граждане осознают свою ответственность, с одной стороны, в отношении прав, а с другой стороны — за всеобщее благосостояние. Помимо этого, в рыночной экономике на первое место выдвигается конкуренция, что может иметь негативные последствия для социальных аспектов сотрудничества. Если исключительное внимание уделяется экономическим ценностям, то люди выдвигают на первое место свои собственные интересы, а не интересы и потребности других людей; в результате этого такие важнейшие для социальной сплоченности ценности, как доверие и солидарность, больше не передаются другим людям. Каждый может сыграть свою роль в развитии чувства взаимной ответственности и взаимозависимости, которые необходимы и социальной сплоченности. Необходимо, чтобы организации гражданского общества, образовательная система и родители развивали и осуществляли новые подходы к активной гражданственности. Так, например, в процессе воспитания своих детей родители должны передать им чувство социальной ответственное и сами следовать этим принципам в своей семье. Деловые круги и СМИ должны осознать свою ответственность в отношении социальных последствий своей деятельности. Банки и финансовые институты должны обращать особое внимание на этические последствия капиталовложений. Речь идет о том, чтобы вернуть смысл понятию общества, чувству принадлежности, соучастия, которые позволят достичь общих социальных целей. Это достаточно трудно сделать в рамках такой культуры, где столь большое значение придается личному развитию и в которой экономические и потребительские ценности, широко распространяемые некоторыми СМИ, подрывают более широкую концепцию солидарности. Благодаря своей стратегии социальной сплоченности Совет Европы пытается внести свой вклад в размышления над этими проблемами. 4. Поддержка семьи и поощрение семейной солидарности. Люди раскрываются полностью, прежде всего, в отношениях с другими людьми. Поэтому стратегия социальной сплоченности, притом, что она должна уважать независимость частной жизни и гражданского общества, одновременно должна стремиться поддержать семьи и другие сети и отношения, которые объединяют людей в более широкий круг солидарности. Первый опыт и первые уроки солидарности даются именно в семье. Семья играет ключевую роль в подготовке детей к жизни в обществе. По мере того как растет зависимость пожилых людей, дети часто должны оказывать им помощь. Семья является также последним прибежищем в плане социальной защиты в трудные периоды. Изменение ценностей и поведения выражается в огромном разнообразии схем семейных отношений по сравнению с прошлым, но это ни в коей мере не снижает социальной роли семьи, ибо эта роль является столь же необходимой, как и в прошлом. В сложном и развивающемся обществе требуется оказывать семьям помощь в осуществлении их функций: родители, в частности, нуждаются в помощи для того, чтобы уравновесить негативные социальные и экономические факторы, примирить требования профессиональной жизни и семейной, а также суметь адаптироваться к такой ситуации, когда дети как личности рассматриваются в качестве носителей собственных прав. Общество несет особую ответственность по отношении к тем, кто по той или иной причине не может рассчитывать на поддержку и защиту со стороны семьи или какой-либо иной социальной сети. Особое внимание необходимо уделять правам и достоинству детей или пожилых людей, требующих ухода. Все меньшую роль играют традиционные формы ухода в специализированных учреждениях, и необходимо поэтому по мере возможности разрабатывать альтернативные методы ухода. 5. Содействие участию гражданского общества. Люди являются участниками многочисленных иных сетей и институтов, которые содействуют сплочению общества. Несмотря ни снижение уровня участия в групповой деятельности, тем не менее политические партии, профсоюзы и религиозные организации по-прежнему привлекают широкие слои населения к участию в социальных сетях. Благотворительные, спортивные и культурные ассоциации, а также организации, занимающиеся детьми и подростками, играют особо важную роль в строительстве социальной сплоченности и объединяют очень многих добровольцев для участия в социально полезной деятельности. Правительствам следует создавать благоприятный климат для поощрения этих организаций и проведения таких мероприятий, привлекая при этом таких партнеров, которые могут эффективно участвовать в программах, направленных на повышение уровня социальной сплоченности и осуществляемых под эгидой государства. Необходимо признать неправительственные организации и получить помощь, для того чтобы содействовать этим организациям в более активной работе по укреплению социальной сплоченности. Для того чтобы помочь государствам укрепить социальную сплоченность и бороться с бедностью и социальным отторжением, Европейский комитет по вопросам социальной сплоченности полагает, что в ближайшие годы его работа должна сосредоточиться на следующих приоритетных областях. В центре внимания Стратегии социальной сплоченности остается улучшение доступа к основополагающим социальным правам для всех граждан, как это провозглашено в Пересмотренной Европейской социальной хартии. Эта задача будет реализовываться путем продолжения межправительственной работы по следующим направлениям. Социальная защита. Следует продолжить усилия, направленные на расширение охвата норм, изложенных в Европейском кодексе социального обеспечения (РКСС) и в пересмотренном Европейском кодексе социального обеспечения, на все государства-члены, которые в состоянии принять положения этих документов. Одновременно с этим РКСС будет осуществлять мониторинг реформ социального обеспечения и изучать, какие типы перемен необходимы, для того чтобы найти ответ на демографические и финансовые вызовы, не нанося при этом ущерб социальной сплоченности. Социальные службы. РКСС разработает рекомендации, призванные гарантировать отдельным гражданам, находящимся в состоянии социальной отчужденности, более эффективные социальные услуги, которые отвечали бы комплексным потребностям людей. Занятость. Основными методами по профилактике и борьбе с отторжением являются усилия, направленные на доступ к занятости, совершенствование эффективности общественных услуг в сфере занятости, качество рабочих мест и сотрудничество с социальными партнерами. Жилье. РКСС расширит свою деятельность и включит в нее вопросы доступа к жилью, сосредоточившись при этом на тех государствах-членах, в которых проблема жилья стоит особенно остро. Будет продолжена работа по теме дети и семья, с учетом комплексного подхода к правам ребенка в соответствии с Конвенциями Совета Европы и Конвенцией ООН о правах ребенка. В мероприятиях в рамках Стратегии социальной сплоченности на первый план будет выдвигаться роль родителей в оказании помощи детям по гармоничному развитию их потенциала в современном обществе. Отдельные мероприятия будут посвящены теме потребностей пожилых лиц . РКСС изучит и более широкие последствия старения населения для устойчивого социального развития европейских обществ. Это связано с проблемами в целом ряде областей, таким как занятость, социальная защита и социальные службы. На основе своей работы Европейский комитет по вопросам социальной сплоченности будет изыскивать эффективные средства для: — включения социальной сплоченности в программы других органов Совета Европы. Комитет будет анализировать возможности сотрудничества с другими межправительственными организациями, в частности, занимающимися вопросами здравоохранения, миграции, населения, инвалидов и равенства полов. Будут поддерживаться и усиливаться, с учетом особого внимания к партнерству в Стратегии социальной сплоченности, связи с Парламентской Ассамблеей, Конгрессом местных региональных властей Европы и НПО. — применения результатов Стратегии социальной сплоченности в государствах-членах. Межправительственное сотрудничество в каждой из вышеупомянутых приоритетных областей деятельности будет сопровождаться мероприятиями, направленными на оказание помощи государствам-членам по выполнению рекомендаций Совета Европы и проверки действенности этих организаций на местах в определенных странах и регионах. В этом отношении будет делаться все возможное, для того чтобы поддержать существующее сотрудничество с Банком развития Совета Европы по разработке и финансированию проектов на местах. — продолжения развития понятия социальной сплоченности. Благодаря семинарам и работе групп экспертов с опорой на социально-демографические исследования, проводимые в Европейском комитете по народонаселению, концептуальная основа Стратегии социальной сплоченности будет постоянно совершенствоваться и расширяться, для того чтобы дать ответ на новые вызовы и включить в работу новаторские методы и подходы. Таким новым направлением будет, например, работа по оказанию помощи гражданам, финансовым и деловым кругам, а также гражданскому обществу по принятию на себя более широкой ответственности по развитию более сплоченных обществ. — повышенного внимания к голосу самих лиц, находящихся в состоянии отторжения: НПО, работающее непосредственно с лицами, находящимися в состоянии бедности и отторжения, продемонстрировали, как идеи не имеющих никакой власти лиц могут внести ценный вклад в процесс принятия решений. РКСС будет изыскивать средства, для того чтобы поощрять такой подход в рамках своей собственной работы и для того чтобы расширять участие граждан в решении этих проблем в целом. — привлечения внимания к европейскому подходу социальной сплоченности других регионов мира: РКСС будет изыскивать возможности для участия в крупных международных конференциях и для сотрудничества с ООН и другими региональными межправительственными организациями и заинтересованными государствами-нечленами. Европейский комитет по вопросам социальной сплоченности каждый год намерен пересматривать данный список приоритетов, оценивать достигнутое продвижение вперед и принимать решение, следует ли вновь пересматривать эти приоритеты. На основе такого анализа Комитет разрабатывает предложения о мероприятиях для межправительственной программы работы на следующий год. Стратегия социальной сплоченности будет подробно рассмотрена через пять лет на основе углубленного анализа полученных результатов и их влияния на положение в государствах-членах. Показатели социальной сплоченности, полученные на основе методологической работы Совета Европы за последние годы, будут применяться добровольно с целью предоставления как Совету Европы, так и государствам-членам конкретных средств для оценки прогресса в сфере социальной сплоченности. В ходе проведенного анализа можно определить национальный показатель социальной сплоченности (табл. 18). Национальный показатель социальной сплоченности Источник |