- Тема: Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения. план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Способы выражения подлежащего
- Таблица
- Выражение подлежащего в простом предложении
- Выражение подлежащего инфинитивом
- Выражение подлежащего словосочетанием
- Подлежащее выражено фразеологизмом
- Видеоурок «Подлежащее и способы его выражения (8 класс)»
- Урок по русскому языку для 8 класса на тему «Подлежащее. Способы выражения подлежащего.»
Тема: Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Тип урока: усвоения новых знаний.
Цели: активизировать знания учащихся о главных членах предложения; научить выделять в предложении подлежащее и характеризовать его; развивать аналитическое мышление и коммуникативные качества; воспитывать чувство любви к русскому языку.
Предметные: формировать умение определять главные члены предложения;
Метапредметные: искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные: формировать навыки умение слушать товарищей, принимать коллективное решение. Регулятивные: учить постановке цели работы. Личностные: развивать эмоциональную сферу учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glavnye_chleny_dvusostavnogo_predlozheniya._word_2.docx | 17.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Цели: активизировать знания учащихся о главных членах предложения; научить выделять в предложении подлежащее и характеризовать его; развивать аналитическое мышление и коммуникативные качества; воспитывать чувство любви к русскому языку.
Предметные: формировать умение определять главные члены предложения;
Метапредметные: искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные: формировать навыки умение слушать товарищей, принимать коллективное решение. Регулятивные: учить постановке цели работы.
Личностные: развивать эмоциональную сферу учащихся.
Оборудование: карточки, таблица.
- Организационный этап.
- Актуализация опорных знаний.
-Грамматическая основа –это…
Составить 3 предложения про осень. Подчеркнуть грамматическую основу.
2 ученика работают с карточками у доски.
Выполнить разбор словосочетания.
Осенний день, весело играют, золотая пора, холодный дождь, стучат тихо, оставляя впечатление.
Золотой птицы, проходит мгновенно, рисует на асфальте, солнечный день, слушать пение, смеяться громко.
- Мотивация учебной деятельности.
Знакомство со сказкой о главных членах предложения.
В стране Предложение жили король Подлежащее и королева Сказуемое. Они не могли жить друг без друга и очень редко оставались в одиночестве. Но занятия у них были разные.
Король Подлежащее отвечал на вопросы: кто? что? А королева Сказуемое была болтушкой и сразу отвечала на много вопросов: Что делает? Каков? (какой?) Кто таков? Что такое?
И одевались они по-разному.
Король Подлежащее любил костюм из существительного и местоимения в именительном падеже, реже надевал плащ из цельного словосочетания, но и другая была у него одежда, из других частей речи.
А королева Сказуемое чаще всего бывала в платье из глагола, иногда из краткого и полного прилагательного, из имени существительного в именительном падеже, реже – из других частей речи.
IV. Постановка цели и задач урока.
V.Усвоение новых знаний.
1)Работа с таблицей.
Называют подлежащее и чем выражено.
Вывод: Подлежащее может выражаться любой частью речи, которая перешла в существительное, а также инфинитивом.
2)Работа с учебником § 10.Упр. 68 ( работа возле доски)
3) Работа в парах
Заполнить таблицу «Способы выражения подлежащего» Кто больше за 3 минуты придумает.
4) Самостоятельная работа
Выписать подлежащее с каждого предложения, определить способ его выражения.
Гости приехали утром. Он был в музее. Старшие помогали младшим. Желающие могли покататься на лодке. Два да два – четыре. Курить – здоровью вредить. Завтра не наступит никогда. Га-га-га слышалось на лугу. Мы с сестрой радовались возвращению домой.
-Что нового узнали по данной теме?
-Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
VΙΙ. Домашнее задание.
2. Написать мини-сочинение про осень, используя в предложениях разные способы выражения подлежащего.
3. Выписать из любого источника 5 предложений с разными способами выражения подлежащего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема: «Главные члены предложения. Подлежащее».
Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала.
Урок русского языка в 5 классе Тема: Главные члены предложения. Подлежащее.
Конспект урока по русскому языку на тему:»Главные члены предложения. Способы их выражения «.
Конспект урока по русскому языку «Главные члены предложения. Способы их выражения».
Урок русского языка в 5 классе по теме «Главные члены предложения. Подлежащее»
Урок русского языка.
Презентация по русскому языку в 5 классе на тему: «Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое.»
Презентация отражает этапность урока-путешествия по теме «Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое.» раздела учебника по русскому языку в 5 классе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.» В неё.
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема: Главные члены предложения. Подлежащее.
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе составлена по учебнику под редакцией Е.А.Быстровой с учетом требований ФГОС.
Урок русского языка в 8 классе по теме «Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения»
Урок русского языка в 8 классе по теме «Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения». Сценарий урока составлен в соответствии с ФГОС с использованием методиче.
Источник
Способы выражения подлежащего
Рассмотрим способы выражения подлежащего различными частями речи и словосочетаниями в предложении. В простом предложении подлежащее может быть обозначено словами разных частей речи, в том числе инфинитивом, лексически и синтаксически неразложимыми словосочетаниями и фразеологизмами.
В предложении основная мысль сосредоточена в его синтаксическом ядре — подлежащем и сказуемом.
Подлежащее — это главный член предложения, с помощью которого можно узнать, о ком или о чём идет речь в высказывании. К подлежащему можно задать вопрос кто? или что? Этот главный член предложения поясняется сказуемым, обозначающем действие или состояние субъекта.
Подлежащее имеет форму именительного падежа и может быть обозначено не только отдельными словами, но и словосочетаниями и фразеологизмами.
Таблица
Способ | Пример |
---|---|
1. Имя существительное в и. п. | Собака играла с костью. |
2. Имя числительное | Семеро одного не ждут. Шесть делится на три. |
3. Местоимение в именительном падеже | Никто не спал в эту ночь. |
4. Инфинитив (обычно — в начале предложения) | Грубить — плохая привычка. |
5. Субстантивированное причастие, прилагательное | Взрослые отправили детей спать. Вошедший приветствовал присутствовавших. |
6. Любая часть речи в значении существительного | Наше завтра туманно. Грянуло ура . |
7. Различные сочетания слов: а) составные географические названия; | Садовое кольцо — круговая транспортная магистраль. |
б) устойчивые сочетания слов, в том числе фразеологические обороты; | В стране активно развивается сельское хозяйство . |
в) количественно-именные сочетания; | Несколько человек вошли в комнату. Один из них был в очках. |
г) сочетания собирательного сущ. с количественным значением (ряд, часть, множество) с сущ. или местоим. в р. п.; | На площади собралось множество народа . |
д) сочетания неопределенных местоимений с именами прилагательными; | Что-то черное зашевелилось в углу. |
е) сочетание сущ. в и. п. с предлогом «с» и сущ. в тв. п. | Мама с ребенком шли впереди. |
Выражение подлежащего в простом предложении
Подлежащее выражается словами разных частей речи как именными, так и служебными. В роли главного члена предложения, обозначающего субъект действия, чаще всего выступает
1. существительное в именительном падеже единственного или множественного числа
2. местоимения-существительные (личные, относительные, определительные, отрицательные, неопределенные)
Любой знает ответ на этот вопрос.
3. количественное или собирательное числительное
Двое быстро прошли через темный двор.
4. прилагательное или причастие, которое перешло в существительное
Скромный говорит о себе своими поступками.
Выздоравливающие прогуливались по аллее.
6. наречие в роли существительного
7. служебные части речи и междометие, которые приобрели предметное значение
Около — это производный предлог, а тоже — союз.
Громкое «браво» раздалось с балкона театра.
Иногда особое затруднение вызывает подлежащее, выраженное неопределенной формой глагола, или инфинитивом.
Выражение подлежащего инфинитивом
Инфинитив может быть любым членом предложения. Рассмотрим инфинитив в роли подлежащего.
К упаться ночью в море запрещается .
В этом предложении к слову «купаться» зададим вопрос: о чем идет речь?
«Купаться» — это подлежащее, которое поясняется сказуемым, выраженным глаголом «запрещается».
Купаться запрещается — это грамматическая основа предложения.
Подлежащее, выраженное инфинитивом, находится в начале предложения. Чтобы верно указать подлежащее в форме инфинитива и не спутать его с другими членами предложения, следует выяснить второй главный член. Такое подлежащее, как правило, имеет поясняющее его сказуемое, обозначенное словами разных частей речи:
Осознать свою ошибку — это благородство .
б) другим глаголом в форме инфинитива
Для меня жить — значит работать (И. К. Айвазовский).
в) словом категории состояния
Всегда наслаждаться — это невозможно .
г) прилагательным в полной форме творительного падежа с глаголом-связкой
Дарить счастье другим — быть самом у счастливым .
Выражение подлежащего словосочетанием
Подлежащее выражается лексически неделимыми словосочетаниями, в составе которых укажем
а) имена собственные
б) имена нарицательные
в) устойчивые словосочетания — термины
Подлежащее может быть обозначено синтаксически неделимыми сочетаниями слов, одно из которых обозначает количество или указывает на него:
а) сочетание числительного с существительным
б) сочетание существительных «большинство», «множество», «меньшинство», «ряд», «часть», «сотня» с существительным в форме р. п. мн. ч.
в) сочетание местоимений «столько», «сколько», «несколько» с существительными в форме р. п. мн. ч.
г) сочетания, выражающие приблизительное количество, с предлогами «около», «до» и словами «много», «мало», «свыше», «больше», «меньше»
д) сочетание местоимения или числительного в и. п. с существительным в р. п. с предлогом «из»
е) существительное или личное местоимение в и. п. с существительным в творительном падеже, если сказуемое имеет форму множественного числа
(Кто?) Я с братом , войдя в дом, сняли шапки.
Я (с кем?) с братом пошел на охоту.
ж) неопределенное местоимение (некто, нечто, кто-то, что-то и пр.) с прилагательным (причастием) в роли существительного:
Некто незнакомый заглянул в калитку.
Что-то тревожное послышалось нам в гуле ветра.
з) выражения с временным значением, в составе которых имеются слова «начало», » «середина», «конец»
Незаметно подошла середина квартала .
и) целые предложения, которые теряют предикативность
Подлежащее выражено фразеологизмом
В качестве главного члена предложения может выступать фразеологизм, который не делится на составляющие его слова и целиком является подлежащим.
Примеры:
Нить Ариадны помогла Тесею выйти из лабиринта.
Манна небесная вряд ли будет сыпаться нам.
Эта голуба я мечта неосуществима для меня.
Видеоурок «Подлежащее и способы его выражения (8 класс)»
Источник
Урок по русскому языку для 8 класса на тему «Подлежащее. Способы выражения подлежащего.»
Урок по русскому языку для 8 класса «Подлежащее.Способы выражения подлежащего.»
Проектирование современного урока в условиях перехода на ФГОС ООО
Урок русского языка в 8 классе
Тема урока Подлежащее. Способы выражения подлежащего.
Тип урока : урок новых знаний
1)образовательная: систематизировать знания учащихся о главных членах предложения и самостоятельных частях речи ; расширить понятие о подлежащем и способах его выражения;
2)развивающая: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; умение находить подлежащее в тексте; умение анализировать и делать выводы;
3)воспитательная: воспитывать самостоятельность учащихся и интерес к русскому языку и литературе;
Формы работы учащихся : индивидуальная, парная, коллективная
Метод : проблемный, частично-поисковый
Необходимое техническое оборудование : медиапроектор, экран для проектора, компьютер+ уч.пособие для 8 класса под редакцией В.Бабайцевой «Теория»и «Справочный материал» под ред.М.Баранова
1.Организационное начало урока. Мотивационный настрой – все, что узнаем сегодня, поможет нам завтра.
2. Актуализация знаний: на экране записаны слова. Сгруппируйте их по орфограммам, оформив таблицу.
Каменный, вспаханный, лимонная, серебряное, решена, расписанная, орлиный, внесено, присутствующие, машинный, гостиный, прочитана, труженики.
Правописание прилагательных с основой на Н
Правописание НН в полных страдательных причастиях прош врем.
Правописание Н и НН в прилагательных
Правописание Н в кратких страдательных причастиях
Учитель: Обоснуйте такой выбор слов. ( Дети объясняют орфограммы в каждом столбце.)
Аналогичная работа связана с заданием 5 ОГЭ по русскому языку.
Учитель: Какие два слова остались –( одно действительное причастие настоящего времени, второе существительное, правописание которого надо запомнить; сделайте морфемный разбор слова труженик – суффикс -еник)
Учитель: Сконструируйте простое предложение со словом труженики.
-Запишем в тетрадь.
Труженики нашего хозяйства успешно завершили уборку урожая.
Выпишите все словосочетания из предложения: Укажите способ подчинительной связи.
Завершили успешно- примыкание
Нашего хозяйства — согласование
Завершили уборку — управление
Уборку урожая — управление
— Замените словосочетание завершили успешно , построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со другим видом связи.. Задание 7 ОГЭ( успешное завершение – согласование, завершили с успехом — управление)
Запишем второе предложение.
Присутствующие на матче горячо приветствовали сборную России.
Учитель: Подчеркните грамматические основы в этих предложениях. Чем выражено подлежащее в этих предложениях. Что необычного увидели? (Существительным и причастием)
— Сформулируйте тему нашего урока. Подлежащее и способы его выражения.
— Как выдумаете, что мы должны узнать на сегодняшнем уроке?
— Что мы уже знаем по этой теме? (что такое подлежащее и чем оно может быть выражено) Проговариваем.
Учитель: действительно, мы изучаем широкую тему — Синтаксис простого предложения, а тема нашего урока – узкая тема. Запишите в тетради тему урока.
3. Реализация темы урока
Работаем с учебником Теория. Заполняем таблицу. Обратите внимание, что в графе Примеры, у вас уже имеются некоторые примеры. В случае затруднения пользуйтесь справочником «Русский язык» стр.159 Р абота в парах.
Способы выражения подлежащего
Жить убийством и разбоем — значит клевать мертвечину.
Несколько разбойников вытащили на крыльцо Василису Егоровну.
Караульные не думали меня удерживать.
Провожающие долго смотрели вслед кибитке.
Двое взяли его под руки и посадили на седло.
Завтра не будет похоже на сегодня.
Громкое ура прокатилось над площадью.
Встречать государя вышли от мала до велика.
Трое из разбойников вышли из избы.
4.Сделайте вывод Подлежащее может быть выражено….
Таблицу вклейте в тетрадь-справочник.
5. Практическая работа . Перед вами текст. Прочитайте его. Определите главную мысль. Подчеркните в каждом предложении грамматические основы, помните, что вам могут встретиться и сложные предложения.
(1)…Обещаешь ли служить мне с усердием? – продолжал Пугачев. (2) Вопрос мошенника и его дерзость показались мне забавны. (3)Я смутился. (4) Признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным. (5)Назвать его в глаза обманщиком – было подвергать себя погибели. (6) Пугачев мрачно ждал моего ответа. (7) Наконец чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою.
— (8) Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? (9) Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. (10) Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья, а я сказал тебе правду.
(11) Моя искренность поразила Пугачёва.
— (12) Казнить так казнить, миловать так миловать; ступай себе на все четыре стороны, — сказал он.
Задание: Укажите номера предложений, в которых синтаксическим средством выразительности речи является инверсия. Задание 3 ОГЭ
ИЛИ ВАРИАНТ 2 (для слабых)
Прошло несколько недель, и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но и приятною. (2)В доме коменданта был я принят как родной. (3)Муж и жена были люди самые почтенные. (4)Иван Кузьмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но честный и добрый. (5)Жена его им управляла. (6)Марья Ивановна скоро перестала со мною дичиться. (7)Мы познакомились.(8)Я в ней нашёл благоразумную и чувствительную девушку.
(9)Служба меня не отягощала. (10)У Швабрина было несколько французских книг. (11) Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе.
Задание: Укажите номера предложений, в которых синтаксическим средством выразительности речи является инверсия.
Проверяем все вместе. Делаем вывод.
6. Рефлексия: вернемся к цели нашего урока. Должны были узнать способы выражения подлежащего и научиться определять, чем в предложении может быть выражено подлежащее . ЭТИ знания необходимы для выполнения задания 8 ОГЭ
7. Этап проверки усвоения материала. Тестовая работа
Тест Подлежащее и способы его выражения
Вопрос 1 Чем может быть выражено подлежащее?
1. любой знаменательной частью речи
2. только склоняемой частью речи
3. только неизменяемой частью речи
4. только спрягаемой частью речи
Вопрос 2 В каком предложении подлежащее выражено
1. Заросли кустарников и травы мешали их передвижению.
2. Наши пряли, а ваши спали.
3. Но за грохотом разбившейся стихии мой обострённый слух вновь
уловил шум в коридоре.
4. Ни один из больших художников не был забыт так основательно, как Рокотов.
Вопрос 3 В каком предложении подлежащее выражено
1. Наши плачут, да и ваши не радуются.
2. Что-то с визгом пронеслось в воздухе и упало посередине реки.
3. Ложное не может быть красивым.
4. Царь Пётр находился в кабинете своего Преображенского полка.
Вопрос 4 В каком предложении подлежащее выражено
1. Наша задача — дойти до города во что бы то ни стало.
2. Играть с вами на одной сцене — радость, честь и блаженство.
3. В лесу всегда нужно запоминать приметы.
4. Он начал быстро считать в уме.
Вопрос 5 В каком предложении подлежащее выражено цельным
1. Все сорок человек немедленно сгрудились возле него.
2. Штатский что-то сказал полковнику вполголоса.
3. У ольхи зашевелились чешуйки на готовых с осени серёжках.
4. Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой?
Вопрос 6 В каком предложении подлежащее выражено
1. Чужой останется чужим.
2. Злой с лукавым водились, да оба в яму свалились.
3. Второй, опустившись на колено, пытался приладить соскочившую
4. Ни души на улицах.
Вопрос 7 В каком предложении подлежащее выражено
1. На одной неделе семь пятниц не живёт.
2. Его «увы» прозвучало с горечью.
3. Спросите вы у тишины над ширью пашен и полей у берёз,
4. Кто при звёздах и при луне так поздно едет на коне?
Вопрос 8 В каком предложении подлежащее выражено наречием?
1. «Вечор» — устаревшее слово.
2. Снова я шагаю по тёмным московским улицам.
3. Какой враг может выжечь любовь к тебе?
4. В утренней тишине слышатся какие-то переливчатые звуки.
Вопрос 9 В каком предложении подлежащее выражено
1. Я посмотрел на часы.
2. Пять часов утра на слабо светящихся вокзальных часах.
3. Что же это в небе происходит?
4. Как прекрасна светлая наша страна!
Вопрос 10 В каком предложении подлежащее выражено
1. И вот конец великому испытанию.
2. Шумно и дружно запели ручьи.
3. Длиннобородый тихо усмехнулся.
4. У него золотые руки.
8. Домашняя работа.
1) С оставьте или подберите из произведения художественной литературы предложения, где подлежащее выражено разными частями речи.
2)Напишите сочинение-миниатюру на тему Что такое благородство?, используя в качестве аргументов примеры из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Источник