Двусоставное предложение способы выражения подлежащего 8 класс

Тема: Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Тип урока: усвоения новых знаний.

Цели: активизировать знания учащихся о главных членах предложения; научить выделять в предложении подлежащее и характеризовать его; развивать аналитическое мышление и коммуникативные качества; воспитывать чувство любви к русскому языку.

Предметные: формировать умение определять главные члены предложения;

Метапредметные: искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные: формировать навыки умение слушать товарищей, принимать коллективное решение. Регулятивные: учить постановке цели работы. Личностные: развивать эмоциональную сферу учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
glavnye_chleny_dvusostavnogo_predlozheniya._word_2.docx 17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Цели: активизировать знания учащихся о главных членах предложения; научить выделять в предложении подлежащее и характеризовать его; развивать аналитическое мышление и коммуникативные качества; воспитывать чувство любви к русскому языку.

Предметные: формировать умение определять главные члены предложения;

Метапредметные: искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные: формировать навыки умение слушать товарищей, принимать коллективное решение. Регулятивные: учить постановке цели работы.

Личностные: развивать эмоциональную сферу учащихся.

Оборудование: карточки, таблица.

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация опорных знаний.

-Грамматическая основа –это…

Составить 3 предложения про осень. Подчеркнуть грамматическую основу.

2 ученика работают с карточками у доски.

Выполнить разбор словосочетания.

Осенний день, весело играют, золотая пора, холодный дождь, стучат тихо, оставляя впечатление.

Золотой птицы, проходит мгновенно, рисует на асфальте, солнечный день, слушать пение, смеяться громко.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Знакомство со сказкой о главных членах предложения.

В стране Предложение жили король Подлежащее и королева Сказуемое. Они не могли жить друг без друга и очень редко оставались в одиночестве. Но занятия у них были разные.

Король Подлежащее отвечал на вопросы: кто? что? А королева Сказуемое была болтушкой и сразу отвечала на много вопросов: Что делает? Каков? (какой?) Кто таков? Что такое?

И одевались они по-разному.

Король Подлежащее любил костюм из существительного и местоимения в именительном падеже, реже надевал плащ из цельного словосочетания, но и другая была у него одежда, из других частей речи.

А королева Сказуемое чаще всего бывала в платье из глагола, иногда из краткого и полного прилагательного, из имени существительного в именительном падеже, реже – из других частей речи.

IV. Постановка цели и задач урока.

V.Усвоение новых знаний.

1)Работа с таблицей.

Называют подлежащее и чем выражено.

Вывод: Подлежащее может выражаться любой частью речи, которая перешла в существительное, а также инфинитивом.

2)Работа с учебником § 10.Упр. 68 ( работа возле доски)

3) Работа в парах

Заполнить таблицу «Способы выражения подлежащего» Кто больше за 3 минуты придумает.

4) Самостоятельная работа

Выписать подлежащее с каждого предложения, определить способ его выражения.

Гости приехали утром. Он был в музее. Старшие помогали младшим. Желающие могли покататься на лодке. Два да два – четыре. Курить – здоровью вредить. Завтра не наступит никогда. Га-га-га слышалось на лугу. Мы с сестрой радовались возвращению домой.

-Что нового узнали по данной теме?

-Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

VΙΙ. Домашнее задание.

2. Написать мини-сочинение про осень, используя в предложениях разные способы выражения подлежащего.

3. Выписать из любого источника 5 предложений с разными способами выражения подлежащего.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: «Главные члены предложения. Подлежащее».

Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала.

Урок русского языка в 5 классе Тема: Главные члены предложения. Подлежащее.

Конспект урока по русскому языку на тему:»Главные члены предложения. Способы их выражения «.

Конспект урока по русскому языку «Главные члены предложения. Способы их выражения».

Урок русского языка в 5 классе по теме «Главные члены предложения. Подлежащее»

Урок русского языка.

Презентация по русскому языку в 5 классе на тему: «Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое.»

Презентация отражает этапность урока-путешествия по теме «Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое.» раздела учебника по русскому языку в 5 классе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.» В неё.

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема: Главные члены предложения. Подлежащее.

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе составлена по учебнику под редакцией Е.А.Быстровой с учетом требований ФГОС.

Урок русского языка в 8 классе по теме «Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения»

Урок русского языка в 8 классе по теме «Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения». Сценарий урока составлен в соответствии с ФГОС с использованием методиче.

Источник

Способы выражения подлежащего

Рассмотрим спо­со­бы выра­же­ния под­ле­жа­ще­го раз­лич­ны­ми частя­ми речи и сло­во­со­че­та­ни­я­ми в пред­ло­же­нии. В про­стом пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее может быть обо­зна­че­но сло­ва­ми раз­ных частей речи, в том чис­ле инфи­ни­ти­вом, лек­си­че­ски и син­так­си­че­ски нераз­ло­жи­мы­ми сло­во­со­че­та­ни­я­ми и фразеологизмами.

В пред­ло­же­нии основ­ная мысль сосре­до­то­че­на в его син­так­си­че­ском ядре — под­ле­жа­щем и ска­зу­е­мом.

Подлежащее — это глав­ный член пред­ло­же­ния, с помо­щью кото­ро­го мож­но узнать, о ком или о чём идет речь в выска­зы­ва­нии. К под­ле­жа­ще­му мож­но задать вопрос кто? или что? Этот глав­ный член пред­ло­же­ния пояс­ня­ет­ся ска­зу­е­мым, обо­зна­ча­ю­щем дей­ствие или состо­я­ние субъекта.

Подлежащее име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа и может быть обо­зна­че­но не толь­ко отдель­ны­ми сло­ва­ми, но и сло­во­со­че­та­ни­я­ми и фразеологизмами.

Таблица

Способ Пример
1. Имя суще­стви­тель­ное в и. п. Собака игра­ла с костью.
2. Имя числительное Семеро одно­го не ждут.
Шесть делит­ся на три.
3. Местоимение в име­ни­тель­ном падеже Никто не спал в эту ночь.
4. Инфинитив (обыч­но — в нача­ле предложения) Грубить — пло­хая привычка.
5. Субстантивированное при­ча­стие, прилагательное Взрослые отпра­ви­ли детей спать.
Вошедший при­вет­ство­вал присутствовавших.
6. Любая часть речи в зна­че­нии существительного Наше зав­тра туманно.
Грянуло ура .
7. Различные соче­та­ния слов:
а) состав­ные гео­гра­фи­че­ские названия;
Садовое коль­цо — кру­го­вая транс­порт­ная магистраль.
б) устой­чи­вые соче­та­ния слов, в том чис­ле фра­зео­ло­ги­че­ские обороты; В стране актив­но раз­ви­ва­ет­ся сель­ское хозяй­ство .
в) количественно-именные сочетания; Несколько чело­век вошли в ком­на­ту. Один из них был в очках.
г) соче­та­ния соби­ра­тель­но­го сущ. с коли­че­ствен­ным зна­че­ни­ем (ряд, часть, мно­же­ство) с сущ. или место­им. в р. п.; На пло­ща­ди собра­лось мно­же­ство наро­да .
д) соче­та­ния неопре­де­лен­ных место­име­ний с име­на­ми прилагательными; Что-то чер­ное заше­ве­ли­лось в углу.
е) соче­та­ние сущ. в и. п. с пред­ло­гом «с» и сущ. в тв. п. Мама с ребен­ком шли впереди.

Выражение подлежащего в простом предложении

Подлежащее выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи как имен­ны­ми, так и слу­жеб­ны­ми. В роли глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­ще­го субъ­ект дей­ствия, чаще все­го выступает

1. суще­стви­тель­ное в име­ни­тель­ном паде­же един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го числа

2. местоимения-существительные (лич­ные, отно­си­тель­ные, опре­де­ли­тель­ные, отри­ца­тель­ные, неопределенные)

Любой зна­ет ответ на этот вопрос.

3. коли­че­ствен­ное или соби­ра­тель­ное числительное

Двое быст­ро про­шли через тем­ный двор.

4. при­ла­га­тель­ное или при­ча­стие, кото­рое пере­шло в существительное

Скромный гово­рит о себе сво­и­ми поступками.

Выздоравливающие про­гу­ли­ва­лись по аллее.

6. наре­чие в роли существительного

7. слу­жеб­ные части речи и меж­до­ме­тие, кото­рые при­об­ре­ли пред­мет­ное значение

Около — это про­из­вод­ный пред­лог, а тоже — союз.

Громкое «бра­во» раз­да­лось с бал­ко­на театра.

Иногда осо­бое затруд­не­ние вызы­ва­ет под­ле­жа­щее, выра­жен­ное неопре­де­лен­ной фор­мой гла­го­ла, или инфинитивом.

Выражение подлежащего инфинитивом

Инфинитив может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния. Рассмотрим инфи­ни­тив в роли подлежащего.

К упать­ся ночью в море запре­ща­ет­ся .

В этом пред­ло­же­нии к сло­ву «купать­ся» зада­дим вопрос: о чем идет речь?

«Купаться» — это под­ле­жа­щее, кото­рое пояс­ня­ет­ся ска­зу­е­мым, выра­жен­ным гла­го­лом «запре­ща­ет­ся».

Купаться запре­ща­ет­ся — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва предложения.

Подлежащее, выра­жен­ное инфи­ни­ти­вом, нахо­дит­ся в нача­ле пред­ло­же­ния. Чтобы вер­но ука­зать под­ле­жа­щее в фор­ме инфи­ни­ти­ва и не спу­тать его с дру­ги­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, сле­ду­ет выяс­нить вто­рой глав­ный член. Такое под­ле­жа­щее, как пра­ви­ло, име­ет пояс­ня­ю­щее его ска­зу­е­мое, обо­зна­чен­ное сло­ва­ми раз­ных частей речи:

Осознать свою ошиб­ку — это бла­го­род­ство .

б) дру­гим гла­го­лом в фор­ме инфинитива

Для меня жить — зна­чит рабо­тать (И. К. Айвазовский).

в) сло­вом кате­го­рии состояния

Всегда насла­ждать­ся — это невоз­мож­но .

г) при­ла­га­тель­ным в пол­ной фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа с глаголом-связкой

Дарить сча­стье дру­гим — быть самом у счаст­ли­вым .

Выражение подлежащего словосочетанием

Подлежащее выра­жа­ет­ся лек­си­че­ски неде­ли­мы­ми сло­во­со­че­та­ни­я­ми, в соста­ве кото­рых укажем

а) име­на собственные

б) име­на нарицательные

в) устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния — термины

Подлежащее может быть обо­зна­че­но син­так­си­че­ски неде­ли­мы­ми соче­та­ни­я­ми слов, одно из кото­рых обо­зна­ча­ет коли­че­ство или ука­зы­ва­ет на него:

а) соче­та­ние чис­ли­тель­но­го с существительным

б) соче­та­ние суще­стви­тель­ных «боль­шин­ство», «мно­же­ство», «мень­шин­ство», «ряд», «часть», «сот­ня» с суще­стви­тель­ным в фор­ме р. п. мн. ч.

в) соче­та­ние место­име­ний «столь­ко», «сколь­ко», «несколь­ко» с суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме р. п. мн. ч.

г) соче­та­ния, выра­жа­ю­щие при­бли­зи­тель­ное коли­че­ство, с пред­ло­га­ми «око­ло», «до» и сло­ва­ми «мно­го», «мало», «свы­ше», «боль­ше», «мень­ше»

д) соче­та­ние место­име­ния или чис­ли­тель­но­го в и. п. с суще­стви­тель­ным в р. п. с пред­ло­гом «из»

е) суще­стви­тель­ное или лич­ное место­име­ние в и. п. с суще­стви­тель­ным в тво­ри­тель­ном паде­же, если ска­зу­е­мое име­ет фор­му мно­же­ствен­но­го числа

(Кто?) Я с бра­том , вой­дя в дом, сня­ли шапки.

Я (с кем?) с бра­том пошел на охоту.

ж) неопре­де­лен­ное место­име­ние (некто, нечто, кто-то, что-то и пр.) с при­ла­га­тель­ным (при­ча­сти­ем) в роли существительного:

Некто незна­ко­мый загля­нул в калитку.

Что-то тре­вож­ное послы­ша­лось нам в гуле ветра.

з) выра­же­ния с вре­мен­ным зна­че­ни­ем, в соста­ве кото­рых име­ют­ся сло­ва «нача­ло», » «сере­ди­на», «конец»

Незаметно подо­шла сере­ди­на квар­та­ла .

и) целые пред­ло­же­ния, кото­рые теря­ют предикативность

Подлежащее выражено фразеологизмом

В каче­стве глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния может высту­пать фра­зео­ло­гизм, кото­рый не делит­ся на состав­ля­ю­щие его сло­ва и цели­ком явля­ет­ся подлежащим.

Примеры:

Нить Ариадны помог­ла Тесею вый­ти из лабиринта.

Манна небес­ная вряд ли будет сыпать­ся нам.

Эта голу­ба я меч­та неосу­ще­стви­ма для меня.

Видеоурок «Подлежащее и способы его выражения (8 класс)»

Источник

Урок по русскому языку для 8 класса на тему «Подлежащее. Способы выражения подлежащего.»

Урок по русскому языку для 8 класса «Подлежащее.Способы выражения подлежащего.»

Проектирование современного урока в условиях перехода на ФГОС ООО

Урок русского языка в 8 классе

Тема урока Подлежащее. Способы выражения подлежащего.

Тип урока : урок новых знаний

1)образовательная: систематизировать знания учащихся о главных членах предложения и самостоятельных частях речи ; расширить понятие о подлежащем и способах его выражения;

2)развивающая: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; умение находить подлежащее в тексте; умение анализировать и делать выводы;

3)воспитательная: воспитывать самостоятельность учащихся и интерес к русскому языку и литературе;

Формы работы учащихся : индивидуальная, парная, коллективная

Метод : проблемный, частично-поисковый

Необходимое техническое оборудование : медиапроектор, экран для проектора, компьютер+ уч.пособие для 8 класса под редакцией В.Бабайцевой «Теория»и «Справочный материал» под ред.М.Баранова

1.Организационное начало урока. Мотивационный настрой – все, что узнаем сегодня, поможет нам завтра.

2. Актуализация знаний: на экране записаны слова. Сгруппируйте их по орфограммам, оформив таблицу.

Каменный, вспаханный, лимонная, серебряное, решена, расписанная, орлиный, внесено, присутствующие, машинный, гостиный, прочитана, труженики.

Правописание прилагательных с основой на Н

Правописание НН в полных страдательных причастиях прош врем.

Правописание Н и НН в прилагательных

Правописание Н в кратких страдательных причастиях

Учитель: Обоснуйте такой выбор слов. ( Дети объясняют орфограммы в каждом столбце.)

Аналогичная работа связана с заданием 5 ОГЭ по русскому языку.

Учитель: Какие два слова остались –( одно действительное причастие настоящего времени, второе существительное, правописание которого надо запомнить; сделайте морфемный разбор слова труженик – суффикс -еник)

Учитель: Сконструируйте простое предложение со словом труженики.

-Запишем в тетрадь.

Труженики нашего хозяйства успешно завершили уборку урожая.

Выпишите все словосочетания из предложения: Укажите способ подчинительной связи.

Завершили успешно- примыкание

Нашего хозяйства — согласование

Завершили уборку — управление

Уборку урожая — управление

— Замените словосочетание завершили успешно , построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со другим видом связи.. Задание 7 ОГЭ( успешное завершение – согласование, завершили с успехом — управление)

Запишем второе предложение.

Присутствующие на матче горячо приветствовали сборную России.

Учитель: Подчеркните грамматические основы в этих предложениях. Чем выражено подлежащее в этих предложениях. Что необычного увидели? (Существительным и причастием)

— Сформулируйте тему нашего урока. Подлежащее и способы его выражения.

— Как выдумаете, что мы должны узнать на сегодняшнем уроке?

— Что мы уже знаем по этой теме? (что такое подлежащее и чем оно может быть выражено) Проговариваем.

Учитель: действительно, мы изучаем широкую тему — Синтаксис простого предложения, а тема нашего урока – узкая тема. Запишите в тетради тему урока.

3. Реализация темы урока

Работаем с учебником Теория. Заполняем таблицу. Обратите внимание, что в графе Примеры, у вас уже имеются некоторые примеры. В случае затруднения пользуйтесь справочником «Русский язык» стр.159 Р абота в парах.

Способы выражения подлежащего

Жить убийством и разбоем — значит клевать мертвечину.

Несколько разбойников вытащили на крыльцо Василису Егоровну.

Караульные не думали меня удерживать.

Провожающие долго смотрели вслед кибитке.

Двое взяли его под руки и посадили на седло.

Завтра не будет похоже на сегодня.

Громкое ура прокатилось над площадью.

Встречать государя вышли от мала до велика.

Трое из разбойников вышли из избы.

4.Сделайте вывод Подлежащее может быть выражено….

Таблицу вклейте в тетрадь-справочник.

5. Практическая работа . Перед вами текст. Прочитайте его. Определите главную мысль. Подчеркните в каждом предложении грамматические основы, помните, что вам могут встретиться и сложные предложения.

(1)…Обещаешь ли служить мне с усердием? – продолжал Пугачев. (2) Вопрос мошенника и его дерзость показались мне забавны. (3)Я смутился. (4) Признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным. (5)Назвать его в глаза обманщиком – было подвергать себя погибели. (6) Пугачев мрачно ждал моего ответа. (7) Наконец чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою.

— (8) Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? (9) Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. (10) Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья, а я сказал тебе правду.

(11) Моя искренность поразила Пугачёва.

— (12) Казнить так казнить, миловать так миловать; ступай себе на все четыре стороны, — сказал он.

Задание: Укажите номера предложений, в которых синтаксическим средством выразительности речи является инверсия. Задание 3 ОГЭ

ИЛИ ВАРИАНТ 2 (для слабых)

Прошло несколько недель, и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но и приятною. (2)В доме коменданта был я принят как родной. (3)Муж и жена были люди самые почтенные. (4)Иван Кузьмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но честный и добрый. (5)Жена его им управляла. (6)Марья Ивановна скоро перестала со мною дичиться. (7)Мы познакомились.(8)Я в ней нашёл благоразумную и чувствительную девушку.

(9)Служба меня не отягощала. (10)У Швабрина было несколько французских книг. (11) Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе.

Задание: Укажите номера предложений, в которых синтаксическим средством выразительности речи является инверсия.

Проверяем все вместе. Делаем вывод.

6. Рефлексия: вернемся к цели нашего урока. Должны были узнать способы выражения подлежащего и научиться определять, чем в предложении может быть выражено подлежащее . ЭТИ знания необходимы для выполнения задания 8 ОГЭ

7. Этап проверки усвоения материала. Тестовая работа

Тест Подлежащее и способы его выражения

Вопрос 1 Чем может быть выражено подлежащее?

1. любой знаменательной частью речи

2. только склоняемой частью речи

3. только неизменяемой частью речи

4. только спрягаемой частью речи

Вопрос 2 В каком предложении подлежащее выражено

1. Заросли кустарников и травы мешали их передвижению.

2. Наши пряли, а ваши спали.

3. Но за грохотом разбившейся стихии мой обострённый слух вновь

уловил шум в коридоре.

4. Ни один из больших художников не был забыт так основательно, как Рокотов.

Вопрос 3 В каком предложении подлежащее выражено

1. Наши плачут, да и ваши не радуются.

2. Что-то с визгом пронеслось в воздухе и упало посередине реки.

3. Ложное не может быть красивым.

4. Царь Пётр находился в кабинете своего Преображенского полка.

Вопрос 4 В каком предложении подлежащее выражено

1. Наша задача — дойти до города во что бы то ни стало.

2. Играть с вами на одной сцене — радость, честь и блаженство.

3. В лесу всегда нужно запоминать приметы.

4. Он начал быстро считать в уме.

Вопрос 5 В каком предложении подлежащее выражено цельным

1. Все сорок человек немедленно сгрудились возле него.

2. Штатский что-то сказал полковнику вполголоса.

3. У ольхи зашевелились чешуйки на готовых с осени серёжках.

4. Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой?

Вопрос 6 В каком предложении подлежащее выражено

1. Чужой останется чужим.

2. Злой с лукавым водились, да оба в яму свалились.

3. Второй, опустившись на колено, пытался приладить соскочившую

4. Ни души на улицах.

Вопрос 7 В каком предложении подлежащее выражено

1. На одной неделе семь пятниц не живёт.

2. Его «увы» прозвучало с горечью.

3. Спросите вы у тишины над ширью пашен и полей у берёз,

4. Кто при звёздах и при луне так поздно едет на коне?

Вопрос 8 В каком предложении подлежащее выражено наречием?

1. «Вечор» — устаревшее слово.

2. Снова я шагаю по тёмным московским улицам.

3. Какой враг может выжечь любовь к тебе?

4. В утренней тишине слышатся какие-то переливчатые звуки.

Вопрос 9 В каком предложении подлежащее выражено

1. Я посмотрел на часы.

2. Пять часов утра на слабо светящихся вокзальных часах.

3. Что же это в небе происходит?

4. Как прекрасна светлая наша страна!

Вопрос 10 В каком предложении подлежащее выражено

1. И вот конец великому испытанию.

2. Шумно и дружно запели ручьи.

3. Длиннобородый тихо усмехнулся.

4. У него золотые руки.

8. Домашняя работа.

1) С оставьте или подберите из произведения художественной литературы предложения, где подлежащее выражено разными частями речи.

2)Напишите сочинение-миниатюру на тему Что такое благородство?, используя в качестве аргументов примеры из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Источник

Читайте также:  Оценочный способ изложения правовой нормы
Оцените статью
Разные способы