- Преобразование двойных радикалов методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Преобразование двойных радикалов
- Алгоритм решения уравнений с двойными радикалами
- Преобразование выражений вида $ \sqrt> $
- Примеры
- Преобразование двойных радикалов
- Просмотр содержимого документа «Преобразование двойных радикалов»
Преобразование двойных радикалов
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему
Теоретический материал по теме: «Преобразование двойных радикалов». Задания для самостоятельного решения и контроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preobrazovanie_dvoynykh_radikalov.docx | 102.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ДВОЙНЫХ РАДИКАЛОВ.
Выражение вида где — некоторые числа, называется двойным или сложным радикалом .
При преобразовании выражений, содержащих двойные радикалы, часто бывает удобно освободиться в двойном радикале от внешнего радикала.
Если подкоренное выражение представляет собой полный квадрат, то освободиться от внешнего радикала можно с помощью тождества
Освободиться от внешнего радикала в выражении:
а).Представим подкоренное выражение в виде квадрата суммы.
Слагаемое рассмотрим как удвоенное произведение чисел и 1 или чисел и 2.
Тогда число 7 должно быть равно сумме квадратов этих чисел. Подбором можно найти, что это условие выполняется для чисел 2 и , т.е.
б).Попробуем подобрать такие числа и , что
Если такие числа существуют, то выполняются следующие условия:
В некоторых случаях удается освободиться от внешнего радикала с помощью формулы двойного радикала: где некоторые числа, причем
Докажем это равенство.
При указанных условиях правая часть равенства представляет собой выражение, которое имеет смысл и принимает неотрицательное значение.
Докажем, что квадрат этого выражения равен
Пример2. Упростить выражение:
1способ. Воспользуемся формулой двойного радикала
В данном случае
2способ. Представим подкоренное выражение в виде квадрата двучлена.
Доказать, что при значение выражения не зависит от
Освободимся от внешнего радикала в каждом из двойных радикалов.
Пример4. Упростить выражение
Представим подкоренное выражение в виде квадрата двучлена.
Практические задания для самостоятельного решения.
1. Упростить выражение:
Ответ: указание: умножить и разделить подкоренное выражение на 2.
2. .Докажите, что значение выражения является целым числом: Ответ: 1).-1; 2).1; 3).-1; 4).-2; 5).2.
3. Выяснить, является ли значение выражения рациональным или иррациональным числом:
4. Упростите выражение:
5. Найдите значение выражения:
Ответ: 1).12; 2).0; 3).1;
6. Упростите выражение:
Ответ:
Самостоятельная работа по теме «Преобразование выражений, содержащих двойные радикалы».
Источник
Преобразование двойных радикалов
Алгоритм решения уравнений с двойными радикалами
Решаем уравнение вида $ \sqrt
Шаг 1. Если $e \ge 0$, возвести в квадрат левую и правую части.
Если $e \lt 0$, решений нет, $x \in \varnothing$, перейти на шаг 5.
Шаг 2. $ax+b \sqrt
Шаг 3. Возвести в квадрат левую и правую части
с условием, что правая часть неотрицательна:
Шаг 4. Решить полученное квадратное уравнение (см. главу 4 данного справочника)
и проверить для корней условие $\frac
Шаг 5. Конец работы.
Преобразование выражений вида $ \sqrt> $
Справедлива следующая формула:
Примеры
Пример 1. Решите уравнения:
Возводим в квадрат: $1+\sqrt<2>+\sqrt
Возводим в квадрат: $2+\sqrt
Возводим в квадрат: x = 49
Возводим в квадрат: $x+2\sqrt
Замечаем, что по определению арифметического корня:
$$ <\left\< \begin
Единственное возможное решение x=1. Подставляем: $ \sqrt<1+2\sqrt<1-1>> ≡ 1$
Пример 2. Вычислите:
Исходное выражение: $A = \pm \sqrt<2>$.
Очевидно, что $\sqrt<9-\sqrt<17>> \lt \sqrt<9 + \sqrt<17>>$ и $A \lt 0$. Поэтому $A = — \sqrt<2>$.
Используем формулу преобразования двойных радикалов.
$$A = 9, B = 17 \Rightarrow C = A^2-B = 81-17 = 64 \Rightarrow \sqrt
$$ A \gt 0: A = \sqrt <4>= 2 $$
Подставляем: $ \frac<4-2> <4>= \frac<1><2>$
Пример 3. Используя формулу преобразования двойных радикалов, упростите выражение:
$$ A = 2, B = 3 \Rightarrow C = A^2-B = 4-3 = 1 \Rightarrow \sqrt
$$ A = 7, B = 24 \Rightarrow C = A^2-B = 49-24 = 25 \Rightarrow \sqrt
$$ A = 11, B = 112 \Rightarrow C = A^2-B = 121-112 = 9 \Rightarrow \sqrt
$$ A = 9, B = 80 \Rightarrow C = A^2-B = 81-80 = 1 \Rightarrow \sqrt
$$ A = a, B = a^2-b^2 \Rightarrow C = A^2-B = a^2-(a^2-b^2 ) = b^2 \Rightarrow \sqrt
Пример 4. Докажите равенство индийского математика Бхаскара (1114-1185):
Возведём в квадрат левую и правую части равенства. Для квадрата суммы трёх выражений используем формулу из §26 справочника для 7 класса.
Выражения слева и справа тождественно равны.
Что и требовалось доказать.
Пример 5*. Упростите выражение (задача Ж.Бертрана (1822-1900)):
Используем результат из примера 3(а):
$$ (\sqrt<3>+1)^2 = 3+2\sqrt<3>+1 = 4+2\sqrt <3>= 2(2+\sqrt<3>) \Rightarrow 2+\sqrt <3>= \frac<(\sqrt<3>+1)^2> <2>$$
Источник
Преобразование двойных радикалов
Конспект урока по алгебре с использованием презентации.
Просмотр содержимого документа
«Преобразование двойных радикалов»
Тема: Преобразование двойных радикалов
Цель: Формировать умения освобождаться от внешнего радикала, представив подкоренное выражение в виде квадрата, используя метод неопределённых коэффициентов, с помощью формулы двойного радикала. Развивать конструктивное и алгоритмическое мышление. Воспитывать самокритичность.
Тип: Урок формирования знаний и умений.
Оборудование: Проектор, презентация урока, учебник.
Проверка домашнего задания.
Проверить с записью на доске решение примера № 438.
(2 – ) (2 +
) = 2² –
= 4 – 3 = 1. Числа, произведение которых равняется 1, являются взаимно обратными.
(2 – 5) +
=
=
= 0. Числа, сумма которых равна 0, являются противоположными.
Актуализация умений. Работа в парах.
Освободитесь от внешнего радикала, представив подкоренное выражение в виде квадрата. а) =
=
+ 1
б) =
=
– 2
Постановка проблемы, целей и задач урока.
в) =
= 6 –
г) = ?
Изучение нового материала. Формирование умений.
Решение задачи методом неопределённых коэффициентов.
= а + b
, тогда (а + b
)² = 61 + 28
и а + b
≥ 0
Значит, a² + 2ab + 3b² = 61 + 28
a² + 3b² = 61, a² + 3b² = 61,
Выпишем все пары целых чисел ( a;b), для которых ab = 14 и выберем те, которые удовлетворяют условиям. Это пара (7; 2). Значит, = 7 + 2
.
Освободитесь от внешнего радикала, представив подкоренное выражение в виде квадрата:
1) = = 5 – ; 2) = = 1 + 4
Формула двойного радикала:
. = , если и разность равна квадрату рационального числа. Доказательство готовит ученик в рамках индивидуального домашнего задания.
Освободитесь от внешнего радикала, пользуясь формулой двойного радикала:
1) . Проверяем условие применения формулы: 55² – 216 = 3025 – 216 = 2809 = 53² , выполняется. Применяем формулу: + = + 1 = 3 + 1 . 2) . Проверяем условие применения формулы: 86² – 5460 = 7396 – 5460 = 1936 = 44², выполняется. Применяем формулу: – = – .
3) . Проверяем условие применения формулы: 32² – 1008 = 1024 – 1008 = 16 = 4², выполняется. Применяем формулу: – = – = 3 – .
4) . Проверяем условие применения формулы:
75 2 – 3024 = 5625 – 3024 = 2601 = 51 2 , выполняется. Применяем формулу: – = – .
Применение алгебраических формул в геометрии.
Решение: а5 2 = ( R ) 2 = (10 – 2 ) = R² – , а6 2 = R², а10 2 = ( R(
– 1 ) 2 = R² ( 5 – 2
+ 1) = R² – R²
. Проверяем равенство: а5 2 = а6 2 + а10 2 . R² – = R² + R² – R²
Равенство верно.
Радикал по другому называется …
Двойной радикал – это …
Освободиться от внешнего радикала можно, представив …
Если представить подкоренное выражение в виде квадрата не удаётся, то можно использовать …
Формула двойного радикала помогает освободиться от внешнего радикала, если выполняются условия: а ≥ 0, b ≥ 0 и …
Ответы: 1. Арифметический квадратный корень.
2. В подкоренном выражении есть иррациональное число, записанное с помощью арифметического квадратного корня.
3. Представив подкоренное выражение в виде квадрата.
4. Метод неопределённых коэффициентов.
5. Разность а 2 – b равна квадрату рационального числа.
Рефлексия. Проверьте свои ответы и поставьте смайлик, который соответствует вашему настроению.
Пункт 20, формулы выучить. Решить письменно №№444, 446(в). Для индивидуальной работы № 511.
Источник