- Движение способ существования материи движение развитие
- Движение как способ существования материи кратко
- Что такое движение
- Понятие движения в диалектическом материализме
- Начало движения
- Движение, как способ бытия. Устойчивость и изменчивость
- Характеристики движения
- Состояние покоя
- Три типа движения
- Многообразие форм движения
- Социальная форма движение
- Пространство и время, как формы движения
- Открытие новых форм движения
Движение способ существования материи движение развитие
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Движение в философии – это всякое изменение вообще.
В это понятие входят:
1. Процессы и результаты взаимодействий любого рода (механические, квантовые, электрические, гравитационные, информационные, социальные, химические, физические, биологические и др.).
2. Изменение состояний (биологических, физических, химических, энергетических, структурных, квантовых, социальных и др.).
3. Переходы из одного состояния в другое (качественные, количественные, агрегатные, фазовые, энергетические, социальные и др.).
4. Изменение положения тела в пространстве (механическое перемещение, вращение, квантово-механическое перемещение).
5. Возникновение новых явлений и объектов (социальных, физических, искусственных и природных).
6. Изменения в форме (изменение внешнего очертания).
7. Изменение размера (увеличение, уменьшение объема, линейных размеров или пропорций).
8. Системные изменения (смена циклов, приоритетов, направлений, порядка, хронологии и т.д. групповых или парных взаимодействий)
и т.д. и т.п., то есть движение – это любые отклонения от первоначального состояния любого объекта, системы или явления.
Таким образом, движение есть не что иное, как проявление изменчивости объекта, системы или явления.
В таком случае, само понятие движения (изменения, изменчивости) можно понимать только относительно некоего момента устойчивости, относительно некоего момента покоя, содержащего в себе набор характеристик, относительно которых возникает картина происходящих изменений.
Однако, начиная еще с античных времен, в философии утвердилась общая для всех школ позиция, что движение является универсальным и постоянно действующим фактором бытия. Следовательно, само состояние устойчивости объектов, систем или явлений, само состояние стартового покоя, от которого начинается и усматривается их изменение, находится также в составе самого движения, поскольку движение никогда нигде не исчезает и не приостанавливается.
Таким образом, движение есть:
1. Единство изменчивости и устойчивости текущего состояния объекта, системы или явления.
2. Единство непрерывности потока изменений и прерывности качественных состояний объекта, системы или явления в этом потоке.
3. Единство абсолютного и относительного, как единство всего мирового движения (абсолютное) и условных состояний покоя в его составе (относительное).
Движение, как изменение, пронизывает все процессы бытия и определяет их характер. Поэтому вопрос источника движения принципиален для философского мировоззрения и решается в нём двояко:
1. Движение проистекает от внутренней способности объектов и явлений к изменчивости (материализм),
2. Движение проистекает только от какой-либо внешней для объектов и явлений причины (идеализм).
Идеалистические течения философии, отрицающие внутреннюю способность материи к движению, предлагают самые разные источники движения, начиная от Логоса и Перводвигателя, и заканчивая Богом или Абсолютным Духом.
При этом в их системах допускается тот или иной момент начала движения в мире и, соответственно этому, допускается возникновение мира во времени, то есть принимается версия сотворённости мира.
Материализм же полагает, что движение – это есть не что иное, как способ существования материи и неотделимый от материи атрибут, присущий ей органически по самой её природе, и этот тезис должен снимать, как вопрос об источнике движения, так и саму возможность начала движения или возникновения мира во времени.
Ведь, если движение – это способ существования материи, если движение – это неотделимый атрибут материи, то, в таком случае, не только материя немыслима по отдельности без движения, но и само движение немыслимо по отдельности без материи.
Следовательно, не существует никаких других причин движения материи кроме самого движения, и, в этом случае, движущаяся материя существовала всегда.
Качественно движение подразделяется на три своих основных вида: становление, изменение и развитие:
1. Становление – это спонтанное, стихийное, естественное и постоянное изменение всех элементов бытия.
Эта категория выражает непрестанный процесс происходящих изменений, которые охватывают весь мир. В становлении мир постоянно «становится» чем-то, что он не есть сейчас, но при этом остается тем же самым, что был всегда.
Становление выражает свойство движения быть единством изменчивости и устойчивости текущего состояния.
Становление есть также единство бытия и небытия, ведь бытие существует в состоянии своего постоянного перехода в небытие, когда бытие каждое новое мгновение становится другим, оставаясь бытием, но его предшествующее состояние исчезает, то есть переходит в небытие.
2. Изменение – это превращение объекта, системы или явления в нечто другое.
Эта категория выражает свойство движения быть единством непрерывности потока изменений и прерывности его качественных состояний.
Ведь объект, система или явление никогда не существуют сразу в двух своих видах – в прежнем виде и в текущем виде, так как смена текущих состояний происходит прерывным образом в процессе непрерывных изменений, когда прежнее состояние сменяется текущим и сразу же исчезает из бытия.
3. Развитие – это целенаправленное, закономерное и поступательное изменение объекта или системы, предусматривающее переход к необратимо новому состоянию.
Таким образом, развитие, это некая единая во времени линия (поступательность) накопления необходимых, а не случайных изменений (закономерность) для формирования стабильного, а не временного (необратимость) качественно нового вида объекта или системы (целенаправленность).
– эволюционное – медленное, длительное и постепенное накопление изменений предшествующего состояния, и
– революционное – быстрая, резкая смена предшествующего состояния новым.
По своему направлению развитие бывает:
– прогрессивным, так называемым, «восходящим» – в направлении от простого к сложному, от менее организованного к более организованному, от менее совершенного к более совершенному;
– регрессивным, так называемым, «нисходящим» – в направлении, противоположном прогрессу.
В процессах становления, изменения и развития движение осуществляется в различных своих формах.
Формы движения делятся на три основные группы: духовные формы движения, формы движения материи и социальные формы движения. Каждая из форм движения, в свою очередь, состоит из невообразимого множества видов движения.
Формы и виды движения:
1. Духовные формы движения. Представляют собой процессы психики и сознания человека.
Виды этой формы движения: эмоции, чувства, идеи, формирование политических, религиозных и этических убеждений, формирование интеллектуальных предпочтений и научных представлений, душевные влечения, эстетические пристрастия, творческие акты, процессы исследовательского мышления, накопление и осмысление информации, создание объектов духовной культуры, религиозные воззрения и т.д. и т.п.
2. Материальные формы движения материи представляют собой:
– механическое движение – пространственное перемещение материальных объектов, характеризующееся наличием у них траектории.
Виды механического движения: абсолютное, относительное, вращательное, криволинейное, ускоренное, поступательное, циклическое, хаотическое, колебательное и т.д. и т.п.
– квантово-механическое движение – характеризуется отсутствием траектории перемещающихся объектов.
Виды квантово-механического движения: скачок, спин, флуктуация, аннигиляция и т.д.
– физическое движение – процессы естественной природы и рукотворных объектов, работающих на физических законах естественной природы.
Виды физического движения: теплота, электромагнетизм, гравитация, полевые феномены, движение света, перестройка электронных оболочек атомного ядра, возбуждение, инерционные эффекты, фазовые переходы и т.д.
– химическое движение – образование, видоизменение, взаимодействие и разрушение молекул вещества.
Виды химического движения: окисление, восстановление, ощелачивание и т.д., то есть все органические и неорганические реакции, процессы полимеризации, физико-химические явления и пр.
– биологическое движение – процессы живых организмов.
Виды биологического движения: обмен веществ, движение крови, дыхание, выделение, высшая нервная деятельность, старение, регенерация, оплодотворение и т.д.
Каждая из форм движения может объединяться в группы с другими формами движения, образуя так называемые сложные формы движения (биохимические, физико-химические, социобиологические, биофизические, симбиозы, экосистемы, социально-политические союзы и т.д.). Между всеми формами движения существует взаимосвязь и взаимное влияние друг на друга.
Источник
Движение как способ существования материи кратко
Основное свойство материи – движение, как способ существования. Она становится возможной только при наличии этого действия, проявляя себя через него. В мире, во Вселенной всё подвержено движению: предметы, системы, явления. И в то же время, оба понятия «материя» и «движение» – абстракционные понятия, так как не существуют сами по себе, есть движение материальных предметов, так же, как и материя не существует без него.
Что такое движение
Мы рассмотрим кратко движение, как способ существования материи. В философии понятиям «движение» и «материя» посвящено множество трудов выдающихся мыслителей. Что можно назвать движением? Любое изменение состояния предмета, системы. Оно может принимать любую форму от простого передвижения до социального процесса в обществе.
Движение абсолютно, так как движется всё. Если, на наш взгляд, тело находится в покое, то это не значит, что движение прекращено полностью, оно переходит во внутренние процессы. Оно продолжает двигаться вместе с Землёй, Солнечной системой, Галактикой. То, что движение и материя неразрывны, признавали ещё древнегреческие философы-материалисты.
Философы-метафизики понимали движение с точки зрения механики. На вопрос, что же является началом движения, ответ был однозначный, оно происходит от внешних обстоятельств. Если движение передаётся от одного предмета к другому, что же тогда послужило началом. Что было первым движением? По мнению Ньютона, этому послужил первотолчок, который можно рассматривать, как Божественную силу.
Понятие движения в диалектическом материализме
Понятие в философии движения, как способа существования материи было введено учёными, придерживающимися взглядов диалектического материализма. Они основываются на следующем:
• Неотъемлемое свойство существования материи – это движение. Без него существование материи невозможно. Если представить себе материю без движения, то мы увидим застывшую статическую массу — хаотическое неизменное нагромождение. Но всё в мире изменяется, принимает различные формы и состояния. Этому способствует движение.
• Движение – это всякое изменение во Вселенной.
• Движение – это противоречие, началом его материалисты называют единство противоположностей.
Рассмотрим это подробнее.
Начало движения
Движение – способ существования материи. Материализм видел причину начала движения внутри тела, системы, явления, она представляла собой определённую противоречивость, например, постоянство и изменчивость, притяжение и отталкивание, старое и новое, простое и сложное и так далее. В результате единства противоречий внутри материи зарождается активность, которая и является причиной начала движения. Другими словами, в существующем внутри материи едином целом идёт процесс разделения на противоположности, после чего начинается борьба между ними.
Движение, согласно диалектическому материализму, есть результат внутренней активности, порождающей единство противоположностей, в результате чего происходит самодвижение, то есть первичное движение. Согласно диалектики, всё во Вселенной существует друг с другом в связи, именно из этого можно сделать логическое заключение о самодвижении.
Движение, как способ бытия. Устойчивость и изменчивость
В диалектике устойчивость и изменчивость являются парой противоположностей, которые определяют движение. Что такое устойчивость? Это есть сохранение определённых свойств, отношений и состояний неких материальных систем. Отсюда следует предположить, что изменчивость – это перемена свойств, что ведёт к созданию новых материальных систем.
Движение заключает в себе обе противоположности, которые не встречаются в чистом виде, а существуют взаимосвязано. Например, изменчивость движения очевидна, она повторяется, что само по себе служит определённого вида постоянством. Говорить об устойчивости или изменчивости, как источнике движения невозможно. Так как их единство, взаимодействие и, как действие противоположностей, взаимоисключение — есть движение. Другими словами, кратко, движение, как способ существования материи, состоит в борьбе противоположностей.
Значение противоположностей: устойчивости и изменчивости, как способов движения велико. Например, если мы возьмём эволюционные процессы в природе, то здесь явно присутствует изменчивость, которая идёт от низшего к высшему. Но представить эволюцию без устойчивости просто невозможно. Её формой здесь будет закрепление полученного опыта, преобразований в виде информации, накопленной, закреплённой и переданной следующим поколениям. Это называется наследственностью.
Характеристики движения
Материалистическая диалектика переходит через физическое и метафизическое понимание движения, как механического, т. е. простого перемещения предметов в пространстве относительно друг друга, при котором процесс движения происходит как бы сам собой по замкнутому кругу. Она смотрит на движения с точки зрения материализма и считает, что движение можно охарактеризовать, как:
• Материальное. Движение может быть только материальным, так как без материи оно невозможно.
• Абсолютное. Как говорилось выше, движется абсолютно всё. Любое существование подразумевает под собой изменение, которое есть движение.
• Относительное. Движение одного предмета происходит относительно другого. Даже когда предмет (материя) находится в абсолютном покое относительно одних тел, он движется относительно других.
• Противоречивое. Так как мы рассматриваем движение, как способ существования материи, причиной его начала является противоречивость. В каждом предмете, веществе постоянно происходят определённые изменения. С этой точки зрения, предмет, оставаясь тем же, каждый момент меняется, он, в результате изменений в нём, уже другой. Только этим можно объяснить многообразие мира.
Состояние покоя
С точки зрения противоречивости, если существует движение, значит должно существовать другое состояние. И оно есть, его называют покоем, который не является реальностью, находящейся рядом с движением. Его нельзя отнести к антиподам. Это есть движение, как способ существования материи. Под покоем необходимо понимать момент стабильности, отсутствия изменений, равновесия, временное единство противоположностей.
Движение, как способ существования, есть постоянное изменение, а покой — есть сохранение состояния устойчивости вещей и условием их существования. Давайте представим себе отсутствие состояния покоя. Бесконечное движение превратило бы всё в хаос. И только состояние покоя даёт качественно различимые предметы, которые, находятся в нём, существуют определённое время в определённом месте. При этом нужно подчеркнуть главное, что абсолютно движение, а относителен покой.
Три типа движения
Движение и развитие, как способ существования материи можно проследить в живой и неживой природе, в обществе в виде изменений. Но оно не представляет собой однородный процесс. Даже если мы рассмотрим человека, то заметим в нём изменения различного типа. Сначала человек рождается, и происходят изменения в развитии. Потом постепенно начинаются изменения в сторону угасания, старения. Итак, каковы типы движения:
• По восходящей линии – от простого к сложному. Развитие.
• По нисходящей линии – от сложного к простому. Старение.
• По прямой линии. При нём нет ни нисходящих, ни восходящих движений. Длится короткий промежуток времени. После его окончания возможно движение по любому из ранее названных типов.
Все эти изменения относительны по отношению к другим предметам.
Многообразие форм движения
Диалектика рассматривает многообразие движения материи и его основные формы, переходы одной в другую. Каждая из них имеет различные носители (материю), каждая из них имеет свои законы, работающие на определённом уровне. Простые формы движения образуют более сложные, при этом в сумме они составляют качественно новую.
Классификация форм движения и вместе с ними наук, законам которых они подчиняются, впервые была разработана Фридрихом Энгельсом. Он определил их, как основные пять форм, которые хорошо известны. Это механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Все они взаимосвязаны, в них входят более простые формы движения. В свою очередь, они также образуют ещё более сложные формы.
Даже самая простая форма движения — механическая, по Энгельсу, состоит из множества движений, таких как прямолинейное, криволинейное, хаотическое, ускоренное и так далее. Самая сложная форма – это социальная.
Социальная форма движение
Почему данная форма, с которой связано и мышление, считается самой сложной? Это происходит за счёт носителя – социальной материи, которая является самой сложной. Именно она включает в себя все изменения, происходящие в организме человека. Примером может быть перекачка в организме человека крови по сосудам, — в этом принимает участие сердце человека, которое выполняет механическую работу, но механизмом оно не является, так как его работа подчиняется органам нервной системы. Основные виды жизнедеятельности человека, такие как трудовая, общественная и другие, обуславливают изменения в демографии, этнических группах, развитии производительных сил и так далее. Они происходят в соответствии с законами движения, которые действуют на на уровне социальном.
Пространство и время, как формы движения
Пространство и время – это абстракция, их не существует, так как в принципе не могут существовать в реальности, они есть только в нашей голове и существуют только как пустые формы. Как ни парадоксально это осознавать, но в течение двух тысяч лет учёные-философы работали с пустыми формами. В своей книге «Анти-Дюринг» Маркс и Энгельс дали определение пространству и времени, как характеристикам, признакам движения.
Открытие новых форм движения
Но как показала жизнь, классификация форм движения в наше время претерпела значительные изменения. Развитие науки приводит к открытию и изучению новых форм движения. Но по-прежнему, изучение движения и развития, как способов существования материи остаётся наиболее важным. Например, в наше время встал вопрос об изучении новых форм: геологической, космологической, квантово-механической и так далее. Суть их заключается в специфике носителей. Эту материю изучают учёные. Знания о различных формах движения, ещё не известных несколько десятилетий назад, позволяют сделать вывод, что это ещё не конец. Природа готова преподнести человеку множество форм движения, материй.
Источник