Движение – способ существования материи. Основные формы движения материи и их взаимосвязь.
Движение есть неотъемлемое, необходимое и существенное свойство, способ существования материи. «Материя без движения, – писал Ф. Энгельс, – так же немыслима, как и движение без материи».
Во-вторых, движение определяется как любое изменение. «Движение, в применении к материи, – утверждал Ф. Энгельс, – это изменение вообще».
В-третьих, движение представляет собой противоречие, а его источником взаимодействие противоположностей. «Движение есть противоречие, – отмечал В. И. Ленин, – есть единство противоречий».
Итак, движение представляет собой необходимое, неотъемлемое свойство материи, без которого она не может существовать. Иными словами, движение есть атрибут материи. Нигде, никогда, ни при каких условиях не было ни одного материального объекта, ни одного явления, которые были бы лишены движения.
Движение включает в себя и изменчивость, и устойчивость одновременно. Наличие изменчивости в движении очевидно. Но и устойчивость обязательно включается в движение. В реальном мире нет ни «чистой изменчивости», ни «чистой устойчивости», а есть движение, в котором изменчивость и устойчивость взаимодействуют и взаимопереплетаются. Поэтому понятия изменчивости и устойчивости являются результатом идеализации.
Любой вид движения, каждый совершающийся процесс подчиняются действию тех или иных законов. Можно сделать вывод, что формой «движения вообще» являются законы движения. Очевидно, что познание движения невозможно без изучения его специфических форм, поскольку общее, не существует наряду с единичным.
Диалектико-материалистическое учение о формах движения материи было разработано Ф. Энгельсом. Его идеи по данному вопросу отнюдь не устарели. Ф. Энгельс выделял пять основных форм движения материи. Критерием выделения этих форм движения является связь каждой из них с определенными материальными носителями.
Механическое движение – пространственное перемещение объектов, но, нужно отметить сегодня, – не любое, а лишь характеризующееся наличием траектории, — распространение в пространстве полей, например, — это не механический процесс.
Физическое движение — теплота, электромагнетизм, гравитация.
Химическое движение — превращение атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер). Химическая форма движения материи имеет дело с образованием и разрушением молекул вещества.
Биологическое движение — специфические для живого процессы. Последнее можно охарактеризовать так: «Жизнь представляет собой способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение ивоспроизводство организмов.
Социальное движение (с которым связано и мышление).
Формы движения расположены именно в этом порядке не случайно: каждая последующая включает в себя предыдущие.
Источник
Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи и их взаимосвязь
Существование любой материи возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Так атом существует лишь потому, что происходит взаимодействие между ядром и электроном, живые организмы существуют благодаря взаимодействию составляющих их молекул, клеток; общество существует благодаря обмену деятельностью между людьми.
Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Изменение в ф. обозначается понятием движения . Д – любое изменение материей форм, свойств, внутреннее неотъемлемое свойство материи (ее атрибут). Понимание Д, как атрибута материи появляется уже в 17 в., но Д понимается как перемещение (механистический материализм) – механическое движение, которое вызывается внешней силой. Т.е. материя должна была быть приведена чем-либо или кем-либо в движение, и материалисты прибегали к идее Бога (Бог – часовщик, который запустил часы и умер). Т.е. Бог вводится как первотолчек (деизм). Если предположить, что где-то существует материя отдельно от энергии, то мир трактуется исходя из объективного идеализма; если же допустить существование движения без материи, что мир трактуется исходя из субъективного идеализма. После открытия дефекта массы, а также определении зависимости энергии от массы и скорости (E=m*c^2), получалось, что масса, которую считали мерой материи, переходит в энергию, т.е. материи нет, есть энергия. Это привело к появлению нового направления – энергетизм (Освальд).
Но с позиции ДМ, масса является лишь одним из свойств материи. Д. – способ существования материи, быть – значить быть в движении, изменении. В мире нет неизменных вещей, свойств и отношений. Д несотворимо и неуничтожимо. Оно не привносится извне. Движение материи есть самодвижение, в том смысле что тенденция к изменению состояния присущи самой реальности. Движение и абсолютно и относительно сразу. Абсолютно оно во всеобщности, в том, что оно не имеет ни начала, ни конца. Любое конкретное движение относительно. Д внутренне противоречиво: оно есть единство изменчивости и устойчивости, движения и покоя. Любое изменение структурных элементов, свойств, отношений осуществляется при сохранении определенных моментов, а каждое сохранение происходит через Д. В потоке не прекращающегося движения присутствуют моменты устойчивости, проявляющиеся в сохранении состояния Д. Обрести абсолютный покой означает перестать существовать. Все относительно покоящееся причастно к какому-либо движению. Покой всегда имеет только видимый и относительный характер. Тела могут покоиться только по отношению к какой-либо системе отчета. Покой – это не отсутствие движения, это сохранение определенного ритма движения. В соотношении покоя и движения, устойчивости и изменчивости, ведущим является движение, изменчивость. Это проявляется в том, что состояние покоя создается предыдущим движением и ликвидируется процессом движения.
Выделяют два основных типа движения:
1) Д, при сохранении устойчивости, качества предмета. Все предметы изменяются (Гераклит : «в одну и туже реку нельзя войти дважды, ибо на входящего каждый раз текут новые воды»), но при этом может сохранятся, воспроизводиться некоторый набор признаков, который позволяет говорить о данном предмете, как определенном предмете, т.е. сохраняющем свое качество (качество – характеристика предмета, процесса, представляющего определенность данного предмета или явления со стороны его существенных свойств).
2) Д, связанное с переходом от одного качества к другому. Это м.б. и разрушение предмета, либо его усложнение. Процессы, связанные с преобразованием качества, которые развертывают потенциальные возможности характеризуются как развитие.
Первая классификация дана Энгельсом. Он выделил 5 форм:
1. Химическое – процессы взаимодействия веществ.
2. Физическое (тепловое) – хаотическое движение молекул
3. Механическое – перемещение тел в системе координат.
4. Биологическое – все процессы от возникновения мира включая развитие видов.
5. Социальное – все процессы от возникновения человека, включая весь исторический процесс.
Но Энгельс не знал микромира. Поэтому добавляется ещё один вид движения – Движение элементарных частиц, вследствие которого образуются атомы.
Классификация дается по принципу усложнения в строгой последовательности. Формы движения возникают друг на друге. Основные связи – структурная и генетическая. Заключается в том, что высшие формы Д включают в себя низшие. Высшие формы могут возникнуть только там и тогда, когда есть все низшие. Высшие формы состоят из низших, но объяснить высшие низшими невозможно. Высшие – это новая система, в которой появляются новые законы.
Источник
Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи. Механицизм. Редукционизм. Витализм.
Движение — это изменение вообще (любое изменение есть движение). Движение разделяют по типам: 1) изменение в пределах качественно определенной системы, не изменяющих ее; 2) изменения, приводящие к качественному изменению системы.
Покой — относительная устойчивость всего сущего. Интерес к развитию возник в древней философии, именно там сформировались принципы, определяющие движение. (Гераклит об абсолютности движения; Зенон — задача об Ахилесе и черепахе; наличие покоя в мире видимом, реальном, обладающим формой). Аристотель — «движение имеет два типа и три вида. 1 тип — по природе естественное; 2 тип — насильственное — вопреки движения, обусловленное внешними силами. Виды: в отношении величины, состояния, места. Движение имеет естественную природу. В механике образ движения — перемещение в инерциальной системе под воздействием внешних сил, из вне тела совершающего движение. В дальнейшем с открытием квантово-релятивистской теории движение как способ существования материи, а покой — как частная форма движения.
В мире все постоянно движется, видоизменяясь, превращаясь, колеблясь между бытием и небытием всего единично сущего. Движение есть сущностный атрибут материи, оно также как и сама материя несотворимо и неуничтожимо, абсолютно, непреложно и всеобще. Материя и движение сущностно едины. Движение — это способ существования материи: быть — значит быть в движении. Вопросы о первопричине материи и о первоисточнике движения — это один и тот же вопрос. Движение — это не чистая континуальность, но единство континуальности и дискретности: оно есть единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и покоя. В бесконечном потоке никогда не прекращающегося движения всегда присутствуют моменты дискретной устойчивости, проявляющиеся прежде всего в сохранении внутренней природы каждого движения в виде равновесия явлений и их относительно устойчивой формы, то есть относительного покоя.
Покой — существует лишь как характеристика движения в его какой-либо устойчивой форме. Как бы ни изменялся предмет, но пока он существует, он сохраняет свою определенность. Абсолютный покой невозможен, ибо обрести его — значит перестать существовать. Покой всегда имеет лишь относительный характер: тела могут покоиться только по отношению к какой-либо системе отсчета, условно принятой за неподвижную. Под движением тела, говорил А. Эйнштейн, мы всегда разумеем изменение его положения относительно другого тела.
Первая научная классификация форм движения материи принадлежит Ф. Энгельсу. Он выделил такие формы: механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную. Эта классификация сохранила смысл до наших дней хотя, в связи с достижениями современной науки, она существенно обогатилась. Формы движения материи органически связаны с определенным уровнем ее структурной организации, каждый из которых характеризуется своей системой закономерностей и своим носителем: например органический уровень — результат постепенного усложнения молекул углеродистых соединений, приведшего к образованию органических соединений. Жизнь — закономерный итог развития совокупности химических и геологических процессов на поверхности Земли. Эволюция живого шла от доклеточных форм существования белка к клеточной организации, к формированию одноклеточных, потом и многоклеточных организмов. Человек и общество есть суть особая, высшая форма движения материи — фундаментальное открытие философии. Общество не просто материя, а одухотворенная материя. Носителем социальной формы движения является человек как субъект истории. Особенность социальной формы движения выражается в субъектно-объектных отношениях, т.е. в отношениях человека, соц. групп, общества в целом к окружающему миру.
Механицизм — мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые распространяются на все виды материального движения. Исторически возникновение и распространение механицизма связано с достижениями классической механики 17-18 в.в. (Галилей, Ньютон). Эти воззрения давали естественнонаучное понимание многих явлений природы. Абсолютизация законов механики привела к созданию механистической картины мира, согласно которой вся Вселенная представляет собой замкнутую механическую систему, состоящую из неизменных элементов, движение которых определяется законами классической механики. В 20 в. разрушена.
Термином «механицизм» в широком смысле слова обозначают также абстрактное отождествление высшей формы движения материи с низшей (социальной с биологической, биологической с физической или химической).
Редукционизм — методологический принцип, согласно которому познание сложных систем предполагает их сведение к более простым или даже элементарным с последующим выведением закономерностей функционирования первых из принципов функционирования вторых. Однако применение этого принципа имеет строго ограниченный предел. В определенной мере метод редукционизма свойственен любой науке и на этом пути возможны определенные достижения.
Витализм — (лат. — жизненный) идеалистическое учение в биологии, объясняющее все процессы жизнедеятельности действием особых нематериальных факторов, якобы заключенных в живых организмах («созидающая сила», порыв к форме). Истоки: учения Аристотеля и Платона о душе, одухотворяющей животный и растительный мир. Как концепция сложилась в 17-18 вв. Ссылаясь на качественное своеобразие живой природы и абсолютизируя ее, витализм отрывает процессы жизнедеятельности от материальных физико-химических и биохимических закономерностей, отдает первенство биологии, отказываясь от биохимии. Отсюда остается либо признать божественное происхождение жизни либо ее вечное существование. Основной объект витализма — проблема происхождения и сущности жизни, целостности, целесообразности структуры и функций — все, что плохо изучено и позволяет паразитировать в этих малоизученных областях.
Дата добавления: 2015-09-14 ; просмотров: 29 ; Нарушение авторских прав
Источник
Читайте также:
|