Движение как способ существования материи его свойства

Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи и их взаимосвязь

Существование любой материи возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Так атом существует лишь потому, что происходит взаимодействие между ядром и электроном, живые организмы существуют благодаря взаимодействию составляющих их молекул, клеток; общество существует благодаря обмену деятельностью между людьми.

Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Изменение в ф. обозначается понятием движения . Д – любое изменение материей форм, свойств, внутреннее неотъемлемое свойство материи (ее атрибут). Понимание Д, как атрибута материи появляется уже в 17 в., но Д понимается как перемещение (механистический материализм) – механическое движение, которое вызывается внешней силой. Т.е. материя должна была быть приведена чем-либо или кем-либо в движение, и материалисты прибегали к идее Бога (Бог – часовщик, который запустил часы и умер). Т.е. Бог вводится как первотолчек (деизм). Если предположить, что где-то существует материя отдельно от энергии, то мир трактуется исходя из объективного идеализма; если же допустить существование движения без материи, что мир трактуется исходя из субъективного идеализма. После открытия дефекта массы, а также определении зависимости энергии от массы и скорости (E=m*c^2), получалось, что масса, которую считали мерой материи, переходит в энергию, т.е. материи нет, есть энергия. Это привело к появлению нового направления – энергетизм (Освальд).

Но с позиции ДМ, масса является лишь одним из свойств материи. Д. – способ существования материи, быть – значить быть в движении, изменении. В мире нет неизменных вещей, свойств и отношений. Д несотворимо и неуничтожимо. Оно не привносится извне. Движение материи есть самодвижение, в том смысле что тенденция к изменению состояния присущи самой реальности. Движение и абсолютно и относительно сразу. Абсолютно оно во всеобщности, в том, что оно не имеет ни начала, ни конца. Любое конкретное движение относительно. Д внутренне противоречиво: оно есть единство изменчивости и устойчивости, движения и покоя. Любое изменение структурных элементов, свойств, отношений осуществляется при сохранении определенных моментов, а каждое сохранение происходит через Д. В потоке не прекращающегося движения присутствуют моменты устойчивости, проявляющиеся в сохранении состояния Д. Обрести абсолютный покой означает перестать существовать. Все относительно покоящееся причастно к какому-либо движению. Покой всегда имеет только видимый и относительный характер. Тела могут покоиться только по отношению к какой-либо системе отчета. Покой – это не отсутствие движения, это сохранение определенного ритма движения. В соотношении покоя и движения, устойчивости и изменчивости, ведущим является движение, изменчивость. Это проявляется в том, что состояние покоя создается предыдущим движением и ликвидируется процессом движения.

Выделяют два основных типа движения:

1) Д, при сохранении устойчивости, качества предмета. Все предметы изменяются (Гераклит : «в одну и туже реку нельзя войти дважды, ибо на входящего каждый раз текут новые воды»), но при этом может сохранятся, воспроизводиться некоторый набор признаков, который позволяет говорить о данном предмете, как определенном предмете, т.е. сохраняющем свое качество (качество – характеристика предмета, процесса, представляющего определенность данного предмета или явления со стороны его существенных свойств).

2) Д, связанное с переходом от одного качества к другому. Это м.б. и разрушение предмета, либо его усложнение. Процессы, связанные с преобразованием качества, которые развертывают потенциальные возможности характеризуются как развитие.

Первая классификация дана Энгельсом. Он выделил 5 форм:

1. Химическое – процессы взаимодействия веществ.

2. Физическое (тепловое) – хаотическое движение молекул

3. Механическое – перемещение тел в системе координат.

4. Биологическое – все процессы от возникновения мира включая развитие видов.

5. Социальное – все процессы от возникновения человека, включая весь исторический процесс.

Но Энгельс не знал микромира. Поэтому добавляется ещё один вид движения – Движение элементарных частиц, вследствие которого образуются атомы.

Классификация дается по принципу усложнения в строгой последовательности. Формы движения возникают друг на друге. Основные связи – структурная и генетическая. Заключается в том, что высшие формы Д включают в себя низшие. Высшие формы могут возникнуть только там и тогда, когда есть все низшие. Высшие формы состоят из низших, но объяснить высшие низшими невозможно. Высшие – это новая система, в которой появляются новые законы.

Источник

Движение – способ существования материи. Основные формы движения материи и их взаимосвязь.

Движение есть неотъемлемое, необходимое и существенное свойство, способ существования материи. «Материя без движения, – писал Ф. Энгельс, – так же немыслима, как и движение без материи».

Читайте также:  Таблетки либексин способ применения

Во-вторых, движение определяется как любое изменение. «Движение, в применении к материи, – утверждал Ф. Энгельс, – это изменение вообще».

В-третьих, движение представляет собой противоречие, а его источником взаимодействие противоположностей. «Движение есть противоречие, – отмечал В. И. Ленин, – есть единство противоречий».

Итак, движение представляет собой необходимое, неотъемлемое свойство материи, без которого она не может существовать. Иными словами, движение есть атрибут материи. Нигде, никогда, ни при каких условиях не было ни одного материального объекта, ни одного явления, которые были бы лишены движения.

Движение включает в себя и изменчивость, и устойчивость одновременно. Наличие изменчивости в движении очевидно. Но и устойчивость обязательно включается в движение. В реальном мире нет ни «чистой изменчивости», ни «чистой устойчивости», а есть движение, в котором изменчивость и устойчивость взаимодействуют и взаимопереплетаются. Поэтому понятия изменчивости и устойчивости являются результатом идеализации.

Любой вид движения, каждый совершающийся процесс подчиняются действию тех или иных законов. Можно сделать вывод, что формой «движения вообще» являются законы движения. Очевидно, что познание движения невозможно без изучения его специфических форм, поскольку общее, не существует наряду с единичным.

Диалектико-материалистическое учение о формах движения материи было разработано Ф. Энгельсом. Его идеи по данному вопросу отнюдь не устарели. Ф. Энгельс выделял пять основных форм движения материи. Критерием выделения этих форм движения является связь каждой из них с определенными материальными носителями.

Механическое движение – пространственное перемещение объектов, но, нужно отметить сегодня, – не любое, а лишь характеризующееся наличием траектории, — распространение в пространстве полей, например, — это не механический процесс.

Физическое движение — теплота, электромагнетизм, гравитация.

Химическое движение — превращение атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер). Химическая форма движения материи имеет дело с образованием и разрушением молекул вещества.

Биологическое движение — специфические для живого процессы. Последнее можно охарактеризовать так: «Жизнь представляет собой способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение ивоспроизводство организмов.

Социальное движение (с которым связано и мышление).

Формы движения расположены именно в этом порядке не случайно: каждая последующая включает в себя предыдущие.

Источник

Движение как способ существования материи. Движение и покой.

Движение – способ существования материи.

Движение является способом существования материи, её атрибутом, то есть неотъемлемым свойством любого бытия. В философии движением считается всякое изменение. Ещё в древности рядом мыслителей была высказана идея о движении как черте всего сущего. Достаточно вспомнить знаменитое высказывание Гераклита: «Всё течёт, всё изменяется». Однако в античной традиции, напомним, существовала и противоположная тенденция, которая рассматривала движение как что-то ущербное, свойственное не столько бытию, сколько его противоположности. Так, иллюзорным и несовместимым с бытием считали движение представители элейской школы (Парменид, Зенон). Платон рассматривал всё подвижное, изменчивое как несовершенное, ущербное бытие. В философии, начиная с 18 в., утверждается представление о движении как неотъемлемом сущностном свойстве бытия. Это относится как к материалистическим, так и ко многим идеалистическим учениям. Французские материалисты 18 в. (П. Гольбах, Д. Дидро и др.) обосновали тезис о том, что движение не привносится в материю извне, а является изначально присущей материи характеристикой.

Открытия в естествознании 19 – 20 вв. подтвердили правоту представлений о движении как неотъемлемом свойстве материи. Следует согласиться с тезисом, что всё движется. Обычно мы противопоставляем движение и покой. Однако на самом деле состояния покоя не существует. С объектами, которые мы с обыденной точки зрения называем покоящимися, всё равно происходят некие изменения, может быть, незаметные нам. Покоем мы называем малую степень движения, которая именно в силу своей незначительности нами не замечается. Можно сказать, что движение абсолютно, а покой относителен. Покой является лишь моментом движения, в котором процессы изменения менее всего выражены.

Виды движения подразделяются по формам материальной организации бытия (механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное).

1. Механическое движение (перемещение тела в пространстве) является самым простым видом движения. В обыденном языке мы движением называем именно механическое движение.

2. Физическое движение. К нему относятся более сложные процессы, относящиеся к сфере изучения физики, в частности, тепловые и электромагнитные процессы.

3. Химическое движение. К химическому движению причисляются всевозможные химические реакции, то есть превращения веществ (окисление, нейтрализация, образование щелочей и солей и т.д.).

4. Биологическое (органическое) движение. Примерами этого вида движения являются физиологические процессы (движение крови по организму, дыхательные движения, обмен веществ), эволюционные процессы (генетические мутации, появление новых животных и растительных видов, сопровождающееся вымиранием прежних видов), распространение растений, миграции животных и пр.

Читайте также:  Сколько соли для посола груздей холодным способом

5. Социальное движение, включает в себя все процессы, связанные с изменениями в обществе. К социальному движению относится, например, совершенствование производительных сил, научные открытия и технические изобретения; реформы и революции, развитие религии и художественной культуры, войны и так далее.

Таким образом, материя не может существовать без движения, как и движение без материи. В.И.Ленин в работе материализм и эмпириокритицизм показал, что отрыв движения от материи, означает в конечном счете признание лишь движения мысли, ибо движение самого по себе, без своего носителя не существует. Попытка мыслить движение без материи, писал он, протаскивает мысль, оторванную от материи, а это и есть философский идеализм.

Источник

Движение как способ существования материи.

Движение является единственным способом существования материи, её неотъемлемым свойством. Материя может существовать только в движении, проявляет себя через движение. Абсолютно все предметы и явления находятся в движении. Движение — это любое изменение состояния системы, начиная с простого механического перемещения и заканчивая социальными процессами.

Движение характеризуется рядом существенных черт: материальность, объективность, абсолютность (т.е. всё находится в движении), относительность (т.е. движение различается по отношению к разным системам отсчёта), противоречивость.

Покой – это временное сохранение предметом своих основных характеристик, например, сохранение своего устойчивого положения относительно других предметов. Но покой не означает полное отсутствие всякого движения. В любых предметах продолжается внутреннее движение. Предметы, покоящиеся в одной системе отсчёта, движутся в другой. Т.е. движение абсолютно, а покой относителен.

Многообразные процессы и явления материального мира различаются по уровню сложности. В ХIX в. Энгельс выделил пять форм движения, и эта классификация сохраняется до сих пор: механическое – изменение положения тела (или его частей) относительно других тел; физическое – изменение физических характеристик системы (температуры, плотности, заряда и т.д.); химическое – процессы превращения веществ, биологическое – процессы, свойственные только биологическим системам от макромолекул до биосферы; социальное – процессы, связанные с осознанной деятельностью человека.

Между формами движения материи существуют строгие взаимосвязи. 1)Каждая более сложная форма движения материи исторически развилась из менее сложных (кроме механического и физического). Классификация форм движения – это лестница, по которой материя поднималась в своём развитии. 2) более сложные формы движения включают в себя все предшествующие, менее сложные. 3) более сложные формы движения материи качественно не сводятся ни к одной из менее сложных форм, ни к их сумме. Поэтому, например, с помощью биологических законов нельзя объяснять социальные явления.

Частный случай движения – развитие. Если движение это любое изменение, то развитие – это качественные, направленные, необратимые изменения. Направленность означает накопление изменений. Частным случаем развития является прогресс – это развитие, которое сопровождается усложнением структуры объекта и выполняемых им функций. Связь прогресса и регресса частично описывается Вторым началом термодинамики, согласно которому любая изолированная система развивается только в одном направлении – от порядка к хаосу. На основе этого закона в 19 веке появилась гипотеза тепловой смерти Вселенной. Но очевидно, что в природе также распространены процессы, идущие с уменьшением энтропии. Эти процессы были описаны только во второй половине 20 века и получили название «самоорганизация».

В природе борются порядок и хаос. С одной стороны, всё существующее стремится к разрушению и гибели, нет ничего вечного. С другой стороны возникают сложные структуры, способные прогрессировать. Самоорганизация – это спонтанный переход открытой неравновесной системы от простой, беспорядочной формы к более сложной и упорядоченной. Это универсальное свойство материи самоусложняться. До 20 века это свойство материи или отрицалось, что вело к метафизичности, или объяснялось идеалистически. Синергетика – теория самоорганизации, с позиции материализма описывает рождение порядка из хаоса.

3. Пространство и время как формы существования материи. Форма – это упорядоченность содержания. Пространство и время – это всеобщие формы существования материи, т.е. вся материя упорядочена в пространстве и времени. Материя не может существовать вне пространства и времени, как содержание не может быть без формы. Пространство – это порядок одновременного сосуществования материальных объектов. Время – порядок смены событий, последовательность состояний. Пространство и время имеют как общие, так и различные черты. Общие черты: материальность, объективность, абсолютность (т.е. вся материя упорядочена в пространстве и времени), относительность (т.е. метрические свойства пространства и времени могут различаться в разных системах отсчёта), противоречивость, безграничность.

Различия между пространством и временем состоят в следующем:

1) быть в пространстве, значит существовать одно рядом с другим (протяжённость), а быть во времени, значит существовать одно вслед за другим (длительность). 2) пространство имеет три измерения, а время – одно. 3) в пространстве равноправны все направления, а время необратимо течёт только в одном направлении.

Читайте также:  Флексийный способ словообразования примеры

В философии до 20 века существовали два подхода к объяснению связи между материей, пространством и временем. Согласно первому подходу П-В существуют независимо от материи и носят абсолютный характер. Пространство – это пустота, чистая протяжённость. Время – чистая длительность. Свойства П-В абсолютны, всегда и везде одинаковы, не зависят от характера материальных процессов. Этот подход соответствует обыденным представлениям человека о П-В и лежит в основе классической механики, созданной Галилеем и Ньютоном.

Согласно второму подходу П-В неразрывно связаны с материей и не могут существовать самостоятельно, как не может существовать пустая форма без содержания. Этот подход защищали многие философы, но высшее выражение он получил в диалектическом материализме. Из этого подхода следовали парадоксальные выводы. Если П-В – это характеристики материи, то их свойства должны меняться, в зависимости от характера материальных процессов. Физическим доказательством этой философской теории стала теория относительности А. Эйнштейна. СТО (1905) доказывает зависимость пространства и времени от взаимного движения материальных тел. ОТО (1916) – доказывает зависимость П-В от распределения гравитационных полей. Тела, создающие сильные поля тяготения, искривляют пространство, делают его неевклидовым. Чем сильнее поле тяготения, тем медленнее в нём течёт время по сравнению с временем вне поля.

Таким образом, в 20 веке победил диалектико-материалистический подход к П-В. Исчезает представление об абсолютных П-В, единых для всей Вселенной. Взамен появляется представление о бесконечном множестве материальных тел, с каждым из которых связано собственное П-В. Это значит, что П-В не существуют отдельно от материи, а являются характеристиками материальных процессов, формами существования материи. Это также значит, что не существует пустоты. Эйнштейн писал: «…раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то П и В остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство и время».

4. Развитие Вселенной и проблема единства мира. Человека окружают многообразные предметы, процессы, явления с различными и даже противоположными свойствами. Но за всем этим многообразием скрывается единство мира.

Идеалисты видят основу единства мира в каком-то духовном начале. Сторонники религии – в боге. Субъективные идеалисты считают, что единство мира – только в сознании человека. Материалистическая философия и естествознание доказывают: 1) единство мира в его материальности. В мире нет другой субстанции, кроме материи, т.е. ничто не может существовать отдельно и независимо от материи. 2) Единство и целостность мира проявляется в наличии всеобщих взаимосвязей. Материальный мир – это единая система, в которой каждый элемент связан с другими. 3) Единство мира – в наличии всеобщих законов. 4) Единство мира – в единой истории его развития.

Наука 20 века углубила представления о диалектических взаимосвязях и развитии материального мира. Развиваться способны не только живая природа и общество. Развитие есть и в неживой природе. Вселенная не всегда была такой как сейчас. Она имеет историю, у которой было начало, и будет конец. История Вселенной – это единая цепочка превращений, в начале которой неупорядоченная материя, а на вершине – возникновение разума. Вероятно, возможен и дальнейший прогресс.

Исходным состоянием Вселенной многие учёные считают физический вакуум. Это было нестабильное энергетически невыгодное состояние материи, обладавшее симметрией, но стремившееся к распаду. Около 13,7 млрд. лет назад произошёл «большой взрыв» – фазовый спонтанный переход вакуума к более устойчивому, но асимметричному состоянию. В первые мгновения нарушение симметрии проявилось в разделении вещества и поля. Вакуум отдавал энергию, расходуя её на рождение частиц вещества и квантов поля. Вселенная стремительно расширялась, температура падала. Остывая, материя продолжала усложняться: из единого поля выделяется гравитационное поле, поле сильного взаимодействия, разделяются кварки и лептоны, разделяется электромагнитное и слабое взаимодействие, рождаются протоны, нейтроны, ядра атомов и наконец сами атомы. Начинаются химические процессы, т.е. появляется химическая форма движения. Формируются звёзды и галактики. На Земле возникает биологическая форма движения. На её основе появляется разум, как свойство самой высокоорганизованной материи – коры головного мозга человека. Появляется социальная форма движения.

В настоящее время Вселенная продолжает расширяться с возрастающей скоростью. Вещество Вселенной расширяется в пространстве вакуума. Причина расширения в современную эпоху – это антигравитация космического вакуума. Бесконечное расширение Вселенной приведёт к распаду галактик, гибели звёзд, наступит «тёмная» эпоха. Но гибель Вселенной не означает уничтожения материи. Вечная материя, по всей видимости, способна бесконечно развиваться, создавая и разрушая миры.

Источник

Оцените статью
Разные способы